Дети с нарушениями поведения
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология

Психическая норма, поведенческая норма, норма развития, возрастная и индивидуальная норма. Норма поведения. Дети с эмоциональными нарушениями. Нарушения поведения как проявления болезненно измененной личности и психики в целом. Этиология нарушения поведения у детей.
Характеристика основных групп детей с нарушенным поведением.
Классификация психопатий.
Искаженное психическое развитие. Расстройства аутистического спектра. Понятие синдрома раннего детского аутизма (РДА).
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Понятие «норма»

Понятие «норма» в переводе с латинского означает руководящее начало, правило, образец. В словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование нормы: 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь. 2. Установленная мера, средняя величина чего-нибудь.
В определении человеческой нормы существовали и существуют разные подходы. Известный русский врач и педагог В.П. Кащенко сделал попытку научного толкования понятия нормы личности, т.к. был не согласен с распространенным представлением о норме как о среднем, часто встречающемся значении. Он высказал предположение, что это среднее не может быть постоянными и будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и других условий. Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми, по мнению В.П. Кащенко, состоит в том, что психические черты у нормально развивающегося ребенка являются случайным признаком, от которого можно избавиться при необходимости и волевом усилии со стороны ребенка.
Определение психической нормы является одной из сложных проблем, что объясняется индивидуальностью и субъективностью человеческой психики. Одно и то же событие неодинаково воспринимается и оценивается разными людьми. Восприятие, оценка и ответная реакция людей на происходящие вокруг события могут зависеть от возраста, пола, особенностей воспитания, культуры, жизненного опыта, настроения.
Ученые считают, что не существует количественного перехода между нормальной и патологической психикой. Чаще всего разница между ними имеет качественный характер.
Существуют временные нервно-психические отклонения, о которых свидетельствуют следующие эпитеты: «сумасшедшая любовь», «слепой гнев», «слепая ревность» и т.п. Состояния людей в таких случаях находятся на грани нормы, но они не всегда требуют соответствующего лечения. В рамках нормы находятся различные страсти, иногда целиком овладевающие человеком (увлечение пением, страсть наживы, поиск справедливости и т.д.). В пределах нормы находятся колебания поведения. На поведение человека оказывает влияние его принадлежность к определенному сообществу, вере, секте, идеологическому течению, что в свою очередь сказывается на образе жизни, манере поведения, но это не дает основания констатировать данные факты как психическое отклонения от нормы.
Понятие «отклонение» используется для характеристики расхождения с некоторой нормой в поведении, ценностях и т.п., а также для анализа нормального развития, но в этом случае оценивается несоответствие уровня развития и поведения ребенка предъявляемым ему требованиям и ожиданиям, не входящее за пределы «низкой нормы» и исключающее органические поражения центральной нервной системы.
Развитие любого ребенка подчиняется определенным возрастным особенностям. В связи с этим ученые выделяют понятие «возрастная норма».
Возрастная норма – это среднестатистический показатель, который свидетельствует о том, что некоторая особенность характерна для большинства детей данного возраста (С.С. Степанов).
Давая оценку развития ребенка, педагогу-психологу необходимо знать и учитывать его индивидуальные темпы развития, которые могут несколько отличаться от среднестатистического показателя, но не свидетельствовать о ненормальности. Проблемы поведенческого характера имеются у каждого ребенка, но они не мешают ему оставаться нормальным.
От понятия «норма поведения» необходимо отличать понятие «норма развития».
О.А. Карабанова, опираясь на теоретические положения Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера считает, что норма развития – это оптимальный с точки зрения общества уровень, соотнесенный с индивидуальными особенностями ребенка. Автор выделяет два типа отклонений в развитии ребенка:
1. Запаздывание в развитии (снижение темпа психического развития по сравнению с показателями большинства детей одного и того же возраста, но не выходящее за пределы возрастной нормы).
2. Нарушение в развитии (формирование негативных личностных комплексов или нарушения поведения, общения и деятельности, противоречащие социальным нормам).
Отклонения в развитии связаны с различными степенями нарушения интеллекта, органов чувств, поведения. В данном случае речь идет об аномальных детях, которым нужна помощь специалистов-дефектологов. Развитие аномальных детей характеризуется значительными отклонениями от нормального физического или психического развития.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить несколько видов понятия «человеческая норма» и установить между ними взаимосвязь:
Отклонения в поведении мы, вслед за Л.Г. Гребенниковым, рассматриваем как эмоциональные и поведенческие нарушения у детей, родившихся без органической патологии, т.е. практически здоровых. Придерживаясь взглядов многих ученых можно сделать вывод, что отклонения практически здорового ребенка формируются в результате (противоестественного) влияния окружающей среды. На сегодняшний день нет единого понимания нормы и отклонения у ученых. В связи с этим возникает необходимость знакомства с наиболее распространенными подходами к данной проблеме.
Несмотря на сложность определения критериев психической нормы, в настоящее время делаются попытки разработки ее критериев. Анализируя понятие «социально адекватное поведение» М.С. Лебединский и В.Н. Мясищев и выдвинули мысль о том, что основанием для установления патологии личности является нарушение способности адекватно разрешать жизненные задачи и социально адекватно вести себя. Возникает вопрос: что значит вести себя «социально адекватно»?
Поведение человека регулируют две взаимосвязанные системы: система отношений, которые строятся на соблюдении конвенциальных норм (установленных обществом) и система межличностных отношений. Особенности регуляции поведения человека придает его психической деятельности двойственность, непосредственность и опосредован-ность отношений. Непосредственный характер межличностных отношений проявляется в чувствах, переживаниях, связанных с другим человеком, в непроизвольных реакциях в процессе взаимодействия. В основе опосредованности взаимодействия лежит стереотипность восприятия другого человека, рациональный анализ ситуации, регламентированный характер поведения.
Опираясь на положение о двойственной регуляции поведения, С.И. Розум дает следующее определение понятию «нормальное поведение»:
Нормальное поведение – это не только целесообразное поведение, то есть имеющее внутреннюю логику развития и направленное на достижение какой-то цели, но и такое поведение, которое удовлетворяет требованиям и ограничениям, налагаемым на него двумя системами регуляции поведения, рассмотренными выше.
Чтобы считаться нормальным человеком, иначе говоря, необходимо иметь, знания и навыки социального и межличностного взаимодействия, которые позволяют понимать смысл происходящего и адекватно на него реагировать. Нормальная личность, по мнению С.И. Розум, должна обладать «осознанным и интуитивным пониманием пределов допустимого поведения в зависимости от конкретной ситуации в рамках культуры данного общества».
Нарушение поведения может быть проявлением болезненно измененной личности и психики в целом или следствием неблагоприятного воздействия социального фактора: среды, воспитания. С.Н. Зинченко предлагает отличать «патологические» формы нарушенного поведения и «неболезненного» (нарушенного в широком смысле плохого поведения).
В основе патологических форм нарушенного поведения лежит патология личности как результат врожденных и приобретенных причин социально-психологического и биологического характера. К этим формам относятся психоподобные состояния, психопатии и они находятся в компетенции специалистов-психиатров.
К компетенции работников органов просвещения, охраны общественного порядка и семьи относятся формы нарушенного поведения, не связанные с болезнью. По своему характеру они могут быть временными, приходящими, в виде отдельных реакций (например, вспышки гнева у ребенка, которые испытывают незаслуженную обиду) или более стойкими (например, раздражительность, строптивость, неуправляемость поведения у трудновоспитуемых детей).
Преходящие формы нарушенного поведения в детском и подростковом возрасте многими авторами называются по-разному: характерологические реакции, психологические реакции, ситуативные формы нарушенного поведения. К приходящим формам относят реакции протеста, которые могут носить активный или пассивный характер. Для этих реакций характерно ситуативно обусловленное поведение ребенка, часто кратковременное, которое проявляется в определенной микросреде и направлено на то лицо или ситуацию, которое вызвало эту реакцию. Отличительной особенностью данной формы поведения является то, что оно не ведет к нарушению социальной адаптации в целом и не сопровождается невротическими симптомами (например, протест ребенка на обиду).
Примером стойкого изменения поведения является трудновоспиту-емость или педагогическая запущенность. Основная причина появления стойких поведенческих нарушений – искажение механизмов социализации ребенка (социальная дезадаптация). Между трудновоспитуемостью и психоподобными состояниями зачастую проявляются внешнее сходство, что, по мнению Зинченко, ведет к неоправданному расширению круга патологии личности. Педагог должен знать отличительные особенности трудновоспитуемости. В отличие от нарушенного поведения у лиц с болезненно измененной психикой. При трудновоспитуемости имеется более выраженная избирательность форм поведения, при этом преобладают формы, определяемые средой.
Поведение трудновоспитуемого ребенка отличается двойственностью: проявлением симпатии к избранным сверстникам, отдельным взрослым и в тоже время по отношению к другим они могут проявлять грубость, агрессивность, цинизм и т.п. защищая свои интересы. Трудновоспитуемый ребенок или подросток, как правило, не считается с интересами и желаниями окружающих.
Признаками болезненного изменения поведения являются соматического расстройства, аффективные колебания настроения, астенические и истерические расстройства. Все эти признаки не характерны для поведения трудновоспитуемого ребенка.
Психопатия – это аномалия характера; неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах. Этиология психопатий связывается либо с генетическими, наследственными факторами, действующими на ранних этапах онтогенеза, кроме того, не исключаются возможности формирования психопатии под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов. Особенно большое значение в этом отношении имеют дефекты воспитания.
Таким образом, в развитии психопатий имеют значение как биологические, так и социальные факторы. Однако биологические факторы не имеют предопределяющего значения в развитии всех свойств и особенностей личности, они проявляют свое патологическое воздействие лишь на определенной социальной основе. Степень и тяжесть психологического развития личности во многом будет зависеть от того, в каких условиях происходит ее развитие.
Психопатии не имеют характера текущего болезненного процесса, они - результат негармонического развития психического дизонтогенеза. Существует много классификаций психопатий. Одни исследователи (П.Б. Ганнушкин и др.) исходят из положения, что при психопатиях речь идет о количественном заострении и усилении тех или иных черт характера, распределяет психопатии по группам, приближая их вплотную к классификациям человеческих характеров. Другие (М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева) пытаются классифицировать по этиологическому признаку. Существуют классификации, построенные на обобщении классификаций, указанных выше (А.Е. Личко, В.В. Ковалев).
Несмотря на разнообразие классификаций, сложности механизма возникновения и развития, клинико-психологическая структура отдельных вариантов психопатий разными авторами описываются достаточно сходно, особенно это касается психопатий детского возраста.
Принята следующая систематика психопатий:
- конституциональные, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на который надает развертывание психопатических черт;
- органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых (первые 2-3 года жизни) вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям. К конституциональным психопатиям относятся шизоидные, эпилептические, циклоидные, психастенические и истерические психопатии.
Шизоидные психопатии. Ребенку с этим типом психопатии присущи черты аутизма, его эмоциональная сферы характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний. В начальных классах эти дети испытывают трудности при овладении моторными навыками письма. Несмотря на часто высокий интеллект, они нередко являются предметом насмешек одноклассников из-за неконтактности, эмоциональной неадекватности, плохой ориентировки в конкретной ситуации. Для многих детей с шизоидной психопатией характерно раннее возникновение интеллектуальных интересов, в школе их привлекают точные науки - математика, физика и др.
Эпилептоидная психопатия. Имеет много общего с эпилепсией, однако отличается от нее отсутствием судорожных расстройств, явлений слабоумия. В данном случае речь идет о стойких характерологических особенностях в виде напряженности эмоций и влечений, немотивированных колебаний настроения. Уже в раннем дошкольном возрасте для таких детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, мстительность. В детском коллективе они трудны не только из-за своих аффективных вспышек, но и из-за постоянной конфликтности, связанной со стремлением к самоутверждению, жестокости. Чем меньше возраст, в котором она проявляется, тем тяжелее последствия, особенно в подростковом возрасте. Подростки, склонные к демонстративному поведению (попытки суицида на глазах у всех), имеют жѐсткую установку на праздную жизнь – жить только настоящим, без планов на будущее; они сексуально извращены, у них отсутствуют эмоциональные привязанности.
Циклоидные психопатии. Этот вариант психопатии, при котором имеется склонность к немотивированным колебаниям настроения, в детском возрасте диагностируются редко.
Психастенические психопатии. В дошкольном возрасте (3-4 года) у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность крайне затрудняют адаптацию. В школьном возрасте проявляется ипохондрия - боязнь за свое здоровье и здоровье близких. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и неизвестным, возникает болезненная педантичность.
Истероидная психопатия. Эта форма психопатии обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем детстве. Представляет вариант дисгармонического инфантилизма. Основным проявлением истероидной психопатии является эгоцентризм, т.е. стремление быть в центре событий, обращать на себя внимание окружающих. С ранних лет наблюдается капризность, девочки нередко стремятся привлечь к себе внимание различными вымыслами. Очень ревнивы к похвалам в адрес других, из-за чего часто вступают в конфликт. В школьном возрасте стремление привлечь к себе внимание проявляется в характере одежды.
Неспособность к волевому усилию приводит к тому, что даже при хорошем интеллекте успехи в учебе значительно ниже возможностей. Конфликты не только с одноклассниками, но и с учителями. В подростковом возрасте типичны кокетство, склонность к интригам. Эгоцентризм делает их чуждыми к переживаниям и трудностям близких, друзей, они сосредоточены только на своих переживаниях и интересах.
Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни. Проявления обычно начинаются с раннего детства: непоседливость, крикливость, суетливость, желание все трогать руками, отсутствие чувства дистанции со взрослыми, аффективные вспышки, бурные истерические реакции. Постоянное стремление к движению сочетается с задержкой развития элементарных двигательных навыков, с моторной неловкостью. С началом полового созревания двигательная «безтормозность» сглаживается.
Органическая психопатия может быть эпилептоидного и истероид-ного типа. При эпилептоидном типе с детства преобладает своеобразная эффективность и могут выявляться нарушения влечений, усиливающиеся в подростковом возрасте. Аффекты отличаются бурным проявлением и быстрым истощением. Нарушения влечений чаще характеризуются садистскими склонностями и бродяжничеством. Аф-фективность и нарушения влечений становятся основой для нарушений поведения - делинквентности, алкоголизации.
При истероидном типе органической психопатии с детства наблюдаются бурные истерические реакции по незначительным поводам - при малейшей угрозе наказания или отказе в исполнении желания.
В подростковом возрасте выступают безудержное хвастовство, малоправдоподобные фантазии.
Познакомимся с краткой характеристикой психопатических форм поведения:
- дисгармоничное (неравномерное) развитие психических функций и системе (наряду с полноценным умственным развитием наблюдается недоразвитие и изменения в эмоционально-волевой сфере. Например, болезненная привязанность к кому-нибудь из своих близких при равнодушном отношении к другими членам семьи);
- повышенная возбудимость (аффективные вспышки);
- недоразвитие воли (повышенная внушаемость, неустойчивое настроение, не способность преодолевать трудности);
- поведение носит импульсивный характер;
- сниженный уровень работоспособности:
- рассеянность внимания.
Аутизм или расстройства аутистического спектра - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
Термин «А.» ввел в 1912 г. Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронической психической травмы (аутистическое развитие личности). Аутизм может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).
Ранний детский аутизм (РДА) – особая аномалия психического развития, при котором прежде всего нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является неконтактность ребенка, которая проявляется уже на первом году жизни: нарушены все формы довербального общения (экспрессивно-мимическое, предметно-действенное), не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой, чтобы его взяли на руки, как это делает здоровый малыш.
На всех этапах развития дети с аутизмом в общении с окружающими не обращаются к языку мимики и жестов как это делают дети с дефектами речи и нарушениями слуха. Они не понимают и не используют более раннего в онтогенезе так называемого зрительного языка, например, у них отсутствует указательный жест как привычное средство общения ребенка с общим недоразвитием речи первого-второго уровней. Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. При этом может отмечаться симбиотический характер привязанности к матери.
Поведение ребенка с аутизмом и его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и чрезмерно болезненно, возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения неодушевленных предметов в его комнате.
При аутизме своеобразный характер носит игровая деятельность, ее характерным признаком является использование необычного игрового материала, часто предметов домашнего обихода. Ребенок играет один, крайне ригидно, однообразно, используя различные предметы (обувь, веревки, бумагу, выключатели, провода и т.п.). Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические воплощения в тот или иной образ (например, в животное) в сочетании с аутистическим фантазированием.
Особенности моторного поведения: своеобразное вращение и рук перед глазами, потряхивания руками и предметами, раскачивания туловища, необычные повороты тела. Все эти движения усиливаются при возбуждении, удивлении, утомлении.
Особенностью походки детей с аутизмом является ходьба на цыпочках или вприпрыжку.
Многие из детей отличаются моторной неловкостью: при беге они не прижимают локти к груди, как здоровые дети, а неуклюже растопыривают их в стороны; по лестнице они даже в старшем дошкольном возрасте часто ходят приставным шагом; у них медленно развивается координация движений рук и ног при ходьбе, тонкая дифференцированная моторика пальцев рук; нарушена пространственно-временная организация движений. Они испытывают большие трудности в копировании даже простых движений, путая вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад и т.д.
Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам.
Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно, среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием, отмечаются также различные по степени формы умственной отсталости. Наиболее характерным для аутизма считается неравномерное, искаженное психическое развитие.
Среди характерных признаков аутизма большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей (мать, отец) или отдельные предметы, к которым у ребенка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т. д.
В отличие от общего недоразвития речи и алалии, при аутизме на самых ранних этапах речь может развиваться нормально, и ребенок по темпу ее развития иногда даже обгоняет здоровых сверстников. Затем, обычно в возрасте до 30 месяцев (в среднем около 18 месяцев), она утрачивается: ребенок перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне. Утрата речи всегда сочетается с потерей выразительного жестикулирования и имитационного поведения. При этом такая утрата речи чаще наблюдается у девочек.
При раннем детском аутизме часто отмечаются отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращенную речь. Более чем у 50-70 % детей с ранним детским аутизмом наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В начале речевого развития эхолалии появляются редко, но они могут иметь место в старшем дошкольном возрасте.
Дети с аутизмом редко имеют полноценную речь. В старшем дошкольном возрасте они обычно плохо говорят за пределами привычной для них обстановки, у них наблюдаются стойкие аграмматизмы, они почти никогда не используют личное местоимение я и утвердительное слово да. В некоторых случаях может отмечаться сочетание аутизма с общим недоразвитием речи или с алалией. Эти формы особенно неблагоприятны в отношении развития речи, так как два этих дефекта взаимно усиливают друг друга.
Нередко общее недоразвитие речи, или алалия, может осложняться отдельными проявлениями аутистического поведения. В этих случаях логопеду следует уделить особое внимание: а) работе по развитию у ребенка имитационного поведения, стимулируя моторное жестовое, а затем и речевое подражание, и б) формированию всех видов довербально-го и вербального общения.
Ранний детский аутизм следует дифференцировать от особой формы умственной отсталости - синдрома «счастливой куклы», описанного Ан-гедьманом в 1965 г. К настоящему времени насчитывается более 50 случаев данного заболевания. Его характерным признаком является сочетание интеллектуальной недостаточности с выраженным недоразвитием речи, частыми продолжительными приступами смеха и характерной подпрыгивающей походкой, напоминающей движения механическою куклы.
В тяжелых случаях аутизма необходимы коррекция и лечение, включающие, в частности, налаживание контактов с внешним миром.
Холдинг-терапия – оригинальный метод коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте, разработанный американским психотерапевтом М. Велш. Процедура холдинг-терапии весьма проста: мать крепко обнимает ребенка и удерживает его, несмотря на сопротивление. При этом лица ребенка и матери обращены друг к другу. После нескольких сеансов холдинг-терапии (продолжительностью около часа) сопротивление ребенка уменьшается и наступает расслабление. Метод продемонстрировал высокую эффективность в клинике РДА (раннего детского аутизма). Кроме этой техники на современном этапе большую популярность, особенно за рубежом приняла АБА-терапия с использованием поведенческой терапии и элементов холдинг-терапии.
В современной психопатологии и психиатрии термин аутизм используется также применительно к нормальной психике; показано, что аутизация может выступать в качестве механизма психологической защиты от психотравмирующих влияний. В некоторых зарубежных психологических теориях аутизм рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.
Диагностика нарушений поведения с болезненными или неболезненными проявлениями психики должна строиться на учете количественных изменений всей личности, эмоционально-волевой сферы и психики в целом, а не отдельных даже выраженных проявлениях измененного поведения.
По мнению М. Раттера. в диагностике и коррекции аномалий психического развития детей необходимо соблюдать ряд условий:
1. Выявлять причины, повлекшие формирование дефекта и способствующие его сохранению.
2. Определять механизмы диагностируемых эмоциональных расстройств и нарушений психического развития.
3. Соотносить состояние психического развития ребенка с возрастными особенностями.
Таким образом, психическое развитие ребенка должно рассматриваться как результат взаимодействия наследственного и социального фактора.
Задания для СРС:
Подготовить доклады на темы:
1. Дети с расстройством аутистического спектра (РДА).
2. Психопатии. Этиология, характеристика, коррекция.



Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоят проблемы классификации детей с ОВЗ в современной отечественной специальной психологии и коррекционной педагогики?
2. Объясните значение терминов «психическая норма», «норма развития», норма поведения», «отклонение в поведении», «патологические формы поведения».
3. Назовите основные признаки патологически измененного поведения.
4. Дайте общую характеристику основных групп детей с нарушенным поведением.
5. Охарактеризуйте формы дисгармоничного психического развития. Какова их этиология, классификация, симптоматика?
6. Что Вы понимаете под искаженным психическим развитием?
Расскажите об этиологии, симптоматике раннего детского аутизма.
7. Какие типы нарушения поведения умственно отсталых детей Вы знаете?
8. В чем заключается диагностика и особенности обучения и воспитания детей с нарушением поведения?
9. Приведите примеры методов и методик психолого-
педагогической коррекции искаженного психического развития (РДА).
Источник: Специальная психология : учебно-методическое пособие / авт.- сост.: А. М. Дохоян, В. И. Лахмоткина, И. С. Исмаилова. – Армавир : РИО АГПУ, 2017. – 200 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.