На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Суицид как крайнее проявление социального и психологического неблагополучия
Все страницы

Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников

Е.Д.Ходосевич

Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья.
В.М.Бехтерев

Сегодня проблема сохранения здоровья человека (физического и психического) очень актуальна. И приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения стала организация здоровьесберегающего учебного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме выбора педагогических технологий, в том числе и в музыкальном образовании (как части образовательного процесса) [1].


Для решения ключевой задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся – представляется необходимым внедрение в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это, по определению Е.Ю.Логиновой, педагогические приемы и методы, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят ему прямого и косвенного вреда. По определению О.Епишевой, это продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [3].
В решении проблемы сохранения здоровья учащихся, организации здоровьесберегающего учебного процесса может помочь музыка. А именно: использование музыкального искусства как средства создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе. При этом учитель музыки должен использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально – терапевтические (музыкотерапия) [3]. "Музыкальная терапия… может стать эффективным методом лечения школьных неврозов" [3].
Музыкальная терапия – психотерапия посредством звуков музыки [2].
Ученые в теории, а практики на деле подтвердили терапевтический эффект музыкотерапии. Музыкальные звуки способны рассеивать болевые ощущения и благодаря воздействию звуков определенного тона на костную проводимость снижать уровень болевых и неприятных ощущений. Активно используется в медицинской практике способность музыки замедлять и уравновешивать волны мозга. В оздоровительной практике активно используются возможности музыки для снятия мышечного напряжения, повышения подвижности и координации тела [7].
Автор Е.Ю.Логинова в статье "Музыкальное обучение как средство коррекции психического неблагополучия школьников" утверждает, что "современная психология признает в музыке силу, активизирующую подсознание; в психосоматике известно ее влияние на вегетативную нервную систему; социальная психология рассматривает музыку как средство невербальной коммуникации. Педагогика же способна рассматривать музыкальное обучение как средство коррекции проблемных сторон в развитии детей" [4].
Исследования показывают, что и на эмоции человека наиболее сильное воздействие оказывают именно звуковые раздражения.
Учитывая все вышеизложенное, на базе УО "ГОСШ № 36 г. Витебска" ведется экспериментальная работа, направленная на оказание учащимся начальных классов психологической помощи: снятие стрессов, умственного напряжения, которые возникают в процессе обучения; гармонизация эмоциональной сферы путем использования музыкотерапии не только на уроках музыки, но и на школьных переменах.
Тема экспериментальной работы: "Музыкальное искусство как средство арт-терапевтичского воздействия на эмоциональную сферу младших школьников".
Цель эксперимента: создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся начальных классов средствами музыкального искусства на уроках музыки и школьных переменах.
Задачи эксперимента:
1. Гармонизация эмоциональной сферы учащихся.
2. Устранение нервного напряжения, физического утомления.
3. Оказание положительного воздействия на мироощущение младших школьников.
К методам данного исследования мы отнесли изучение опыта работы сотрудников межвузовской лаборатории арт-терапии УО "ВГУ им.П.М.Машерова" и НОУ Института педагогики и психологии г. Москвы; учителей, осваивающих применение музыкотерапии на уроках музыки в общеобразовательной школе; наблюдения, сравнения и анализа продуктов деятельности учащихся в процессе музыкальной деятельности; арт-терапевтические методы. Арт-терапия рассматривается нами "как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства") [2]. И в своей работе мы используем целительные возможности музыки в интеграции с танцем, изобразительным искусством, литературой:
1. Вокалотерапия, которая оказывает благотворное воздействие на весь организм, помогает снять напряжение и раздражительность (дыхательные и голосовые упражнения; звуковой массаж; пение вокализов, направленных на формирование навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире; исполнение песен различного характера; "двигательных" песенок, направленных на то, чтобы школьники не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела).
Итак, "голос – это человек. Человек во всей полноте – физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный…А его голосовой аппарат (тоже голос) – есть…внутренний светильник, озаряющий своим мерцанием, вспышками, движущимися лучами душу и тело человека…" [6].
2. Инструментальная терапия, включающая в себя не только игру на инструментах детского оркестра, но и ассоциативные игры с тембрами инструментов (тембр – "генеральное свойство звучащего источника…Тембр выступает в ансамбле всех проявлений звука") [6]. Музыка "вбирает в себя весь слышимый мир, опирается на гигантский круг звуковых ассоциаций" [6]. И такие ассоциативные игры позволяют школьникам оценить свое внутреннее состояние, познать внутреннее "Я".
3. Изотерапия в сочетании с музыкой – не только средство выражения состояния учащихся, но и пример успокаивающей деятельности, в процессе которой снимается напряжение, развиваются фантазия и воображение. Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет [5]. О связи цвета и звука пишет Е.В. Назайкинский: "Звук – ассоциант – порождает комплекс представлений о цвете, о тех значениях, эмоциях, которые он несет… В звуке с наибольшей определенностью и весомостью проявляет себя материальное звено, значащее, стимулирующее фантазию, вытягивающее за собой ассоциативную цепочку" [6].
Музыка и пение оказывают значимую помощь и при изучении предметов гуманитарного цикла.
В результате арт-терапевтической деятельности у 90% учащихся экспериментального класса было отмечено повышение эмоциональной стабильности, снижение уровня тревожности и физического утомления. А о том, какую радость принесли встречи с музыкальным искусством, говорят высказывания детей: "Музыка-это радость!", "С музыкой становится легче на душе", "Музыка-самое лучшее, что есть на свете", "Я люблю музыку!".

 

Список цитированных источников

  1. Затямина, Т.А. Об опыте использования педагогических технологий на уроках музыки / Т.А.Замятина // Музыка в школе. – 2005. – №5.
  2. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е.Свистовская.-М.: Когито-центр, 2007.
  3. Лобанова, Е.А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий / Е.А.Лобанова // Музыка в школе. – 2006. – № 3.
  4. Логинова, Е.Ю. Музыкальное обучение как средство коррекции психичского неблагополучия школьников / Е.Ю.Логинова // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2004. – №3.
  5. Миронова, Л.Н. Цветоведение / Л.Н.Миронова.- Минск, 1984.
  6. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В.Назайкинский .-М., 1988.
  7. Смагин, А.И. Использование музыкальной терапии в социальной работе  / А.И.Смагин // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. – №8.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Н.М.Шокель

Система образования Республики Беларусь ориентирована на воспитание общечеловеческих ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.
Согласно заключению экспертов Всемирной организации охраны здоровья, уровень здоровья человека на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 10% – от деятельности системы охраны здоровья, на 20% – от наследственных факторов, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
Современная школа нуждается в разработке целостной системы по формированию ЗОЖ, направленной на стабилизацию и улучшение состояния здоровья детей. При этом здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит из отдельных, но тесно взаимосвязанных аспектов: духовного, физического, психического и социального здоровья.
Сегодня динамика состояния здоровья учеников имеет тенденцию роста разного рода заболеваний. А отклонения в состоянии здоровья отрицательно воздействуют на успеваемость учеников, их общее самочувствие.
Мы понимаем, что здоровье — это ценность, поэтому забота о здоровье учащихся является частью учебно-воспитательного процесса в нашем педагогическом коллективе. Но положительных результатов мы можем достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека.
Разработанная нами программа по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет включить всех участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, учителей, социально-психологическую службу, родителей) в активную работу по формированию здорового образа жизни школьников, что в дальнейшем будет содействовать сохранению и укреплению здоровья детей в целом.
В нашей школе работа по формированию ЗОЖ включает в себя построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся, предупреждением утомляемости, использование здоровьесберегающих образовательных технологий с учётом возраста школьников, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, организацию рационального питания учащихся, оздоровительную работу и т.д.
Программа направлена на воспитание здорового, энергичного, активного человека.
Составляется план реализации программы на учебный год. В нём прописываются содержание работы, срок реализации и ответственный за выполнение. Содержание работы включает:
- мероприятия, которые способствуют созданию условий по формированию здорового образа жизни:
-информирование родителей о состоянии здоровья детей и пропаганда здорового образа жизни;
-мониторинг здоровья учащихся;
-обучение родителей по вопросам физического воспитания, психогигиены, физиологических особенностей детей;
-оформление карт здоровья учащихся 1— 4 классов;
- изучение особенностей развития и воспитания детей в семье, уровня гигиенической культуры родителей;
- социометрические исследования;
- анкетирование учащихся 2-4 классов "Моё здоровье";
-   санитарно-просветительская работа:
- факультативные занятия "Здоровый образ жизни" (1-4 классы);
- курс "Человек и мир"(1-3 классы);
- уроки "Основы безопасности жизнедеятельности" (2-4 классы);
- проведение тематических бесед;
- создание сантроек по классам;
- оформление уголка здоровья;
-   создание условий, которые удовлетворяют потребность в физической активности учащихся:
- спортландии;
- проведение физкультминуток на уроках;
- проведение гимнастики для глаз;
- проведение подвижных игр на переменах.
В начале реализации программы классные руководители начальных классов изучили литературу, в которой раскрывалась методика использования здоровьесберегающих технологий, провели информационно-разъяснительную работу с учащимися и родителями о необходимости формирования у детей основ здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания.
Каждый из учителей, работающих в начальной школе, создает необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, способностей и потребностей, использует такие формы работы, которые помогают сохранить высокую трудоспособность на протяжении всего урока. Частая смена видов деятельности, переключение внимания, использование игровых технологий помогают избежать переутомления учащихся и повышают интерес к изучаемым предметам.
На факультативных занятиях "Здоровый образ жизни" дети узнают о влиянии природы на здоровье человека, о необходимости охраны окружающей среды; знакомятся с последствиями неправильного питания, с необходимостью выполнения гигиены питания; приобретают практические навыки оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, узнают о причинах их возникновения; знакомятся с наиболее распространёнными болезнями сердечно-сосудистой системы, профилактикой этих заболеваний.
Ежегодно проводится мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медицинского осмотра. Составлены сравнительные диаграммы, которые показывают динамику заболеваний учащихся. В прошлом учебном году снизился уровень заболеваемости ОРЗ и ОРВИ.
Оформлен "Уголок здоровья", материалы которого систематически обновляются. Разработаны физкультминутки, которые разделяются на оздоровительные, двигательно-речевые, творческие, физкультурно-спортивные, а также советы родителям по сохранению здоровья детей.
Классными руководителями совместно с социально-психологической службой проводятся рейды по проверке выполнения младшими школьниками режима дня и изучению гигиенической культуры семьи. На протяжении учебного года с родителями проводятся групповые и индивидуальные консультации, где раскрываются такие вопросы, как режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе.
С целью повышения физической активности детей проходят различные спортивные мероприятия, дни и часы здоровья. С участием родителей организуются сказочные встречи для детей с Мойдодыром, доктором Айболитом, Пилюлькиным, путешествия по городу Здоровейску.
Учителя начальных классов практикуют проведение уроков литературного чтения, изобразительного искусства, "Человек и мир", трудового обучения на свежем воздухе, организуют экскурсии в природу, тематические экскурсии на ФАП с элементами практических занятий.
Психологом школы исследуются у учащихся начальных классов уровень познавательных способностей и тревожности на начало и конец учебного года. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, на уроках не наблюдается тревожно-дискомфортного состояния детей. Ученики чувствуют себя более уверенно, ведут себя раскованно, свободно высказывают свои мысли.
Идеи педагогики оздоровления подводят наших учителей к широкому использованию в практике работы нестандартных уроков: уроков-игр, уроков-соревнований, театрализованных уроков, уроков-консультаций, уроков творчества, уроков-конкурсов, уроков взаимообучения и т. д. В результате каждый ученик является субъектом учебной деятельности, выступает соавтором в конструировании уроков.
Многое из задуманного нам ещё предстоит выполнить, но первый шаг уже сделан: мы взяли на себя ответственность за здоровье, воспитание и образование наших детей и готовы вложить в эту работу все силы учительского коллектива и весь свой педагогический талант.


 

Суицид как крайнее проявление социального и психологического неблагополучия

Н.В.Якушкин

Самоубийство человека является индивидуальным актом. Вместе с тем, оно происходит в контексте социума и связано с определенными социально-психологическими и демографическими факторами. В Витебской области проблема самоубийств очень остра в течение последних 15 лет. И мы постарались исследовать данную проблему в контексте социального и психологического здоровья. Для этого мы провели анализ фактов завершенных самоубийств на основании информации, поступившей в Витебский областной психоневрологический диспансер от врачей области за 2007 год и 1 полугодие 2008 года. Были отобраны 500 бланков.
Суицид совершили 406 мужчин (81,2 %) и 94 женщины (18,8 %). Из них жителями городов являлось 158 человек (31,6 %), районных центров 75 (15,0 %) и сельской местности 267 (53,4 %). По возрасту суициденты распределились следующим образом: 15-18 лет – 3,4 %, 19-29 лет – 14,0 %, 30-40 лет – 14,0 %, 40-55 лет – 30,4 %, 56 лет и старше – 38,3 %. Среди них работоспособными являются 68,0 %, пенсионеры – 30,2 %, дети и подростки – 1,8%.
Эти данные подтверждают известный факт, что основной группой суицидального риска являются мужчины старше 40 лет, которые проживают в сельской местности.
Образование и профессия. Основная часть суицидентов имеет невысокий уровень образованности: незаконченное среднее (12,2%), среднее (43,0%) и среднее специальное (32,2%) образование. И только около 4 % суицидентов имеет высшее и незаконченное высшее образование.
По профессиональному признаку наибольшая группа суицидентов являются неработающими (67,2 %). Конечно, в эту группу входят и неработающие пенсионеры, но уровень безработицы среди суицидентов в десятки раз превышает уровень среди остального населения.
Среди лиц, совершивших суицид, преобладают рабочие профессии (26,0 %) и только около 4 % суицидентов имели оплачиваемую и социально престижную работу. Также важно учитывать, что в рабочих профессиях преобладают низко оплачиваемые и мало престижные профессии (пастух, санитарка, уборщица, полевод, кочегар, дворник и пр.).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что суициденты в отличие от остального населения, были профессионально плохо устроены или просто не имели работы. Вследствие этого их материальное положение и социальный статус достаточно низкий. Они не включены в рабочие коллективы и часто образуют субкультуру социально неустроенных людей.
Семейное положение. Семейное положение суицидентов достаточно неблагополучное – только 44 % были женаты или жили в гражданском браке. Остальная часть суицидентов жила вне брака. Обращает внимание тот факт, что 27,2 % суицидентов холостые, то есть никогда не были в браке. Также было выявлено статистически достоверное различие между возрастом суицидентов - возраст женатых (замужних) составляет в среднем 51,7 лет и в разводе – 48,5 лет, а холостых – 38,9 лет. Это говорит о том, что семейное одиночество увеличивает суицидальную активность в более раннем возрасте.
Также нами было проанализировано, с кем жили суициденты. В полной семье проживали только 12 %, в неполных семьях более 70 %, а одиноко проживали каждый 4 суицидент (25,6 %).
Вышеприведенные данные свидетельствуют о неблагополучной семейной обстановке среди суицидентов и отсутствии простой поддержки в случае психологического кризиса или физического затруднения. Можно также утверждать, что наличие семьи уменьшает риск суицида.
Ситуативные потрясения и судимость. При изучении конфликтной ситуации, которая могла спровоцировать суицид, было выявлено наличие ситуации только в 28,4 % случаев. Хотя важно понимать, что анализ проводился после смерти и многие причины могли быть упущены.
Наиболее весомыми оказались конфликты, связанные с семьей (13,2%), куда входят развод, измена, несчастная любовь, семейный конфликт. На втором месте находятся проблемы, связанные с наличием неизлечимой болезни – 5,2 %. Это онкологические заболевания, хронический алкоголизм и другие. Дальше идут проблемы связанные с работой (выход на пенсию, безработица, конфликты на работе) – 3,8 %. Очень важной оказалось проблема, связанная с потерей близких людей – 3, 4%.
7 % суицидентов были судимы. Они, как правило, проживают в сельской местности (около 75 %). Их средний возраст составляет 41,6 года (у остальных 49,17). Конечно это уже немолодые люди, но они так и не смогли получить образование, найти работу, создать семью и избавиться от стигмы "зэка".
Медицинские проблемы. 16,8 % суицидентов имели психические расстройства и находились на учете у врачей психиатров и наркологов. У психиатров стояло на учете 9,2 % и наркологов 7,8%. Нужно к этому добавить, что при анализе суицида врачи указывали на то, что 22,0 % суицидентов имели алкогольную зависимость (как психическое расстройство). По мнению врачей, проводивших анализ суицида в 51 % случаях у людей, закончивших жизнь самоубийством, имелось злоупотребление алкоголем. Хотя они не всегда состояли на учете у врача нарколога.
Среди суицидентов было большое количество людей, которые нуждались в социальной защите со стороны государства. 8,8% суицидентов имели инвалидность и социальные льготы (ветераны войны, чернобыльцы, многодетные семьи). В 19,6% случаев суициденты имели несовершеннолетних детей (одного – 11,2%, двоих – 6,6%, более -1%).
Вышеперечисленные данные свидетельствуют о том, что суициденты имели множество медицинских и социальных проблем. Возможно, работа по улучшению медицинского и социального обслуживания населения уменьшила бы количество суицидов.
В заключение можно сказать, что суициденты в отличие от остального населения социально и психологически неблагополучны. Это выражается в низком уровне профессиональной образованности, в безработице или в работе на низко квалификацированных должностях. Их семейное положение в большей части является неблагополучным –более чем в 50% случаев они являлись холостыми или разведенными. А если они проживают в семьях, то основными ситуативными потрясениями приводящим к суициду являлись семейные конфликты. Плохое материальное положение, невысокий социальный статус и отсутствие психологической поддержки в семье приводит к тому, что они часто образуют субкультуру социально неустроенных людей.

Сведения об авторах

  1. Барановская Татьяна Алексеевна, педагог-психолог УО "Государственная гимназия № 8 г.Витебска"
  2. Барткевич Татьяна Федоровна, учитель белорусского языка и литературы УО "Глубокская районная гимназия"
  3. Бутель Татьяна Григорьевна, педагог-психолог УО "Ветринская ГОСШ имени Д.В.Тябута Полоцкого района"
  4. Воднева Галина Дмитриевна, начальник центра дополнительного образования ГУО "Витебский областной институт развития образования"
  5. Вольвачева Наталья Николаевна, руководитель по физическому воспитанию УО "Полоцкий государственный ясли-сад № 2"
  6. Житкая Ольга Анатольевна, учитель биологии, классный руководитель УО "Ушачская ГОСШ"
  7. Зинкевич Лариса Федоровна заведующая отделением ГУ "Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"
  8. Коваленко Любовь Николаевна, доцент кафедры педагогики, психологии и частных методик ГУО "ВО ИРО", кандидат педагогических наук
  9. Кудлюк Анна Борисовна, заведующая отделением ГУ "Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"
  10. Мелихова Валентина Юрьевна, педагог-психолог УО "Полоцкая государственная гимназия № 1 имени Ф.Скорины"
  11. Слепцова Людмила Юрьевна, ректор ГУО "Витебский областной институт развития образования", кандидат педагогических наук.
  12. Хитова Лариса Михайловна, заместитель директора по основной деятельности УО "Янковичская ГОСШ-сад им.И.А.Повалишина Россонского района"
  13. Ходосевич Елена Дмитриевна, учитель музыки УО "ГОСШ № 36 г.Витебска"
  14. Шокель Наталья Михайловна, учитель начальных классов УО "Повятская ГОСШ-сад Миорского района"
  15. Якушкин Николай Владимирович, заведующий медико-психологическим отделением УЗ "Витебский областной психоневрологический диспансер"

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

[1] [2] [3] [4] [5]

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.