Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников
Е.Д.Ходосевич
Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья. В.М.Бехтерев
Сегодня проблема сохранения здоровья человека (физического и психического) очень актуальна. И приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения стала организация здоровьесберегающего учебного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме выбора педагогических технологий, в том числе и в музыкальном образовании (как части образовательного процесса) [1].
Для решения ключевой задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся – представляется необходимым внедрение в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это, по определению Е.Ю.Логиновой, педагогические приемы и методы, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят ему прямого и косвенного вреда. По определению О.Епишевой, это продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [3]. В решении проблемы сохранения здоровья учащихся, организации здоровьесберегающего учебного процесса может помочь музыка. А именно: использование музыкального искусства как средства создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе. При этом учитель музыки должен использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально – терапевтические (музыкотерапия) [3]. "Музыкальная терапия… может стать эффективным методом лечения школьных неврозов" [3]. Музыкальная терапия – психотерапия посредством звуков музыки [2]. Ученые в теории, а практики на деле подтвердили терапевтический эффект музыкотерапии. Музыкальные звуки способны рассеивать болевые ощущения и благодаря воздействию звуков определенного тона на костную проводимость снижать уровень болевых и неприятных ощущений. Активно используется в медицинской практике способность музыки замедлять и уравновешивать волны мозга. В оздоровительной практике активно используются возможности музыки для снятия мышечного напряжения, повышения подвижности и координации тела [7]. Автор Е.Ю.Логинова в статье "Музыкальное обучение как средство коррекции психического неблагополучия школьников" утверждает, что "современная психология признает в музыке силу, активизирующую подсознание; в психосоматике известно ее влияние на вегетативную нервную систему; социальная психология рассматривает музыку как средство невербальной коммуникации. Педагогика же способна рассматривать музыкальное обучение как средство коррекции проблемных сторон в развитии детей" [4]. Исследования показывают, что и на эмоции человека наиболее сильное воздействие оказывают именно звуковые раздражения. Учитывая все вышеизложенное, на базе УО "ГОСШ № 36 г. Витебска" ведется экспериментальная работа, направленная на оказание учащимся начальных классов психологической помощи: снятие стрессов, умственного напряжения, которые возникают в процессе обучения; гармонизация эмоциональной сферы путем использования музыкотерапии не только на уроках музыки, но и на школьных переменах. Тема экспериментальной работы: "Музыкальное искусство как средство арт-терапевтичского воздействия на эмоциональную сферу младших школьников". Цель эксперимента: создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся начальных классов средствами музыкального искусства на уроках музыки и школьных переменах. Задачи эксперимента: 1. Гармонизация эмоциональной сферы учащихся. 2. Устранение нервного напряжения, физического утомления. 3. Оказание положительного воздействия на мироощущение младших школьников. К методам данного исследования мы отнесли изучение опыта работы сотрудников межвузовской лаборатории арт-терапии УО "ВГУ им.П.М.Машерова" и НОУ Института педагогики и психологии г. Москвы; учителей, осваивающих применение музыкотерапии на уроках музыки в общеобразовательной школе; наблюдения, сравнения и анализа продуктов деятельности учащихся в процессе музыкальной деятельности; арт-терапевтические методы. Арт-терапия рассматривается нами "как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства") [2]. И в своей работе мы используем целительные возможности музыки в интеграции с танцем, изобразительным искусством, литературой: 1. Вокалотерапия, которая оказывает благотворное воздействие на весь организм, помогает снять напряжение и раздражительность (дыхательные и голосовые упражнения; звуковой массаж; пение вокализов, направленных на формирование навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире; исполнение песен различного характера; "двигательных" песенок, направленных на то, чтобы школьники не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела). Итак, "голос – это человек. Человек во всей полноте – физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный…А его голосовой аппарат (тоже голос) – есть…внутренний светильник, озаряющий своим мерцанием, вспышками, движущимися лучами душу и тело человека…" [6]. 2. Инструментальная терапия, включающая в себя не только игру на инструментах детского оркестра, но и ассоциативные игры с тембрами инструментов (тембр – "генеральное свойство звучащего источника…Тембр выступает в ансамбле всех проявлений звука") [6]. Музыка "вбирает в себя весь слышимый мир, опирается на гигантский круг звуковых ассоциаций" [6]. И такие ассоциативные игры позволяют школьникам оценить свое внутреннее состояние, познать внутреннее "Я". 3. Изотерапия в сочетании с музыкой – не только средство выражения состояния учащихся, но и пример успокаивающей деятельности, в процессе которой снимается напряжение, развиваются фантазия и воображение. Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет [5]. О связи цвета и звука пишет Е.В. Назайкинский: "Звук – ассоциант – порождает комплекс представлений о цвете, о тех значениях, эмоциях, которые он несет… В звуке с наибольшей определенностью и весомостью проявляет себя материальное звено, значащее, стимулирующее фантазию, вытягивающее за собой ассоциативную цепочку" [6]. Музыка и пение оказывают значимую помощь и при изучении предметов гуманитарного цикла. В результате арт-терапевтической деятельности у 90% учащихся экспериментального класса было отмечено повышение эмоциональной стабильности, снижение уровня тревожности и физического утомления. А о том, какую радость принесли встречи с музыкальным искусством, говорят высказывания детей: "Музыка-это радость!", "С музыкой становится легче на душе", "Музыка-самое лучшее, что есть на свете", "Я люблю музыку!".
Список цитированных источников
- Затямина, Т.А. Об опыте использования педагогических технологий на уроках музыки / Т.А.Замятина // Музыка в школе. – 2005. – №5.
- Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е.Свистовская.-М.: Когито-центр, 2007.
- Лобанова, Е.А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий / Е.А.Лобанова // Музыка в школе. – 2006. – № 3.
- Логинова, Е.Ю. Музыкальное обучение как средство коррекции психичского неблагополучия школьников / Е.Ю.Логинова // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2004. – №3.
- Миронова, Л.Н. Цветоведение / Л.Н.Миронова.- Минск, 1984.
- Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В.Назайкинский .-М., 1988.
- Смагин, А.И. Использование музыкальной терапии в социальной работе / А.И.Смагин // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. – №8.
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Н.М.Шокель
Система образования Республики Беларусь ориентирована на воспитание общечеловеческих ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей. Согласно заключению экспертов Всемирной организации охраны здоровья, уровень здоровья человека на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 10% – от деятельности системы охраны здоровья, на 20% – от наследственных факторов, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Современная школа нуждается в разработке целостной системы по формированию ЗОЖ, направленной на стабилизацию и улучшение состояния здоровья детей. При этом здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит из отдельных, но тесно взаимосвязанных аспектов: духовного, физического, психического и социального здоровья. Сегодня динамика состояния здоровья учеников имеет тенденцию роста разного рода заболеваний. А отклонения в состоянии здоровья отрицательно воздействуют на успеваемость учеников, их общее самочувствие. Мы понимаем, что здоровье — это ценность, поэтому забота о здоровье учащихся является частью учебно-воспитательного процесса в нашем педагогическом коллективе. Но положительных результатов мы можем достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека. Разработанная нами программа по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет включить всех участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, учителей, социально-психологическую службу, родителей) в активную работу по формированию здорового образа жизни школьников, что в дальнейшем будет содействовать сохранению и укреплению здоровья детей в целом. В нашей школе работа по формированию ЗОЖ включает в себя построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся, предупреждением утомляемости, использование здоровьесберегающих образовательных технологий с учётом возраста школьников, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, организацию рационального питания учащихся, оздоровительную работу и т.д. Программа направлена на воспитание здорового, энергичного, активного человека. Составляется план реализации программы на учебный год. В нём прописываются содержание работы, срок реализации и ответственный за выполнение. Содержание работы включает: - мероприятия, которые способствуют созданию условий по формированию здорового образа жизни: -информирование родителей о состоянии здоровья детей и пропаганда здорового образа жизни; -мониторинг здоровья учащихся; -обучение родителей по вопросам физического воспитания, психогигиены, физиологических особенностей детей; -оформление карт здоровья учащихся 1— 4 классов; - изучение особенностей развития и воспитания детей в семье, уровня гигиенической культуры родителей; - социометрические исследования; - анкетирование учащихся 2-4 классов "Моё здоровье"; - санитарно-просветительская работа: - факультативные занятия "Здоровый образ жизни" (1-4 классы); - курс "Человек и мир"(1-3 классы); - уроки "Основы безопасности жизнедеятельности" (2-4 классы); - проведение тематических бесед; - создание сантроек по классам; - оформление уголка здоровья; - создание условий, которые удовлетворяют потребность в физической активности учащихся: - спортландии; - проведение физкультминуток на уроках; - проведение гимнастики для глаз; - проведение подвижных игр на переменах. В начале реализации программы классные руководители начальных классов изучили литературу, в которой раскрывалась методика использования здоровьесберегающих технологий, провели информационно-разъяснительную работу с учащимися и родителями о необходимости формирования у детей основ здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания. Каждый из учителей, работающих в начальной школе, создает необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, способностей и потребностей, использует такие формы работы, которые помогают сохранить высокую трудоспособность на протяжении всего урока. Частая смена видов деятельности, переключение внимания, использование игровых технологий помогают избежать переутомления учащихся и повышают интерес к изучаемым предметам. На факультативных занятиях "Здоровый образ жизни" дети узнают о влиянии природы на здоровье человека, о необходимости охраны окружающей среды; знакомятся с последствиями неправильного питания, с необходимостью выполнения гигиены питания; приобретают практические навыки оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, узнают о причинах их возникновения; знакомятся с наиболее распространёнными болезнями сердечно-сосудистой системы, профилактикой этих заболеваний. Ежегодно проводится мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медицинского осмотра. Составлены сравнительные диаграммы, которые показывают динамику заболеваний учащихся. В прошлом учебном году снизился уровень заболеваемости ОРЗ и ОРВИ. Оформлен "Уголок здоровья", материалы которого систематически обновляются. Разработаны физкультминутки, которые разделяются на оздоровительные, двигательно-речевые, творческие, физкультурно-спортивные, а также советы родителям по сохранению здоровья детей. Классными руководителями совместно с социально-психологической службой проводятся рейды по проверке выполнения младшими школьниками режима дня и изучению гигиенической культуры семьи. На протяжении учебного года с родителями проводятся групповые и индивидуальные консультации, где раскрываются такие вопросы, как режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе. С целью повышения физической активности детей проходят различные спортивные мероприятия, дни и часы здоровья. С участием родителей организуются сказочные встречи для детей с Мойдодыром, доктором Айболитом, Пилюлькиным, путешествия по городу Здоровейску. Учителя начальных классов практикуют проведение уроков литературного чтения, изобразительного искусства, "Человек и мир", трудового обучения на свежем воздухе, организуют экскурсии в природу, тематические экскурсии на ФАП с элементами практических занятий. Психологом школы исследуются у учащихся начальных классов уровень познавательных способностей и тревожности на начало и конец учебного года. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, на уроках не наблюдается тревожно-дискомфортного состояния детей. Ученики чувствуют себя более уверенно, ведут себя раскованно, свободно высказывают свои мысли. Идеи педагогики оздоровления подводят наших учителей к широкому использованию в практике работы нестандартных уроков: уроков-игр, уроков-соревнований, театрализованных уроков, уроков-консультаций, уроков творчества, уроков-конкурсов, уроков взаимообучения и т. д. В результате каждый ученик является субъектом учебной деятельности, выступает соавтором в конструировании уроков. Многое из задуманного нам ещё предстоит выполнить, но первый шаг уже сделан: мы взяли на себя ответственность за здоровье, воспитание и образование наших детей и готовы вложить в эту работу все силы учительского коллектива и весь свой педагогический талант.
Суицид как крайнее проявление социального и психологического неблагополучия
Н.В.Якушкин
Самоубийство человека является индивидуальным актом. Вместе с тем, оно происходит в контексте социума и связано с определенными социально-психологическими и демографическими факторами. В Витебской области проблема самоубийств очень остра в течение последних 15 лет. И мы постарались исследовать данную проблему в контексте социального и психологического здоровья. Для этого мы провели анализ фактов завершенных самоубийств на основании информации, поступившей в Витебский областной психоневрологический диспансер от врачей области за 2007 год и 1 полугодие 2008 года. Были отобраны 500 бланков. Суицид совершили 406 мужчин (81,2 %) и 94 женщины (18,8 %). Из них жителями городов являлось 158 человек (31,6 %), районных центров 75 (15,0 %) и сельской местности 267 (53,4 %). По возрасту суициденты распределились следующим образом: 15-18 лет – 3,4 %, 19-29 лет – 14,0 %, 30-40 лет – 14,0 %, 40-55 лет – 30,4 %, 56 лет и старше – 38,3 %. Среди них работоспособными являются 68,0 %, пенсионеры – 30,2 %, дети и подростки – 1,8%. Эти данные подтверждают известный факт, что основной группой суицидального риска являются мужчины старше 40 лет, которые проживают в сельской местности. Образование и профессия. Основная часть суицидентов имеет невысокий уровень образованности: незаконченное среднее (12,2%), среднее (43,0%) и среднее специальное (32,2%) образование. И только около 4 % суицидентов имеет высшее и незаконченное высшее образование. По профессиональному признаку наибольшая группа суицидентов являются неработающими (67,2 %). Конечно, в эту группу входят и неработающие пенсионеры, но уровень безработицы среди суицидентов в десятки раз превышает уровень среди остального населения. Среди лиц, совершивших суицид, преобладают рабочие профессии (26,0 %) и только около 4 % суицидентов имели оплачиваемую и социально престижную работу. Также важно учитывать, что в рабочих профессиях преобладают низко оплачиваемые и мало престижные профессии (пастух, санитарка, уборщица, полевод, кочегар, дворник и пр.). Из вышесказанного можно сделать вывод, что суициденты в отличие от остального населения, были профессионально плохо устроены или просто не имели работы. Вследствие этого их материальное положение и социальный статус достаточно низкий. Они не включены в рабочие коллективы и часто образуют субкультуру социально неустроенных людей. Семейное положение. Семейное положение суицидентов достаточно неблагополучное – только 44 % были женаты или жили в гражданском браке. Остальная часть суицидентов жила вне брака. Обращает внимание тот факт, что 27,2 % суицидентов холостые, то есть никогда не были в браке. Также было выявлено статистически достоверное различие между возрастом суицидентов - возраст женатых (замужних) составляет в среднем 51,7 лет и в разводе – 48,5 лет, а холостых – 38,9 лет. Это говорит о том, что семейное одиночество увеличивает суицидальную активность в более раннем возрасте. Также нами было проанализировано, с кем жили суициденты. В полной семье проживали только 12 %, в неполных семьях более 70 %, а одиноко проживали каждый 4 суицидент (25,6 %). Вышеприведенные данные свидетельствуют о неблагополучной семейной обстановке среди суицидентов и отсутствии простой поддержки в случае психологического кризиса или физического затруднения. Можно также утверждать, что наличие семьи уменьшает риск суицида. Ситуативные потрясения и судимость. При изучении конфликтной ситуации, которая могла спровоцировать суицид, было выявлено наличие ситуации только в 28,4 % случаев. Хотя важно понимать, что анализ проводился после смерти и многие причины могли быть упущены. Наиболее весомыми оказались конфликты, связанные с семьей (13,2%), куда входят развод, измена, несчастная любовь, семейный конфликт. На втором месте находятся проблемы, связанные с наличием неизлечимой болезни – 5,2 %. Это онкологические заболевания, хронический алкоголизм и другие. Дальше идут проблемы связанные с работой (выход на пенсию, безработица, конфликты на работе) – 3,8 %. Очень важной оказалось проблема, связанная с потерей близких людей – 3, 4%. 7 % суицидентов были судимы. Они, как правило, проживают в сельской местности (около 75 %). Их средний возраст составляет 41,6 года (у остальных 49,17). Конечно это уже немолодые люди, но они так и не смогли получить образование, найти работу, создать семью и избавиться от стигмы "зэка". Медицинские проблемы. 16,8 % суицидентов имели психические расстройства и находились на учете у врачей психиатров и наркологов. У психиатров стояло на учете 9,2 % и наркологов 7,8%. Нужно к этому добавить, что при анализе суицида врачи указывали на то, что 22,0 % суицидентов имели алкогольную зависимость (как психическое расстройство). По мнению врачей, проводивших анализ суицида в 51 % случаях у людей, закончивших жизнь самоубийством, имелось злоупотребление алкоголем. Хотя они не всегда состояли на учете у врача нарколога. Среди суицидентов было большое количество людей, которые нуждались в социальной защите со стороны государства. 8,8% суицидентов имели инвалидность и социальные льготы (ветераны войны, чернобыльцы, многодетные семьи). В 19,6% случаев суициденты имели несовершеннолетних детей (одного – 11,2%, двоих – 6,6%, более -1%). Вышеперечисленные данные свидетельствуют о том, что суициденты имели множество медицинских и социальных проблем. Возможно, работа по улучшению медицинского и социального обслуживания населения уменьшила бы количество суицидов. В заключение можно сказать, что суициденты в отличие от остального населения социально и психологически неблагополучны. Это выражается в низком уровне профессиональной образованности, в безработице или в работе на низко квалификацированных должностях. Их семейное положение в большей части является неблагополучным –более чем в 50% случаев они являлись холостыми или разведенными. А если они проживают в семьях, то основными ситуативными потрясениями приводящим к суициду являлись семейные конфликты. Плохое материальное положение, невысокий социальный статус и отсутствие психологической поддержки в семье приводит к тому, что они часто образуют субкультуру социально неустроенных людей.
Сведения об авторах
- Барановская Татьяна Алексеевна, педагог-психолог УО "Государственная гимназия № 8 г.Витебска"
- Барткевич Татьяна Федоровна, учитель белорусского языка и литературы УО "Глубокская районная гимназия"
- Бутель Татьяна Григорьевна, педагог-психолог УО "Ветринская ГОСШ имени Д.В.Тябута Полоцкого района"
- Воднева Галина Дмитриевна, начальник центра дополнительного образования ГУО "Витебский областной институт развития образования"
- Вольвачева Наталья Николаевна, руководитель по физическому воспитанию УО "Полоцкий государственный ясли-сад № 2"
- Житкая Ольга Анатольевна, учитель биологии, классный руководитель УО "Ушачская ГОСШ"
- Зинкевич Лариса Федоровна заведующая отделением ГУ "Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"
- Коваленко Любовь Николаевна, доцент кафедры педагогики, психологии и частных методик ГУО "ВО ИРО", кандидат педагогических наук
- Кудлюк Анна Борисовна, заведующая отделением ГУ "Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"
- Мелихова Валентина Юрьевна, педагог-психолог УО "Полоцкая государственная гимназия № 1 имени Ф.Скорины"
- Слепцова Людмила Юрьевна, ректор ГУО "Витебский областной институт развития образования", кандидат педагогических наук.
- Хитова Лариса Михайловна, заместитель директора по основной деятельности УО "Янковичская ГОСШ-сад им.И.А.Повалишина Россонского района"
- Ходосевич Елена Дмитриевна, учитель музыки УО "ГОСШ № 36 г.Витебска"
- Шокель Наталья Михайловна, учитель начальных классов УО "Повятская ГОСШ-сад Миорского района"
- Якушкин Николай Владимирович, заведующий медико-психологическим отделением УЗ "Витебский областной психоневрологический диспансер"
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко
[1] [2] [3] [4] [5]
|