На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 4
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 4
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 4
Программа деятельности психологической службы гимназии по профилактике эмоционального выгорания, сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов
Школа как социальный институт охраны здоровья всех участников образовательного процесса
Все страницы

Профилактика и преодоление употребления подростками психоактивных веществ через реализацию проектов "Умей сказать "Нет!" и "Ты у себя один"

Л.Ф.Зинкевич, А.Б.Кудлюк

Табакокурение является одной из наиболее актуальных проблем современности. Цена, которую приходится платить за "удовольствие", - огромный ущерб, причиняемый здоровью. Многие из веществ, содержащихся в табачных изделиях и формально относящихся к пищевым продуктам, запрещены даже в ядохимикатах. Однако ряды курильщиков постоянно пополняются и, в основном, за счет подростков.

Распространенность табакокурения среди детей и подростков в нашей области была достаточно высокой и в предыдущие годы, а это в свою очередь порождало проблему ухудшения здоровья подростков и ухудшение демографической ситуации в области. Еще в 1999 году проведено изучение отношения к курению 4562 учащихся школ области. Исследование показало, что основная масса подростков начинало курить с 13-14 лет, около 8% опрошенных курили систематически, общее количество курящих юношей составляло около 40%, девушек – 21%. Большинство из курящих подростков не в силах были самостоятельно сделать выбор, оценить последствия употребления табака.
Обеспокоенность данной ситуацией и породила идею начать работу с конкретными целевыми группами учащихся по специально разработанной программе, цель которой – помочь подросткам сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни, снизить распространенность табакокурения среди учащихся.
Было решено отработать данный проект среди учащихся средних школ Железнодорожного района г.Витебска. По территориальному расположению, материально-технической базе, социально-экономическому положению данные учебные заведения находились в примерно одинаковых условиях. На территории района располагалось наименьшее количество школ (8), в каждой из них было не более двух 8-х классов, что позволило проводить работу с учащимися всех школ района.
Для координации деятельности был создан совет из представителей органов здравоохранения, образования, общественных объединений.
Совместно с отделом образования Железнодорожного района г. Витебска и областным психоневрологическим диспансером были разработаны этапы внедрения проекта, определены 5 целевых групп в каждом учреждении:
1 – учащиеся 8-х классов;
2 – классные руководители, психологи, социальные педагоги;
3 – медработники школ;
4 – родительский актив школ;
5 – молодежные лидеры.
Вся организационная работа была определена совместным приказом управлений здравоохранения и образования облисполкома. Проект имел название "Умей сказать "Нет!".
На первом этапе было проведено обучение методике работы по профилактике табакокурения педагогических работников, медицинских работников школ; проведены обучающие семинары с родительским активом и молодежными лидерами.
Подготовлены методические, информационные материалы для педагогов и медработников, изданы информационно-образовательные материалы для учащихся и родителей. Были определены конкретные формы работы с учащимися для представителей каждой из этих групп.
Основной объем работы по проекту составляла непосредственно работа с учащимися. Формы работы были запланированы самые разнообразные (циклы бесед, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, диспуты, дискуссии, демонстрация видеофильмов, выступления агитбригад), но основной акцент был сделан на индивидуальное консультирование. Проведение его осуществлялось специалистами областного психоневрологического диспансера с учащимися всех 8-х классов по специально разработанным графикам. В процессе обучения в школах были созданы группы поддержки, взаимопомощи желающих избавится от табачной зависимости; проводились смотры-конкурсы санитарных газет, санбюллетеней, плакатов, рисунков, розыгрыши лотереи "Брось курить и выиграй". Активные участники проекта среди учащихся поощрялись сувенирами, ценными подарками.
Работа по проекту была рассчитана на один учебный год. Ход ее постоянно освещался в средствах массовой информации. Для оценки эффективности проведенной работы были организованы два социологических исследования среди учащихся целевых и контрольных групп: в начале и в конце проекта. Анализ исследований показал положительные результаты: если в начале учебного года курили 36,3% юношей и 17,9% девушек, то после завершения проекта курили 16,9% юношей и 15% девушек, В контрольной группе учащихся число курящих возросло с 26,7% до 40,8% у юношей и с 13% до 24% у девушек.
Результаты проекта и опыт работы послужили основанием для его внедрения во всех регионах области. Для начала было рекомендовано определить в каждом городе или районе несколько учебных заведений, где распространенность табакокурения среди учащихся является наиболее высокой, отработать на их базе мероприятия, а затем полученный опыт распространить на другие учебные заведения. Работа в рамках данного проекта продолжается в области и до настоящего времени.
Проведенная целенаправленная работа позволила за последние 5 лет снизить долю курящего населения с 32,3% до 29,9%.
Вместе с тем, в последние годы, в области наблюдается факт омоложения курения. Поэтому в настоящее время специалистами ГУ "Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" проводится работа по изменению подходов к работе с целевыми группами учащихся. Изменения в новом проекте затронут как возраст учащихся, так и формы проводимой работы.
Второй целевой проект, который был разработан совместно со специалистами управления образования, это проект по профилактике наркомании и токсикомании среди учащихся "Ты у себя один!".
Употребление наркотических и токсических веществ с целью модификации собственных состояний в последние годы приобретает все большую значимость в молодежной среде. В Витебской области в 2006 году (год разработки проекта) зарегистрировано 1454 больных наркоманией и токсикоманией, что на 2,3% больше по сравнению с 2005 годом. Из них 20,8% составляют лица в возрасте от 11 до 18 лет.
Организационная работа по разработке проекта проводилась аналогично с предыдущим проектом и также как и в предыдущем проекте, основной акцент был сделан на индивидуальную работу с учащимися и работу по принципу "равный обучает равного". В помощь медицинским и педагогическим работникам было подготовлено 10 методических рекомендаций.
Отработка мероприятий проводилась на базе 9-х классов 3-х школ г.Витебска. Сравнивая результаты анкетирования до начала работы и после завершения проекта в контрольных и целевых группах, мы пришли к выводу, что учащиеся в целевых группах владели более высоким уровнем знаний по данной проблеме, в контрольных группах имели недостаточный уровень знаний об опасности употребления наркотических средств, не владели способами отказа от предложения попробовать наркотик.
Учитывая результаты проведенной работы, управлением здравоохранения и управлением образования облисполкома был подготовлен совместный приказ о внедрении данного проекта в учебных заведениях области. И начиная с текущего учебного года, в большинстве учебных заведений начаты мероприятия в рамках данного проекта.
По окончании года будет проведено промежуточное социологическое исследование с целью оценки эффективности проводимой работы.


 

Программа деятельности психологической службы гимназии
по профилактике эмоционального выгорания , сохранению
и укреплению психологического здоровья педагогов

В.Ю.Мелихова

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психологического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д.
В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации, которая вызывает устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является актуальной задачей современной системы образования.
В Полоцкой государственной гимназии №1 имени Ф.Скорины разработана программа деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов.
Цель данной программы: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи программы:

  • формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
  • формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;
  • создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.

Этапы реализации программы:

  • установочно-мотивационный;
  • просветительский;
  • коррекционно-консультативный.

Ожидаемые результаты. В ходе реализации программы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  • улучшается психологический климат в коллективе;
  • снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;
  • формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
  • повышается самооценка и уверенность в себе.

Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога:

  • Психологическое просвещение педагогов.
  • Диагностический.
  • Коррекционно-профилактический.
  • Консультационный.

На первом этапе цель психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо так же сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состоянии.
Психопросвещение педагогов в гимназии осуществляется через постоянно действующий психолого-педагогический семинар "Эффективный учитель", на котором рассмотрены следующие вопросы:

  • Психологическое благополучие и здоровье учителя.
  • Синдром профессионального выгорания учителя.
  • Стрессы в педагогической деятельности.
  • Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения.
  • Конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях.
  • Я-концепция учителя и стиль взаимодействия.

Кроме того, просвещение педагогов осуществляется через разработку памяток, информационных листов, которые размещаются на стенде "Психолог советует", где с ними могут познакомиться педагоги.

 

Профилактическая работа вкрапляется в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов.
Второй этап деятельности – психодиагностический. Цель этого этапа – определить круг личностных и межличностных проблем в данном коллективе для подбора методов и форм при разработке коррекционно-профилактического блока.
Главным, на наш взгляд, в этом направлении является изучение психологического климата в коллективе. А личностные особенности и профессиональные затруднения мы изучаем на семинарах, заседаниях кафедр, занимаясь самодиагностикой и самоанализом. Учитель знает, что изучает себя, свое эмоциональное состояние для себя, с целью самопознания и саморазвития. Как правило, после такой диагностики педагоги приходят на индивидуальную консультацию к психологу с целью обсуждения полученных результатов и путей преодоления возникших затруднений.
Коррекционно-профилактический блок включает в себя конкретные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем.
Для успешной реализации задач данного блока в своей работе используются элементы таких методов, как арттерапия (изготовление масок, рисование мандал, лепка из теста, пластилина, создание коллажа и т.д.); позитивная психотерапия; релаксация, психогимнастические комплексы, использование рефлексии и др.
С целью формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе используем такую форму работы, как психологический тренинг.
Например, тренинговое занятие "Позиционные игры" способствовало улучшению взаимоотношений с коллегами в педагогическом коллективе и пополнило копилку игровых упражнений для улучшения взаимоотношений учителя с учащимися и их родителями.
С целью активизации процесса самопознания у педагогов, формирования адекватной самооценки профессиональных качества и уровня притязаний проведен "Рефлексивный тренинг профессионального самосознания".
Тренинг уверенности в себе способствовал развитию умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, развитию навыков уверенного поведения.
В наибольшей степени педагогам необходимы тренинги саморегуляции. Причина этого заключается в особенности профессии: постоянный высокий уровень самоконтроля, активное взаимодействие с детьми, оценочная деятельность и т.д.
Как правило, все рекомендации имеют практико-ориентированный характер и позитивно принимаются педагогами. Использование в повседневной жизни приобретенных знаний и умений требует, безусловно, определенной тренировки и времени. Однако, мы считаем, что применение релаксационных тренингов позволяет повысить не только психологическую грамотность педагогов, но и их психоэмоциональную устойчивость, столь необходимую в профессиональной деятельности.


 

Школа как социальный институт охраны здоровья всех участников образовательного процесса

Л.М.Хитова

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья.
Поэтому школу следует рассматривать не только как образовательное учреждение, а прежде всего как социальный институт занятости, защищённости и охраны здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Наша школа с 2004 года работает как школа здорового образа жизни. Весь образовательный процесс направлен не только на получение общего среднего образования, но и предоставляет возможности для углубленного изучения проблем укрепления и сохранения здоровья, формирования умений и навыков здорового образа жизни.
Основная цель школы – обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путём создания в школе среды, благоприятной для укрепления здоровья, формировать чувство ответственности за своё здоровье, навыки здорового образа жизни, учить детей самих заботиться о своём здоровье.
Учебный процесс в школе построен с позиций здоровьесбережения.
Первое, на что обращают внимание учителя, это гигиенические условия в классе, чистота и порядок, свежесть воздуха, освещение рабочих мест.
Учителя школы соблюдают регламентацию количества видов учебной деятельности на уроке, их должно быть не менее 4-7 . На уроках во всех классах обязательно присутствуют оздоровительные элементы: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
В содержательной части урока присутствуют моменты, связанные со здоровьем и ЗОЖ. Так, на уроках языка у учащихся формируются представления о культуре здоровья, её компонентах и путях её формирования путём освоения орфографических правил написания слов; при работе по формированию синтаксического строя речи учащихся, при написании сочинений, изложений на оздоровительную тематику и т.д.
На уроках литературы учителя используют тексты, несущие здоровьесодержательную нагрузку. Это и загадки, и стихи, и рассказы, и пословицы и поговорки, и кроссворды и многое-многое другое.
Учителя математики и физики на своих уроках развивают интерес к вопросам здоровья путём решения задач на соответствующую тематику, формируют представления о физиологических и гигиенических основах здоровья через содержание материала, через формирование оценочных суждений и прогностических умений, связанных с состоянием и резервом собственного здоровья.
Учителя биологии и химии являются активными пропагандистами здорового образа жизни, так как практически каждая тема из курсов “Биология”, “Неорганическая химия”, “Органическая химия” связана с обменом веществ и энергией живых биологических систем, в том числе и человека, на атомарно-молекулярном, клеточном, популяционно-видовом и биосферном уровнях.
На современном уроке можно решить все задачи формирования культуры здоровья школьников. И решение этих задач не зависит от того, какой учебной дисциплиной представлен данный урок. В каждой учебной дисциплине есть место для решения задач сохранения и укрепления здоровья школьников.
В учебный план нашей школы введён факультатив "Уроки здоровья", в каждом классе своя тематика этого курса.
Цели курса: формирование у учащихся устойчивой мотивации здорового образа жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и состояние общества, обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся по развитию и наличию навыков здорового образа жизни.
Во время проведения "Уроков здоровья" мы применяем различные формы и методы обучения и воспитания детей.
Методы работы: словесные, практические, наглядные, игровые, проблемно-поисковые.
Формы работы:
Словесные: беседы, консультации, викторины.
Практические: выставки, анкетирование и тестирование, оформление уголков здоровья, выпуск стенгазет, коллажей, плакатов и т.д.
Наглядные: выставки, просмотры видеороликов, кинолектории, экскурсии.
Проблемно-поисковые: разгадывание кроссвордов, моделирование, решение ситуационных задач, мозговая атака.
Игровые: тренинги, деловые игры, ролевые игры, соревнования, конкурсы, спортивные игры, игры-путешествия.
Для методической учёбы учителей, которые ведут уроки здоровья, создана творческая лаборатория классных руководителей "Уроки здоровья".
На занятиях этой лаборатории учителя изучают разные методы и формы воспитания и обучения детей нормам ЗОЖ, апробируют и внедряют разные типы уроков здоровья, составляют анкеты и тесты для мониторинга процесса формирования у учащихся навыков ЗОЖ.
Продуктами работы творческой лаборатории является тематическое планирование уроков здоровья по всем классам, наработки планов уроков здоровья, составлен цикл бесед с родителями для лектория, ведётся работа по оформлению школы в выбранном направлении, собрана копилка форм и методов обучения детей навыкам ЗОЖ.
Для проведения диагностики и коррекции здоровья детей проводятся дни ДРК: "Здоровье учащихся в режиме дня школы" и "Создание комфортных условий в школе-саду".
Конечно, весь воспитательный процесс школы также направлен на формирование навыков здорового образа жизни. Этому способствует и кружковая работа.
Для детей организована работа кружков: "Спортивные игры", "Танцевальный калейдоскоп", спортивно-туристический, краеведческий "Наш край", театральный "Яновичи", кружок ритмики, "Юный спасатель", "Юный инспектор дорожного движения". Работают спортивные секции: волейбольная, баскетбольная, секция легкой атлетики. Ежемесячно проводятся спортивные соревнования, праздники. Стало традицией проведение дней здоровья, дней чистоты и порядка. В конкурсах дней здоровья принимают участие не только дети, но и их родители и учителя, и очень приятно, когда при подведении итогов дня здоровья награждают и детей, и родителей, и учителей.
Организована агитбригада "Мы за здоровый образ жизни", которая выступает не только в школе, но и перед населением сельского совета. Постоянно выпускаются бюллетени, способствующие формированию навыков ЗОЖ.
Для родителей организована работа лектория "Роль родителей в формировании навыков ЗОЖ своих детей". Тематика для этого лектория разрабатывалась на заседаниях творческой лаборатории "Уроки здоровья". Соответственно направлению работы школы оформлено здание школы и её территория. В каждом классе господствует атмосфера красоты,здоровья и уюта. В фойе школы создан комнатный сад, оформлена "Стена здоровья". На территории школы находится уголок для отдыха детей во время перемен, "сухой ручей". Созданы два "летних класса", в которых в благоприятное время года можно проводить уроки.
Для организации рационального и полезного питания учащимися и учителями школы каждый год выращивается на пришкольном участке богатый урожай овощей и фруктов. Создано фито-кафе, в котором дети могут отметить день именинника, учителя во время проведения педсоветов и других совещаний устраивают в нём чай-паузу.
Сегодня все учёные единодушно отмечают, что знания даются детям ценой здоровья. Перед школой встаёт задача сохранить здоровье школьников в рамках учебно-воспитательного процесса. У медиков есть принцип "No nocere!" (Не навреди!"), этот принцип стал основополагающим для учителей нашей школы. Мы стараемся обучать детей не знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний (умению учиться без потери здоровья).

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

[1] [2] [3] [4] [5]

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.