На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Идея психического развития человека в истории религии, философии и психологической науке
Идея психического развития человека в истории религии, философии и психологической науке
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Бытует мнение, что история ничему не учит. Мы считаем, что история ничему не учит тех, кто ее не учит. История — не помойка, хотя содержит в себе кладбище мертвых и ложных теорий. Но это только частично. В большинстве своем многие современные психологические идеи имеют свои корни в прошлом. И на их основе вырастают полезные для людей плоды. Хотя, конечно, среди них появляются и ядовитые цветы, дурманящие голову человеку. В этом надо разобраться. Людей издавна интересовали жгучие вопросы: что такое душа, в чем смысл жизни и как надо жить, чтобы приспособиться к человеческому обществу и преуспеть в нем? Надо было разобраться, кто ты такой, что в тебе заложено, что и как следует в себе развивать и в каком направлении. Как надо обучать и воспитывать своих детей, какое поведение будет для них правильным и какое отклоняющимся? Какие бывают трудности психического развития и как их преодолевать?

В первых параграфах настоящей главы мы обсуждали решение проблемы психического развития ребенка, подростка и взрослого человека отечественными психологами XX в. Несмотря на одностороннюю теоретическую ориентацию на марксизм, советские психологи предложили интересные и достаточно практически эффективные концепции психического развития, обучения и воспитания с позиций теории деятельности. Наиболее выделяются в этом отношении субъектно-деятельностная теория С.Л.Рубинштейна, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, теория ведущей деятельности А.Н.Леонтьева, теория специально организованной учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В.Давыдова.
Однако в наше время, создавая принципиально новую гуманистическую и демократическую систему образования и столкнувшись со все более возрастающим количеством видов и случаев отклоняющегося поведения детей, подростков и взрослых, мы осознаем односторонность и недостаточность представлений отечественной психологии о закономерностях психического развития, психологической норме и отклонениях в поведении, психодиагностике и психокоррекции. Поэтому мы обращаемся к истории религии, философии и психологии, к тем концептуальным разработкам, которые оказали и продолжают оказывать, на наш взгляд, наиболее действенное и эффективное воздействие на современную теорию и практику психического развития и корригирования отклоняющегося поведения. Таких концепций довольно много, единой теории пока нет. Эти концепции не обладают универсальностью, тем не менее, лучшие из них помогают эффективно решать важные, вполне определенные и конкретные проблемы корригирования девиантного поведения. В последнее время также становятся все более очевидными взаимосвязь и взаимовлияние различных теорий психического развития, не только их различие, но и сходство, взаимодополнение и взаимообогащение. Обратимся к этим теориям.
Начнем с религиозных представлений Востока о психическом развитии человека. Речь пойдет о буддизме, чань-буддизме, дзен-буддизме, даосизме, йоге. Условным противостоянием им является конфуцианство.
В.С.Соловьев писал, что в Индии в религиозном сознании человек поглощается божеством. Действительно, буддизм призывает человека не жить материальными интересами и заботами, а сосредоточиться на проблемах духовного развития. Указываются от 8 до 13 ступеней духовного восхождения с точным описанием свойств и качеств человека на каждой из них, т. е. имеется давно отработанная система психодиагностики душевного развития человека. Для продвижения в этом направлении людям предлагаются весьма совершенные и своеобразные методики психотренинга, позволяющие вызывать и закреплять нужные психические состояния, а на их основе воспитывать требуемые психологические качества человека, добиваться высокого самосовершенствования. При обучении йоге человек осваивает специальные позы, дыхание, овладевает навыками управления своим опорно-двигательным аппаратом, самовнушения. На основе йоги американские ученые создали теорию и практику аутотренинга. Он применяется, например, космонавтами во время длительных орбитальных полетов, в частности для релаксации. Знакомство с методиками — психотренинга Древней Индии позволило известному американскому ученому У.Джемсу (Джеймсу) прийти к теории потока сознания и своеобразной, оправдавшей себя на практике теории эмоций. Выдающийся российский ученый Н. Д. Левитов предлагал вырабатывать у себя и у ребенка нужные черты характера через вызывание и закрепление определенных психических состояний . В этих условиях происходит воздействие не только на сознание, но и на бессознательную сферу, на глубинные структуры психики.
Поэтому воспитать волевые и иные качества подобным способом человеку легче, чем посредством только логических побуждений и долженствований. Для безвольного школьника с отклоняющимся поведением воспитать характер и волю лишь через приказное стимулирование и самостимулирование крайне трудно. А через восточные технологии психотренинга воля и характер воспитываются лучше, но требуют долгого времени и больших физических усилий. Особенно показательна в этом отношении практика боевых восточных искусств . В последние три столетия в Японии, Китае и многих других странах Востока боевые искусства становятся для людей средством выживания в экстремальных условиях жизни. США и Западная Европа пережили длительный период повсеместного увлечения этими искусствами, особенно со стороны молодежи. В настоящее время большой интерес к ним проявляют в России.
В нашей стране многие молодые люди рассматривают боевые искусства, йогу и пр. как спорт, средство укрепления физического здоровья и закаливания воли, приятного времяпрепровождения, интересных и занимательных игр. На Востоке все это — психотренинг душевного развития, средство самосовершенствования и преодоления трудностей жизни и житейских заблуждений. Даоси-сты считают, что истинное понимание жизни и правильное поведение людей возможны лишь тогда, когда душа человека соединится с большим Дао (Путем). Прийти к нему можно через собственное дао (путь), на изучении которого необходимо уметь сосредоточиться. Позже Иисус Христос также сказал: «Я — Путь...* Таким образом, правильную дорогу в жизни можно найти лишь посредством веры и следования законам Бога. Все остальное «суета сует и всяческая суета», ведущая в конечном итоге к роковым отклонениям в поведении, к греху. Подобную позицию занимают все мировые религии, имеющие высокий гуманистический потенциал. Прийти к истине можно через самонаблюдение и размышления. Один из теоретиков чань-буддизма сказал, что суть буддизма можно выразить в словах: «Сосредоточение и мудрость». Они связаны и неразделимы, как пламя и свеча . Сосредоточение и мудрость достигаются через овладение искусством медитации — отключением от внешнего, самонаблюдением и размышлением. Спустя века семь мудрецов Греции поместят на фронтоне храма Аполлона в Дельфах самое умное, по их мнению, изречение: «Познай самого себя». А современная психотерапия широко использует медитацию при корригировании отклоняющегося поведения .
Советские психологи и медики открыто не использовали в своих работах технику медитации. Более того, связанный с нею метод самонаблюдения (интроспекции) был официально запрещен как субъективно-идеалистический и порочный. Лишь в конце 50-х — начале 60-х годов в защиту самонаблюдения выступил С.Л.Рубинштейн. Некоторое время спустя Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов ввели в свою теорию специально организованной учебной деятельности термин «рефлексия». Итак, возникшему свыше пяти тысячелетий до н.э. буддизму и более поздним его разновидностям мы обязаны раскрытием многих закономерностей, фактов и механизмов душевной деятельности человека. В плане корригирования девиантного поведения, психического развития и саморазвития особенно важны теория психических состояний и практика управления ими. Здесь же впервые были применены достаточно хорошо разработанные тесты для диагностики уровня духовного развития человека, а также сложные и эффективные психотренинги психического и связанного с ним физического развития человека, способы его самосовершенствования и исправления отклонений в поведении. Овладение техникой восточных единоборств позволяет человеку выжить в тяжелых условиях жизни, достойно преодолеть трудности, избегая криминальных форм поведения. Особенно эффективны указанные способы в экстремальных условиях: в борьбе с организованной преступностью, террористами, наркомафией, при стихийных и общественных бедствиях. Поэтому они используются милицией, спецслужбами и военными при выполнении особо важных
1 См.: Джеймс У. Психология. — М., 1981.
2 См.: Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. —М., 1964.
См.: Трофимов С. А. Воины Искусство ниндзя. —М., 1998.
4 См.: Абаев В. И. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. — Новосибирск,
1989.
5 См.: Фромм Э., Судзуки Д., Мартына Р. Дзен-буддизм и психоанализ. —М., 1997; Уотте А. Психотерапия. Восток
и Запад. —М., 1997.


заданий. Отметим, что из практики различных школ буддизма можно заимствовать множество очень эффективных средств выхода из состояния сильного дистресса и наиболее быстро и успешно преодолеть посттравматический синдром, связанный с произведенным над человеком насилием и сильными душевными потрясениями. Надеемся, что читателю понятна полезность указанных способов для профилактики и корригирования девиантного поведения трудных школьников. Они и повысят эффективность деятельности работающих с такими учащимися воспитателей, и облегчат психическое состояние жертв девиантного поведения, и дадут весьма полезные приемы психологической реабилитации.
Буддизм во всех его разновидностях и близкие к нему теории способствуют развитию правого полушария головного мозга человека: стимулированию интуитивного мышления, творческих начал и актов озарения, целостному видению мира и образности. Все это существенно дополняет аналитическое мышление людей Запада, формирует воображение и связанные с ним виды рационализаторства и изобретательства. Напомним, что именно развитие творческих способностей человека является одним из самых важных психологических качеств, помогающих ему избежать или преодолеть крайне вредные виды девиантного поведения (садизм, мазохизм, асоциальность и противоправность), одиночество и отчужденность в мире. Наиболее ярко об этом писал Э. Фромм в своей знаменитой книге «Бегство от свободы» , много писали и другие современные психологи. К сожалению, буддизм и даосизм отрицательно относятся к проявлению «левополушарности», столь присущей людям западных стран. Это затрудняет усвоение его положительных идей у нас. Но все же заметно их влияние на философию экзистенциализма, помогшую многим европейцам выжить и противостоять немецкому фашизму в годы Второй мировой войны, на экзистенциальную и гуманистическую психологию. Под влиянием Востока находились психологи У.Джемс, К.Юнг, философ Шопенгауэр. Кстати, Восток, как и Запад, неоднороден. Теория и практика конфуцианства близки «левополушарному» Западу .
Наши читатели могут сказать, что религиозные и философские учения Востока делают слишком односторонний упор на духовное развитие человека. Возможно, это верное замечание: люди Запада справедливо отказались от средневековых стремлений к умерщвлению плоти. Но царящие сейчас потребительство, влечение к обогащению и небывалому комфорту приводят к бесцельности существования и экологической катастрофе. Поэтому идеи и практика духовного воспитания Востока могут быть весьма полезными для европейцев и американцев. При этом мы не предлагаем заменять культуру и религиозные конфессии Запада восточными. Мы предлагаем взаимообогащение культур при сохранении их внутренней сущности. При этом мы решительно предостерегаем против некритического усвоения и экспансионистского распространения восточных философских и религиозных учений. Должны преследоваться по закону секты, подобные Аум Сенрике, манипулирующие сознанием людей и приводящие их к опасным для физического и душевного здоровья видам девиантного поведения. В качестве же положительного примера взаимодействия культур Востока и Запада можно указать на современную Японию, совершившую «чудо» экономического и культурного развития во второй половине XX в.
Какую линию душевного развития человека и преодоления отклонений в поведении избрали жители Древней Греции? Уже упомянутый выше В.С.Соловьев справедливо заметил, что боги у античных греков стали тенью людей. Человек во всем его физическом естестве и героических действиях стал предметом воспевания. На родине европейской скульптуры и архитектуры ваяли прекрасные изображения обнаженных юношей и девушек, помещая их в храмах наряду с богами. Культ человеческого тела в крайней своей степени характерен для Спарты, где хилых детей убивали сразу при рождении. Спартанцы были прославленными воинами, сильными и мужественными, но они не дали миру ни одного великого мыслителя и поэта. Наибольших успехов в знаниях, культуре и демократии достигли Афины, принесшие непреходящее в веках величие Древней Греции. Так считал Аристотель. Греки почитали богов на Олимпе и простершийся над ними Космос — красивый, украшенный, цветущий мир. Космос многообразен, гармоничен и целостен. Самой глубинной, божественной его сущностью, идеей идей является красота. Отсюда становятся понятными слова Ф.М.Достоевского: «Красота спасет мир».
Древние греки стремились воплотить законы Космоса на Земле. Они приняли кольцевое планирование городов как подобие небесных сфер. Признавая единство мира, вместо срубленного дерева сажали новое. Главное, они считали человеческую душу маленьким Космосом, микрокосмом. Это
1 См.: Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. —Минск, 1998.
2 См.: Конфуций //Антология гуманной психологии /Сост. В. В. Малявин. —М., 1996.


самонадеянное, наивно-претенциозное, не лишенное известной дерзости обожествление человеческой души выразилось в мифе о Психее. Она удостоилась любви самого бога Амура за свою несравненную красоту и верность. Душа-микрокосм должна быть подобна самому Космосу. Отсюда возникновение идеи всестороннего и гармоничного развития и воспитания человека. Типы греческих образовательных учреждений и в наше время являются классическими, образцовыми и наиболее эффективными для практической реализации идеи многостороннего развития. Это гимназии, лицеи, академии и т. д. Классическое образование всегда способствовало развитию целостной личности, творчества и интеллектуальных способностей. А сегодня общепризнано, что именно эти качества помогают человеку найти свое достойное место в жизни и исправить отклонения в поведении. Древнегреческим мыслителям не чуждо было рассмотрение наряду с внешними проблемами внутренних трудностей. В советском обществе считалось, что молодой человек должен закаляться, как сталь (вспомним знаменитую книгу Н.Островского), подавляя в себе все естественные желания и влечения, кроме официально одобряемых обществом. Это нередко приводило молодых к состояниям жертвенности, подавленности, душевного дискомфорта и неприятной напряженности, обесценивания личности, потери индивидуальности. Для цивилизованного общества подобные состояния и поведение являются ненормальными. Они приводят к появлению двойных стандартов, скрытым и открытым конфликтам в обществе: к возникновению запрещенной молодежной субкультуры, резко оппозиционных неформальных групп, криминальных сообществ и т. д. Еще древние греки считали естественным для молодых борение чувств, в разумной форме позволяющее опробовать свои силы и найти свое место в жизни, стать целостной и гармонической личностью.

Первым великим философом Древней Греции был Пифагор . В России его считают всего лишь математиком, автором одноименной теоремы. Между тем слово «математик» означало для него человека познающего, а не высчитывающего и считающего. Людей, которые просто накапливают знания, Пифагор называл акусматиками, т. е. слушателями. Поэтому многие из современных профессиональных математиков были бы для него просто акусматиками.
Пифагор стремился к открытию законов мира в их количественном и словесном выражении. Он и его ученики-пифагорейцы разрабатывали теорию магии чисел, открыли число п («пи»), правило «золотого сечения» и многое другое. Под влиянием идей Пифагора уже в новое время выдающийся психолог Фехнер положил начало новому научному направлению — экспериментальной эстетике. Вместе с М.Вебером он экспериментальным путем открыл и математически выразил основной закон современной психофизики. Нельзя также не вспомнить Пифагора, говоря о недавно возникшей математической психологии.
Пифагор был открывателем музыки и разработчиком основных понятий ее теории. Он писал о музыке «небесных сфер» как средстве космического воздействия на людей и средстве воспитания и самовоспитания людей, способе управления своим настроением и другими психическими состояниями. Пифагорейская школа внесла большой вклад не только в теорию и практику музыкального, но и вообще эстетического и других видов воспитания. В СССР эстетическое воспитание было поставлено крайне плохо, поскольку духовная жизнь человека всячески подавлялась. До сих пор считается, что наш народ по преимуществу читающий, а не музыкальный и не художественный. Со второй половиной приведенного утверждения нельзя согласиться. Музыка присутствует в повседневной жизни широких слоев нашего народа, а особенно ею увлекается молодежь. Она — обязательный элемент молодежной субкультуры. В контексте нашего пособия следует сказать и о так называемой блатной музыке и поэзии, характеризующихся особой душевной проникновенностью. Вовлечение правонарушителей в местах заключения в художественную самодеятельность заметно повышает эффективность процесса их перевоспитания. Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель . Первый считал, что человек от рождения добр, а зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов в этом отношении придерживались Платон и Аристотель. Но Сократ за свои просветительские идеи был приговорен к смертной казни, Платон продан в рабство, а Аристотель испытывал глубочайшие угрызения совести и чувство вины за действия своего воспитанника Александра Македонского. Однако идеи
1 См.: ЯмвлихХалкидский. Жизнь Пифагора. —М., 1997.
2 См.: Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. —М., 1993; Фомин В. Сокровенное учение античности в
духовном наследии Платона. —М., 1994.

этих великих философов реинкарнируются в XVTII в. в теорию «просвещенных государей» (Екатерина II, Фридрих Великий). В XIX в. российские энтузиасты-реформаторы «пойдут в народ», чтобы просветить его (народники). XX век нанес, казалось бы, сокрушительный и окончательный удар разбираемой теории. Одни из самых просвещенных и культурных народов — немецкий и итальянский, а с ними и некоторые другие — вступили на путь преступного и крайне жестокого, изуверского закабаления и уничтожения подобных себе живых существ, граждан сопредельных государств.
Можно ли сказать, что взгляды античных философов полностью неверны? Нет. Но они недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее. С этим мнением нельзя не согласиться.
Без накопления знаний и их передачи из поколения в поколение не было бы интеллектуального развития людей, не произошло выделения человека из царства животных. Кстати, истоки деви-антного поведения многих «трудных» школьников часто кроются в учебных неуспехах. Однако одних знаний для духовного развития недостаточно. Это хорошо показала совершившаяся в нашем веке научно-техническая революция, принесшая человечеству массу великих открытий и изобретений, но и поставившая мир на грань военной и экологической катастрофы. Античные мыслители сделали много открытий, касающихся законов, явлений и механизмов душевной деятельности человека. Они показали роль знаний как средства душевного развития и преодоления недостатков поведения и жизненных заблуждений. От Древней Греции мы заимствовали классическую систему образования, существующую во многих странах до сих пор, конечно, в модифицированном, приспособленном к современным условиям виде. Древняя Греция дала миру образцы демократического устройства общества, повлиявшие на структуру таких высокоорганизованных государств современности, как США, Великобритания и Франция. Демократические государства дают наибольшую свободу развитию личности, ее творческих начал и способствуют значительному сокращению форм и видов девиантного поведения.
Однако в ходе исторического развития обнаружилась односторонность и неполнота теорий греческих философов и педагогов, сводивших все проблемы психического развития и девиантного поведения в основном к образовательному процессу, к развитию ума. Наиболее правильно, полно и многосторонне дает ответы на эти вопросы христианская психология.
В. С. Соловьев писал, что истинный путь развития избрала лишь библейская религия. Она избежала крайностей религий и философских учений Древней Индии и Древней Греции. Действительно, согласно Ветхому и Новому Заветам Бог заключил с людьми союз (завет): они стремятся следовать заповедям Божьим, а Господь открывает им путь к спасению души и решительным образом помогает его достичь. Без веры в Господа и Его помощи окончательное спасение невозможно. При этом человек имеет относительную автономию. Он обладает правом выбора между Добром и злом. Этот выбор не по принуждению, а по доброй воле и любви. В Библии сказано, что Бог всегда с нами, когда мы с Ним. Кто ищет Его, тот всегда Его найдет. Но Бог покинет нас, если мы покинем Его. Путь покаяния открыт любому, пока он жив (притча о блудном сыне), ибо Господь больше радуется спасению одного грешника, чем девяти праведников. Совсем, как истинные родители, которые больше всего пекутся о том ребенке, который сейчас в беде. Совершенно иной подход был в советской школе. Там любому ребенку давались жесткие предписания относительно правил поведения в обществе, а в случае неповиновения следовали жесткие репрессии. Даже у А. С. Макаренко можно найти советы о том, что в процессе перевоспитания ребенка нужно ковать, ломать, гнуть.
В душе человека борются Добро и зло, а сам человек решает, чью сторону он примет в тот или иной момент жизни. Следовательно, граница между Добром и злом проходит не между государствами и нациями, мужчинами и женщинами, представителями тех или иных классов и т.д., а в душе каждого человека. Надо быть требовательным к себе и терпимым к проступкам других. Человеку следует самосовершенствоваться, ибо, как правильно писал философ Н.Бердяев, к добрым целям нельзя прийти через недобрые дела. В противном случае такой человек внутренне изменяется к худшему и перестает следовать гуманистическим целям. К людям надо проявлять терпимость, так как в каждом из них Добро борется со злом. Даже самый примерный человек небезгрешен и может совершить проступок. Но следует не отворачиваться от него, а помочь преодолеть временное заблуждение. К тому же никакого ребенка и взрослого нельзя считать безнадежно испорченными.
Большинство людей, если с ними обращаться по-доброму, ответят добром. Поэтому детей надо учить доверять людям, не бояться их, идти к ним, а в случае опасности громко призывать на помощь. Среди окружающих всегда найдется человек, который поможет защититься от зла. Как же решает христианская психология проблему психического развития и преодоления греховности в человеке? Иисус Христос сказал: «Я — Путь, Я — Истина, Я — Жизнь». Таким образом, в учении Христа указаны истинный смысл жизни, ее цель и способы достижения спасения души. Многие люди терпят крах в жизни, так как на первое место ставят решение проблем материального благополучия и карьеры, личного процветания и общественного признания, славы. «Все это суета сует и всяческая суета». Апостол Павел прямо говорит: «Человек живет для Бога». Что это значит? Многие считают, что жить для Бога — это выполнять правила жизни истинной, но трудной и подчас скучной. Дьявол же как бы дает радость, развлечение и наслаждение, которые потом можно искупить покаянием. Искуситель действительно может дать много кажущихся благ, но так, чтобы человек отравился от них или умер, как умирают от несварения желудка при излишестве пищи. Господь же предоставляет человеку все лучшее и в меру, ко благу его. Ибо сказал Господь Бог: и дам Я верующим все богатства Свои.
Жить для Бога — это принять и исполнять заповеди Его, верить, надеяться и любить. А что из последних трех главнее? — спрашивает апостол Павел. И отвечает: любовь. На самом деле, разве возможна вера без любви?! Ибо Бог — это любовь!
Христианство выделяет две основные ступени психического развития человека: душевную (начальную) и духовную (высшую). Душевную ступень психического развития человек проходит через совершенствование своего ума, чувств (любви, веры, сострадания, милосердия, терпимости и т.д.) и воли (добрых деяний). В этом христианство отличается от философии античности, делающей упор в основном на развитие ума, мудрости. Христианская психология не соответствует и советской психологической науке, положившей в основу развития человека преимущественно его деятельность. Можно констатировать, что христианская психология наиболее полно, всеобъемлюще и правильно решает проблему психического развития: указывается не один, а три основных взаимосвязанных пути душевного развития. Однако представители конкретных христианских конфессий сужают эти исходные представления. Католики делают упор на рациональное воспитание, а православные — на нравственность. Конечно, воспитание нравственности очень важно всегда, а особенно в современном мире и современной России. Оно является очень важным средством, способствующим предупреждению, а в случае необходимости — эффективной психокоррекции отклоняющегося поведения. В то же время придание рациональному воспитанию второ- и третьестепенного значения издавна вызывало у многих православных россиян (а теперь и у неверующих) пренебрежительное отношение к людям умственного труда. Многие люди считают, что надо работать, а не создавать теории и программы. Но работают не только руки и ноги, но и голова. Недумающий работник никому не нужен.
На самом деле естественно вернуться к истокам христианской психологии, т. е. совместить все три направления душевного развития. Кстати, это будет более соответствовать принятой в западной цивилизации идее многостороннего и гармоничного развития человека. Духовную, высшую ступень психического развития человек достигает благодаря непосредственной помощи Бога. Бог всегда помогает человеку в его добрых делах. Но при переходе к духовному состоянию Дух Святой нисходит на верующего. Человек начинает все понимать, переполняется благородными чувствами и становится способным ко многим высоким делам. Следовательно, человек не может достичь духовности и спасения своей души без Бога, без своего Спасителя — Иисуса Христа. Поэтому, в педагогическом плане, нельзя школьников и взрослых делить на грешных и безгрешных, ждать и требовать от человека абсолютной нравственности и порядочности. Напротив, воспитатель должен помочь всем без исключения своим ученикам осознать и преодолеть свои недостатки, проявляя при этом благожелательность, терпимость и веру в добрые начала воспитанников. Современная наука заимствовала понятия «духовность», «духовная культура» и «духовное воспитание» из религии. Она тоже считает духовную фазу психического развития человека высшей. Однако при этом многие научные теории ничего не говорят о Боге.
Люди духовные, высоконравственные не всегда принимаются и понимаются обществом. Часто их считают странными, «не от мира сего». Бывает, что даже некоторые учителя высказываются в таком стиле о высоконравственных и скромных учениках. Их считают непрактичными, не приспособленными к жизни. Чаще всего многие взрослые не понимают духовную борьбу и сомнения старших школьников. Невоспитанные сверстники требуют от таких школьников, чтобы они стали подобными им: не уделяли много времени умственному и физическому труду, выпивали, сквернословили, распутничали. Для достижения своих требований эти школьники прибегают к бойкоту, избиениям и другим чрезвычайным средствам воздействия, которые могут нанести сильную травму нравственному школьнику и даже морально надломить его. Как вести себя человеку более высокого уровня психического развития в подобных ситуациях? Подчиниться их агрессивным требованиям? В этой связи хочется рассказать об одной радиопередаче, услышанной недавно автором. Ведущая спросила «специалиста» по проблемам молодежи, что делать старшекласснице, которой ее соклассники объявили бойкот из-за нежелания учиться у них матерщине? «Специалист» сказал, что девушка должна уважать мнение товарищей, иначе ей будет трудно жить в условиях демократии. Немедленно позвонила возмущенная мать девушки (они обе слушали передачу) и стала обличать «специалиста» в некомпетентности. Тот нисколько не смутился и ответствовал: «Поступайте как хотите, если желаете, чтобы ваша дочь попала в психиатрическую больницу». На наш взгляд, все высказывания «специалиста» — сплошная профанация. А как быть? Если уж мы здесь говорили о религиозных воззрениях христиан, то обратимся еще раз к Библии. Там, в частности, сказано по поводу подобных ситуаций: отойди от зла и сотвори благо. Хороший совет, вполне согласующийся с положениями современной гуманистической психологии и педагогики. В данном случае девушке надо постараться вернуть расположение окружающих добрыми и нужными для них делами — использовать свой талант и знания для смягчения отношений. Прямолинейное вмешательство учителей и родителей в таких случаях нередко уводит проблему в «подполье» или даже обостряет ее. А вот повседневная и незаметная воспитательная работа по развитию всего коллектива бывает необходима и очень эффективна.

Названная выше проблема еще более остра среди взрослых. Известно, что консервативные социальные сообщества идут нередко на моральное и физическое уничтожение духовных людей. Вспомним, что судьба почти всех известных нам великих гуманистов тяжела и трагична. А. С. Пушкин дал очень хороший совет: «Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспаривай глупца». Но"сШ не сдержался. Это и понятно: трудно жить, все время подчиняясь только холодному разуму, а не чувствам. Особенно трудно великому поэту. Но все же, согласно Библии, каждый человек должен осознать свое божественное предназначение и уметь уйти от ненужных боев, сохраняя чистоту своей души и верность цели. Кроме того, если тебя ругают дурные люди, значит, ты на верном пути. Но к мнению стремящихся к добру людей надо прислушиваться. Знание христианства, являющегося основой европейской и американской цивилизации, помогает современному психологу решать многие проблемы психического развития и отклоняющегося поведения людей .

Христианство изучают не только теологи, но и представители различных наук: религиоведения, наиболее известным исследователем в области которого является Ренан , философии (В.Соловьев, Н.Бердяев, В.Розанов, П.Флоренский и др.), христианской психологии и педагогики , искусствоведения и т.д. В настоящее время появляется все больше полезных книг по православному воспитанию. Они помогут верующим и неверующим родителям предотвратить появление у своих детей таких недостатков характера, как гордыня, зависть, недоброжелательность, жадность и др. В большей части эти советы ничем не противоречат рекомендациям современных научных психологов. Знакомство с житиями русских пустынников помогает закалять волю, претерпевать страсти и нежелательные желания и влечения.
В такой многонациональной стране, как Россия, психолог должен разбираться в особенностях конкретных конфессий. Мировые религии (христианство, иудаизм, мусульманство, буддизм и т.д.) при всех их различиях имеют глубокое внутреннее сходство в своей высокой духовности и яркой гуманистической направленности. Научный психолог, несмотря на свои личные убеждения, в своей практической деятельности не должен заменять собой священнослужителя и быть проповедником одной из мировых религий, а он должен уважать все эти религии и учитывать их особенности при работе с верующими различных конфессий. В то же время психологи проводят корригирование поведения людей, попавших под вредное для их психического и физического здоровья влияние некоторых сект, манипулирующих сознанием людей и толкающих их на опасное и противоправное поведение. Опыт ряда московских практических психологов показывает, что
1 См.: Библия. —М., 1983; Братусъ. Христианская психология. —М., 1998; Булгаков С. Православие. —М., 1991; Ии-
сус Христос//Антология гуманной педагогики. Общая редакция игумена Иоанна (Экономцева). —М., 1996.
2 См.: Ренан Э, Жизнь Иисуса. —М., 1991; Он же. Апостолы. — СПб., 1911; Он же. Апостол Павел. — СПб., 1912.
3 См.: Хопко Ф. Основы православия. —Минск, 1991.


многих таких сектантов, школьников и взрослых, трудно вернуть к светской жизни. Но вполне возможен переход их в лоно истинно гуманистической религии (Е.Е.Вахромов). Реакцией на жестокости средневековой инквизиции, замутившей чистые гуманистические истоки христианства, было возникновение, распространение и закрепление в сознании людей идей Возрождения. Философия античности вновь привлекла пристальное внимание европейцев. Под ее влиянием человек сам по себе, его душевное и телесное совершенство становятся предметом изучения философов, деятелей искусства и литературы, педагогов. Классик педагогики Я. А. Комен-ский сформулировал важный принцип природосообразности: ребенка должно обучать и воспитывать на основе знания особенностей его человеческой природы .
Многие философы и педагоги положительно восприняли впоследствии этот принцип, но по-разному истолковывают его. Так, Жан Жак Руссо на первое место поставил природный фактор детской души. Он считал, что основные трудности психического развития ребенка и пагубные отклонения в его поведении вызваны непониманием взрослыми возрастных своеобразий детского ума, чувств и желаний. Он справедливо утверждал, что ребенок — не маленький взрослый, упрощенная и несовершенная копия последнего. Вмешательство воспитателей в естественный путь развития ребенка с этих позиций приносит ему только вред. Поэтому, считал Руссо, надо дать природе возможность самой действовать в развитии ребенка. Эти свои взгляды Жан Жак Руссо изложил в книге «Эмиль, или О воспитании». Они имеют большую ценность и поныне, когда стали особенно очевидны пороки авторитарного воспитания. Оно приводит к таким недостаткам характера, как пассивность, безынициативность, безволие, садомазохизм, стереотипия деятельности, шаблонность поступков. Напротив, у активных людей авторитаризм нередко приводит к взрывчатости, резкости, конфликтности, негативизму, раздражительности. Главный недостаток авторитарного воспитания заключается в торможении творческих и интеллектуальных способностей человека, что приводит к серьезным затруднениям многостороннего и гармоничного развития его личности. К сожалению, и сегодня многие родители и даже учителя не имеют необходимых знаний о возрастных и индивидуально-типологических особенностях личности школьника, что приводит к просчетам в воспитании и девиантности поведения. Однако многие современные психологи и педагоги считают недостатком теории Руссо то, что он излишне ослабил воспитательный фактор. Трудно представить, чтобы процесс воспитания, а особенно перевоспитания школьников с асоциальным и криминальным поведением обходился без целенаправленного воздействия взрослых. Это просто невозможно. В этом направлении разрабатывал свою педагогическую систему Генрих Песталоцци. Он придавал решающее значение систематическому обучению детей взрослыми («Как Гертруда учит своих детей» и другие его педагогические сочинения).
Спор между Ж.Ж.Руссо и Г.Песталоцци нашел продолжение и в наше время. Так, Ж. Пиаже по своим взглядам ближе к Ж. Ж. Руссо, а Л. С. Выготский — к Г. Песталоцци. Между тем стала совершенно очевидной чрезвычайная важность для нормального психического развития ребенка и взрослого обоих рассматриваемых факторов: свободный расцвет природных задатков, творческих и интеллектуальных способностей человека является наилучшим средством профилактики и корригирования отклоняющегося поведения. В то же время надо отметить» что неудачи в учебе часто являются первопричиной девиантного поведения. Очевидно, нужно найти меру и оптимальные виды и формы благоприятного взаимодействия природного и социального в человеке. К сожалению, предлагаемые способы решения указанной задачи очень разнообразны и не дают возможности сделать однозначный выбор в пользу наиболее эффективной в этом отношении педагогической технологии.
В 70-х годах XIX в. в Лейпциге В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию. С появлением этой лаборатории связывается возникновение психологии как самостоятельной науки, ее выход из системы религиозных и философских знаний. Объясняется это тем, что психологи стали применять эксперимент — основной и наиболее эффективный метод получения научных знаний, особенно в области точных наук. В. Вундт разработал и предложил метод психологического, эксперимента в его лабораторной форме. В начале XX в. русский ученый А.Ф.Лазурский ввел в психологию естественный эксперимент (обучающий и воспитывающий). В настоящее время мировая психология достигла больших вершин в технологии и технике его проведения. Весьма показательна в этом отношении космическая психология. Не только во время орбитальных многодневных полетов, но и в наземных испытаниях с применением совершеннейшей экспери-
См.: Коменский //Антология гуманной педагогики /Сост. И.Д. Чечель. —М, 1996.

ментальной аппаратуры и изменяемой по многим параметрам среды обитания сделаны многие открытия и выявлены многие закономерности психики человека. Важно отметить, что исследования авиационно-космических психологов выявили значительные новые резервы психического развития и творческих потенций человека. Наряду с этим в экспериментальных условиях жизнедеятельности стал необычайно ярко виден большой разрушительный заряд и необыкновенно крупный масштаб деятельности деструктивных личностей. Важно отметить, что в обыденной жизни патологическая сущность таких людей скрыта настолько глубоко, что не осознается окружающими, а зачастую и самим девиантным человеком. Более того, на многих он может производить противоположное
впечатление, как вполне уравновешенный, рационально мыслящий и добродушный человек. Исследования космическими психологами этих проблем существенно обогатили теорию и практику малых групп, утвердили в массовом сознании понятия «психологическая совместимость», «психологический климат», «изоляция», «психологическая депривация», «монотония», «лидер группы» и т.д. Короче говоря, психологический эксперимент в космической психологии является отличной моделью для изучения нормальных и патологических психических состояний человека, для ранней диагностики неврозов, психозов и развивающихся хронических психических заболеваний, помогает в разработке и проверке эффективности методов психокоррекции отклоняющегося поведения. К сожалению, до сих пор неизвестны сколь-либо серьезные работы, использующие материал космической психологии для решения проблем девиантности.
В конце XIX в. возникает и быстро развивается возрастная психология. Она делает основным предметом своего исследования закономерности возрастного развития психики человека и возможные отклонения от этого процесса. Глубокие исследования ведутся в настоящее время по проблеме возрастных кризисов психического развития и связанным с ними отклонениям в поведении многих детей и подростков, а также взрослых .
Пионером возрастной психологии считается Вильям Прейер, получивший широкую популярность своей книгой «Душа ребенка» (1882). В начальный период истории возрастной психологии особенно выделились работы К. Д. Ушинского, И. Гербарта, Г. Мюнстерберга, А.Бэна, Г.Спенсера, И.М.Сеченова, Т.Тидемана, Г.Эб-бингауза, Ф. Гальтона. Большое влияние на возрастную психологию рубежа веков оказали труды американского ученого Стенли Холла, создавшего педологию, новую науку о детях. В СССР педагогия была запрещена в 1936 г. специальным постановлением ЦК ВКП (б). В первой трети XX в. становятся известными фундаментальные теории психического развития детей, многие авторы которых были признаны впоследствии классиками психологии. К ним относятся Д.Селли, М.Монтессори, Э.Мейман, Э.Клала-ред, А.Бине, А.Гезелл, Д.Болдуин, В.Штерн, Карл и Шарлотта Бюлер, М.Мид.
! В XX). возникает и интенсивно развивается дсихотерапия, без знания основных направлений которой сегодня невозможно представить практического психолога, занимающегося проблемами отклоняющегося поведения детей и взрослых. Психотерапия возникла как смежная область научных знаний на границе психологии и медицины. Она занимается лечением нервных и психических расстройств нелекарственными средствами, особенно словесным воздействием, плацебо, аутогенной тренировкой и т. д. В качестве простейшего примера можно привести следующий факт. Дружеская и успокаивающая беседа хирурга с больным перед операцией снижает у последнего чувство тревоги, настраивает на бодрый лад, способствует быстрому засыпанию при введении снотворного вещества. Наоборот, нетактичное поведение врача вызывает ятрогению, т. е. невроз, и даже психосоматическое заболевание пациента. Подобные расстройства можно наблюдать у школьника при грубом или безразличном отношении к нему учителей (дидактогения). Психотерапия в значительной степени способствовала возникновению и развитию практической психологии. Психотерапевты дали углубленную разработку основных методов психологии и снабдили специалистов по отклоняющемуся поведению очень большим количеством методик по индивидуальной и групповой работе с пациентами. Так, они усовершенствовали метод клинической беседы как исследовательский, диагностический и лечебный способ, а также методы наблюдения, самонаблюдения, тестов и т.д.
В последнее время стала интенсивно развиваться медицинская психотерапия, переставляющая акцент с психологических методов на врачебные. Она применяет средства народной медицины, медитацию, плацебо и т.д. Однако сильных фармакологических средств наши психотерапевты не применяют. Иное положение в США и некоторых других западных странах. Там в, тюрьмах и
См.: Марцинковская Т.Д. История детской психологии. —М., 1998.
иных исправительных и лечебных учреждениях применяется психофармакология для модификации поведения преступников и лиц с особо опасным поведением (наркоманов, алкоголиков и т.д.). Прошедшие через эту процедуру люди говорят о сильных отрицательных эмоциональных состояниях, связанных не столько с изоляцией от привычной жизненной среды, сколько с указанной процедурой. Поэтому в настоящее время широко обсуждается вопрос о целесообразности подобных психофармакологических воздействий, их границах и возможностях гуманизации применяемых приемов.
Огромное воздействие на современную психотерапию оказала теория психоанализа З.Фрейда . Она породила большое количество как сторонников, последователей, так и противников. Важно отметить, что в большинстве своем те и другие в той или иной форме отталкиваются от Фрейда, даже резко критикуя его. Заслуга З.Фрейда в том, что он открыл для широких исследований область бессознательного в психической деятельности человека и предложил эффективные методы его изучения и устранения образовавшихся комплексов и неадекватных защитных механизмов. Таких способов и приемов у него свыше 3 000. Однако Э. Фромм отмечал, что, сделав много открытий в области душевной деятельности людей, 3, Фрейд часто ошибочно объяснял обнаруженные им феномены только биологическими причинами. Поэтому ни один современный психотерапевт, работающий над проблемами девиантного поведения людей, не может обойтись без знания теории психоанализа, но должен критически относиться к интерпретации Фрейдом многих обнаруженных им фактов.
Анна Фрейд получила всемирное признание как создательница детского психоанализа . Основным предметом ее научных исследований сделались родительско-детские отношения. По ее мнению, именно здесь находится основная зона конфликтов, возникающая в детском возрасте. В настоящее время это направление психотерапевтической работы с детьми, испытывающими различные невротические расстройства (заикание, тик, энурез, страхи, навязчивые действия и т.д.). К. Юнг создал свое собственное направление в глубинной психологии — юнгианскую психотерапию . Теорию коллективного бессознательного К. Юнга используют в своих исследованиях не только психологи, но и современные социологи и политологи. Шкала интроверсии-экстраверсии — одна из самых главных при исследовании личности человека. Касался Юнг и проблемы преодоления трудностей в психическом развитии ребенка.
А.Адлер , один из ближайших учеников З.Фрейда, интересен как основоположник социально-психологического подхода к исследованию психики детей. Он первый из классиков психологии XX в. начал фундаментальное изучение проблемы трудных детей и создал весьма оригинальную и эффективную методику воспитания воли, во многих моментах перекликающуюся с концептуальными положениями системы психотренингов Востока.
А.Адлер считал, что не слепые инстинкты, а чувство общности с другими людьми — основная сила, определяющая жизнь и поведение человека. Оно стимулирует общественные контакты и ориентацию на окружающих. Источниками энергии являются врожденные чувства неполноценности и компенсации. Они позитивны, так как побуждают к самосовершенствованию. Если чувство общности у ребенка слабо развито, очень рано начинают формироваться невротические комплексы, отклонения в развитии личности и поведении. Неполная компенсация делает ребенка напряженным, неуверенным, тревожным, завистливым и конформным. Неумение преодолеть свои существенные недостатки делает многих эгоистами, играющими на своих слабостях и сочувствии окружающих. Важнейшим человеческим качеством, помогающим достичь самосовершенства и преодолеть трудности, является умение сотрудничать и кооперироваться с другими. Из неофрейдистов необходимо указать троих: Э.Фромма, К. Хорни и Г. Салливена. Э. Фромм описал главные виды девиант-но го поведения в современном мире: садизм и мазохизм. Он же предложил пути их профилактики и корригирования . Э.Фромм также исследовал близкую к садизму некрофилию . Карен Хорни особенно известна своими работами по проблеме тревожности
1 См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. —М., 1991; Он же. «Я» и «Оно*: В 2 т. —Тбилиси, 1991.
2 См.: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа: В 2 т. —М., 2000; Она же. Психология «Я» и защитные
механизмы. —М, 1993.
3 См.: Юнг К. Архетип или символ. —М., 1991; Он же. Психологические типы. —М, 1995; Он же. Конфликты дет-
ской души. —М., 1996.

4 См.: Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. —М., 1995.
5 См.: Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. —Минск, 1998; Он же. Искусство любви. —Минск, 1990.
6 См.: Фромм Э. Адольф Гитлер: Клинический случай некрофилии. —М., 1992.

и связанных с нею неврозов . Г.Салливен занимался изучением и корригированием тяжелых видов отклоняющегося поведения. Одна из его книг издана в 60-е годы в СССР. К. Хорни и Г. Салливен, как и Э.Фромм, изучали садизм и мазохизм, но в его клинической форме. Все неофрейдисты, в отличие от З.Фрейда, основное внимание уделяли невротическому влиянию социума на бессознательное.

 

Знаменитый создатель эпигенетической теории Эрик Эриксон может быть охарактеризован как социопсихоаналитик: он сочетал исследование глубинных индивидуальных структур личности с изучением социального влияния на человека. Для нормального жизненного развития личности необходима благоприятная среда, сохраненная цельность личности и творчество. Существенно влияют на человека не только близкие, но и широкий крут людей, работа и общество в целом. Весь этот процесс назван Эриксоном формированием идентичности. Целостность Эго является основным фактором устойчивости к неврозам. Эриксон писал в своих работах, что он сосредоточивался на психиатрическом содержании девиантного поведения.
Изучению агрессивных, тревожных и других трудных детей посвятила свои работы Мелани Клейн.
Создатель теории психосинтеза Роберто Ассаджоли в своей психотерапевтической практике не ограничивался восстановлением первоначальной целостности человеческой души, как З.Фрейд. Он стремился помочь дальнейшему душевному росту пациента, который характеризуется целым рядом серьезных трудностей. Например, на определенной стадии своего психического развития люди проходят через длительные периоды депрессий, которые не являются психической болезнью. Российский читатель, очевидно, согласится в этом с Р. Ассаджоли, вспомнив душевные метания Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. В книгах автора дается достаточно большой конкретный материал для упражнений по созданным им методикам.
Под влиянием теории психоанализа возникла ориентированная на тело психотерапия Вильгельма Райха. Свой научный путь он назвал так: от психоанализа к органной биофизике. В 2000 г. началось издание многотомной «Антологии современного психоанализа» . В ней помещены авторские статьи, оказавшие наиболее существенное влияние на развитие теории и практики психоанализа после З.Фрейда. Отражен период 1934— 1982 гг. Среди авторов крупные ученые, оставшиеся по понятным причинам неизвестными многим советским психологам: А.Жибо — председатель Европейской психоаналитической ассоциации, Дж.Стречи, Х.Кохут, Д.Винникотт и др.
Гуманистическая психология в противоположность фрейдизму провозгласила человека альтруистическим существом, уникальным и самоценным, стремящимся к психическому развитию посредством творческого взрыва (Олпорт и др.). Одним из крупнейших представителей данного психологического направления является Абрахам Маслоу . Одно из его значительных научных достижений связано с изучением самоактуализации человека. Это понятие стало основополагающим у гуманистических психологов. Ключ к пониманию предлагаемых им методов корригирования отклоняющегося поведения дают работы А. Маслоу по исследованию механизмов становления личности: идентификации и отчуждения.
Крупнейшим практическим психологом XX в. считают Карла Роджерса . Свои работы в русле гуманистической психологии он назвал недирективной психотерапией и недирективной дидактикой. Он ввел в широкое обращение понятия «учитель-фасилитатор», «эмпатия», «конгруэнтность» и т.д.
Важными для решения проблем девиантного поведения школьников и взрослых являются работы по логотерапии Виктора Франкла . Нахождение смысла бытия помогло ему пройти через ко-

1 См.: Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. —М., 1993; Она же. Женская психология: В 2
т. —М., 1993; Она же. Наши внутренние конфликты. - СПб., 1997.
2 См.: Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996; Он же. Идентичность: юность и кризис. —М., 1996.
3. См.: Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я». —М., 1994; Он же.

Психосинтез. —М., 1997.
4 См.: РайхВ. Сексуальная революция. — СПб., М., 1997; Он же. Характеро-анализ: Техника и основные положения
для обучающихся и практикующих аналитиков. —М., 1999.
5 См.: Антология современного психоанализа / Под ред. А.В.Россохина. —М., 2000.-Т. I.
6 См.: Маслоу А. Психология бытия. —М., 1997.
7 См.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. —М., 1994; Он же. Клиент центрированная те-
терапия. —М., 1997.
См.: ФранклВ. Человек в поисках смысла. —М, 1990.

шмар гитлеровских концлагерей. В то же время В.Франкл отмечает, что отсутствие смысла иногда приводит молодых людей к суициду.
Современная психотерапия имеет много направлений. Для знакомства с ними отошлем читателя к книге В. Т. Кондратенко и Д. И.Донского . Здесь же рассмотрим главные. Начнем с суггестивной психотерапии, делящейся на гипносуггестивную психотерапию, наркопсихотерапию, а также терапию самовнушения.
В случае гипносуггестивной психотерапии проблемы решаются с помощью лечебного внушения в гипнозе.
Наркопсихотерапия осуществляется путем применением малых доз наркотических средств, в первую очередь барбитуратов.
Самовнушение проводится как в бодрствующем состоянии (метод Куэ), так и в аутогипнотиче-ском трансе (метод Шульце). Последний разработал широко известный метод аутогенной тренировки как способ самовнушения в состоянии саморасслабления. Метод Куэ основан на произвольном самовнушении. К числу наиболее известных из такого рода методов самовнушения относится прогрессивная мышечная релаксация (по Джекобсону).
Крупным научным направлением является гештальт-терапия, создателем которой признан Фредерик Перле. Современная гештальт-терапия направлена на пробуждение скрытых возможностей человека через осознание им своих потребностей и продвижение по пути к своей зрелости. Под последней понимается способность личности выйти из трудной ситуации, полагаясь на себя, сознание своих чувств и поведение по принципу «здесь и теперь».
Гештальт-терапия часто осуществляется как один из видов групповой психотерапии (психокор-рекционная группа). Психотерапевт этого профиля может работать в группах тренинга (Т-группах), группах встреч, группах тренинга умений и методом психодрамы. Т-группы в основу своей методики кладут теорию групповой динамики Курта Левина. Группа встреч разрабатывалась Карлом Роджерсом, а также Ричардом Прайсом, Мишелем Мерфи, Уильямом Шутце и др. В Т-группах и группах тренинга умений участников ориентируют на решение конкретных задач и формирование навыков межличностных отношений. Однако руководитель при этом полностью не устраняется и подчас выступает в качестве наставника. Сторонники гуманистического направления в психотерапии делают акцент на внедрение демократического стиля руководства, воспитание чувства общности и открытости во взаимоотношениях.
Психодрама — форма групповой психотерапии, в которой драматическая импровизация выступает как средство изучения внутреннего мира человека и внутреннего очищения, лечения. Основными понятиями являются: «ролевая игра», «спонтанность», «катарсис», «инсайт». Создателем психодрамы является Якоб Морено.
Нам осталось сказать о последнем виде групповой психотерапии — группах тренинга умений. Здесь мы имеем дело с современной формой поведенческой психотерапии, основанной на бихевиоризме. В этом их теоретическое отличие от Т-групп, групп встречи и психодрамы, в той или иной степени связанных с психоанализом.
На технологию этих психокоррекционных групп оказали влияние труды И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Поэтому у нас был принят термин «условно-рефлекторная терапия». Весьма важными являются исследования американских ученых-бихевиористов Дж. Уотсона, Э. Толмена и их последователя Б. Скиннера. Последний экспериментально разработал концепцию оперантного обусловливания, лежащую в основе обучения. Он считал, что все поведение обусловлено сочетанием позитивных и негативных стимулов. На этой основе Скиннер создает бихевиоральную психотерапию, занимающуюся преимущественно поведением человека, а не его внутренним миром. Бихевиоральная психотерапия занимается симптомами, а не внутренними механизмами поведения. Подобный психотерапевт главное внимание уделяет изменению поведения человека через положительную стимуляцию.
Труды Скиннера способствовали развитию поведенческой психотерапии. В 19Ь8 г. австрийский психотерапевт Джозеф Вольпе опубликовал книгу «Психотерапия реципрокным торможением». В ней он доказывал положение, что посредством «научения» больного подавлению немотивированных страхов и тревог можно достигнуть исчезновения невроза. На этой основе он разработал распространенный ныне метод всей поведенческой психотерапии — метод систематической десенсибилизации. Он дает хорошие результаты влечении фобий (страхов), психической импотенции и фригидности.

 

Современные группы тренинга умений чаще всего создаются для формирования уверенности в себе. Задачи этих психокоррекционных групп сводятся к решению двух основных проблем: 1) избытка чего-то (много курит и пьет спиртного, несдержан, испытывает навязчивый страх); 2) недостатка чего-то (сна, кон- тактов, уверенности в себе). Группа тренинга умений является своеобразной лабораторией для освоения и упрочения нормальных жизненных умений: управления эмоциями, принятия решений, жизненного планирования, коммуникативного умения, родительских функций, уверенности в себе.
Достоинством групповой психотерапии является то, что работа психолога ведется с совокупностью людей. К сожалению, в современной психотерапии многое свелось к индивидуальному воздействию, к абсолютизации принципа индивидуального подхода. Даже в гештальт-терапии индивидуальные задачи являются главными для пациента, занимающегося в психокоррекционной группе. Поэтому особого внимания заслуживает недавно появившаяся семейная психотерапия . Создавшие это направление американские ученые отмечали, что большинство их пациентов жаловались на потерю любви к себе со стороны своих близких. Поэтому они стали проводить психокоррекцию отношений в семье в целом. Именно такой подход, а не помещение пациента в нервную клинику и лечение лекарствами дал наилучший положительный эффект в преодолении девиантного поведения.
Рациональная психотерапия создана трудами швейцарского невропатолога Дюбуа, считавшего, что причиной многих нервно-психических расстройств являются ошибочные умозаключения и представления пациентов. Поэтому лечение следует производить преимущественно путем логических доказательств и переубеждений больного. Основой рациональной психотерапии является логически правильная и доступная пониманию пациента трактовка сущности, причин возникновения и возможного течения болезни, способствующая созданию адекватного отношения к ней пациента.
Позитивная психотерапия разработана Носсратом Псзешкианом. Ее предметом является конфликт, лежащий в основе многих психических и психосоматических болезней. Поэтому данное научное направление можно назвать психотерапией, центрированной на конфликте. Психотерапевт занимается не столько симптомами и синдромами, сколько стоящим за ними конфликтом. Для этого надо понять, что в каждом симптоме наличествует не только негативное, но и позитивное качало. В этом направлении работает психотерапевт, основной целью которого является изменение точки зрения пациента на свою болезнь и открытие тем самым новых резервных возможностей для борьбы с недугом. Для этого широко используются поучительные истории, притчи, психотерапевтические сказки. Рассказанная история должна быть сходна с историей конфликта пациента, но не быть слишком «лобовой». Позитивная психология учитывает межкультурные особенности людей, позитивно подходит к пациенту и заболеванию, использует в практике лечения поучительные истории. Это пятиступенчатая психотерапия, основанная на самопомощи. Нейролингвистическое программирование (НЛП) — отрасль научного знания о воздействии на человека слова, позволяющего программировать себя и менять в дальнейшем программу своего поведения. Основными задачами психотерапевта являются обеспечение доступа пациента к его скрытым и неиспользуемым душевным резервам, извлечение их из подсознания, доведение до уровня понимания с последующим научением ими пользоваться. Сначала терапевт изучает и узнает субъективную модель мира своего клиента, а затем корригирует ее с помощью слов (лингвистическая коррекция). Происходит изменение внутреннего мира пациента, а не окружающей его среды. Для проникновения в бессознательное пациента используются предикаты речи, невербальные признаки, паттерны глаз. Предикаты речи — это слова, которыми человек описывает воспринимаемый им мир. Они позволяют выявить доминирующую модальность восприятия, т. е. определить, является ли пациент визуалом, аудиалом или кинестетиком. К невербальным признакам относятся поза, мимика, тембр голоса, ритм дыхания и т. д. Через них психотерапевт выявляет особенности мышления и эмоциональных реакций пациента. Паттерны глаз — это движения глазных яблок. Изучая их, а затем заставляя двигаться в нужном направлении, терапевт получает доступ к внутренним психическим процессам, их направлению и регулированию. НЛП как одно из главенствующих направлений зарубежной психотерапии возникло в 70-х годах XX в. Пионерами нейролинг-вистического программирования являются американские ученые
См.: Эидемиллер Э.1., Юстицкии В.В. Семейная психотерапия. — СПб., 1999.

Джон Гриндер и Ричард Бендлер . В основу своей теории они положили материал наблюдения за работой всемирно известных терапевтов Верджинии Сантир и Милтона Эриксона. НЛП получило широкое распространение во многих странах мира. В России НЛП имеет как своих сторонников, так и противников. Последние возражают против используемого в НЛП гипнотического воздействия. Надо сказать, что эриксоновский гипноз не занимает столь уж значительного места в технологии НЛП. А. Ф. Ремеева в своей работе обошлась без него и получила впечатляющие положительные результаты в экспериментально-практическом исследовании по преодолению подростками трудностей
в обучении и повышении успеваемости. Для визуалов, аудиалов и кинестетиков она разработала и применила различающиеся методики обучения и психического развития . В настоящее время в нашей стране стала широко распространяться и разрабатываться учеными арттерапия, т. е. терапия искусством. Так, в мае 2000 г. в Москве прошла I Международная конференция по музыкотерапии, данстерапии (терапии танцем). Известность получила сказкотера-пия.
В России издан очень содержательный и доступный для широкой читательской аудитории учебник Грэйс Крайг по проблеме психического развития . Эта книга весьма полезна практическим психологам и всем специалистам и просто читателям, интересующимся прижизненным психическим развитием детей и взрослых.
К числу лучших книг последних лет по проблемам детской психологии надо отнести работы Ф. Дольто и М. Гензбиттель . Ценной является также работа Ф. Раиса по психологии подросткового и юношеского возраста . Отметим, что в отечественной психологии книг по старшему школьному возрасту очень мало. Нельзя пройти мимо труда всемирно известных американских; психологов А. Бандуры и Р.Уолтерса, посвященного агрессии подростков .
Подведем итог изложенному в этом разделе материалу, посвященному решению проблемы психического развития человека и исправления отклоняющегося поведения детей и взрослых. Отметим основные тенденции рассмотрения всей совокупности этих важных вопросов в различные исторические эпохи. В Древней Индии в большинстве господствующих религиозных конфессий основное внимание уделялось духовному воспитанию и развитию человека. Отклоняющимся поведением считалось такое поведение, которое было направлено преимущественно на решение материальных проблем жизни.
В Древней Греции многие великие философы (Сократ, Платон, Аристотель и др.) связывали успешность психического развития человека с получаемыми знаниями, просвещением и образованием. Девиантное поведение возникало, говоря современным языком, из-за отсутствия или явной недостаточности общего и профессионального образования.
Христианство видит психическое развитие человека в усвоении и следовании заповедям Божьим, положенным в основание Ветхого и Нового Заветов. Психическое развитие имеет два последовательных этапа: душевный и духовный. Душевное развитие связано с развитием ума, высших чувств и воли (добрых дел) человека.
Переход на духовный этап развития возможен только с непосредственной помощью Бога. Отступление от религиозных истин и правил считается грехом. В терминологии научной психологии это и есть девиантное поведение. Искоренение грехов достигается покаянием и выполнением ряда конкретных наставлений и предписаний.
Многие направления мировой психологической науки проблему духовного развития человека отодвинули на второй план, а то и совсем не сделали ее предметом своего изучения. Основной стала проблема соотношения природного и социального в психическом развитии человека. Поэтому девиантным у них считается поведение человека, не соответствующее принятым социальным нормам и выявленным биологическим законам и особенностям существования человека.
1 См.: Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. — Новосибирск, 1992; Вообрази себе. Поиграем — помечтаем. — М., 1994; Гриндер Д. Исправление школьного конвейера. —Минск, 1995; Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек— в
принцы. —М., 1995; Они же. Структура магии. —М., 1995.

2 См.: Ремеева А. Ф. НЛП в обучении: типы репрезентативных систем и учет их в педагогической деятельности:
Методические рекомендации для учителя, школьного психолога и преподавателя вуза. —М., 1997.
3 См.: Крайг Г. Психология развития. — 7-е международное изд. — СПб., 2000.
4 См.: Дольто Ф. На стороне ребенка. — СПб., 1997; Она же. Па стороне подростка. — СПб., 1997.
5 См.: Гензбиттель М. На стороне учителя. — СПб., 1998.
6 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.
7 См.: Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. —М,
1999.

В настоящее время в мировой науке идет «собирание камней». Стало общепринятым утверждение о том, что нельзя противопоставлять биологическое и социальное. Они находятся в тесном единстве. Это главная антитеза современных ученых З.Фрейду, который оставил без серьезного исследования социальный фактор психического развития человека. Стала понятной также жизненная необходимость быстрого решения проблемы нравственного развития людей, их духовного воспитания. Вслед за Франклом и другими психологами мы считаем, что проблема смысла жизни и достойного поведения лучше всего решается с помощью мировых гуманистических религий. Тем более что многие священнослужители и ученые заявляют ныне об отсутствии противоречий между церковью и наукой. Об этом объявил, в частности, несколько лет назад Папа Римский. В свою очередь, лауреат Нобелевской премии Р. Сперри заявляет, что духовное является высшим уровнем развития человека. Биологический фактор не отвергается, но занимает подчиненное положение по отношению к духовному. К сожалению, в России восстановление традиционных верований (православия, мусульманства, иудаизма, буддизма) идет медленно. Конечно, церковь у нас отделена от государства. Нельзя насильственно обращать человека в ту или иную веру. Но нельзя и умалять права церкви на изложение своего вероучения. Официально этого не делается, но на практике все средства массовой информации, включая печать, радио и телевидение, сообщают о фактах религиозной жизни страны, как правило, со стыдливой поспешностью и краткостью, без выражения эмоциональной убежденности верующих. Такие способы изложения лицемерно объявляются приемами «объективного» изложения информации. По истинной же своей сущности они являются приемами атеистической пропаганды, некритически заимствованными из прошлого.
Реалистически мысля, мы понимаем, что только церковные учреждения не могут решить проблему нравственного воспитания. Это дело всего общества, задачу духовного воспитания детей и молодежи должна взять на себя начальная, средняя и высшая школа. В начале 90-х годов государственные деятели России заявили о необходимости разработки воспитательной системы, основанной на принятии общечеловеческих духовных ценностей. Но и сегодня ни теоретического обоснования такой системы, ни тем более самой новой системы воспитания в школе нет. Итак, мировая психология старается синтезировать, а не противопоставлять в едином процессе психического развития факторы духовного и телесного, природного и социального. Наиболее важной является проблема духовного развития людей, в наибольшей степени способная привести к сокращению случаев девиантного поведения. Но и исследования природного и социального также следует продолжать. К числу последних значимых исследований следует отнести работы по межполушарной асимметрии, позволяющие глубже понять сущность процесса психического развития человека и особенности различных видов отклоняющегося поведения. Сам автор в течение более сорока лет также изучал функциональную асимметрию детей и взрослых и проблему духовного в психическом развитии человека. Проблему обучения школьников с право- и левосторонней латерализацией изучали наши аспирантки Т.Л.Павлова, А.Ф.Ремеева, Е.А.Смирнова на материале следующих учебных предметов: математики, истории, иностранного языка. Предложенные ими методики повысили успеваемость всех учащихся, сократив в значительной степени трудности в обучении и поведении школьников.

Источник: Степанов В. Г.
Психология трудных школьников
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.