На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Экологическое образование детей дошкольного возраста
Экологическое образование детей дошкольного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Экологическое образование - новое направление дошкольной педагогики. Его базовой основой является методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой, которая обеспечивает формирование умений у маленьких детей ориентироваться в различных явлениях природы, главным образом, доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. в последнее десятилетие работа учреждений дошкольного образования сосредоточилась на воспитании у детей осознанного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную направленность.

Экологическое образование дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором образовательный процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Целью экологического образования детей дошкольного возраста является формирование основ экологической культуры ребенка, которая базируется на формировании осознанно правильного отношения к явлениям и объектам природы, человеку как живому существу, к своему здоровью и среде, в которой живет ребенок.
Первоначально элементы экологической культуры детей дошкольного возраста складываются на основе их взаимодействия с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
В результате исследований С.Н. Николаевой и И.А. Комаровой было установлено, что осознанно правильное отношение дошкольников к природе включает в себя три компонента: эмоционально-эстетический (умение любоваться красотой природы); интеллектуальнопознавательный (наличие интереса к явлениям и объектам природы); нравственно-действенный (гуманное отношение к животным и растениям, готовность выполнять различные трудовые действия по уходу за ними).
Критериями осознанно правильного отношения к природе являются:
- знание условий, при которых живой организм остается живым;
- желание трудиться самостоятельно или по указанию взрослого на участке или в уголке природы;
- самостоятельные поступки и действия, направленные на сохранение живых существ;
- наличие у ребенка познавательного интереса к природе;
- представленность в самостоятельных играх детей знаний о природе и отношения к ней.
Задачи экологического образования - это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффективное формирование основ экологической культуры ребенка, включающие в себя:
- наличие в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования ребенка;
- создание в учреждении дошкольного образования эколого-развивающей среды;
- систематическое повышение квалификации педагогов в данной области;
- осуществление систематической работы с детьми в рамках различных инновационных технологий;
- выявление уровня экологической культуры ребенка.
Проведенные исследования в области экологического образования детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой, А.А. Петрикевич и др. доказали правомерность формирования у детей экологических представлений:
- о неживой природе: солнце, атмосфере, литосфере, гидросфере, изменениях в природе в разное время года;
- о животном мире: разнообразии животных, особенностях их строения и развития, питания, влияния окружающей среды на животных, животных разных экосистем, ухода за животными, значения животных в природе;
- о растительном мире: разнообразии растений, особенностях роста и развития, растениях разных биоценозов, уходе за растениями, основных признаках и значении растений в природе;
- о человеке как живом существе: строении тела человека, его основных функциях и системах организма, понятии «здоровый образ жизни», необходимых условиях жизнедеятельности человека, месте человека в природе;
- о взаимосвязи объектов и явлений природы между собой и человеком.
По мнению С.Н. Николаевой, в работе по формированию у детей дошкольного возраста первоначальных экологических представлений необходимо:
1) показать дошкольникам два мира природы:
- один - саморазвивающийся, независимый от человека и его деятельности мир естественной природы: леса, степи, реки, озера и др.;
- другой - мир культурной природы, который создан людьми и их трудом: поля, сады, парки, скверы, животноводческие фермы;
2) сформировать у детей понимание, что каждое живое существо (растение, животное) растет, развивается, если для этого есть все необходимые условия (влага, тепло, свет, почва для растений; корм, вода, температурный режим, убежище для животных);
3) показать, что человек пользуется дарами дикой природы: собирает грибы, ягоды, отдыхает в лесу, купается в реках, охотится, и только бережное обращение с природой сохраняет ее;
4) продемонстрировать, что в природе все взаимосвязано, нарушение одного звена ведет к гибели всех остальных;
5) рассказать, как человек забоится о дикой природе: бережет леса от пожаров, сажает новые деревья, подкармливает диких животных, создает заповедники.
Работа по экологическому образованию детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь ведется в соответствии с учебной программой дошкольного образования (образовательная область «Ребенок и природа»), содержание которой включает в себя: формирование представлений о неживой природе, растениях и животных, организме человека, взаимосвязях в природе.
В последние десятилетия создан ряд специализированных программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста, которые Н.А. Рыжова подразделяет на три группы: экологической (биоэкологической), эстетико-культурно-экологической и социальноэкологической направленности. К первой группе относятся программы: С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и др. Вторую группу представляют программы: В.И. Ашикова и С.Г Ашиковой «Семицветик», И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета - наш дом» и др. К третьей группе относятся программы: Н.Н. Вересова «Мы - земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века», Л.М. Клариной «Экономика и экология». Все выше перечисленные программы разработаны российскими авторами, имеют свои специфические особенности, они вызывают определенные трудности в адаптации к отечественной системе дошкольного образования. данные программы в основном направлены на формирование экологической культуры личности ребенка, ответственного отношения к природе, но в них отсутствует экологический подход в сфере педагогического взаимоотношения с ребенком.
необходимо отметить, что экологическое образование дошкольников невозможно без учета экологических потребностей самого ребенка, оценки качества его отношения к окружающей среде, по экологическим критериям. Одним из наиболее показательных вариантов реализации идей экологического подхода в контексте дошкольной педагогики является опыт болгарских ученых. По их мнению, социальная ситуация развития личности обуславливает развитие и содержание личностных приоритетов среды. Под ее влиянием формируется ценностное отношение к разным качествам среды и организуется собственное взаимодействие с ней. Этот факт был сформулирован Н. Живковым, основоположником дошкольного воспитания и первым теоретиком дошкольной педагогики в Болгарии. данный подход был взят О.О. Прокофьевой за основу разработки программы «Экологическая азбука». Основная идея разработанной ею программы заключается в формировании субъектного экологосообразного отношения ребенка к окружающей природной среде, основным проявлением которого является субъектное экологосообразное отношение ребенка к себе и своей окружающей среде, к другим людям и их окружающей среде, к природным явлениям и объектам и их окружающей среде, к овладению основами экологической компетентности с целью положительного взаимодействия с окружающей средой.
в процессе работы по программе дети могут получить элементарные экологические представления, освоение которых будет способствовать овладению ими практическими умениями разных видов деятельности в природе, обеспечит соблюдение ребенком норм и правил экологически безопасного поведения по отношению к объектам и явлениям природы.
Целью программы является формирование субъектного экологосообразного отношения ребенка к окружающей среде, находящейся в сфере его досягаемости.
Из цели вытекают следующие задачи: развитие способности воспринимать и оценивать красоту природы, положительного эмоционального отклика на общение с ней; формирование у детей элементарных научных экологических представлений о ценности природы, о себе как части живой природы и правилах экологически безопасного поведения в ней; формирование практических умений разнообразной деятельности в природе, умений соблюдать нормы и правила взаимодействия с объектами природы; воспитание субъективного отношения к окружающей природной среде, стремление участвовать в ее охране и защите.
в основу программы положены следующие принципы:
- принцип научности предусматривает научную направленность в раскрытии ведущих идей и понятий современного естествознания на доступном для ребенка уровне;
- принцип системности заключается в системном представлении материала и отражает идею системного строения природы, последовательно раскрывает сущность живого организма и его взаимодействие с окружающей средой: от внутренних связей живого к внешним связям организма и среды и далее к многообразию связей живого в экосистеме;
- принцип деятельности определяет особое место ведущих, основных деятельностей в реализации экологических потребностей ребенка, осознании себя субъектом в формировании субъектного экологосообразного отношения к окружающей среде;
- принцип природосообразности предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
теоретической основой программы является экологический подход, учитывающий экологические потребности самого ребенка, оценку качества его окружающей среды по экологическим критериям, введенный н. Живковым; психолого-педагогические исследования в области формирования субъективного отношения к природе С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина; концепция экологического образования детей дошкольного возраста с.н. николаевой. Программа разработана в соответствии с требованиями современной теории и практики экологического образования детей дошкольного возраста.
в структурном отношении программа представлена пятью разделами: «Познаем самого себя и других людей», «Познаем мир растений», «Познаем мир животных», «Познаем мир неживой природы», «Познаем, как человек использует и охраняет природу».
содержание программы отражает экологические компетенции, включающие в себя следующие компоненты: представления, умения,
отношения, к основным закономерностям живой и неживой природы - человеке как части живой природы; многообразии видов, особенностей жизни; понятии «живое» и «неживое», росте, развитии и размножении отдельных живых существ, их приспособленности к среде обитания; взаимосвязи внутри природных сообществ; взаимодействии человека с природой. содержание программы направлено на формирование субъектного экологосообразного отношения ребенка к окружающей среде, которое включает в себя: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный компоненты. Формирование субъектного экологосообразного отношения осуществляется в программе посредством эколого-ориентированной деятельности, благодаря которой реализуются важнейшие целевые установки, определяющие структурные элементы содержания программы: ребенок в деятельности воспринимает и чувствует природу, получает опыт эмоционально-коммуникативной деятельности; познает и исследует природу, получает опыт исследовательской и познавательной деятельности; отображает, создает и действует в природе, получает опыт репродуктивной, творческой и ценностно-ориентированной деятельности.
для достижения цели и решения задач, обозначенных в программе, приоритет закрепляется за такими формами экологического образования детей дошкольного возраста, которые интересны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я» - игровым и комплексно-тематическим занятиям, природоохранным акциям.
Реализация программы обеспечивает развитие самосознания, положительное отношение ребенка к себе и к своим возможностям, осознание своего влияния на окружающую среду, понимание собственной ответственности за ее состояние и за себя самого.
В современном экологическом образовании детей дошкольного возраста особое внимание уделяется познавательно-исследовательской и поисковой деятельности совместно с педагогом.
Понятия «познавательно-исследовательская», «элементарная поисковая деятельность детей» и «детское экспериментирование» являются достаточно близкими по своему содержанию. Так, элементарная поисковая деятельность рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов
познания (Л. М. Маневцова); детское экспериментирование - это преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н.Н. Поддьяков); познавательно-исследовательская деятельность дошкольников предусматривает активность ребенка, направленную на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между ними, их упорядочение и систематизацию.
следует заметить, что познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, посредством наблюдений, эвристических рассуждений, предположений. Подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста впервые были заложены в исследовании л. М. Маневцовой, в котором изучалось продуктивное влияние элементарной поисковой деятельности на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
важным средством постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на основе уже приобретенного опыта. Проблемные ситуации необходимо предъявлять детям в определенной последовательности: вначале простые, содержащие однозвенные связи («Почему на земле лужи?», «Почему рыба плавает?», «Почему гусеницу не видно на листьях капусты?»); затем более сложные, содержащие цепочку связей («Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?», «Почему сначала прилетают грачи, а потом - ласточки?», «Почему растения летом быстро растут?»).
Динамика поисковой деятельности детей дошкольного возраста заключается в переходе от принятия познавательных задач, поставленных взрослым, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению данных задач.
в практике работы учреждений дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность детей находит свое проявление в виде детского экспериментирования с объектами природы.
Организации элементарных опытов с детьми дошкольного возраста осуществляется в логике поисковой деятельности детей, этапы которой представлены Л. М. Маневцовой. Так, необходимо помнить о недопустимости опытов, приводящих к гибели живого, например, растений. Поэтому, как только появляются заметные изменения (растения вянут, бледнеют, вытягиваются побеги), необходимо сразу изменить их условия существования.
В отечественной дошкольной педагогике достаточное количество учебно-методических пособий, в которых широко представлены детские эксперименты и разнообразные опыты. Педагогу важно качественно перевести их содержание в технологию работы с детьми. для этого необходимо продумать условия постановки проблемной задачи, сформулировать вопрос так, чтобы у детей возникли разные предположения, подготовить условия для проверки нескольких из них, обеспечить процесс самостоятельного поиска детьми верного решения. в результате с помощью обобщающего вопроса необходимо стимулировать детей к высказыванию верного вывода.
Педагогическая технология развития исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева) заключается в последовательном переходе от этапа к этапу и включает в себя: мотивационно-ориентировочный этап, направленный на актуализацию интереса детей к опытам, где особое внимание уделяется радости открытия, созданию в группе положительной атмосферы, ситуаций, вызывающих интерес, удивление, эмоциональный отклик у детей (фокусы, проблемные ситуации, приемы трИЗ); содержательно-деятельностный этап, направленный на развитие умений детей решать все более сложные проблемные ситуации в условиях усложняющегося экспериментирования; инициативно-творческий этап, который предполагает совместный исследовательский поиск в рамках проекта («Как много интересного вокруг»). родители и дети включаются в написание «Энциклопедии наших открытий», совместный досуг «Клуб открытий», посещение музеев, выезды на природу.
Эксперименты, опыты и эвристические рассуждения всегда осуществляются детьми на основе имеющихся у них экологических представлений, поэтому важна качественная организация наблюдений с детьми дошкольного возраста.
Наблюдение - сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся. также наблюдение включает и интерпретацию, осмысление получаемой информации.
С.Н. Николаевой впервые представлены циклические наблюдения за одним и тем же объектом в течение длительного времени, которые имеют ряд достоинств. в цикле (цикл наблюдений за аквариумными рыбками, за елью во время прогулки, за водой, снегом и льдом, за ветками в вазе и др.) осуществляется распределение всего объема знаний на порции, каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. в результате у них возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.
наблюдение строится в логике познавательно-исследовательской деятельности: сначала ребенок ставит или принимает познавательную задачу, потом совместно с воспитателем собираются факты, устанавливаются связи, для того чтобы «решить задачу», и затем дать закономерный ответ на нее (например, познавательная задача «Почему с одной стороны крыши сосульки длиннее?», во второй части которой организуется сравнительное наблюдение сосулек с разных сторон крыши дома и анализ условий: солнечное тепло, тень, солнце греет, в тени прохладнее).
для использования технологии моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста необходимо ориентироваться в понятиях «модель» и «моделирование». Так, модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
в работе с детьми дошкольного возраста можно создавать и использовать самые различные модели. важнейшими из них являются графическое и предметное моделирование различных явлений природы.
К графическому моделированию относятся разные виды календарей природы, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Можно выделить три типа календарей природы, широко применяющихся в практике учреждений дошкольного образования: календарь наблюдений за сезонными явлениями природы; календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ; календарь наблюдений за птицами.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы - это календарь, отражающий состояние природы (неживой), растительного и животного мира в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря - неотъемлемая часть «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится условными знаками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки дети под руководством воспитателя штрихуют клетку с изображением конкретного дня недели и в соответствующем окошке специальным значком обозначают состояние погоды, направление ветра, степень тепла и холода. в конце недели после рассмотрения покрова земли, дерева или куста, животных участка, которые выбраны для отображения в календаре, дети рисуют их в графе «Живая природа».
Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ рассмотрим на примере моделирования роста и развития хомяков. Его можно осуществить на четырех страницах белой бумаги, каждая из которых соответствует неделе развития животного. внизу страниц - полоска-карман «неделя» соответствующего цвета. Каждую неделю в полоску-карман вставляется картинка, на которой изображены маленькие животные (их состояние и поведение соответствует возрасту).
Календари наблюдений за птицами различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Календарь для детей младшего дошкольного возраста заполняется карточками с рисунками птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических «следов» не оставляет. Календарь для детей старшего дошкольного возраста заполняется несколько иначе: верхняя часть карточки - с рисунком птиц, нижняя - в соответствующих полосках с символическим обозначением птиц.
Кроме графического моделирования закономерных процессов природы в практике работы с детьми дошкольного возраста используется предметное моделирование различных явлений природы:
- создание глобуса;
- картонные модели защитной окраски (маскировочная, отпугивающая, расчленяющая);
- модели, с которыми можно совершать детям практические действия (длинные и короткие ноги, модель хищной птицы).
велика роль наглядных пособий в экологическом образовании детей дошкольного возраста, это связано с преобладанием образного мышления, поэтому формирование представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель использует различные формы наглядности:
- демонстрационные картинки и маленькие раздаточные картинки;
- мультимедийные презентации;
- репродукции;
- видеофильмы.
Таким образом, моделирование как метод экологического образования детей дошкольного возраста можно использовать в следующих случаях:
- как наглядное пособие, когда невозможно реально обследовать конкретное растение или животное;
- когда необходимо показать связи, существующие в природе;
- когда необходимо продемонстрировать определенную функцию объекта (например, функцию роста);
- когда с помощью модели можно показать весь природный процесс во времени;
- когда на примере модели возможно формирование у детей конкретных или обобщенных представлений о растениях, животных, человеке.
технология моделирования в экологическом образовании дошкольников представлена следующим алгоритмом:
- воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
- педагог организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать модели, замещающие эти признаки;
- воспитатель постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4;
- педагог обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
- воспитатель руководит созданием понятийных моделей «рыбы», «птицы», «звери», «домашние, дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.).
Обучение детей дошкольного возраста моделированию должно находиться в тесной связи с обследовательскими действиями. Важно учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений сначала обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.
Интеграции экологического содержания с другими образовательными областями учебной программы дошкольного образования служит метод проектов. Экологические проекты предоставляют дошкольникам возможность изучить тот или иной объект разносторонне, побывать в роли исследователя, понять, как многогранно то или иное природное явление. Проекты экологического содержания можно отнести к исследовательским. Исследовательские проекты предполагают проверку предположений с использованием разных способов познания (наблюдения, эксперимента и др.).

 

Источник: Актуальные вопросы дошкольного образования [Электронный ресурс] : учебно-методические материалы / И. Н. Батура [и др.] ; под общ. ред. И. А. Комаровой. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.