На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Основы правового воспитания детей дошкольного возраста
Основы правового воспитания детей дошкольного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Актуальные проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста обусловлены глобальными социальными процессами гуманизации человеческого общества, необходимостью становления правового государства со значительно возрастающей ролью правового образования граждан, с потребностью воспитания личности с высокой правовой культурой. одной из задач государственной политики является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности.
По рекомендации ЮНЕСКО (1997 г.) обучение правам человека предлагается начинать уже с дошкольного детства. современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста, так как они являются основой поведения в разных жизненных ситуациях.

Уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, умения объяснять смысл нравственных норм и значимость их выполнения. в старшем дошкольном возрасте возникают психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В. Булатова, Т.А. Маркова), милосердии (И.А. Княжева, т.в. Чертик), чувстве долга и справедливости (Р.И. Ибрагимова, А.М. Виноградова). Дети шестого года жизни вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Опираясь на проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребенком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих собственных прав.
В настоящее время в дошкольной педагогике идет активный научный поиск в области теории и практики правового воспитания детей дошкольного возраста (Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Н.Ю. Ган и др.). в теоретических исследованиях проблема правового воспитания рассматривается с точки зрения уважения свободы ребенка как личности. нравственно-правовое воспитание связывается с развитием самооценки ребенка, его уверенности в себе, моральных мотивов поведения и взаимоотношений. так, С.А. Козлова в своих исследованиях подчеркивает, что особенности психического развития детей дошкольного возраста позволяют формировать у них представления о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, уметь их адаптировать в нужной для него ситуации.
Целью правового воспитания является формирование основ правовой культуры детей дошкольного возраста. А.Ф. Никитин выделяет в структуре правовой культуры личности следующие компоненты: правовые знания; отношение к праву; поведение и деятельность в правовых ситуациях.
Исходя из цели, в качестве задач правового воспитания детей дошкольного возраста выступают:
- формирование у ребенка представлений о самом себе, о своих правах и обязанностях;
- воспитание уважения к достоинству и личным правам других;
- формирование умения оценивать отношение не только к собственному правовому поведению и правовому поведению других детей, но и к правовым качествам;
- формирование навыков по реализации правового поведения и деятельности в различных жизненных ситуациях.
работа по формированию основ правовой культуры детей на начальных этапах становления личности в условиях практики современного учреждения дошкольного образования должна строиться на следующих принципах:
- гуманитарно-пропедевтическом, в соответствии с которым процесс правового воспитания ребенка-дошкольника выполняет подготовительную к начальному школьному образованию функцию, закладывая первоначальную базу о нормах и правилах поведения в человеческом обществе, правах и обязанностях;
- содержательно-доминирующем, в соответствии с которым содержание правового воспитания реализуется как в специально-организованных формах работы, так и свободной деятельности детей;
- праксиологическом, когда правовое воспитание может осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательно-практической, изобразительной, игровой, художественно-речевой, элементарной трудовой и др.;
- интегративном, предполагающим, что основы правового сознания и поведения детей дошкольного возраста нельзя формировать обособлено от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, а также предполагает интеграцию нескольких видов детской деятельности в рамках одного образовательного мероприятия;
- активности субъекта, предполагающем «включенность ребенка» в образовательный процесс, предусматривающий накопление и обогащение социального, правового опыта путем полноправного участия воспитанников в событиях окружающего мира;
- социального партнерства учреждения дошкольного образования и семьи в правовом воспитании ребенка.
В теории и практике дошкольного образования процесс правового воспитания состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческо-деятельностного.
Когнитивный компонент правового воспитания создает основу для подготовки детей дошкольного возраста к участию в правовых общественных отношениях и включает в себя представления о правах и обязанностях ребенка. Содержание данного компонента включает систему усвоенных детьми на уровне представлений и понятий правовых норм, оценок и ценностей.
Эмоционально-ценностный компонент правового воспитания детей дошкольного возраста раскрывается в стремлении ребенка участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, принятии или непринятии общей цели, эмоциональной оценке результата взаимодействия, эмоционального отношения к собственному правовому поведению, сформированности и проявлении нравственно-правовых качеств личности.
Поведенческо-деятельностный компонент подразумевает владение ребенком навыками по реализации правового поведения. Целью данного компонента является развитие самостоятельности детей в реализации своих прав, способности управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения.
Такой подход позволяет определить содержание и этапы правового воспитания детей дошкольного возраста. Первый этап правового воспитания дошкольников - базовый, направлен на реализацию когнитивного компонента; второй этап - основной, предусматривает формирование эмоционально-ценностных отношений; третий этап - заключительный, обеспечивает реализацию поведенческо-деятельностного компонента.
К средствам правового воспитания детей дошкольного возраста относятся:
1. совместная деятельность детей. Это может быть любой вид деятельности (игровой, элементарной трудовой, учебной и т.д.), в которой детям необходимо согласовывать свои действия и поступки с действиями и поступками других членов детского коллектива, соподчинять свои интересы с интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, соблюдать нормы и правила правового поведения. совместная деятельность педагога с детьми также выступает в качестве средства правового воспитания - это непосредственно образовательная деятельность, устные сочинения-миниатюры, беседы- рассуждения, выполнение проектов, выставки и др.
2. Социокультурная среда, которая включает в себя: учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки и т.д.); учреждения социального назначения (больница, почта, аптека, ателье, магазины); достопримечательности города. Социокультурная среда содействует накоплению нравственно-правового опыта, формированию представлений о правах человека.
3. Художественные средства. В эту группу входят: художественная литература и фольклор (пестушки, поговорки, пословицы, загадки, сказки, легенды); изобразительное искусство (живопись, скульптура, архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство); музыка (песни, детская опера, танцы, мюзикл). Приобщая детей к ценностям культуры, особенно посредством устного народного творчества, ребенок усваивает нравственно-правовые представления народа своей страны, имеет возможность сравнивать и приблизиться к пониманию единых общечеловеческих ценностей других народов.
в дошкольной педагогике сложилась система методов, которые используются в разных сторонах воспитания, в том числе и правовом воспитании детей дошкольного возраста. В соответствии с этим можно выделить следующие группы методов правового воспитания в зависимости от того, что именно в процессе становления нравственноправовых качеств они преимущественно обеспечивают:
- методы формирования основ правового сознания: убеждения, доказательства, беседы, рассказы на правовые темы; обсуждения произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение;
- методы формирования мотивов, навыков, привычек правового поведения и правовой деятельности: единые требования; приучение; пример; использование творческой игры; соревнование;
- методы поощрения и наказания для стимулирования правового поведения и деятельности.
названные методы правового воспитания детей на практике тесно взаимосвязаны. Кроме того, в различных ситуациях отдельные методы могут выступать как средства воспитательного воздействия или как методические приемы. Это зависит от содержания и объема воспитательной задачи, конкретной тактики воспитателя, способа организации того или иного воспитательного мероприятия.
в работе с детьми по правовому воспитанию широко используются проблемно-поисковые методы (отгадывание загадок, разгадывание ребусов, кроссвордов, решение проблемных ситуаций), а также игровые методы (дидактические игры «Мои права», «назови права героев», «Чьи права нарушены»), а также драматизация сказок соответствующего содержания, что позволяет ребенку лучше осознать не только свои права, но и права других, формирует уважение к старшим и сверстникам.
в целях правового воспитания педагоги презентуют детям информацию посредством разных рассказов, книг с рисунками, буклетов о том, что такое права и обязанности, что такое нарушение прав, как правильно и неправильно поступать, благодаря чему дети сами либо с помощью героев рассказов учатся понимать окружающий мир, правильно мыслить и действовать в отношении сверстников и взрослых.
в диссертационных исследованиях, выполненных в 90-х годах ХХ столетия, уточнено понятие «правовое воспитание», обоснована необходимость сочетания нравственного и правового воспитания детей (с.н. Апиян); рассмотрено содержание и формы правового освоения действительности (Е.В. Пономаренко); конкретизировано понятие «гражданственность» по отношению к детям старшего дошкольного возраста (В.А. Кодоева); доказана целесообразность и возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека (С.В. Федотова). Отдельные аспекты проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста изучены в работах С.А. Козловой, Э.К. Сусловой, Н.Ф. Виноградовой, В.И. Ашикова, С.Г Ашиковой, Е.В. Рылеевой. Данными исследованиями сделаны первые попытки по определению содержания, форм, методов и средств правового воспитания детей дошкольного возраста, что делает данную проблему чрезвычайно актуальной в современных условиях.
Источник: Актуальные вопросы дошкольного образования [Электронный ресурс] : учебно-методические материалы / И. Н. Батура [и др.] ; под общ. ред. И. А. Комаровой. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. - Загл. с экрана.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.