На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Профилактика противоправного поведения учащихся (Из опыта работы)
Профилактика противоправного поведения учащихся (Из опыта работы)
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

«Ольховская общеобразовательная средняя школа»

Профилактика противоправного поведения учащихся

(Из опыта работы)

Т.Е. Гайкевич
Педагог социальный
Ольховской СШ
Островецкого района
Гродненской области

Ольховка

2008


Важнейшим направлением деятельности Ольховской СШ является профилактика преступлений и правонарушений среди учащихся. В Законе Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних трактуется как система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин, условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляется в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. В школе создана система воспитательно-профилактической работы, которая в целом позволяет успешно решать вопросы снижения уровня подростковой преступности. Она предусматривает аналитико-диагностическую деятельность, организацию внеучебной занятости школьников, усиление идеологической и социально-педагогической составляющих воспитательного процесса. Профилактическая работа в школе включает в себя: проведение декад правовых знаний, бесед по правовой тематике; тематические классные часы; организацию школьных праздников; сотрудничество с ИДН; сотрудничество с шефскими предприятиями; функционирование Совета по профилактике преступлений и правонарушений.
Организация досуговой деятельности: работа спортивных секций; дополнительное образование; проведение тематических вечеров; экскурсии, туристические походы. Работа с родителями: проведение родительских собраний, лекций (психолого-педагогический всеобуч); посещение семей на дому социальными педагогами совместно с психологом, администрацией ,председателем сельского Совета; организация правового всеобуча; совместное проведение школьных праздников.
Правовой всеобуч: встречи с представителями правоохранительных органов; изучение Конвенции и Закона РБ «О правах ребенка»; Презентация «Декларации прав ребенка» ; работа по выполнению прав и обязанностей учащихся школы; Организация работы школы в период каникул: проведение спортивных соревнований; организация свободного времени учащихся девиантного поведения; работа детской оздоровительной площадки; трудовые десанты по ремонту школьной мебели.
Работа СППС: диагностическая работа с детьми девиантного и аддиктивного поведения; психолого-педагогические консультации для учащихся; работа консультационного пункта для родителей социально-педагогическая помощь педагогам; тренинги с учащимися девиантного поведения. В целях достижения результативности профилактической работы в школе к началу учебного года создается Комплексно-целевая программа по предупреждению правонарушений учащихся (Приложение 1). Выполнение этой программы предполагает тесное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса. В рамках программы составлен план мероприятий к в рамках Декады правовых знаний (Приложение 2). В своей профессиональной деятельности педагог социальный реализует следующие функции:
образовательно-воспитательную; диагностическую; прогностическую; организаторскую; предупредительно-профилактическую;
охранно-защитную; организационно-коммуникативную.
Особое значение имеет предупредительно-профилактическая деятельность, которая учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний в школе. Профилактика предусматривает как решение еще не возникших проблем, так и уже имеющихся.
Учебный год социальный педагог начинает с социально-педагогической паспортизации школы. Это дает возможность определить социальные институты, сотрудничество с которыми целесообразно при организации социального воспитания, социально-педагогической помощи и поддержки учащихся и их семей. Это: ИДН и КДН Островецкого района; Совет профилактики; ФАП; детская сельская библиотека.
Также выявляются факторы, негативно влияющие на детей . Следующий очень важный этап деятельности педагога социального – выявление и классификация проблем, возникающих у учащихся, социальных проблем семьи ученика. Это могут быть проблемы, связанные с физическим нездоровьем ребенка; определяемые сложностями учебной деятельности; поведением, общения. Педагог социальный изучает все ситуации, что позволяют выдвигать идей исправления сложившихся ситуаций, планировать и составлять план работы.
Особому вниманию педагога социального подлежат учащиеся, для которых характерно: осложненное положение в семье; неуспеваемость в учебе; взаимоотношения со сверстниками; конфликты с учителями. Дети, находящиеся в социально опасном положении.
С целью исследования причин поведения школьников собирается необходимая информация о ребенке ч/з наблюдения за ним, собеседования с окружающими его взрослыми, а также диагностических методик. Зная причины отклонений в поведении и развитии ребенка, педагог строит индивидуальную работу с ним, учитывая при этом индивидуальные, возрастные особенности. На основании этого определяет каждому подростку вид деятельности, в котором его способности могут проявиться ярко, прогнозирует отношения учащегося в процессе взаимодействия со взрослыми, сверстниками подростка. Составляющими индивидуальной работы с подростками являются: воспитание нравственно-правовой убежденности; формирование выработки способности критически относиться к самому себе;
развитие эмоциональной сферы личности, формирование умения управлять собой; создание ситуации успеха в деятельности, включение в социально полезные виды деятельности; создание успеха. Завершающим этапом в деятельности педагога социального является социально-педагогическая работа: помощь, поддержка, защита, консультирование, коррекция, профилактика. Приоритетные направления деятельности: оказание необходимой помощи семье; исследование характера проблем, организация учета и определение контингента, которому необходима социально-педагогическая помощь; защита прав и интересов ребенка в обществе, семье; оказание практической помощи конкретному ребенку, реабилитации, преодолении сложных ситуаций; организация профилактической работы по предупреждению преступлений и правонарушений, участие в организации деятельности по формированию здорового образа жизни, досуга учащихся. Составляющими системы профилактики противоправного поведения учащихся являются: работа Совета профилактики правонарушений (Приложение3); взаимодействие педагога социального с правоохранительными органами по реализации совместного плана воспитательно-профилактической работы школы и ИДН Островецкого РОВД (Приложение4); организация досуговой и трудовой деятельности с учетом потребностей, интересов, увлечений учащихся; В результате последовательной, целенаправленной работы СППС школы с учащимися, состоящими на учете в ИДН наблюдается положительная динамика. Так, если в начале 2007 – 2008 учебного года на учете в ИДН состояло 2 подростка, то в конце учебного года остался 1.

Приложение 1

Комплексно – целевая программа по профилактике преступлений и правонарушений Ольховской СШ на 2007 – 2008 учебный год

Цель: Организация и проведение индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения,воспитание в неблагополучных семьях с учетом индивидуальных особенностей подростков, уровня взаимоотношений в семье.
Создание оптимальных условий в семье для воспитания и развития личности подростка путем взаимодействия семьи, школы и заинтересованных социальных структур,формирование и развитие личности с учетом идеологического воспитания,
оказание методической помощи педагогическому коллективу, родителям в вопросах воспитания детей и подростков, помощь подростку в воспитании нравственной, патриотической личности с определенным ценностно – ориентационным подходом к жизни.


Сроки

 

Содержание работы

Организационно – целевое обеспечение, диагностика

Мониторинг

Текущий и итоговый анализ

С педагогическим коллективом

С учащимися

С родителями и общественностью

 

Создание социального паспорта класса, микрорайона.
Классные руководители совместно с СППС.
Организация раннего выявления неблагополучных семей путем взаимодействия СППС и классных руководителей, всеобуча.
Социально – психологическая
педагогическая
служба.

Уточнить списки учащихся, состоящих на учете в ИДН, ВШК, «группе риска». Организация ежедневного контроля за посещаемостью.

Утверждение единого дня инспектора ИДН

Подготовить индивидуальные карты психолого – педагогического изучения личности подростков

Обеспечить занятость «трудных» учащихся в кружках, секциях
Классные руководители, педагог – организатор.

Собеседование

Сентябрь

Утвердить состав Совета профилактики на заседании педагогического совета
Зам по ВР.

Вовлечь ребят, склонных к правонарушениям в работу кружков, секций.Зам по ВР,СППС

Сбор банка данных учащихся 1 – 11 классов
Организовать работу почты доверия
СППС.

Оформить уголок правовых знаний «Закон и ты»

Организация классного коллектива с учетом проведения идеологической работы

 

 

Провести анкетирование учащихся на тему: «Твои права» и «Символы моей страны»
Гайкевич Т.Е.

Индивидуальные беседы, изучение жилищно – бытовых условий воспитания детей и подростков
СПСС

Классные часы «права ребенка»

 

 

Октябрь

На заседании Совета профилактики отчет о состоянии работы по предупреждению правонарушений и преступлений
Гайкевич Т.Е.

Организация ежедневного контроля школы за «трудными» подростками
Классные руководители
СППС

Проведение рейдов «Подросток», «Семья», «Досуг». Изучение микроклимата в семье
СППС, классные руководители

Диагностика и анкетирование «ТРУДНЫХ» подростков. Коррекция поведения.

 

 

 

Рейд по выявлению постановке на учет ВШК подростков, имеющих отклонения от норм поведения и неблагополучных семей.
СППС, классные руководители

Неделя правовых знаний (по отдельному плану)
Гайкевич Т.Е.

Организовать психолого – педагогический клуб для родителей на базе школы. Организовать проведение конференций для отцов.
Администрация школы, СППС

 

 

 

Вовлечь в кружки и секции ребят, склонных к правонарушениям
Классные руководители.

Организовать проведение бесед, лекториев, показа кинофильмов по антиалкогольному воспитанию
Нарколог, общественные организации, СППС

Беседы с родителями учащихся, состоящих на учете в ИДН на тему: Ответственность родителей за правонарушения из детей» с приглашением юристов
Гайкевич Т.Е.

 

 

 

 

Составление индивидуальных карт психолого – педагогического изучения личности ребенка (ИДН, ВШК, «группа риска»
СППС

Проведение социометрии с учащимися 5 – 11 классов с целью обнаружения детей, нуждающихся в помощи и опеке.
СППС

 

 

 

 

 

Совместно с к/т продолжить работу кинолектория «Нравственность и здоровье».
Беседы по классам инспектора ИДН на данную тему.

Беседы с родителями учащихся, состоящих на учете в «группе риска» и ВШК на тему: «Коррекция поведения ребенка в семье»
СППС

 

 

 

 

 

Совместно с ЦКРОиР провести психолого – диагностическое исследование учащихся «группы риска»
Воронище Г.С.
Талуть С.Е.

 

 

 

 

Ноябрь

Индивидуальные беседы с классными руководителями об успеваемости «трудных» подростков

СППС

 

День открытых дверей: встречи родителей с учителями, социально – психологической и педагогической службой
Зам по ВР.

Составление анкет для учащихся, направленных на проведение диагностики противоправного поведения

Контроль за ведением анкет
СППС

Собеседование

 

 

Организовать учащихся, не занятых в кружках и секциях, в группах по интересам.
СППС

 

Диагностика: «Изучение асоциального поведения подростков»

Воспитание в неблагополучных семьях
Классные руководители
Соц пед

 

 

 

Проведение дня профилактики
ЗАМ ПО ВР
Беседы инспектора ИДН по классам с целью информирования учащихся о наказании за совершение преступления или правонарушения
Зам по ВР

 

 

 

 

 

 

Организация физкультурно – оздоровительных мероприятий с учетом идейно – воспитательной работы «Малые Олимпийские игры»
Зам по ВР. Янович В.К. Мацкело В.И,

Оформление в библиотеке методического уголка «Вам, родители»

 

 

 

Декабрь

Заседание Совета по профилактике преступлений и правонарушений
Зам по ВР

Организация дня профилактической работы с несовершеннолетними

 

Заслушать классных руководителей о работе, проводимой с «трудными» подростками
Классные руководители

 

 

 

 

 

Родительское собрание «Формирование гражданского отношения к себе,своей семье,Отечесту»
Классные руководители, СППС

Подготовка материалов к беседам о вреде курения, создание наглядных материалов по данным проблемам

 

 

 

Заседание Совета профилактики.

День вопросов и ответов выездной комиссии (КДН,врач нарколог,МЧС,
прокурор)

Организация экскурсии родителей, чьи дети состоят на учете в ИДН,ВШК, «группе риска» в ТЦСОН для ознакомления с работой данного центра
Гайкевич Т.Е..

 

Организация ранней профилактики среди дошкольников д/с «СОНЕЙКА»
СППС

 

Январь

Наладить тесную связь с семьи и школы на ОАО ф-ка «Ольховка». Ежеквартально информировать об успеваемости детей их работников.Выпуск бюллетеня «Голос школы»
Гайкевич Т.Е.
Классные руководители

Организовать проведение на предприятии «Дни открытых дверей» для знакомства с возможными профессиями
Индивидуальное консультирование детей и родителей на правовые темы СППС.

Актуализировать потребность родителей обращаться в вопросах воспитания к специалистам

 

Подготовка материалов к беседам о наркомании, СПИДе, алкоголе.

Организация ранней профилактики среди 1 – 4 классов
СППС

Собеседование

Февраль

Семинар для классных руководителей(1,2,4,8 «Мероприятия по ликвидации недостатков воспитания в неблагополучных семьях»
СППС

Рейд «Подросток»
Посещение семей учащихся, состоящих на учете в «группе риска»
Администрация школы
Игры – тренинги «В кругу друзей», «Право на общение» Воронище Г.С.

Начать практику проведения конференций для отцов
Бабич Т.С.
СППС

Диагностика «изучение воспитания в неблагополучных семьях
Обследование трудных детей с целью определения его психического развития

Контроль за ведением анкет
СППС

Собеседование

Март

 

Лекция секретаря КДН «О состоянии криминогенной обстановки среди несовершеннолетних»
Драган Т.М.
Контроль за посещаемостью занятий,кружков. Индивидуальные беседы с учащимися
Гайкевич Т.Е.

Выставка литературы для родителей и педагогов «Профилактика правонарушений и преступлений»

Тренинг личностного роста
Коррекция агрессивного поведения

Консультации для учащихся по вопросам взаимоотношений с родителями
СППС

 

Апрель

Совместно с классными руководителями заинтересовать «трудных» ребят, не занимающихся в кружках и секциях жизнью класса. Индивидуальные беседы с учащимися об успеваемости и пропусках уроков
Гайкевич Т.Е.

 

Оздоровление социальной среды в семье, где проживает «трудный» подросток
Гайкевич Т.Е.

Информация на места работы родителей «трудных» подростков об успеваемости и посещаемости детей
Гайкевич Т.Е.
Классные руководители

Работа классных руководителей с учащимися, состоящими на учете в ВШК (отчет)
Классные руководители

Анализ работы СППС за 2 – триместр.

Май

Подготовка к экзаменам с целью создание доброжелательной обстановки, снятие стресса у учащихся
СППС
Обновление уголка правовых знаний для учащихся и предусмотрев в них:
О моральной и правовой ответственности несовершеннолетних за противоправные деяния
О соблюдении безопасности во время каникул
О правилах поведения детей в семье и обществе
СППС

Работа по обеспечению благоприятного социального климата во время выпускных экзаменов
СППС
Провести цикл мероприятий ко ДНЮ Победы (по особому плану)
Бабич Т.С.
Вовлечь «трудных» в организованный отдых во время каникул
Гайкевич Т.Е.
Беседа о профилактике венерических заболеваний в старших классах, где есть учащиеся девиантного поведения.
Медицинский работник.
Кутько Н.И..

Итоговая конференция: «Проблемы отцов и детей». Посещение семей «трудных» подростков и информирование их о вариантах проведения летних каникул
СППС
Классные руководители

Коррекция эмоциональной сферы во время экзаменов
Воронище Г.С.

 

Анализ работы СППС за 2006 – 2007 учебный год.
Собеседование
СППС

Приложение 2

ПЛАН Декады правовых знаний по Ольховской средней школе

№ п./п.

Наименование мероприятий

Срок исполнен.

Исполнитель

1.

Выставка литературы "Твои права и обязанности", "Права человека - права ребенка".

 

школьная библиотека. Отв.
библиотекарь

2.

Информационные часы "Азбука юного гражданина", 1-11кл.

 

кл. рук.,

3.

Рейд "Семья" (организация работы по поддержанию здорового образа жизни в семьях социального риска, обследование жилищно-бытовых условий, беседы о режиме дня и организации свободного времени учащихся).

постоянно

кл. рук., СППС

4.

Коллективный выпуск стенгазеты "Я и закон", 1-11кл.

декабрь

кл. рук.

5.

Линейка "По каким правилам мы живем?", 5-11кл.

Каждую среду

администрация

7.

Вечер "Музей вредных привычек»

декабрь

Зам по ВР

8.

В рамках дня открытой информации "Здоровый образ жизни".
МО кл рук «Проблема профилактики ВИЧ-инфекции, употребления наркотиков, их социальная, моральная опасность.»

1

 

 

СППС

9.

День открытой информации для родителей неблагополучных подростков.

Суббота

СППС

10.

Участие "трудных" учащихся в акции «Остановить СПИД»

1 декабря

Зам по ВР

11.

Игра-доказательство "Суд над вредными привычками",6-7кл.

30 ноября

Педагог-организатор

12.

Заседание школьного Совета профилактики правонарушений и преступлений

1 р в месяц

Зам по ВР

13.

Рейд "Подросток" (посещение классными руководителями, общественными воспитателями, членами классных родительских комитетов "трудных" подростков и подростков, воспитывающихся в семьях социального риска).

Еженедель
но

 

 

Приложение 3

План работы Совета профилактики Ольховской СШ 2007-2008 уч г

Цель заседаний: предупреждение преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.


Месяц

Содержание работы

Ответственный

Сентябрь

1.Утверждение плана работы СП 2007-2008 уч.г.
2.Выборы и утверждение СП на 2007-2008 уч.г.
3.Утверждение графиков рейдов «Подросток»

Директор
Соц пед

Октябрь

1.Организация контроля за посещением занятий уч-ся школы.
2.Итоги рейда «Подросток»
3.Утверждение индивидуальных планов работы с уч-ся,состоящими на ВШУ.

Зам по ВР
Соц пед
Кл рук

Декабрь

1.Работа кл.рук. 1,3,4 ,6 кл с детьми из неблагополучных семей (отчет)
2.Анкетирование родителей уч-ся, которые состоят на учете в ИДН.

Зам по ВР

Февраль

Итоги рейда «Подросток»
2.Отчет кл.рук. о посещении уроков и внеклассных занятий(суббота) «трудн.» уч-ся.
.Отчет кл.рук. по работе с детьми состоящими на ВШУ.

Зам по ВР

Апрель

1.Приглашение на СП инспектора по делам несовершеннолетних по вопросу «Состояние преступности и правонарушений за учебный год»
2.Летний отдых трудновоспитуемых.
3.Итоги рейда «ПОДРОСТОК»

Зам по ВР
Соц пед

Приложение 4
ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ Педколлектива Ольховской СШ и ИДН Островецкого РОВД На 2007-2008уч.г.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Сверить и согласовать списки уч-ся ,
состоящих на учете в ИДН

До 10.09

Завуч по ВР
Соц.пед

2

Составить списки уч-ся «группы риска».

До 10.09

Зам по ВР
Соц.пед

3

Составить списки неблагополучных семей.

До 10.09

Зам по ВР
Соц.пед

4

Вести постоянный контроль за проведением свободного времени уч-ся,сост.на ВШУ

Пост

Соц.пед
Кл.рук.

5

Регулярно проводить рейд «Подросток»(посещение на дому «трудных «
И детей из неблаг.семей)

1 р в месяц

Зам по ВР
Соц.пед

6

Продолжить изучение условий жизни,воспитания в семье,психологические
Особенности, состояния здоровья детей девиантного поведения.

Пост

Соц.пед
Психолог

7

Организовать выступления работников ИДН перед уч-ся,на род.собраниях(по вопросам правовых обязанностей, ответственности перед законом)

Пост

Нач-к ИДН

8

Регулярно проводить в школе Советы профилактики.

1р в месяц

Зам по ВР

9

Отработать график патрулирования родителей в микрорайоне школы.

До 1.11

Зам по ВР

10

Провести общешкольное род.собрание(тема в год.пл)

10-11 месяц

Администр

1

Проводить День открытых дверей с участием работников правоохранительных органов: «Подросток и закон»

В теч.
года

Зам по ВР
Соц.пед
Инспектор ИДН

12

Оформить постоянно действующую выставку в библиотеке «Остановись! Задумайся!»(правовое воспитание)

В теч.
года

библиотекарь

13

Оказывать содействие детям с девиантным поведением в трудоустройстве на летний период.

май

Зам по ВР
Соц.пед

 

Приложение 5
План
Коррекционной работы социального педагога с уч-ся ,состоящими на ВШУ и с уч-ся «группы риска» на 2007-2008 уч.г.


Содержание работы

Сроки

1

Изучение личности подростка:собрать общие данные о подростке(ф.и.о.,возраст,состав семьи,состояние здоровья и т.д.),выявить причины трудновоспитуемости.

Сентябрь
Октябрь

2

Изучить положение подростка в семье,классе,в социуме.

Ноябрь

3

Изучение потребности в общении,комментирующая беседа по результатам исследования.

Декабрь

4

Создание ситуаций ,приводящих подростка к успеху в КТД

В течение года

5

Развивать умения и навыки к самовоспитанию.

В течение года

6

Привлекать родителей и подростка к совместной работе с подростком по созданию ситуаций, убеждающих подростка в принятии решительных мер к разрыву нежелательных связей.

В течение года

7

Разработка рекомендаций для классных руководителей ,
учителей-предметников,родителей по работе с данной категорией детей.

Январь-февраль

8

Подготовка аналитической информации по организации индивидуальной работы с подростком на совете профилактики,МО кл.рук.

В течение года

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.