На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Современные подходы к проблеме социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Современные подходы к проблеме социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Общественная функция учреждения дошкольного образования заключается в обеспечении условий для развития у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности. отечественной педагогикой нравственное воспитание детей рассматривается как процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества. результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности ребенка определенного набора нравственных качеств, и чем они прочнее, тем меньше наблюдается отклонений от принятых в обществе моральных устоев.

Нравственные качества личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания (исследования А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.В. Запорожца). Процесс становления личности не может быть ограничен возрастными рамками и продолжается на протяжении жизни человека. однако известно, что дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям и, продвигаясь на жизненном пути методом проб и ошибок, ребенок овладевает элементарными нормами жизни в обществе. нравственное воспитание в дошкольном возрасте имеет свои особенности, что проявляется в тесной взаимосвязи осуществления нравственного воспитания в учреждении дошкольного образования и семье; значительной роли в нравственном воспитании, наряду с наглядными и словесными методами, практических методов воздействия на ребенка; существенном значении совместной деятельности взрослого и ребенка; достижении единства слова и реального поведения дошкольника.
Социально-нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств личности и обеспечения высокого уровня нравственного развития.
Механизм социально-нравственного становления личности дошкольника включает:
- знания и представления о сущности нравственных качеств, их необходимости и преимуществах;
- мотивы для приобретения соответствующих нравственных качеств;
- чувства и отношение к нравственным качествам (в том числе, социальным чувствам);
- поступки и поведение, которые несут функцию обратной связи с целью подтверждения прочности формируемых качеств;
- нравственные качества личности ребенка.
При этом каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости и от возраста объекта воспитания. В дошкольном возрасте последовательность механизма нравственного становления личности изменяется: начиная с формирования эмоциональной базы и практики поведения и постепенно переходя к сообщению и усвоению новых знаний.
Методологической основой социально-нравственного воспитания является учение о морали в философии и этике как особой форме общественного сознания в совокупности нравственных чувств, принципов, норм и правил поведения к себе, людям, труду и обществу. в морали отражен опыт человеческого общества в ходе его исторического развития как регулятора социальных отношений между людьми.
Основы социально-нравственного воспитания подрастающего поколения были заложены в недрах советской педагогики (20-30-е годы ХХ в.) Н.К. Крупской и А.С. Макаренко в учении о личности и коллективе как основном факторе развития ребенка.
Психологические основы социально-нравственного воспитания детей раскрыты в трудах ведущих отечественных ученых. Так, по мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем иным, как системой отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.). Т.А. Репина выявила особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующую роль в развитии ребенка; изучила зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ним педагогов. Результаты исследований Т.А. Репиной, Л.В. Градусовой, Е.А. Кудрявцевой свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается психический пол ребенка, что проявляется в формировании полоролевых предпочтений и интересов, отличных у мальчиков и девочек. В работах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Д. Кошелевой, А.В. Неверович и других ученых показана регулирующая роль социальных эмоций, их взаимосвязь с побудительными мотивами поведения ребенка.
важным фактором социально-нравственного развития детей является семья (исследования Т.В.Антоновой, Р.А.Иванковой, А.А. Рояк, Р.Б.Стеркиной, Е.О.Смирновой и др.). сотрудничество педагогов и родителей создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, его саморазвития и самовыражения. Проблема формирования социальной компетентности ребенка в условиях семьи изучалась в.М. Ивановой, Р.К. сережниковой, Е.П. Арнаутовой, н.А. разгоновой и др. в качестве основного средства коррекции детско-родительских отношений авторами предлагались игровые и коммуникативные методы с участием взрослых в совместной с детьми творческой деятельности.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. социально-нравственное воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста изучалось в контексте проблемы целостного развития личности (А.В. Петровский, Л.А. Парамонова, М.В. Крулехт, ГГ. Кравцов, В.Т. Кудрявцев и др.). При этом педагогическая деятельность рассматривалась как диалог культур взрослого и ребенка, как особая форма взаимодействия, сотрудничества и содружества.
социально-нравственное воспитание детей начинается с первых лет жизни и основывается на формировании положительных качеств личности. Ребенку в дошкольном возрасте следует прививать нравственные качества через общение, трудовую деятельность, творчество и игру. В процессе общения ребенок проявляет собственный характер, формирует социально-нравственные качества, позиционирует себя как гражданин и определяет свою позицию в обществе. важную роль в процессе воспитания играет трудовая деятельность, в процессе которой ребенок развивается, достигает поставленных целей и совершенствует собственные навыки и умения. социально-нравственное воспитание детей должно реализовываться в тесном взаимодействии родителей и педагогов учреждения дошкольного образования, а также осуществляться в рамках взаимодействия детей в коллективе сверстников.
За период дошкольного детства у ребят формируются:
- знания о себе как субъекте деятельности, отношений и интересов;
- знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма;
- представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию, зарождающие у детей чувства гордости и патриотизма;
- знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения и эмоционально положительного состояния;
- знания о труде людей, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школу, в которой он будет учиться; лес, парк, река, сад, которые сохраняются благодаря труду людей.
Этапы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста основываются на теоретических положениях А.В. Запорожца, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, С.А. Козловой и других отечественных исследователей:
I этап - формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
II этап - накопление знаний и формирование нравственных представлений;
III этап - переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
IV этап - переход убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно представить следующими смысловыми блоками:
- воспитание гуманности как качества личности, что выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости и доброте;
- воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;
- воспитание коллективизма; положительных, доброжелательных взаимоотношений между детьми; появление и развитие дружбы как нравственного феномена;
- воспитание культуры поведения и культуры общения между детьми;
- воспитание начал гражданственности и патриотизма как высших нравственных чувств.
Особенности социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста проявляются в том, что у детей складываются первые моральные суждения и оценки; появляется первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает
действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, когда поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой; нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь.
таким образом, воспитание социально-нравственных навыков и привычек - важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности ребенка-дошкольника. Складывающиеся нравственные привычки детей отражаются на его культуре поведения, внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими людьми.
Понятие «комплексное воздействие на личность ребенка» в отечественной дошкольной педагогике предполагает формирование у ребенка в тесном единстве нравственного сознания, чувств и поведения. В соответствии с этим все задачи социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста подразделяются на три группы.
в первую группу входят задачи формирования нравственного сознания: системы нравственных представлений, понятий, суждений, взглядов и норм. Каждый из компонентов имеет свои особенности формирования. вместе с тем это единый механизм и поэтому при формировании одного компонента обязательно предполагается его влияние на другие компоненты. Путь формирования у детей дошкольного возраста нравственного сознания начинается на уровне представлений (о добре и зле, явлениях общественной жизни), и только к школьному возрасту у детей формируются нравственные понятия, а позже нравственные убеждения.
вторая группа задач социально-нравственного воспитания связана с формированием основ нравственного поведения у дошкольников: с раннего детства необходимо накапливать опыт нравственного поведения посредством воспитания правильных привычек (культуры поведения, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дисциплинированности и др.).
Привычка - это полезная для общества и окружающих людей устойчивая форма поведения, связанная с жизненной потребностью человека (исследования Л.И. Божович, С.В. Петериной, В.А. Горбачевой). в формировании правильного поведения ведущую роль играет взрослый. так, положительный поступок вызывает одобрение взрослого, а, следовательно, удовлетворение и положительный нравственный опыт ребенка, что формирует у него правильную привычку. И наоборот, отрицательный поступок вызывает неодобрение взрослого,
и, следовательно, неудовлетворение и негативный опыт у ребенка, а соответственно формирует у него вредную привычку (исследования В.А. Горбачевой). в формировании у дошкольника правильной привычки имеет значение пример взрослого (вежливо попросить, сказать «спасибо», поздороваться). Привычка формирует черты характера ребенка: настойчивость, справедливость, ответственность.
третья группа задач социально-нравственного воспитания связана с воспитанием нравственных чувств у детей: доброты, честности, скромности, трудолюбия, дружелюбия, смелости, ответственности и др. в формировании нравственных чувств большое значение имеет побуждение ребенка к объективной оценке собственного поведения («как бы ты поступил, если бы...»). Исследованиями Р.И. Жуковской, А.В. Суровцевой, Е.И. Радиной и других ученых доказана роль художественной литературы и игровой деятельности в воспитании нравственных чувств дошкольников.
В современном обществе особенно остро стоит вопрос о правильном воспитании подрастающего поколения. Прививать основы культуры поведения необходимо с самого раннего возраста, когда ребенок начинает становиться социальным существом. При этом ребенку необходимо прививать умение быть аккуратным, предупредительным и уважительным ко всем окружающим людям независимо от их социального статуса. Именно от этого умения и будет зависеть то, как малыш дальше пойдет по жизни и что она ему преподнесет в ответ за его поведение.
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний вид) и внутренняя (уважение к окружающим, чуткость, правдивость, скромность и др.) культуры должны находиться в тесном единстве.
вопросам воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста большое внимание уделяли С.В. Петерина, Е.А. Алябьева, Л.Р. Болотина, И.Н. Курочкина, С.Н. Николаева, И.А. Комарова и др.
В данных исследованиях показано, что эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, ее умелого сочетания с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
в содержании культуры поведения детей дошкольного возраста можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности; культура общения; культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Дети среднего и особенно старшего дошкольного возраста должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки и игровой материал в соответствии с игровым замыслом. Важным показателем культуры деятельности является естественная тяга ребенка к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем, регулировать свою деятельность и отдых. Для определения достигнутого в воспитании культуры деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка учиться, играть, трудиться; интерес к выполняемой деятельности; понимание ее цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективной деятельности.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах и быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов и жестикуляций. Ребенка следует учить замечать и состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в конкретной обстановке такое поведение становится недопустимым, то есть поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим людям. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой,
естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. одним из аспектов данного вопроса является воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем и особенно среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству на «вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе без скороговорки или растягивания слов. Кроме того, важно научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно вести себя во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.
При организуемых педагогом образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. с другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Культурно-гигиенические навыки и привычки - важная составная часть культуры поведения. необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу на протяжении всей его последующей жизни. Так, культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. с дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами; принимать пищу следует опрятно и с аппетитом.
Формирование культуры поведения проходит поэтапно. В раннем возрасте начинается первый подготовительный этап воспитания культуры поведения. Затем, в младшем и среднем дошкольном возрасте, на втором этапе, создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И уже на третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения детей старшего дошкольного возраста, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета.
немаловажное значение имеет воспитание культуры поведения в семье. С родителями детей проводятся общие и групповые родительские собрания, консультации, посещение педагогом семей своих воспитанников, дни открытых дверей, оформляется стенд для родителей, разделы которого в наглядной форме раскрывают общие вопросы воспитания культуры поведения.
в качестве приоритетных условий воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста могут выступать:
- авторитет и культура педагогов и родителей, от характера общения с детьми и стиля взаимоотношений которых зависит формирование культуры поведения детей: они подражают поведению авторитетного взрослого, переносят его во взаимоотношения со сверстниками;
- регулярное осуществление режима дня, позволяющее поддерживать у детей дошкольного возраста уравновешенное состояние, способствовать своевременному переключению с одного вида деятельности на другой, чередованию времени активной деятельности и отдыха с целью предупреждения срывов в поведении;
- правильная организация окружающей обстановки, в которой находятся дети, что связано с подбором игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования в соответствии с возрастом детей, их интересами и содержанием знаний, умений и навыков с целью создания условий для развертывания разнообразной деятельности, увлекающей малышей;
- положительная эмоциональная атмосфера в учреждении дошкольного образования и семьи, основанная на атмосфере доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей с целью воспитания у них стремления к занятости и творчеству.
Методика воспитания основ культуры поведения в разных возрастных группах имеет свои специфические особенности. Одной из задач воспитания детей раннего возраста является формирование предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. ребенок данного возраста особенно нуждается в постоянных контактах со взрослыми, что является основой воспитания у него культуры поведения: формирования умения играть и заниматься, принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться, общаться в коллективе сверстников; проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, самостоятельному выполнению несложных трудовых действий по самообслуживанию, бережному отношению к игрушкам и вещам. важной задачей в работе с детьми раннего возраста является воспитание культурно-гигиенических навыков (опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры приема пищи). И здесь необходимо учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни - стремление к самостоятельности. Многократные повторения таких действий, как самостоятельное одевание, причесывание и др., доставляют детям радость и помогают закрепить формирующиеся умения маленького ребенка. Часто малыши превращают эти действия в игру. При этом взрослому на начальном этапе формирования данных умений торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. С целью сохранения положительно-эмоционального настроя у малышей наиболее эффективными являются косвенные приемы предупредительного поощрения детей. Для усвоения детьми более сложных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, посредством которых педагог может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малышей, закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни. Подобные игры проводятся в первой и во второй половине дня, их длительность определяется конкретными задачами и содержанием. Местом проведения игр-занятий могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты. Их целесообразно проводить с небольшими подгруппами детей. Любое действие либо предмет воспитатель показывает каждому малышу индивидуально. Игровые приемы чрезвычайно эффективны в воспитании маленьких детей. В группе обязательно должны быть кукла с набором одежды, мишка и другие игрушки.
В младшем дошкольном возрасте у детей продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности, выполнять режимные процессы, бережно относиться к игрушкам и труду старших. особое внимание педагогу следует уделить формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность. непосредственное общение с педагогом способствует укреплению привязанности и доверия к нему ребенка - важнейшего условия нравственного воспитания. В первое время можно запланировать инсценировки несложных сюжетов с использованием игрушек. При этом каждое последующее упражнение должно опираться на приобретенный ранее опыт детей. С целью достижения единства между представлениями о том, как надо себя вести и конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения игрового характера. К примеру, это могут быть игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми с использованием кукольного театра, игрушек, юмористических картинок, слайдов и др. Постепенно игровые упражнения и задания могут усложняться и выполняться в комплексе.
В среднем дошкольном возрасте интересы детей становятся разносторонними, увеличивается объем их знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружении детей в детском саду и дома. Воспитанников следует научить видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Два-три занятия нравственной направленности можно специально посвятить в течение года проблеме уважения к окружающим людям и, прежде всего, к родителям, педагогам, обслуживающему персоналу.
В старшем дошкольном возрасте содержание образовательного процесса составляет воспитание уважения к родным и близким, воспитателям; осознанное стремление порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезными окружающим людям. В данном возрасте важно формировать у детей дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, подчиняться общим требованиям, следовать в своих поступках примеру достойных людей. Особое внимание следует уделить культуре общения: умению уважительно, доброжелательно и естественно вести разговор, располагать к себе собеседника; овладению культурой речи и речевым этикетом; основными формами приветствия, прощания, обращения к человеку и др.
Эффективным методом формирования основ культуры поведения в данном возрасте являются этические беседы, содержание которых составляют подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и самих воспитанников. несмотря на достаточно редкое проведение этических бесед (1 раз в 1,5-2 месяца), их педагогическое значение бесценно - у детей формируются нравственные мотивы поведения, которыми ребенок руководствуется в своих поступках. Важно, чтобы данные беседы содержали в своей сути не только правила этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении с целью воздействия на внутренний мир ребенка. нельзя забывать и о примере взрослых, ибо формы поведения ребенок усваивает, подражая окружающим людям. Результатом проявления воспитанности у детей к моменту поступления в школу являются вежливость, чуткость, предупредительность, дисциплинированность, чувство такта, деликатность, скромность, трудолюбие.
Разработанная И.А. Комаровой программа «Хорошие манеры» включает общие личностные манеры, свойственные детям дошкольного возраста (овладение культурно-гигиеническими навыками, умение следить за своей внешностью, овладение культурой поведения за столом и приема пищи, умение вести себя в общественных местах и гостях), женские манеры (для девочек) и мужские манеры (для мальчиков); хорошие манеры в разных видах деятельности (общении, игре, учебной и трудовой деятельности); хорошие манеры по отношению к взрослым и сверстникам; хорошие манеры по отношению к окружающим предметам и природе [26].
Таким образом, воспитанность не образуется сама по себе, это результат долгой и упорной шлифовки личности ребенка. Истинная воспитанность дошкольника заключается в его духовности, гармонии нравственных качеств, способности к конкретным добрым поступкам по отношению к окружающим людям.
Еще одним важным направлением социально-нравственного воспитания детей в современных условиях является гендерное воспитание. Гуманизация дошкольного образования предполагает формирование самобытной творческой, активной личности, когда в центре внимания педагогов стоит конкретный ребенок, имеющий такую личностную характеристику, как полоролевые различия.
Под гендерным воспитанием понимается целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка с целью формирования личности мальчика и девочки, а также выработки адекватного (правильного)
мужского (мальчикового) и женского (девичьего) поведения. Гендерное воспитание включает психолого-педагогическую, медико-биологическую и социально-гигиеническую работу с детьми, в основе которой лежит гендерный фактор, т.е. осознание и реализация его участниками специфического «чувства» пола.
Гендерный фактор в дошкольном образовании предполагает раскрытие полоролевого потенциала каждого ребенка; ознакомление детей с основными нормами, традициями и ожиданиями в отношении поведения представителей соответствующего пола, заложенными в конкретной культуре; регулирование повседневного полоролевого поведения детей в соответствии с конкретными требованиями и общественными установками; гендерное просвещение родителей.
впервые идеи разного подхода в воспитании и обучении мальчиков и девочек нашли свое воплощение в классических трудах мыслителей и педагогов Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. руссо.
Попытки научного осмысления проблемы полового воспитания в отечественной истории педагогической мысли были сделаны на рубеже XIX-XX столетий и представлены в работах П.П. Блонского («Очерки детской сексуальности»), а также М. Андреевской, М. Волковой, Д.И. Писарева и др. В советский период проблема полового воспитания нашла отражение в трудах Н.К. Крупской, С.Т Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Теоретическими основами гендерного воспитания детей явились:
- теория психосексуального развития детей (П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, З. Фрейд, Э. Фромм и др.);
- исследования физиолого-психологических особенностей развития детей и возрастных взаимоотношений детей разного пола (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, А.Г Хрипкова и др.);
- исследования, посвященные проблеме подготовки детей и молодежи к брачно-семейным отношениям (И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, с. штиль и др.).
Данные научных исследований (А.И. Захаров, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, Т.А. Репина и др.) показывают, что мальчики и девочки дошкольного возраста имеют свои психологические и физические отличия в социальной и эмоциональной сферах, познавательно-поисковой деятельности; предпочтения в играх, рисунках, музыке. Отличительные особенности наблюдаются и в поведении мальчиков и девочек. Данный факт следует учитывать в воспитании детей с самого раннего возраста. 
I. Блок формирования сознания:
- формирование знаний о человеке как представителе определенного пола;
- формирование представлений об особенностях половой принадлежности, специфике внешнего вида и физиологических особенностях человека;
- формирование представлений о специфике видов деятельности, специфике взаимоотношений;
- формирование знаний о функциях людей разного пола: социальной, репродуктивной, коммуникативной и др.;
- формирование знаний о рождении человека, о заботе родителей о ребенке;
- формирование знаний о своей родословной, генеалогическом древе. 
II. Блок формирования чувств и отношений:
- формирование чувства удовлетворенности своим биологическим полом;
- формирование потребности в проявлении себя как представителя определенного пола;
- формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола;
- формирование толерантного отношения к представителям противоположного пола;
- формирование уважительного, ответственного отношения к людям старшего поколения (родителям, бабушкам, дедушкам), потребности к проявлению заботы о них.
III. Блок формирования поведения:
- формирование способов поведения, адекватных биологически заданной половой роли в разных видах деятельности и общения;
- формирование способов проявления собственного отношения к представителям разного пола и возраста в соответствии со своей гендерной ролью;
- формирование способов проявления качеств фемининности и маскулинности в зависимости от различных жизненных ситуаций;
- формирование специфических фемининных (терпимость, заботливость, нежность, верность, доброта и др.) и маскулинных (мужественность, благородство, честность, выносливость и др.) качеств у детей в соответствии с их полом.
В качестве основных направлений гендерного воспитания детей дошкольного возраста следует выделить:
- полоролевое воспитание детей, включающее осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности;
- сексуальное воспитание, связанное с формированием образа тела, представлением об отличиях полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;
- подготовка ребенка дошкольного возраста к роли будущего семьянина.
Родительская семья по-прежнему остается важнейшим инстшу- том социализации детей дошкольного возраста, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии ребенка. в условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.
довольно часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие, - отсутствие стабильности в занимаемых гендерных ролях. Поэтому ребенок зачастую не осознает роли, отведенной его полу. Подобная ассиметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка. У мальчиков, воспитанных только матерью или бабушкой, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишней мягкости, феминизированности. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой сильно осложняя их и стимулируя неправильное увлечение ребенка. девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола.
Вместе с тем напряженные отношения с отцами еще сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает самоуважение. Если мужчина покинул семью до того, как ребенку исполнилось 5-6 лет, то впоследствии он оказывается более зависимым от своих родственников и менее уверенным в себе, чем ребенок из полной семьи. в усвоении ребенком половой роли влияние отцов является более значимым, чем матери: они приучают детей к соответствующим социальным ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей.
с целью обеспечения полноценного развития ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть образованными и компетентными в данном вопросе. При этом компетентность родителей предполагает систематическое овладение культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и исторического плана.
Проблема гендерного воспитания детей продолжает оставаться актуальной в последние десятилетия, а накопленный при ее решении историко-педагогический опыт является бесценным.
в настоящее время необходимость целенаправленного полоролевого воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, признается ведущими психологами и педагогами. Полоролевое воспитание рассматривается как важное направление нравственного воспитания детей дошкольного возраста, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, гендерных ролей (ТА. репина, л.в. Градусова, Е.А. Кудрявцева, И.А. Комарова, л.в. Коломийченко, н.Е. татаринцева и др.).
так, по мнению ТА. репиной, полоролевое воспитание ставит своей целью формирование в ребенке с дошкольного возраста основных качеств мужественности и женственности, правильных представлений о психических характеристиках будущего мужчины и будущей женщины. содержание полоролевого воспитания включает три основных компонента:
- когнитивный (формирование адекватных представлений о качествах мужественности, женственности и семейных ролей);
- эмоциональный (формирование положительного отношения не только к своей, но и противоположной роли, полоролевых предпочтений, ценностных ориентаций, типичных для пола потребностей и мотивов);
- поведенческий (воспитание соответствующей полу модели поведения) [82].
В качестве факторов, способствующих эффективности полоролевого воспитания, ТА. Репина выделяет:
- учет особенностей детей разного пола, их интересов и всей ситуации социального развития (положения ребенка в семье и группе детского сада);
- максимальная активизация самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности;
- варьирование различных форм воспитательных воздействий;
- совместное участие мальчиков и девочек в образовательном процессе.
своевременность и успешность полоролевой социализации обеспечивает целенаправленная организация полоролевого воспитания, важными психолого-педагогическими условиями которой являются:
- учет психофизиологических особенностей детей разного пола в процессе полоролевого воспитания;
- наличие программно-методического обеспечения;
- взаимодействие с семьей в решении задач полоролевого воспитания детей.
Особое значение в реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста имеют специализированные программы полоролевого воспитания А.В. Коломийченко (2000); Н.Е. Татаринцевой (2008); И.П. Шелухиной (2006). Авторы программ рекомендуют использовать разнообразные формы работы с детьми: специальные занятия, игры, инсценировки, кружковую работу. Особое значение придается созданию предметной развивающей среды и дифференциации образовательного процесса с учетом особенностей пола детей.

 

Источник: Актуальные вопросы дошкольного образования [Электронный ресурс] : учебно-методические материалы / И. Н. Батура [и др.] ; под общ. ред. И. А. Комаровой. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.