На главную Мероприятия психолога в школе Разные мероприятия Методические рекомендации по вопросам семейно-нравственного и полового воспитания
Методические рекомендации по вопросам семейно-нравственного и полового воспитания
Мероприятия психолога в школе - Разные мероприятия
Индекс материала
Методические рекомендации по вопросам семейно-нравственного и полового воспитания
Примерная программа по вопросам семейного воспитания
"Поговорим еще раз о любви"
Все страницы

Учреждение образования Могилевского облисполкома

"МПТУ № 58 строителей"

Тема: Методические рекомендации по
вопросам семейно-нравственного и
полового воспитания

Разработала
преподаватель
Лобах Н.М.

2003 г.
Могилев

Аннотация
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по вопросам семейно-нравственного и полового воспитания» имеет практическое значение, так как вопросы, поднятые и разработанные в ней, являются одним из важнейших аспектов социально-педагогической деятельности в условиях реформы. В момент роста бездуховности, развала семейных ценностей, семейно-нравственное воспитание приобретает особую ценность.
В данной методической разработке собраны материалы из опыта работы преподавателя Лобах Н.М. по нравственно - семейному и половому воспитанию.
Разработаны примерные программы по семейному и половому воспитанию, и темы бесед по данным вопросам.
По каждому из разделов разработаны классные часы и беседы, которые могут быть рекомендованы для проведения классных часов.
Актуальной остается проблема подготовки детей – сирот к семейной жизни. В работе даются рекомендации по формированию ориентации на семью детей – сирот с использованием метода предварительного тестирования.
Методическая разработка может быть использована в работе преподавателей общественных дисциплин и классных руководителей.

Методологические основы нравственно-полового воспитания

Долгое время человечество в чисто познавательном отношении боялось проникать в глубину запретных проблем половой сферы человека. И это не случайно – предполагалось, что тем саамы был бы нанесен большой вред формированию сексуальности способности к любви у юных. Поскольку половая любовь вообще выпала из сферы естественно-научного познания, то первые попытки полового воспитания базировались на чисто сексологических основах. Это не совсем верно. Педагог – врач В.Райх утверждал "Необходимо рациональное половое воспитание, формирующее положительное отношение к любви".
Самым разумным определением является следующее: под нравственно-половым воспитанием следует понимать триединство духовно-нравственного, сексологического и медико-гигиенического воспитания и образования.
Все перечисленные факторы имеют не только самостоятельное значение, но и прямое отношение к воспитанию половой любви, являющейся фундаментальной основой личности. В идеале могут заслуживать общественного признания только те нормы поведения, которые ведут к социальной гармонии, не вступая при этом в противоречие с природной заданностью человека. В сущности на этом же настаивал А.Макаренко, который писал:"Говоря о воспитании будущего полового чувства нашего ребенка, мы должны, собственно, говорить о воспитании его будущей любви и о воспитании его как будущего семьянина… Половое воспитание должно быть воспитанием именно любви".
А.Шопенгауэр заметил, что "проповедовать мораль легко, трудно обосновать мораль". Между тем, в воспитательном процессе она играет, пожалуй, ведущую роль. Поэтому очень важно, что учитель (воспитатель) не выглядел в глазах воспитуемых деклоративно повествующим и поучающим любви только на основе наблюдений жизненной практики, собственного опыта или, хуже того умозрительных представлений. Важно умело отразить личностный компонент любви.
Личностный компонент – выражает собой потребность в духовной близости с другим человеком вообще и с сексуально привлекательным в особенности. Э.Фромм представляет природу любви как бегство от одиночества, желание межличностного слияния.
Отличительной особенностью личностного компонента является его избирательная направленность. При формировании духовной привязанности истинная дружба возможна только между двумя, но не тремя. Где доминирует духовное влечение, там и настоящая любовь. В этом отношении большую роль играет духовное богатство личности, принцип, сформированный А.Моруа, гласящий, что причина любви не в объекте, а в нас самих.
Исходя из всего выше сказанного можно предложить следующую программу курса полового воспитания.

Примерная программа курса полового воспитания

Вступление: актуальность проблемы.

Глава 1. Философия курса – концепция и методология

Тема 1.1 Половая любовь как механизм воспроизведения человека

Проблема нравственной оценки половых отношений. Определение (концепция) полового воспитания. Природа и предназначение сексуальности и потребности в любви – потребность физического и духовно-нравственного воспроизведение родовой организации человека. Система Воспроизведения Человека – модель строения и функционирования: структуры детерминации полового поведения.

Тема 1.2 Методологические аспекты познания половой любви

Половой диморфизм – взаимообусловленность мужских и женских качеств, исходное понятие в изучении половых особенностей в формировании сексуального взаимовлечения. Диалектичность (противоположности) и дополнительность в формировании полового чувства. Биологическое и социальное как нерасчленяемое единство в природе половой любви. Роль наследственной информации в передаче мужских и женских качеств, формирующих особенности проявления любви в любовной паре (мужской и женской типы любви).

Глава 2. Структурно-функциональное содержание половой любви

Тема 2.1 Чувственный компонент любви

Половая любовь как единство ее чувственного и личностного компонентов. Чувственный компонент – влечение к физической близости: закономерности формирования и проявления, их биологический "смысл". Гомосексуальная любовь. Роль мужчины в пробуждении сексуальной чувственности у женщины.

Тема 2.2 Личностный компонент любви

Личностный компонент – влечение к духовной близости как нравственная основа любви: закономерности формирования и проявления, их социально-нравственное (стержневое содержание целостного чувства любви). Половая любовь как наследуемая непрерывность в родовой эстафете – роль старших поколений.

Глава 3. Основные различия (закономерности) формирования половой любви у юноши и девушки

Глава 3.1 Особенности формирования любви у юноши

Типология формирования половой любви у мужчин. Биологический "смысл" юношеской гиперсексуальности. Зависимость формирования личностного компонента у юноши от полового поведения девушки. Роль полового инстинкта мужчины в его исходной приверженности влечения к девственнице. Возрастная динамика мужского полового чувства.

Тема 3.2 Особенности формирования любви у девушки

Изначальное доминирование личностного компонента и физиологической фригидности, их социальный и биологический "смысл". Роль девственной плевы и девичьей стыдливости (болевого и морального факторов) в воспитании и самовоспитании половой любви с моногамической направленностью. Условия (роль мужчины) для формирования чувственного компонента у девушки. Женственность и ее предназначение. Силовое неравенство мужчины и женщины (обозначение взаимных ролей). Любовь как условие сохранения здоровья в супружеской паре, семье и обществе в целом.

Глава 4. Формула любви

Тема 4.1 Эмпирические предпосылки к выведению формулы любви и ее философского осмысления (объективации)

Основные эмпирически определяемые противоположности в проявлениях любви мужчины и женщины. Их диалектическое единство (принцип взаимодополнительности). Причина индивидуальной половой любви – в психологии преодоления объективных запретов и ограничений. Мифотворчество в философских концепциях любви как отражение ее половых закономерностей. Формализация знаний – отражение объективных закономерностей в методологии познания (и воспитания).

Тема 4.2 Выведение формулы любви

Ключевые слова в качестве символов для выведения формулы любви. Два варианта формально-логического (начертательного) представления половой любви и ее графическое отображение. Теоретические основания (из формулы любви) эмпирической попыткой практики – научное обоснование концепции.

Тема 4.3 Объективные закономерности половой любви сквозь призму эмпирической практики

Импритинг и "норма реакций" как факторы участия в формировании полового поведения индивидуума. Пять основных периодов сексуальности человека и их соотношение в брачно-супружеских отношениях. Факторы, влияющие на сексуальность и целостное чувство любви. Возможные типы (и классификационные построения) любви в зависимости от индивидуальных наклонностей и социального оформления.

Глава 5. Традиционные и новейшие проблемы половых и брачных отношений

Тема 5.1 Теория и практика свободной любви и сексуальная революция 20 века

Утопическая сущность теорий свободной любви и несостоятельность их внедрения в практику половых отношений (общественно санкционированных форм полового поведения). Иерархия отношений любви и брака, объективно исключающая свободную любовь вне идеи или за пределами брака. Научная некорректность фрейдомарксизма, идеологически стимулировавшего сексуальную революцию 20 века: крах идеи и последствия.

Тема 5.2 Является ли брак "могилой" любви?

Теория бигамного брака – на время любви. Что способствует угасанию любви в браке. Нравственный критерий при расторжении брака (любовь и ее детоцентрическая предназначенность). Причины супружеской неверности: биологические и социально-психологические. Факторы укрепления любви и брака.

Тема 5.3 Девичье целомудрие и стандарт двойной морали в половых отношениях

Истоки двойной морали в любви и браке – в психофизиологических различиях мужчины и женщины. Развенчание культа девичьего целомудрия – идеологическая ошибка политизированного сознания. Мужские и женские роли и их воплощение в поведении и деятельности. Феминизация мужчины и маскулинизация женщины – из псевдоэмансипации. О смысле жизни и его различиях у мужчины и женщины. Приоритет полового воспитания – в необходимости реабилитации культа девичьего целомудрия.

Тема 5.4 О любовной "слепоте" и неразделимой любви: куда и к кому устремляется любовь

Любовная "слепота" - в дилемме столкновения ума и сердца. Роковая любовь с первого взгляда. Гуманистическая сущность любви – устремленность к тому, кто в ней больше нуждается. Несовместимость педагогического и личностного критериев в выборе брачного партнера по любви. Неразделенная любовь – нравственная оценка.

Тема 5.5 Медико-гигиенические аспекты любви и брака

Медико-гигиенические аспекты в проблеме укрепления интимных отношений супругов, сохранения семьи и ее основной функции – рождения и воспитания детей. Специфика сексуальной психогигиены. Нравтственно-гигиенические принципы в отношениях юноши и девушки. Безопасный секс как основная опасность для воспитания, самовоспитания и взаимовоспитания способности к любви у юноши и девушки. Половые отклонения и извращения: истоки и меры профилактики. Влияние алкоголя и наркотиков на сексуальную функцию. СПИД и венерические заболевания: истоки, последствия, профилактика.

Заключение

Дефиниция половой любви как ее парадигма на основе семи определяющих признаков: историчности происхождения, взаимовлечения мужчины и женщины, для воспроизведения человека, через психологическое преодоление, приводящие к постоянству физической и духовной (супружеской близости,) зарождающейся из специфики различий мужской и женской сексуальности (гиперсексуальность - фригидность) и являющейся условием (потребностью) сохранения и укрепления здоровья; жизневозрождающая и одухотворяющая человека сила, определяющая его сущность в мире живой природы – что и для чего воспитывать

Подготовка молодежи к вступлению в брак

Семейные ценности современных молодых людей формируются под воздействием многих объективных и субъективных, чаще негативных, факторов. Нестабильность браков, рост числа неполных семей, увеличение количества людей, не состоящих в браке, - все это неблагоприятно влияет на формирование представлений о семейной жизни у детей и подростков, снижает престиж брака в глазах молодежи. Отсюда возникает необходимость целенаправленной подготовки юношества к вступлению в брак. Но для того чтобы действовать успешно, нужно знать отношение молодых к семейной жизни, степень подготовленности к выполнению супружеских и родительских обязанностей, добрачное сексуальное поведение и мотивы заключения брака.
Как показал опрос, семья выступает безусловной ценностью для большинства молодых людей. В будущей более 80% опрошенных старшеклассников и студентов планируют создание прочной, счастливой семьи и предполагают быть хорошими мужьями и женами.
Удачный брак юноши и девушки представляют как гармоничный союз мужчины и женщины, основанный на взаимопонимании и взаимоуважении (такого мнения придерживаются 75% девушек и 68% юношей) и материальном благополучии (30% и 19%). Продолжением удачного брака должна стать счастливая семья, в которой устанавливаются добрые отношения между супругами, родителями и детьми и в которой умеют понимать и прощать друг друга, уважать достоинство взрослых и детей, проявлять терпимость, заботу и внимание. При этом молодые люди считают, что семейное счастье невозможно без детей, что семья без детей неполноценна.
В числе личностных черт супругов наиболее для семейной жизни были признаны: доброта – ей отводится первое место; верность и преданность – второе; способность к сопереживанию, чуткость – третье.
Очень высоко оценивается умение супругов проявлять великодушие, выдержку, готовность к компромиссу в разрешении семейных конфликтов. Не менее важными, особенно в наше непростое время, качествами в семейной жизни были названы также оптимизм и жизнерадостность, общительность, способность исполнять принятые решения. Девушки хотели бы видеть себя в будущем обаятельными, веселыми, верными женами и хорошими хозяйками. А своих будущих избранников – сильными и мужественными, умными и образованными, но в то же время чуткими и заботливыми. Юноши представляют своих будущих жен красивыми, мягкими, верными, терпеливыми.
Можно признать, что в целом юноши и девушки указали основные характеристики прочной, счастливой семьи, причем нравственные, эмоционально-духовные преобладают. Это очень важно, так как современная семья особенно нуждается в укреплении межличностных отношений. Однако большие надежды нередко оборачиваются не меньшими разочарованиями. Мечта о счастливой семейной жизни остается нереализованной. Происходит это оттого, что многие молодые люди имеют слабое представление о своих обязанностях супружества и родительства, необходимые знания о роли семьи в жизни общества и отдельного человека. Подтверждением сказанному могут служить ответы на вопрос: "Зачем люди женятся, выходят замуж?"

Представления молодых о назначении брака, семьи
(в % к числу опрошенных)



п/п

Назначение
Семьи

Категория опрошенных

старшеклассники

студенты

Вступающие в брак

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

1

2

3

4

5

Чтобы не быть
одиноким
Для продолжения рода
Вместе растить детей
Чтобы иметь прочную опору в жизни
Любить и быть любимыми

36

25

4

_

14

45

16

57

24

20

15

33

14

5

10

35

54

43

27

15

26

28

23

8

23

32

27

37

24

20

 

Как видно из таблицы, в сознании девушек семья ассоциируется с надежным тылом, в ней можно найти утешение, обрести душевное равновесие, любовь и поддержку. Семья, по их мнению, также нужна для того, чтобы вместе с мужем растить детей. Это желание девушек соответствует социальному назначению семьи – продолжение человеческого рода и социализация подрастающего поколения, реализация человеческих потребностей в эмоциональной защите и поддержке. К сожалению, среди юношей гораздо меньше тех, кто осознает свое отцовское предназначение – воспитание детей. С возрастом их число увеличивается, но все же разрыв между молодыми мужчинами, ответственными за будущее детей и желающих продлить свой род лишь биологически, остается.
Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивами заключения брачного союза. В своем исследовании мы попытались их выявить. Юношам и девушкам был предложен перечень мотивов эмоционального, духовно-нравственного, меркантильно-прагматического характера. Требовалось указать, какой из них больше всего повлиял на решение жениться, выйти замуж. Ответы распределились следующим образ
Мотивы вступления в брак
(в % к числу опрошенных)


п/п

Мотивы вступления в брак

Категория опрошенных

женихи

невесты

1
2

3
4

5
6
7

8
9

10
11
12

Любовь к будущему супругу
Необходимость в связи с ожидаемым рождением ребенка
Желание узаконить интимные отношения
Возможность решить свои материальные трудности
Желание иметь детей
Духовная близость
Возможность решить свои жилищные проблемы
Стремление избежать одиночества
Воздействие родителей, других родственников
Уверенность в преимуществе семейной жизни
Гармония в интимной жизни
Без особых мотивов

56
39

33
26

23
18
13

15
13

8
3
8

49
45

22
53

25
20
22

25
8

8
0
10

Данные таблицы свидетельствуют об изменениях, произошедших в мотивации брака.
Хочется верить, что и прагматически настроенные юноши и девушки вряд ли полностью игнорируют чувства, привязанность, любовь. В противном случае как достичь взаимопонимания, тех добрых отношений между супругами, о которых мечтает почти каждый опрошенный молодой человек.
В течение последних десяти лет резко активизировалась половая жизнь до вступления в брак. Большинство опрошенных юношей и девушек считают добрачную близость допустимой и нравственно оправданной, если ей сопутствуют любовь и планы на будущий брак, но 12% учащихся не видят никаких препятствий для полной свободы добрачных отношений.
Вместе с тем нельзя не заметить, что добрачные сексуальные отношения отнюдь не помогают создать гармоничные отношения в семейной жизни, а являются фактором риска, разрушающим брак и семью.
Прямым следствием сексуальной акселерации является высокий процент молодых людей, принявших решение о вступлении в брак в связи с ожиданием ребенка (39% женихов и 45% невест). Но при этом только 23% юношей и 25% девушек среди главных мотивов заключения брака назвали "желание иметь детей". Похоже, что ребенок в этих семьях хоть и ожидается, но не является желанным.
Таким образом, подготовка молодежи к будущей семейной жизни необходима и своевременна. Такая подготовка – реальная альтернатива тем иллюзиям, утрата которых может слишком дорого обойтись и молодым людям, и всему обществу.
Вопросы, связанные с подготовкой подрастающего человека к будущей семейной жизни, являются общими проблемами социализации в целом и воспитательного процесса в частности. Здесь важны и гражданская позиция юноши или девушки, так как она относится и с установкой на создание прочной семьи; и воспитание трудолюбия, которое необходимо как для выполнения обязанностей участника общественного производства, так и для осуществления хозяйственно-бытовой и экономической функций семьи; и формирование личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия с другими людьми, в том числе с будущим супругом. Для эффективного выполнения будущих брачно-семейных ролей (мужа, жены, отца, матери, зятя, невестки и др.) у молодых людей должны быть сформированы:
а) система знаний о роли семьи в обществе и в жизни отдельного человека, о правовых нормах, которые регулируют брачно-семейные отношения, о специфике женской, мужской и детской психологии, об особенностях взаимодействия людей в семье как в малой группе, о психогигиене половых отношений и т.д.;
б) система позитивных установок на создание прочной и счастливой семьи и ответственное выполнение семейных обязанностей;
в) умения и навыки по организации и рациональному ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, организации досуга, разрешению конфликтных ситуаций и др.
Требуется теоретическая подготовка, включающая усвоение упорядоченных данных, важной и необходимой информации о разных аспектах брачно-семейных отношений.
Система установок формируется всем образом жизни общества и родительской семьи, в которой живет человек с момента своего рождения. Отношение к институтам семьи и брака зависит от того, как относятся к ним в обществе, насколько связано уважение к человеку с наличием или отсутствием у него семьи, Характеристиками его как семьянина, Отношением общества к разводу и разведенным и т.п.
Умения и навыки по организации семейной жизни ребенок получает преимущественно в родительской семье. Привлечение к выполнению различных семейных обязанностей, работ по дому дает детям много полезных навыков, которые пригодятся в дальнейшем при ведении собственного домашнего хозяйства. Юноши и девушки, имеющие различные практические умения, делают жизнь семьи более экономичной и разнообразной.
При подготовке к семейной жизни особенно актуальным является усиление нравственно-психологических аспектов воспитания. Нравственно-психологическая готовность к семейной жизни включает способность супругов к сотрудничеству и кооперации, эмоциональному и рациональному пониманию друг друга, готовность поддерживать в семье здоровую эмоциональную атмосферу, с терпением и мудростью преодолевать возникающие проблемы, а также терпимость, чуткость и тактичность в общении с близкими. Основой таких отношений является глубокая эмоциональная привязанность, которая помогает преодолевать трудности, делает семьи невосприимчивыми к внешним неблагоприятным обстоятельствам.
Несмотря на сексуальную раскрепощенность, молодые нуждаются в знаниях по культуре интимных отношений. Юноши и девушки готовы довериться тактичному руководству взрослых, если те, в свою очередь, способны взять на себя такую ответственность.
Следует признать, что наша молодежь не имеет практических навыков по уходу за детьми, нужных знаний для успешного их воспитания.
Анализ результатов исследования показал, что нынешняя молодежь в своем большинстве не готова к созданию семьи. Многие имеют не самый удачный опыт семейной жизни в родительской семье. Быть может, поэтому 95% старшеклассников высказали желание приобретать необходимые для семейной жизни знания в школе, полагая целесообразным введение специального предмета "Семья". Актуальность и целесообразность такого курса осознается и педагогами, и в некоторых школах он уже преподается. При проведении знаний по спецкурсу "Семья" можно воспользоваться опытом, накопленным на уроках "Этика и психология семейной жизни", которые проводились в школах республики Беларусь в 80-х годах.
Самый существенный момент – форма организации уроков. Чаще всего они проходят в форме лекций, реже – диспутов и бесед. Затем используются такие формы, как выпуск стенгазет, написание сочинений. Школьникам же более интересными представляются ролевые игры, разбор жизненных ситуаций, например, выход из конфликтов (поводы самые разные – невымытая посуда, поздний приход домой, неприятные привычки, различия во вкусах и т.д.), решение житейских проблем (какой должна быть свадьба, куда пойти в выходные дни и т.д.). Хорошо зарекомендовали себя индивидуальные задания: составить "Свод нравственных законов семьи", "Заповеди для мужа", "Заповеди для жены". Практически каждый ученик может подготовить доклад по теме, сделать обзор семейных рубрик по газетам и журналам. Можно определить обязанности учеников по их интересам: например, социолог изучает социальный аспект проблемы и готовит материалы по соответствующим вопросам; психолог разрабатывает схему поведения в одной из жизненных ситуаций (отношения тещи и зятя, свекрови и невестки и т.п.). Можно предложить юношам и девушкам составить брачные объявления, при этом указав, что они должны быть максимально объективными в оценках своих личностных качеств и соответственно выстраивать свои притязания. Как правило, требования молодых людей к будущему избраннику (избраннице) значительно превышают их собственные возможности и способности. Цель такого урока – показать, что претендовать на "благосклонность" столь высокого идеала можно лишь в том случае, если и сам таковым являешься, а для этого нужно не просто ждать любви, а готовиться к встрече с ней: быть ласковым(ой) с младшими, уважительным(ой) со старшими. В большом и в мелочах душа должна быть настроена на "волну доброты". Перевести пожилого человека через улицу, уступить место в общественном транспорте, не пройти мимо плачущего ребенка и т.д.
На занятиях нужно попытаться создать атмосферу доверия, помочь ребятам увидеть, у скольких людей жизнь не сложилась только потому, что они не знали, как ее построить. Подростки должны услышать живое слово взрослого, умудренного опытом человека, и главное, поверить, что о самом сокровенном, личном можно говорить честно и просто, не таясь. Они также должны понять, что их сугубо личные вопросы – вступление в брак, рождение и воспитание детей – имеют огромное значение для всей страны, так как от семьи прежде всего зависит, каким вырастет человек и что привнесет он в этот мир – добро или зло.
При подготовке юношей и девушек к семейной жизни необходимо учитывать характер отношений в их родительских семьях. Именно этот факт – особенности родительской семьи – требует дифференцированного подхода и обусловливает необходимость раздельных групповых занятий с различными категориями молодежи. Как показывают социологические исследования, развод родителей в 3 раза увеличивает вероятность развода детей, в то время как для развода у детей из полной семьи она составляет 5 случаев из 100. Это обстоятельство объясняется отсутствием модели благополучия семей, в соответствии с которой можно в будущем строить свою. Но даже если разобщенная и неполная семья не повлияла значительно на отношение молодых к семье как социальной ценности, они лишены такого примера, которому можно следовать в будущем. Вот почему юношам и девушкам из конфликтных и не полных семей создать прочную семью гораздо сложнее, чем тем, кто воспитывался в счастливых, прочных, благополучных семьях. Им очень трудно преодолевать тот негативный личный опыт, который они приобрели в родительской семье.
Таким образом, подготовка к семейной жизни нашей молодежи представляется актуальной и одновременно очень сложной задачей. Думается, что, несмотря на все объективные трудности, медлить с целенаправленной подготовкой к жизни в семье и браке нельзя. Действие стихии может оказаться губительным как для индивидов, так и для общества. Семья и общество взаимосвязаны, как сообщающиеся сосуды. Неблагополучных семей становится все больше, значит, все больше детей, лишенных тепла родительского очага. Несчастные дети – неблагополучные граждане. И наоборот. Чтобы разорвать этот круг, необходимо проявить волю и семье, и обществу.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.