На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Проектная деятельность в экологическом образовании учащихся
Проектная деятельность в экологическом образовании учащихся
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы оставим нашему миру.
Федерико Майор, ЮНЕСКО

Нашему миру мы должны оставить физически, психологически и нравственно здоровых детей, которые понимают проблемы современного мира, и не только понимают, но и имеют активную жизненную позицию, ищут пути и методы решения данных проблем. Анализ результатов исследований, проводившийся еще в 80-е годы, показал, что у современных школьников слабо развита потребность практического участия в решении экологических проблем. Причина заключалась в следующем: школа ставила перед собой задачу передачи знаний, трансляцию информации.

Сегодня практическая направленность является одним из ключевых принципов проектирования экологического образования. Приоритетом становится не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей, который включает в себя как осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу эволюции, так и поведение, действия способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию, сохранению жизни на Земле.
Термин "экологическое образование для устойчивого развития" означает изменение подхода к самой сути образования, предполагающей принятие решений по инициативе детей вместе со взрослыми.
Цель образования для устойчивого развития — помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Образование для устойчивого развития — это изменение подхода к самой сути образования. Для учителя — это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Выдающийся мыслитель древности Демокрит утверждал, что лучше думать, перед тем как действовать, чем после того. Образование для устойчивого развития как раз и направлено на то, чтобы сформировать у подрастающего поколения четкое понимание существующей взаимосвязи любого действия и его последствий для окружающей среды.
Решению данных задач в современной школе может способствовать только переход на новый тип обучения — инновационный. Термин "инновация" означает нововведение, связанное с внесением изменений в организацию, цели, содержание, методы и формы обучения, в деятельность обучающего и обучаемого, в учебно-методическое обеспечение, в систему воспитания и т.д. Одним из инновационных направлений в экологическом образовании является метод проектов (основатели и разработчики — Дж.Дьюи, В.X.Килпатрик). Хотя данный метод имеет почти вековую историю существования, именно в последнее время, с точки зрения многих экспертов, он выдвигается в ряд ведущих методов,
Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектной деятельности — один из эффективных интерактивных методов обучения.
Цели проектной деятельности: развивать навыки работы в группе, умения сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми, выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.
Проектная деятельность предполагает соблюдение определенных правил:

  • В команде все члены равны. Каждый может стать лидером и одновременно каждый умеет подчиняться мнению большинства.
  • Команды, работающие над созданием проекта, не являются соперниками.
  • Каждый вносит посильный вклад в разработку проекта.
  • Ответственность за полученный результат несут все члены команды.

Таким образом, проектное обучение создает необходимые условия для саморазвития ученика как субъекта познания. Создание проекта предполагает самостоятельную деятельность по решению актуальной проблемы и получение конкретного, практически значимого результата.
Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Метод проектов — это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы (не просто темы, а именно проблемы), которую необходимо решить, получив конкретный, "осязаемый" результат. Как правило, результат проекта не определен заранее (открыт), но предполагается, что он будет иметь практическое значение (в экологическом образовании продукт проекта имеет непосредственную социальную значимость). Работа над проблемой предполагает особым образом организованную поисковую деятельность, активное применение полученных знаний, приобретение новых, носит междисциплинарный характер.
Учитель, в свою очередь, также психологически и интеллектуально должен быть готов к организации проектной деятельности, где ему предоставлена роль консультанта, направляющего и стимулирующего действия учащихся; к организации обучения с использованием интерактивных методов, групповой и индивидуальной работы с учениками.
В школе можно использовать различные виды проектов, классифицирующиеся по виду деятельности, по характеру контактов, продолжительности выполнения, количественному составу участников.
На практике используются смешанные типы проектов, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, игровых.
Конструкт образовательного проекта включает в себя:
•    выделение проблемы;
•    четкую формулировку и понимание цели;
•    постановку задач;
•    определение целевых групп и конкретных временных рамок;
•    выдвижение гипотезы (если проект исследовательский), определение ожидаемого результата;
•    планирование направлений и этапов проектной деятельности.
Фазы проекта:
•    идея;
•    планирование;
•    реализация;
•    оценка результатов (регулярная самооценка, контроль и мониторинг);
•    подведение итогов.
Методика проектной деятельности используется на протяжении ряда лет как на уроках экологии, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрим более подробно использование метода во внеурочной деятельности. В последние три года она подтвердила свою значимость и результативность, о чем свидетельствуют победы на республиканских и международных конкурсах экологических проектов. В 2004 году проект "Сад чувств как составная часть Природного сада" занял третье место на городском конкурсе экологических проектов и научно-исследовательских работ.
В 2005 году проект "Энергосбережение в школе и дома" занял первое место в Республиканском конкурсе "Энергосбережение" в рамках программы ШПИРЭ.
В 2006 году данный проект получил первое место на Международном конкурсе в Санкт-Петербурге, где приняло участие 57 представителей из разных стран.
Проект "Дадим отходам второй шанс", находящийся на стадии реализации, был представлен на открытом республиканском конкурсе экопроектов на английском языке.
Рассмотрим более подробно процесс планирования любого проекта, который требует достижения конкретной цели и эффективно проведенной работы. Прежде чем начать планирование, необходимо ответить на ряд вопросов: кто? Для чего? Когда? С кем? Как? Что?
Первый вопрос, на который мы отвечаем в процессе планирования, — "Кто организует данный проект?" или, другими словами, кто Вы и Ваша организация. Что знают и думают о Вас, насколько Вам можно доверять, каков Ваш профиль, имидж, являетесь ли Вы профессионалом в своем деле и стоит ли оказывать Вам поддержку. Если нет, то необходимо представить себя таким образом, чтобы повысить степень доверия к себе, организовав какие-либо акции, кампании, подтверждающие Вашу компетенцию и желание работать.
Пример. Мы, команда учащихся лицейского 10 "А" класса с химико-экологическим профилем СШ № 113, работающих
над проектом "Дадим отходам второй шанс" под руководством В.Н.Свистуновой, учителя экологии, лидера команды.
Лидер команды обеспечивает согласованность действий остальных членов команды, несет ответственность за ход проекта, располагает соответствующими властными полномочиями такого уровня, который позволяет решать возникающие проблемы. Именно этот человек должен играть определенную роль в реализации проекта, именно он должен обладать развитым чувством гражданской ответственности. Он должен понимать, что эта дополнительная работа, которая не будет оплачена, но принесет пользу защите и охране окружающей среды.
Для чего мы беремся за это дело? — следующий вопрос, требующий ответа. Необходимо хорошо знать проблему, которую хотим осветить, изучить информацию из всевозможных источников (библиотека, СМИ, Интернет, статистические данные, научные работы и т. д.), чтобы доказать, что проблема актуальна и заслуживает внимания общественности. Другими словами, требуется четкое обоснование выбора.
Из опыта. Наша цель — организовать раздельный сбор бытовых отходов у себя в школе и микрорайоне, проинформировать учащихся и население о проблемах, создаваемых накоплением бытовых отходов, и побудить их к действию, тем самым способствовать снижению загрязнения территории Фрунзенского района г. Минска, улучшению экологической обстановки и здоровья населения.
С кем идти к достижению поставленной цели? В одиночку решить многие проблемы сложно, а некоторые невозможно. Целевая группа, партнеры и союзники, заинтересованные в данном проекте, люди напрямую ответственные за принятие решений, власти, эксперты в данной проблеме, оппоненты (скептики), которые не принимают Вашу идею и даже встретят ее враждебно — вот перечень тех, с ком придется сотрудничать на протяжении реализации проекта.

Из опыта. Целевая группа нашего проекта — учителя, учащиеся школы и их родители. Лица, ответственные за принятие решений, — директор школы, его заместитель, курирующий экологическое образование и воспитание, Городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды; частные предприятия, занимающиеся сбором и переработкой отходов; ГО "Белресурсы". Союзники — общественная организация "Экопроект", большинство работников и учащихся школы и их родителей, жители микрорайона. Однако партнерами и союзниками стали не все, некоторые отнеслись с подозрением и долей скептицизма к предлагаемому проекту.
Когда? Важным этапом планирования проекта является правильный выбор временных рамок. Во-первых, сколько времени займет реализация проекта, будет ли он долгосрочным или краткосрочным. Во-вторых, в зависимости от времени года необходимо подбирать соответствующий тип мероприятий. Зимний период является наилучшим временем для проведения семинаров, тренингов, консультаций; весенний и летний — для проведения экологических акций, кампаний.
Из опыта. В период с ноября по апрель были разработаны и проведены уроки для учащихся начальной школы, среднего звена и старшеклассников.
Проведен семинар-тренинг для учителей СШ № 113 по раздельному сбору бытовых отходов.
Разработаны листовки, буклеты, визитные карточки по данной тематике.
Изготовлены и оформлены информационные стенды в каждом учебном кабинете и рекреации первого этажа.
В апреле—мае проведены акции и практические дела. Победители получили награды.
Как? — ответ на данный вопрос является не менее важным, чем ответы на все предыдущие вопросы при планировании проектной деятельности. Отвечая на него, важно не ошибиться в выборе методов, форм приемов и инструментов реализации Вашего проекта, которые будут уместны для данной аудитории и которые помогут Вам достичь поставленной цели.
При планировании проектной деятельности важными аспектами являются:

  • формирование команды;
  • привлечение к работе представителей СМИ;
  • привлечение общественных организаций;
  • привлечение частных фирм и предприятий;
  • согласование действий с районным отделом образования и санитарно-эпидемиологическими службами.

И наиболее важным, на наш взгляд, является заинтересованность детей, основных участников и реализаторов проекта.
Из опыта. Информационная кампания

  • Разработка и публикация информационных материалов: листовок, брошюр, буклетов для учащихся школы и городского населения и их распространение.
  • Изготовление и оформление информационных стендов в каждом учебном кабинете школы и в рекреации первого этажа.
  • Проведение уроков на темы: "Как защитить нашу Землю от мусора", "Проблема твердых бытовых отходов", "Почему бытовые отходы нужно собирать раздельно" с использованием компьютерных презентаций.
  • Создание собственного сайта в сети Интернет с размещением информации о ходе проектной деятельности.
  • Привлечение представителей СМИ (освещение проектной деятельности в печатных изданиях, создание фильма, рекламного ролика).

Практическая деятельность
• Исследование фракционного состава ТБО, систематизация и анализ полученных данных, выработка механизма по раздельному сбору и вывозу бытовых отходов в СШ № 113.


Фракционный состав бытовых отходов ,%

Бумага, картон

Пищевые отходы

Стекло

Полимеры

Текстиль

Металл

Камни, дерево, керамика

Прочие отходы

32

30

12

10

6

3

3

4

Содержание мусорного ведра по весу, %

Пищевые отходы

Упаковка

Стекло

Бумага

Металл

Прочие отходы

33

10

8

6

2

40

Примечание. В большинстве семей бумага собирается раздельно с целью ее вторичной переработки.

  • Проведение экологических акций: "Спасем белорусские леса", "Чистый дом, чистый двор, чистая планета", "Вторую жизнь ПЭТ бутылке", "Нажми на мусор".
  • Приобретение и установка урн для классных кабинетов и уличных контейнеров для раздельного сбора бытовых отходов.
  • Мониторинг готовности учащихся к раздельному сбору бытовых отходов.

Готовность учащихся СШ № 113 к раздельному сбору ТБО

Готовность учащихся СШ № 113 к раздельному сбору ТБО

Таким образом, метод проектной деятельности в экологическом образовании является не только интересным и увлекательным для учащихся, но и результативным, приносящим пользу в охране природы и окружающей среды.

Литература

  1. Акции экологического движения: руководство к действию / под ред. И.А.Халий. — М., 1996.
  2. Гранников, В. В. Планета без проблем: пособие для учителей. — Донецк : Роза ветров, 2005.
  3. Как провести общественную кампанию / под ред. Р.В.Кишкань. — Донецк : Роза ветров, 2003.
  4. Орлова, Л. В. Образовательный проект в учебно-воспитательном процессе / Л. В. Орлова. — Минск : Технопринт, 2002.
  5. Образование для устойчивого развития в Санкт-Петербурге / под ред. Н. Д. Андреевой. — СПб. : АсЭко, 2000.
  6. Раздельный сбор: факторы успеха / под ред. В. В. Гранниковой. — Донецк : Tacis, 2004.
  7. Краснова, Т. И. Использование метода проектов в экологическом образовании: материалы международной научно-практической конференции. — Минск, 2006.

Подготовила доклад: В. Н. Свистунова, учитель экологии экологической гимназии № 19 г. Минска

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.