Разработчик Тен Светлана Германовна
Описание проблемы
Статистика последних лет свидетельствует, что, несмотря на все усилия, число "проблемных" детей (неуспевающих, дезадаптивных, девиантных, с ОПФР) растет. Разрабатываются различные программы по оказанию помощи детям с проблемами в развитии, обучении, социальной адаптации. Создана сеть специальных психолого-медико-социальных центров сопровождения развития ребенка. Однако в целом современная школа мало изменилась. Изменения, происходящие в школе, касаются в основном лишь учебного процесса. Тем самым создается искусственное разделение образовательного процесса на учебную и внеучебную деятельность.
Обеспечение реализации потребности личности школьника в самоопределении и самореализации требует осуществления в школе личностно-ориентированного подхода (ЛОП). Однако, как показывает анализ практической деятельности, результатов психологических исследований он (ЛОП) чаще декларируется, чем реально выполняется. Реализация такого подхода сводится в основном к введению курсов, практически несвязанных с учебными дисциплинами. Школа предъявляет ко всем детям одинаковые требования. Несоответствие им, отклонение от них, даже в лучшую сторону оказывается абсолютно нежелательным. Сам факт наличия стандартов программы, выставления оценок, организации учебной деятельности позволяет предположить, что кто-то окажется вне них. С первого класса могут возникнуть сложности в обучении не только у "слабоуспевающих", но и у "одаренных" детей с дисгармоничным развитием, у которых сформированы только какие-то специальные способности при среднем уровне развития других, и особенно, когда ребенок оказывается личностно инфантильным. Факт снижения темпов и потери потенциала развития наиболее одаренными учащимися экспериментально установлен еще Л.С. Выготским. Сходство любого типа школы состоит в единстве цели: развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования. Проблемы образовательного процесса школы связаны с механизмами управленческой деятельности. Недооценка роли управления выражается даже в неэффективности введения современных образовательных технологий если не предусматривается специальная разработка управленческих механизмов. Для организации образовательного процесса и оптимизации личностно-ориентированного подхода необходимо введение психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Цель проекта: Разработать модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, дающей условия равных возможностей развития каждому учащемуся с учетом их интересов и свободного выбора.
Задачи проекта:
- Создание условий для непрерывного образования школьника с учетом интересов и свободного выбора для реализации потребности личности школьника в самоопределении и самореализации.
- Повышение роли образования в воспитании личности;
- Поиск содержания и организационных форм включения всех категорий учащихся в учебное научное исследование в рамках предметных недель, курсов по выбору;
- Оказание помощи учащимся в развитии их способностей.
- Анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами;
- Создание воспитательной атмосферы для социально – психологической адаптации (СПА) подростков;
- Активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;
- Совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий, обучения и формирования у учащихся целостного отношения к своему здоровью;
Предполагаемый результат:
- Создание единого образовательного пространства, в котором обеспечивается развитие в каждом человеке его возможных способностей, развитие критического мышления, вооружение точными знаниями.
- Образовательный процесс является ведущим, потому что он обеспечивает раскрытие, реализацию и развитие личностного потенциала учащихся. Ребенок в данном образовательном процессе становится «субъектом».
- Определяющий признак адаптивной школы - это, создание условий для развития потребности личности каждого учащегося к самореализации и саморазвитию на основе учета индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей, учебных возможностей;
- Создание системы предпрофильного и профильного обучения с целью постепенного формирования у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив своего развития (профессионального, личностного и жизненного)
- Человек – ребенок или взрослый – стремится к совершенству, гармонии, красоте. Это стремление является природным как естественная потребность. В этом смысле учитель хочет хорошо работать, ученик – хорошо учиться. Для удовлетворения данного вида естественных потребностей (самореализации), развивается школьная методическая сеть, целью которой является оказание помощи и поддержки всем участникам взаимодействия.
- Образовательный процесс рассматривается как взаимодействие субъектов:
ученик – учитель – родитель.
Перспективная модель работы школы.
1. Особенности управления школой
Административное управление осуществляет директор школы и его заместители. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса, также, директор осуществляет контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную,.а также промежуточные контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса.
В основу организации образовательного процесса заложена модель психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение
Сопровождение – это система профессиональной деятельности администрации, педагогов и психолога, направленная на создание оптимальных условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка, способствующая их развитию, осознанному и самостоятельному профессиональному выбору в ситуациях школьного взаимодействия.
Основные принципы работы в режиме психолого-педагогического сопровождения:
- Преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение;
- Единство и заинтересованность всех участников взаимодействия в решении поставленных задач;
- Единый план работы школы в режиме психолого-педагогического сопровождения ;
- Единый контроль (сквозной) за реализацией решений и за результатами работы осуществляется директором;
- Открытость для внесения корректив по ходу реализации, постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса.
Методы реализации проекта
Апробируемую технологию можно использовать как систему в менеджменте образовательного процесса. В рамках данной технологии используется как личностно-ориентированный подход, так и личностно-деятельный подход (приоритет личностно-смысловой сферы ученика в образовательном процессе, включение субъектного опыта ученика в содержание образования, построение образовательного процесса на основе психофизиологических особенностей учащихся). В качестве организации образовательного процесса использована модель психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Стержнем данной модели является психолого-педагогический консилиум (ППК), который позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. Для раскрытия и реализации личностного потенциала ученика (учителя) используется метод интенсифицирующего воздействия. В ходе интенсифицирующего воздействия учитель «передает» свои управленческие функции в руки самого ученика, и по мере освоения учеником этих функций он становится все более способным к самоуправлению Для организации коллективной (общественной) жизни рассматривается и изучается система школьного самоуправления. Демократическая система ученического самоуправления приводит всех участников процесса к общей заинтересованности в получении лучших результатов совместной деятельности, а потому, гармонизирует отношения детей и взрослых, выводя их на уровень сотрудничества.
Критерии оценки эффективности управления проводится по конечным результатам, что будет выражаться в конкурентоспособности и жизнестойкости учащихся в их профессиональном самоопределении.. Директором осуществляется единый контроль (сквозной) за реализацией решений и за реальными результатами. Для получения объективной картины влияния адаптивных технологий на результаты учебно-воспитательного процесса могут использоваться следующие измерители: уровень обученности, уровень воспитанности, уровень общего интеллектуального развития и уровень здоровья. |