На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Проект: "Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в формировании условий равных возможностей для каждого ученика (адаптивная школа)"
Проект: "Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в формировании условий равных возможностей для каждого ученика (адаптивная школа)"
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Разработчик Тен Светлана Германовна

Описание проблемы

Статистика последних лет свидетельствует, что, несмотря на все усилия, число "проблемных" детей (неуспевающих, дезадаптивных, девиантных, с ОПФР) растет.
Разрабатываются различные программы по оказанию помощи детям с проблемами в развитии, обучении, социальной адаптации. Создана сеть специальных психолого-медико-социальных центров сопровождения развития ребенка.
Однако в целом современная школа мало изменилась. Изменения, происходящие в школе, касаются в основном лишь учебного процесса. Тем самым создается искусственное разделение образовательного процесса на учебную и внеучебную деятельность.

Обеспечение реализации потребности личности школьника в самоопределении и самореализации требует осуществления в школе личностно-ориентированного подхода (ЛОП). Однако, как показывает анализ практической деятельности, результатов психологических исследований он (ЛОП) чаще декларируется, чем реально выполняется. Реализация такого подхода сводится в основном к введению курсов, практически несвязанных с учебными дисциплинами.
Школа предъявляет ко всем детям одинаковые требования. Несоответствие им, отклонение от них, даже в лучшую сторону оказывается абсолютно нежелательным. Сам факт наличия стандартов программы, выставления оценок, организации учебной деятельности позволяет предположить, что кто-то окажется вне них.
С первого класса могут возникнуть сложности в обучении не только у "слабоуспевающих", но и у "одаренных" детей с дисгармоничным развитием, у которых сформированы только какие-то специальные способности при среднем уровне развития других, и особенно, когда ребенок оказывается личностно инфантильным. Факт снижения темпов и потери потенциала развития наиболее одаренными учащимися экспериментально установлен еще Л.С. Выготским.
Сходство любого типа школы состоит в единстве цели: развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования.
Проблемы образовательного процесса школы связаны с механизмами управленческой деятельности. Недооценка роли управления выражается даже в неэффективности введения современных образовательных технологий если не предусматривается специальная разработка управленческих механизмов. Для организации образовательного процесса и оптимизации личностно-ориентированного подхода необходимо введение психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Цель проекта:
Разработать модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, дающей условия равных возможностей развития каждому учащемуся с учетом их интересов и свободного выбора.

Задачи проекта:

  • Создание условий для непрерывного образования школьника с учетом интересов и свободного выбора для реализации потребности личности школьника в самоопределении и самореализации.
  • Повышение роли образования в воспитании личности;
  • Поиск содержания и организационных форм включения всех категорий учащихся в учебное научное исследование в рамках предметных недель, курсов по выбору;
  • Оказание помощи учащимся в развитии их способностей.
  • Анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами;
  • Создание воспитательной атмосферы для социально – психологической адаптации (СПА) подростков;
  • Активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;
  • Совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий, обучения и формирования у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

Предполагаемый результат:

  • Создание единого образовательного пространства, в котором обеспечивается развитие в каждом человеке его возможных способностей, развитие критического мышления, вооружение точными знаниями.
  • Образовательный процесс является ведущим, потому что он обеспечивает раскрытие, реализацию и развитие личностного потенциала учащихся. Ребенок в данном образовательном процессе становится «субъектом».
  • Определяющий признак адаптивной школы - это, создание условий для развития потребности личности каждого учащегося к самореализации и саморазвитию на основе учета индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей, учебных возможностей;
  • Создание системы предпрофильного и профильного обучения с целью постепенного формирования у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив своего развития (профессионального, личностного и жизненного)
  • Человек – ребенок или взрослый – стремится к совершенству, гармонии, красоте. Это стремление является природным как естественная потребность. В этом смысле учитель хочет хорошо работать, ученик – хорошо учиться. Для удовлетворения данного вида естественных потребностей (самореализации), развивается школьная методическая сеть, целью которой является оказание помощи и поддержки всем участникам взаимодействия.
  • Образовательный процесс рассматривается как взаимодействие субъектов:

ученик – учитель – родитель.

Перспективная модель работы школы.

1. Особенности управления школой

Административное управление осуществляет директор школы и его заместители.
Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса, также, директор осуществляет контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции
Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную,.а также промежуточные контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса.

В основу организации образовательного процесса заложена модель психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение

Сопровождение – это система профессиональной деятельности администрации, педагогов и психолога, направленная на создание оптимальных условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка, способствующая их развитию, осознанному и самостоятельному профессиональному выбору в ситуациях школьного взаимодействия.

Основные принципы работы в режиме психолого-педагогического сопровождения:

  • Преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение;
  • Единство и заинтересованность всех участников взаимодействия в решении поставленных задач;
  • Единый план работы школы в режиме психолого-педагогического сопровождения ;
  • Единый контроль (сквозной) за реализацией решений и за результатами работы осуществляется директором;
  • Открытость для внесения корректив по ходу реализации, постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса.

Методы реализации проекта

Апробируемую технологию можно использовать как систему в менеджменте образовательного процесса.
В рамках данной технологии используется как личностно-ориентированный подход, так и личностно-деятельный подход (приоритет личностно-смысловой сферы ученика в образовательном процессе, включение субъектного опыта ученика в содержание образования, построение образовательного процесса на основе психофизиологических особенностей учащихся).
В качестве организации образовательного процесса использована модель психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Стержнем данной модели является психолого-педагогический консилиум (ППК), который позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.
Для раскрытия и реализации личностного потенциала ученика (учителя) используется метод интенсифицирующего воздействия. В ходе интенсифицирующего воздействия учитель «передает» свои управленческие функции в руки самого ученика, и по мере освоения учеником этих функций он становится все более способным к самоуправлению
Для организации коллективной (общественной) жизни рассматривается и изучается система школьного самоуправления. Демократическая система ученического самоуправления приводит всех участников процесса к общей заинтересованности в получении лучших результатов совместной деятельности, а потому, гармонизирует отношения детей и взрослых, выводя их на уровень сотрудничества.

Критерии оценки эффективности управления проводится по конечным результатам, что будет выражаться в конкурентоспособности и жизнестойкости учащихся в их профессиональном самоопределении..
Директором осуществляется единый контроль (сквозной) за реализацией решений и за реальными результатами.
Для получения объективной картины влияния адаптивных технологий на результаты учебно-воспитательного процесса могут использоваться следующие измерители: уровень обученности, уровень воспитанности, уровень общего интеллектуального развития и уровень здоровья.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.