Социальное проектирование
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Социальное проектирование — это комплексная разработка, направленная на создание научно обоснованной и жизненно востребованной модели желаемого будущего с целью ее последующей реализации в процессе практической деятельности, построение конкретных социальных моделей, прогнозов, основанных на социологических исследованиях, экономических расчетах, административных новациях и т.п.
Предпосылкой социального проектирования является вычленение актуальных проблем, значимых в перспективе развития общества.
Таким образом, социальный проект должен базироваться на обоснованном прогнозе и с учетом следующих требований:

  • комплексности,
  • обоснованности,
  • реальности,
  • оптимальности,
  • преемственности (учитывается исходное состояние, тенденции развития и т.п.)
  • целостности и завершённости,
  • сориентированности на конечный положительный результат.

И. Котляров считает, что первой стадией проектирования является определение социальной проблемы и объективных потребностей развития общества, после чего идет паспортизация системы, включающей эту проблему, анализ ее элементов, постановку целей и задач, прогнозирование перспектив и результатов, моделирование ситуации. Далее осуществляется процесс социального конструирования и, как конечный результат, — оформленный проект.
Проект должен пройти весь жизненный цикл, т.е. временной период, — от момента зарождения идеи проекта и до подведения итогов его реализации.
Таким образом, этот цикл включает:
замысел,
анализ (изучение, исследование, диагностика) проблемы,
выработку концепции,
разработку проекта (включая экспертизу и доработку),
утверждение и презентацию,
реализацию проекта,
оценку его результатов,
подведение итогов.
Будем считать, что социальный педагог в достаточной степени вжился в социум, с его участием осуществлена социально-педагогическая паспортизация как самого учреждения, так и окружающего микрорайона, поэтому он владеет информацией, наиболее «кричащие» проблемы ему хорошо известны. Надо думать, что задачи, которые он предполагается решать, являются действительно актуальными, и для доказательства этого у социального педагога имеется достаточное количество аргументов и фактов.
ИНСТРУКЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 3 п.25
Социально-педагогический проект как целостный документ целесообразно начинать с вводного раздела, который будет содержать исходные основополагающие данные:

  • Обоснование актуальности социально-педагогической проблемы и потребности в создании данного проекта

Потребность в написании проекта появляется каждый раз, когда в практике возникает проблемная ситуация, появляется противоречие, которое мешает деятельности социального педагога и не позволяет ему достигать желаемого результата. От выявленного противоречия зависит тема проекта.
Мы разработаем ПРИМЕРНУЮ СХЕМУ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА (По материалам Сиденко А. С.)

Пункт программы

Содержание

Вопрос для ответа

Тема проекта

Название социально-педагогического проекта

Как называется проект?

Алла Сиденко советует продумать несколько возможных вариантов формулировок, напечатать их одну над другой на некотором расстоянии или даже на разных листах и сравнить их, дабы выбрать ту, которая точнее всего отражает предмет будущего проекта.


Актуальность темы

Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость создания социально-педагогического проекта по данной теме

Что не устраивает, в чем состоит проблемная ситуация? Что хотелось бы изменить? Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Если не удается сразу сформулировать противоречие и вы чувствуете в этом затруднение, можно пойти по таким ступенькам: признаки негативного состояния — проблемная ситуация; через нее — противоречие, а затем уже и — проблема
????


Идея социально-педагогического проекта

Наиболее общее представление о проблемной ситуации, направлениях деятельности социального педагога, образе желаемого изменения в деятельности учреждения образования

Какие обстоятельства вызывают у вас потребность в действиях, направленных на изменения? Что хотите изменить, за счет чего и как?

Замысел социально-педагогического проекта

Конкретизация идеи социально-педагогического проекта через определение логики разворачивания его содержания, учет условий, необходимых для его реализации

Как вам видится процесс воплощения идеи социально-педагогического проекта? Как воплотить идею социально-педагогического проекта на практике?

Идея и замысел позволяет определить границы проекта, т.е. педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться. Здесь основной вопрос что ИЗУЧАЕТСЯ?


Объект социально-педагогического проекта

Поле научных поисков, то педагогическое пространство, та область, в рамках которой находится то, что будет изучаться. Объектом педагогического исследования выступает человек (ребенок данного возраста и пола, воспитатели, руководители учреждения образования, родители и др.) или группа людей (возрастная группа, семья, педагогический коллектив и др.). Характеристики объекта: пол, возраст, образование, перечень учреждений

Что изучается? Какова область изменения практики?

Предмет социально-педагогического проекта

Конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий; или же аспект проблемы, которая исследуется

0 чем в объекте социально-педагогического проекта будет получено новое знание? На что будет воздействовать социально-педагогический проект в объекте?

Объект (взаимодействие между садиком и школой) нужен, что бы, конкретизировать на что именно направлено педагогическое воздействие, т.е на какие свойства, связи, отношения нужно выделить предмет проекта.  Пример Его исследования позволит получить новое знание о факторах взаимодействия между школой и садиком.


Педагогическая цель

Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях, которые появятся благодаря разработке социально-педагогического проекта

Что хотите изменить в деятельности учреждения образования, в результатах развития ребенка? Какие качества личности хотите воспитать благодаря созданию социально-педагогического проекта? Какие способности хотите развить?

  • Определение целей и задач, которые планируется решить в результате осуществления проекта. Здесь же должен быть отражен и ожидаемый результат, который может быть в итоге достигнут

Цель проекта

Ожидаемый результат, представляемый в форме методических рекомендаций, авторских программ, концептуальных положений, принципов, педагогических технологий

Что хотите разработать или апробировать? Что хотите создать в результате написания социально-педагогического проекта? Какой текстовый результат намерены получить в результате разработки социально-педагогического проекта?

"Что ты хочешь создать в итоге организуемого проекта ? " Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов:
выяснить...
выявить...
сформировать...
обосновать...
провести...
определить...
создать...
построить...
Постановка цели ЗАЧЕМ? КОМУ? КОГДА?
ДЛЯ ЧЕГО? Нужен проект.

 


Задачи

Действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели

Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели проекта? Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели? Какие шаги нужно сделать для достижения цели проекта?

Задачи определяют веер проблем, которые необходимо решить в ходе проекта


Диагностический инструментарий

Средства сбора информации и оценивания результатов проекта

С помощью чего будет осуществляться сбор данных, контроль за результатами?

Критерии оценки ожидаемых результатов

Признаки или параметры, на основании которых производится оценка эффективности разработки проекта

С помощью каких признаков или параметров будет оцениваться эффективность проекта?

Без них невозможно оценить истинность или ложность задуманного проекта, проверить эффективность разработок, достоверность результатов и валидность инструментария


Сроки функционирования проекта

Время начала и предполагаемого завершения проекта

Какова продолжительность проекта?

  • Определение категории участников, их характерные особенности (возраст, состояние, проблемы и т.п.), предполагаемое количество охваченных проектом.

Состав участников проекта

Педагогическая команда, участвующая в создании и апробации проекта по данной теме

Кто участвует в проекте?

Функциональные обязанности

Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в проекте

Кто и за что отвечает в проекте?

База проекта

Учреждения образования, возрастная группа

Кто участвует в проекте?

В проекте могут быть заняты вся школа, параллель или отдельные классы, группы детей и т.д. Здесь необходимо определить собственно контрольные объекты для сравнения.

Прогноз возможных негативных последствий

Замедление темпов проекта, изменение образовательных целей и пр., провоцирующие негативные изменения в развитии ребенка или деятельности учреждения образования

Какие возможны отрицательные последствия?

Поскольку педагог не может гарантировать абсолютный успех всего задуманного, необходимо в проект заложить резервное время на случай неудачи, отрицательных результатов. В случае же положительных результатов проекта это время с пользой пойдет на углубление, повторение, обобщение, творческую работу учащихся.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

Управляющие воздействия со стороны педагогов, участвующих в проекте, устраняющие негативные последствия

Какие конкретные действия могут компенсировать отрицательные последствия в проекте? Как можно компенсировать отрицательные последствия?

Экспертиза проекта

Взгляд профессионалов на социальную проблему и на подходы к ее решению (могут выступать не только специальные эксперты, но и не относящийся к разработчикам социальный педагог)

 

Экспертиза — очень важный элемент в разработке проекта. Экспертиза  — это прежде всего беспристрастный профессиональный взгляд на социальную проблему и на подходы к ее решению. Дело в том, что, как показывает практика, увлеченный человек, мечтающий осуществить свой замысел, может в какой-то степени утратить реальные представления о возможном. В таком случае свежий, нейтральный взгляд коллеги на существо дела поможет автору вернуться к реальности. Это во-первых. Во-вторых, при утверждении проекта вышестоящая инстанция или спонсоры могут спросить, кто смотрел этот проект, и тогда экспертное заключение будет просто необходимым приложением к проекту.
Целесообразно к экспертному заключению приложить справку о реагировании на сделанные там замечания, должным образом обосновав отношение к каждому из них. При утверждении проекта такая справка понадобится. Перечисленное, а также все, что еще может возникнуть при подготовке ввиду специфичности темы и конкретных условий, должно быть учтено, спланировано, оформлено с указанием конкретных дат и исполнителей еще до начала функционирования проекта.

Презентация

Это не только представление, обнародование или рекламное оповещение запланированного, но и прежде всего мобилизация заинтересованных лиц на деятельное участие в осуществлении проекта

В какой форме будет проводится презентация?

Научно-методическое обеспечение проекта

Перечень различных методических материалов для педагогов, управленцев, детей

Какова обеспеченность проекта научно-методическими разработками?

В структурном плане целесообразно выделить два этапа: подготовительный и основной. Каждый из них должен быть очерчен конкретными временными рамками.
В подготовительном разделе отражается вся необходимая paбота по обеспечению успешного осуществления целей и задач проекта.
1. Если планируемая работа требует специального помещения, то должно быть конкретно оговорено, где оно, какое, каким образом будет эксплуатироваться: аренда, безвозмездное предоставление свободных помещений, использование после соответствующего ремонта и т.п. В любом случае это должно быть надлежащим образом юридически грамотно оформлено.
2. На подготовительном этапе решаются и вопросы кадрового обеспечения: кто будет работать, на каких условиях, из каких источников и как будет осуществляться оплата труда. Это могут быть специалисты шефствующих предприятий и организаций, спонсорских фирм, благотворительных фондов; руководителей кружков школ, внешкольных учреждений и т.п.
3. На подготовительном этапе необходимо решить вопрос приобретения нужных технических средств, оргтехники, рабочего раздаточного и расходного материала. Должны быть решены и оформлены соответствующими актами всевозможные инструктажи по технике безопасности, правилам эксплуатации помещений и оборудования, составлены акты приемок и допусков, организована методическая учеба персонала, проведены необходимые медицинские осмотры работников. Должен быть составлен и настоящим образом утвержден распорядок работы.
4. В подготовительной части проекта нужно предусмотреть, кто и в какие сроки будет проводить экспертизу проекта, а также обозначить его окончательную доработку и презентацию.
В основной части необходимо отразить
1. Доминирующие формы и методы работы при осуществлении поставленных целей и задач социально-педагогического проекта. Весьма полезным будет отразить установление зон и видов взаимодействия основных реализаторов проекта с другими структурами, учреждениями и организациями, способными принять участие или содействовать осуществлению поставленных задач.
2. Особого внимания требует финансовый раздел проекта.

Когда проект окончательно готов, авторам следует подумать о презентации. Презентация имеет целью не только представление, обнародование или рекламное оповещение запланированного, но и прежде всего мобилизацию заинтересованных лиц на деятельное участие в осуществлении проекта, является своего рода стартовой отметкой начала его работы.
Презентация, как правило, проводится в виде массового мероприятия с персональным приглашением всех заинтересованных лиц. Она должна подчеркнуть значимость решаемой проблемы, раскрыть основные направления запроектированной деятельности, показав ожидаемый результат. Всё мероприятие от начала до конца должно быть хорошо продумано и подготовлено. Необходимо, чтобы оно содержало не только информационные выступления, но и сопровождалось соответствующей плакатной наглядностью (цифры, диаграммы, схемы, фотографии и т.п.). Весьма кстати могут быть номера художественной самодеятельности, театрализованные сценки, близкие к тематике проекта.
Обратим внимание на то, что презентация должна проводиться лишь после полного согласования и при однозначной поддержке проекта вышестоящей инстанцией, иначе можно попасть в сложную ситуацию: проект обнародован, а приступить к его реализации невозможно, так как он не поддерживается руководством учреждения или местной властью.
Вопрос согласования и поддержки социально-педагогического проекта местным руководством исключительно важен. Процесс согласования намного упрощается, если инициатива разработки данного проекта исходит сверху, и социальный педагог фактически выполняет поступивший заказ. В данном случае проект как бы заведомо утвержден, и все может свестись лишь к согласованию некоторых деталей.
Другое дело, когда инициатива разработки исходит от социального педагога. В данном случае вопрос усложняется, ибо надо будет доказывать и отстаивать не только заложенные в проекте формы и виды работы, но и саму его идею, актуальность проблемы.
В данном случае социальному педагогу надо очень тонко чувствовать и просчитывать варианты предполагаемого реагирования на идею проекта. Один из вариантов — Это обоснованное выступление с данной проблемой на родительском или каком-то другом собрании, где наряду с аргументами и фактами в уважительном тоне прозвучит деликатное обращение к начальнику за помощью. При необходимости в такой ситуации можно принять на собрании коллективное обращение к местной власти с просьбой о поддержке.

Если проект предусматривает решение серьезной проблемы и охватывает достаточно продолжительный период времени, то целесообразно запланировать какие-то промежуточные оценочные акции (анкетирование, «круглый стол» дискуссия и т.п.), которые помогли бы получить нужные срезы, определить динамику развития данного социально-педагогического проекта и при необходимости внести соответствующие коррективы. И вообще, на протяжении всего времени реализации социально-педагогического проекта должен осуществляться соответствующий мониторинг.
В заключение подчеркнем, что социально–педагогический проект как ответственный документ должен быть качественным и по форме, и по содержанию. И если первая позиция требует, чтобы социальный педагог обладал эстетическим вкусом и элементарной грамотностью, то вторая — предполагает компетентность, высокую профессиональную культуру, глубокое знание микросоциума, традиций, особенностей, тенденций развития региона и общества в целом.


Литература:

  1. Никончук А.С. Социально-педагогический проект: просто о сложном // Социально-педагогическая работа — 2000. №4. С.45–54.
  2. Алла Сиденко. Как разработать программу эксперимента? // Сельская школа — 2000. №6
  3. Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования республики Беларусь // Весн1к адукац11 — 2003. №4
  4. Алла Сиденко, Владимир Чернушевич. Вы начали эксперимент // Народное образование — 1997. №№7,8.
  5. Алла Сиденко. Эксперимент в школе: теория практика технология //Народное образование — 2000. №7.
 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.