Социальное проектирование — это комплексная разработка, направленная на создание научно обоснованной и жизненно востребованной модели желаемого будущего с целью ее последующей реализации в процессе практической деятельности, построение конкретных социальных моделей, прогнозов, основанных на социологических исследованиях, экономических расчетах, административных новациях и т.п. Предпосылкой социального проектирования является вычленение актуальных проблем, значимых в перспективе развития общества. Таким образом, социальный проект должен базироваться на обоснованном прогнозе и с учетом следующих требований:
- комплексности,
- обоснованности,
- реальности,
- оптимальности,
- преемственности (учитывается исходное состояние, тенденции развития и т.п.)
- целостности и завершённости,
- сориентированности на конечный положительный результат.
И. Котляров считает, что первой стадией проектирования является определение социальной проблемы и объективных потребностей развития общества, после чего идет паспортизация системы, включающей эту проблему, анализ ее элементов, постановку целей и задач, прогнозирование перспектив и результатов, моделирование ситуации. Далее осуществляется процесс социального конструирования и, как конечный результат, — оформленный проект. Проект должен пройти весь жизненный цикл, т.е. временной период, — от момента зарождения идеи проекта и до подведения итогов его реализации. Таким образом, этот цикл включает: замысел, анализ (изучение, исследование, диагностика) проблемы, выработку концепции, разработку проекта (включая экспертизу и доработку), утверждение и презентацию, реализацию проекта, оценку его результатов, подведение итогов. Будем считать, что социальный педагог в достаточной степени вжился в социум, с его участием осуществлена социально-педагогическая паспортизация как самого учреждения, так и окружающего микрорайона, поэтому он владеет информацией, наиболее «кричащие» проблемы ему хорошо известны. Надо думать, что задачи, которые он предполагается решать, являются действительно актуальными, и для доказательства этого у социального педагога имеется достаточное количество аргументов и фактов. ИНСТРУКЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВА 3 п.25 Социально-педагогический проект как целостный документ целесообразно начинать с вводного раздела, который будет содержать исходные основополагающие данные:
- Обоснование актуальности социально-педагогической проблемы и потребности в создании данного проекта
Потребность в написании проекта появляется каждый раз, когда в практике возникает проблемная ситуация, появляется противоречие, которое мешает деятельности социального педагога и не позволяет ему достигать желаемого результата. От выявленного противоречия зависит тема проекта. Мы разработаем ПРИМЕРНУЮ СХЕМУ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА (По материалам Сиденко А. С.)
Пункт программы
|
Содержание
|
Вопрос для ответа
|
Тема проекта
|
Название социально-педагогического проекта
|
Как называется проект?
|
Алла Сиденко советует продумать несколько возможных вариантов формулировок, напечатать их одну над другой на некотором расстоянии или даже на разных листах и сравнить их, дабы выбрать ту, которая точнее всего отражает предмет будущего проекта.
Актуальность темы |
Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость создания социально-педагогического проекта по данной теме
|
Что не устраивает, в чем состоит проблемная ситуация? Что хотелось бы изменить? Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
|
Если не удается сразу сформулировать противоречие и вы чувствуете в этом затруднение, можно пойти по таким ступенькам: признаки негативного состояния — проблемная ситуация; через нее — противоречие, а затем уже и — проблема ????
Идея социально-педагогического проекта |
Наиболее общее представление о проблемной ситуации, направлениях деятельности социального педагога, образе желаемого изменения в деятельности учреждения образования
|
Какие обстоятельства вызывают у вас потребность в действиях, направленных на изменения? Что хотите изменить, за счет чего и как?
|
Замысел социально-педагогического проекта
|
Конкретизация идеи социально-педагогического проекта через определение логики разворачивания его содержания, учет условий, необходимых для его реализации
|
Как вам видится процесс воплощения идеи социально-педагогического проекта? Как воплотить идею социально-педагогического проекта на практике?
|
Идея и замысел позволяет определить границы проекта, т.е. педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться. Здесь основной вопрос что ИЗУЧАЕТСЯ?
Объект социально-педагогического проекта |
Поле научных поисков, то педагогическое пространство, та область, в рамках которой находится то, что будет изучаться. Объектом педагогического исследования выступает человек (ребенок данного возраста и пола, воспитатели, руководители учреждения образования, родители и др.) или группа людей (возрастная группа, семья, педагогический коллектив и др.). Характеристики объекта: пол, возраст, образование, перечень учреждений
|
Что изучается? Какова область изменения практики?
|
Предмет социально-педагогического проекта
|
Конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий; или же аспект проблемы, которая исследуется
|
0 чем в объекте социально-педагогического проекта будет получено новое знание? На что будет воздействовать социально-педагогический проект в объекте?
|
Объект (взаимодействие между садиком и школой) нужен, что бы, конкретизировать на что именно направлено педагогическое воздействие, т.е на какие свойства, связи, отношения нужно выделить предмет проекта. Пример Его исследования позволит получить новое знание о факторах взаимодействия между школой и садиком.
Педагогическая цель |
Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях, которые появятся благодаря разработке социально-педагогического проекта
|
Что хотите изменить в деятельности учреждения образования, в результатах развития ребенка? Какие качества личности хотите воспитать благодаря созданию социально-педагогического проекта? Какие способности хотите развить?
|
- Определение целей и задач, которые планируется решить в результате осуществления проекта. Здесь же должен быть отражен и ожидаемый результат, который может быть в итоге достигнут
Цель проекта
|
Ожидаемый результат, представляемый в форме методических рекомендаций, авторских программ, концептуальных положений, принципов, педагогических технологий
|
Что хотите разработать или апробировать? Что хотите создать в результате написания социально-педагогического проекта? Какой текстовый результат намерены получить в результате разработки социально-педагогического проекта?
|
"Что ты хочешь создать в итоге организуемого проекта ? " Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов: выяснить... выявить... сформировать... обосновать... провести... определить... создать... построить... Постановка цели ЗАЧЕМ? КОМУ? КОГДА? ДЛЯ ЧЕГО? Нужен проект.
Задачи |
Действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели
|
Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели проекта? Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели? Какие шаги нужно сделать для достижения цели проекта?
|
Задачи определяют веер проблем, которые необходимо решить в ходе проекта
Диагностический инструментарий |
Средства сбора информации и оценивания результатов проекта
|
С помощью чего будет осуществляться сбор данных, контроль за результатами?
|
Критерии оценки ожидаемых результатов
|
Признаки или параметры, на основании которых производится оценка эффективности разработки проекта
|
С помощью каких признаков или параметров будет оцениваться эффективность проекта?
|
Без них невозможно оценить истинность или ложность задуманного проекта, проверить эффективность разработок, достоверность результатов и валидность инструментария
Сроки функционирования проекта |
Время начала и предполагаемого завершения проекта
|
Какова продолжительность проекта?
|
- Определение категории участников, их характерные особенности (возраст, состояние, проблемы и т.п.), предполагаемое количество охваченных проектом.
Состав участников проекта
|
Педагогическая команда, участвующая в создании и апробации проекта по данной теме
|
Кто участвует в проекте?
|
Функциональные обязанности
|
Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в проекте
|
Кто и за что отвечает в проекте?
|
База проекта
|
Учреждения образования, возрастная группа
|
Кто участвует в проекте?
|
В проекте могут быть заняты вся школа, параллель или отдельные классы, группы детей и т.д. Здесь необходимо определить собственно контрольные объекты для сравнения.
Прогноз возможных негативных последствий
|
Замедление темпов проекта, изменение образовательных целей и пр., провоцирующие негативные изменения в развитии ребенка или деятельности учреждения образования
|
Какие возможны отрицательные последствия?
|
Поскольку педагог не может гарантировать абсолютный успех всего задуманного, необходимо в проект заложить резервное время на случай неудачи, отрицательных результатов. В случае же положительных результатов проекта это время с пользой пойдет на углубление, повторение, обобщение, творческую работу учащихся.
Способы коррекции, компенсации негативных последствий
|
Управляющие воздействия со стороны педагогов, участвующих в проекте, устраняющие негативные последствия
|
Какие конкретные действия могут компенсировать отрицательные последствия в проекте? Как можно компенсировать отрицательные последствия?
|
Экспертиза проекта
|
Взгляд профессионалов на социальную проблему и на подходы к ее решению (могут выступать не только специальные эксперты, но и не относящийся к разработчикам социальный педагог)
|
|
Экспертиза — очень важный элемент в разработке проекта. Экспертиза — это прежде всего беспристрастный профессиональный взгляд на социальную проблему и на подходы к ее решению. Дело в том, что, как показывает практика, увлеченный человек, мечтающий осуществить свой замысел, может в какой-то степени утратить реальные представления о возможном. В таком случае свежий, нейтральный взгляд коллеги на существо дела поможет автору вернуться к реальности. Это во-первых. Во-вторых, при утверждении проекта вышестоящая инстанция или спонсоры могут спросить, кто смотрел этот проект, и тогда экспертное заключение будет просто необходимым приложением к проекту. Целесообразно к экспертному заключению приложить справку о реагировании на сделанные там замечания, должным образом обосновав отношение к каждому из них. При утверждении проекта такая справка понадобится. Перечисленное, а также все, что еще может возникнуть при подготовке ввиду специфичности темы и конкретных условий, должно быть учтено, спланировано, оформлено с указанием конкретных дат и исполнителей еще до начала функционирования проекта.
Презентация
|
Это не только представление, обнародование или рекламное оповещение запланированного, но и прежде всего мобилизация заинтересованных лиц на деятельное участие в осуществлении проекта
|
В какой форме будет проводится презентация?
|
Научно-методическое обеспечение проекта
|
Перечень различных методических материалов для педагогов, управленцев, детей
|
Какова обеспеченность проекта научно-методическими разработками?
|
В структурном плане целесообразно выделить два этапа: подготовительный и основной. Каждый из них должен быть очерчен конкретными временными рамками. В подготовительном разделе отражается вся необходимая paбота по обеспечению успешного осуществления целей и задач проекта. 1. Если планируемая работа требует специального помещения, то должно быть конкретно оговорено, где оно, какое, каким образом будет эксплуатироваться: аренда, безвозмездное предоставление свободных помещений, использование после соответствующего ремонта и т.п. В любом случае это должно быть надлежащим образом юридически грамотно оформлено. 2. На подготовительном этапе решаются и вопросы кадрового обеспечения: кто будет работать, на каких условиях, из каких источников и как будет осуществляться оплата труда. Это могут быть специалисты шефствующих предприятий и организаций, спонсорских фирм, благотворительных фондов; руководителей кружков школ, внешкольных учреждений и т.п. 3. На подготовительном этапе необходимо решить вопрос приобретения нужных технических средств, оргтехники, рабочего раздаточного и расходного материала. Должны быть решены и оформлены соответствующими актами всевозможные инструктажи по технике безопасности, правилам эксплуатации помещений и оборудования, составлены акты приемок и допусков, организована методическая учеба персонала, проведены необходимые медицинские осмотры работников. Должен быть составлен и настоящим образом утвержден распорядок работы. 4. В подготовительной части проекта нужно предусмотреть, кто и в какие сроки будет проводить экспертизу проекта, а также обозначить его окончательную доработку и презентацию. В основной части необходимо отразить 1. Доминирующие формы и методы работы при осуществлении поставленных целей и задач социально-педагогического проекта. Весьма полезным будет отразить установление зон и видов взаимодействия основных реализаторов проекта с другими структурами, учреждениями и организациями, способными принять участие или содействовать осуществлению поставленных задач. 2. Особого внимания требует финансовый раздел проекта.
Когда проект окончательно готов, авторам следует подумать о презентации. Презентация имеет целью не только представление, обнародование или рекламное оповещение запланированного, но и прежде всего мобилизацию заинтересованных лиц на деятельное участие в осуществлении проекта, является своего рода стартовой отметкой начала его работы. Презентация, как правило, проводится в виде массового мероприятия с персональным приглашением всех заинтересованных лиц. Она должна подчеркнуть значимость решаемой проблемы, раскрыть основные направления запроектированной деятельности, показав ожидаемый результат. Всё мероприятие от начала до конца должно быть хорошо продумано и подготовлено. Необходимо, чтобы оно содержало не только информационные выступления, но и сопровождалось соответствующей плакатной наглядностью (цифры, диаграммы, схемы, фотографии и т.п.). Весьма кстати могут быть номера художественной самодеятельности, театрализованные сценки, близкие к тематике проекта. Обратим внимание на то, что презентация должна проводиться лишь после полного согласования и при однозначной поддержке проекта вышестоящей инстанцией, иначе можно попасть в сложную ситуацию: проект обнародован, а приступить к его реализации невозможно, так как он не поддерживается руководством учреждения или местной властью. Вопрос согласования и поддержки социально-педагогического проекта местным руководством исключительно важен. Процесс согласования намного упрощается, если инициатива разработки данного проекта исходит сверху, и социальный педагог фактически выполняет поступивший заказ. В данном случае проект как бы заведомо утвержден, и все может свестись лишь к согласованию некоторых деталей. Другое дело, когда инициатива разработки исходит от социального педагога. В данном случае вопрос усложняется, ибо надо будет доказывать и отстаивать не только заложенные в проекте формы и виды работы, но и саму его идею, актуальность проблемы. В данном случае социальному педагогу надо очень тонко чувствовать и просчитывать варианты предполагаемого реагирования на идею проекта. Один из вариантов — Это обоснованное выступление с данной проблемой на родительском или каком-то другом собрании, где наряду с аргументами и фактами в уважительном тоне прозвучит деликатное обращение к начальнику за помощью. При необходимости в такой ситуации можно принять на собрании коллективное обращение к местной власти с просьбой о поддержке.
Если проект предусматривает решение серьезной проблемы и охватывает достаточно продолжительный период времени, то целесообразно запланировать какие-то промежуточные оценочные акции (анкетирование, «круглый стол» дискуссия и т.п.), которые помогли бы получить нужные срезы, определить динамику развития данного социально-педагогического проекта и при необходимости внести соответствующие коррективы. И вообще, на протяжении всего времени реализации социально-педагогического проекта должен осуществляться соответствующий мониторинг. В заключение подчеркнем, что социально–педагогический проект как ответственный документ должен быть качественным и по форме, и по содержанию. И если первая позиция требует, чтобы социальный педагог обладал эстетическим вкусом и элементарной грамотностью, то вторая — предполагает компетентность, высокую профессиональную культуру, глубокое знание микросоциума, традиций, особенностей, тенденций развития региона и общества в целом.
Литература:
- Никончук А.С. Социально-педагогический проект: просто о сложном // Социально-педагогическая работа — 2000. №4. С.45–54.
- Алла Сиденко. Как разработать программу эксперимента? // Сельская школа — 2000. №6
- Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования республики Беларусь // Весн1к адукац11 — 2003. №4
- Алла Сиденко, Владимир Чернушевич. Вы начали эксперимент // Народное образование — 1997. №№7,8.
- Алла Сиденко. Эксперимент в школе: теория практика технология //Народное образование — 2000. №7.
|