Социально-педагогический проект "Семья"
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Социально-педагогический проект "Семья"

средней школы №1 г.Сенно им. З.И.Азгура

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого  человеческого общества
И.Г.Песталоцци.

 

Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом -
Это не дом.

Дом – это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.

(Т.Ч.Дедун)

Обоснование потребностей создания проекта

Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности.
Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга), регулятивной, нравственно-нормативной.
На воспитательную функцию семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в последние годы в республике: сокращение размеров семьи и преобладание в абсолютном большинстве простой (нуклеарной) семьи; появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа детей-сирот при живых родителях, детей оставшихся без родительской опеки, беспризорных детей; ограничение возможностей семей по уходу за стариками и инвалидами, появление в семьях насилия и жестокого обращения с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение отношений между родителями и детьми; проявление отчуждённости детей от родителей и родителей от детей; значительное ослабление, а нередко и полное отсутствие мужского влияния на формирование личности ребёнка; крушение жизненных перспектив определённых категорий родителей и детей; увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие, проституция и т.п.); неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, неподготовленность юношей и девушек к семейной жизни.
В средней школе №1 г.Сенно имени З.И.Азгура обучаются 676 учащихся (на начало 2003 - 2004 учебного года). Из них 298 детей воспитываются в малообеспеченных семьях, 129 - в семьях, остро нуждающихся в материальной помощи; 74 ребёнка – воспитанники многодетных семей, 119 – неполных семей, 15 школьников проживают в неблагополучных семьях, двое – воспитанники опекунских семей. В школе также обучаются 5 детей – инвалидов, 6 школьников – дети с особенностями психофизического развития. Семеро детей воспитываются в семьях, где родители инвалиды, 11 учащихся – из семей переселенцев из зоны ЧАЭС, 98 уч-ся состоят на диспансерном учёте, остро нуждаются в оздоровлении.
На базе данной школы также проходят обучение воспитанники социального приюта. На протяжении 2002 - 2003 учебного года обучалось 19 таких детей и подростков.
Одним из показателей хорошей семьи является здоровая атмосфера в ней. Однако результаты анкетного опроса, проведенного среди старшеклассников школы на тему "Микроклимат моей семьи" не радуют. На вопрос: "Ежедневно ли в семье мы обмениваемся мыслями по вопросам семейной жизни, школьных делах, текущих происшествиях?" утвердительно ответили 62% респондентов, "нет"- 38% опрошенных; "Всей семьёй мы отдыхаем во время каникул" – 18% старшеклассников ответили "да"; остальные 82% - "нет". И, как результат, на вопрос: "Устраивает ли вас микроклимат Вашей семьи?" утвердительно ответили 42% респондентов, 30% старшеклассников ответили: "Не совсем"; 28% подростков – "Не устраивает".
Отсутствие взаимопонимания и поддержки в семье, психолого-педагогическая, правовая некомпетентность родителей служат поведенческими факторами риска относительно детей и подростков.
В средней школе № 1 г.Сенно имени З.И.Азгура сложилась система форм и методов взаимодействия с семьёй как социальным институтом воспитания. Тематические родительские собрания, заседания родительского комитета, родительские университеты, целевые встречи с родителями, работа службы "Телефон доверия", психолого-педагогическое консультирование родителей играют большую роль в повышении психолого-педагогической, правовой грамотности родителей.
Важное место в системе работы школы занимает взаимодействие с детским социальным приютом. Тесная связь школы с другими социальными институтами, заинтересованными общественными структурами играет также немаловажную роль в повышении воспитательного потенциала семьи.
В школе разработаны и приведены в действие разного рода программы, отражающие систему работы школы с семьёй (комплексно-целевая программа "Воспитание", программа взаимодействия школы с другими социальными институтами, заинтересованными общественными структурами, программа "Правовое воспитание", "Здоровый образ жизни", модель личностно-ориентированного обучения "Шаг за шагом", модель школьно-семейного воспитания "Ориентир").
С учётом положительного опыта работы предыдущих лет в школе намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей, снизить негативное влияние на семью социальных явлений в обществе.

Основные понятия проекта
Семья, семейное воспитание, сознательность родителей, последовательность воспитания, начальное воспитание, структура семьи, классификация семей, положительный опыт воспитания, право, закон, правовое воспитание, отклоняющееся поведение, социализация, реабилитация, культура семьи.

Ценности
Наиболее значимые ценности, определяющие содержание семейного воспитания: семья, уклад и традиции семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота, защищённость ребёнка в семье, забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.

Актуальные проблемы и потребности проекта

  • Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, загрязнение среды обитания, безработица), так и непосредственно в семье (разводы родителей, алкоголизм, насилие, физические наказания).
  • Незащищённость от различных видов жестокого обращения (физического, психического насилия, пренебрежения детскими интересами и потребностями).
  • Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.
  • Лишения, трудности и сложности детской жизнедеятельности по причине роста социального сиротства при живых родителях.

Цель и задачи

Цель: поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.
Задачи:

  • Диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье. Выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию.
  • Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка.
  • Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
  • Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
  • Организация совместной работы по предупреждению социального сиротства при тесном взаимодействии школы и социального приюта.

Основные приоритетные направления деятельности

  • Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.
  • Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  • Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку.
  • Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация семей группы "риска".
  • Целенаправленная работа по возвращению детей из социального приюта в биологическую семью.
  • Распространение информации, оказание помощи по созданию опекунских, приёмных семей.

Продуктивные технологии
Создание банка данных о потребностно-ценностной сфере детей и родителей, трансакциональный анализ, система групповых консультаций, целевые конференции, деловые игры, пресс-конференции, анализ видеозаписей, организация внутрисемейного общения.

Специфические условия и особенности
Интеграция усилий родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, социальных педагогов, практических психологов, педагогов школ и других учебных заведений, работников общественно-государственных учреждений и служб социума.
Непосредственная помощь семьям, оказавшимся в особо трудном положении.
Воздействие на родственников, их экономическая и морально-психологическая поддержка и консультирование, с тем чтобы они оставляли детей в своих семьях.
Поддержка и интенсивное развитие детей в своих семьях.
Поддержка и интенсивное развитие всех форм определения ребёнка в семьи - опекунские, приёмные, детские дома семейного типа. Отечественное и международное усыновление.
Подбор и поддержка семей, которые после пребывания детей вне дома не более одного года берут их на воспитание и несут ответственность за их жизненное и профессиональное определение.
Поддержка семейной непрерывности по отношению к детям, которые растут в многофункциональном окружении и подвергаются риску стать отверженными в социальном отношении.
Гуманизация социальной политики в отношении семьи и детей:

  • формирование в обществе взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного развития и воспитания детей;
  • осуществление на всех уровнях мероприятий и мер по социально–экономическому и психолого–педагогическому обеспечению всех семей, имеющих детей;
  • создание системы дополнительных мероприятий для проблемных семей и семей из группы риска;
  • развитие социально-педагогических услуг для оказания конкретной помощи детям и семьям, которые воспитывают детей;
  • обеспечение системы альтернативных решений в пользу детей, оставленных родителями;
  • разработка комплекса правовых, социально– экономических, медико–психолого–педагогических мероприятий для сдерживания роста численности детей инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, для их интеграции в образовательное пространство и общество.

Диагностика семейного воспитания
Функции диагностики семейного воспитания:

  • констатирующая (информационная);
  • прогностическая (прогноз развития школьно-семейного взаимодействия);
  • ценностно-ориентированная (оценочная);
  • функция самоизучения, саморазвития;
  • развивающая (воспитательная).

Процедура диагностики:

  • постановка целей диагностики;
  • определение оценочных критериев и показателей;
  • отбор методов (системы методов) диагностики;
  • применение методов диагностики в непосредственном взаимодействии субъектов;
  • анализ результатов диагностики;
  • учёт, фиксирование результатов диагностики.

Методы диагностики:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • беседа с воспитанником;
  • беседа с педагогами;
  • беседа с родителями;
  • анализ результатов и продуктов деятельности;
  • социометрические методы;
  • недописанный тезис;
  • педагогический консилиум.

Формы фиксирования результатов диагностики:

  • составление графиков, диаграмм;
  • составление характеристик;
  • ведение диагностических карточек, дневников.

Ожидаемый результат.

  • Видение и учёт социально-педагогических проблем семьи. Своевременная помощь в решении проблем.
  • Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.
  • Защита прав и интересов семьи, каждого из её членов, реализация их собственного "Я" путём создания условий для развития потенциальных способностей.
  • Правовая грамотность и психолого-педагогическая компетентность родителей.
  • Сформированность базы данных, позволяющей вести квалифицированный отбор родителей, воспитателей для создания приёмных, опекунских семей.
  • Уменьшение численности социальных сирот при живых родителях.
  • Тесная связь школы, семьи, общественности; заинтересованность в удовлетворении запросов и потребностей семьи как института воспитания.


Сроки реализации
Подготовительный этап – сентябрь 2002 – август 2003 года.
Основной этап – 2003-2004 уч.год – 2005-2006 уч.год.

Формы и содержание работы

Направления деятельности

Содержание работы

Диагностика и анализ

Методическая работа

Профилактическая и социально-реабилитационная работа

Сбор и обобщение информации о детях и их семьях путём изучения демографической ситуации в микрорайоне школы.
Формирование банка данных на основе социальных паспортов классов.
Изучение проблем и потребностей семей, в которых воспитываются школьники.
Выявление неблагополучных семей и семей группы "риска".
Сбор информации о кандидатах в опекуны и воспитатели приёмных семей.
Изучение и анализ причин социального сиротства при живых родителях.
Создание банка данных о различных общественных организациях, заинтересованных в оказании социальной помощи семье

Изучение эффективных инновационных форм и методов взаимодействия школы с семьёй с привлечением заинтересованных общественных организаций.
Ознакомление с передовым отечественным и зарубежным опытом работы с семьёй.
Сбор и систематизация информационных материалов, литературы по вопросам семейного воспитания, изучение законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими

Помощь в социальной реабилитации и адаптации семьям переселенцев из зоны ЧАЭС, детям-инвалидам, семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия.
Организация совместной работы с социальным приютом по социализации и реабилитации социальных сирот.
Индивидуальная работа с несовершеннолетними, допускающими асоциальное поведение, антиобщественные поступки.
Организация материальной помощи малоимущим семьям из государственного бюджета, а также гуманитарной помощи от различных благотворительных организаций.
Участие и организация профилактической работы, проводимой советом профилактики школы КДН, ИДН.
Содействие в направлении детей и подростков в отделения опеки и попечительства.
Работа с семьями воспитанников социального приюта с целью возвращения детей в биологические семьи

Организация взаимодействия школы с семьёй

 

Форма взаимодействия

Цель

Родительское собрание

Согласование совместных действий, педагогических позиций, информирование друг друга о проблемах, анализ достигнутых результатов

Педагогический практикум

 

Осмысление опыта родителей и педагогов посредством обсуждения реальных воспитательных ситуаций, согласование знаний, умений родителей и педагогов в воспитательной деятельности

Посещение учащихся на дому, организация рейдов "Подросток. Семья"

Изучение ребёнка и родителей в семейной обстановке, знакомство с микроклиматом в семье. В случае необходимости доведение информации заинтересованным органам (родительскому комитету, Совету профилактики правонарушений, КДН, ИДН)

Психолого-педагогические консультации

Оказание помощи семьям в поиске выхода из проблемной ситуации, повышение психологической культуры родителей, расширение сознания, повышение ответственности клиента и формирование его готовности к творческому освоению мира

Работа службы "Телефон доверия"

Оказание экстренной, квалифицированной, анонимной помощи по телефону.
Помощь абонентам в актуализации творческих, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния.
Анализ причин и источников повышенного психического напряжения детей и подростков, их родителей

Психолого-педагогический консилиум

Совместное обсуждение особенностей личности ребёнка с целью согласования представлений, точек зрения, действий по выработке программы решения проблем развития ребёнка, коррекции его поведения

Родительский университет

1. Пресс- конференция

Общение в форме "вопрос – ответ", встреча родителей и педагогов с психологом, социальным педагогом

2. Круглый стол

Достижение взаимопонимания, педагогического согласия по одной или нескольким проблемам (дискуссионная форма общения)

3. Обмен опытом

Обсуждение конкретной воспитательной проблемы

4. Заседание клуба

Психолого-педагогическое просвещение, организация досуга родителей

5. Педагогический ринг

Повышение эрудиции, педагогического мастерства и умений педагогов и родителей

6. Родительский лекторий

Повышение психолого-педагогической, правовой и др. грамотности родителей

Малый педагогический совет

Привлечение родительской общественности к решению актуальных школьных проблем

Родительский вестник

Освещение проблем развития, обучения, семейного воспитания учащихся данной школы

Родительский комитет

Привлечение родителей к решению проблем организации учебно-воспитательной, культурно-массовой и хозяйственной работы школы

Совет школы

Участие общественности, родительского, педагогического и ученического коллективов в управлении школой, оказании необходимой помощи для эффективного функционирования и развития школы, реализации важнейших требований, предъявленных государством и обществом к обучению и воспитанию учащихся

День открытых дверей

Знакомство, обмен опытом, приобщение родителей к учебно-воспитательному процессу в школе

Совместные культурно – массовые мероприятия

Организация совместного культурного отдыха, объединение опыта и усилий родительско-педагогической общественности в формировании положительных качеств и потребностей школьников

Список использованных источников

  • Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь. – Минск: Министерство образования РБ, 2001г.
  • Закон Рэспублікі Беларусь "Аб правах дзіцяці". Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі і навукі Рэспублікі Беларусь. - №9. – 1995. – С.30.
  • Нацыянальны план дзеянняў па ахове правоў дзіцяці на 1995-2000 гады. Зацверджаны Указам Прэзідэнта РБ № 150 ад 19 красавіка 1995г. Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі і навукі Рэспублікі Беларусь. - №9. – 1995. – С.30.
  • Балцэвіч В.А., Мястоўскі М.А., Сідарэнка С.Ф. Асноўныя сацыяльна-дэмаграфічныя характарыстыкі сучаснай сям’і //Адукацыя і выхаванне. – 1994. - №6.
  • Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием /Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. – М.: НИИ ОПВ АПН СССР., 1980.
  • Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1986
  • Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Сов. Россия, 1983.
  • Новые технологии воспитательного процесса / Шуркова Н.Е. и др. /Под общ. ред. В.А. Карковского. – М.: МП "Новая школа", 1994.
  • Чэчат В.У. Сям’я выратуе свет і чалавека //Адукацыя і выхаванне. – 1993. - №6.

Т.Ч.Дедун,социальный педагог СШ№1 г.Сенно

Источник: Социально-педагогическое проектирование: опыт участников республиканского конкурса «Социальный педагог – 2003»: Методические материалы. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004.- 57с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.