О проектировании
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Алексеев Н.Г. О проектировании

Проектирование - деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть. Фактически в этом определении подчеркиваются всего два момента: идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем.
Именно эти две характеристики отличают проектирование как таковое от других широких (в некотором смысле предельных) типов деятельности, например, от исследования. Из столь широкого определения с неминуемостью следует, что могут существовать и реально существуют самые различные виды, методы и способы проектирования.
Более того, они могут быть противоположными, т.е. в теоретическом осознавании вступать в борьбу друг с другом, что фактически и фиксируется в истории (например, противопоставление проектирования по прототипам и проектирования без прототипов).

Именно в таких теоретических схватках возникает особая проблематика оснований или методологических принципов, получившая сейчас в сфере наук, обслуживающих образование, столь большое значение и не менее широкий круг различных толкований.
Под методологическими принципами понимается совокупность сознательных, рефлексируемых и бессознательных, неотрефлексированных установок, определяющих получаемый в итоге продукт по схеме акта деятельности (постановка задач; используемые для их решения средства; общая организация процесса и т.д.).
Термин «методологические принципы» используется в традициях работы Московского методологического кружка (ММК) и организационнодеятельностных игр (ОДИ). В принципах выделяются два взаимосвязанных, но далеко не тождественных слоя: онтологический (слой видения и понимания) и организационно-деятельностный (слой действия и его организации). Без подобной двухслойной организации любой методологический принцип перестает работать.
Методолог не проектирует образовательную систему, он занимается соорганизацией деятельности субъектов, ее проектирующих: выделяет и стимулирует данных субъектов, выводит их на общее ристалище, организует их взаимодействие в нем, растит общность - только в этих случаях любой конкретный человек выступает в позиции методолога. Такая позиция, как известно, институционально не фиксируется, а присваивается сообществом неформальным образом.
В нашей - методологической - практике можно выделить, рефлексивно оформить следующие пять методологических принципов проектирования образовательных систем:
- построение взаимодействующей системы субъектов проектирования (их совместность),
- развитие мыследеятельности как ядро создания и организации образовательных общностей,
- «выворачивание» в образование других сфер деятельности (как ведущий процесс построения сферы образования),
- рефлексивное развертывание одновременных и взаимосвязанных процессов проектирования и реализации,
- индивидуализация проектирования.
Данные принципы достаточно полно очерчивают совокупность деятельностей и их возможную соорганизацию в общем процессе проектирования образовательных систем.
Печатается по изданию: Новые ценности образования : тезаурус для учителей и школьных психологов. - М.: Изд-во «Цицеро», 1995. - 116 с.

Вопросы и задания

1. Что представляет собой проектирование? Согласны ли Вы с представленной в тексте позицией?
2. Что понимается под методологическими принципами? Прокомментируйте свой ответ.
3. Какие методологические принципы проектирования образовательных систем описывает автор? Разделяете ли Вы эти авторские идеи?
4. Что вы понимаете под образовательной системой? Приведите примеры. Прокомментируйте.
Источник: Психологическое проектирование совместной деятельности в системе воспитатель- ребенок-родитель : хрестоматия / сост. Е. Н. Ткач. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019.-124 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.