На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Социально-педагогический проект создания сельского центра досуга
Социально-педагогический проект создания сельского центра досуга
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Содержание

  • Проблемы и особенности социально-педагогической деятельности в малокомплектной сельской школе.
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта.
  • Ведущие условия, возможности достижения цели проекта.
  • Рабочий план проекта.
  • Мониторинг.
  • Пояснительная записка.
  • Приложения в схемах.

 

Проблемы и особенности социально-педагогической деятельности в малокомплектной сельской школе

Сложности социально-экономического развития государства, разрыв связи поколений, изменение системы ценностей оказывают влияние на духовную жизнь общества. Низкий материальный статус семьи, безработица, алкоголизация родителей, межпоколенные конфликты ведут к тому, что семья не выполняет в полной мере свои функции. Происходит деформация нравственных ценностей, рост бескультурья, жестокости и насилия в семье. Растёт численность «семей группы риска», увеличивается количество неблагополучных семей. Наиболее зримо это проявляется в сельской местности, село Островские – не исключение. В чём же заключаются проблемы и особенности сельской школы?
Во-первых, сельская школа существует в условиях статичной, однообразной среды, низок образовательный уровень населения, скудна культурная информация. Характер сельской среды противоречиво воздействует на человека. С одной стороны, нам известно множество примеров происхождения одаренных, гениальных личностей из этой среды, с другой – реальная жизнь дает множество примеров духовного и физического упадка сельских жителей.
Во-вторых, сельская среда характеризуется смешением различных культур, преобладанием нерегламентированных социальных отношений, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. На селе отсутствует анонимность общения. По этой причине на селе в большей степени проявляется общественное одобрение или осуждение, сохраняется своеобразный социальный контроль всех сфер жизни каждого воспитанника в семье, в школе. Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, что делает сельскую школу более «семейной».
В-третьих, недостаточность перспектив социального продвижения, особенно значимых для самоутверждения в юности, скудность досуговых возможностей сельского образа жизни приводит к отвержению его как личного варианта образа жизни с одной стороны и возникновению комплекса городского превосходства с другой.
В-четвертых, нельзя не отметить характерных кадровых проблем современной сельской школы. Решение проблемы путем трудоустройства в ней горожан или молодых специалистов, направленных по распределению, приводит их к частой смене, что влияет на качество воспитательного процесса.
Далее: в классах с малым числом учащихся быстро устанавливается коммуникативное насыщение партнеров друг с другом. Складывается атмосфера нестимулирующего, бедного коммуникативными оттенками общения, однако конфликтные формы общения сохраняются дольше, сильнее отражаются на взаимоотношениях. В условиях малочисленности класса остаются неактуализированными многие эффективные формы групповой деятельности, игровые, командные и другие формы воспитательной работы.
Особый отпечаток на формирование личности сельского ребенка накладывает близость к природе, сезонная динамика жизнедеятельности. Нельзя обойти вниманием и то, что дети очень рано вовлекаются в трудовую деятельность семьи, значительно раньше получают представление о характере труда взрослых. Это также накладывает отпечаток на формирующийся у воспитанников социально-психологический опыт.
Говоря о дефиците общения в малочисленных классах, следует отметить территориальную рассредоточенность малочисленных сельских поселений, проживание жителей на достаточно большом расстоянии друг от друга, что объективно затрудняет сельским детям общение со сверстниками.
Существенно и то, что в современной деревне исчезает этнографический колорит поселений и поведения жителей, унифицируется язык бытового общения, отошли в прошлое традиции, формы внутриобщинных и межобщинных связей. Образовавшийся вакуум ничем не заполняется, искусственное реанимирование уходящих и создание новых традиций оказываются неэффективными.
В сложившейся политической и социально-экономической ситуации развития нашего государства и общества назрела потребность решать данные проблемы по месту жительства радикальными методами. Необходимо обновление теоретических взглядов и практических действий. Это возможно лишь при системном подходе к проблемам.

Характеристика микрорайона школы
На сегодняшний день в нашем селе и четырех окрестных деревнях нет детских дошкольных учреждений, пункта медицинской помощи, дома культуры или клуба, детских внешкольных учреждений (спортивных школ, центров творчества, школ искусств), одна базовая школа, на огромную зону один участковый инспектор, к тому же в селах проживают условноосужденные Островской спецкомендатуры. Рабочие места предоставляют две организации – лесничество и крестьянско-фермерское хозяйство «Дубрава», являющееся нерентабельным.

Схема расположения школы
Беликово   Гарьково                                 Тарасенки Хатоли                                   Островские (школа)

В ходе социологического опроса среди детей и молодежи на вопрос: «Как Вы оцениваете свои жизненные условия и возможности саморазвития, самореализации?» - были получены следующие варианты ответов:
60% - неблагополучные,
41,6% - не очень хорошие,
14,6% - плохие.
Оставшийся %-хорошие результаты.
Своё отношение к жизни и самочувствие участники опроса определили следующим образом: чувствуют себя одинокими и беззащитными – 6%, «часто не хочется жить» - 6,1%, часто испытывают беспокойство – 31,7%, «иногда не хочется жить» - 33%, «все надоело» - 51,6%, желание применить физическую силу – 51,6%, часто испытывают грусть и тоску– 66,2%.
В данной ситуации единственной реально способной повлиять на изменение ситуации является школа. Поэтому в своей деятельности, занимаясь социальным проектированием, сельскому социальному педагогу оптимальнее всего строить модели на базе школы. Данный проект предлагает модель (ныне уже действующую) ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ.
Цель проекта: Оптимизация социально-педагогической деятельности путем создания сельского центра досуга на базе школы.

Задачи: - формирование инициативной группы;

  • формирование имиджа организации и установление контактов с социально-активной молодежью окрестных сел;
  • создание банка информации;
  • организация волонтерской деятельности, создание центра занятости;
  • оказание содействия в осуществлении детских инициатив;
  • создание эстетического центра с целью организации внешкольной деятельности учащихся и дошкольников;
  • создание системы мероприятий по организации досуга населения;
  • осуществление мониторинга за ходом деятельности.

Ведущие условия, возможности достижения цели проекта
Общие условия, возможности достижения цели проекта, его успешной реализации складываются из отдельных условий, таких как:

  • способность видеть свою деятельность в целом, в единстве ее целей и задач, способов получения результатов;
  • умение перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке результативности системы в целом;
  • готовность к пластике, самоусовершенствованию, саморазвитию;
  • стремление целесообразно синтезировать традиции и инновации;
  • умение организовывать в специфических условиях сельской среды максимально благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога и родителя жизнедеятельность сообщества детей и взрослых;
  • способность создать в школе и за ее пределами развивающую, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную среду;
  • опора в педагогической деятельности на интересы воспитанников, актуализация их потребностей;
  • поиск средств компенсации отсутствия комплекса «детский сад – школа».

 

Рабочий план проекта

Шаги по выполнению задач

Содержание деятельности

Дата начала

Дата окончания

Цель деятельности

Методы, формы

1

Рекламная кампания

На протяжении реализации проекта (сентябрь 2000-август 2001г.)

Создание имиджа, привлечение единомышленников

Листовки, собрания, информация СМИ, рекламные проспекты

2

Создание инициативной группы. Экспертная оценка

Сентябрь  2000г.

Конец сентября 2000г.

Обеспечение эффективного выполнения проекта

Круглый стол (учителя, родители, ученики, жители села, выпускники, представители организаций)

3

Сбор информации для банка данных

Ежемесячно

Обеспечение работы центра занятости, владение ситуацией, мониторинг

Опросы, встречи, анкетирование, интервью, «мозговой штурм»

4

Создание эстетического центра
1. Подготовка программы, разработка структуры центра, экспертная оценка

Сентябрь 2000г.

Сентябрь 200г.

Обеспечение эффективности работы центра

Педагогический консилиум, педагогический салон, педагогические чтения

2. Торжественное открытие отделов центра, набор детей (драматический, хореографический, ИЗО и ДПИ, ДУ-отдел)

Начало сентября

Создание имиджа, стимулирование интереса к творчеству

Парад искусств

3. Подготовка концерта к Дню матери

Октябрь

Привлечение родителей к деятельности центра

Выставка,
концерт

4. Подготовка концерта ко Дню работника сельского хозяйства

Ноябрь 2000г.

Привлечение жителей села к деятельности центра

Концерт, выставка

5. Подготовка Новогоднего спектакля

Сентябрь

28 декабря

Организация досуга, творческий отчет

Премьера спектакля

6. Подготовка «Вечера встреч» выпускников

Январь

Начало февраля

Привлечение жителей села к деятельности центра

«Голубой огонек», выставка

7. Подготовка ко Дню Победы

Апрель

9 мая

Привлечение жителей села, воспитание гражданской культуры

Митинг, концерт, выставка

8.Организация дискотек ДУ-отделом

На протяжении года

Организация досуга, повышение уровня культуры поведения

Учеба актива, проведение дискотек


5

Организация работы сектора занятости молодежи, создание волонтерских отрядов

Сентябрь 2000г.

Май 2001г.

Организация досуга, занятости молодежи, оказание помощи нуждающимся

Реклама, собрания, трудовые десанты, круглые столы с руководителями предприятий (хозяйств)

1. Сезонные волонтерские десанты:
осень – помощь в подготовке к отопительному сезону, утепление жилья одиноким, старым людям, инвалидам.
Зима – уборка снега, посыпание дорожек песком в гололед.
Весна – помощь в посевной кампании.

Осень 2000г.

Весна 2001г.

Обеспечение занятости молодежи, помощь одиноким, пожилым людям, инвалидам, воспитание милосердия

Трудовой десант

2. Оказание помощи в поисках временной и постоянной работы

На протяжении года

Трудоустройство

Встречи с руководителями предприятий, работа с банком данных, реклама

6

Организация работы видеосалона

Ноябрь 2000г.

Организация досуга, пропаганда здорового образа жизни, развитие эстетического вкуса

Лекции, просмотры, обсуждения

1. Создание картотеки видеофильмов из частных фондов

Октябрь 2000г.

Октябрь 2000г.

Сокращение расходов на приобретение кассет

Опросы, помещение информации в банк

2. Организация просмотров

На протяжении года

Организация досуга, пропаганда здорового образа жизни

Лекции, просмотры, обсуждения

7

Организация сектора «Лидер»

Сентябрь

Учеба актива, развитие коммуникативных навыков, социальной активности, внедрение детских инициатив в работу центра, обмен опытом

Собрания, тренинги, проекты, методика номинальных групп, консилиумы, круглые столы, ролевые игры, семинары и т.д.

1. Выявление активной группы молодежи

Сентябрь 2000г.

Май 2000г.

Формирование группы

Наблюдение, анкетирование, опросы, реклама

2. Работа с молодежью по программе «Лидер»

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Учеба актива, развитие коммуникативных навыков социальной активности, обмен опытом, обучение составлению проектов

Тренинги, лекции, семинары, ролевые игры и т.д.

3. Осуществление детских инициатив

Январь 2001г.

Август 2001г.

Развитие центра культуры

Семинары, ярмарка идей, проекты

8

Организация работы спортивного сектора

Октябрь 2000г.

На протяжении года

Пропаганда здорового образа жизни, организация досуга

Реклама, работа секций, шашки, шахматы, настольный теннис, футбол, хоккей, семейные спортивные праздники, лыжные прогулки

9

Ведение отчетности

1 раз в квартал

Рефлексия, мониторинг осуществления проекта

Творческие отчеты, экспертная оценка, доклады, консилиумы

10

Мониторинг осуществления проекта

На протяжении всей деятельности

Рефлексия, отслеживание результатов с целью своевременной коррекции деятельности

Тестирование, опросы, анкетирование, экспертиза

11

Коррекция проекта при условии необходимости

На протяжении всей деятельности

Достижение оптимального результата

Методика номинальных групп, педагогический консилиум

Мониторинг и поддержка проекта

  • Одним из рабочих шагов проекта является создание банка данных для оценки результатов проекта, выявления проблем, владения ситуацией, обзора, т.е. в любой момент времени проведение анализа работы по проекту.
  • Инициативная группа также планирует рекламную кампанию с целью поддержки проекта и привлечения волонтеров для осуществления деятельности.
  • В проект заложены обучение и тренинг социально активной группы молодежи, способной во многом продвинуть осуществление проекта.
  • Поддержка отдела образования, лесничества, исполнительного комитета, СМИ, БПСМ, отдела культуры и т.д. существенно укрепит программную и организационную деятельность центра досуга. Кроме того, внимание вышеуказанных организаций к проекту привлечет внимание других учреждений, что укрепит репутацию сельского центра досуга.
  • Еще одним важным фактором успеха является единогласная поддержка проекта педагогическим, ученическим и родительским коллективом.
  • Постоянная рефлексия, экспертная оценка позволят обеспечить своевременную коррекцию деятельности, то есть достичь оптимального результата.

Е.Е. Ильющенко,
социальный педагог
Островской базовой
школы Витебского района


Приложение 1

проект

Приложение 2

проект

Источник: Социально-педагогическое проектирование: опыт участников республиканского конкурса «Социальный педагог – 2003»: Методические материалы. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004.- 57с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.