Евграфов Всеволод Владимирович студент ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психика, учащийся, психологически безопасная среда обучения, образовательный процесс, дошкольное образование, психологическая безопасность.
Любому образовательному учреждению важно не только здоровье обучающихся, но и их психологическое благополучие. Для этого и создаются дошкольные образовательные организации. Работа с дошкольниками - важный аспект в воспитании подрастающего поколения. Она помогает адаптироваться к изменяющимся условиям существования, жизни и общества. Адаптация - это приспособление к новому, изменившимся условиям в образовательном процессе. Данный период является самым важным в жизни дошкольников. Он отнимает у дошкольников большое количество энергии, сил и времени. Важно успешное решение всех проблем дошкольников без вреда их психологическому состоянию. В этот период важна работа с родителями дошкольников. Так, к каждой семье должен быть индивидуальный подход. Здесь большую роль играет педагог, воспитатель. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребёнка, и помочь преодолеть сложный для него период, воспитатель должен активно взаимодействовать с родителями, наблюдать за новеньким в течении дня и в разных ситуациях, планировать. Такое изучение ребёнка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и построить воспитательно-образовательную работу с учетом индивидуальных особенностей вновь поступившего ребенка и направить его поведение в нужное русло. Создание психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в семье и в детском саду становится необходимым условием полноценного психического развития.
Находить подход к дошкольнику надо с учетом эмоционального благополучия, возраста и креатива каждого ребенка. Обеспечить эмоциональное благополучие можно следующими способами: 1. Через общение с детьми. 2. Через хорошее отношение с дошкольниками. 3. Хорошее отношение к желаниям ребенка. 4. Уважение мнения ребенка.
В дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.
Для создания хорошей обстановки в образовательном учреждении педагоги должны: 1. Доброжелательно относиться к каждому дошкольнику. 2. Стараться понимать мнения и желания каждого ребенка. 3. Разъяснить детям, что есть плохое и хорошее в жизни. 4. Создавать ситуации, в которых ребенок будет правильно и самостоятельно развиваться.
Организуя среду дошкольного образовательного учреждения, необходимо, чтобы воспитатели и методисты были направлены на организацию не только предметно-развивающей, но и на создание эмоционально-развивающей среды, способствующей многогранному и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста как основного условия его будущего благополучного и гармоничного развития.
Адаптироваться ребенку в образовательной среде могут помочь следующие компоненты: 1. Внешняя обстановка в образовательном учреждении (цветовая гамма, освещение, расстановка мебели и т. д.). 2. Внутренняя обстановка (организация работы администрации учреждения и педагогов). 3. Эмоциональная среда (хорошее эмоциональное состояние всех обучающихся, здоровые мысли и желания дошкольников). 4. Преподавательские методы (создание здоровой эмоциональной обстановки, воспитание дошкольников, развитие с точки зрения эмоциональности и образованности).
Самым часто используемым педагогами методом воспитания является игра. Такой способ организации работы не только заинтересовывает дошкольников, но и хорошо способствует запоминанию информации.
Таким образом, сохранение эмоциональной безопасности детей раннего возраста в период адаптации будет эффективно при реализации следующих педагогических условиях: 1) учет индивидуальных особенностей адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации в процессе построения работы с ними; 2) создание благоприятной, эмоционально положительной атмосферы в группе детей; 3) организация просвещения родителей по вопросам адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации.
Список литературы 1. Кузьмин Е.С. Руководитель и коллектив / Е.С. Кузьмин. - Л., 1974. 2. Ломов Б.Ф. Правовые и социально-психологические аспекты управления / Б.Ф. Ломов, В.В. Лаптев, В.М. Шепель [и др.]. - 1972. 3. Платонов К.К. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии / К.К. Платонов, В.Г. Казаков // Социально-психологический климат коллектива / под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой. - М., 1979. 4. Шакуров Р.С. Социально-психологические основы управления: руководитель и коллектив / Р.С. Шакуров. - М.: Просвещение, 1990. 5. Шепель В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель. - М., 1986. - С. 248. 6. Данилова О.Ю. Методика оценки эмоционального благополучия личности / О.Ю. Данилова, С. А. Дружилов // Объединенный научный журнал. - 2003. - №23 (81). - С. 27-31. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|