На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Актуальность профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов как вида профессиональной деформации
Актуальность профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов как вида профессиональной деформации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Новикова Екатерина Валерьевна бакалавр, учитель МБОУ «ЦО №8 им. Героя Советского Союза Леонида Павловича Тихмянова» магистрант
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Научный руководитель Филиппова Светлана Анатольевна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ КАК ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ


Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, инновационная деятельность, профессиональная деформация.


Синдром эмоционального выгорания рассматривается как механизм психологической защиты человека от различного рода психотравмирующих факторов [1, с. 5]. Преподавательская работа является профессиональной деятельностью с высокой степенью стрессогенности, причем подверженность синдрому эмоционального выгорания возрастает пропорционально увеличению стажа работы. Степень вероятности срывов и кризисов обусловлена экстремальными условиями деятельности, предъявляющими высокие требования к эмоционально-волевой сфере, и необходимостью постоянного принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.
Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только от ее содержания, но и уровня развития личности человека, его личностных особенностей. Освоение профессии, последующая педагогическая деятельность неизбежно приводят к изменениям в структуре личности по конструктивному или деструктивному типу профессионализации. И именно синдром эмоционального выгорания является наиболее часто встречающимся видом профессиональной деформации, проявляясь как сложившийся в ответ на психотравмирующее воздействие механизм психологической защиты.
Педагогическим работникам принадлежит одно из первых мест среди представителей наиболее подверженных синдрому эмоционального выгорания профессиональных групп. Профессиональная группа, которую составляют учителя школ, имеет крайне низкие показатели как физического, так и психического здоровья, имеющие выраженную тенденцию снижения по мере увеличения педагогического стажа. Симптомы эмоционального выгорания наиболее характерны для учителей со стажем работы 15 лет и более. Чаще всего оно проявляется через фрустрацию, симптомы тревожности, измождённости, хронической назидательности, повышенный уровень агрессивности и авторитаризм.
Причинами, приводящими к эмоциональному выгоранию, могут быть в равной мере и неизбежный в педагогической деятельности ролевой конфликт, возникающий как следствие выполнения взаимно несовместимых видов деятельности, так и личностные механизмы учителя.
Высокий уровень подверженности педагогов эмоциональному выгоранию диктует необходимость поиска эффективных средств его профилактики [2, с. 130]. В качестве меры предотвращения эмоционального выгорания учителя может рассматриваться его участие в инновационной деятельности. Творческий подход к работе, способствующий активизации внутреннего креативного потенциала личности является условием профилактики профессиональных деформаций различного рода в условиях напряженной профессиональной деятельности.
Однако сама инновационная деятельность педагога может иметь для него определенные трудности, главной из которых являются психологические барьеры к участию в ней, обусловленные особенностями эмоционально-личностной сферы и ее деформации. Решением этой проблемы может быть внедрение профилактических мер, направленных на личностную самореализацию педагога в инновационной деятельности, которые позволят предупредить профессиональную деформацию, обусловленную эмоциональным выгоранием.
Следует констатировать, что в настоящий момент отечественная система повышения квалификации педагогических кадров в большей степени направлена на совершенствование учителей в предметно-методическом, технологическом плане. Важность развития личностных качеств педагога регулярно декларируется в официальных документах и научно-методических работах, однако, в реальной практике переподготовки учителя внимания этому аспекту практически не уделяется.
Необходимо сместить акцент переподготовки педагога в области инновационных технологий с совершенствования его профессиональных умений и навыков на развитие его личностных качеств, реализацию его потенциальных способностей, отдав приоритетное место не обучающей, а развивающей составляющей повышения квалификации. Для этого к работе на курсах необходимо привлекать психологов, которые смогут в их рамках организовать систему психологической помощи значительному количеству педагогов из разных образовательных организаций.
Важное место в системе профилактики эмоционального выгорания педагогов должно быть отведено психологической службе конкретной школы, которая сможет организовать работу с учетом специфики ее системы управления, функционирования, микроклимата в педагогическом коллективе.

Список литературы
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Сударыня, 1999. - 28 с.
2. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2003. - 264 с.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.