На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Доверительный, конструктивный диалог, как основа гармонизации образовательного процесса
Доверительный, конструктивный диалог, как основа гармонизации образовательного процесса
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Основой для ускорения процесса социально-экономического развития страны выступают инвестиции в человеческий капитал, а это в первую очередь, сферы образования и здравоохранения. В тоже время, в образовательной среде не сформирована эффективная информационнокоммуникативная система, обеспечивающая конструктивный, доверительный диалог между субъектами учебно-воспитательного процесса.

Реализация многочисленных трансформаций в образовательной деятельности, опирающихся на достижения технологий цифровой экономики, унификацию, оптимизацию процесса, и приводящих к изменениям социальных связей, форм коммуникаций, требует применения современных подходов, базирующихся на проявлении взаимоуважения и творческого начала. К сожалению, реформы, проводимые в системах школьного и высшего образования, зачастую получают негативные оценки со стороны участников образовательного процесса, отражающие снижение уровня компетенций и навыков обучающихся.
Вынужденное применение в сфере образования карантинных мер, привело к обострению ситуации и проявлению дополнительного недовольства со стороны обучаемых и их родителей. Авторы обосновывают мысль о том, что для нормализации социальных отношений государству необходимо обеспечить создание равных условий получения качественных образовательных услуг на базе успешной реализации новых идей, с использованием, как современных педагогических концепций, так и потенциалов цифровой экономики.
В исследовании предложены рекомендации, призванные обеспечить конструктивный уровень взаимоотношений, благодаря непрерывному участию граждан в процессе выстраивания сферы современного образования.
В современных социально-экономических реалиях, общепризнанным приоритетом, при построении перспективной социально-экономической модели развития страны, выступает деятельность по стимулированию развития экономики знаний. Образовательная деятельность, осуществляемая на всех уровнях, от начального до высшего образования, представляет собой единую систему, призванную гарантировать предоставление широких возможностей для равноправного доступа к знаниям всех социальных групп населения страны.
Государство, общество и граждане заинтересованы в развитии горизонтальных связей и неформальных институтов, а также ведении доверительного, конструктивного диалога, способствующего развитию инновационного мышления, характерного для экономики знаний. В условиях непрерывно расширяющегося и обновляющегося информационного потока, инновационного развития технологий, производства, инфраструктуры и мышления каждого гражданина, требуется осуществлять управление изменениями отечественной системы образования, являющейся фундаментом модернизации российской экономики.
Но осуществляемые трансформации в системе образования характеризуются наличием комплекса проблем.
В первую очередь, это продолжающийся процесс поляризации российского общества, отдаление власти от граждан, отсутствие, столь важных составляющих, в деле реформирование любых социальных процессов, как доверие и установление взаимоотношений партнерства. В результате наблюдается продолжение процесса снижения уровня доверия к органам власти и образовательному сообществу, которое, не в полной мере, решает вопросы подготовки кадров, наделенных необходимыми компетенциями и навыками, как для собственной образовательной сферы, так и для высокопрофессиональной деятельности органов государственной, муниципальной власти и бизнес сообщества. Следует сосредоточиться на процессе эффективного внедрения инновационных технологий, методик, несущих в себе потенциал доверия, уважительного отношения к мнению каждой личности, в образовательную деятельность.
Требуется сформировать институциональную среду, в которой система образования будет способна обеспечить активное тиражирование позитивных достижений в свободном, открытом и справедливом обществе, будет играть роль ведущего проводника, формирующего и направляющего знания на перспективное развитие страны.
Комплексное применение разнообразных методов исследования обеспечило возможность обосновать выводы о том, что результаты реформ, реализуемых в отечественной образовательной сфере, нуждаются в переосмыслении.
При построении текущей и долгосрочной проекции системы образования, следует учитывать, что она призвана обеспечивать услуги социальной сферы, неразрывно связанной с интеллектуальным трудом конкретного человека. Только высокопрофессиональная, научно обоснованная подготовка специалистов, разрабатывающих и реализующих положения образовательных реформ, гарантирует
эффективность результатов.
Требуется высочайшая степень интеграции усилий власти, бизнеса, социума и конкретной личности, достигаемая за счет полной открытости предоставляемой и обсуждаемой информации, неограниченного,
конструктивного обмена мнениями и опытом, сопровождаемая ростом уровня общественного благосостояния. Вот ключ к успеху реформ, которым, в настоящее время, требуется атмосфера доверия и фон позитивной эмоциональной поддержки.
Исследование продемонстрировало, что подходы к разработке и реализации положений образовательных реформ, связаны с понятиями «прагматизм» и «гармонизация». При этом прагматизм следует рассматривать, как умение действовать рационально, с четким пониманием методов достижения сформулированных реальных целей и задач. Не будем забывать, что прагматизм, рассматривается и как способ улаживания споров. [61.]
Содержанием понятия гармонизации, выступает согласование различных систем (финансовых, технологических, информационных, социальных и так далее), которое обеспечивает продуктивную единую образовательную политику, при реализации которой, выстраиваются конструктивные общественные отношения.
Нормализация общественных отношений непосредственно связана с созданием гарантированных государством, равных условий получения качественных образовательных услуг на базе успешной реализации новых идей, содержащихся в современных педагогических концепциях и потенциалов цифровой экономики.
Грамотная демонстрация положительных результатов инновационных подходов, полученных в процессе совершенствования экономики знаний, безусловно, окажет позитивное влияние на ситуацию в отечественной образовательной сфере.
Современные конфликтные ситуации, возникающие в сфере отечественного образования, связаны не с отрицанием возможностей
цифровых технологий (в том числе, обучения онлайн), а с непрофессиональным навязыванием учебным заведениям непроверенных нововведений.


Всемирно известный социолог П.А. Сорокин, определил принципы разработки и реализации реформ, содержание которых, кратко, можно сформулировать следующим образом:
• вносимые изменения должны быть научно обоснованы;
• осуществляемые исправления закрепляются нормативноправовыми актами;
• производимые перемены, предварительно, нуждаются в проверке на малых величинах;
• предпринимаемые перестройки, должны нести улучшения для жизни людей.
• реформой можно назвать только такую деятельность, которая улучшает материальное, интеллектуальное, моральное состояние человека, но ни в коем случае не попирает человеческую природу. [149., 150.]


Казалось бы, закономерно, что прежде чем в массовом порядке проводить реформы, следовало бы их протестировать на определенных учебных заведениях разных уровней, публично обсудить результаты, оценив их по определенным показателям.
В качестве примера, показателями могут выступать проценты поступления школьников в вузы, количество побед студентов в международных научных олимпиадах, успешное реальное продвижение студенческих бизнес проектов и другие, но сформулированные научнопрактическим путем, а не келейно, в кабинетах чиновников от образования.
Не менее значимым «камнем преткновения», или препятствием на пути достижения консенсуса, выступает попытка полного отказа от традиционной формы обучения и, почти принудительное, навязывание цифрового и дистанционного обучения. При этом, оппонируя представителям отечественного министерства просвещения,
утверждающим, что информационные технологии не заменяют очное обучение и являются временным явлением, активисты общественного движения родителей представляют такой документ министерства, как Паспорт «Цифровая трансформация образования» от 15 июля 2021 года.
Стратегия, изложенная в паспорте, предусматривает к 2024 году, проведение трети уроков на основании цифрового контента, а к 2030 году, передачу искусственному интеллекту проверки половины домашних заданий. [262.]
Возникает естественный вопрос, а как соотносится данный документ с содержанием статьи 21 Конституции Российской Федерации, запрещающей проводит научные и иные опыты без добровольного согласия гражданина. [227.]
Рассматривая процессы, происходящие в системе образования с позиций отказа от традиционной формы обучения, полезно обратиться к мнению еще одного всемирно известного российского (советского) ученого, лауреата Нобелевской премии, академика А.Д. Сахарова, который обосновал концепцию конвергенции, то есть процесса сближения, компромисса. В концепции обоснована целесообразность использования всего положительного, что было наработано за годы советской власти, при одновременной реализации конструктивного опыта стран рыночной экономики. [263., 280.]
Нобелевский лауреат, американский ученый Д. Стиглиц, развивая идеи Сахарова А.Д., однозначно определил, что одной из самых положительных наработок СССР, выступала система образования, которая была самой лучшей в мире. [152.]
В процессе формирования принципиально нового состояния отечественной образовательной системы, безусловно, должны использоваться потенциал современного уровня развития цифровых информационно-коммуникационных инструментов, возможности искусственного интеллекта, инновационные подходы к обеспечению финансово-материальными ресурсами. Но во главу угла должно быть поставлено конструирование системы доступного, достойного образования, обеспечивающего реализацию потенциала каждого человека, учитывающего ментальные особенности россиян - стремление к социальному равенству, справедливости и индивидуальной свободе.
Следует отметить примеры положительного опыта прагматичного и гармоничного проведения реформ в отечественной и зарубежной практике. Так, одним из экспериментальных регионов, на территории которого отрабатывалась методика внедрения системы Единого государственного экзамена (ЕГЭ), выступала Калужская область.
При существующем разнообразии оценок системы ЕГЭ, от проблем полного отключения необходимости взаимодействия между учениками, и индивидуализации, связанной с поглощением информации, без возможности ее осмысления и применения, в тоже время следует признать, что ЕГЭ убрал коррупционную составляющую из процесса поступления в вузы. В Калужской области, в июле 2021 года зафиксировано 47 результатов, демонстрирующих максимальную (сто баллов) оценку у выпускников муниципальных районов.
Аналогичный эксперимент на территории субъекта РФ, осуществлен в соответствии с ФЗ и законом Калужской области от 30.04.2020 № 597- ОЗ (в ред. от 17.06.2020 №610-ОЗ) «О мере поддержки граждан (физических лиц), применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», то есть самозанятых граждан.
Проверка «на малых величинах» показала положительный результат, и в настоящее время, результаты тиражируются на все регионы страны, что позволило 181 101 отечественному репетитору (из них 133323 репетитора работают в дистанционном режиме), легально заниматься своей деятельностью.
Показателен и опыт Китайской народной республики (КНР), которая даже в условиях кризисных явлений, происходящих в мировой экономике, занимает лидирующие позиции в мире по гармоничному проведению реформ, демонстрируя показатели экономического роста, которые непосредственно увязаны с показателями повышения уровня жизни граждан. Так, при росте ВВП КНР в 6,5% в год, душевой доход населения увеличился в 2 раза, что позволило добиться построения «общества малой зажиточности», избавиться от нищеты, и осуществлять социалистическую модернизацию, направленную на занятие, по уровню жизни граждан, достойного места среди развитых стран.
Опора на потенциал экономики знаний, позволила Китаю, как уже отмечалось, войти в ряд мировых лидеров, осуществить переход от «всемирной мастерской» к «всемирной лаборатории», занять лидирующие позиции по экспорту товаров, контролю над рынком высоких технологий, в том числе, развитию технологий в робототехнике, на транспорте, искусственном интеллекте и по другим перспективным направлениям. По большинству показателей, характеризующих уровень развития научнообразовательной сферы, в частности по количеству защищенных докторских диссертаций и патентов на изобретения, КНР опережает ведущие страны мира. Последовательность, целенаправленность и перспективность мероприятий по проведению реформ, опирается в Китае
на принцип «забивания гвоздей».
Китайская «Стратегия - 2020» отличалась скромностью задач, и была связана с обеспечением высокоскоростным доступом в Интернет каждой административной деревни страны. Но в результате успешной ее реализации, каждый китаец стал инсайдером, то есть гражданином, обладающим всей полнотой информации по происходящим событиям в своей стране, что позволило ему найти достойное место в осуществляемых реформах. Решена «скромная» задача - овладения компетенциями, навыками современных инновационных технологий и включения личности в единую информационно-коммуникационную систему.
Решение этих задач позволило перейти к внедрению электронного юаня, который стал не только первой государственной цифровой валютой в мировой экономике, но и непосредственно в китайской экономике получил одобрение населения. На базе суверенной цифровой валюты формируется новая глобальная финансово-валютная система с десятками стран мира, население которых объединяет, до трети жителей планеты.
В рамках данной стратегии образовательная деятельность обеспечила освоение новых компетенций и навыков у китайских школьников. При этом непрерывно осуществляется конструктивный диалог между властью, бизнесом, социумом и гражданами, а также системный контроль над достижением результатов, сопровождаемый публичным наказанием за допущенные нарушения, или невыполнения государственного задания.
Исключаются проявления непрофессионализма, бездумности при реализации положений реформ, что, к сожалению, наблюдается в российской практике проведения реформ в сфере образования. [100., 218., 221., 232., 234., 272.]
Академик Сахаров А.Д., в рамках концепции конвергенции, считал, что в ядре системы образования находится процесс формирования личности, обладающей творческим потенциалом, высоким уровнем нравственности и ответственности за все происходящее в стране и мире. [263., 280.]
Президент России, Путин В. В. считает возможным использование достижений технологий цифровой экономики для совершенствования образовательной сферы в строгом соответствии с педагогическими научно-практическими рекомендациями. Но в основу процесса, должно быть положено непосредственное общение преподавателей и обучаемых. [268., 269., 270., 287.]
В свою очередь, руководитель Правительства М.В Мишустин, предъявляет аналогичные требования к реформированию образовательного процесса в учебных заведениях, уделяя цифровым технологиям роль дополнительных инструментов, позволяющих совершенствовать традиционные формы образовательной деятельности. [244., 245.].
Член-корреспондент Академии наук КНР, профессор Цзинь Сычжан, рассуждая о проблемах науки и образования, приводит данные, которые свидетельствуют о том, что страны, придерживающиеся традиционной системы обучения в школе, демонстрируют уверенный рост уровня подготовки выпускников в среднем на 3% в год. За тридцать лет качество образования в этих странах выросло почти вдвое. А в России, падение качества образования за последние десять лет составило более 61%, что вызывает глубокую озабоченность, так как ранее страна обладала уровнем, которой не имел аналогов в мире. [234.]
Руководитель штаба общественного движения «Родители Москвы» А. Плохов, выступая на слушаниях по вопросам совершенствования образования в Общественной палате РФ 22 июня 2021 года, определил следующую область проблем. В ходе проведения, так называемых реформ в сфере образования, чиновники, безнаказанно нарушают
законодательство; принудительно осуществляют трансформации, уходя от традиционных форм обучения к обучению в цифровом и дистанционном формате; игнорируют отсутствие социального запроса, мнение родителей и обучаемых на использование дистанционных технологий, искусственного интеллекта.
Органы государственной власти не защищают систему образования от влияния крупных коммерческих структур, которые пытаются внедрять свои суррогаты, по которым невозможно получить всестороннее гармоничное образование. [272.]
В результатах исследований, проведенных Поливановой К.Н., Любицкой К. А., делаются выводу о существующих недостатках современной системы отечественного школьного образования, в частности, отмечается низкий уровень образования с позиций персонализированного подхода. [130.]
Исследования Гребенникова В.М., Новикова Т.В., формулируют проблемы современной педагогической науки, и приходят к выводам, в которых цифровые технологии признаются в качестве многогранного явления, охватывающего все сферы человеческой деятельности. Ученые выступают за необходимость переосмысления происходящих процессов для выработки подходов к применению инновационных технологий. [55.] Профессор Бодрунов С.Д., доказывает, что «экономика знаний» в России инвестируется в меньшем объеме, чем в мире, для решения накопившихся проблем, требуется не просто реиндустриализации, но радикальное обновление материального производства, его развития в единстве с наукой и образованием. [40.]
Источник: Крутиков В.К., Косогорова Л.А., Дорожкина Т.В. Современная система образования: инновации, технологии, опыт. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Из-во «Эйдос»), 2021. - 110 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.