На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Новые подходы к формированию коммуникативных навыков в условиях цифровизации системы школьного образования: технология нетворкинга
Новые подходы к формированию коммуникативных навыков в условиях цифровизации системы школьного образования: технология нетворкинга
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Современная ситуация, складывающаяся в сфере образования, как в системе, осуществляющей воспитание и обучение, формирующей совокупность необходимых знаний, умений, навыков, компетенций, характеризуется реализацией быстрых трансформаций, вносящих изменения в человеческое сознание, процесс обучения и формирования личности. Избрано направление на создание техногенной цивилизации, опирающейся на научно-технический прогресс, достижения цифровизации, приводящее к изменениям социальных связей людей, корректирующее типы общения, формы коммуникации людей, и образ жизни.


По мнению авторов, в образовательной деятельности, перспективно сосредоточиться на разработке и внедрении конструктивной идеи нетворкинга, технология которого способствует активному взаимодействию с динамичной техногенной цивилизацией.
Происходящие современные трансформации определили необходимость переосмысления происходящих процессов, предъявили новые требования к деятельности по корректировке процесса обучения, связанные с формированием коммуникативных навыков в условиях цифровизации системы школьного образования. [41., 130.]
Следует отметить, что образовательные реформы и ранее реализовывались достаточно активным образом, используя в качестве несущих конструкций унификацию, оптимизацию и цифровизацию, а также, следуя курсом на прогресс и инновации. В тоже время, результаты исследования продемонстрировали, что со стороны школьников, студентов и их родителей, формулируется ряд серьезных замечаний, отражающих ухудшение работы образовательной системы.
По данным опроса, проведенного Фондом общественного мнения, динамику ухудшения качества российского школьного образования отмечают 46% респондентов, а 28% определяют качество школьного образования, как плохое. При этом динамика отрицательных оценок качества образования, возрастает. Аналогичные результаты получены авторами, при проведении опросов, указанной категории лиц, на территории Калужской области. [90-100.]
Карантинные меры, связанные с пандемией, и реализованные в системе образования, вызвали дополнительную негативную реакцию со стороны обучаемых и их родителей, так как внедренные методы онлайн- обучения, по их мнению, сокращают коммуникативные возможности влияния учителей, на эффективность процесса формирования требуемого уровня компетенций и навыков у школьников.
Преодоление возникших проблем зависит от конструктивного уровня взаимоотношений, предполагающих наличие набора норм, обменов и необходимого уровня доверия к качеству образования. Гарантированно высокий уровень школьного образования, может быть обеспечен только благодаря реализации потенциала социального тонуса, то есть при непосредственном, массовом участии граждан в процессе формирования сферы современного образования.
Потенциал тонуса способствует активизации горизонтальных и вертикальных связей, сокращает издержки на формальные, бюрократические правила и процедуры. Процесс модернизации образовательной системы на региональном уровне, как демонстрируют результаты исследования, в настоящее время испытывает нехватку идей и ноу-хау.
Одной из современных конструктивных идей, по мнению авторов, которая призвана способствовать повышению уровня знаний обучающихся и доверия к системе, является нетворкинг. Нетворкинг выступает как вид деятельности, направленной на то, чтобы с помощью неформальных дружеских контактов уметь достигать поставленных целей и эффективно справляться с различными жизненными ситуациями. Основой деятельности выступает способность конструировать долгосрочные, доверительные отношения с людьми и эффективно реализовывать потенциал социального тонуса.
Ребенок должен уметь создавать отношения, в основе которых лежит доверие, взаимная поддержка, возможность свободно обмениваться знаниями, мнениями, оказывать эмоциональную поддержку. Но эффективное применение методов нетворкинга подразумевает наличие необходимых компетенций и навыков.
Реформы, осуществляемые в образовательной системе, нуждаются в корректировке с использованием новых идей. Реализация новых идей, базирующаяся на эффективном овладении компетенциями и навыками, предоставляет возможность выстраивания долгосрочной проекции доверия между людьми, конструктивного обмена мнениями и опытом, эмоциональной поддержки, взаимной пользы и неограниченного доступа к информационным потокам.


Результаты исследования, позволяют следующим образом сформулировать основные компетенции и навыки, которыми должны овладеть школьники при осуществлении деятельности, связанной со сбором, анализом и использованием информации:
• осуществлять целенаправленный поиск важной, актуальной информации;
• уметь общаться с людьми и развивать коммуникации;
• уметь обрабатывать и анализировать информацию;
• принимать решения, позволяющие нейтрализовать проблемы;
• планировать, организовывать процесс исполнения решений;
• конструктивно работать в команде.


Одновременно, результаты исследования, позволили выявить следующую область проблем, стоящих перед школьниками, и связанную со слабыми коммуникативными навыками и недостаточными познаниями в области правил логической аргументации:
• слабое владение методами освоения новых знаний, развития идей, навыками ведения дискуссии, присутствие привычки к бездумному поглощению предоставляемой информации;
• отсутствие навыков ведения, корректными приемами, спора с целью достижения истины;
• не способность к ведению мыслительных экспериментов, стремление к занятию определенной позицию, при отсутствии аргументации;
• проявление дезориентации, которая возникает при отсутствии перечня вариантов готовых ответов;
• не способность самостоятельно выбрать собственную тему и сформулировать вопросы;
• четко выраженное стремление к шаблонам, которые одобряются преподавателем, боязнь критических замечаний, как неудачи, негативно влияющей на личный имидж. [90-100.].


Изучение научных публикаций и практического материала, позволило установить, что базисом нетворкинга выступает теория шести рукопожатий, предложенная американскими учеными Стенли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом в конце двадцатого века. Согласно выдвинутой теории, каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых, в среднем состоящую из пяти человек.
Понятие нетворкинг, рассматривается как эффективный процесс сбора, хранения и использования информации, как персонально пользователем, так и широким кругом иных лиц, объединенных в сообщество, формируемое на принципах взаимовыгодных отношений, продвигающих достижения других участников сообщества.
Практика внедрения метода в развитых странах доказала, что деятельность по поиску, установлению и поддержанию конструктивных, доверительных, долгосрочных контактов с людьми, позволяет находить эффективные решения многих сложных задач. В процессе осуществления образовательной деятельности, направленной на освоение метода, следует учитывать следующие базовые положения.
Нетворкинг подразумевает активную, инициативную деятельность лица, стремящегося расширять свои контакты. Для чего целесообразно активно привлекать школьников к участию в таких мероприятиях как конференции, семинары, тренинги, в ходе которых происходит расширение круга общения, и отрабатываются коммуникативные навыки. Конструктивно выстраиваемые отношения в ходе организации работы в формате команд или проектной деятельности позволяют обеспечивать процесс общения «из уст - в уста», что укрепляет атмосферу доверия и взаимной симпатии.
Потенциал метода наиболее полно раскрывается благодаря созданию максимально разнообразной базы контактов, позволяющей получить поддержку и помощь в достижении собственных целей. При этом самым ценным приобретением в жизни человека являются сами отношения, а неполучение конкретной пользы от них. Основным навыком при обучении нетворкингу должно стать умение выслушивать людей, стремиться им помочь, первым совершая шаги навстречу.
Хорошая подготовка проявляется в стремлении овладеть максимумом информации, при этом оставаться внимательным и настроенным на общение, приветливым, дружелюбным и готовым к новым контактам. Ребенок должен понимать, что именно искренний интерес и честность в отношениях с людьми вызывает ответное желание общаться.
На основе честности и открытости выстраиваются плодотворные, долгосрочные отношения. Акцент в отношениях, при реализации потенциала метода, делается на том, чтобы помогать, а не получать, только тогда взаимоотношения имеют перспективы для достижения собственных успехов.
Эффективная коммуникация является ключом к успеху, так как благодаря способности быть открытым для общения, а также таланту грамотно формулировать вопросы, иллюстрировать их примерами из практической деятельности, вызывается интерес к собственно персоне и устанавливаются отношения взаимопонимания и доверия, которое обеспечивает возможность для разрешения спорных ситуаций и исправления допущенных ошибок. Надежность взаимоотношений демонстрируется и обеспечивается неукоснительным выполнением обещаний и данного слова, проявлением толерантности по отношению к людям, совершившим сомнительный проступок, но не растратившим доверия полностью, путем предоставления шанса реабилитироваться. Полным исключением лжи, которая уничтожает зарождающиеся отношения.
Теория С. Милгрэмома и Д. Трэверсома приобрела новые горизонты развития и совершенствования благодаря быстрому внедрению технологий цифровизации, что с каждым днем повышает потенциал использованию интернета, социальных и профессиональных сетей для расширения базы контактов, а также формирования личного имиджа. Между тем, явление, в зависимости от уровня компетенций навыков и моральных качеств, имеет, как положительные, так и отрицательные проявления.
Школьники, начиная активную жизнь в социальных сетях, часто не осознают, что для успешного продвижения в виртуальном пространстве необходимо, в первую очередь, обладать достойным уровнем умственного развития, ценной для окружающих информацией. За успешным ведением блога, за высказыванием на форумах, должна стоять тщательная подготовка, умение правильно преподносить свою жизненную позицию. А для этого недостаточно бездумно заводить электронную базу контактов. [194 ,197-198., 200-201.]
Личные качества школьника должны проявляться в способности построения социальных связей на основе определенных критериев, например: целевая аудитория по интересам; преподаватели и практики, обладающие высоким уровнем знаний в определенной области; образцы для подражания и люди, к которым можно обратиться в трудную минуту. [299.].
Профессор Буданов В.С., проводя сравнительный анализ сетевых и системных подходов к представлению социальной коммуникации, особое внимание уделяет проблеме конвергенции естественнонаучного и социогуманитарного знания в контексте становления нового глобального технологического уклада и сопряженных с ним антропологических рисков. Исследователь отмечает, что осознающий разум нуждается в организационном принципе, направляющем эту деятельность высокого уровня сложности. Разумеется, в исследовании ученого речь ведется о высоком уровне сложности. Но в рассматриваемой работе, организационная составляющая проявляется в образовательной деятельности, позволяющей наделить школьников необходимыми компетенциями и навыками, в том числе коммуникативными, в условиях нового глобального технологического уклада. [41.]
Профессор Поливанова К.Н., обращая внимание на недостатки современной системы отечественного школьного образования, отмечает низкий уровень образования, с позиций персонализированного подхода. Потенциал цифровизации, в частности метод нетворкинга, предоставляют возможности для организации образовательного процесса персонально с каждым учащимся. [130.].
Буданцев Д.В. в своем исследовании обобщает научные работы, посвященные цифровизации в образовании, и делает вывод о неизбежности процесса трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, разворачивающегося в цифровой образовательной среде. Результаты исследования подтверждают необходимость совершенствования технологий и методов цифровизации в школьной образовательной деятельности. [42.]
Гребенникова В.М., Новикова Т.В., исследуя проблемы современной педагогической науки, пришли к выводу о том, что именно концепт цифровизации образования будет определять ход дальнейших педагогических исследований, по мнению авторов, цифровизация образования выступает в качестве многогранного явления, охватывающего все сферы человеческой деятельности. В настоящее время требуется осмыслить происходящие процессы для выработки решений по активному применению на практике применять на практике
инновационных продвинутых технологий. [55.].
Профессор Мясищев В.Н., рассматривает многообразие связей человека в общей системе личностных взаимоотношений. Реализация идеи нетворкинга в школьной образовательной деятельности, позволяет успешно овладеть коммуникативными навыками в условиях цифровизации, и в дальнейшем совершенствовать их конструктивно выстраивая взаимоотношения. [117.]

Важным современным компонентом методического продукта школы, а также, дополнительным ресурсом совершенствования образовательного учреждения, выступает динамичный, постоянно преобразующийся, процесс формирования устойчивого позитивного имиджа школы, оказывающего психологическое влияние на представителей социума, власти и бизнеса.
Позитивный имидж оказывает решающее влияние на приоритетный доступ школы к лучшим человеческим, материально-техническим, информационным, и прочим ресурсам. В результате образовательное учреждение обеспечивает устойчивый рост качества образовательных услуг, что создает привлекательные условия для внедрения в образовательный процесс инноваций.
Сложившиеся информационные потоки, характеризующие высокий уровень имиджа школы, в свою очередь, создают запас доверия и силы, вселяя уверенность в завтрашнем дне и раскрывая новые креативные возможности учителей и школьников. Успешно сформированный имидж школы, опирающийся на высокопрофессиональное использование современные технологий, активен по своей сути, он воздействует на сознание, эмоции и поступки, как отдельных педагогов, школьников и их родителей, так, в целом, на весь социум, позволяя повысить эффективность процесса обучения и воспитания.
Важным аспектом восприятия и оценки школы выступает впечатление, которое она производит. Можно сделать вывод о том, что имидж, наряду с такими понятиями, как известность, популярность, репутация, выступает в качестве объективного фактора, играющего значительную роль в оценке наблюдаемого социального явления или процесса.
Рассматривая подходы к пониманию термина «имидж», можно встретиться с такими его определениями, как: совокупность
представлений о предмете; обобщенное человеческое восприятие; сигнал, посланный непосредственным адресатам; впечатление, оказанное личностью или организацией и другими. В современных условиях, для достижения успеха, требуется выделиться среди тождественных объектов, объединенных на основании совпадения признаков. Завоевание известности позволяет привлечь внимание важные группы социума, разумеется, для школ это, в первую очередь, школьники, родители и инициативные, творческие педагоги.
Имидж, как социально-психологическое явление, распространяется на все сферы человеческого сознания и поведения, он задает направленность и активность поведению людей, стремящихся удовлетворить свои потребности в получении качественного образования и реализации творческого потенциала.
Проблемы внешнего позиционирования организаций существовала всегда, им посвящены исследования ведущих зарубежных ученых, таких, как В. Гарденер., С. Леви., К. Боулдинг., Джеймс Грюниг., Бобби Джи и других. [1-3.]
В современных условиях проблема исследования такого явления, как имидж, проявляется более отчетливо. Образовательные организации уделяют значительное внимание формированию собственного имиджа, так как последние результаты исследований, проведенные учеными и практиками, демонстрируют взаимосвязи позитивного имиджа и эффективности деятельности организаций.
В работе использовались результаты исследований таких отечественных ученых, как Алешина И. В., Вишнякова М. С., Даниленко Л. В., Зуевская И.Н., Макаренко А. С. Кроме вышеперечисленных, следует отметить следует отметить следующих исследователей Пискунов М.С., Почепцов Г.Г., Самохин М.Ю., Томилова М.В., Ушаков К.М. Ушакова Н. В., и других. [26., 47., 58., 129., 134., 159., 162., 163., 261.] В исследованиях достаточно обстоятельно раскрыты вопросы формирования имиджа школы, создания обаятельного образа учебного заведения, личности педагога, формирования привлекательного школьного коллектива, отличающегося работоспособностью, ответственностью (работы
Макаренко А. С.).
В тоже время, активные изменения, происходящие на базе внедрения в школах инновационных информационно-коммуникационных технологий, требуют проведения новых научных изысканий. [105.]
Результаты проведенного исследование позволили сформулировать понятие имиджа, как целенаправленной деятельности, направленной на формирование привлекательного, уникального образа школы, гарантирующей предоставление качественных образовательных услуг, востребованных современным обществом. Из предложенного определения имиджа можно заключить следующее:
• в определении представлены две взаимодействующие стороны, одна - обеспечивает направление потока необходимой информации, другая выступает в роли получателя, который пользуется информацией, таким образом, в социуме формируется среда имиджа школы;
• школьный имидж предстает, как своеобразный символ, который характеризуют данные, представленные в информационном потоке;
• создание имиджа непосредственно связано с информационнокоммуникационной деятельностью, осуществляемой с аудиторией социума;
• имидж не является, в полной мере, правдивым отражением характеристики объекта, но аудиторией воспринимается именно таковой;
• формируемый имидж оказывает влияние на принимаемые решения, поступки, действия и их последствия.


В практической деятельности по формированию имиджа школы, необходимо учитывать следующие положения:
• имидж, социальное явление, которое существует в определенном сообществе людей, проявляющих к нему интерес;
• имидж динамичен, изменчив, в соответствии с социальноэкономическими трансформациями, происходящими в социуме;
• люди отдают предпочтение тем или иным учреждениям, предоставляющим образовательные услуги, в зависимости уровня воздействия оказываемого имиджем;
• обеспечение благоприятного отношения общественности к школе зависит от положительного имиджа и умения работать с общественным мнением социума;
• поведение людей и принимаемые ими решения, зачастую зависят от положительного имиджа школы, который выступает как инструмент воздействия на социум.
Создавая образ высококлассного образовательного учреждения, представители школы оказывают психологическое воздействие на представителей социума. При этом они должны иметь четкое представление об особенностях и внутренних закономерностях школьной образовательной деятельности, внешней среде, в которой она осуществляется.
Внедряя в сознание целевой аудитории идеи, адекватные её ожиданиям, и качественные характеристики создаваемого привлекательного образа школы, лица, формирующие конкретный имидж, должны осознавать, что имидж неразрывно связан с репутацией образовательного учреждения, которая существует в общественном сознании долгие годы.


В качестве гарантий эффективной реализации проекта, назовем его условно «имидж школы», выступают следующие главные составляющие:
• качество оказываемых школой образовательных услуг, умение
развивать и реализовывать креативные способности учеников, формировать здорового образа жизни; устанавливать и
поддерживать связи с различными социальными группами;
• компетентность руководства, стиль и эффективность управления, укрепляющего доверие к школе, способствующее ее процветанию и подчеркивающее уникальность образовательного учреждения, а также командный дух и высокую культуру;
• образ педагогического персонала, отражающий эмоциональные показатели отношений в школе, включая доверие, симпатии, гармоничные межличностные отношения, а также высокий уровень компетенций, навыков и личные качества педагогов;
• атмосфера психологического комфорта, подразумевающая
уважение в системе взаимоотношений «учитель - ученик»; оптимизм, взаимовыручку, безусловную психологическая поддержку участникам образовательного процесса;
• доверительные отношения руководства и педагогического персонала школы с государственной и муниципальной властью, представителями социума и бизнеса;
• внешняя атрибутика, подразумевающая наличие: собственного сайта и школьной газеты; фирменного стиля, внешнего символического единства и, разумеется, имиджа школы.


Выдающийся русский педагог, А. С. Макаренко, отмечал необходимость формирования узнаваемого, индивидуального образа образовательного учреждения. Педагог выделал следующие составляющие, оказывающие влияние на создание образа:
- перспективное развитие культа собственного стиля;
- наличие увлеченного, профессионального педагогического состава;
- разработка свода правил, как результата совместного, творческого труда всех членов коллектива;
- создание детского коллектива, неукоснительно следующего правилам, поддерживающего традиции и атрибуты.


Безусловно, Макаренко внес свой вклад в теорию и практику формирования позитивного имиджа образовательных учреждений, а происходящие современные изменения трансформируют имидж человека, социума, школы в соответствии с происходящими в обществе социальноэкономическими процессами. Постоянной величиной остается необходимость поддержания позитивного имиджа школы, призванного обеспечить достойный уровень учебно-воспитательного процесса, формирующего личность. [105.]
Заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), Хоменко И. А., детально рассматривая процесс формирования и совершенствования имиджа школы, обращает внимание на качество информационных потоков, относящихся к конкретной школе. Хоменко предостерегает, что недостаток информации, зачастую домысливается, преломляя и искажая ее. Следует обеспечивать предоставление максимально развернутой информации, содержащей полные сведения о деятельности школы и неукоснительно соблюдать требование налаживания обратной связи.
Действительно, практика показывает, что на формирование репутации школы влияют распространяемые мифы. Создание положительного имиджа не должно опираться на необъективные данные, раскрытие которых в дальнейшем, повлияет на разрушение созданного образа.
В тоже время, любой представитель педагогического коллектива должен осознавать, что популяризация реальных достижений школы, укрепляет позиции образовательной организации, поэтому известность следует расценивать, как бесценный ресурс. [261.]
Заместитель директора школы по учебной работе Зуевская И.Н., рассматривает имидж школы, как эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, призванный оказать психологическое воздействие на представителей социума. Воздействие решает следующие задачи: привлечение дополнительного контингента школьников за счет укрепления конкурентных позиций; расширение доступа к современным материально - техническим и информационно - коммуникационным ресурсам; создание привлекательной среды, способной сформировать условия для реализации потенциалов педагогов, обладающих инновационным мышлением.
Следует согласиться с мнением И.Н. Зуевской, так как четкое понимание задач, стоящих перед современной школой, решению которых будет способствовать высокопрофессиональная деятельность по созданию благоприятного имиджа школы, свидетельствует о высоком уровне компетенций и навыком, которыми обладает административнопедагогический состав образовательного учреждения. [261.]
Даниленко Л.В., канд. псих. наук, доцент кафедры социального менеджмента, начальник отдела маркетинга РГПУ имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, утверждает, что создание определенного имиджа полностью зависит от сформированных обществом ценностей. Непрерывно происходящие современные изменения в обществе, требуют осуществления целенаправленной деятельности, обеспечивающей поддержание благоприятного имиджа образовательной организации, гармонично сочетающего с целями, задачами и требованиями социума.
В настоящее время, ценность представляет образование, как составляющая общенациональной культуры, формирующей инновационную личность, комфортно чувствующую себя в демократическом обществе.
Не возникает возражений по представленной формулировке, только обществу следует предпринять более активные шаги по преодолению поляризации между богатыми и бедными, сокращению количества граждан, живущих за чертой бедности, в противном случае выпускникам школ придётся столкнуться с жесткими реалиями современной социальноэкономической действительности. [58.]
Преподаватель Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, М.Ю. Самохин, делает вывод о том, что уровень развития технологий переносит конкуренцию в сферу взаимоотношений с клиентами и корпоративной культуры. Преимуществом пользуются организации, установившие устойчивые, конструктивные, перспективные связи с клиентами, обладающие мощной корпоративной культурой, способные внедрять современные инновационные достижения. Опора, в деятельности подобных организаций делается на нематериальные ценности и яркие, креативные личности.
Тенденции, сформулированные Самохиным М. Ю., находят полное подтверждение и в образовательной деятельности, осуществляемой современными школами. Следует обратить внимание на то, что выполняемые образовательные функции и процедуры вышли за пределы конкретного образовательного учреждения. Школы в современных условиях обязаны быть прозрачными, гибкими к непрерывно происходящим изменениям, должны обладать мощным положительным имиджем, постоянно демонстрируемым социуму. [261.]
Источник: Крутиков В.К., Косогорова Л.А., Дорожкина Т.В. Современная система образования: инновации, технологии, опыт. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Из-во «Эйдос»), 2021. - 110 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.