На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическое развитие личности в образовательном и воспитательном процессе
Психологическое развитие личности в образовательном и воспитательном процессе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Евтюгин Михаил Алексеевич студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Аннотация: человека необходимо рассматривать с трехсторонней структуры: как индивида, субъект и личность. Обучение человека происходит с помощью педагога, который обладает теми или иными знаниями в своей отрасли деятельности. При образовательном процессе ученик получает необходимые знания и воспитание, становясь личностью. В статье рассмотрен вопрос развития личности с точки зрения психологии.

 


Ключевые слова: психология личности, развитие личности, образовательный процесс, воспитательный процесс, общая психология, история психологии, психика, индивид, субъект, личность.


Развитие человека как индивида это, прежде всего, развитие его организма и систем жизнеобеспечения. В значительной степени их развитие биологически обусловлено и потому соотносимо с понятиями роста и созревания.
Однако в развитии организма и соответственно человека как индивида есть и социально обусловленные особенности, которые можно соотнести с понятием физического развития человека. Для развития этих особенностей необходимы специальные физические упражнения и специальные занятия, организуемые и инициируемые членами общества, в котором происходит развитие человека.
Кроме физического развития индивида важное место занимает психическое развитие. Под психикой понимается способность к субъективному отражению действительности, человек, будучи носителем психики, является субъектом.
Главной отличительной особенностью человека является понятие «личность». Индивид определяется качество, приобретаемое человеком в процессе жизнедеятельности в обществе.
Таким образом, говоря о развитии человека, следует учитывать, что человек может выступать втрех ипостасях: как индивид, как субъект и как личность.

сущность человека


В развитии человека можно выделить три направления:
1) направление физического развития (как индивида);
2) направление психического развития (как субъекта);
3) направление социального развития (как личности).

линии в развитии человека

Рис. 2. Основные линии в развитии человека и их соотношение

Поскольку человек - это целостное системное образование, все его отдельные подструктуры и отдельные линии развития взаимосвязаны и функционируют взаимосогласованно, обеспечивая человеку возможность построения эффективных форм поведения в постоянно изменяющихся условиях предметной и социальной среды.
Что же у человека можно развивать благодаря процессу обучения?
В образовательном процессе участвуют два человека: обучающий и обучаемый.
Человек в процессе жизнедеятельности и взаимодействии с социальной средой приобретает знаний теоретические и практические умения. В дальнейшей жизни все знания он может применить.
Воздействие других людей на человека с целью усвоения им определенных знаний, умений и навыков - это и есть то, что называется обучением.
Однако одной педагогической деятельности не достаточно. Необходимо самообучаться, заняться самообразованием.
Если человек не будет проявлять интерес и желание к учебе, то изучить предмет не получится. Обучение - это процесс взаимодействия педагога и ученика, процесс усвоения учеником материала.
Психология в обучении - самый важный фактор. Хороший педагог знает, как повлиять на психику ребенка и донести до него информацию.
Иными словами, обучаемый должен обладать уровнем умственного (психического) развития, а также уровнями физического и социального развития, достаточными для усвоения того, чему его обучают. Нельзя обучить человека тому, что он не хочет или не может усвоить в силу недостаточности своего развития.
Обучение - это одна сторона форм воздействия на индивида. Вторую ключевую роль играет воспитание.
Здесь идет речь о хорошем или плохом поведении личности, о воспитании, а в процессе обучения речь шла об образовании.
Огромное влияние на образовательный и воспитательный процесс, на психику индивида в целом играет социальный статус личности. Люди с разными статусами по-разному живут, мыслят. У каждого формируются разные свойства личности.
Человек с самого начала своего жизненного пути начинает участвовать в общественных отношениях, что его и развивает. Каждый человек может повлиять на него.


Образовательный процесс очень остро влияет на психику личности, а потом уже следуют другие процессы. Так, эффективное обучение должно обладать следующими признаками:
1) педагог должен быть мотивирован дать знания;
2) ученик должен быть мотивирован получать новые знания;
3) обучающийся должен обладать спектром начальных знаний, уровнем физического развития.


Специфика обучения состоит в передаче человеку знаний, умений и навыков (или соответствующих компетенций) в тех или иных предметных и интеллектуальных видах деятельности.
Таким образом, воспитание, определяющее особенности социального развития человека, способствует усвоению человеком моральных норм и правил поведения в обществе, развитию мотивационной сферы, системы жизненных ценностей и определенного мировоззрения.
В процессе взаимодействия с другими людьми, образовательном и воспитательном процессах человек получает развитие. Формируется индивидуальная культура, а далее и культура нации в целом.


Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
2. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «субъект», «субъективность», «субъектность» /А.Ф. Корниенко // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлин- ского / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - Т. 1. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2013. - С. 208-210.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений / под ред. А.М. Матюшкина. - В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
4. Корниенко А.Ф. Сущность сознания и механизмы его фило- и онтогенеза // Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013 г. / под ред. В.Т. Кудрявцева. - В 2 т. Т. 2. - М.: РГГУ, 2013. - С. 224-230.
5. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «язык», «мышление» и «сознание» в психологии и когнитивной лингвистике // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2013. - №3. - С. 5-15.
6. Корниенко А.Ф. Развитие человека в процессах обучения и воспитания
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 20 сентября 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.