Лекция Психология личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1 Общее понятие о личности
2 Темперамент – биологический фундамент личности
3 Характер и акцентуация
4 Способности и их классификация

1 Общее понятие о личности


На вопрос «Что такое личность?» психологи отвечают по-разному. В этом разнообразии проявляется сложность самого феномена личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые обусловлены генотипически или физиологически и никак не зависят от жизни в обществе.
Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.
В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя значимые для людей поступки.
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом объекте.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а
формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.
Поскольку сознание, речь и другое не передаются по наследству, а формируются прижизненно, то используют понятие «индивид».
«Индивид» – это биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида, индивидом мы рождаемся. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Понятие «личность» – это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. «Личность» – понятие социальное. Личность возникает в результате культурного и социального развития.
Особенности развития всех этих трех уровней (индивид, человек, личность) характеризуют неповторимость своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность.
«Индивидуальность» – это особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Психологическая структура личности.
Элементами социально-психологической структуры личности являются ее психологические и социальные свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Все эти свойства и особенности психологи условно разделяют на несколько подструктур (рисунок 5).

психология 3

Рисунок 5 – Структура личности (К. Платонов)
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения. Имеет социальный характер.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различий людей между собой много. Они возникают на каждой из подструктур. Имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять и себя, и других нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
В психологии существует два главных направления исследований личности:
1. В основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт (Кэттелл);
2. В основе второго – определение типов личности.
При типологическом подходе исходят из положения, что тип
личности является целостным образованием. Не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу.
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские четыре типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример.

2 Темперамент – биологический фундамент личности

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Темперамент в переводе с латинского – смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:
если преобладает кровь (сангвис), то темперамент будет сангвиника, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности, неудачи;
если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения;
если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматика – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям;
если преобладает черная желчь («мелана холе»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы.
Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные:
- по силе (сильные или слабые);
- по взаимной уравновешенности (уравновешенные или неуравновешенные);
- по подвижности (подвижные или инертные).
В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы
Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

«безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный) холерик;
«живой» (сильный, подвижный, уравновешенный) сангвиник;
«спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный) флегматик;
«слабый» (слабый, неуравновешенный, инертный) меланхолик.


Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Поэтому он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздражительное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость (все падает из рук). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Поэтому реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить). Обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях внешне остается спокойным.
Меланхолик – человек со слабой нервной системой. Обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность) могут ухудшаться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям. Часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. У него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения. Сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентированности и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и правильно на них реагировать.
Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.


3 Характер и акцентуация


Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter – печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах поведения.
Характер – это каркас, основа личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной, т.е. значимой, и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость – в ситуации общения и т.д. Существует достаточно много классификаций черт характера.
В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.
Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
- к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
- к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);
- к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организо
ванность и т.п.).
В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Существует определенная связь между характером и темпераментом.
Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента.
Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие – труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику. Доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику.
Очень плохо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
У человека некоторые черты характера бывают очень ярко выражены, что при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Это явление называется акцентуацией.
Понятие акцентуации ввел в психологию известный немецкий психиатр К. Леонгард. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.
Акцентуация – это наиболее выраженная, чрезмерно усиленная черта личности, которая оказывает влияние на весь психический образ человека, это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего человек становится психологически уязвим в некоторых случаях жизни. Акцентуация не является необычной и редко встречающейся. Каждый второй житель нашей планеты является акцентуированной личностью.
Акцентуированная личность – это личность – явственно отличающаяся от среднего, несет на себе отпечаток индивидуальности. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, едва заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии (психопатия – болезненное уродство характера при сохранении интеллекта человека).
В отличие от психопатии акцентуация проявляется непостоянно, с годами может существенно сгладиться, приблизиться к норме.
Акцентуации бывают явные и скрытые. Явная акцентуация отличается постоянным проявлением в повседневной жизни. Именно явная акцентуация вызывает трудности в адаптации к возникшим новым условиям жизни.
Скрытая акцентуация в повседневной жизни выражена не ярко или совсем не выражена, но в экстремальных условиях четко проявляется.
По мнению Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми. Далее приведены характеристики особенностей поведения в зависимости от типа акцентуации.
1. Гипертимный.
Ведущая черта гипертима – это общитель ность, энергичность. Он очень деятельный, оптимистичный, очень любит поговорить, легко устанавливает знакомства, но и легко рвут эти отношения. Они активны, подвижны, эмоциональны, много жестикулируют во время разговора. Стремятся к власти, часто являются неформальными лидерами. Часто не доводят начатое дело до конца, им свойственна поверхностность, легкомысленны. Они очень самолюбивы, болезненно относятся к замечаниям, не терпят подчинение, занимают активную позицию в конфликте.
Привлекательные черты: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.
Конфликтные черты: легкомыслие, склонность к необдуманным поступкам, раздражительность в кругу близких, прожектерство, необязательность. Поэтому гипертим на должности, например, финансового аналитика в банке – катастрофа для дела.
В некоторых ситуациях гиперитмы особенно уязвимы. Это – условия жесткой дисциплины, монотонная деятельность и ситуация вынужденного одиночества.
Сфера деятельности. Они прекрасные рассказчики, поэтому могут, например, блестяще провести корпоративную презентацию. Для них характерна повышенная деловая активность. Обуреваемый жаждой деятельности гипертим может сутками изводить потенциальных клиентов, названивать им без устали и убеждать в выгодах предлагаемой сделки.
2. Застревающий.
Ведущая характеристика этой акцентуации – не пластичность эмоциональной сферы (медленная переключаемость), склонность долго переживать как положительные, так и отрицательные эмоции. Излишне мнительные, очень чувствительные, уязвимы к знакам одобрения или неодобрения (неосторожно сказанное слово – долгая обида). Обиды помнят долго и не склонны их прощать, иногда мстительны. Склонны четко делить окружающих на своих и всех остальных (враги – друзья). Их трудно переубедить в чем-либо, не хватает терпимости. В конфликте обычно бывают активной стороной. Отличаются тщеславием в хорошем смысле слова.
Привлекательные черты: стремление к успеху в любом деле, высокие требования к себе (но и к окружающим), жажда справедливости.
Конфликтные черты: обидчивость, мнительность, мстительность, нетерпимость, очень часто ревность, гипертрофированное честолюбие.
Ситуации, в которых они наиболее уязвимы: задетое самолюбие, препятствие к достижению честолюбивой цели, ситуация ревности.
Сфера деятельности – это работа дающая ощущение независимости и возможности проявить себя.
3. Эмотивный.
Ведущая особенность – хорошо развитое свойство эмпатии, врожденное свойство такта. Хорошо ориентируется в сфере интимного общения, умение ориентироваться в сфере общения, эмоциональные лидеры. Люди они немногословные, но хорошо умеют слушать. Добрые, отзывчивые, внешне малообщительны и сдержаны. Они очень чувствительны, их легко можно обидеть. Характерен феномен попутчика – ему открывают душу, хотя сами они не склонны делиться своими переживаниями. Жить таким людям сложно. Они исполнительны, ответственны, очень обязательны во всех сферах жизни, развито чувство долга к родным и близким, излишне сентиментальны, искренне рады чужим удачам. Привлекательные черты: доброта, отзывчивость, исполнительность, ответственность, искренность. Конфликтные черты: крайняя чувствительность.
Ситуации, в которых они наиболее уязвимы: серьезные конфликты в семье, смерть близкого человека.
Сфера деятельности – работа связанная с общением.
4. Педантичный.
Ведущая особенность – чрезмерная аккуратность, пунктуальность, педантичность, занудливые, склонные к чрезмерному переживанию подробностей. Они создают для себя определенные правила, схему жизни, которым подчиняются. Их приверженность правилам очень сильная, твердо убеждены, если есть правило, инструкция, их надо обязательно выполнять. Они склонны к формализму. Не стремятся к лидерству, так как это предполагает столкновение с нестандартными ситуациями. Могут замучить своей аккуратностью.
Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, ответственность, ровное настроение, надежность (и в чувствах, и в делах).
Конфликтные черты: формализм, крючкотворство, занудли-вость, стремление переложить принятие решений на других.
Ситуации, в которых они наиболее уязвимы: ситуация личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг.
Сфера деятельности: незаменимы в финансовой деятельности, в проведении исследовательских работ, в проведении экспертиз, любая бумажная работа, не склонны менять работу.
5. Тревожный.
Ведущая характеристика – высокая личностная тревожность, неуверенность, робость, заниженная самооценка, низкая контактность, пониженный фон настроения. Низкая контактность не потому что они не хотят общаться, а потому что не умеют, не уверены в себе. Развиты вегетативные реакции (легко краснеют, бледнеют). Редко вступают в конфликты. Если их вовлекли в конфликт, принимают пассивную сторону. У них возникают специфические межличностные отношения. Они стремятся в качестве близкого человека выбрать противоположность (гипертимный тип), так как нужда ются в постоянной поддержке, подбадривании. В отношениях играют пассивную роль.
Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность (порой излишняя), исполнительность.
Конфликтные черты: неуверенность и излишняя робость вызывает у окружающих раздражение, бывают «козлами отпущения», неумение постоять за себя.
Ситуации, в которых они наиболее уязвимы: ситуация страха, ситуация угроз, насмешек, наказаний, ситуация несправедливых обвинений.
Сфера деятельности: работа, не требующая широкого круга общения, не связанная с риском.
6. Циклотимный.
Ведущая характеристика – человек циклически меняется. Жизнь состоит из периодов – белого и черного. Когда хорошо – гипертим, плохо – домосед. Все у них зависит от настроения. Сильная зависимость от ближайшего окружения. Склонность к разочарованиям, рвут отношения, потом жалеют. В период спада на строения склонны принимать необдуманные решения. Может поддаваться корректировке с помощью самовоспитания, но внутренняя зависимость останется.
Привлекательные черты: в хорошем настроении энергичен, инициативен, оптимистичен, жажда деятельности.
Конфликтные черты: высокая зависимость от настроения.
Ситуации, в которых они наиболее уязвимы: уязвимы в плохом настроении, так как часто принимают необдуманные решения.
Сфера деятельности в зависимости от способностей, но часто меняет деятельность. Причина смены деятельности в разочаровании.
7. Демонстративный.
Ведущая особенность – потребность во внимании окружающих, для них очень важно обращать на себя внимание, слышать лестные отзывы о себе со стороны. Любят быть в центре внимания. Похвала – мощный стимул для них. Всеми способами привлекают к себе внимание. Присуще немного преувеличивать, приукрашивать себя. Стремятся к власти. Часто желания не совпадают с возможностями. Любят плести интриги, сталкивать лбами окружающих. Чрезмерное самолюбие и тщеславие. Любят работать на публику, изображать те чувства, которых не испытывают.
Привлекательные черты: неординарность, способность увлечь других на некоторое время, артистизм.
Конфликтные черты: эгоизм, склонность к фантазированию (до вранья), отлынивают от работы, склонны заболеть в самый ответственный момент.
Ситуации, в которых они наиболее уязвимы: в ситуации ущемления интересов, в ситуации «низвержения идеалов». Срывы проявляются в истерических неврозах.
Сфера деятельности: прекрасные демонстраторы и рассказчики, прекрасно могут подстроиться к любой ситуации, к любому деловому партнеру. Превосходно чувствует другого человека и к каждому нащупывает верный подход. Эта способность связана с даром демонстративной личности играть ту роль, которая особенно импонирует клиенту. Так, например, если продавец является демонстративной личностью, то с покупателем, уверенным, властным, эти продавцы становятся скромными, даже робкими, с покупателем застенчивым держат себя активно и энергично. Обладая выраженной интуицией, «чутьем» настроения коллектива, еще только назревающих в нем желаний и стремлений, они нередко выступают в роли зачинщиков и зажигателей новых начинаний и полезных инициатив. В свойственном им эмоциональном порыве они легко могут повести за собой остальных, но это может продолжаться недолго.
8. Возбудимый.
Ведущая особенность – слабый контроль над
эмоциональной сферой. Отличается тем, что не может держать себя в руках, не владеет собой в сложных ситуациях (конфликтах), могут возникнуть неконтролируемые вспышки ярости. Производит двойственное впечатление. В нормальном состоянии – очень приятные люди, в ярости становятся неузнаваемыми. Отличаются невысокой контактностью, скорее молчаливы, некоторая замедленность в эмоциональной сфере. Некоторые вспышки ярости оказываются неожиданными для окружающих, так как им кажется, что возникают они по пустякам. На самом деле плохие эмоции долго накапливаются у таких людей и любой пустяк срабатывает, как детонатор, который вызывает поток брани и оскорблений. Они не вступают в конфликт с теми людьми, от которых они зависят. В семье они часто деспотичны.
Привлекательные черты: вне приступов гнева – добросовестность, пунктуальность, аккуратность, сентиментальность.
Конфликтные черты: раздражительность, вспыльчивость (неадекватная), жестокость, ослабленный контроль над влечениями, возникновение конфликтной ситуации по любому, самому незначительному поводу.
Ситуации, в которых они наиболее уязвимы: во время приступов гнева.
Сфера деятельности: нельзя работать с детьми и с техникой.
9. Дистимный.
Ведущая особенность – низкая контактность, малообщительность, неразговорчивость. Пессимисты, не любят загадывать, готовы к неудачам. Не любят быть в центре внимания, склонны к индивидуальной работе. Они избегают конфликтов, но если их вовлекли в конфликт занимают пассивную позицию. Создают впечатление, что не нуждаются в людях, но они очень ценят немногочисленных людей, к которым привязаны, привязанности очень устойчивые.
Привлекательные черты: серьезность, ответственность, добросовестность, справедливость.
Конфликтные черты: проявляют излишнюю осторожность, не склонны браться за новое дело, замедленное мышление (сначала все хорошо обдумают), некоторая неповоротливость, с трудом осваивают новое, малообщительны.
Ситуации, в которых они наиболее уязвимы: ситуация требующая бурной деятельности, смена привычного образа жизни.
Сфера деятельности: работа, не требующая широкого круга общения.
10. Экзальтированный.
Ведущая черта – ярко выраженная эмоциональная экспрессивность, все эмоции вырываются наружу, не могут скрывать свое отношение, очень общительные, хорошая контактность. Любят поговорить об искусстве, литературе, философии. Высказывают свою точку зрения, в себе не держат. Влюбчивы, склонны создавать свой идеал, перепады в отношениях с другими. Патетичны, о них часто думают, что они не искренни. В конфликте могут быть и активны, и пассивны. Они очень внимательны, привязаны к друзьям, близким. Привлекает альтруизм, художественный вкус (эстеты), любовь к искусству.
Привлекательные черты: общительность, внимательность, альтруизм, художественный вкус, яркость и искренность чувств.
Конфликтные черты: патетичность, паникерство (склонны из мухи делать слона), чрезмерная впечатлительность.
Сфера деятельности: привлекают профессии связанные с художественными способностями.
Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций Леонгарда предложил А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление;
2. Циклоидный тип.
Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки с акцентуацией характера данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от при
поднятого до подавленного (отсюда название данного типа). Периоды перепада настроений составляют примерно две-три недели;
3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей;
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности;
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему; к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр.
Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто воспринимаются окружающими как замкнутые. Открыты и общительны бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности, повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту;
6. Психастенический тип.
Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а
безапелляционность суждений – с поспешностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность;
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояние других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир не редко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят;
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, как отмечает Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей и страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими;
9. Истероидный тип.
Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско;
10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо – серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем;
11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.
Каждый из этих типов акцентуации предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам.


4 Способности и их классификация


Следующий элемент структуры личности – это способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения различными видами деятельности.
Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, способности обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное практическое применение.
Природную основу способностей составляют задатки. Задатки – это врожденные анатомические и физиологические особенности строения мозга, органов чувств и органов движения.
Изучением способностей в нашей стране занимался Б.М. Теп-лов, который выделил три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей.
При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
«Одной из важнейших особенностей психики человека, – писал Б.М. Теплов, – является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».
Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых.
Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генофонда.
Концепция наследования способностей нашла отражение во взглядах, связывающих способности человека с массой его мозга.
Определенная связь с идеей наследования способностей прослеживается в учении Франца Галля, получившем название «френология». Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея заключалась в следующем: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. Однако впоследствии многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга. Поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно. В то же время следует отметить важность сделанного Ф. Галлеем предположения о локализации функций в коре головного мозга, что впоследствии получило подтверждение.
Одним из известных исследователей этого направления является Френсис Гальтон, объясняющий наследование способностей, исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически сильных людей.
Продолжая линию Гальтона, в ХХ в. Котс определил степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются в нескольких поколениях.
Особенно впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музыкальные способности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был булочник В. Бах, который отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 – выдающихся. Но всемирную славу этой фамилии принес – гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах.
Установлено также, что прабабушка Л.Н. Толстого – Ольга Трубецкая – и прабабушка А.С. Пушкина – Евдокия Трубецкая – были родными сестрами.
Пять крупнейших представителей немецкой культуры: поэты Шиллер и Гельдермин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк – состояли в родстве: у них был общий предок – Иоганн Кант, живший в XV в.
Концепцию наследственности способностей нельзя признать объясняющей все факты проявления способностей.
Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения.
Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.
Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие – только репродуктивные. В настоящее время приверженцы этой концепции в США создают специальные центры «выращивания» своих одаренных детей. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по умственному развитию детей начинают с 4–5 лет, считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя давать отдыхать. Представители института внушают родителям, что умственный потенциал их детей не уступает умственному потенциалу Леонардо да Винчи, Моцарта и Энштейна.
Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности.
По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между ними лежит весь путь становления личности.
Рассмотрим вопрос о классификации способностей. В первую очередь необходимо различать природные или естественные способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например, – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта.
В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга.
У человека кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде – это специфические человеческие способности. Они могут быть общими и специальными. Это высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним относятся, например, умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности. Например, музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и т.д.
Общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям.
Практические способности предопределяют склонность человека к конкретным, практическим действиям.
Такие способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаются только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности.
Творческие способности определяют успешность создания предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Предметные способности к различным видам теоретической и практической деятельности.
Межличностные способности – способности к общению, взаимодействию с людьми. Они в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примера можно привести речь человека, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.
Таким образом, способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.
Потенциальные способности – это те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные способности – это те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.
Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками.
Более высокий уровень развития способностей человека – талант. Талант – это высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.), это определенное сочетание способностей, их совокупность. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.


Контрольные вопросы
1. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия. Раскройте соотношение понятий «индивид», «человек», «личность» и «индивидуальность».
2. Что входит в структуру личности?
3. Что вы знаете о способностях человека? Дайте определение способностей по Б.М. Теплову.
4. Какие вы знаете классификации способностей?
5. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.
6. Расскажите об основных типах темперамента.
7. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?
8. Раскройте суть понятия «характер». В чем выражаются особенности характера как психологического феномена?
9. Что вы знаете о классификации черт характера?
10. Что вы знаете об истории исследования характера человека как психического явления?
11. Что такое акцентуация характера? Расскажите классификацию акцентуаций, предложенную А.Е. Личко.
12. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

Источник: Рассыпнова Ю.Ю. Психология и педагогика: учебное пособие / Ю.Ю. Рассыпнова, Н.М. Гурьянова, Н.Н. Бекренева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - 214 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.