Страница 3 из 4
3.3 Характер
Теоретические сведения
Понятие и структура характера.
|
Характер - это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения. Характер - это предпосылка и результат реального поведения человека в конкретных жизненных ситуациях; обуславливая его поведение, он в поведении и формируется (следствие из закона единства сознания и деятельности) [Рубинштейн С.Л., 2017]. Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер - её содержание. Характер накладывает свой отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности входят в состав характера, а только существенные и устойчивые. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Характер понимается и как: - система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности - мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности; - отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека. Характер человеческой личности всегда многогранен. Его определяет совокупность черт, качеств личности. Все эти черты, или качества, личности можно условно разделить на несколько групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни. В каждую группу, образующую симптомокомплексы, входят позитивные и негативные качества: 1) отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим - людям, коллективизм и противоположенные черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм); 2) черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность); 3) черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты - самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм - склонность заботиться преимущественно о своем личном благе); 4) черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами). Все черты, или качества, личности значимы для деятельности и общения. У каждого конкретного индивида выделяют основные черты характера, задающие общую направленность всего комплекса его проявлений, и второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут противоречить им. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Например, У. Шелдон в процессе исследований установил, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Если человек трусоват, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерные для инициативных людей, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Закономерно сочетающиеся черты характера образуют цельную структуру. Цельный характер - характер, в котором преобладают положительные связи между чертами. Однако в жизни часто встречаются противоречивые характеры. Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях. Типологии характеров. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних попыток являлась та, которую предложил в начале ХХ века немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие: 1) характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивый; 2) те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие проявлять и строить типологию характеров; 3) большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. Среди подходов наиболее распространены: 1. Соматический подход основан на учении о темпераментах, и соединяет в своих основах физиологический и соматический подходы: психическое своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических процессов, либо соматическим типом строения организма - конституцией тела, либо сочетанием других физических качеств, например, генных хромосом (авторы подхода Гиппократ, Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, Ч. Ломбразо). 2. Социально-психологический подход связывает характеры с направленностью личности и взаимодействием личности с обществом, при этом К. Юнг выделяет ряд психосоциотипов, т.е. врожденных психических структур, определяющих конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой. К. Юнг выделяет 2 основания для типологии характера: 1) направленность личности вовне или вовнутрь (экстраверсия - интро- версия); 2) психические функции (ощущения, интуиция, мышление, чувства). В соответствии с этими признаками были выделены 8 типов характера: экстравертно ощущающий, экстравертно-интуитивный, экстравертномыслительный, экстравертно-эмотивный, интровертно ощущающий, интровертно-интуитивный, интровертно-мыслительный, интровертно-эмотивный. К социально-психологическим типологиям характера можно отнести типологии А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма. Можно также выделить типы в зависимости от профессиональной направленности личности. Например, такая типология людей представлена в концепции Е.А. Климова: типы людей, выбирающих деятельность в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система» или «человек - художественный образ». Психиатрический подход получил широкое распространение в виде типологии характеров, связывающих особенности характера с акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Акцентуации характера. Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуация - это не болезнь, не патология, не психопатия, а крайнее выражение нормы. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии - психопатии. Известный советский психиатр П.Б. Ганнушкин сформулировал три критерия психопатии [Ганнушкин П.Б., 1982]: 1. Стабильность во времени - характер можно считать патологическим, то есть расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени (мало меняется в течение жизни). 2. Тотальность проявления характера - при психопатии одни и те же черты характера обнаруживаются во всех сферах жизнедеятельности человека: в производственной деятельности, дома, в общении с друзьями и родственниками. 3. Социальная дезадаптация - у человека постоянно возникают жизненные трудности. Причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди. В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных признаков психопатии или, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу.
Виды акцентуаций характера.
|
В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации. Явные акцентуации проявляются относительно постоянно, при скрытых акцентуациях заостренные черты характера не обнаруживаются до тех пор, пока личность не попадает в экстремальные условия. В этих условиях скрытые акцентуации переходят в явные. В крайне неблагоприятных для личности условиях акцентуация характера может привести к патологическим изменениям личности - психопатии. На основе данной теории акцентуации характера были созданы разные классификации. Наибольшую известность получили классификации К. Леон- гарда и А.Е. Личко. Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду) [Леонгард К., 2000]
Демонстративный тип.
Главной особенностью демонстративной личности является потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности, в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Большая доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.
Педантичный тип.
Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать такой человек долго и тщательно все обдумывает. За внешней педантичностью стоят нежелание быстрых перемен и неспособность к ним, отсутствие стремления к принятию ответственности. Эти люди любят привычную работу, добросовестны в быту.
Застревающий тип.
Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют представителей этого типа как обидчивых, злопамятных и мстительных людей. Длительность переживаний часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику.
Возбудимый тип.
Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от рационального осмысления своих поступков, а то порыва, влечения, инстинкта или неконтролируемого побуждения. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость.
Гипертимический тип.
Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Для ги- пертимов характерны такие качества, как общительность, повышенная словоохотливость, оптимистический взгляд на жизнь. Трудности часто преодолеваются без особого труда.
Дистимический тип.
Дистимическая личность - противоположность гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны, им не свойственна активность.
Аффективно-лабильный тип (циклотимический тип).
Важной особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистими- ческих состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе у циклотимов радостные события вызывают не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную активность. В дистимиче- ской фазе печальные события вызывают у них не только огорчение, но и состояние подавленности. В этом состоянии характерны замедленность реакций, мышления, эмоционального отклика.
Аффективно-экзальтированный тип (экзальтированный тип).
Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение.
Тревожный тип.
Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
Эмотивный тип.
Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость («глаза на мокром месте»).
Экстравертированный тип.
Такой человек легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. Мнение таких людей не отличается стойкостью, поскольку новые мысли, высказанные другими, легко принимаются на веру и внутренне не перерабатываются. Характерная особенность - импульсивность поступков.
Интровертированный тип.
Для этого типа характерна опора на свой жизненный опыт. Этот тип не подвержен влиянию различных ситуаций. Степень погружения во внутренний мир приводит человека к отрыву от реальной действительности. Характерна подчеркнутая склонность к раздумьям и слабая готовность к поступкам. Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по А.Е. Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» [Личко А. Е., 1983]. При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание). Классификации типов акцентуации характеров в классификациях А. Личко и К. Леонгарда имеют отличия (табл. 8).
Сопоставление типов акцентуации характера
по А. Личко и К. Леонгарду
Таблица 8
Типы по А. Личко
|
Типы по К. Леонгарду
|
Характеристика типов
|
Лабильный Циклоид
|
Лабильный. Сверхподвижный. Эмотивный
|
Чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Мягкосердечные люди, они более жалостливые. Легко впадают в депрессию.
|
Истероидный (демонстративный)
|
Демонстративный
|
Артистические способности. Особый дар внушать к себе чувство симпатии, любви. Быстро находят друзей.
|
Психастенический (тревожно мнительный)
|
Сверхточный
|
Нерешительность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность. Любовь к самоанализу и легкость
|
|
|
навязывающих страхов.
|
Эпилептоидный (инертно импульсивный)
|
Регино аффективный. Неуправляемый
|
Повышенная ревнивость, агрессивен, проявляет стремление к лидерству. Беспрекословно подчиняется приказам.
|
Шизоидный (интровертированн ый)
|
Интровертный
|
Склонность к размышлению и формированию личных оценок разных событий у людей малообразованных. Уход в себя в свой замкнутый недоступный окружающим людям внутренний мир.
|
Сенситивный (чувствительный)
|
Боязливый
|
Характеризуется тревожностью. Это качество мешает человеку найти свое место в жизни. Замкнутость, робость.
|
Астено- невротический
|
Неконцентрирован ный или неврастенический
|
Тревожно мнителен. Боится трудностей. Усиленно печется о своем здоровье, повышенная утомляемость.
|
Конформный
|
Экстравертный
|
Легко поддается влиянию окружения, стимулам из вне, постоянно ищет новых переживаний. Отлично чувствует себя в оживленном обществе. Не критичен к своему поведению.
|
Неустойчивый
|
Слабовольный
|
Склонен к развлечениям, получению удовольствия, живет
|
|
|
одним днем, за будущее не переживает. Имеет неадекватную самооценку.
|
Гипертимный
|
Оптимистичный, активный, ориентированный на удачу; наблюдается стремление к деятельности, потребность в переживаниях
|
Чаще всего наблюдается хорошее настроение, иногда проявляется вспыльчивость и раздражительность; хорошее самочувствие, повышенная активность, энергичность, высокая работоспособность.
|
Циклоидный
|
|
Частая смена настроения (полярное) - от депрессивного и раздражительного к спокойному и приподнятому (чередование фаз).
|
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком. Были выделены факторы, формирующие характер [Каптерев П.Ф.,1982]: 1) естественные - темперамент, особенности строения тела, пол и пр., - данные человеку природой и практически не изменяющиеся; 2) культурные - влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития; 3) личный фактор - самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, при которых человек является автором самого себя. С точки зрения современной психологии характер является развивающейся функционально целесообразной структурой, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. В связи с этим в психологии обсуждаются две проблемы: 1) наследственность и приобретенность черт характера; 2) временные рамки формирования характера. 1. Большинство психологов склоняются к мнению, что детерминанты свойств характера следует искать как в наследственных признаках, так и в особенностях средовых воздействий. Здесь степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной. Г енотипические и средовые влияния на характер при неблагоприятном сочетании обоих факторов могут суммироваться и давать сильную степень отклонения, вплоть до патологической формы (развитие психопатии). При благоприятном средовом факторе, даже в случае генотипической предрасположенности к психическому заболеванию, патология характера (психопатия) может и не развиться. 2. Вторая проблема - это временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сен- зитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности. Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные - доброта, отзывчивость, общительность, ли бо отрицательные - эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица). Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера. Наибольшее значение факторы, влияющие на развитие характера человека, имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте [Лесгафт П.Ф., 1991]: - все те ощущения, которые испытывает ребенок; - душевные волнения, которые он переживает; - люди, которые его окружают; - вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа). В дошкольном возрасте в играх и в процессе простейшего домашнего труда у детей формируются деловые качества: положительные - трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость, и отрицательные - лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые. В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный «комплекс двоечника»: ребенок перестает стараться, потому что он все равно «двоечник». В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое «нововведение» в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения. Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их «антагонисты». Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон: суждения окружающих людей о жизни, поступки окружающих людей, художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей), кино и другие медиа-образы, господствующая идеология в обществе. Характер влияет практически на все психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные состояния личности. От других компонентов личности он во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие о характере как важной подструктуре личности. 2. Дайте определение понятию «акцентуация характера». 3. Какие типы характера выделил К. Юнг? 4. Перечислите акцентуации характера по К. Леонгарду. Рассмотрите рисунок 6 и назовите черты характера каждого типа.
Рисунок 6. Типология характеров 5. Какие ещё классификации акцентуаций характера вы знаете? 6. Выполните тест на определение акцентуации характера (онлайн). Сделайте выводы. Определите свои слабые места и способы преодоления.
|