Психические свойства - Способности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические свойства
Темперамент
Характер
Способности
Все страницы

 

3.4 Способности

Теоретические сведения
Способности это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности.
Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности [Теплов Б.М., 1961].
Б.В. Теплов в качестве основных признаков способностей относил следующие:
1) это особенности, отличающие одного человека от другого; важнейшим признаком способностей Б.М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности;
2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;
3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.
С.А. Маничев выделял следующие признаки способностей:
1) склонность к какой-либо деятельности, мотивация;
2) темп обучения каким-либо знаниям, умениям, навыкам;
3) наличие границ способности;
4) нестандартность результатов;
5) мера общественного признания;
6) помехоустойчивость;
7) уровень обобщенности, перенос.
Как правило, эффективность выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей. Если одна способность не достаточно хорошо развита, то это может быть восполнено высоким уровнем развития другой.
Основу способностей составляют задатки. Задатки - это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений.
К ним относятся:
- некоторые анатомо-физиологические особенности организма - рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т.п.;
- строение мозга;
- строение органов чувств (абсолютный слух);
- типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы);
- определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга;
- генофонд (особенности структуры генов) и т.п.
Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки - это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки - не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности, но они не заключают в себе способности и не гарантируют их развития, это только одно из условий формирования способностей.
Таким образом, под задатками следует понимать первичную, природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.
Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка при соответствующих условиях могут выработаться разные способности. Например, при абсолютном музыкальном слухе человек может стать настройщиком музыкальных инструментов, композитором, дирижером и т.д. На основе такого задатка, как быстрота, тонкость и ловкость движений, могут выработаться способности гимнаста, скрипача, хирурга, а также вора-карманника.
При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут начать формироваться очень рано и развиваться очень быстро, что иногда создает иллюзию их врожденности. Так, В.А. Моцарт начал сочинять музыку с 3-4 лет, А.С. Пушкин в этом же возрасте сочинил первое поэтическое произведение, К.П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств и т.д.
Однако отсутствие ранних достижений не всегда свидетельствует об отсутствии способностей. Такие знаменитые люди, как Л. Пастер, К. Линней, В. Скотт, И.А. Гончаров, В.Я. Шишков и многие другие, проявили себя в относительно позднем возрасте. Например, С.А. Аксаков написал первую книгу в 56 лет.
Ни один человек, какими бы прекрасными задатками он ни обладал, не сможет стать выдающимся музыкантом, актером, спортсменом, ученым, если он не будет много и настойчиво заниматься соответствующей деятельностью. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться заметных успехов.
Способности можно классифицировать на:
1. Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
2. Специфические человеческие способности, имеющие общественноисторическое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде [Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., 2014].
Специфические человеческие способности в сою очередь подразделяются на общие и специальные.
Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности. Чаще всего к ним относятся умственные способности (например, широта ума, гибкость мышления), развитая память, точность и тонкость ручных движений.
Специальные способности предназначены для успешного овладения конкретным видом деятельности. Классифицировать специальные способности достаточно сложно, так как по количеству их столько, сколько видов деятельности выполняет человек (например, музыкальные, художественные, математические, технические и др.).
Общие и специальные способности часто дополняют и обогащают друг друга, одновременно проявляясь в какой-либо деятельности.
Теоретические и практические способности.
Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические - к успешности выполнения конкретных, практических действий. Часто эти два вида не сочетаются друг с другом.
Однако у разносторонних, одаренных людей теоретические и практические способности хорошо взаимодействуют, дополняя друг друга.
Учебные и творческие способности.
Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие - при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.
Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) - предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.
Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми. Примерами является развитая речь и межличностное восприятие, адекватная оценка людей, способность располагать к себе, оказывать влияние и т.п.
Предметно-познавательные - это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.
Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга. В этом случае развитие происходит полноценно и гармонично.
По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей.
Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.
А. Холодная выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:
1) с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;
2) с высоким уровнем академической успешности;
3) с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей - показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;
4) с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;
5) с экстраординарными интеллектуальными достижениями;
6) с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.
Выделяются следующие особенности одаренных индивидов:
- сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;
- способность к нестандартному восприятию;
- интуиция, изобретательность, бессознательный разум;
- дивергентное мышление;
- любознательность;
- мужество;
- воображение;
- конкретность мышления;
- смелость;
- эстетическая чувствительность.
Западные психологи различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная; специфическая академическая; творческая: художественное и исполнительское искусство; психомоторная; лидерская; социальная.
А.И. Савенков выделяет несколько видов одаренности: общая интеллектуальная, академическая одаренность, художественная, в сфере музыкальной деятельности, в литературной деятельности, в артистической деятельности, техническая одаренность, лидерская одаренность, психомоторная одаренность и творческая одаренность. Приведем характеристику некоторых из них.
Академическая одаренность, проявляющаяся в сфере:
- чтения - у ребенка это основное занятие; у него богатый словарный запас, выраженный интерес к написанию букв, цифр, имен;
- математики - у ребенка большой интерес к измерениям, вычислениям, необыкновенное понимание математических отношений; эти дети часто применяют математические навыки в процессе занятий, не имеющих отношения к математике;
- естествознания - у ребенка проявляются интерес к классификации природных объектов, понимание причинно-следственных связей.
В сфере музыкальной деятельности ребенок:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки, узнает мелодии по первым тактам;
- хорошо поет;
- в игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
- хорошо играет на каком-нибудь инструменте; в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии.
В литературной деятельности:
- любит сочинять (писать) рассказы или стихи;
- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное;
- выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства;
- умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
- умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
Техническая одаренность характеризуется тем, что ребенок:
- интересуется механизмами и машинами;
- может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
- любит разбираться в причинах поломок и «капризах» механизмов, любит загадочные головоломки и вопросы на «поиск»;
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов;
- читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
- любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом;
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
- быстро и легко осваивает компьютер.
Лидерская одаренность проявляется в том, что ребенок:
- легко приспосабливается к новым ситуациям;
- инициативен в общении со сверстниками, имеет тенденцию руководить другими;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
- легко общается с детьми и со взрослыми;
- улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное;
- часто руководит играми и занятиями других детей;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим [Савенков А.И., 2000].
Талант (от греч talanton - «вес, мера», затем - «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве.
Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям.
Попытки понять уникальность гения сродни попыткам понять неповторимость человеческой индивидуальности... Гений - это не просто = одаренность + талантливость. Гениальность можно понять, лишь обратившись к интегральному анализу ее носителя - индивидуальности того человека, который считается гением.
Ряд ученых отстаивают точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводятся родословные выдающихся представителей науки и искусства. Так, прабабушка Л. Н. Толстого - Ольга Трубецкая - и прабабушка А. С. Пушкина - Евдокия Трубецкая - были родными сестрами.
Однако возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. А возникновение таковых часто бывает делом случая. Поэтому нередко талант обнаруживается в довольно позднем возрасте [Ильин Е.В., 2011].


Вопросы для самоконтроля
1. Являются ли способности врожденными?
2. Как соотносятся между собой способности и задатки?
3. Какие существуют виды способностей?
4. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?
5. Что такое одаренность, талант и гениальность?
Источник: Психология: учебное пособие / Отв. ред. Е.В. Казакова, М.В. Корехова, Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Издательство «РАО», 2018. - 219 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.