Психические свойства
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические свойства
Темперамент
Характер
Способности
Все страницы

3.1 Понятие и структура личности

Теоретические сведения

Проблема определения понятия «личность».

Человек является объектом исследования философии, естественных и социальных наук. Философию интересует человек как феномен, его сущность и место в системе мироздания. Естественные науки изучают человека как представителя биологического вида, биологический организм. Социальные науки направлены на познание человека как личности в системе общества. При этом социологию и культурологию интересует личность со стороны его деперсонифицированных свойств, как социальный, культурный тип, объект социальных, культурных отношений. Психология же осуществляет изучение человека как носителя психических свойств, определяющих его основные формы поведения, то есть её интересует его внутренний мир, субъективное начало во взаимосвязи с внешним миром. Таким образом, психологию интересует человек как индивидуальная личность.

Дать однозначное определение личности не представляется возможным, поскольку за ХХ век их в психологии (и других социальных науках) накопилось несколько десятков. В зависимости от того, из каких предпосылок исходит автор развиваемой теории, он может использовать разные языки описания, а его определение личности может акцентировать разные аспекты человека как целого. Например, У. Джемс считает, что личность есть то, что человек может назвать своим, его Я, для Г. Оллпорта и Р. Кэттела - это совокупность черт, для Б. Скиннера - набор поведенческих шаблонов человека, для К. Роджерса и А. Маслоу - целостный человек, осознающий себя и стремящийся к самоактуализации, т.д. [Хьелл Л., Зиглер Д., 2008].
В отечественной психологической традиции сложилось два глобальных подхода к пониманию личности - более узкий и более широкий. Первый рассматривает личность как социальное качество человека, существующего в системе общественных отношений, которое развивается и проявляется в деятельности и общении. Второй рассматривает личность как целостного человека в единстве биологического и социального, как общественного индивида, в характеристиках которого раскрывается общественная суть человека, определяющая все явления его развития, включая природные особенности.
Объединяет эти подходы то, что человек как личность неизменно рассматривается в социальном контексте, как то, что развивается и проявляется (имеет смысл) только в контексте общества.
Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».
Для описания человека как многокомпонентной системы во всей её сложности и многосторонности в психологической науке создан целый круг понятий, содержание которых необходимо различать и использовать корректно.
Человек как индивид является представителем биологического вида хомо сапиенс и несёт его видовые признаки - прямохождение и развитость верхних конечностей, сознание, речь.
Б.Г. Ананьев выделил первичные и вторичные индивидные свойства [Ананьев Б.Г., 2001]. К первичным относятся пол, возраст, конституция, билатеральность (тип симметрии полушарий головного мозга), нейродинамика (связанная с особенностями свойств нервной системы), уровень развития психических функций (сенсорная и сенсомоторная чувствительность, сенсорно-перцептивная организация, развитие логических и вербальных функций). Вторичные свойства выстраиваются на основе первичных и включают систему органических первичных потребностей, задатки (врождённые анатомо-физиологические и генетические особенности, являющиеся основой для развития способностей) и темперамент (формально-динамические характеристики психической деятельности и поведения).
Индивидом человек рождается, его индивидные свойства отражают особенности его взаимодействия с природной средой и выступают предпосылками для развития его как субъекта деятельности и личности.
Личность, как было показано выше, формируется на основе природных предпосылок и под влиянием социокультурной среды, личностные свойства отражают особенности взаимодействия человека и общества, то есть её поведения в системе социальных практик и отношений. Личность предстаёт как общественный индивид, который социализируется в социальных группах и коллективах. Понять человека как личность можно только в социальноисторическом контексте, отражающем широкие социальные условия, в которых формируется личность, эпоху, обусловливая типическое в личности. Нет внеисторической личности и личности вне эпохи, человек как личность неизбежно осознаёт и переживает исторический процесс. Также нет и личности вне поколения, с которым идентифицирует себя человек, вне национальной культуры и языка.
Важными характеристиками являются социальное происхождение человека, социальный статус, с которого, по мнению Б.Г. Ананьева и надо начинать изучение личности, поскольку статус определяет совокупность её социальных ролей и функций. Кроме того, человека как личность характеризует его самосознание, мировоззрение, мотивация (направленность личности) и характер. Человек как личность - это представитель определенного общества, социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. Таким образом, личностью не рождаются, а становятся.
Всё, что есть в личности, формируется в процессе взаимодействия человека и среды, осуществляется это взаимодействие через деятельность и общение, поэтому человек выступает также субъектом общения и разнообразных видов деятельности, которые создало человечество в процессе своего развития. Психика человека и проявляется в них. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека и предстаёт в совокупности таких психологических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Как субъекта деятельности человека характеризует наличие сознания и его система способностей - жизнеспособность, трудоспособность (общая и профессиональная), общие и специальные способности [Ананьев Б.Г., 2001] Таким образом, субъект - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности.
Вместе с тем, в отечественной психологии существует ещё один подход к определению субъекта, который предложен С.Л. Рубинштейном в субъектно-деятельностном подходе к личности. Он определяет субъекта как зрелую личность, способную к осознанному целеполаганию и саморазвитию, управлению собой и своей жизнью. Субъект - это человек, живущий активной, осмысленной жизнью, способный делать осознанный выбор, ставить индивидуальные жизненные цели, решать противоречия, эффективно используя собственный потенциал. То есть в первом подходе, человек становится субъектом деятельности и общения, прежде чем стать личностью, во втором подходе человек, даже став личностью, может ещё не быть субъектом (субъектом жизни), если он недостаточно осознан, личностно автономен, реализует стереотипный, а не самостоятельно выбранный жизненный сценарий.
Индивидуальность - это неповторимость и своеобразие человека, отражающая единство и целостность всех уровней его организации, то есть в индивидуальности интегрируются результаты функционирования человека на уровне индивида, субъекта деятельности и личности. Б.Г. Ананьев считал, что личность - это вершина развития человека, а индивидуальность - её глубина. Неповторимость есть на всех уровнях человека как системы, например, на уровне индивида каждый человек имеет индивидуальные отпечатки пальцев, но взятая отдельно, она не является индивидуальностью. Индивидуальность складывается через построение неповторимых взаимосвязей между свойствами и структурами индивида, личности, субъекта и проявляется как своеобразный стиль мышления, деятельности, общения, поведения в целом.

Структура личности в психологических теориях.


Психологов всегда волновал вопрос о внутреннем устройстве личности. Какое строение она имеет? Какие составляющие входят в её структуру? Как они взаимосвязаны?
Первая модель структуры личности была предложена З. Фрейдом, который выделил в ней 3 составные части: Ид, Эго и Супер-эго. Ид (Оно) включает глубинные бессознательные влечения и мотивы, ориентировано на получение удовольствия и функционирует по принципу «хочу». Супер-эго представляет из себя систему воспринятых человеком в процессе воспитания ценностей и норм поведения и функционирует по принципу «должно». Эго, находясь на уровне сознания, ориентировано на реальность и отвечает за «примирение» Ид и Супер-эго, согласованность которых важна для психического здоровья человека. Эта структура до сих пор используется последователями психоаналитического направления в психотерапевтической практике, но она не разделяется сторонниками многих других направлений в психологии.
Например, с позиций диспозиционального подхода личность - это совокупность черт, или диспозиций, которые представляют из себя устойчивые свойства. Р. Кэттелл выделил 16 таких свойств, включив в перечень общительность, эмоциональную стабильность, доминирование, чувствительность, творческое воображение, др. Он разработал 16-факторный опросник личности, применив который можно получить общее представление о чертах личности конкретного человека.
Г.Ю. Айзенк выделил 2 базовых фактора личности - экстравер- сию\интроверсию и нейротизм\эмоциональную стабильность - и также разработал опросник для их измерения. Он считал, что на основе сочетания этих факторов можно выделить типы личности. В эмпирической психологии личности и дифференциальной психологии использование личностных опросников существенно продвинуло вперёд изучение особенностей свойств и структуры личности, связанных с полом, возрастом, профессией, нормой и патологией.
Для К. Роджерса личность человека - это его Я-концепция, которая включает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, например, «я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный». В структуре Я-концепции представлены две важные части, первая из которых (реальное Я) объединяет представления о себе сегодняшнем, о тех качествах, которыми человек уже обладает, вторая (Я идеальное) отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, это Я, которое человек больше всего ценит, и к которому стремится. Представления о личности конкретного человека даёт содержательный анализ этих двух разделов Я-концепции и степень их расхождения, то есть насколько Я-реальное далеко от Я-идеального.
В отечественной психологии поиск структуры личности стал важным направлением развития психологии личности. Одним из первых свои соображения о том, как устроена личность, высказал А.Ф. Лазурский, который представлял её как единство двух систем - эндопсихики и экзопсихики. Эндопсихика проявляет себя в психических процессах, способности к волевому усилию, эмоциональности, в темпераменте, умственной одарённости, даже в характере. Экзопсихира отражает систему отношений личности к внешним объектам, к среде, причём понятие среды и объектов используется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, духовные блага, наука, искусство, религия.
А.Г. Ковалёв рассматривает личность как интегральное образование психических процессов, психических состояний и свойств. Устойчивые свойства организуются в индивидуальную систему, которая имеет структуру из четырёх компонентов: темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения).
С.Л. Рубинштейн выделяет 3 взаимосвязанных раздела в структуре личности:
1) направленность, которая определяет, что личность хочет и к чему стремится и объединяет её потребности, интересы, идеалы, доминирующие мотивы, убеждения и мировоззрение в целом;
2) знания, умения, навыки - этот раздел отражает, что личность может, и объединяет опыт, который человек приобрёл в процессе жизни и познавательной деятельности;
3) индивидуально-типологические особенности, которые отражают, что личность из себя представляет, и объединяет темперамент, характер и способности.
К.К. Платонов развивает идеи С.Л. Рубинштейна и предлагает четырёхчастную структуру личности:
1) подструктура направленности и отношений личности, которая проявляются в виде моральных черт и включает те же элементы, которые отнёс к направленности С.Л. Рубинштейн;
2) подструктура опыта, объединяющая знания, умения, навыки и привычки, закреплённые в процессе воспитания;
3) индивидуальные особенности психических процессов и функций (ощущений, восприятия, мышления, памяти, эмоций, воли);
4) биопсихические свойства (пол, возраст, особенности нервной системы, темперамента).
В.С. Мерлин [Аверин В.А., 2001], развивая теорию интегральной индивидуальности, выстроил динамическую структуру личности, в которой объединены три взаимосвязанные, но функционально автономные системы:
1) система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы: биохимические, общесоматические свойства, свойства нервной системы;
2) система индивидуальных психических свойств с подсистемами психодинамических (темперамент) и психических свойств личности;
3) система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами социальных ролей, исполняемых в группах и социально- исторических общностях.
Б.Г. Ананьев [Ананьев Б.Г., 2001] предложил семиуровневую структуру человека, в которой индивид, субъект и личность представлены разными уровнями:
1) гуморальный уровень (обменные процессы);
2) морфологический (телосложение);
3) физиологический (работа внутренних органов и их систем);
4) психофизиологический (темперамент);
5) психологические (психические процессы, психическая деятельность, психические свойства, убеждения);
6) социально-психологический (ценности, нормы, социальные роли и статусы);
7) социальный (социотипическое в человеке).
Индивид охватывает с первого по четвёртый уровни, субъект деятельности и общения - со второго по шестой, личность - с четвёртого по седьмой. Индивидуальность представлена взаимосвязью всех семи уровней.
Д.А. Леонтьев [Леонтьев Д.А., 1997], обобщая наследие ХХ столетия, касающееся поиска структуры личности, предлагает модель, в которой объединены почти все элементы, найденные и описанные в психологии личности. Он выделяет 4 группы характеристик, которым даёт метафорические названия:
1) внешняя «оболочка личности», которая объединяет её характер, способности и социальные роли;
2) внутренний мир личности, охватывающий смыслы, потребности, ценности, отношения, конструкты (система критериев и признаков для описания и классификации жизненных объектов), а также смысл жизни как фактор, интегрирующий внутренний мир;
3) опорный «скелет» личности, основанный на чувстве свободы, ответственности и общей духовности личности;
4) Я как «последняя инстанция личности», объединяющая систему представлений о себе и включающая физическое Я (представление о своём физическом облике), социально-ролевое Я (представление о своих социальных ролях и функциях), психологическое Я (представления о своих качествах), экзистенциальное Я (ощущение себя источником активности или, наоборот, объектом чьих-то воздействий, переживание своего предназначения), смысл Я и самоотношение.
Вопрос о структуре личности важен для её научного исследования, для решения вопросов практического характера - воспитания и формирования личности, профилактики нежелательных личностных изменений, коррекции личностных расстройств.


Вопросы для самоконтроля


1. Чем отличается интерес к человеку как объекту научного познания в психологии от философии, биологии и социологии?
2. Почему в психологии нет единого определения личности?
3. Какие два глобальных подхода к пониманию личности сложились в отечественной психологии?
4. В чём отличие индивида от личности?
5. Какие свойства есть у человека как индивида?
6. В чём различие в понимании субъекта в учениях Б.Г. Ананьева и
С.Л. Рубинштейна?
7. Что такое индивидуальность человека?
8. Какова структура личности по З. Фрейду?
9. Какие уровни системы «человек» охватывает личность в модели Б.Л. Ананьева?
10. Что охватывает раздел «внутренний мир личности» в структуре личности, предложенной Д.А. Леонтьевым?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.