Психические свойства
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические свойства
Темперамент
Характер
Способности
Все страницы

3.1 Понятие и структура личности

Теоретические сведения

Проблема определения понятия «личность».

Человек является объектом исследования философии, естественных и социальных наук. Философию интересует человек как феномен, его сущность и место в системе мироздания. Естественные науки изучают человека как представителя биологического вида, биологический организм. Социальные науки направлены на познание человека как личности в системе общества. При этом социологию и культурологию интересует личность со стороны его деперсонифицированных свойств, как социальный, культурный тип, объект социальных, культурных отношений. Психология же осуществляет изучение человека как носителя психических свойств, определяющих его основные формы поведения, то есть её интересует его внутренний мир, субъективное начало во взаимосвязи с внешним миром. Таким образом, психологию интересует человек как индивидуальная личность.

Дать однозначное определение личности не представляется возможным, поскольку за ХХ век их в психологии (и других социальных науках) накопилось несколько десятков. В зависимости от того, из каких предпосылок исходит автор развиваемой теории, он может использовать разные языки описания, а его определение личности может акцентировать разные аспекты человека как целого. Например, У. Джемс считает, что личность есть то, что человек может назвать своим, его Я, для Г. Оллпорта и Р. Кэттела - это совокупность черт, для Б. Скиннера - набор поведенческих шаблонов человека, для К. Роджерса и А. Маслоу - целостный человек, осознающий себя и стремящийся к самоактуализации, т.д. [Хьелл Л., Зиглер Д., 2008].
В отечественной психологической традиции сложилось два глобальных подхода к пониманию личности - более узкий и более широкий. Первый рассматривает личность как социальное качество человека, существующего в системе общественных отношений, которое развивается и проявляется в деятельности и общении. Второй рассматривает личность как целостного человека в единстве биологического и социального, как общественного индивида, в характеристиках которого раскрывается общественная суть человека, определяющая все явления его развития, включая природные особенности.
Объединяет эти подходы то, что человек как личность неизменно рассматривается в социальном контексте, как то, что развивается и проявляется (имеет смысл) только в контексте общества.
Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».
Для описания человека как многокомпонентной системы во всей её сложности и многосторонности в психологической науке создан целый круг понятий, содержание которых необходимо различать и использовать корректно.
Человек как индивид является представителем биологического вида хомо сапиенс и несёт его видовые признаки - прямохождение и развитость верхних конечностей, сознание, речь.
Б.Г. Ананьев выделил первичные и вторичные индивидные свойства [Ананьев Б.Г., 2001]. К первичным относятся пол, возраст, конституция, билатеральность (тип симметрии полушарий головного мозга), нейродинамика (связанная с особенностями свойств нервной системы), уровень развития психических функций (сенсорная и сенсомоторная чувствительность, сенсорно-перцептивная организация, развитие логических и вербальных функций). Вторичные свойства выстраиваются на основе первичных и включают систему органических первичных потребностей, задатки (врождённые анатомо-физиологические и генетические особенности, являющиеся основой для развития способностей) и темперамент (формально-динамические характеристики психической деятельности и поведения).
Индивидом человек рождается, его индивидные свойства отражают особенности его взаимодействия с природной средой и выступают предпосылками для развития его как субъекта деятельности и личности.
Личность, как было показано выше, формируется на основе природных предпосылок и под влиянием социокультурной среды, личностные свойства отражают особенности взаимодействия человека и общества, то есть её поведения в системе социальных практик и отношений. Личность предстаёт как общественный индивид, который социализируется в социальных группах и коллективах. Понять человека как личность можно только в социальноисторическом контексте, отражающем широкие социальные условия, в которых формируется личность, эпоху, обусловливая типическое в личности. Нет внеисторической личности и личности вне эпохи, человек как личность неизбежно осознаёт и переживает исторический процесс. Также нет и личности вне поколения, с которым идентифицирует себя человек, вне национальной культуры и языка.
Важными характеристиками являются социальное происхождение человека, социальный статус, с которого, по мнению Б.Г. Ананьева и надо начинать изучение личности, поскольку статус определяет совокупность её социальных ролей и функций. Кроме того, человека как личность характеризует его самосознание, мировоззрение, мотивация (направленность личности) и характер. Человек как личность - это представитель определенного общества, социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. Таким образом, личностью не рождаются, а становятся.
Всё, что есть в личности, формируется в процессе взаимодействия человека и среды, осуществляется это взаимодействие через деятельность и общение, поэтому человек выступает также субъектом общения и разнообразных видов деятельности, которые создало человечество в процессе своего развития. Психика человека и проявляется в них. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека и предстаёт в совокупности таких психологических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Как субъекта деятельности человека характеризует наличие сознания и его система способностей - жизнеспособность, трудоспособность (общая и профессиональная), общие и специальные способности [Ананьев Б.Г., 2001] Таким образом, субъект - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности.
Вместе с тем, в отечественной психологии существует ещё один подход к определению субъекта, который предложен С.Л. Рубинштейном в субъектно-деятельностном подходе к личности. Он определяет субъекта как зрелую личность, способную к осознанному целеполаганию и саморазвитию, управлению собой и своей жизнью. Субъект - это человек, живущий активной, осмысленной жизнью, способный делать осознанный выбор, ставить индивидуальные жизненные цели, решать противоречия, эффективно используя собственный потенциал. То есть в первом подходе, человек становится субъектом деятельности и общения, прежде чем стать личностью, во втором подходе человек, даже став личностью, может ещё не быть субъектом (субъектом жизни), если он недостаточно осознан, личностно автономен, реализует стереотипный, а не самостоятельно выбранный жизненный сценарий.
Индивидуальность - это неповторимость и своеобразие человека, отражающая единство и целостность всех уровней его организации, то есть в индивидуальности интегрируются результаты функционирования человека на уровне индивида, субъекта деятельности и личности. Б.Г. Ананьев считал, что личность - это вершина развития человека, а индивидуальность - её глубина. Неповторимость есть на всех уровнях человека как системы, например, на уровне индивида каждый человек имеет индивидуальные отпечатки пальцев, но взятая отдельно, она не является индивидуальностью. Индивидуальность складывается через построение неповторимых взаимосвязей между свойствами и структурами индивида, личности, субъекта и проявляется как своеобразный стиль мышления, деятельности, общения, поведения в целом.

Структура личности в психологических теориях.


Психологов всегда волновал вопрос о внутреннем устройстве личности. Какое строение она имеет? Какие составляющие входят в её структуру? Как они взаимосвязаны?
Первая модель структуры личности была предложена З. Фрейдом, который выделил в ней 3 составные части: Ид, Эго и Супер-эго. Ид (Оно) включает глубинные бессознательные влечения и мотивы, ориентировано на получение удовольствия и функционирует по принципу «хочу». Супер-эго представляет из себя систему воспринятых человеком в процессе воспитания ценностей и норм поведения и функционирует по принципу «должно». Эго, находясь на уровне сознания, ориентировано на реальность и отвечает за «примирение» Ид и Супер-эго, согласованность которых важна для психического здоровья человека. Эта структура до сих пор используется последователями психоаналитического направления в психотерапевтической практике, но она не разделяется сторонниками многих других направлений в психологии.
Например, с позиций диспозиционального подхода личность - это совокупность черт, или диспозиций, которые представляют из себя устойчивые свойства. Р. Кэттелл выделил 16 таких свойств, включив в перечень общительность, эмоциональную стабильность, доминирование, чувствительность, творческое воображение, др. Он разработал 16-факторный опросник личности, применив который можно получить общее представление о чертах личности конкретного человека.
Г.Ю. Айзенк выделил 2 базовых фактора личности - экстравер- сию\интроверсию и нейротизм\эмоциональную стабильность - и также разработал опросник для их измерения. Он считал, что на основе сочетания этих факторов можно выделить типы личности. В эмпирической психологии личности и дифференциальной психологии использование личностных опросников существенно продвинуло вперёд изучение особенностей свойств и структуры личности, связанных с полом, возрастом, профессией, нормой и патологией.
Для К. Роджерса личность человека - это его Я-концепция, которая включает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, например, «я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный». В структуре Я-концепции представлены две важные части, первая из которых (реальное Я) объединяет представления о себе сегодняшнем, о тех качествах, которыми человек уже обладает, вторая (Я идеальное) отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, это Я, которое человек больше всего ценит, и к которому стремится. Представления о личности конкретного человека даёт содержательный анализ этих двух разделов Я-концепции и степень их расхождения, то есть насколько Я-реальное далеко от Я-идеального.
В отечественной психологии поиск структуры личности стал важным направлением развития психологии личности. Одним из первых свои соображения о том, как устроена личность, высказал А.Ф. Лазурский, который представлял её как единство двух систем - эндопсихики и экзопсихики. Эндопсихика проявляет себя в психических процессах, способности к волевому усилию, эмоциональности, в темпераменте, умственной одарённости, даже в характере. Экзопсихира отражает систему отношений личности к внешним объектам, к среде, причём понятие среды и объектов используется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, духовные блага, наука, искусство, религия.
А.Г. Ковалёв рассматривает личность как интегральное образование психических процессов, психических состояний и свойств. Устойчивые свойства организуются в индивидуальную систему, которая имеет структуру из четырёх компонентов: темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения).
С.Л. Рубинштейн выделяет 3 взаимосвязанных раздела в структуре личности:
1) направленность, которая определяет, что личность хочет и к чему стремится и объединяет её потребности, интересы, идеалы, доминирующие мотивы, убеждения и мировоззрение в целом;
2) знания, умения, навыки - этот раздел отражает, что личность может, и объединяет опыт, который человек приобрёл в процессе жизни и познавательной деятельности;
3) индивидуально-типологические особенности, которые отражают, что личность из себя представляет, и объединяет темперамент, характер и способности.
К.К. Платонов развивает идеи С.Л. Рубинштейна и предлагает четырёхчастную структуру личности:
1) подструктура направленности и отношений личности, которая проявляются в виде моральных черт и включает те же элементы, которые отнёс к направленности С.Л. Рубинштейн;
2) подструктура опыта, объединяющая знания, умения, навыки и привычки, закреплённые в процессе воспитания;
3) индивидуальные особенности психических процессов и функций (ощущений, восприятия, мышления, памяти, эмоций, воли);
4) биопсихические свойства (пол, возраст, особенности нервной системы, темперамента).
В.С. Мерлин [Аверин В.А., 2001], развивая теорию интегральной индивидуальности, выстроил динамическую структуру личности, в которой объединены три взаимосвязанные, но функционально автономные системы:
1) система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы: биохимические, общесоматические свойства, свойства нервной системы;
2) система индивидуальных психических свойств с подсистемами психодинамических (темперамент) и психических свойств личности;
3) система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами социальных ролей, исполняемых в группах и социально- исторических общностях.
Б.Г. Ананьев [Ананьев Б.Г., 2001] предложил семиуровневую структуру человека, в которой индивид, субъект и личность представлены разными уровнями:
1) гуморальный уровень (обменные процессы);
2) морфологический (телосложение);
3) физиологический (работа внутренних органов и их систем);
4) психофизиологический (темперамент);
5) психологические (психические процессы, психическая деятельность, психические свойства, убеждения);
6) социально-психологический (ценности, нормы, социальные роли и статусы);
7) социальный (социотипическое в человеке).
Индивид охватывает с первого по четвёртый уровни, субъект деятельности и общения - со второго по шестой, личность - с четвёртого по седьмой. Индивидуальность представлена взаимосвязью всех семи уровней.
Д.А. Леонтьев [Леонтьев Д.А., 1997], обобщая наследие ХХ столетия, касающееся поиска структуры личности, предлагает модель, в которой объединены почти все элементы, найденные и описанные в психологии личности. Он выделяет 4 группы характеристик, которым даёт метафорические названия:
1) внешняя «оболочка личности», которая объединяет её характер, способности и социальные роли;
2) внутренний мир личности, охватывающий смыслы, потребности, ценности, отношения, конструкты (система критериев и признаков для описания и классификации жизненных объектов), а также смысл жизни как фактор, интегрирующий внутренний мир;
3) опорный «скелет» личности, основанный на чувстве свободы, ответственности и общей духовности личности;
4) Я как «последняя инстанция личности», объединяющая систему представлений о себе и включающая физическое Я (представление о своём физическом облике), социально-ролевое Я (представление о своих социальных ролях и функциях), психологическое Я (представления о своих качествах), экзистенциальное Я (ощущение себя источником активности или, наоборот, объектом чьих-то воздействий, переживание своего предназначения), смысл Я и самоотношение.
Вопрос о структуре личности важен для её научного исследования, для решения вопросов практического характера - воспитания и формирования личности, профилактики нежелательных личностных изменений, коррекции личностных расстройств.


Вопросы для самоконтроля


1. Чем отличается интерес к человеку как объекту научного познания в психологии от философии, биологии и социологии?
2. Почему в психологии нет единого определения личности?
3. Какие два глобальных подхода к пониманию личности сложились в отечественной психологии?
4. В чём отличие индивида от личности?
5. Какие свойства есть у человека как индивида?
6. В чём различие в понимании субъекта в учениях Б.Г. Ананьева и
С.Л. Рубинштейна?
7. Что такое индивидуальность человека?
8. Какова структура личности по З. Фрейду?
9. Какие уровни системы «человек» охватывает личность в модели Б.Л. Ананьева?
10. Что охватывает раздел «внутренний мир личности» в структуре личности, предложенной Д.А. Леонтьевым?

 


 


3.2 Темперамент

Теоретические сведения

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации. Среди индивидуальных особенностей, характеризующих поведение человека, его деятельность и общение, особое место принадлежит темпераменту.
Темперамент - это стойкая характеристика личности, определяющая ее жизненную активность и связанная с типом высшей нервной деятельности. Внешним выражением темперамента является импульсивность, впечатлительность. В отличие от характера, который формируется и изменяется в течение жизни, темперамент человека закладывается еще до рождения и обусловлен наследственными факторами. Темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера. Поэтому ошибкой будет полагать, что темперамент и характер - одно и то же. Они, безусловно, взаимосвязаны, но не идентичны. Характер развивается под влиянием темперамента, но еще зависит от воспитания, жизненного опыта. Темперамент характеризует человека главным образом с точки зрения скорости протекания и интенсивности всех психических процессов - познавательных, эмоциональных, волевых; определяет лишь динамические, а не содержательные характеристики поведения.
Под темпераментом (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) следует понимать природно обусловленные, индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.
Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой - с другой [Теплов Б.М., 1985]. Темперамент не характеризует убеждения личности, ее взгляды, интересы, не является показателем ее большей или меньшей общественной ценности. Он не предопределяет черт характера, хотя между ними и свойствами темперамента существует тесная взаимосвязь, и не определяет уровень развития общих и специальных способностей.
Темперамент стал предметом внимания медиков и философов раньше других психологических характеристик, но изучение его было в основном эмпирическим или типологическим, основанным скорее на наблюдении, чем на достоверном анализе научных данных. Поэтому и большинство классификаций темперамента, будучи весьма выразительными и полезными для житейской психодиагностики, составлены совершенно без учета правил строгой научной классификации. Среди попыток объяснения природы темперамента выделяют гуморальные, конституциональные и психологические теории.
Исторически одной из первых гуморальных типологий можно считать учение Гиппократа о четырех жидкостях и четырех темпераментах человека, возникшее в IV веке до н.э. В зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме, человек имеет соответствующий темперамент: оптимистический, жизнерадостный (сангвинический) нрав имеют те, у кого больше крови; печальны и угнетены (меланхолики) люди, у которых преобладает черная желчь; раздражительны и возбудимы (холерики) те, у которых слишком много светлой желчи, и, наконец, апатичны, равнодушны (флегматики) люди, имеющие больше других в организме мокроты. Древнеримский врач Гален, живший во II веке до н.э., полагал, что четыре первоначала темперамента олицетворяют четыре субстанции - твердое, жидкое, горячее и холодное. К настоящему времени физиологические основания этих классификаций много раз опровергались, но названия типов темперамента сохранились.
Конституциональные теории темперамента. Немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер (1888-1964) отождествлял характер и темперамент. В своей знаменитой работе «Строение тела и характер» (1921) он попытался определить связи, существующие между психическим складом человека и строением его тела.
Система Э. Кречмера предназначалась для диагностики психических заболеваний и позволяла предвидеть направление и формы негативных изменений психики индивида. Он пришел к выводу, что существуют три основных типа телесной организации (рис. 4).

типы темперамента

Рисунок 4. Типы темперамента (по Э. Кречмеру)

1. Пикник - человек с крупными внутренними органами и слабыми мышцами, неразвитым двигательным аппаратом, склонностью торса к ожирению. У него средний рост, плотная фигура, широкое мягкое лицо на короткой массивной шее, нос «картошкой»; мужчины склонны к облысению.
Пикническое телосложение имеет циклотимик, эмоции которого колеблются между радостью и печалью, он общителен, добродушен, реалистичен во взглядах.
Черты характера пикника-циклотимика: постоянно расслабленное состояние, ровные эмоции, для него характерны любовь к физическому комфорту, получению удовольствия, терпимость. В случае затруднения он нуждается в обществе других людей, как правило, его можно отнести к разряду «хороший семьянин». В состоянии опьянения расслаблен и общителен.
2. Астеник - человек хрупкого телосложения, худощавый, с преобладанием линейных размеров; у него плоская грудная клетка, узкие плечи, вытянутое лицо, длинный, тонкий хрящеватый нос; сильно развита нервная система.
Такое строение тела имеют шизотимики - чувствительные, ранимые, склонные к абстракции и размышлениям люди.
Черты характера астеников-шизотимиков: затруднения в общении (социофобия), стремление к общению с младшими, скрытность, умение контролировать свои эмоции, повышенные тревожность, уровень внимания (всегда настороже); сдержанность движений, чопорность. Кроме этого, отмечаются и такие особенности, как повышенная чувствительность к боли, обидчивость, хроническая усталость, устойчивость к алкоголю и депрессантам. В тяжелые минуты нуждается в уединении.
3. Атлетик характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, высоким ростом; он широкоплеч, с мощной грудной клеткой, тонкой талией, уверенной осанкой, у него упругая кожа и «греческий» нос.
Такое телосложение имеют искотимики двух типов: либо уверенный в себе, агрессивный; либо маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.
Черты характера атлетика-искотимика: решительность, склонность к риску, доминированию, жажда власти, агрессивность, храбрость, психологическая «толстокожесть», энергичность, любовь к шумному времяпрепровождению, отсутствие жалости и такта. В состоянии опьянения самодоволен и агрессивен; в тяжелые минуты нуждается в деятельности, а не в людях.
Если Э. Кречмер первоначально называл выделяемые им типы характерами, то У. Шелдон назвал их более правильно - темпераментами, поскольку такие типологические различия обусловлены наследственными, врожденными факторами. В своих исследованиях психически здоровых людей У. Шелдон также пришел к выводу о существовании трех соматотипов, т.е. основных моделей строения человеческого тела. В основу классификации У. Шелдона положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трех зародышевых слоев: эндодермы, мезодермы и эктодермы (рис. 5).

типы темперамента2

Рисунок 5. Типы темперамента (по У. Шелдону)

Эндоморфный (с большим животом, большим количеством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями) проявляет склонность к висцеротонии (от лат. viscera - внутренности). Он общителен и покладист, приветлив, любит комфорт. Ему легко выражать свои чувства. В тяжелые минуты он стремится к людям. Не любит напряжения, а в состоянии опьянения становится чувствительным и мягким.
Мезоморфный (отличающийся могучим сложением, грудь колесом, имеющий квадратную голову, широкие ладони и ступни) склонен к сомато- тонии (от лат. soma - тело). Это человек неспокойный и нередко агрессивный, любящий приключения. Он довольно скрытен в чувствах и мыслях. В осанке и действиях он выражает уверенность, сложные жизненные ситуации стремится решать поведенчески, через изменение мира вокруг себя. В состоянии опьянения настойчив до навязчивости и агрессивен.
Эктоморфный (худой и высокий, обладает слабым развитием внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клеткой, тонкими длинными конечностями) обычно отличается церебротонией (от лат. cerebrum - мозг). Это человек заторможенный и интровертный, необщительный, скрытный. В его осанке чувствуется скованность. В трудных ситуациях он склонен к уединению. Наиболее продуктивным и счастливым для него обычно оказывается поздний период жизни. Под действием алкоголя он практически не меняет своего обычного поведения и состояния.
Подход Э. Кречмера и У. Шелдона можно выделить в качестве своеобразной конституциональной теории темперамента, поскольку он показывает, что темперамент зависит от конституции, телосложения человека.
Учение И.П. Павлова связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы [Павлов И.П., 1954]. Индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток
переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни) , скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации) , быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности (табл. 4).

Таблица 4

Виды и проявления темперамента

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Тип нервной системы

Вид темперамента

сильный

уравновешенный

подвижный

сильный
(«живой»)

сангвиник

сильный

неуравновешенный

подвижный

безудержный
(«расторможен
ный»)

холерик

слабый

неуравновешенный

малоподвижный
(инертный)

слабый
(«вялый»)

меланхолик

сильный

уравновешенный

малоподвиж
ный
(инертный)

спокойный
(«сильный»)

флегматик

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т.е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
Свойства темперамента по В.С. Мерлину. Видный отечественный психолог, создатель оригинальной, многоуровневой системы темперамента В.С. Мерлин (1892-1982) дополнил учение о темпераменте (табл. 5).

Соответствие типов темперамента свойствам ВНД

Таблица 5

 

Типы темперамента и соответствующие им свойства ВНД

Психические
свойства

Сангвиник
(сильный,
уравнове
шенный,
подвижный)

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный)

Флегматик
(сильный,
уравнове
шенный,
инертный)

Меланхолик (слабый, не- уравновешенный, малоподвижный)

Скорость

Высокая

Очень высокая

Медленная

Средняя

Сила

Средняя

Очень большая

Большая

Большая

Экстраверсия/ интроверсия

Экстраверт

Экстраверт

Интроверт

Интроверт

Пластичность/
ригидность

Пластичный

Пластичный

Ригидный

Ригидный

Возбудимость

Умеренная

Высокая

Слабая

Высокая

Экспрессия

Умеренная

Повышенная

Понижен
ная

Повышенная

Устойчивость

Устойчив

Неустойчив

Очень устойчив

Очень неустойчив

В.С. Мерлин выделил свойства темперамента [Мерлин В.С., 2007]:

- сензитивность, или чувствительность, которая характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающего психическую реакцию, которая возникает при незначительной интенсивности раздражителя, поскольку
у них высочайшая чувствительность (меланхолики);
- реактивность определяется силой эмоционального ответа и проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на воздействие. Недаром о некоторых людях говорят: «вспыльчивый», «заводится с пол- оборота», а о других: «Не поймешь, обрадовался или огорчился». Реактивный человек впечатлителен, эмоционально реагирует на внешние или внутренние воздействия (все, кроме флегматика);
- активность - свойство, которое проявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели;
- соотношение активности и реактивности - особое свойство, которое свидетельствует о том, насколько велик элемент случайности в деятельности человека, насколько его поведение и деятельность зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций, подъема «с левой ноги» и т. п.) и насколько - от целей и задач, которые он перед собой ставит;
- темп психических реакций характеризует быстроту протекания всех психических процессов, двигательных реакций и действий;
- пластичность и ригидность проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к внешним воздействиям. Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспособления к изменяющимся условиям; человек моментально перестраивает поведение, когда меняются обстоятельства (сангвиник). Ригидность же характеризуется инертностью, неспособностью быстро приспособиться к любым изменениям, стереотипностью поведения, большими трудностями при смене привычек, привязанностей, суждений;
- экстраверсия - интроверсия. Эти свойства выражаются в преимущественной обращенности либо во внешний мир (экстраверсия), либо во внутренний мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От этой направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность
или замкнутость.
Таким образом, темперамент можно определить как характеристику человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.
Рассмотрим взаимосвязь особенностей личности, деятельности и поведения представителей различных типов темперамента (табл. 6).


Характеристика лиц с разными типами темперамента

Тип темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

поведение

возбуждение преобладает над торможением; реагируют на все происходящее быстро, часто поступают необдуманно, не успевают сдержаться, затормозить; характерны аффективное поведение, пониженные самоуправление и контроль; резкие, порывистые, угловатые движения, необузданность, общая подвижность, неровность поведения и самочувствия; речь быстрая, громкая с постепенным переходом на крик

повышенная моторность, но движения плавные; свойственны живость, подвижность, суетливость; речь громкая, быстрая, отчетливая; легко переносят трудности; их несложно дисциплинировать; обладатели ловких («золотых»)

движения скупы, но рациональны; реакция замедленная; характерны невозмутимость, спокойствие, хорошая сопротивляемость трудностям; не любят менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей; поведение ровное; настроение стабильное; речь медленная, монотонная, однообразная

движения медлительны, однообразны; свойственны пассивность, заторможенность; плохая сопротивляемость трудностям; сильный раздражитель может вызвать срыв, растерянность; настроение очень изменчиво. говорят тихо, постепенно переходят на шепот; часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чувства

 

эмоциональная взрывчатость; все эмоции - и положительные, и (чаще) отрицательные - очень бурные: гнев, возмущение, ярость, злоба; большая сила чувств, страстность

всегда положительный настрой, он - неунывающий оптимист, которому свойственны сильные положительные эмоции; чувства сильны, но не глубоки; изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов; эмоциональная неустойчивость, «толстокожесть»; быстро забывают обиды; богатые мимика и пантомимика, чувства ярки и выразительны; в стрессовой ситуации проявляется «реакция льва» - активно, обдуманно защищает себя, нормализует обстановку

чувства возникают медленно, но сохраняются длительно (однолюбы); внешне чувства обеднены, но очень глубоки и содержательны; малоэмоциональны - их трудно рассмешить или опечалить; мимика бедная, однообразная; не обидчивы, но и не расположены к веселью

высочайшая чувствительность, болезненная ранимость, впечатлительность; чувства возникают медленно, но очень сильны, глубоки и устойчивы; мимика малоподвижна; тяжело переносят обиды и огорчения, хотя внешне это выражено слабо; свойственны прорывы чувств - истерика, слезы, отчаяние. подавленность, мрачность, замкнутость, скрытность, склонность погружаться в собственные переживания; в настроении преобладают тоска, неуверенность, грусть, печаль, страх

 

 

 

 

 

 

 

отношение к людям

вспыльчив, резок, несдержан, часто является источником конфликтов, отталкивает от себя людей, обидчив, раздражителен, озлоблен

коммуникабелен, быстро устанавливает социальные контакты, является инициатором общения, «душой компании»; обожает говорить сам, но не любит слушать. отношение изменчивое и непостоянное, поскольку характерны легкомысленность и неустойчивость

 

медленно устанавливает социальные контакты - может долго не замечать, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, устойчив и постоянен в отношениях, надежен. Черты - выдержка, спокойствие, хладнокровие, уравновешенность любит находиться в привычной обстановке, в кругу старых друзей и знакомых

 

мягок, тактичен, деликатен, чуток, отзывчив, постоянен и устойчив в отношениях; смущается при знакомстве с новыми людьми, скромен по отношению и к себе, и к другим. отрицательные черты - мнительность, подозрительность, повышенную требовательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По психологическим характеристикам поведения нельзя однозначно судить о физиологических качествах нервной системы. Ее свойства не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы и труднее - другие.
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям
деятельности.
1. Профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
2. Индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
3. Преодоление отрицательного влияния темперамента на деятельность посредством формирования положительного отношения к ней и соответствующих мотивов.
4. Приспособление темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Это основной и наиболее универсальный путь. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Для представителей каждого типа темперамента характеры свои особенности деятельности и приемы, ее активизирующие (табл. 7) [Стреляу Я., 1982].
Зная особенности своего темперамента, человек должен научиться развивать его положительные стороны и преодолевать отрицательные, уметь владеть им и подчинять его себе.

Таблица 7

Деятельность лиц с разными типами темперамента

Типы

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

темперамента

 

 

 

 

 

 

 

 

особенности

раздражительность, грубость, резкость, несдержанность; следует развивать тормозной процесс, воспитывать сдержанность, последовательность, аккуратность, доброжелательность

легкомысленность, разбросанность, переоценка своих возможностей, нежелание доводить начатое дело до конца, недостаточная глубина и устойчивость чувств;

вялый, пассивный, ленивый, медлительный, безучастный, инертный; необходимо развивать подвижность, умение легко переходить от одного дела к другому, стимулировать активность, общительность, жизнерадостность, изживать равнодушие, преодолевать инертность

упадничество, отсутствие бодрости, нерешительность, колебания, вялость, пассивность, замкнутость, излишняя застенчивость; надо развивать общительность, подвижность, активность; следует привлекать к работе коллектива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

необходимо

воспитывать в

себе усидчивость, устойчивость интересов, изживать беспечность, легкомысленность,
учиться доводить начатое дело до конца строгость, систематический контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приемы

похвала, мягкие, спокойные,

твердые требования

чуткое и

 

 

 

доброжелательное отношение, похвала, одобрение, мягкие воздействия; категорически не показана строгость

 

но твердые требования; нельзя говорить с ним на повышенных тонах, так как это усиливает возбуждение

 

 

Вопросы для самоконтроля


1. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.
2. Раскройте суть учения о темпераменте Гиппократа.
3. Какие типы темперамента выделил Э. Кречмер?
4. Какие свойства нервной системы выделил И. П. Павлов?
5. Как известно, многие свойства темперамента принадлежат к тем индивидуально-психологическим особенностям человека, которые выявляются в раннем детстве. Можно ли на основании этого сделать какие-либо предположения о сохранности этих свойств в дальнейшем? Чем это объясняется?
6. В каких особенностях личности наиболее отчетливо проявляются динамические характеристики, такие как быстрота и интенсивность реакций, легкость или трудность их возникновения?
7. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким - либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?
8. По приведенным признакам определите, о каком типе высшей нервной деятельности идет речь в каждом случае. Какому типу темперамента соответствует приведенное описание:
а) сильный возбудительный процесс, но торможение по силе отстает от него;
б) возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, но смена нервных процессов происходит медленно;
в) возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, но смена нервных процессов происходит быстрее;
г) возбудительный и тормозной процессы слабые.
9. Кто из авторов выделил следующие типы темперамента: сангвиники (весельчаки), меланхолики (плаксы), холерики (скандалисты), флегматики (пофигисты)? К какому типу теорий относится данная классификация?
10. Объясните высказывание: «Люди одного и того же темперамента могут быть как высоко-, так и малоодаренными. И наоборот, люди разных темпераментов могут одинаково успешно работать в одной области знаний. Нет темпераментов, одинаково пригодных для всех видов деятельности, поскольку каждая из них предъявляет свои требования к психике человека». Изложите вашу точку зрения. Приведите примеры.

 


 

3.3 Характер

Теоретические сведения

Понятие и структура характера.

Характер - это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения.
Характер - это предпосылка и результат реального поведения человека в конкретных жизненных ситуациях; обуславливая его поведение, он в поведении и формируется (следствие из закона единства сознания и деятельности) [Рубинштейн С.Л., 2017].
Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер - её содержание.
Характер накладывает свой отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности входят в состав характера, а только существенные и устойчивые.
Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.
Характер понимается и как:
- система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности
- мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
- отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.
Характер человеческой личности всегда многогранен. Его определяет совокупность черт, качеств личности. Все эти черты, или качества, личности можно условно разделить на несколько групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни. В каждую группу, образующую симптомокомплексы, входят позитивные и негативные качества:
1) отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим - людям, коллективизм и противоположенные черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
2) черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
3) черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты - самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм - склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
4) черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Все черты, или качества, личности значимы для деятельности и общения. У каждого конкретного индивида выделяют основные черты характера, задающие общую направленность всего комплекса его проявлений, и второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут противоречить им. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Например, У. Шелдон в процессе исследований установил, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Если человек трусоват, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерные для инициативных людей, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность.
Закономерно сочетающиеся черты характера образуют цельную структуру. Цельный характер - характер, в котором преобладают положительные связи между чертами. Однако в жизни часто встречаются противоречивые характеры. Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях.
Типологии характеров.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних попыток являлась та, которую предложил в начале ХХ века немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:
1) характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;
2) те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие проявлять и строить типологию характеров;
3) большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Среди подходов наиболее распространены:
1. Соматический подход основан на учении о темпераментах, и соединяет в своих основах физиологический и соматический подходы: психическое своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических процессов, либо соматическим типом строения организма - конституцией тела, либо сочетанием других физических качеств, например, генных хромосом (авторы подхода Гиппократ, Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, Ч. Ломбразо).
2. Социально-психологический подход связывает характеры с направленностью личности и взаимодействием личности с обществом, при этом К. Юнг выделяет ряд психосоциотипов, т.е. врожденных психических структур, определяющих конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой. К. Юнг выделяет 2 основания для типологии характера:
1) направленность личности вовне или вовнутрь (экстраверсия - интро- версия);
2) психические функции (ощущения, интуиция, мышление, чувства).
В соответствии с этими признаками были выделены 8 типов характера: экстравертно ощущающий, экстравертно-интуитивный, экстравертномыслительный, экстравертно-эмотивный, интровертно ощущающий, интровертно-интуитивный, интровертно-мыслительный, интровертно-эмотивный.
К социально-психологическим типологиям характера можно отнести типологии А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма. Можно также выделить типы в зависимости от профессиональной направленности личности. Например, такая типология людей представлена в концепции Е.А. Климова: типы людей, выбирающих деятельность в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система» или «человек - художественный образ».
Психиатрический подход получил широкое распространение в виде типологии характеров, связывающих особенности характера с акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.).
Акцентуации характера.
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.
Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.
Акцентуация - это не болезнь, не патология, не психопатия, а крайнее выражение нормы. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии - психопатии.
Известный советский психиатр П.Б. Ганнушкин сформулировал три критерия психопатии [Ганнушкин П.Б., 1982]:
1. Стабильность во времени - характер можно считать патологическим, то есть расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени (мало меняется в течение жизни).
2. Тотальность проявления характера - при психопатии одни и те же черты характера обнаруживаются во всех сферах жизнедеятельности человека: в производственной деятельности, дома, в общении с друзьями и родственниками.
3. Социальная дезадаптация - у человека постоянно возникают жизненные трудности. Причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди.
В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных признаков психопатии или, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу.

Виды акцентуаций характера.

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации. Явные акцентуации проявляются относительно постоянно, при скрытых акцентуациях заостренные черты характера не обнаруживаются до тех пор, пока личность не попадает в экстремальные условия.
В этих условиях скрытые акцентуации переходят в явные. В крайне неблагоприятных для личности условиях акцентуация характера может привести к патологическим изменениям личности - психопатии.
На основе данной теории акцентуации характера были созданы разные классификации. Наибольшую известность получили классификации К. Леон- гарда и А.Е. Личко.
Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду) [Леонгард К., 2000]


Демонстративный тип.

Главной особенностью демонстративной личности является потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности, в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Большая доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.


Педантичный тип.

Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать такой человек долго и тщательно все обдумывает. За внешней педантичностью стоят нежелание быстрых перемен и неспособность к ним, отсутствие стремления к принятию ответственности. Эти люди любят привычную работу, добросовестны в быту.


Застревающий тип.

Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют представителей этого типа как обидчивых, злопамятных и мстительных людей. Длительность переживаний часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику.


Возбудимый тип.

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от рационального осмысления своих поступков, а то порыва, влечения, инстинкта или неконтролируемого побуждения. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость.


Гипертимический тип.

Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Для ги- пертимов характерны такие качества, как общительность, повышенная словоохотливость, оптимистический взгляд на жизнь. Трудности часто преодолеваются без особого труда.


Дистимический тип.

Дистимическая личность - противоположность гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны, им не свойственна активность.


Аффективно-лабильный тип (циклотимический тип).

Важной особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистими- ческих состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе у циклотимов радостные события вызывают не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную активность. В дистимиче- ской фазе печальные события вызывают у них не только огорчение, но и состояние подавленности. В этом состоянии характерны замедленность реакций, мышления, эмоционального отклика.


Аффективно-экзальтированный тип (экзальтированный тип).

Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение.


Тревожный тип.

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.


Эмотивный тип.

Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость («глаза на мокром месте»).


Экстравертированный тип.

Такой человек легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. Мнение таких людей не отличается стойкостью, поскольку новые мысли, высказанные другими, легко принимаются на веру и внутренне не перерабатываются. Характерная особенность - импульсивность поступков.


Интровертированный тип.

Для этого типа характерна опора на свой жизненный опыт. Этот тип не подвержен влиянию различных ситуаций. Степень погружения во внутренний мир приводит человека к отрыву от реальной действительности. Характерна подчеркнутая склонность к раздумьям и слабая готовность к поступкам.
Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по А.Е. Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» [Личко А. Е., 1983]. При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
Классификации типов акцентуации характеров в классификациях А. Личко и К. Леонгарда имеют отличия (табл. 8).

Сопоставление типов акцентуации характера

по А. Личко и К. Леонгарду

Таблица 8

Типы
по А. Личко

Типы
по К. Леонгарду

Характеристика типов

Лабильный
Циклоид

Лабильный.
Сверхподвижный.
Эмотивный

Чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Мягкосердечные люди, они более жалостливые. Легко впадают в депрессию.

Истероидный
(демонстративный)

Демонстративный

Артистические         способности.
Особый дар внушать к себе чувство                    симпатии,        любви.
Быстро находят друзей.

Психастенический
(тревожно
мнительный)

Сверхточный

Нерешительность, склонность к рассуждениям,              тревожная
мнительность.         Любовь         к
самоанализу          и         легкость

 

 

навязывающих страхов.

Эпилептоидный
(инертно
импульсивный)

Регино
аффективный.
Неуправляемый

Повышенная ревнивость, агрессивен, проявляет стремление к лидерству. Беспрекословно подчиняется приказам.

Шизоидный
(интровертированн
ый)

Интровертный

Склонность к размышлению и формированию личных оценок разных событий у людей малообразованных. Уход в себя в свой замкнутый недоступный окружающим людям внутренний мир.

Сенситивный
(чувствительный)

Боязливый

Характеризуется тревожностью. Это качество мешает человеку найти свое место в жизни. Замкнутость, робость.

Астено-
невротический

Неконцентрирован ный или неврастенический

Тревожно мнителен. Боится трудностей. Усиленно печется о своем здоровье, повышенная утомляемость.

Конформный

Экстравертный

Легко        поддается        влиянию
окружения, стимулам из вне, постоянно          ищет          новых
переживаний. Отлично чувствует себя в оживленном обществе. Не критичен к своему поведению.

Неустойчивый

Слабовольный

Склонен        к        развлечениям,
получению удовольствия, живет

 

 

одним днем, за будущее не переживает. Имеет неадекватную самооценку.

Гипертимный

Оптимистичный, активный, ориентированный на                     удачу;
наблюдается стремление           к
деятельности, потребность          в
переживаниях

Чаще всего наблюдается хорошее настроение, иногда проявляется вспыльчивость                             и
раздражительность;         хорошее
самочувствие,            повышенная
активность,             энергичность,
высокая работоспособность.

Циклоидный

 

Частая        смена        настроения
(полярное) - от депрессивного и раздражительного к спокойному и приподнятому (чередование фаз).

 

Формирование характера.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
Были выделены факторы, формирующие характер [Каптерев П.Ф.,1982]:
1) естественные - темперамент, особенности строения тела, пол и пр., - данные человеку природой и практически не изменяющиеся;
2) культурные - влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития;
3) личный фактор - самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, при которых человек является автором самого себя.
С точки зрения современной психологии характер является развивающейся функционально целесообразной структурой, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. В связи с этим в психологии обсуждаются две проблемы:
1) наследственность и приобретенность черт характера;
2) временные рамки формирования характера.
1. Большинство психологов склоняются к мнению, что детерминанты свойств характера следует искать как в наследственных признаках, так и в особенностях средовых воздействий. Здесь степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной. Г енотипические и средовые влияния на характер при неблагоприятном сочетании обоих факторов могут суммироваться и давать сильную степень отклонения, вплоть до патологической формы (развитие психопатии). При благоприятном средовом факторе, даже в случае генотипической предрасположенности к психическому заболеванию, патология характера (психопатия) может и не развиться.
2. Вторая проблема - это временные рамки формирования характера.
Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сен- зитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности. Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные - доброта, отзывчивость, общительность, ли
бо отрицательные - эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица). Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.
Наибольшее значение факторы, влияющие на развитие характера человека, имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте [Лесгафт П.Ф., 1991]:
- все те ощущения, которые испытывает ребенок;
- душевные волнения, которые он переживает;
- люди, которые его окружают;
- вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).
В дошкольном возрасте в играх и в процессе простейшего домашнего труда у детей формируются деловые качества: положительные - трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость, и отрицательные - лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые.
В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный «комплекс двоечника»: ребенок перестает стараться, потому что он все равно «двоечник».
В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.
Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое «нововведение» в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.
Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их «антагонисты».
Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон: суждения окружающих людей о жизни, поступки окружающих людей, художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей), кино и другие медиа-образы, господствующая идеология в обществе.
Характер влияет практически на все психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные состояния личности. От других компонентов личности он во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.


Вопросы для самоконтроля


1. Дайте понятие о характере как важной подструктуре личности.
2. Дайте определение понятию «акцентуация характера».
3. Какие типы характера выделил К. Юнг?
4. Перечислите акцентуации характера по К. Леонгарду. Рассмотрите рисунок 6 и назовите черты характера каждого типа.

типы характера

Рисунок 6. Типология характеров
5. Какие ещё классификации акцентуаций характера вы знаете?
6. Выполните тест на определение акцентуации характера (онлайн). Сделайте выводы. Определите свои слабые места и способы преодоления.

 


 

3.4 Способности

Теоретические сведения
Способности это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности.
Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности [Теплов Б.М., 1961].
Б.В. Теплов в качестве основных признаков способностей относил следующие:
1) это особенности, отличающие одного человека от другого; важнейшим признаком способностей Б.М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности;
2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;
3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.
С.А. Маничев выделял следующие признаки способностей:
1) склонность к какой-либо деятельности, мотивация;
2) темп обучения каким-либо знаниям, умениям, навыкам;
3) наличие границ способности;
4) нестандартность результатов;
5) мера общественного признания;
6) помехоустойчивость;
7) уровень обобщенности, перенос.
Как правило, эффективность выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей. Если одна способность не достаточно хорошо развита, то это может быть восполнено высоким уровнем развития другой.
Основу способностей составляют задатки. Задатки - это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений.
К ним относятся:
- некоторые анатомо-физиологические особенности организма - рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т.п.;
- строение мозга;
- строение органов чувств (абсолютный слух);
- типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы);
- определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга;
- генофонд (особенности структуры генов) и т.п.
Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки - это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки - не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности, но они не заключают в себе способности и не гарантируют их развития, это только одно из условий формирования способностей.
Таким образом, под задатками следует понимать первичную, природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.
Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка при соответствующих условиях могут выработаться разные способности. Например, при абсолютном музыкальном слухе человек может стать настройщиком музыкальных инструментов, композитором, дирижером и т.д. На основе такого задатка, как быстрота, тонкость и ловкость движений, могут выработаться способности гимнаста, скрипача, хирурга, а также вора-карманника.
При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут начать формироваться очень рано и развиваться очень быстро, что иногда создает иллюзию их врожденности. Так, В.А. Моцарт начал сочинять музыку с 3-4 лет, А.С. Пушкин в этом же возрасте сочинил первое поэтическое произведение, К.П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств и т.д.
Однако отсутствие ранних достижений не всегда свидетельствует об отсутствии способностей. Такие знаменитые люди, как Л. Пастер, К. Линней, В. Скотт, И.А. Гончаров, В.Я. Шишков и многие другие, проявили себя в относительно позднем возрасте. Например, С.А. Аксаков написал первую книгу в 56 лет.
Ни один человек, какими бы прекрасными задатками он ни обладал, не сможет стать выдающимся музыкантом, актером, спортсменом, ученым, если он не будет много и настойчиво заниматься соответствующей деятельностью. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться заметных успехов.
Способности можно классифицировать на:
1. Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
2. Специфические человеческие способности, имеющие общественноисторическое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде [Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., 2014].
Специфические человеческие способности в сою очередь подразделяются на общие и специальные.
Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности. Чаще всего к ним относятся умственные способности (например, широта ума, гибкость мышления), развитая память, точность и тонкость ручных движений.
Специальные способности предназначены для успешного овладения конкретным видом деятельности. Классифицировать специальные способности достаточно сложно, так как по количеству их столько, сколько видов деятельности выполняет человек (например, музыкальные, художественные, математические, технические и др.).
Общие и специальные способности часто дополняют и обогащают друг друга, одновременно проявляясь в какой-либо деятельности.
Теоретические и практические способности.
Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические - к успешности выполнения конкретных, практических действий. Часто эти два вида не сочетаются друг с другом.
Однако у разносторонних, одаренных людей теоретические и практические способности хорошо взаимодействуют, дополняя друг друга.
Учебные и творческие способности.
Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие - при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.
Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) - предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.
Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми. Примерами является развитая речь и межличностное восприятие, адекватная оценка людей, способность располагать к себе, оказывать влияние и т.п.
Предметно-познавательные - это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.
Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга. В этом случае развитие происходит полноценно и гармонично.
По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей.
Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.
А. Холодная выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:
1) с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;
2) с высоким уровнем академической успешности;
3) с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей - показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;
4) с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;
5) с экстраординарными интеллектуальными достижениями;
6) с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.
Выделяются следующие особенности одаренных индивидов:
- сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;
- способность к нестандартному восприятию;
- интуиция, изобретательность, бессознательный разум;
- дивергентное мышление;
- любознательность;
- мужество;
- воображение;
- конкретность мышления;
- смелость;
- эстетическая чувствительность.
Западные психологи различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная; специфическая академическая; творческая: художественное и исполнительское искусство; психомоторная; лидерская; социальная.
А.И. Савенков выделяет несколько видов одаренности: общая интеллектуальная, академическая одаренность, художественная, в сфере музыкальной деятельности, в литературной деятельности, в артистической деятельности, техническая одаренность, лидерская одаренность, психомоторная одаренность и творческая одаренность. Приведем характеристику некоторых из них.
Академическая одаренность, проявляющаяся в сфере:
- чтения - у ребенка это основное занятие; у него богатый словарный запас, выраженный интерес к написанию букв, цифр, имен;
- математики - у ребенка большой интерес к измерениям, вычислениям, необыкновенное понимание математических отношений; эти дети часто применяют математические навыки в процессе занятий, не имеющих отношения к математике;
- естествознания - у ребенка проявляются интерес к классификации природных объектов, понимание причинно-следственных связей.
В сфере музыкальной деятельности ребенок:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки, узнает мелодии по первым тактам;
- хорошо поет;
- в игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
- хорошо играет на каком-нибудь инструменте; в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии.
В литературной деятельности:
- любит сочинять (писать) рассказы или стихи;
- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное;
- выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства;
- умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
- умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
Техническая одаренность характеризуется тем, что ребенок:
- интересуется механизмами и машинами;
- может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
- любит разбираться в причинах поломок и «капризах» механизмов, любит загадочные головоломки и вопросы на «поиск»;
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов;
- читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
- любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом;
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
- быстро и легко осваивает компьютер.
Лидерская одаренность проявляется в том, что ребенок:
- легко приспосабливается к новым ситуациям;
- инициативен в общении со сверстниками, имеет тенденцию руководить другими;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
- легко общается с детьми и со взрослыми;
- улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное;
- часто руководит играми и занятиями других детей;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим [Савенков А.И., 2000].
Талант (от греч talanton - «вес, мера», затем - «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве.
Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям.
Попытки понять уникальность гения сродни попыткам понять неповторимость человеческой индивидуальности... Гений - это не просто = одаренность + талантливость. Гениальность можно понять, лишь обратившись к интегральному анализу ее носителя - индивидуальности того человека, который считается гением.
Ряд ученых отстаивают точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводятся родословные выдающихся представителей науки и искусства. Так, прабабушка Л. Н. Толстого - Ольга Трубецкая - и прабабушка А. С. Пушкина - Евдокия Трубецкая - были родными сестрами.
Однако возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. А возникновение таковых часто бывает делом случая. Поэтому нередко талант обнаруживается в довольно позднем возрасте [Ильин Е.В., 2011].


Вопросы для самоконтроля
1. Являются ли способности врожденными?
2. Как соотносятся между собой способности и задатки?
3. Какие существуют виды способностей?
4. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?
5. Что такое одаренность, талант и гениальность?
Источник: Психология: учебное пособие / Отв. ред. Е.В. Казакова, М.В. Корехова, Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Издательство «РАО», 2018. - 219 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.