Темперамент
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

У каждого человека имеются такие качества личности, которые, будучи достаточно устойчивыми, почти не изменяются в процессе жизни. Их особенности обусловлены биологической организацией нервной системы. Индивидуальные особенности, присущие только данному человеку, и образующие психологическую почву, на которой вырастают свойства личности, называют темпераментом.

Свойства темперамента – есть те природные данные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека: скорость протекания психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания), интенсивность психических процессов (например, силу эмоций, активность воли) и др.

Учет особенностей темперамента в учебно – воспитательной работе и в труде необходим. Каждый ученик имеет присущие только ему особенности и свойства темперамента. В связи с этим необходимо разумно использовать положительные и отрицательные особенности каждого типа темперамента.

Свойства темперамента

Свойства темперамента

Проявление свойств темперамента

1. темп реакций.

Быстрота или замедленность движений, походки, речи; их прерывистость или плавность, энергичность или вялость. Быстрота оценки ситуации, решения задач, преобладание импульсивности или осторожности в умственной деятельности.

2. Эмоциональная возбудимость.

Скорость возникновения и смены мимических проявлений эмоций (например, быстрота возникновения смеха)

3. реактивность

Степень выраженности непроизвольных реакций (громкий смех, бурный гнев, резкие движения, богатая мимика, жестикуляция)

4. Активность

Быстрота и легкость мобилизации волевого усилия (особенно в момент включения в дело, при преодолении трудностей, препятствий)

5. Пластичность-ригидность.

Пластичность – легкость переключения с одного дела на другое, с одного способа действий на другой, легкость привыкания к новым условиям, вступления в контакт с людьми. Ригидность характеризуется противоположными характеристиками.

6. Экстраверсия-интроверсия.

Экстраверсия - большая зависимость от внешних впечатлений, раздражителей, широта контактов с другими людьми, инициативность в общении. Интроверсия – сосредоточенность на своих переживаниях, воспоминаниях, узость контактов с другими людьми, низкая инициативность в общении.

7. Тревожность.

Степень беспокойства в различных ситуациях (например тщательно готовится к делу, советуется, усиленно контролирует себя, проявляет боязнь в непривычных условиях.

Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Темперамент нельзя оценивать как хороший или плохой. Каждый темперамент имеет свои отрицательные и положительные проявления.
Холерик. Характерна высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Отличается повышенной возбудимостью неуравновешенностью поведения, характерна цикличность активности, с увлечением берется за дело, работает с подъемом он ему трудно распределить энергию рационально, поэтому запас сил быстро истощается, настроение быстро падает. В общении с людьми холерик часто допускает резкость, вспыльчивость раздражительность, эмоциональную несдержанность, может создавать конфликтные ситуации в коллективе.
Сангвиник. Отличается повышенной активностью, темп реакций достаточно высокий, характерна большая подвижность, легко приспосабливается к новым условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, весел жизнерадостен. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Как правило, легко усваивает учебный материал, если он интересен для него. Если же материал неинтересен или для его усвоения требуется длительная напряженная однообразная работа, то сангвиник может плохо усваивать новое.
Флегматик. Спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. В деятельности проявляет продуманность, упорство. Как правило, доводит дело до конца. Он предпочитает порядок, привычную обстановку, не любит перемен. Психические процессы у него протекают замедленно, что может мешать учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро понять, запомнить, сделать. Ему нужно время для сосредоточения, для переключения внимания на другой объект.
Меланхолик. Отличается повышенной чувствительностью и повышенной ранимостью. Меланхолику свойственна реактивность и пониженная активность. Он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Движения вялые, говорит медленно. Он отличается повышенной утомляемостью, но в привычной и спокойной обстановке чувствует спокойно и работает продуктивно. Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми людьми, чувствует неловкость в новой обстановке. Он уклоняется от общественной жизни коллектива. Среди близких знакомых проявляет общительность. Много внимания уделяет нравственности, стремится к выполнению моральных норм. Главный ориентир у меланхолика – он сам. Много времени уделяет самоанализу, бывает недоверчив, подозрителен, чем часто обрекает себя на одиночество. В работе меланхолики аккуратны, исполнительны, медленно входят в новую деятельность. Хорошо работают в спокойной деловой обстановке при доброжелательном отношении к себе. Качественно выполняют работу, если она заранее подготовлена и хорошо спланирована. Предпочитают монотонную, однообразную работу. Ошибки совершаются из-за переживаний, обид, внутреннего напряжения и неуверенности. У него хорошая концентрация и устойчивость внимания, но медленное переключение. Меланхолика следует всячески поддерживать, не обижать, не ущемлять его права, создавать хорошие условия для работы.

 

Темперамент и профориентация.

Темперамент

Виды работ, которые наиболее предпочтительны для данного темперамента.

Сангвиник.

Работа, связанная с живой, подвижной деятельностью, требующая смекалки, находчивости, активности, широкого круга общения.

Флегматик

Однообразная работа, не требующая частой перестройки с одной работы на другую, где нет необходимости в быстром выполнении дела, сноровистых и разнообразных действий.

Холерик

Работа с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется на более спокойную до следующего цикла.

Меланхолик

Работа, не требующая быстрых реакций и частой смены характера деятельности или принятия управленческих решений.

 

Особенности проявления типов темперамента учащихся в учебно-воспитательном процессе
Сангвиники и холерики не отличаются склонностью к регулярной и систематической работе, любят экспромт, предпочитают работу сразу начисто, без черновиков и других каких-либо подготовительных действий, предпочитают короткие фразы, могут работать в шуме, начинают работу с легкого, всегда готовы на штурм, мобилизацию сил, уверенны в себе, нередко решают и действуют по интуиции. В начале обучения они находятся в более выигрышной ситуации.
Меланхолики и флегматики тщательно планируют, проявляют регулярность в работе, размеренность любят черновик, конспект, предварительные записи. На уроке таким учащимся важна тишина, одиночество, они любят проговаривать про себя свои возможные ответы. В работе начинают с трудных заданий. Эти учащиеся плохо переносят штурм, риск, неожиданные ситуации, не уверенны в правильности своих ответов.

Темперамент

Сангвиник (кровь, жизненная сила)

Холерик (желчь)

Флегматик (слизь)

Меланхолик (черная желчь)

Образное сравнение

Бег могучего потока

Поток, мощно и стремительно свергающий свои воды с утеса

Спокойное гладкое течение многоводной реки

Ручеек, могущий превратиться в болото или бьющий фонтан.

качества

Живой, подвижный, веселый, разговорчивый, с живым воображением, впечатлительный, инициатор в общении с быстрой сменой эмоций.

Большая жизненная энергия, легко раздражается и не скоро успокаивается, вспыльчив, несдержан, не умеет владеть собой, нетерпелив, прямолинеен.

Медлительный, спокойный, терпеливый, ровный, выносливый, слабое проявление чувств, но его чувства глубокие, трудно переключается не любит перемен, тяжело привыкает к новому.

Слабое проявление чувств, замкнут, любит одиночество, «улитка» в себе, нерешителен, робок, неуверен в себе.

Деловые качества

Продуктивен на интересной работе, умеет увлекать других, поддерживает хорошую атмосферу в коллективе, не унывает в сложных обстоятельствах.

Энергичен, инициативен, азартно берется за работу, боевой, задорный, быстро решает проблемы и преодолевает трудности

Настойчивый и упорный труженик, целеустремленный продуктивный, сильно привязывается к работе, ответственный.

Вялый, может упорно работать, но в благоприятных условиях и не на пределе возможностей.

Недостатки.

Не хватает целеустремленности, не доводит начатое дело до конца.

Излишняя эмоциональность, активность, не может делать монотонную однообразную работу.

Часто пассивен, иногда равнодушен, ведет неактивный образ жизни.

См качества.

Как себя совершенствовать

Результаты будут выше, если постараться действовать целеустремленно, и дело доводить до конца.

Более критично подходить к своим действиям, чтобы не обижать окружающих.

Стараться быть максимально активным

Избегать самоанализа, не вспоминать обиды, выбирать активное хобби, переключать внимание с себя на окружающих, помогать в работе.

Соответствие различных видов работ темпераменту учащихся.

темперамент

Виды работ, наиболее соответствующие данному темпераменту.

сангвиник

Работа, связанная с живой подвижной деятельностью, требующая смекалки, находчивости, активности

флегматик

Однообразная работа, не требующая частой перестройки с одной работы на другую, где нет необходимости в быстром ее выполнении, в сноровистых и разнообразных действиях.

холерик

Работа с ярко выраженной цикличностью, где напряжение сил, сменяется на менее интенсивную деятельность.

меланхолик

Работа не требующая быстрых реакций и частой смены характера деятельности или принятия управленческих решений.

Рекомендации педагогам.

Существует несколько путей приспособления темперамента к требованиям действительности. Один из них проявляется в индивидуализации предъявляемых к человеку требований. Нужно не пытаться менять темперамент учащихся, а помогать им преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны.
Так холерик должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную неустойчивость. От учащихся-холериков нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить, что холерик не любит однообразной кропотливой работы, при этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усиливает его возбуждение.
На учащихся – меланхоликов надо воздействовать мягко, тактично, чутко, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще больше затормаживает их, снижая работоспособность. На занятиях их нужно чаще спрашивать, создавать во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Внимание преподавателей должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания т.к. они спокойны, никому не мешают. У флегматиков следует развивать недостающие им качества – подвижность, активность, важно не допускать у них потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие, вялость, лень и апатию.
У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость, делание доводить начатое дело до конца, серьезное отношение к учебе, труду, другим людям. Предостеречь их от переоценке себя и своих возможностей.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.