На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-психологические аспекты развития личности в юношеском возрасте
Социально-психологические аспекты развития личности в юношеском возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Быкадоров Константин Дмитриевич
студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: юношеский возраст, работа с молодежью, развитие личности, социально-психологическое развитие, юноша, молодежь, молодое поколение, становление личности, социализация.


Подходов, применяемых к работе с личностью, множество, однако многие из них не действенны, а некоторые даже могут нанести вред психике индивида. Развитие личности в юношеском возрасте - основной этап в жизни молодежи, который оказывает наибольшее влияние на всю оставшуюся жизнь. Поэтому необходимо не навредить личности и его психике.
Непрерывное развитие и самореализация есть основа человеческого существования. Человек - это активное, устремленное в будущее творческое существо, он сам выбирает свою судьбу в соответствии со своими смыслами и ценностями, что дает ему свободу. В процессе его развития подвергается преобразованию субъективный мир человека и каждый сам выбирает направление этих изменений.


Жизнь человека в начале развития включает в себя следующие стадии психолого-социального развития:
1. Доверие или недоверие.
2. Самостоятельность.
3. Инициативность.
4. Трудолюбие.
5. Отделение своего «Я» от социума.
6. Близость к социуму.
7. Взаимодействие с обществом.


Для правильного развития человек должен изначально самореализоваться, а условием такой самореализации является приобретение своего «Я». Приобрести свою личность можно только лишь в ходе принятия новых знаний, достижении новых вершин и целей.
Другой мотивацией к развитию личности является конфликт между стремлением к свободе и к безопасности. То есть человек является индивидуальным, но при том чувствует себя составной частью мира, однако и не зависим от него.
Необходимо отметить, что молодежи, для формирования своей личности, которая будет полноценно и правильно функционировать, необходимо позитивное внимание. Ценности в жизни побуждают молодое поколение к жизни, однако не всегда они сами выбирают себе ценности. Бывают случаи, что за них принимают решения их родители.


Человек, освоивший свою личность, осознавший себя полностью, обладает следующими характерными чертами:
1. Открыт новшествам.
2. Положительно принимает какие-либо изменения и быстро к ним приспосабливается.
3. Доверяет себе и своей интуиции.
4. Полноценно функционирует в любой создавшейся ситуации.


На молодое поколение, в первую очередь, при развитии их личности, оказывает влияние семья, образовательное учреждение, общество и сверстники. Без общения они бы не могли существовать, так как на начальных стадиях развития личности общение - важный элемент для положительной социализации.
Процесс развития личности также зависит от активности молодежи, которая сопровождает весь процесс социализации личности, проявляясь в творческой и познавательной деятельности, которые происходят на следующих уровнях:
1. Подражательная форма (реализуется при помощи чужого опыта, который присваивается в ходе взаимодействия с ним).
2. Поисково-исполнительская форма (предполагает поиск личностью задач и целей и достижение их самостоятельно).
3. Творческая форма (поиск совершенно новых подходов к решению поставленных задач при развитии личности).

диаграмма

Рис. 1. Диаграмма факторов, влияющих на развитие личности молодежи

Для духовного развития личности необходимо использовать методы, базирующиеся на педагогических системах преподавания. Образовательная система способствует развитию следующих сторон психики: интеллектуальной, физической, сенсорной, художественно-эстетической.
Для духовного развития необходимо создание и организация работы групп по интересам, объединения в кружки молодежи, которые поспособствуют их творческому развитию и повышению духовной культуры. Организация групп по интересам, литературные объединения и другие виды творческой деятельности в полной мере способствуют развитию творческой самореализации учащихся, как в учебной деятельности, так и во взрослой жизни.


В современных исследованиях развития личности основное внимание необходимо уделить:
1. Выработке жизненных позиций.
2. Установление положительных межличностных отношений.
3. Формирование правильной самооценки.
4. Развитие элементов самореализации.


Достичь всех вышеуказанных целей можно лишь с помощью самореализации учащихся. Реализация личности важна в любом возрасте и всегда безгранична. Деятельность всегда имеет важное значение для индивидов, создает для них мотивы деятельности и ценностные ориентации, что расширяет и развивает сферы деятельности.
Таким образом, потребность личности в самореализации востребована всегда, и оказывает большое влияние на формирование и развитие ценностей в жизни.
В процессе жизнедеятельности подростковый период, как известно, занимает особое место как в плане физического, психофизиологического роста и развития, так и в плане социального развития. Важнейшим показателем измерения места значения подростка в этом процессе является уровень его социальной зрелости как выступающего в новой позиции, фиксируемой им самим и окружающими.


Список литературы
1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. №5. - С. 44-48.
2. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. / Д.Н. Узнадзе. - М.: Наука, 1966. - 358 с.
3. Щелина Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: монография / Т.Т. Щелина. - М.: МГПУ, 2006. - 385 с.

Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.