На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Саморазвитие, самореализация, самоутверждение и самосознание личности
Саморазвитие, самореализация, самоутверждение и самосознание личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Сегодня успешная социализация рассматривается в качестве основного критерия эффективности воспитания как целенаправленного процесса развития и саморазвития личности, осуществление которого невозможно без включения человека в полноценный процесс социально-культурного творчества. Саморазвитие личности - это реализация ее собственной активности в процессе самоорганизации, самосознания и самопознания, саморефлексии и деятельности, в ходе которых достигается качественно новое состояние становления личности как субъекта социализации и индивидуализации. Педагогическая специфика саморазвития личности современного старшеклассника, по мнению А.А. Пашкова, наиболее полно осуществляется в процессе социально-культурной деятельности общеобразовательной школы.

Т.А. Вековцева [27] саморазвитие преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности называет целенаправленным процессом качественного освоения культуры, в котором находит воплощение стремления преподавателей развивать свои сущностные силы, посредством обогащения имеющихся знаний, приобретения и совершенствования умений, улучшения личностных качеств в индивидуальном пространстве жизненного и профессионального пути.
Проблема самореализации личности существовала как тема изысканий исследователей во все времена и рассматривается в них как интеграция методологических и теоретических основ наук о человеке, включающих, прежде всего, такие как психология, педагогика, культурология, философия. Самореализация личности подразумевает в основе своей творческое начало. Основу понятия «самореализация личности» составляют также понятия, связанные с самосознанием, самопознанием, саморазвитием, самосовершенствованием, самоопределением, самодвижением. В результате самореализации личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире.
В социально-педагогическом аспекте этот процесс предполагает создание условий, способствующих всестороннему проявлению личностных характеристик.
К процессу формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества обращается Ф.К. Зайнуллина [81]. Фактором самореализации студентов в современных условиях М.З. Галеева [37] называет клубные объединения. А.К. Мурадян [163], используя в своем исследовании аксиологический подход, обосновывает систематизацию процесса социально-культурной самореализации учащейся молодежи в волонтерской деятельности. В качестве среды самореализации личности в сфере досуга Кадер Амир Магид [96] предлагает использовать
движение исторической реконструкции. В кандидатской диссертации Е.М. Могалюк [158] фактором самореализации личности выступает социально-культурная деятельность молодежных общественных объединений. Е.В. Толочкова [237] определяет организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. А.Н. Кузнецов [126] рассматривает социокультурную самореализацию будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе.
В.И. Гладилина [45] обращается к таким понятиям как «самоутверждение» и «самовыражение». В тексте ее работы представлены различные точки зрения на эти исходные понятия. Анализ психологической, педагогической, культурологической литературы, отражающей различные подходы к рассмотрению процессов самоутверждения и самовыражения личности, показал, что в большинстве случаев эти процессы рассматриваются как параллельные. Самоутверждение рассматривает как утверждение себя, своей личности, своего значения; эмоции, которые могут выступать мотивом к действию; потребностью в персонификации; стремление человека к самостоятельности. В своей работе В.И. Гладилина делает акцент на досуге как сфере, в наибольшей степени адекватной целевым установкам и природе подросткового возраста, которая существенно расширяет объективные возможности социально значимого самоутверждения подростков. Данный процесс реализуется через творческое самовыражение, осуществляемое в условиях педагогически направленного формирования умений и навыков самоорганизации досуга, стимулирования проявления инициативы, раскрытия потенциальных возможностей и способностей личности.
В.А. Павлова [180] выявляет особенности развития общественного самоуправления подростков в любительском объединении учреждений культуры. Согласно гипотезе ее исследования, развитие общественного самоуправления подростков будет более результативным, если:
- в качестве ценностной сущности развития самоуправления подростков в любительских объединениях учреждений культуры вырабатываются патриотические качества, лидерские и организаторские, коммуникативные и творческие способности;
- изучено значение деятельностного подхода в процессе развития общественного самоуправления подростков любительского объединения, созданного при учреждениях культуры, основанного на коллективной, творческой, социально полезной, совместной деятельности подростков и специалистов учреждений культуры и их актива;
- выполняется целенаправленное вовлечение подростков в ценностно-ориентированную деятельность, учитывающую их интересы и потребности совместную деятельность, направленную на позитивное преобразование окружающей действительности; создание вариативных программ развития общественного самоуправления подростков с прогнозируемым на каждом этапе деятельности результатом.
Преодоление недостатков в процессе формирования самосознания современной учащейся молодежи приобретает особое значение в данный период общественного становления, когда происходит переориентация ценностей, смена образовательной парадигмы. При этом, как справедливо отмечает современный ученый А.И. Арнольдов [6]: «XXI век наглядно показал, что образование - это жизненно важная и необходимая система знаний, овладение которыми несет человеку плодотворное развитие его интеллектуальных возможностей и способностей. Именно эта система формирует основы общечеловеческой морали и мировоззрения, совершает столь важную для человека подготовку к сознательной жизни и продуктивному труду, является ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей». Важнейшей задачей в этом контексте является духовное оздоровление общества, что невозможно без формирования самосознания личности, свободной в своем жизненном выборе, способной к саморазвитию и самоопределению в поликультурном пространстве.
Уровень развития самосознания личности определяет приоритет общечеловеческих ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства. В то же время осознание своего места в мире и обретение мотивации к самоопределению и самореализации в нем способствует успешной личной и профессиональной самоактуализации молодого человека.
А.В. Калянов [102] выделяет направления формирования самосознания учащейся молодежи в социально-культурном пространстве-времени: постижение гуманитарного знания, встраивание в социально-культурный процесс, обретение своего места в историческом пространстве-времени - «вертикаль духовного возвышения в социально-культурном пространстве-времени» - и освоение знаний в сфере профессионального образования, которое является основой дальнейшей адаптации, социализации, самореализации и самоактуализации - «горизонталь встраивания в социально-культурное пространство-время через профессиональную деятельность».
Исходя из новых требований общества к гуманизации и разработке научных и методических основ по организации деятельности, способствующей подготовке личности к дальнейшей активной личной и профессиональной жизнедеятельности, О.В. Шишкина [263] обращается к исследованию феномена профессионального самоопределения старшеклассников. Компонентами начального профессионального самоопределения старшеклассников, по ее мнению, являются мотивационно-ценностный, информационнокогнитивный, операциональный, рефлексивный, которые проявляются по уровням: высокий, средний, низкий.

При этом педагогическими условиями информационно-познавательной деятельности центров дополнительного образования с целью начального профессионального самоопределению старшеклассников выступают:
1) объединение организационных усилий социальных партнеров с разъяснением спектра профессий для регионального и общероссийского сообщества;
2) организация профессионально-ориентированной среды центров дополнительного образования в форме сетевого взаимодействия;
3) внедрение этапов и форм организации работы со старшеклассниками в центрах дополнительного образования, каждое из которых выполняет определенные функции, влияющие на начальное профессиональное самоопределение старшеклассников;
4) осуществление системного мониторинга процесса начального профессионального самоопределения старшеклассников, активизирующего опыт по выработке дальнейшей образовательной траектории.

Сущность самоорганизации досуга молодежи О.П. Пальцева [181] определяет как результат соединения усилий конкретного человека или группы лиц с запросами общества. При этом основным условием этого процесса становится самореализация и саморегулирование личности через включение в систему общественных связей, в результате чего происходит усвоение социального опыта и удовлетворение личных и социально значимых потребностей.
Креативной общественной самоорганизацией подростков Ж.Б. Хохлова [250] называет способность к нестандартному, оригинальному конструктивному мышлению и поведению в процессе самоорганизации деятельности общественных социально-культурных подростковых объединений и межличностных коммуникаций. Специфика умений самоорганизации студентов-первокурсников, по мнению С.Н. Михневич [157], определяется как осознанная работа по планированию и организации своей деятельности; рациональному использованию своего времени на учебу и другие дела; самостоятельному приобретению и использованию знаний из различных источников для решения практических задач; совершенствованию способов деятельности; контролю и адекватной оценке своей деятельности. Как считает Н.А. Новикова [172], волонтерская деятельность обладает богатым потенциалом для проявления самоорганизационных начал у учащейся молодежи, а также формирования таких значимых качеств, как умение отстаивать свою точку зрения и иметь определенную жизненную позицию.
Проблемы личностного самоопределения подростков особенно резко обостряются в периоды социально-культурных трансформаций и политикоэкономических кризисов, отличающихся стремительными изменениями привычных моделей жизнедеятельности, утратой традиционных представлений о нормах социального взаимодействия и разрушением устоявшихся аксиологических оснований. Подростки как наиболее незащищенная и социально уязвленная группа общества больше всего подвергаются негативному воздействию внешней окружающей среды, поскольку они находятся в переходном периоде своего взросления и у них отсутствуют сформированные жизненные принципы, а также ценностно-нормативные ориентиры.
Поскольку личностное самоопределение подростка является мощным социально-психологическим инструментом проектирования будущего, то проблемы, связанные с профессиональной дезориентацией и сложностью выбора будущих стратегий жизни, обостряются. Агентами, создающими условия для позитивно-созидательного личностного самоопределения, выступают семья, школа, подростковые институциональные объединения. Среди них клубное объединение, по мнению Н.А. Шиловой [262], является уникальной организационно-культурной формой, обладающей потенциалом стимулировать процесс личностного самоопределения в социально-значимом направлении. С одной стороны, клубное объединение является достойной альтернативой неорганизованному, стихийному подростковому окружению и досугу. С другой стороны - выступает особой формой общественной самоорганизации равноправных субъектов деятельности: членов объединения (подростков), педагогов.

К выявлению организационно-педагогических условий личностно-профессионального развития студента колледжа культуры в своей работе обращается В.Ю. Дубок [66]. К организационно-педагогическим условиям она относит:
- создание локальной педагогической среды колледжа, обеспечивающей неразрывное единство процессов воспитания, обучения, самообразования, самовоспитания, самореализации на основе разнопланового партнерского субъект-субъектного взаимодействия педагогов и студентов;
- реализацию комплексной программы музыкального краеведения, интегрирующей учебную дисциплину, а также сферу исполнительской и педагогической практики студента, его самостоятельную (учебную и внеучебную) исследовательскую, инновационно-творческую, социально-инициативную, проектную, просветительскую деятельность;
- стимулирование самоорганизационных процессов в студенческой среде, поддержку создания в образовательном учреждении студенческих творческих объединений и клубов по интересам краеведческой направленности;
- организацию и стимулирование самостоятельной инициативной инновационной проектной деятельности студентов, направленной на сохранение и возрождение традиций музыкальной культуры региона;
- обеспечение целенаправленной работы по формированию профессиональной направленности на исполнительскую, педагогическую и организационную работу в сфере культуры, искусства и образования, а также ориентации студентов на продолжение профильной подготовки в вузе и повышение квалификации;
- технологическое обеспечение процесса личностно-профессионального развития за счет разработки методических материалов, информационного, материально-техническое и кадрового (профильные повышение квалификации и переподготовка) обеспечения реализации образовательновоспитательной программы личностно-профессионального развития студентов средствами музыкального краеведения.

Источник: Тараторин Е.В. Педагогические технологии воспитания личности в современной России: Монография. Минкультуры России, ОГИК. Тамбов: Издательство Юконф, 2022. 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.