Категория «ценности»
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Современная ситуация в сфере социально-культурной деятельности характеризуется наличием целевых установок на развитие свободной, социально-ответственной, общественно-полезной, творческой личности и несоответствующим им реальным ценностным ориентациям различных социальных групп. Достижение данных целей невозможно без обоснования приоритета исторически обусловленных объективных ценностей в развитии общества и конкретной личности. Особое значение процесс формирования ценностей имеет для молодежи, которая является одной из дееспособных сил общества, от которой, в конечном счете, зависит перспектива его развития.


Исследование системы ценностей и их формирования является важной задачей педагогики социально-культурной деятельности, при этом уточнение сущности, содержания и особенностей интериоризации общенациональных ценностей для современных условий общества своевременно и перспективно. В систему общенациональных ценностей Л.А. Гриневич [57] включает: духовность, свободу личности, народность, нравственность, патриотизм, гражданственность, солидарность, сотрудничество, толерантность. Они выявлены исследователем на основе требований аксиологического, системного, синергетического подходов и анализа свойств сложноорганизованных систем (целостности, адаптации и развития). Ценности обоснованы с учетом природно-климатических, общественно-исторических и социально-экономических условий для национальностей РФ.
Важной педагогической задачей ряда диссертационных работ является воспитание или формирование ценностного отношения. Ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как существует в сознании субъекта. Оно обозначает как объективные связи, в которые вступает человек с окружающими его людьми и предметами, так и то, как он сам относится к действительности. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов. Личностные ценности отражаются во внутреннем мире в виде идеалов добра, красоты, совестливости, ответственности и т.п.; потребности - в виде желаний, стремлений.
В отношении младших школьников ценностное отношение к родному языку формируется средствами социально-культурной деятельности [83], ценностное отношение к здоровому стилю жизни - в условиях культурнодосуговая деятельности спортивных центров [7]. В отношении подростков ценностное отношение к русскому языку воспитывается в условиях социально-культурной деятельности [210]. Ценностное отношение молодежи к Родине формируется средствами народных художественных промыслов [208]. Ценностное отношение студентов к образованию формируется в процессе их участия в социально-культурной деятельности научной библиотеки вуза [209].
Система социокультурных ценностей - это органическая взаимосвязь продуктов человеческой деятельности, специфических технологий их создания и потребления. На нее оказывает влияние комплекс факторов, в числе которых можно выделить следующие: социально-экономический потенциал; этносоциальная среда; художественно-эстетический потенциал; морально-эстетико-правовой и социально-политический климат в обществе; научно-технический ресурс; образовательное пространство. Отношение человека к системе социокультурных ценностей отражает его предпочтение в отношении определенной системы ценностей и соответствует структуре личности. Именно формированию социокультурных ценностных ориентаций учащихся посвящена кандидатская диссертация Д.П. Даяновой [60]. В качестве инструмента организации названного педагогического процесса выступают молодежные общественные объединения и организации.
Р.Р. Богачев [13] предлагает формировать ценностные ориентации молодежи в условиях деятельности клубных объединений туристической направленности. А.Б. Беляева [10] в качестве инструмента формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей предлагает социально-культурную деятельность общественных объединений. Л.В. Суркова [230] формирует ценностные ориентации школьников средствами культуротворческих технологий социально-культурной деятельности. Ценностные ориентации молодежи, по мнению Е.Г. Буянкиной [22], могут сформировать в условиях социально-культурной деятельности национальных общественных объединений. В кандидатской диссертации Е.Б. Ершовой [75] социально-культурная деятельность является фактором формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи. Средствами информационнопросветительских технологий Н.К. Березина [11] формирует ценностные ориентации студенческой молодежи [265]. К студенческой молодежи также обращено исследование Я.А. Куликовой [128], в котором ценностные ориентации формируются средствами социально-защитных технологий в добровольческой деятельности. Е.П. Суходолова [231] считает, что социальнокультурная деятельность вуза может выступать фактором формирования ценностных ориентаций студентов. К формированию гуманистических ценностных ориентаций молодежи обращается Н.С. Шарапова [256], которая в организации данного процесса предлагает использовать игровые технологии.
Общеизвестно, что ценностно-смысловые компетенции связаны со свободным самоопределением, саморазвитием, что позволяет сосредоточивать значительные ресурсы для развития познавательной активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора. Ценностно-смысловые компетенции относятся к общему содержанию развития человека, они конкретизируются на уровне мировоззрения и смысла жизни. Так как они основываются на главных целях жизнедеятельности личности, освоения социального опыта и личного опыта, то становятся необходимыми для дальнейшего получения жизненных навыков и практической деятельности в современном обществе.
Ценностно-смысловые компетенции А.А. Мударисова [162] определяет как компетенции освоения участниками мировоззренческой картины мира, жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений, событий; способность выстраивать внутреннюю целевую доминанту, выражающую стремление личности в реализации ее творческого потенциала и сущностных сил, направленных на качественное потребление ценностей духовной культуры и других видов культурно-досуговой деятельности, определяющих качество культуры досуга личности. Исследователь предлагает формировать ценностно-смысловые компетенций молодежи средствами культурно-досуговой деятельности. Она описывает педагогический процесс, направленный на развитие способности молодежи видеть и понимать пути и способы рационального использования свободного времени, связанных с умением ориентироваться в культурно-значимых ценностях современного общества, реализацией в деятельности и общении социокультурного потенциала досугового времени, активного стремления духовно насыщать и интенсивно строить досуг, умением выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, направленных на удовлетворение культурно-досуговых потребностей, культурно-досуговых установок и ценностей.
А.А. Горнышева [51] в своем исследовании затрагивает вопрос, касающийся ценностного самоопределения подростка в условиях социокультурного пространства учреждения дополнительного образования. По ее мнению, самоопределение личности имеет два вектора своей направленности: а) на самопознание, самоосознание и самоидентификацию, определение своего отношения к себе как личности и субъекту жизнедеятельности (своей Я - концепции); б) на определение своих жизненных целей и планов, своего отношения к значимым аспектам различных сфер своей жизнедеятельности. Самоопределение выступает как процесс и результат этого процесса, как сложное, одновременно динамичное и стабильное состояние его субъекта, как деятельностный, рефлексивный и ценностно-смысловой акт, носящий, с одной стороны, культурособразный характер (соотнесенность выбора с ценностями и нормами культуры), с другой - культуротворческий (нормотворчество, открытие нового в себе). Поэтому готовность к его осуществлению связана со становлением тех личностных структур, которые обеспечивают его ценностно-смысловую наполненность, конструктивную направленность, культуросообразный и культуротворческий характер.
В результате взаимодействия и взаимовлияния, на основе ценностного самоопределения человек формируется как личность, его отношения с социокультурным пространством расширяются, приобретают форму иерархической пирамиды, отношения с другими людьми приобретают свойство рефлексии. Его поведение становится более контролируемым, социальноприемлемым. Развитая функция самоконтроля, как паттерн личности, ориентированной на ценностное самоопределение, имеет внешние проявления в форме толерантности по отношению к другим, солидарности при взаимодействии с ними, тем самым общество приобретает дополнительный контекст гуманности, что делает общество более стабильным.
Н.С. Квасова [108] обращается к понятию «ценностная стратификация». В обосновании данного понятия она указывает на социальную стратификацию, которая представляет собой определенную упорядочность членов общества на основе конкретных критериев (образа жизни, ценности, возраст, пол, профессия, образование, семейное положение и т.п.). Это позволяет строить различные типы стратификационных систем, одной из которых является социально-культурная стратификация, распределяющая в определенной иерархии различные кагорты населения по уровням социально-культурной активности. Разновидностью социально-культурной стратификации является ценностная стратификация, определяющая специфику ценностной иерархии общностей, социальных групп, личности, что является необходимым условием для эффективной организации социальнокультурной деятельности.
Ценностные предпочтения у молодежи, по мнению Н.Н. Фокиной [247], являются одним из направлений воспитания личности, заключающееся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете, в учреждениях культуры проявляется не только в познании, общении, творчестве, креативности, участии в социально-ценностных акциях. Процесс воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры носит взаимопреобразующий характер, протекающий в интерактивном поле «человек - среда», что позволяет улавливать тенденции развития объективно складывающихся локальных социально-культурных ситуаций. Поэтому воспитание ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры позволяет выстраивать перцептивно-коммуникативные процедуры адекватные социально-культурным ситуациям, в которых функционирует единый технологический процесс.
Источник: Тараторин Е.В. Педагогические технологии воспитания личности в современной России: Монография. Минкультуры России, ОГИК. Тамбов: Издательство Юконф, 2022. 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.