На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Цифровая трансформация образования: сущность, технологии
Цифровая трансформация образования: сущность, технологии
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Современные социально-экономические условия, связанные с созданием и продвижением экосистемы высокоэффективных цифровых платформ, технологические вызовы и связанные с этим перемены в социуме оказывают значительное влияние на суть современного информационного общества, что детерминирует усиление потребности в специалистах с актуальными знаниями, сформированной профессиональной компетентностью. Одним из ключевых драйверов цифровизации, в том числе роста разработок на основе технологий искусственного интеллекта, является возможность пилотирования прорывных разработок в реальных условиях и доступность данных для обучения моделей искусственного интеллекта. Социальные процессы, происходящие в современном обществе (информатизация, цифровизация, трансформация общества и связанная с этими процессами цифровая трансформация образования) влияют на людей в целом и на каждого человека в отдельности.


В связи с этим инициативы высших учебных заведений выходят за их пределы. Четко прослеживаются их ориентиры на выстраивание своих ресурсов в глобальную цифровую экосистему и глобализацию учебного пространства, что раскрывает широкий спектр возможностей перехода к новым парадигмам в педагогике, в психологии и других науках. В этой связи можно выделить ряд педагогических и психологических факторов, которые делают эти процессы эффективными, позволяют специалисту современного общества быть успешным, реализовывать себя в профессиональной деятельности. В качестве психологических можно выделить следующие факторы: многомерное восприятие мира с помощью электронных средств коммуникации, увеличение разнообразия и скорости поступления информации, потребность в ее актуализации, рост диалогичности на разных уровнях социальной системы. Как отмечает И.Я. Лернер, определяя приемы нестандартного мышления, современные обучающиеся способны самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, определять новые функции знакомого объекта, воспринимать новые проблемы в знакомых ситуациях, определять структуру объекта, которую изучают, развивать память, формировать и высказывать мысли, развивать воображение и др. [1, с. 67-81].
Информатизация - это система следующих взаимосвязанных процессов: информационного - обособления и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами; познавательного - формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях; материального - строительство глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации (А.П. Ершов).
Информация - это сведения, факты, комментарии, мнения, представленные в печатном или цифровом виде, которые можно хранить и передавать по мере необходимости. Это такие сведения, которые уменьшают или полностью снимают существовавшую до их получения неопределенность. Наименьшее количество информации, снимающей неопределенность системы с двумя равновероятностными состояниям, равно одному биту. Присвоение индивидом информации становится знанием.
Образование в информационном обществе и обществе знаний приобретает новое качество благодаря наличию современных технических средств, информационно-коммуникационных технологий и информационного образовательного пространства, которые создают благоприятные условия и широкий спектр возможностей для каждого человека получать, перерабатывать, сохранять и использовать информацию в том объеме, который необходим ему для саморазвития, самообразования и самосовершенствования. Все больше востребована концепция «образование без границ». Ее реализация связана с открытостью образовательного пространства и образовательных систем. Информатизация образования рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Она представляется как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения определенных проблем и задач:
- научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические предпосылки развития образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества;
- методологическая база отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания;
- теоретическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования;
- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания;
- разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения и т.д.


Глобальная цель информатизации образования заключается в радикальном повышении эффективности качества образования, соответствующего требованиям постиндустриального общества. Глобальная цель включает в себя целый ряд подцелей, таких как:
- подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию во всех сферах жизнедеятельности в условиях информационного общества;
- повышение качества образования;
- увеличение степени доступности образования;
- информационная интеграция национальной системы образования в инфраструктуру мирового сообщества.


В качестве предпосылок для цифровой трансформации высшего образования можно обозначить не только проникновение в образовательную область различных информационных технологий, изменивших сам процесс обучения, но и ряд нормативноправовых актов. Цифровая трансформация высшего образования предполагает перестройку всех направлений деятельности с опорой на информационно-коммуникационные технологии. Изменения должны произойти в технологиях и программах обучения, методах и средствах, формах учебной деятельности, планируемых образовательных результатах, результатах оценивания [2, с. 61-69]. Одним из базовых нормативно-правовых актов, задающих общую траекторию развития цифровых технологий и цифровизации общества, можно считать Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [3].
В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» одним из целевых ориентиров указана трансформация системы образования, без изменения которой невозможно подготовить специалиста, владеющего новыми цифровыми технологиями и способного изменяться вместе с экономикой. В рамках реализации
Программы [4] к 2024 г. прогнозный показатель числа выпускников высших образовательных учреждений должен составить около 120 тыс. чел. в год. При этом выпускникам необходимо уметь использовать в своей будущей профессиональной деятельности цифровые технологии [5, с. 243].
Трансформация высшего образования предусмотрена федеральным проектом «Цифровая образовательная среда», являющимся составной частью национального проекта «Образование». Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание в образовательных учреждениях различного уровня и профиля современной цифровой образовательной среды, отвечающей условиям безопасности [6]. По решению министров образования, входящих в состав Европейского пространства высшего образования, в качестве приоритетного направления развития высшего образования заявлено интенсивное внедрение в образовательный и управленческий процесс цифровых технологий.
Цифровая трансформация высшего образования позволяет расширять границы образовательного пространства за счет внедрения и использования электронных учебников и программ, онлайн-курсов, электронных библиотек, присоединения вузов к проекту «Национальная платформа открытого образования», обучения студентов навыкам работы с большими объемами данных, повышения навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями и цифровых компетенций у преподавательского состава, реализации ГГ-стартапов в сфере высшего образования и др. [7, с. 85-95].


Стратегия «Цифровая трансформация образования» направлена на преодоление вызовов, стоящих перед системой образования, и создание условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, а также возможностей для повышения результативности обучения. Стратегические инициативы в рамках проекта цифровой трансформации отрасли «Образование (общее)»:
- Библиотека цифрового образовательного контента (обеспечение обучающихся и учителей бесплатным доступом к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам, позволяющим реализовать программы общего образования любого уровня сложности, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, а также повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников). Цель проекта: создание равных условий для получения качественного бесплатного образования вне зависимости от места проживания. Срок реализации: до 2030 года.
- Цифровое портфолио ученика (сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования). Цель проекта: обеспечение школьникам возможности управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями. Срок реализации: до 2030 года.
- Система управления в образовательной организации (перевод межведомственного взаимодействия на электронный документооборот, в том числе между государственными и негосударственными организациями; создание системы, обеспечивающей принятие управленческих решений в системе образования на основе анализа «больших данных», в том числе посредством интеллектуальных алгоритмов на основе машинного обучения). Цель проекта: создание системы, обеспечивающей принятие управленческих решений в системе образования на основе анализа больших данных. Срок реализации: до 2030 года.
- Цифровой помощник ученика (сервис, позволяющий с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами). Цель проекта: обеспечение школьников возможностью управления образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами. Срок реализации: до 2030 года.
- Цифровой помощник родителя (реализация проактивного сервиса, обеспечивающего автоматизированный подбор и поступление в общеобразовательные организации, а также организации дополнительного образования, запись на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях / ГИА, получение документов об образовании). Цель проекта: обеспечение родителей возможностью автоматизированного подбора для ребенка образовательных организаций и образовательных программ. Срок реализации: до 2030 года.
- Цифровой помощник учителя (сервис, автоматизирующий проверку домашних заданий и планирование образовательных программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей, снизить административную нагрузку на педагогических работников). Цель проекта: обеспечение педагогических работников возможностью автоматизированного планирования рабочих программ, автоматизированной проверки домашних заданий, автоматизированного планирования повышения квалификации. Срок реализации: до 2030 года [obr55 ru/wpcontent/uploads/2021/08/ Pasport_Strategii_T sTO_na_sai_774_t_skan.pdf].


Согласно планам Министерства просвещения, почти все школы страны к 2024 году будут использовать в образовательном процессе цифровые технологии. Доля электронной документации составит в них 90%. Для этого используют новую систему управления школой при помощи больших данных.
Министерство просвещения России доверит искусственному интеллекту проверку домашнего задания школьников. По информации ведомства, такую технологию планируют ввести до 2030 года в рамках использования сервиса «Цифровой помощник учителя». В документе отмечено, что абитуриенты вузов и колледжей смогут предоставлять собранное в период школьного обучения цифровое портфолио. Оно включит все достижения учащегося за время учебы. Материалы портфолио также пригодятся и в процессе трудоустройства. Предполагается, что все выпускники школ смогут собрать такое портфолио до 2024 года. Формировать перечень своих достижений школьник сможет благодаря сервису «Цифровое портфолио ученика». Стратегия будет способствовать увеличению вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий и достижению цифровой зрелости отрасли образования.
Подготовка специалистов, конкурентоспособных на современном рынке труда, возможна лишь в условиях информационного образовательного пространства. Чтобы дать ему определение, рассмотрим такие понятия, как «образовательное пространство» и «информационное пространство».
Образовательное пространство в дидактике определяется как совокупность информационных, технологических и педагогических условий, создающих возможность для организации процессов обучения, самообразования, самоопределения и саморазвития.
Рассмотрим определения понятия «информационное пространство», сформулированные в научных трудах [8, с. 140-147]. В работе В.Л. Гирича и В.Н. Чуприной «Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам» дано следующее определение: «Информационное пространство - совокупность информационных ресурсов и инфраструктур, которые составляют государственные и межгосударственные компьютерные сети, телекоммуникационные системы и сети общего пользования, иные трансграничные каналы передачи информации». Как мы видим, данная формулировка затрагивает технический аспект формирования информационного пространства.
Рассматривая данное понятие в контексте культурологии и социологии, С.М. Сороко утверждает, что «информационное пространство - это концептуальное пространство, отражающее мировосприятие людей современной эпохи». Иными словами, пространство, формирующееся под влиянием существующего в данный конкретный момент мировоззрения.
С.А. Проскурин в работе «Геополитическое измерение глобального информационного пространства» дает следующее определение: «Информационное пространство - пространство, в котором создается, перемещается и потребляется информация». Очевидно, ученый подразумевает некую ограниченную среду, которой привязаны информационные потоки.
С. Ширин, рассматривая данное понятие с точки зрения современной медиасистемы, говорит о том, что «мировое информационное пространство - интегрированные при помощи усовершенствованных в ходе информационной революции коммуникационных систем и способов передачи информации национальные и трансграничные информационные потоки».
Наиболее полным и отражающим запросы современного общества, а также универсальным по отношению к различным сферам коммуникационной деятельности человека автору показалось определение информационного пространства, сформулированное в статье М.В. Катковой «Понятие «информационное пространство» в современной социальной философии»: «Информационное пространство - это исторически сформировавшаяся, обеспеченная правовыми гарантиями и средствами, обеспечивающая наибольшую меру доступности для потребителя форма скоординированных и структурированных, территориально близких и удаленных информационных ресурсов, аккумулирующих результаты коммуникационной деятельности людей».
Обобщив проанализированные определения и научные труды, можно прийти к выводу, что в научной среде превалируют два подхода в изучении информационного пространства - технический подход и гуманитарный подход. Рассмотрим специфику каждого из них.
Технический подход. Информационное пространство представлено в организационно-техническом аспекте как система, осуществляющая передачу, обработку и хранение информации с использованием технических средств и других ресурсов. Информационному пространству в этом случае свойственна ограниченность и привязанность к каналам распространения данных. Так, А.И. Ненашев говорит о том, что «структуру информационного пространства определяют информационные технологии и материальные носители информации», а именно базы и банки данных, технические средства хранения, передачи и обработки информации, коммуникационные сети.
Объектами информационного пространства с точки зрения точных наук являются информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура. Объекты изучения в этом случае будут иметь «материальнотехническую природу».
Гуманитарный подход. С точки зрения гуманитарных наук информационное пространство является совокупностью знаний и информации, формирующейся и постоянно изменяющейся в процессе эволюции общества. Гуманитарное понятие информационного пространства предполагает полное отсутствие границ и привязанности к конкретной местности. Данный подход подразумевает, что объекты информационного пространства имеют «человеческую природу - люди и их сообщества». Так как данное исследование проводится на базе филологических наук, для изучения понятия «информационное пространство» мы будем придерживаться именно гуманитарного подхода.
Информационное пространство представлено как сфера «деятельности отдельных людей, профессиональных групп, субъектов государственного управления, экономических и политических отношений и т.п. - т.е. фактически любого субъекта деятельности, осуществляющего таковую целиком или частично с использованием возможностей современных информационных технологий». Компоненты информационного пространства: информационные ресурсы; средства информационного взаимодействия; информационная инфраструктура.
Информационное образовательное пространство - единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования. По сути, это функциональное предназначение информационного пространства.
Образовательная среда - совокупность условий, в которых разворачивается образовательный процесс и с которыми вступают во взаимодействие субъекты этого процесса.
Информационная среда - совокупность информационных объектов, средств коммуникации, способов получения, переработки, использования, создания информации, а также она включает коллективные (социальные) и индивидуальные субъекты, наделенные мотивами и потребностями.
Информационная образовательная среда - это системноорганизованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанного с человеком как субъектом образования.


Характеристики информационной образовательной среды, значимые для организации учебно-воспитательного процесса:
- открытость, которая обеспечивается за счет взаимодействия среды с информационно-образовательным пространством;
- целостность, т.е. внутренне единство компонентов среды;
- полифункциональность, т.е. среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной работы школьников.
Структура и содержательное наполнение информационной образовательной среды зависит от цели, с которой она создается субъектами. Можно говорить о предметных, досуговых, административно-управленческих средах и т.д. Информационное образовательное пространство включает в себя всевозможные порталы, электронные библиотеки, базы данных, виртуальные и дистанционные школы и т.д. Следовательно, целью обучения становится развитие умений самостоятельно приобретать и применять знания в соответствии с личностными целями и потребностями, решая актуальные для учащихся проблемы.
Важнейшим свойством информационной образовательной среды является интерактивность. Это возможность ученика взаимодействовать с элементами среды для достижения своих познавательных целей. Интерактивность тесно связана с коммуникативностью - умением и желанием общаться как лицом к лицу с собеседниками, так и с помощью ИКТ.


Интерактивность позволяет реализовать следующие дидактические свойства ИКТ-технологий:
- адаптивность - создание благоприятных условий в процессе обучения;
- продуктивность - возможность изменения или дополнения информации;
- креативность - создание собственного образовательного продукта, индивидуальное решение проблемы на основе предложенного материала.


Уровни интерактивности:
- простой (пассивный) - минимальное количество действий пользователя с небольшими функциональными возможностями (например, управление презентацией - запуск, остановка, возвращение к предыдущему слайду и т.д.);
- ограниченный уровень взаимодействия с учебным продуктом формулируется как процесс, в котором учащийся реагирует на отдельные учебные запросы (например, тестирование);
- полный уровень интерактивности характеризуется разнообразием реакций учащихся на многочисленные учебные запросы и расширением способов взаимодействия с учебным материалом (манипуляции объектами на экране, имитационное моделирование, сложная навигация и т.д.);
- уровень реального масштаба времени характеризуется вовлечением учащегося во взаимодействие со средой, моделирующей реальные объекты или процессы.


Информационная образовательная среда характеризуется:
- личностной заданностью, которая подразумевает активное субъектное начало среды любого уровня;
- мультимедийностью - представление информационными способами: текст, аудио- и видеозаписи, фотографии, иллюстрации, анимации и т.д.;
- адаптивностью - свойство среды, связанное с удовлетворением разнообразных образовательных запросов личности;
- многоаспектностью - представлением информации в процессе или явлении с разных точек зрения, во множестве связей и отношений.


Таким образом, в процессе цифровой трансформации образования происходит формирование и распространение новых моделей работы образовательных организаций. В их основе лежит синтез:
- новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий;
- непрерывного профессионального развития педагогов;
- новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов;
- организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых изменений.


Система образования - это информационное производство, которое всегда осуществляется в информационной среде. Суть цифровой трансформации образования - достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий.
Информационные технологии - процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149 - ФЗ от 27.07.2006 (последняя редакция), информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Цель информационной технологии (ИТ) - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.


Основы информационной технологии:
- сбор данных или первичной информации;
- обработка данных и получение результатов информации;
- передача результатов информации пользователю для принятия на ее основе решений.


Отличительные свойства информационных технологий:
- позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества;
- позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы;
- информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов;
- обеспечивают информационное взаимодействие между людьми;
- занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
- играют ключевую роль в процессах получения и накопления знаний;
- использование информационных технологий может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества.


Рассмотрим классификации информационных технологий и информационных систем. В зависимости от вида обрабатываемой информации информационные технологии могут быть ориентированы на:
- обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);
- обработку текстовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);
- обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой);
- обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);
- обработку знаний (экспертные системы).
По степени использования компьютеров в информационных технологиях различают бескомпьютерные и компьютерные. К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптические (эпипроекторы и т.д.), электронные технологии (телевизоры, проигрыватели лазерных дисков).


К компьютерным информационным коммуникационным технологиям предъявления учебной информации относятся:
- технологии, использующие цифровые образовательные ресурсы на основе динамического гипертекста;
- мультимедиатехнологии позволяют использовать текст, графику, видео-, мультипликацию в интерактивном режиме;
- виртуальная реальность - технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в виртуальном мире в реальном времени;
- технологии дистанционного обучения: кейсовая, интернеттехнология, телевизионно-спутниковая и др.


Рассмотрим эволюцию информационных технологий. Появление первого печатного станка и книгопечатания (1445 г.) произвело первую информационную революцию.
Информационная технология - совокупность методов, производственных и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности.
I этап продолжался до начала 60-х годов XX века. Эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколений. Основным критерием создания информационных технологий являлась экономия машинных ресурсов. Цель - максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого этапа: программирование в машинных кодах, появление блок-схем, программирование в символьных процессах, разработка библиотек стандартных программ, автокодов, машинно-ориентированных языков и Ассемблера. Достижением в технологии программирования явилась разработка оптимизирующих трансляторов и появление первых управляющих программ реального времени и пакетного режима.
II этап длился до начала 80-х годов. Выпущены мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий стала экономия труда программиста. Цель - разработка инструментальных средств программирования. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном режиме. Разработаны языки высокого уровня, пакеты прикладных программ, системы управления базами данных, системы автоматизации проектирования, диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети. Появилась наука «Информатика».
III этап продолжался до начала 90-х годов. В конце 70-х годов был сконструирован персональный компьютер, что произвело вторую информационную революцию. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело к использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания. Профессиональные знания экспортируются посредством продажи наукоемкой продукции. В производственную культуру проник игровой компонент. Производство вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий.
IV этап - 90-е годы XX века. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоматизации знаний. Цель - информатизация общества. Появились машины с параллельной обработкой данных - транспьютеры; портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим; графические операционные системы; новые технологии: системы мультимедиа; гипертекст; объектно-ориентированные технологии. Телекоммуникации становятся средством общения между людьми. Созданы предпосылки формирования общего рынка знаний посредством дистанционного обучения, электронной памяти человечества по культуре, искусству, народонаселению, науке и т.д. Внедряются дистанционное обучение, автоматизированные офисы, всемирные каталоги изделий. Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Наступает этап информатизации общества.


Обзор цифровых технологий в образовании включает в себя описание различных средств и приложений, которые помогают учителям и ученикам эффективнее и интереснее обучаться и преподавать. Эти технологии могут использоваться в различных образовательных учреждениях и на разных этапах обучения - от начальной школы до университета. Некоторые из основных цифровых технологий, используемых в образовании, включают:
1. Интерактивные доски - это электронные доски, которые позволяют учителям создавать интерактивные уроки с использованием изображений, видео- и аудиофайлов.
2. Мобильные устройства - смартфоны, планшеты и ноутбуки могут использоваться для учебных целей, например, для чтения электронных учебников и выполнения домашних заданий.
3. Онлайн-платформы - это веб-сайты и приложения, которые позволяют учителям и ученикам общаться и работать вместе независимо от местонахождения.
4. Виртуальная реальность - это технология, которая позволяет создавать виртуальные среды для обучения.
5. Облачные технологии - это технологии, которые позволяют хранить и обмениваться информацией в облаке, что облегчает доступ к учебным материалам и совместной работе.
6. Машинное обучение - это технология, которая позволяет ученикам получать персонализированную обратную связь на основе анализа их производительности.
7. Блокчейн - технология, которая может быть использована для создания безопасной и надежной системы аутентификации учеников и подтверждения их достижений.
8. Искусственный интеллект - технология, которая может использоваться для создания умных учебных систем и анализа данных для оптимизации образовательных процессов.


Это только некоторые из возможных применений цифровых технологий в образовании. Каждая из этих технологий может быть использована для повышения качества образования и создания более интересных и эффективных учебных процессов.
Для эффективного использования цифровых технологий при решении учебных и организационных задач образовательные организации применяют разнообразные средства: обучающие компьютерные программы, инструменты компьютерного тестирования, цифровые справочники, энциклопедии и словари, учебные пособия и учебники, электронные библиотеки, электронные журналы и дневники. Работники управления часто используют электронные справочно-правовые системы и специализированные программные средства для решения организационных, управленческих и экономических задач, а также для организации электронного документооборота. Большим шагом вперед в обеспечении российской системы образования цифровыми учебными материалами стало создание Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/). Ее появление стало одним из важных результатов федерального проекта «Информатизация системы образования». В настоящее время в ней собрано более 100 тыс. цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана [9].


Интеллектуальные системы и технологии:
- интеллектуальные системы помогают сделать процесс эффективным (например, индивидуальные программы обучения);
- интеллектуальные системы повышают вовлеченность через геймификацию (геймификация - это использование игровых подходов, которые широко распространены в компьютерных играх, для неигровых процессов, что позволяет повысить вовлеченность участников в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг, усилить лояльность клиентов);
- интеллектуальные системы позволяют максимально автоматизировать бизнес.


Сетевые технологии - это согласованный набор программных и аппаратных средств (например, драйверов, сетевых адаптеров, кабелей и разъемов) и механизмов передачи данных по линиям связи, достаточный для построения вычислительной сети.
Современные облачные платформы представлены как специализированными решениями, предназначенными для реализации относительно узких задач, например, бухгалтерского учета, так и универсальными, применяемыми в различных сферах деятельности. Существуют и специализированные облачные обучающие платформы. Они предлагают хорошие инструменты для создания и размещения учебных курсов, однако обладают и рядом недостатков, подобных названным нами для локальных платформ дистанционного обучения: привязка к определенной структуре процесса обучения, отсутствие унифицированных решений. Кроме того, в данном случае все учебные материалы передаются сторонней организации - владельцу хостинга, а их доступность обучаемым полностью зависит от стабильности работы такой системы хостинга. Учитывая, что большинство специализированных платформ принадлежит коммерческим организациям, существует риск их закрытия в случае, если их владельцы сочтут их недостаточно выгодным вложением средств. В то же время развились возможности универсальных облачных платформ, которые стали пригодны для успешного применения для задач обучения: передачи электронных учебных материалов, обмена результатами выполнения учебных заданий. Для решения подобных задач выгодно применять бесплатные облачные решения. Такие решения позволяют быстро и без затрат урегулировать текущие задачи, а также создают основу для развертывания впоследствии специализированных решений.
Существует ряд специализированных программных платформ, предназначенных для организации дистанционного обучения, в том числе с элементами автоматизации. Их внедрение осложняется тем, что такие платформы предполагают достаточно серьезные изменения в процессе управления обучением, администрирования деятельности учреждения в целом. Это объективная проблема, усложняемая требованиями к таким системам, обусловленным спецификой различных учебных курсов. Стоимость самостоятельной разработки, внедрения и адаптации подобных систем высокая. Имеющиеся системы разрабатывались по заказу конкретных организаций и разработчиков, имеющих индивидуальное представление о системе обучения в целом. Реализуя собственные потребности, они не всегда учитывали разнообразие дисциплин и учреждений образования. Любое типовое решение не сможет удовлетворить все заинтересованные стороны. В настоящее время можно констатировать отсутствие единой универсальной вузовской платформы для организации дистанционного взаимодействия в процессе обучения [10].


Сервисы Internet: «Интернет-инструменты и сервисы в работе педагога-психолога»:
- sites.google com/site/badanovweb2/
- openedu ru/
- edx org/ (доступ к 2000 бесплатным онлайн- курсам от 140 ведущих учебных заведений по всему миру);
- stepik org ru


Сервисы для научно-исследовательской работы:
- academia edu/
- агрегатор научно-технических грантов и конкурсов 4science ru/finsupports
- сервис для создания библиографических списков edunews ru/students/napisanie/oformlenie-spiska-literatury.html
- Mendeley (Elsevier) - платформа, предоставляющая сервисы совместной работы с библиографическими данными, которая была создана для построения социальной сети ученых на основе их публикаций.
- EndNote (Платформа EndNote Online) - стогема управления библиографической информацией, применяемая для управления ссылками и библиографией. Бесплатный пакет предоставляется в онлайн-версии программы - EndNote Online.
- Zotero - библиографический менеджер, который подходит как для индивидуальной, так и коллективной работы, для облачного хранения полных текстов статей в вашей личной или коллективной библиотеке. Zotero является персональным приложением для реферирования, выполненным в виде плагина к Firefox или Chrome.
- Biblioscape - программа для организации ссылок, примечаний по исследованиям, автоматического создания ссылок и автоматического создания библиографических списков, поиска и получения библиографических данных в интернете, а также размещения библиографических баз данных в сети. Biblioscape - программа, созданная для того, чтобы помочь исследователям коллекционировать и управлять библиографическими данными. В программе имеются средства доступа к онлайновым научным ресурсам, база данных для ссылок на литературу и даже встроенный текстовый редактор для подготовки научных текстов. Biblioscape также позволяет вести заметки, составлять расписание и т.д.
- доступное образование от университета 20.35 dc.2035.university edu-content


Рассмотрим информационные и информационно-деятельностные модели обучения. Базовые информационные и информационно-деятельностные модели обучения:
- классическая (традиционная) модель обучения;
- поисковая (сетевая) модель обучения;
- открытое образование;
- дистанционное образование.


Различия между традиционным и дистанционным обучением:
- пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
- усиление активной роли учащегося в образовательном процессе;
- постановка образовательных целей, выбор форм и темпов обучения, подбор материалов.


Дистанционное обучение - это модель обучения, основанная на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий. Модель дистанционного обучения, разработанная в 1990-е гг. В. Кинелевым, В. Меськовым, В. Овсянниковым, В. Вержбицким и др., рассматривает обучение как информационнообразовательную среду, основанную на современных средствах передачи и хранения информации.
Цель использования дистанционного обучения образовательным учреждением - представление учащимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства. Существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения в мировой практике базируется на шести известных моделях.
Модель 1. Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.
Модель 2. Университетское обучение (на базе одного университета). Система обучения для студентов, которые обучаются на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Студентам предлагаются помимо печатных пособий аудио- и видеокурсы, разработанные ведущими преподавателями этих университетов.
Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ заочного/ дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими.
Модель 4. Автономные образовательные учреждения. Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучаемых.
Модель 5. Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.
Модель 6. Неформальное интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли получить школьное образование.


Вопросы для самопроверки:


1. В чем сущность информатизации как социального процесса современного общества?
2. Сформулируйте определение понятия «информация».
3. Раскройте сущность информатизации образования: цель, задачи, направления.
4. Сформулируйте предпосылки для цифровой трансформации высшего образования в современном обществе.
5. Как отражена цифровая трансформация образования в федеральном проекте «Образование» и национальных проектах «Цифровая образовательная среда», в Стратегии «Цифровая трансформация образования»?


Задания для самопроверки:


Составьте глоссарий по теме: «Цифровая трансформация образования: сущность, технологии».


Таблица 1. Цифровая трансформация образования: Сущность, технологии

Термин

Определение

Источник

 

 

 


Примерные термины: информация, информатизация, цифровизация общества, информатизации образования, цифровая трансформация высшего образования, информационные технологии, цифровые технологии, сетевые технологии, информационное пространство, информационное образовательное пространство, образовательная среда, информационная среда, информационная образовательная среда, интерактивность, интерактивные доски, мобильные устройства, онлайн-платформы, виртуальная реальность, облачные технологии, машинное обучение, блокчейн, искусственный интеллект, интеллектуальные системы, геймификация, дистанционное обучение.
Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Цифровые образовательные технологии в психологопедагогической деятельности: учебное пособие / Н.В. Иванушкина, О.В. Щипова. - Самара: Издательство Самарского университета, 2023. - 72 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.