Новые информационные технологии
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

• Суть и специфика компьютерных (новых информационных) технологий обучения.
• Компьютерная грамотность и информационная среда.
• Особенности методики обучения в компьютерных технологиях.


Основные понятия: информационные технологии (ИТ), компьютерная грамотность, информационная среда, база данных, база знаний, дистанционное обучение.


§ 1. Суть и специфика компьютерных (новых информационных) технологий обучения


На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии (ИТ). Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.


Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Снабженный техническими средствами мультимедиа, компьютер позволяет использовать дидактические возможности видео- и аудиоинформации.


Существуют различные возможности использования компьютеров в школе:
- организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов «баз данных по школьникам» учителям, родителям и т.д.);
- подготовка учебных пособий;
- обучение пользователей ПК для решения прикладных задач, обучения основам программирования, дизайна, компьютерному моделированию;
- компьютерное обучение основам наук с помощью специально разработанных программ;
- компьютерный контроль знаний учащихся. Контролирующие программы совмещаются с обучающимися;
- использование компьютера для получения и работы с информацией из сети Интернет.
В связи с этим компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
III -как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).


§ 2. Компьютерная грамотность и информационная среда


Учитель в информационном обществе перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает ее получение. Фундаментальной характеристикой развития человеческой цивилизации является получение, накопление, обработка и потребление информации. В информатизированном обществе без овладения начальной компьютерной грамотностью и умения использовать компьютерные средства для решения определенных задач, немыслима реализация творческого потенциала человека в современной науке, культуре, производстве, деловых и иных сферах жизни.


Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:
- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
- знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
- знание современных операционных систем и владение их основными командами;
- знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
- владение хотя бы одним текстовым редактором;
- первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
- первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.


Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:
- переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
- привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира.


Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями сети.
Особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.
Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию с обязательной ее формализацией. Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск данных осуществляется тремя основными способами.
Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно-поисковые языки.
В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т.п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.
Статистические базы данных, более известны под названием электронные таблицы, оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы. Искомая информация находится в системе путем заданных ее координат.
В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.
Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного поиска информации самим пользователем (сервисный режим).
Базы знаний представляют собой информационные системы, держащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той последовательности, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по желанию легко переконструировать информацию при знакомстве с ней. Прямым библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERME (сверхсреда), поскольку они дают возможность просматривать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA.
Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры.
Компьютерное тестирование школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспериментальных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.
Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.


§ 3. Особенности методики обучения в компьютерных технологиях


Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, - «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.


В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки текстов, их хранения;
- текстовый редактор;
- графопостроитель, графический редактор;
- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
- средство моделирования.


Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам;
- создании программных продуктов;
- применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.


Досуговая среда организуется с помощью:
- игровых программ;
- компьютерных игр по сети;
- компьютерного видео.


Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.
- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
- Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
- Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.


Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.
Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Источник: Загорулько, Р. В. Педагогические системы и технологии: практический аспект: Курс лекций / Р. В. Загорулько, Н. А. Ракова, Л. И. Шевцова. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. - 194 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.