Классный руководитель — педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, внесение необходимых коррективов в его систему воспитания учащихся класса; помощь и поддержка каждого учащегося в решении проблем, возникающих у детей в процессе социализации: в общении со сверстниками, учителями, родителями, в профессиональном самоопределении.
Согласно Философскому энциклопедическому словарю функция (лат. function — исполнение) — это обязанность, круг деятельности. По определению И. Гёте, «функция — это существование, мыслимое нами в действии». С позиции эксзистенциализма функция — это существование в качестве экзистенции как собственной возможности бытия, направленного в будущее, отталкивающегося от настоящего. В этом и есть эксзистенциональность в подлинном смысле. С позиции прагматизма (Дж.Дьюи) функция как условие успеха рассматривается с позиции мышления и является инструментом в действии. В Большом психологическом словаре (под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П.Зинченко, СПб., 2003) функция определяется как совершение, исполнение. С позиции отношений функция — это изменение состояния свойств одного, которое вызывает изменение другого или других. С точки зрения взаимосвязи объектов, явлений функция рассматривается в границах целостного образования. При системном подходе термин «функция» используется для определения направленного избирательного воздействия. Соотношение функции и структуры была обозначена еще Аристотелем. В научный оборот понятие «функция» было введено Г. В. Лейбницем, оно используется при функциональном подходе в исследовании. Э. Кассирер использовал функцию для характеристики движения познания; как меру связанности между структурами, которые входят в состав иерархического целого; как элемент процесса (действия); как отдельный вид активности; как воздействие структуры целостного строения на окружающую среду. Понятие «функция» тесно связана с понятием результативности как формы организованных видов деятельности.
В. В. Сериков предлагает следующий перечень научных функций педагогики, определяющих развитие педагогической практики с позиции ценности человеческой личности: ■ «воспитание — процесс личностно образующий, отличный от научения, привития, дрессировки. Становление ребенка субъектом — это не момент воспитания, а его суть; ■ воспитание — естественный процесс удовлетворения взаимных потребностей двух поколений; ■ в основе воспитательной деятельности лежит специфическая технология построения личностно утверждающей ситуации в системе жизнетворчества ребенка; ■ цель воспитания разрабатывается с учетом трех источников: педагогического запроса общества, самого воспитанника и воспитателя; ■ проектирование воспитательной ситуации включает в себя следующие элементы: представление педагогической цели в виде ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанников; выявление системы личностных состояний и процессов; разработка предметного содержания деятельности воспитанников; построение системы организационно-педагогических действий воспитания; выявление вариантов развертывания ситуации системы программ и методик поведения воспитателя в зависимости от варианта развития ситуации; ■ реализация педагогической ситуации — это суть воспитательной технологии, которая рассматривается как «пакет» методик, прилагаемых к целям» .
Н.В. Бордовская и А.А. Реан, исследуя феномен воспитания с позиции социальной функции, отмечают, что в истории была попытка отождествить его с социализацией, что неправомерно. Далее указанные авторы выделяют следующие направления реализации функции воспитания: ■ передача социального опыта и мировой культуры; ■ воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое, косвенное, опосредованное); ■ организация образа жизни и деятельности воспитанника; ■ воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника; ■ создание условий для развития личности воспитанника, т. е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности» .
В. И. Смирнов рассматривает воспитание как целенаправленный процесс формирования личности; как любой процесс, отмечает автор, он обладает внутренней логикой, которую можно представить в виде следующих последовательно реализуемых функций: ■ аналитической функции — изучение личности и социальнопедагогической ситуации ее развития; ■ диагностической функции — направлена на изучение реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности; ■ прогностической функции — целеполагание как формирование ожидаемого результата и условий его достижения; ■ проектировочной функции — это разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели; ■ организаторской функции — это формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения; ■ контрольно-оценочной функции — выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия» .
М. И. Рожков, рассматривая вариативность функций в деятельности классного руководителя как социально-педагогического сопровождения, отмечает, что они отражают цель данного процесса, его специфику, определяют содержание педагогических действий. Ученый выделяет две группы функций: целевые и инструментальные. Целевые функции реализуют цель развития личности и индивидуальности человека, это: «развивающая — как целенаправленное влияние на социальное развитие человека; функция педагогической поддержки — предполагает опору на наличные, потенциальные возможности ребенка; функция социально-педагогической помощи — как реальное содействие человеку в преодолении возникающих у него трудностей; функция фасилитации (облегчение) адаптации к новым для него жизненным ситуациям; коррекционная функция — направленность на изменение в ценностях ребенка, существенно влияющих на его поступки и поведение. Инструментальные функции — это реализация диагностики с целью выявления причин, проблем, затруднений у детей, выбор наиболее подходящих средств. Диагностическая функция имеет ряд этапов: изучение практического запроса, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, выбор метода, использование метода, формулировка социально-педагогического диагноза, поиск средств организации развивающей работы с детьми; коммуникативная функция — социально-педагогического сопровождения, заключается в четкости, протяженности, форме, глубине общения в зависимости от необходимости и достаточности; прогностическая функция — это обоснование прогноза изменений, которые могут произойти с детьми в социуме; организаторская функция — предполагает использование ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем» . Проанализировав направления и вариативность функций, следует отметить, что для реализации рассмотренных функций необходима профессиональная подготовка учителя. В исследованиях В. П. Сергеевой обоснована проектно-организаторская функция воспитания, направленная на формирование у детей самостоятельности, инициативности, коммуникативности, ответственности, организованности и рефлексивности как необходимых качеств личности в современных условиях, реализация этой функции на новом практико-ориентированном уровне на основе компетентностного подхода. Проектно-организаторская функция в воспитательной работе — это не создание условий, а совместная деятельность с детьми на основе их интересов, инициативы, собственного поиска — направлена на формирование активности, самостоятельности, самореализации, творчества и ответственности. В конце 80-х гг. ХХ в. появляются новые модели (варианты) деятельности классного руководителя — классный воспитатель (освобожденный классный руководитель), в функции которого вменялась работа с двумя, тремя классами в параллели, или с двумя- тремя классами по вертикали, куратор старших классов, классный наставник, тьютор и др. К сожалению, пока классного воспитателя можно встретить лишь в гимназиях, лицеях, центрах образования, колледжах, массового распространения этот вид деятельности не получил. В начале XXI в. с внедрением профильного обучения в образовательные учреждения возникла необходимость введения должности наставника (тьютора) — специалиста, владеющего способами и средствами содействия учащемуся в построении индивидуальной образовательной траектории. Тьюторская деятельность заключается в социальном, культурном и антропологическом сопровождении учащихся. Цель деятельности наставника (тьютора) состоит в создании условий для обучающихся как субъектов собственной учебной деятельности по достижению желаемого уровня компетентности в области изучаемых дисциплин. Необходимость диагностирования и динамики изменений каждого учащегося при переходе из одного цикла обучения к другому, с точки зрения компетентности, состояние мотивации и потребностей изменяющихся в процессе обучения — это все функции тьютора. На данный момент деятельность тьютора в системе образования остается на уровне исполнения консультативной функции как тьюторского сопровождения учащегося в образовательном процессе. Это поддержка учащихся в самоопределении, помощь в освоении навыков обучения, формировании индивидуального маршрута обучения, индивидуальное консультирование учащихся, помощь в самодиагностике и осознании разрыва между желаемым и существующим на момент оценивания состояния знаний, навыков и способностей, формирование и оформление портфолио учащегося.
Каковы же функции современного классного руководителя?
Рассмотрим их подробнее.
1. Организационно-координирующие функции: ■ обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; ■ установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); ■ проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся; ■ взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом образовательного учреждения; ■ организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала каждого ученика в рамках деятельности общешкольного коллектива; ■ организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; ■ стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе — в системе дополнительного образования детей; ■ взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом — класса в целом; ■ ведение различной документации (классный журнал, личные дела учащихся, план воспитательной работы классного руководителя).
2. Коммуникативные функции: ■ регулирование межличностных отношений обучающихся; ■ установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; ■ содействие установлению общего благоприятного психологического климата в коллективе класса; ■ оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические функции: ■ изучение индивидуальных особенностей обучающихся (интересов, способностей, ценностных ориентиров, положения учащегося в коллективе, развитие самостоятельности, самооценки, самоопределения и др.) и динамики их развития; ■ определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Проектно-организаторская функция: ■ определение направлений и содержания воспитательной работы (на основе диагностики учащихся); ■ осуществление основных видов деятельности, формы, условия организации воспитательной работы (с учетом интересов детей): ■ разработка совместно с учащимися правил жизнедеятельности класса; ■ определение системы управления и самоуправления в классе; ■ создание совместно с детьми системы трудовой деятельности (дежурство, уборка и т.д.); ■ разработка программ индивидуальной поддержки (слабоуспевающих, «трудных», замкнутых, закомплексованных и других учащихся); ■ обучение анализу и самоанализу результатов спроектированной и организованной воспитательной работы совместно с детьми.
5. Контрольные функции: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися; систематическое наблюдение и диагностика уровня развития и воспитания каждого учащегося. Функции классного руководителя в разных типах образовательных учреждений могут быть определены в соответствии с целями и задачами данного учреждения.
Источник: Методика воспитательной работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. — 6-е изд., доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 384 с. |