На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Функции, направленность и вариативность деятельности классного руководителя
Функции, направленность и вариативность деятельности классного руководителя
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Классный руководитель — педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, внесение необходимых коррективов в его систему воспитания учащихся класса; помощь и поддержка каждого учащегося в решении проблем, возникающих у детей в процессе социализации: в общении со сверстниками, учителями, родителями, в профессиональном самоопределении.


Согласно Философскому энциклопедическому словарю функция (лат. function — исполнение) — это обязанность, круг деятельности. По определению И. Гёте, «функция — это существование, мыслимое нами в действии». С позиции эксзистенциализма функция — это существование в качестве экзистенции как собственной возможности бытия, направленного в будущее, отталкивающегося от настоящего. В этом и есть эксзистенциональность в подлинном смысле.
С позиции прагматизма (Дж.Дьюи) функция как условие успеха рассматривается с позиции мышления и является инструментом в действии.
В Большом психологическом словаре (под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П.Зинченко, СПб., 2003) функция определяется как совершение, исполнение. С позиции отношений функция — это изменение состояния свойств одного, которое вызывает изменение другого или других. С точки зрения взаимосвязи объектов, явлений функция рассматривается в границах целостного образования. При системном подходе термин «функция» используется для определения направленного избирательного воздействия.
Соотношение функции и структуры была обозначена еще Аристотелем. В научный оборот понятие «функция» было введено  Г. В. Лейбницем, оно используется при функциональном подходе в исследовании. Э. Кассирер использовал функцию для характеристики движения познания; как меру связанности между структурами, которые входят в состав иерархического целого; как элемент процесса (действия); как отдельный вид активности; как воздействие структуры целостного строения на окружающую среду.
Понятие «функция» тесно связана с понятием результативности как формы организованных видов деятельности.


В. В. Сериков предлагает следующий перечень научных функций педагогики, определяющих развитие педагогической практики с позиции ценности человеческой личности:
■ «воспитание — процесс личностно образующий, отличный от научения, привития, дрессировки. Становление ребенка субъектом — это не момент воспитания, а его суть;
■ воспитание — естественный процесс удовлетворения взаимных потребностей двух поколений;
■ в основе воспитательной деятельности лежит специфическая технология построения личностно утверждающей ситуации в системе жизнетворчества ребенка;
■ цель воспитания разрабатывается с учетом трех источников: педагогического запроса общества, самого воспитанника и воспитателя;
■ проектирование воспитательной ситуации включает в себя следующие элементы: представление педагогической цели в виде ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанников; выявление системы личностных состояний и процессов; разработка предметного содержания деятельности воспитанников; построение системы организационно-педагогических действий воспитания; выявление вариантов развертывания ситуации системы программ и методик поведения воспитателя в зависимости от варианта развития ситуации;
■ реализация педагогической ситуации — это суть воспитательной технологии, которая рассматривается как «пакет» методик, прилагаемых к целям» .


Н.В. Бордовская и А.А. Реан, исследуя феномен воспитания с позиции социальной функции, отмечают, что в истории была попытка отождествить его с социализацией, что неправомерно. Далее указанные авторы выделяют следующие направления реализации функции воспитания:
■ передача социального опыта и мировой культуры;
■ воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое, косвенное, опосредованное);
■ организация образа жизни и деятельности воспитанника;
■ воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
■ создание условий для развития личности воспитанника, т. е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности» .


В. И. Смирнов рассматривает воспитание как целенаправленный процесс формирования личности; как любой процесс, отмечает автор, он обладает внутренней логикой, которую можно представить в виде следующих последовательно реализуемых функций:
■ аналитической функции — изучение личности и социальнопедагогической ситуации ее развития;
■ диагностической функции — направлена на изучение реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности;
■ прогностической функции — целеполагание как формирование ожидаемого результата и условий его достижения;
■ проектировочной функции — это разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели;
■ организаторской функции — это формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения;
■ контрольно-оценочной функции — выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия» .


М. И. Рожков, рассматривая вариативность функций в деятельности классного руководителя как социально-педагогического сопровождения, отмечает, что они отражают цель данного процесса, его специфику, определяют содержание педагогических действий. Ученый выделяет две группы функций: целевые и инструментальные.
Целевые функции реализуют цель развития личности и индивидуальности человека, это: «развивающая — как целенаправленное влияние на социальное развитие человека; функция педагогической поддержки — предполагает опору на наличные, потенциальные возможности ребенка; функция социально-педагогической помощи — как реальное содействие человеку в преодолении возникающих у него трудностей; функция фасилитации (облегчение) адаптации к новым для него жизненным ситуациям; коррекционная функция — направленность на изменение в ценностях ребенка, существенно влияющих на его поступки и поведение.
Инструментальные функции — это реализация диагностики с целью выявления причин, проблем, затруднений у детей, выбор наиболее подходящих средств. Диагностическая функция имеет ряд этапов: изучение практического запроса, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, выбор метода, использование метода, формулировка социально-педагогического диагноза, поиск средств организации развивающей работы с детьми; коммуникативная функция — социально-педагогического сопровождения, заключается в четкости, протяженности, форме, глубине общения в зависимости от необходимости и достаточности; прогностическая функция — это обоснование прогноза изменений, которые могут произойти с детьми в социуме; организаторская функция — предполагает использование ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем» .
Проанализировав направления и вариативность функций, следует отметить, что для реализации рассмотренных функций необходима профессиональная подготовка учителя. В исследованиях В. П. Сергеевой обоснована проектно-организаторская функция воспитания, направленная на формирование у детей самостоятельности, инициативности, коммуникативности, ответственности, организованности и рефлексивности как необходимых качеств личности в современных условиях, реализация этой функции на новом практико-ориентированном уровне на основе компетентностного подхода.
Проектно-организаторская функция в воспитательной работе — это не создание условий, а совместная деятельность с детьми на основе их интересов, инициативы, собственного поиска — направлена на формирование активности, самостоятельности, самореализации, творчества и ответственности.
В конце 80-х гг. ХХ в. появляются новые модели (варианты) деятельности классного руководителя — классный воспитатель (освобожденный классный руководитель), в функции которого вменялась работа с двумя, тремя классами в параллели, или с двумя- тремя классами по вертикали, куратор старших классов, классный наставник, тьютор и др. К сожалению, пока классного воспитателя можно встретить лишь в гимназиях, лицеях, центрах образования, колледжах, массового распространения этот вид деятельности не получил.
В начале XXI в. с внедрением профильного обучения в образовательные учреждения возникла необходимость введения должности наставника (тьютора) — специалиста, владеющего способами и средствами содействия учащемуся в построении индивидуальной образовательной траектории. Тьюторская деятельность заключается в социальном, культурном и антропологическом сопровождении учащихся. Цель деятельности наставника (тьютора) состоит в создании условий для обучающихся как субъектов собственной учебной деятельности по достижению желаемого уровня компетентности в области изучаемых дисциплин. Необходимость диагностирования и динамики изменений каждого учащегося при переходе из одного цикла обучения к другому, с точки зрения компетентности, состояние мотивации и потребностей изменяющихся в процессе обучения — это все функции тьютора. На данный момент деятельность тьютора в системе образования остается на уровне исполнения консультативной функции как тьюторского сопровождения учащегося в образовательном процессе. Это поддержка учащихся в самоопределении, помощь в освоении навыков обучения, формировании индивидуального маршрута обучения, индивидуальное консультирование учащихся, помощь в самодиагностике и осознании разрыва между желаемым и существующим на момент оценивания состояния знаний, навыков и способностей, формирование и оформление портфолио учащегося.


Каковы же функции современного классного руководителя?

Рассмотрим их подробнее.


1. Организационно-координирующие функции:
■ обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
■ установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
■ проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
■ взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом образовательного учреждения;
■ организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала каждого ученика в рамках деятельности общешкольного коллектива;
■ организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
■ стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе — в системе дополнительного образования детей;
■ взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом — класса в целом;
■ ведение различной документации (классный журнал, личные дела учащихся, план воспитательной работы классного руководителя).


2. Коммуникативные функции:
■ регулирование межличностных отношений обучающихся;
■ установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
■ содействие установлению общего благоприятного психологического климата в коллективе класса;
■ оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.


3. Аналитико-прогностические функции:
■ изучение индивидуальных особенностей обучающихся (интересов, способностей, ценностных ориентиров, положения учащегося в коллективе, развитие самостоятельности, самооценки, самоопределения и др.) и динамики их развития; 
■ определение состояния и перспектив развития коллектива класса.


4. Проектно-организаторская функция:
■ определение направлений и содержания воспитательной работы (на основе диагностики учащихся);
■ осуществление основных видов деятельности, формы, условия организации воспитательной работы (с учетом интересов детей):
■ разработка совместно с учащимися правил жизнедеятельности класса;
■ определение системы управления и самоуправления в классе;
■ создание совместно с детьми системы трудовой деятельности (дежурство, уборка и т.д.);
■ разработка программ индивидуальной поддержки (слабоуспевающих, «трудных», замкнутых, закомплексованных и других учащихся);
■ обучение анализу и самоанализу результатов спроектированной и организованной воспитательной работы совместно с детьми.


5. Контрольные функции: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися; систематическое наблюдение и диагностика уровня развития и воспитания каждого учащегося.
Функции классного руководителя в разных типах образовательных учреждений могут быть определены в соответствии с целями и задачами данного учреждения.

Источник: Методика воспитательной работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. — 6-е изд., доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 384 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.