Профессиональная деятельность классного руководителя
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Профессиональная деятельность классного руководителя
Профессиональное кредо классного воспитателя
Документация классного
Сотрудничество классного с коллегами и родителями
Административное сопровождение деятельности классных воспитателей
Все страницы

Введение
«Зачем приспосабливать ребенка
к системе образования,
не лучше ли приспособить
эту систему к ребенку!»

Ж.-Ж. Руссо
Уже не первый год в СМИ, на педагогических конференциях различного уровня, в обыденных разговорах так или иначе муссируется тема глобального кризиса педагогического сознания: мировоззренческого, технологического, организационно-управленческого /О.С.Газман/.
С одной стороны, зная реалии современной школы, мы соглашаемся с тем, что состояние образования действительно кризисное, и не может не вызывать тревогу у разумной части населения. Но, с другой стороны, нельзя не отметить, что кризис является и началом подъема, своеобразным «разломом», из которого вырастет качественно новая социокультурная ситуация.

И, несомненно, решение коллегии министерства образования РСФСР от 24 января 1991г. «О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях РСФСР» (п.5) стало инновационным, даже революционным для российских школ, провозгласив: «институт классного руководства может и должен развиваться на вариативной основе.
Практика подсказывает несколько моделей классного руководства: традиционное руководство классом; освобожденный классный руководитель; руководитель разновозрастного коллектива; куратор старших классов; организатор параллели классов и др.» (Газман О.С.. Иванов А.В. Содержание и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации. – М.: Инноватор, 1992. С.68.). В реальной школе эту должность называют еще и освобожденный классный воспитатель, куратор, тьютор, гувернер.
Сразу оговорим, что, по нашему мнению, не столь важно название должности (хотя в терминах «руководитель», «воспитатель», «организатор» мы видим существенную разницу), сколь считаем необходимым наполнить имеющиеся «штатные единицы» новым содержанием профессиональной деятельности, организовать работу педагогов на новых педагогических принципах, исходя из новых ценностей образования.
Причем, будем рассматривать ведение документации, организацию работы классного воспитателя в настоящем пособии именно с этой позиции – позиции человекоцентрированной, понимающей педагогики, индивидуализированного образования, т.е. позиций, которые объединяет в себе педагогика Свободы.
В частности, П.Г.Щедровицкий, называет тьютора прямым антиподом школьному педагогу, поскольку идеология тьюторства в принципе отрицает технологию школоцентированной педагогики, являясь основой индивидуально ориентированной педагогической деятельности ( Щедровицкий П.Г. Выступление на открытии конференции. /Тьюторство: идея и идеология. Материалы 1-ой межрегиональной тьюторской конференции, Томск, 1996. С.7.).
Тьютор, по его мнению, выступает консультантом учащегося, помогая вырабатывать индивидуальную образовательную программу, помогает самоопределиться по отношению к самому процессу обучения.
Одним из наиболее видимых, зримых проявлений введения института освобожденных классных воспитателей, заявленных Т.М.Ковалевой ключевой фигурой в школе, стало снижение занятости педагогов-предметников, предоставление им возможности уделять больше внимания планированию занятий, не занимать время на уроке решением вопросов организационного плана, посвящать переменки подготовке наглядных пособий и, даже, кратковременному отдыху. Это положительно отозвалось на качестве уроков. Но, при этом незаметно у многих формировалось убеждение, что вопросы воспитания школьников уже не входят в компетенцию «предметников», представляя собой поле деятельности ОКВ.
Подобная точка зрения, на наш взгляд, представляет опасность, поскольку может со временем привести к разведению в сознании педагогов понятий «воспитание» и «обучение».
С другой стороны, новоявленные классные воспитателя получили возможность уделять больше внимания ученикам, тщательно проводить диагностику, помогать им в поисках выхода из проблемной ситуации, поддерживать в процессах самопознания, самоопределения и самореализации. По словам Т.М.Ковалевой, фокусируя феноменальность учеников, они могут одновременно помогает ей быть увиденной и востребованной. У учеников рядом появился человек = "поддерживатель".
И, при этом, ОКВ закономерно столкнулись с острым дефицитом необходимых компетентностей, поскольку современная система обучения студентов педагогических ВУЗов, несмотря на свои положительные стороны, не предусматривает специальную подготовку молодых педагогов в овладении ими навыками заботы, защиты, помощи, поддержки и педагогического сопровождения учеников.
Как мы убедились, при несомненной актуальности данной идеи, распространенность ее методики и, соответственно, использования в повседневной педагогической практике явно недостаточна.
Об отсутствии налаженной системы подготовки кадров говорилось и в Постановлении Минтруда России от 22.11.95 №65. Поэтому актуальной стала постановка вопроса о потребности в подготовке специалистов в этой области и разработке перечня соответствующих умений педагога /О.С.Газман, В.П.Бедерханова, Н.Н.Михайлова, Г.К.Паринова, А.Н.Тубельский, С.М.Юсфин, Т.В.Анохина/.
Надо отметить, что в Голландии, США, Англии существуют центры по подготовке специалистов подобного профиля (Анохина Т.В., Валстром К., Зваал П., Маклафлин К., Понте П., Романо Д. Идеи и технологии педагогической
поддержки в образовании США, Великобритании, Голландии. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в
образовании. Под ред. чл.-корр. РАО О.С.Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М., УВЦ "Инноватор",
1996г. С. 60.). Работа же такого плана в России находится в стадии становления (институт педагогических инноваций РАО, семинары А.Н.Тубельского, Центр социального и профессионального самоопределения и др.). Следовательно, содержание,
принципы и приемы работы классного воспитателя должны стать предметом пристального внимания администрации различного уровня.
Настоящее методическое пособие призвано всячески способствовать разрешению этой задачи. В частности, оно может быть полезно при разработке соответствующих локальных актов образовательными учреждениями.
В его основе содержатся теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы временного научно-исследовательского коллектива сотрудников института педагогических инноваций РАО под руководством О.С.Газмана /Н.Б.Крылова, Т.В.Фролова, Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин, Т.В.Анохина и др./ (Газман О.С. Профессия – гуманист. // Директор школы , №1, М., 1993.; Газман О.С.. Иванов А.В. Содержание и опыт
работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации. – М.:Иннов атор, 1992. С.68.; Газман О.С., Иванов А.В. Памятка освобожденному классному руководителю (классномувоспитателю). Классный руководитель, М., 1991. С.21.; Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учеб-
метод. пособие. М., 2001.; Юсфин С.М., Коваленко Е. На взаимном интересе и доверии //Директор школы , №5, М .,1996.; Фролова Т.В. Индивидуальная поддержка школьников //Воспитательная система школы: проблемы управления.
Очерки прагматической теории. М., 1997. С.44.; Анохина Т. Тьютор – это помощь, поддержка, защита. //Директор школы , № 4, М., 1995.), школ Удмурдской республики ( Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001г. № 480/30 – 16.) и гимназ ии г.Ульяновска /С.Д.Поляков, Т.И.Сурякова/, личной работы автора в качестве куратора гимназии №1 г.Саратова.
За основу структуры документа, посвященного правам и обязанностям, регламенту работы ОКВ была взята статья Т.В.Фроловой (Фролова Т.В. Человек, к которому могут обратиться дети. //Директор школы , №1, М., 1997, С.21.).
Автор выражает признательность студентам 43 группы Саратовского педагогического колледжа (специализация «классный воспитатель», 2000г. выпуска), учителям и администрации гимназии №5 г.Саратова /Л.М.Розенбергу, Н.А.Калининой, З.А.Потаповой и др./, заместителям директоров школ по воспитательной работе г.Энгельса и Энгельсского района Саратовской области за помощь в разработке материалов к 1 части методического пособия.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.