На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Профессиональная деятельность классного руководителя - Профессиональное кредо классного воспитателя
Профессиональная деятельность классного руководителя - Профессиональное кредо классного воспитателя
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Профессиональная деятельность классного руководителя
Профессиональное кредо классного воспитателя
Документация классного
Сотрудничество классного с коллегами и родителями
Административное сопровождение деятельности классных воспитателей
Все страницы

 

1. Профессиональное кредо классного воспитателя

1.1. Профессиональный портрет классного воспитателя (Содержание профессиограммы представляет собой и особую идеологию индивидуального образования, и специфическую форму педагогической деятельности.).

Классный воспитатель – это педагог-профессионал, выступающий поддерживателем, помощником, защитником, психологом, координатором, посредником, социальным педагогом, организатором жизнедеятельности и личностного развития растущего человека.
Как защитник, он способствует разрешению жизненных трудностей, с которыми ребенок по причине своего возраста еще не способен справиться самостоятельно.
Как помощник – способствует проявлению частичной самостоятельности ребенка.
Как поддерживатель – совместно с ребенком и его родителями создает условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем.
Выступая в роли психолога - проводит диагностику развития личности учеников и коллектива класса в целом, способствует созданию благоприятного, комфортного психологического климата в коллективе, проводит индивидуальные консультации по личным вопросам, заполняет психолого-педагогические карты учеников, проводит/участвует в психолого-педагогических консилиумах совместно с педагогами, работающими в одном классе.
В качестве координатора – совместно с психологом, социальным педагогом, валеологом создает условия для самовыражения и саморазвития каждого ребенка, также координирует для этого усилия команды педагогов, семьи и социума.
Как посредник он выступает между обществом и ребенком в процессе усвоения последним основ общечеловеческой культуры и самоопределения в ней, способствует социальной адаптации учеников в жизни общества.
В качестве социального педагога - взаимодействует с родителями, с педагогами сферы дополнительного образования, решает проблемы социальной поддержки.
Как организатор - способствует становлению позиции сотрудничества в творческих делах класса, вовлекает детей в творческую работу, занимается регулированием учебного процесса, ведет необходимую документацию.

1.2. Функции классного воспитателя.

Аналитическая функция включает изучение и анализ индивидуальных особенностей детей; процесса становления коллектива; состояния и условий семейного воспитания и пр.
Прогностическая функция предполагает предвидение результата намеченного воспитательного действия и планирование пути разрешения негативных последствий; прогнозирование сроков прохождения коллективом этапов становления; определение ближних и дальних перспектив деятельности учащихся, составление плана воспитательной работы; предвидение последствий складывающихся отношений; построение модели поддержки для класса.
Организационно-координирующая функция касается помощи учащимся и сотрудничества с ними в процессе и организации общественно-значимой деятельности; организации взаимодействия с семьями учащихся; координации воспитательных усилий педагогов класса, психологов, социальных работников и других субъектов образовательного процесса.
Коммуникативная призвана содействовать построению оптимальных взаимоотношений в системах «учитель-родитель», «учитель-ученик», «родитель-ученик» и корректировать (совместно с психологом, социальным работником) поведения социально дезадаптированных детей.
Большой объем работы классного воспитателя естественным образом приводит нас к мысли о возможности разделения функций и ответственности по разрешению проблемы между классным воспитателей и учеником.
Для этого классному воспитателю целесообразно предложить школьнику выбрать и сказать ему, какую роль он будет играть в разговоре с ним: эксперта, контролера, консультанта, эксперта-консультанта, рассказчика, режиссера или актера.
После того, как ученик выбрал роль, классному воспитателю стоит полностью придерживаться ее, как бы ни хотелось ему играть прямо противоположную. Как долго? До тех пор, пока ученик не захочет увидеть его в другой роли. Или же можно договоримся с ним, что каждую роль классный воспитатель будет играть по одному дню (неделе, месяцу…).
Что же педагог должен будем делать и зачем?
Роль эксперта: вначале выслушивает, потом задает вопросы, и, затем, оценивает процесс учения, не анализируя его вслух. Короче говоря, это обычная роль классного воспитателя: оценивает поступок школьника, но не вмешивается.
Поделимся опытом. Поскольку ученики имеют право выбора этой роли для воспитателя, то в начале нашей работы мы предположили, что ребята очень редко будут предлагать нам выступить в этой роли. Так и произошло. Но, как только они поняли смысл предлагаемого выбора и активно включились в работу, то все чаще начали выбирать для нас данную роль. Свой выбор один из подростков объяснил следующим образом: «Я сделал все это сам и мне интересно знать, как это у меня получилось!».
Роль « контролера» предусматривает жесткий контроль поведения со стороны педагога, но при этом ученик уверен, что оно не будет оценено.
Эта роль нивелирует опасения ученика по поводу его возможной неуспешности в самореализации, поскольку педагог ненавязчиво поддерживает и направляет его в нужное русло в самом процессе деятельности. Вовремя помогая ученику, он создает условия для дальнейшего самостоятельного поиска собственных ошибок.
Роль консультанта (советника по процессу) предполагает следующие шаги: ученик изначально запрашивает мнение педагога по тому, как лучше поступить в той или иной ситуации, выполнить творческое задание, получить квалифицированную помощь при подготовке аргументов и фактов, необходимых для дальнейшего самостоятельного решения задач, но также не уполномочивает его оценивать процесс.
Учитель выслушивает, задает вопросы (если надо прояснить ситуацию), анализирует ситуацию, ни в коем случае не позволяя себе никаких оценочных суждений («хорошо»-«плохо» поступил, «правильно»-«неправильно» сделал, «молодец» -«…» - рука не поднимается озвучить те эпитеты, каковыми иногда награждают педагоги учеников).
Роль классного воспитателя как советника по процессу помогает школьникам определить их личностный смысл поведения. Положительным в роли консультанта является то, что она снимает опасения ребенка по поводу его возможной неудачи, поскольку мы можем ненавязчиво поддержать и направить его действия в нужное русло. Кроме того, вовремя подсказывая ребенку и показывая ему места, где возможен «срыв» ситуации, педагог создает условия для дальнейшего самостоятельного поиска им собственных ошибок, нахождения им точек самовоспитания.
Становится понятно, что в качестве эксперта-консультанта, в течение разговора педагог и проанализирует ситуацию-процесс и даст оценку результату поступков.
Роль рассказчика предполагает опосредованный разговор классного воспитателя со школьником через что-то: притчу, сказку, басню, песню.
Смысл этого понятен, поскольку еще наши бабушки и прабабушки пользовались этой ролью постоянно: подбирали сюжет рассказа или сказки, наиболее подходящий к ситуации и рассказывали или читали его нашим мамам и папам.
Другой вариант – пели песни, что сейчас мы можем повторить, если не сами, то с помощью магнитофона или проигрывателя. Кроме того, нашу роль рассказчика может взять на себя телевизор или видеомагнитофон.
Далее шло обсуждение «морали». Так, многие из нас «прошли» через рассказ Н.Асеевой «Волшебное слово», мультфильмы «В стране не выученных уроков», «Вовка в тридесятом царстве», «Королева Зубная щетка» и др.
В этом случае у ребенка формируются установки, основанные на ощущении жизненных ситуаций, полученных им из текстов и фантазий - "Я почувствовал, прочитав, услышав, вообразив ...". Он изучает проявления своего "Я" в воображаемой ситуации. Параллельно происходит расширение кругозора и развитие ребенка, увеличивается его словарный запас.
Роль режиссера диктует классному воспитателю создание какой либо ситуации, которую он с учеником проживет, проиграет, прочувствует вместе. Это и деловые игры, и дебаты, и мозговые штурмы, и различные интеллектуальные игры, образцов каковых на телевидении видимо-невидимо.
Еще вариант: в процессе игры, смоделировать ситуацию, с которой ученик столкнулся в реальности. Или: «представь себе, что… Как бы ты поступил?», «моя соседка рассказала… Просит совета. Я в этом не разбираюсь, решила посоветоваться с тобой. Помоги!».
Роль актера наиболее поможет педагогу подготовить школьника к столкновению с реальностью.
Предположим, ребенку завтра предстоит вести разговор с родителями по поводу… болтовни на уроке, разбитого стекла, драки и т.п. Классный воспитатель предлагает ему разыграть эту неприятную сценку в школе заранее.
Вначале он берет на себя роль родителя и проигрывает всю ситуацию. Причем сценка играется несколько раз, исходя из разных обстоятельств: мама очень торопиться или рассержена, или дома гости, или мама в хорошем настроении. Ребенок играет сам себя, рассказывая, объясняя, убеждая.
После этого педагог меняется ролями с ребенком. Он теперь играет роль ребенка, а тот – маму (спокойную, рассерженную, торопящуюся и т.д.).
Зачем это надо? Дело в том, что такая игра является для ребенка как бы репетицией его поведения в реальном разговоре и несет много положительного.
Во-первых, ребенок узнает, что можно ожидать как от взрослого (каких поворотов разговора, каких фраз, какой реакции на его высказывания), так и от самого себя (что он может «ляпнуть», расплачется или нет, какие его аргументы и выражение лица окажутся наиболее выигрышными).
Этим самым достигается второй положительный момент: снимается страх перед неизвестным, поскольку зачастую человек боится не самого разговора, а неизвестности.
В-третьих, ребенок начинает приобретать некий опыт поведения и умение простраивать логику разговора со взрослым в определенной ситуации.
Поэтому, когда наступает реальный разговор с родителем, ребенок идет на него хоть и с волнением, но уже подготовленным и, скорее всего, с честью сумеет выйти из конфликтной ситуации. В этом случае эмоциональный опыт ребенка носит личностный характер и предоставляет ему возможность попробовать свои силы в разных условиях, выбрать стратегии успешного поведения в аналогичных ситуациях и является превентивной мерой в отношении возможных нежелательных ситуаций в будущем.
Таким образом, классный воспитатель помогает ему изучить и сделать попытки понять собственное внутреннее состояние, основанное на эмоциональном восприятии поступаемой информации.
У ребенка происходит как параллельное, так и одновременное эмоциональное усвоение значимых для него фактов, взятых им из жизненного и воображаемого опыта, что выразится в установке: "Я почувствовал, прожив, проиграв ситуацию...".
Роли актера и режиссера помогут ее формированию, основанной на ощущениях, возникших у ребенка в результате проживания определенных ситуаций, анализа фактов, взятых из прожитого опыта.
Отсюда естественным образом следуют основные направления работы ОКВ:
- психологическое (Я – педагог-психолог),
- индивидуально-консультирующее (Я – индивидуальный консультант),
- социально-педагогическое (Я – социальный педагог),
- координирующее (Я- координатор процесса. Включает деятельность по координации действий участников учебно-воспитательного процесса),
- организационное (Я – педагог-организатор).

1.3. Принципы деятельности классного воспитателя

Работа классного воспитателя базируется на признании им:
- ценностей и позиций педагогики Свободы;
- идеи доминирования целей личностного развития;
- права ребенка на защиту, заботу, помощь, поддержку;
- права каждой личности на свободу самоопределения;
- принципа диалога;
- позиции партнерского субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;
- необходимости эмоциональной сопричастности ребенка и взрослого;
- важности востребованного сопроживания образовательных ситуаций и событий;
- необходимости создания ситуаций успеха ребенка;
- опору на положительное в ребенке;
- успеха работы самого педагога в случае его реальной опоры на позицию и процессы самости ребенка.
К общечеловеческим принципам отнесем:
- положительную "Я-концепцию";
- проживание по принципу "здесь и теперь";
- сохранение самоценности и самобытности;
- признание общественных ценностей;
- наличие гражданской позиции.

1.4.Способности и умения классного воспитателя

способности классного

1.5. Права классного воспитателя

Классный воспитатель имеет право:
- на помощь в работе со стороны специалистов (см. ниже);
- привлекать родителей и школьников к своей работе;
- присутствовать в своем классе на уроках;
- координировать деятельность учителей своего класса, организуя педагогические консилиумы и являться, по сути «капитаном» команды педагогов данного класса;
- выносить на рассмотрение Совета школы согласованные с учениками мнения и предложения по поводу организации образовательного процесса;
- вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;
- работать по авторским программам (при наличии лицензии);
- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участия в различных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку, самообразование, для чего иметь методический день;
- выбирать вариант классного руководства (в рамках Устава образовательного учреждения);
- обобщать, принимать во внимание и позитивно использовать в работе информацию о физическом и психическом здоровье детей.
Дополнение.
Право на помощь в работе со стороны специалистов в изучении и поддержке решения проблем школьников, в консультировании воспитателя и учащихся по поводу проведении отдельных дел и мероприятий.
Конкретно, помощь со стороны:
- директора – в разрешении необходимых организационных вопросов;
- зам. директора по воспитательной работе – методическая и организационная;
- зам. директора по учебной работе – координация графика учебного процесса, расписания, графика проведения контрольных и самостоятельных работ;
- зам. директора по научной работе – переподготовка воспитателей, научное консультирование;
- учителей – информирование об учебной работе, совместных анализ и поддержка ребенка в решении его учебных потребностей, помощь классному воспитателю в проведении отдельных дел;
- психолога – в изучении личности ребенка и коллектива, советов по организации диагностических исследований;
- врача – в изучении и защите здоровья детей;
- других классных воспитателей – проведение политики «командности» в работе, установления «параллельных и горизонтальных» связей между классами;
- родителей – в совместном планировании воспитательной работы, в подготовке и проведении отдельных дел, организации совместных дел;
- органов самоуправления школы – организационная;
- вожатой – в подготовке и проведении внеклассных мероприятий;
- сельской /районной/ администрации – в работе с детьми «группы риска»;
- родительского комитета класса и школы – в работе с детьми «группы риска»;
- внешкольных учреждений – в организации досуга детей;
- комиссий прокуратуры, ГАИ – в профилактике правонарушений, организации бесед с детьми.

1.6. Обязанности классного воспитателя

- изучать психологические особенности личности воспитанников, социально-бытовые условия их жизни;
- фиксировать и поддерживать ребенка в процессе самокоррекции отклонений развития и поведения, при необходимости информируя администрацию;
- разрабатывать и создавать условия для выполнения программ индивидуального развития (личностного роста) учащихся совместно с ними и родителями;
- по запросу ребенка оказывать поддержку в решении их личностных проблем;
- содействовать социальной и правовой защите интересов и прав ребенка;
- прогнозировать, организовывать и анализировать процесс воспитания в классе;
- вовлекать учащихся в деятельность классного и школьного коллективов;
- вести документацию, отражающую динамику и результаты как групповой, так и индивидуальной работы с воспитанниками, делать выводы и планировать последующую деятельность по решению проблем;
- контролировать успеваемость учащихся с целью оказания своевременной помощи;
- повышать квалификацию, вести методическую работу.

1.7. Регламент работы классного воспитателя

Деятельность классного воспитателя

Объем времени (час)

Индивидуальная работа с детьми

8

Посещение уроков

10

Подготовка и проведение «классных часов»

3

Работа с документацией
(анализ результатов диагностик, психолого-педагогической карты учащихся, журнал, дневники, личные дела и т.п.)

4 (в среднем)

Работа с учителями

1

Работа с родителями

1

Работа с социумом, связь с внешкольными организациями

1

Походы, экскурсии

1 (в среднем)

Методическая работа

6

Участие в педагогических советах, производственных совещаниях

1

Итого

36

Примечание:
Регламент работы классного воспитателя мобилен, виды работы могут меняться в течение времени в зависимости от ситуации в классе, возраста детей.
Что касается общего рабочего времени, то, напоминаем, в данном случае речь идет о классных воспитателях – должность, имеющаяся в большинстве гимназий и других альтернативных учебных заведений.
Но их доля в общем числе школ сравнительно невысока. В средних же школах нет должности классного воспитателя. Закономерно встает вопрос: кто и каким образом будет осуществлять аналогичную деятельность в традиционных условиях?
Отвечая на него, особенно отметим, что зачастую именно учащимся школ необходима оперативная поддержка компетентного взрослого человека.
Нам представляется целесообразным в этих случаях культивировать педагогическую поддержку как форму работы команды педагогов на классе, возглавлять которую будет традиционный классный руководитель. Основные же направления поддержки в порядке личной договоренности, исходя из индивидуальных особенностей преподавателей, распределяются между представителями этой команды.
В принципе, мы считаем, что вопросы, связанные с индивидуализацией образования учащихся, могут решаться не только введением новых должностей и функциональных обязанностей, но и наполнением новым смыслом и новым содержанием уже имеющихся (в частности, в нашем случае – классных руководителей).
Но, в этом случае возникает вопрос о разделении функциональных обязанностей учителей-предметников и классных руководителей.
На наш взгляд его решение заключается в существовании специалистов разного профиля, работающих с группой старшеклассников; дополнение педагогами друг друга, а не отказ педагогов от воспитательных функций на своих уроках в связи с наличием в школе классных руководителей и классных воспитателей.
Итак, мы определили: классный воспитатель (равно как и руководитель) способен и должен выступать как «капитан» команды педагогов класса, являясь координатором действий учителей-предметников, работающих во вверенном ему классе, организатором и ведущим психолого-педагогических семинаров с коллегами, на которых обсуждаются и решаются вопросы, связанные с проблемами учеников.
Подробнее этот вопрос будет рассмотрен нами ниже (см. 3 раздел).



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.