На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Профессиональная деятельность классного руководителя - Документация классного
Профессиональная деятельность классного руководителя - Документация классного
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Профессиональная деятельность классного руководителя
Профессиональное кредо классного воспитателя
Документация классного
Сотрудничество классного с коллегами и родителями
Административное сопровождение деятельности классных воспитателей
Все страницы

 

2. Документация классного воспитателя.

2.1. План воспитательной работы.

Традиционной и оправданно необходимой формой документации классного воспитателя является план воспитательной работы.
Ранее, в ситуации «мероприятийной» «галочной» «бездетной» педагогики, план воспитательной работы составлялся в начале учебного года классным руководителем на основе общешкольного плана, утверждался заместителем директора по воспитательной работе и являлся неизменным до летних каникул. При разработке его содержания мнение детей практически не учитывалось, и, не смотря на изменяющиеся потребности учеников, в начале апреля им приходилось участвовать в мероприятиях, запланированных практически полгода назад.
В настоящее время школы, находясь в ситуации вариативного подхода к планированию воспитательной работы, наконец-то имеют возможность составлять альтернативные планы, принимая во внимание изменяющиеся потребности школьников, динамику социокультурной ситуации.
При этом никоим образом не оспаривается проверенная годами циклограмма общенациональных праздников, традиций региона и школы. Но реально работает система учета потребностей школьников и их родителей, в основе которой лежит анкетирование и последующий открытый выбор компромиссных вариантов.
Опыт работы показывает, что план воспитательной работы наиболее удобно составлять в табличном виде исходя из основных направлений работы классного воспитателя:
Направления деятельности классного воспитателя


сроки (нед)

Психологическое

Индивидуальн. консультирующее

Координирующее

Социальное

Организационное

 

 

 

 

На первом этапе планирования содержания воспитательной работы в готовую «сетку» плана вносятся:
1. традиционные общешкольные дела, в которых участвуют школьники данного класса (празднование Дня Учителя, Нового года и т.п.);
2. элементы стандартной деятельности классного воспитателя (координация учебной деятельности школьников в начале нового учебного года, подведение итогов четверти, проведение родительского собрания и др.).
Соответственно планируется их подготовка, проведение и анализ, о чем делается запись в соответствующих графах на предшествующей и последующей праздникам неделях.
Следующий этап посвящен выяснению и анализу потребностей школьников и их родителей, являющихся, по сути, социальными заказчиками образования. Разнообразные анкеты, опросники, беседы, интервьюирование помогут в этом. Но следует учитывать, что не все родители и, тем более, дети, знакомы с многообразными формами проведения внеурочного времени, возможностями учебного заведения. Поэтому рекомендуется вначале предложить им соответствующую информацию, которую они дополнят и уточнят. Индивидуальные выборы анализируются, по возможности, обобщаются и на этой основе проводится дальнейшее заполнение плана.
Предельное, на наш взгляд, заполнение граф после второго этапа – учебная четверть. Это закономерно, поскольку невозможно, например, за полгода вперед запланировать индивидуальные консультации, посвященные помощи ребенку в разрешении какой-либо его проблемы. Не можем же мы планировать ее появление! Также немыслимым представляется четкое планирование психологического направления работы: классное сообщество развивается, возникают разнообразные ситуации, требующие мобильного подхода.
Но и после второго этапа планирования в «сетке» остается значительное количество «белых клеток», заполнение которых проводится классным воспитателем по мере поступления проблем. И такая ситуация абсолютна современна, поскольку индивидуализированный подход к вопросам образования и предусматривает отказ от жесткого планирования в пользу ситуативного и вариативного реагирования. В ситуации педагогики Свободы потребности личности растущего человека не могут быть алгоритмизированы.
Следовательно, годовой план воспитательной работы принимает вид не законченной догмы, а рабочего расписания видов деятельности, представленных в максимально удобном для классного воспитателя виде.
Кроме того, отметим, что и в окончательном виде, годовой план все равно будет содержать «белые пятна», поскольку совершенно нереально в течение одной недели работать абсолютно по всем направлениям с полной выкладкой. Например, подготовка к родительскому собранию (социальное направление работы) отнимет время и силы воспитателя в свою пользу от других видов деятельности и т.д.
Должен ли план воспитательной работы в итоге увенчаться грифом «Утверждено» с подписью заместителя директора? На наш взгляд, более уместным становится термин «Согласовано», поскольку этот документ есть продукт коллективной творческой мысли: детей, родителей, воспитателя, администрации.
Приведем фрагмент подобного плана.
Пример оформления рабочего плана классного воспитателя

 


сроки (нед)

Психологическое

Индивидуальн. консультирующее

Координирующее

Социальное

Организационное

 

 

 

 


1-7, 02 1999

. Проведение «___», его ана

Встречи с ученик. не захотевш. заполнять выяснение при нормализация обстановки.

Педконсилиум, посвященный вопросам индивидуального стиля учения

Беседы родителями учеников X, по поводу проблем

Классный час ___

 

 

 

 


8-12, 02. 1999

Обсуждение результатов диагностики, тренинг необходимост.

Индивидуальное обсуждение результатов диагностики.

Посещение
зан.
по предметам с целью анализа процесса уч. школьников

Проведение родительского
собрания,
обдумывания результатов диагностик., разработки дальнейшей стратегии рабо

Подготовка к празднованию всемирного влюбленных

 

 

 

 

Закономерно, что подобный план не может находиться исключительно в распоряжении заместителя директора: документ подвижен, постоянно подвергается дополнениям. В этом случае целесообразным представляется периодическое его ксерокопирование, для того, чтобы и классный воспитатель, и представители администрации имели свои рабочие (подчеркнем – рабочие, а не выставочные!) экземпляры. Классному воспитателю рекомендуем внести этот план в свою рабочую тетрадь (см. ниже).

2.2. Рабочая тетрадь классного воспитателя, ее структура.

Наверное, мало найдется педагогов, кто не вел бы своеобразную записную книжку, дабы не забыть как ежедневные дела («это я сказал… об этом – предупредил…»), так и долговременные данные о ребятах, например, адреса, анкетные данные и т.п. Как только не называют кураторы (классные воспитатели) при этом свои записи! И «деловой блокнот», и «дневник куратора», и «мыкальник» (вероятно, от «мыкаться»).
Нужна ли подобная тетрадь? – Вопрос риторический, поскольку, раз уже многие годы педагоги ведут эти записи (причем добровольно!), то, следовательно, она действительно нужна.
Промышленность, учитывая потребность учителей, начала выпускать уже разлинованные «под школьный журнал» записные книжки. Но классные воспитатели приспосабливаются по-прежнему: кто как может и как кому удобно – в ход идут и обычные школьные дневники, и блокноты-ежедневники, и общие тетради. И являются, по сути своей, и записной книжкой, и телефонным справочником, и медицинской картой, и планом работы, и списками учеников, и прочая, и прочая…
Обычно, тетрадь (будем так называть ее в дальнейшем) содержит стандартную информацию. Но опыт работы показал, что целесообразно включить в нее еще и «нестандартные» для традиционной авторитарной школы данные. Это сделает ее еще и плацдармом для анализа собственной педагогической деятельности, рефлексии, осознанного планирования.
Несколько отойдем от логики изложения и приведем здесь текст анкеты для родителей, ответы которой составят частичное содержание тетради

Анкета для родителей.


Уважаемые родители!
Для того, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в нашей школе комфортно, чтобы уменьшить
ваши волнения, мы просим вас найти время и ответить на вопросы анкеты как можно более
тщательно и продуманно.
Заранее благодарю,
Подпись
Текст анкеты:
1. Укажите, пожалуйста, полный состав Вашей семьи с указанием места работы домочадцев и занимаемых ими должностей (место работы указывать без сокращений); их контактные телефоны.
2. Сообщите, пожалуйста, общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи: есть ли у ребенка отдельная комната? Личное место для занятий? (при наличии неблагоприятных обстоятельств необходима более подробная их характеристика).
3. Расскажите нам, каковы внешкольные занятия и увлечения Вашего ребенка (муз. школа, спортивная секция, кружки и т.п.)? Какое место в свободном времени ребенка занимают чтение, игры, телевидение?
4. Какие особенности истории развития ребенка Вы можете нам сообщить (наличие физических и психических травм, серьезных перемен в его жизни, поводов для острых эмоциональных переживаний)?
5. Какой характер взаимоотношений ребенка с членами семьи? Существуют ли типичные конфликты? Как часто они повторяются? Каким способом Вы их разрешаете? Кто является инициатором примирения?
6. Как и за что Вы поощряете своего ребенка? Что является для него наказанием, и в каком случае?
7. Какой характер отношений ребенка со сверстниками, в том числе и одноклассниками?
8. Существовали ли в прошедшем учебном году у него какие-либо проблемы в учебном плане? Какие у него отношения с учителями? Укажите, пожалуйста, его любимые и нелюбимые предметы.
9. Что беспокоит Вас сейчас в Вашем ребенке?
10. Каким ласковым именем называют ребенка в семье?
11. Есть ли у ребенка хронические заболевания? Есть ли аллергические реакции на что-либо? Укажите, пожалуйста, какие и что можно предпринять, если в условиях гимназии начнется аллергическая реакция, обострение хронического заболевания? Какие медицинские противопоказания существуют? С кем из семьи и по какому номеру телефона необходимо связаться в этом случае?
12. Ваши пожелания куратору.
Итак, перейдем непосредственно к анализу содержания тетради.


1 страница. Титульный лист, на котором записано название школы, класса, указаны
фамилия, имя и отчество классного воспитателя.
Думается, что общая фотография класса с классным воспитателем на фоне школьного здания будет здесь как нигде более уместна.
2 страница. Список класса.
Обычно содержит перечень фамилий и имен учеников, максимум с указанием их отчеств. Но, ежегодно классный воспитатель сталкивается с необходимостью заполнить в
классном журнале графу «номер личного дела».
И для того, чтобы сентябрь не начинался с похода в архив, целесообразно, «приняв» новый класс или новичка, сразу внести соответствующие данные в свою тетрадь. Это позволит сэкономить время при оформлении журнала.
Мы предлагаем оформить эту страницу в табличном виде.

 

 

 

Имя, отчество, фамилия ученика

Номер  личного дела

Суммарный       балл            вступительных экзаменов

1.

 

 

 


Колонка «суммарный балл…» пригодится в тех школах, которые имеют конкурсный отбор. Благодаря этим данным куратор может отследить динамику успеваемости своих подопечных. Но, существует опасность, что данный рейтинг может повлиять на субъективное отношение педагога к ученику. Поэтому, при анализе успеваемости рекомендуется соотносить не ученика «А» с учеником «Л», а ученика «А» в начале учебного года с учеником «А» в конце учебного года, отслеживая, таким образом, темп и успешность индивидуального движения растущего человека по образовательному пространству за отрезок времени.
На этой же странице логичным представляется размещение и сведений о половом и возрастном составе класса. Учитывая, что в каждом классе учатся дети, рожденные в двух «пограничных» годах, необходимо отдельно подсчитать их количество для предоставления сведений в администрацию.

 

девочки

мальчики

 

Кол-во чел.

% от общего чис

Кол-во чел. л

% от общего числа

199… г рожд.

 

 

 

 

199…г.рожд

 

 

 

 

всего

 

 

 

 


3 страница.
Списки групп для занятий по иностранному языку, информатике и др. предметам, с указанием преподавателей.
Эта информация пригодится как для работы с документацией, так и для решения текущих проблем.
4, 5, 6, 7, 8 страницы.
Сведения о родителях. Сведения о родителях заносятся классным воспитателем в конец журнала ежегодно. Но, в большинстве случаев, удобно иметь их у себя под рукой не только в школе. Опыт показывает, что при наличии у классного воспитателя домашнего телефона, его вечер в семейном кругу превращается в вечер вопросов и ответов, дополнительных индивидуальных консультаций с родителями и родственниками детей.
Данные удобно располагать на «альбомном» формате тетради, то есть во весь ее разворот. Традиционна следующая таблица:



Фамилия, имя, отчество (родственников)

Место работы, должность, номер рабочего телефона

Домашний адрес, телефон

Мы рекомендуем дополнить ее еще графой «Примечание». В ней можно записать дни рождения родителей, аналогичные сведения о бабушках и дедушках, клички домашних животных, особые события из жизни семьи – то есть все то, что поможет классному воспитателю наладить человеческий контакт с родителями, сделает их беседу живой и интересной.
Опыт показывает, что для записи сведений о родственниках одного ребенка достаточно 5 строк, что в расчете на стандартный класс в общем составит 2 разворота тетради (с 4 по 7 страницы включительно).
Добавим, что, кроме этой таблицы, удобно иметь еще дополнительную (занимающую 8 страницу), в которой можно фиксировать участие родителей в собраниях, консультациях, поездках и т.п. мероприятиях (поставив определенный знак в соответствующей клеточке):

 

Фамилия,  имя,  отчество  родителей (родственников)

Даты проведения мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поскольку названия мероприятий не удобно вносить в графы таблицы, ниже ее следует составить их перечень в качестве пояснения.
9 страница.
Медицинские сведения об учениках.
К сожалению, с каждым годом все более необходимая в тетради страничка. Некоторые данные из нее вносятся в классный журнал (например, группа для занятий физкультурой).
А вот остальные данные бывают срочно востребованы в экстремальных ситуациях, когда нет времени звонить родителям (или невозможно это сделать), для того, чтобы выяснить, как купировать аллергический приступ или спросить разрешение на проведение профилактической прививки.
Несколько отступив от темы, мы советует классным воспитателям иметь в кабинете специальную аптечку, где в конвертах или коробочках с ярко написанными фамилиями учеников будут храниться лекарственные препараты, необходимые для оказания экстренной неотложной помощи ребенку и инструкция от родителей по поводу их применения: ситуация, дозы и т.д.
Итак, мы предлагаем следующую форму записи:

Ученик

Диагноз

Первая помощь

Противо зания

№    страхового полиса

Группа здоровья

Группа для занятий физкультурой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно, здесь учтены и современные требования медицинского персонала «скорой помощи» и больницы – наличие страхового полиса. Сразу оговорим, что целесообразно попросить у учеников принести ксерокопии полисов и хранить их в аптечке иди же в индивидуальных психолого-педагогических картах учеников, также находящихся у классного воспитателя.
10 страница.
Список учеников с указанием их занятости в кружках, секциях, их увлечений и пристрастий.

Ученик

Кружок, секция

Примерное расписание

хобби

 

 

 

 

 

Примерное расписание занятости детей поможет классному воспитателю сориентироваться в выборе дня недели и времени для проведения каких либо встреч с классом или с группой ребят, или индивидуально с данным человеком.
11, 12, 13, 14 страницы.

Характеристика класса (примерная схема).
Учитывая, что сведения об общем количестве детей, половом и возрастном составе класса приведены на 1 странице тетради, характеристику можно составить по следующей схеме.
• Отличительные особенности класса (степень интеллектуально развития, стремление к учению, степень практической направленности знаний, профессиональная направленность, коллективные увлечения, пристрастия, степень сплоченности группы, ее проблемы и успехи).
• Состояние здоровья учащихся. Хронические заболевания.
• Степень усталости детей.
• Особенности памяти, внимания учащихся, восприятия ими учебного материала в зависимости от дня недели, времени суток, сезона года, рекомендации учителям-предметникам.
• Получение учениками класса дополнительного образования различных направлений. Посещение ими дворцов творчества, кружков, секций и т.п.
• Психологический климат в классе (открытие и скрытие лидеры на основании результатов социометрии, отверженные классом с указанием, по возможности, причин. Способы выхода из конфликтной ситуации (по Томасу). Наличие цели в жизни, интерес и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, степень «Я» и т.д.).
• Анализ учебной деятельности.
• Количество отличников, учеников с одной оценкой «хорошо» (с указанием дисциплины), ударников, количество учеников с одной оценкой «удовлетворительно» (с указанием дисциплины), неуспевающие (конкретно по предметам).
• Основные выводы.
• Перспективы воспитательной работы (цель воспитательной работы с данным классом и основные задачи на год, которые должны быть реальны, конкретны).
15 - 28 страницы.
План воспитательной работы.
29 страница - …
Следующие странички тетради содержат ежедневные дела, «напоминалки» самому себе, протоколы родительских собраний и т.п. информацию, «обязательную» для работы традиционного классного руководителя.
Собственно, на этом перечень «обязательных» записей и заканчивается.
Но, как показывает опыт, классные воспитатели рано или поздно начинают испытывать настоятельную потребность в записях и иного плана.
Так, в тетради фиксируются
• основное содержание индивидуальных консультаций учеников (предмет обсуждения и намеченные пути разрешения);
• обобщенные результаты анкет и тестов (в словесной форме, в виде графика, схемы), их анализ и вывод;
• динамика тех или иных показателей по классу в целом.
Таким образом, тетрадь классного воспитателя можно рассматривать и как записную
книжку (наличие разнообразных списков), и как план работы (ежедневный, еженедельный, полугодовой и т.п.), и как повод для рефлексии (занесение в нее результатов тестов, анкет, статистических данных).
Тетрадь - это и предмет анализа и форма отчетности в одном лице.
Следовательно, приемами работы с содержанием рабочей тетради становятся не просто просмотр («это я сказал, это – предупредил!»), а анализ, рефлексия проблемы, планирование.

2.3. Индивидуальные психолого-педагогические карты учеников: структура, содержание, анализ.

Естественно, что информация, сообщенная классному воспитателю ребенком, родителями, педагогами, полученная из разнообразных тестов и анкет не может просто храниться в его памяти.
Поэтому классному воспитателю необходимо вести индивидуальные психолого-педагогические карты учеников для того, чтобы собрать, проанализировать, систематизировать всю информацию о жизнедеятельности ученика с целью оказания ему эффективной помощи и поддержки.
Индивидуальные психолого-педагогические карты учеников заводятся в тех случаях, когда класс только формируется или в сложившейся ученический коллектив приходит новый ребенок.
Впоследствии карты хранятся в сейфе или запирающемся шкафу у классного воспитателя. В случае, если у класса меняется классный воспитатель или классы переформировываются (при переходе детей, предположим, в 10-е профильные классы), или ученик переходит в другую школу, индивидуальная карта «передается» новому классному воспитателю. Тем самым экономится время для знакомства с индивидуальными особенностями ребенка, поскольку новый педагог, знакомясь с содержимым карты, получает возможность увидеть объективную картину личностного становления ученика.
Опыт показал, что для ведения индивидуальной карты удобнее всего иметь папку-скоросшиватель. По возможности ее рекомендуем заламинировать или поместить между двумя слоями полиэтиленовой пленки, запаяв ее (заклеив скотчем).
Структура индивидуальных психолого-педагогических карт.
1. обложка, на которой указывается фамилия ученика, номер его личного дела, по возможности - фотография. По мере взросления ребенка можно вклеивать новые фотографии.
2. анкетные данные, сведения медицинского плана, информация о семейном и социальном окружении.
3. индивидуальные характеристики ребенка (с указанием даты написания).
4. все тексты тестов, анкет, которые заполняют ребенок и его родители. На страницах обязательно указывается дата, записывается анализ и вывод.
5. все «продукты творчества ребенка», позволяющие судить о его эмоциональном состоянии, личностном росте: рисунки, фотографии поделок, сочинения и т п.
6. зафиксированные классным воспитателем или другими педагогами наблюдения, краткое содержание значимых бесед и их результаты.
7. индивидуальные графики продвижения в учении.
Рассмотрим более конкретно последний пункт


Индивидуальный график продвижения в учении.
В свете идей педагогики Свободы недопустимо сравнивать успехи ребенка с кем-либо, кроме самого себя.
К сожалению, до сих пор в практике наших школ успехи учения оцениваются баллами, и не в наших силах сейчас массово отказаться от этой традиции (хотя это можно сделать в индивидуальных случаях, что не является темой нашего разгогвора).
Для того, чтобы сравнение «с самим собой «предыдущим» выглядело более зримо и весомо, классный воспитатель может предложить ученикам вести индивидуальные графики продвижения в учении.
Для этого учеником на листке бумаги «в клеточку» чертится самая обычная система координат.
После этого классный воспитатель предлагает ему взять дневник (если туда внесены все отметки ребенка), или рабочие тетради по всем предметам. Причем разговор о том, что он (они) не заполнен или грязен будет сейчас не к месту.
В начале вместе с учеником (это важно!) классный воспитатель подсчитывает сумму 10 последних полученных отметок по всем предметам, не забывая физкультуру, рисование, труды – то, что мы часто, и очень-очень зря считаем совсем неважным. Это личная жизнь ребенка и в ней важно все.
Максимально полученная сумма может составлять 50 баллов. Это 10 оценок «5» (отлично).
Минимально – 10 баллов. Это 10 оценок «1» (единица). Кстати, единица ставится за полное отсутствие ответа ученика. То есть, если он встает и говорит – "Я не знаю", или вообще молчит. В практике наших же школ в таких случаях выставляется «2» (два). Явный факт завышения оценки, то есть любовного отношения к детям, нежелания их травмировать!
Все остальные успехи нашего ребенка уместятся в пределах между этими двумя цифрами.
Приведем пример.
Ученик получил подряд 3, 4, 2, 5, 5, 4, 3, 4, 5, 3. Сумма этих оценок составит 38 баллов.
Объясняем ребенку, что это начало его соревнования самим с собой. Это начальные его успехи. Именно успехи. И именно начальные.
Обращаемся к подготовленной ребенком в системе координат.
По оси Х откладываем отрезки произвольной величины, которые будут означать номер подсчета (первый раз подсчитали 10 оценок, второй раз – следующие 10 оценок и т.д.). У нас на первой схеме отмечен 1 результат, на второй – два, а на третьей - три подряд идущих результата.
По оси Y обозначаем деления от 10 до 50, соответствующие количеству набранной суммы баллов (в нашем случае – 38).
Классному воспитателю следует обязательно проговаривать ребенку все действия, объяснить ему, – что значит та или иная черточка. Если он постарше, и может чертить сам -предоставить ему это почетное пр

Дальше можно торжественно поставить первую точку. В нашем случае она будет соответствовать 1-ой черточке на оси Х и цифре 38 на оси Y (см. рис.).
После этого классный воспитатель объясняет ребенку, что после каждых 10 полученных оценок он будете вместе с ним повторять эту процедуру для того, чтобы посмотреть, как ребенок растет и кто победит в этом соревновании: он, немного выросший - новый, или он -бывший.
Через некоторое время педагог ненавязчиво напоминает ученику, что надо обязательно уследить момент, когда будет получена следующая 10-я отметка.
После чего процедура повторяется.
Предположим что новая порция отметок такова - 2, 3, 5, 4, 5, 4, 4, 5, 3, 4.
Сумма этих оценок составит 39 баллов.

Внимание! Внешне, вроде бы, ничего не изменилось - тот же набор – 2, 3, 4, 5. Любой учитель скажет нам, что ученик учится так же, как и прежде. Но ведь он стал учиться лучше на 1 балл! Это важно! Это маленький успех!
Его надо заметить, отметить, похвалить и поставить в графике новую точку – по оси Х – цифра 2; по оси Y – 39. И провести линию, ведущую вверх, от прежней точки к новой.

И пожелать ребенку в следующий раз поставить точку еще выше!
Практика показала, что эта простая процедура очень нравится детям. И первоклашкам, и старшеклассникам. Это помогает им стремиться превзойти самих себя, а не кого-то там еще.
Теперь еще один нюанс.
Предположим, что классного воспитателя очень волнует не общая успеваемость, а успехи по какому-то определенному предмету. Предположим, по математике. Тогда считать следует сумму оценок, полученных только на математике.
Но, в этом случае, десяти оценок ждать долго.
Лучше перейти на подсчет суммы пяти последних оценок. Тогда максимальная цифра на оси Y будет равна 25, а минимальная – 5.
Заметим, что можно вести одновременно подсчет по разным предметам и подсчет общей успеваемости, отводя для разных графиков разные странички.
Можно линии, соединяющие точки, проводить красным фломастером, – если линия резко восходящая (возрастание от 38 до 47 баллов!), зеленым, – если немного восходящая (от 38 до 39), синим, если чуть-чуть нисходящая (38 - 36), черным (не дай Бог!) – если резко падающая (38 – 31). Совместной с ребенком фантазии нет предела!

Кстати, это поможет ребенку и классному воспитателю увидеть даже небольшое падение успеваемости, которое пока незаметно в общей массе оценок.
График, который начнет вычерчиваться в блокнотике, сам скажет вашему ребенку, что он начинает проигрывать САМ СЕБЕ. Он скажет это убедительнее родителей или классного воспитателя! И поможет исправить ситуацию.
Итак, работа с психолого-педагогическими картами позволит классному воспитателю:
• обработать информацию, полученную в результате проведения психологических и педагогических диагностик и вернуться к ней в случае необходимости;
• познакомиться со сведениями, полученными психологом, социальным педагогом и другими субъектами образовательного сообщества;
• отследить и проанализировать личностный рост ученика, помочь ребенку увидеть процесс своего взросления.

2.4. Позитивная позиция в работе с традиционной документацией.

По сложившейся традиции о работе классного воспитателя администрация, в числе прочих показателей, судит по тому, как он ведет документацию класса, как осуществляется проверка дневников, в каком состоянии личные дела учеников, журнал.
Естественно, существуют устоявшиеся нормы ведения документации в школе, которые в общем можно описать как «четкое и своевременное» заполнение документов, а, в частности, использование ручек с исключительно синей пастой при работе с журналами.
Но, помимо справедливых объективных требований к документации, на практике можно столкнуться и с негативными традициями субъективного характера.
Обратимся, например, к классному журналу.
Как известно, титульный лист в классном журнале дублируется. Принадлежность журнала тому или иному классу отмечается как на лицевой его стороне, так и внутри, на первой странице. И практика административной проверки журналов показывает, что если у журнала есть плотная непрозрачная обложка, то в 70 случаев из ста обложка остается неподписанной.
Часто педагоги-предметники теряют время на уроках из-за того, что на следующей странице, отведенной их предмету, не оказывается списка учащихся – классный воспитатель вовремя не побеспокоился об этом.
Пойдем дальше.
В конце классного журнала есть таблица «сведения об учащихся».
Графу, посвященную сведениям о родителях, целесообразно заполнять следующим образом: если семья полная, то имена и отчества родителей записывать в разные строчки не используя фамилии (она записывается только тогда, если у кого-нибудь из родителей фамилия, отличная от фамилии ребенка), а если семья неполная – то вначале, на одной строчке запишите фамилию, а на другой – имя и отчество.
Это необходимо для того, чтобы не оставалось «пустого пятна» напротив фамилии ребенка. Многие дети любят заглядывать в конец журнала, и могут использовать сведения в своих целях, а полностью заполненные строчки сливаются и не так явно выделяются дети, у которых нет отца или матери. Чувства детей надо щадить.
Личные дела учащихся, на первый взгляд, заполнить и вести предельно просто. Но, каким сложным оказывается для классных воспитателей своевременной их заполнения! В сводной ведомости оценок зачастую не увидишь их подписей, печати образовательного учреждения. Встречаются и ошибки при переносе итоговых оценок их классного журнала в личное дело, что совершенно недопустимо.
Содержание личных дел часто представляет собой свалку растрепанных бумажек, небрежно подшитых разноцветными нитками.
Мы не считаем аккуратность, четкость, своевременность в ведении документации «мелочью» в работе классного воспитателя и поэтому осмелимся посоветовать вкладывать отдельные справки и заявления, подлежащие хранению в личном деле ребенка, в прозрачные папки-«файлики». Они, свободно демонстрируя содержимое, аккуратно прикрепляются в личном деле, если в него вклеить держатель от папки-скоросшивателя.
Остановимся еще и вот над каким вопросом: почему в дневнике учащегося мы чаще всего встречаем записи негативного характера?
Ведь дневник можно использовать как средство для общения с родителями, записывая в него, прежде всего все положительное, что видим в ребенке.
Оценки целесообразно сопровождать записями: молодец, умница, сегодня ты работал хорошо, старался и т.д. Об этом легко договориться с учителями-предметниками на педагогическом консилиуме.
Через дневник можно поздравить родителей с новым годом, с днем рождения ребенка (если нет возможности сделать это по телефону). Кстати, записку к родителям также можно прикрепить стиплером к дневнику, чтобы ребенок ее не потерял.
Хотя классный воспитатель и не обязан отвечать за состояние рабочих тетрадей своих учеников, в практике своей работы он может сталкиваться с конфликтами, причиной которых может послужить их оформление или содержание. К этому надо быть готовыми, и в качестве примера, рассмотрим следующий случай.
Один школьник, подписывая свою тетрадь, указал на титульном листе свое имя, отчество и фамилию. Учитель, проверяя тетрадь, ручкой с яркой красной пастой зачеркнул отчество ребенка.
Совместно с к.с.н. Л.Г.Кураевой и студентами, получающими специальность «социальный педагог» (45 группа СПК, 2000г), нами было проведено исследование, задачей которого было защитить гражданские права ребенка, защитить ребенка как личность и доказать его правоту.
В ходе исследования мы провели анкетирование по вопросу заполнения тетради в ряде школ Саратова (15, 31, 37, 28) среди детей, учителей, родителей, и администрации.
Мы хотели выяснить, как наши респонденты относятся к факту ведения тетради, каких норм и позиций придерживаются.
Среди учителей была распространена следующая анкета.
Уважаемый коллега!
В связи с предстоящим диспутом мы проводим небольшой опрос педагогов. Мы будем рады,
если Вы окажете нам посильную помощь и ответите на следующие вопросы:
1. Какое из перечисленных требований к оформлению школьной тетради кажется Вам наиболее приемлемым?
2. Какое из перечисленных требований к оформлению школьной тетради кажется Вам наиболее приемлемым?
а) красивый почерк;
б) аккуратность;
в) оформление в соответствии с традициями;
г) наличие полей;
д) запись даты;
е) работа только фиолетовой пастой.
2. Предположим, что ученик подписал тетрадь, используя полностью фамилию, имя и
отчество.
Ваше отношение к этому поступку?
а) нейтральное;
б) резко негативное;
в) позитивное.
3. Обоснуйте свой предыдущий ответ:
а) это недопустимо, так как это
это отклонение от нормы;
б) это допустимое отклонение от нормы;
в) главное, чтобы «внутри» все было аккуратно;
г) это право ребенка.
4.Зачеркнете ли Вы отчество на обложке тетради?
А) да; Б) нет.
Благодарим за помощь!
Среди администрации и родителей была распространена анкета с другими вопросами:
Уважаемые взрослые!
В классе произошел конфликт из-за того, что ученик подписал тетрадь полным именем
(ФИО), а учитель зачеркнул отчество ученика.
Чью точку зрения Вы поддержите? А) ребенка; Б) учителя.
Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор:
а) ребенок имеет на это право;
б) существуют определенные традиции школы;
в) это повысит уверенность школьника в своих силах, возможностях;
г) на ФИО имеют право только взрослые люди.
Благодарим за помощь!
И, анкета для учеников была такова:
Уважаемый ученик!
Как ты думаешь, имеешь ли ты право на запись в тетради своей фамилии, имени и отчества?
А) да Б) нет.
Хотел бы ты так подписывать тетрадь? А) да Б) нет.
Зачем тебе нужна такая запись:
а) чтобы выглядеть взрослым;
б) чтобы ребята обратили внимание;
в) чтобы учитель обратил внимание;
г) это мое имя.
4. Как ты думаешь, что сделает учитель, если ты подпишешь так тетрадь:
а) зачеркнет; б) оставит; в) вызовет родителей.
Спасибо за ответы!
Прежде всего, обратимся к конкретным фактам и цифрам. Наш вопрос касался реакции педагога на «не санкционированную» запись ребенком отчества.
20% учителей, признав, что такой поступок – право ребенка, отнеслись положительно к инициативе школьника.
79,5% опрошенных отнеслись к данному факту спокойно, но заявили, что данный поступок является допустимым отклонением от нормы.
0,5 % осудили ребенка, признав его поведение недопустимым и посчитав его отклонением от нормы.
Следовательно, один учитель из двухсот действительно совершил бы такой неблаговидный поступок, как в нашем случае. И не «лишь» один, а ОДИН – совершил бы!
Причем, заметим, что от какой "нормы", и что считать за норму, никто из интервьюируемых не мог нам объяснить!
Что касается нашей позиции, то мы однозначно считаем, что учитель был не прав, безжалостно зачеркнув отчество ребенка, не выяснив сначала, что побудило его так поступить.
А причины у растущего человека могут быть различны. Мы подчеркиваем словосочетание "растущий человек", поскольку согласны с В.А.Сухомлинским, заявившим: "Детство – не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь".
1 возможная причина.
Может быть, ребенок, таким образом, выразил уважение и любовь к своему отцу (а это
вполне возможно и реально для девятилетнего возраста) и мы, зачеркивая его отчество, как бы зачеркиваем его отца. Для нас это может не иметь никакого значения, а для психики ребенка - такой нежной и ранимой – это может быть целая трагедия и, впоследствии, может негативно сказаться даже на психическом здоровье ребенка.
2 возможная причина.
Может быть ребенок, написав свое отчество, хочет почувствовать себя взрослым
человеком. Мы можем сказать ему, конечно, "побудь еще ребенком!". Но вспомним себя в 9 лет! Мы всячески подражали взрослым, играя в дочки-матери, в учителей и т.д. Если причина такова, то она является естественной для этого возраста и учитель должен тактично объяснить ребенку свою позицию в этом вопросе.
Следующая причина может заключаться в том, что ребенок таким образом стремиться привлечь внимание учителя к себе.
В процессе исследования мы имели возможность поговорить с учителем, работающим по системе Занкова (средняя школа № 70). На вопрос студентки о ее отношении к подобной записи, она ответила, что не зачеркнула бы запись, пояснив свою позицию положениями из системы Занкова, предусматривающую раскрепощение ребенка, его многосторонне развитие, начиная с 1 класса.
Сухомлинский, в свою очередь, утверждал: "Подлинное мастерство воспитателя заключается в том, чтобы его питомец уважал себя, дорожил своим достоинством. Если ребенок не уважает себя – то это уже грань катастрофы".
В нашем случае, ребенок, раскрепостившись, написав полностью свои инициалы, почувствовал себя личностью, человеком, гражданином.
Также у Занкова есть фраза, касающаяся проверки сочинения в начальной школе: "ошибки в сочинениях необходимо проверять неярким карандашом…". Что же тогда говорить о том, чтобы отчество зачеркнуть красной ручкой!
Кроме того, на наш взгляд, в этой ситуации, несомненно, были ущемлены права ребенка. Мы предъявим доказательства, которые явно указывают, что действия учителя в этом случае противозаконны.
Практически во всех документах, связанных с ребенком, указываются как фамилия, так и имя-отчество. Так, в свидетельстве о рождении, личном деле ребенка в детском саду, личном деле ученика в школе, в любом классном журнале (раздел "сведения об ученике").
Тетрадь ученика – это документ и личная вещь человека. Он сам вправе решать, как назвать себя. Знаменитые учительские слова - "тетрадь – это лицо ученика" – дают ему на это полное право, поскольку мое лицо – это "Я" сам, – "Я" – это мое имя!
Да, мы согласны, что есть определенные нормы и традиции в оформлении обложки тетради. Но эти нормы являются незаконными, поскольку нарушают основные нормативные документы, регламентирующие права ребенка!
Приведем примеры.
Зачеркнув отчество ребенка, учитель проявил свое неуважение к его личности: в "Декларации прав ребенка" сказано, что ребенок защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости…". В нашем случае мы напрямую сталкиваемся с небрежным отношением к личности ребенка.
Берем следующий документ. Перед вами "Конвенция о правах ребенка". В ст.7 говориться: "ребенок регистрируется сразу после рождения и с момента рождения имеет право на имя…".
Эта же идея звучит и в "Декларации прав ребенка".
Статья 58 Семейного Кодекса РФ также гласит: "ребенок имеет право на имя, фамилию, отчество. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законом субъектов РФ или не основано на национальном обычае".
Наш же национальный обычай – называть человека по имени-отчеству.
Ребенок – это тоже человек, только еще растущий. Следовательно, как семейный кодекс, так и наш национальный обычай подтверждают право человека на отчество. Да, традиционно в нашей стране отчество "присваивается" взрослому, уважаемому человеку. Но сегодня мы, как педагоги, заявляем об уважении к ребенку. Таким образом, признавая его право на отчество, мы еще раз подчеркиваем его равноправное положение в этом мире.
Отсюда вывод: учитель нарушает положения всех приведенных документов, лишая ученика его имени, поскольку, подчеркнем это еще раз, отчество в нашей стране – неотъемлемая часть имени человека, несмотря на его возраст.
Мало того, коллеги, этот учитель еще нарушил право школьника на индивидуальность!!!
В статье 8 "Конвенции" читаем – "государства – участники договора обязуются уважать право ребенка на сохранение индивидуальности, включая гражданство, имя, не допуская противозаконного вмешательства"!
И, наконец, самая важная статья – "Ребенок всегда должен иметь право на имя. Ребенка не должны лишать имени".
Итак, поступок учителя мы считаем противозаконным. Этот "педагог" нарушил основные законы, регламентирующие действия относительно ребенка. Он подвергнул вмешательству личную жизнь своего ученика, что противоречит всеобщей декларации о правах человека!
Не побоимся сказать, что поступок учителя классифицируется как жестокое обращение с детьми, а, именно, им было совершено психическое насилие. Заметим, что под психическим насилием понимается открытое неприятие, оскорбление и унижение достоинства человека.
Поэтому, мы считаем правомерным употребить по отношению к нему статью 56 Кодекса об административных правонарушениях РФ об административных наказаниях педагогического работника за допущение психического насилия над ребенком.
Также, статью 149 Уголовного кодекса РФ о повреждении личного имущества гражданина, предусматривающую наказание исправительными работами на срок до 6 месяцев либо штрафом до одного минимального месячного размера оплаты труда.
Откуда же такое отношение учителя к имени ребенка?
Посмотрим на самую обычную обложку типичной нашей тетради. Здесь отмечено все: для чего тетрадь, какой класс, школа, а вот для чего 2 последние строки – и что на них писать – не указано. Эти две сиротские строчки – все, что предусмотрено создателями тетради для наших с вами детей.
Позвольте задать вопрос: а где же сам ребенок? Про самого ребенка – забыли?! Здесь даже не указано, что вообще должна быть хотя бы фамилия человека!
Мы рискнем предложить такую обложку тетради, где есть место не только для указания фамилии, имени и отчества человека, но и для его фотографии, руководствуясь теми же словами – "Тетрадь – это лицо ученика".

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.