На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Профессиональная деятельность классного руководителя - Сотрудничество классного с коллегами и родителями
Профессиональная деятельность классного руководителя - Сотрудничество классного с коллегами и родителями
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Профессиональная деятельность классного руководителя
Профессиональное кредо классного воспитателя
Документация классного
Сотрудничество классного с коллегами и родителями
Административное сопровождение деятельности классных воспитателей
Все страницы

 

3. Сотрудничество классного воспитателя с коллегами и родителями
3.1. Классный воспитатель в образовательном сообществе: центр или периферия?

«Ребенок становится солнцем,
вокруг которого вращаются средства образования:
он – центр, вокруг которого они организуются».
Дж.Дьюи
Итак, в разделе 1.7. мы определили:
классный воспитатель способен и должен выступать «капитаном» команды педагогов класса, являясь:
координатором действий учителей, работающих во вверенном ему классе, организатором и ведущим психолого-педагогических семинаров с коллегами, на которых обсуждаются и решаются вопросы, связанные с проблемами учеников.
Поэтому предлагаем следующую структуру взаимодействия педагогов:
команда педагогов одного класса ->
команда педагогов возрастной параллели ->
команда на возрастной группе (младшая, средняя, старшая школа) ->
команда школы в целом
Таким образом, будет соблюдаться вариативность мнений и равноправие целей, осуществляться взаимопомощь и поддержка.
Оговорим, что ни в коей мере все сказанное не ставит классного воспитателя «во главу угла» образовательного сообщества.
Это место прочно занято РЕБЕНКОМ, и работа современного классного воспитателя индивидуальна по отношению к нему, но комплексна и системна по отношению к другим ее субъектам.
Поясним это схемой (в некоторых случаях (жизненных ситуациях) горизонтальное и вертикальное расположение субъектов образовательного сообщества относительно друг друга не отражает их реальной «приближенности» к ребенку и не влияет на взаимодействие субъектов между собой.)

ребенок и классный
классный

3.2. Коллеги как помощники классного воспитателя.

Традиционно коллегами классного воспитателя считают педагогов-предметников, психолога. Но это явно не весь круг его профессионально общения.
Существует и еще одна посылка нашего разговора. Во введении мы кратко упоминали, что считаем необходимым наполнить имеющиеся «штатные единицы» новым содержанием профессиональной деятельности, организовать работу педагогов на новых педагогических принципах, исходя из новых ценностей образования.
Объединив эти две позиции, рассмотрим, какие «новые» должности можно ввести в штатное расписание и как измениться функционал «старых» в связи с нашей проблематикой. Мы надеемся, что это сможет помочь воспитательной системе школы перейти из разряда «предписывающей обязательные приемы и методы» в разряд «ищущей способы, технологии самовоспитания и самообразования».
Итак, Методист. Но не обычный методист, выполняющий контролирующие и разрешительные функции, как это часто случается сейчас. Классным воспитателям и педагогам жизненно нужен методист, помогающий организовать самостоятельную работу школьников. Он превратится из инструктора в прямого помощника учителя и воспитателя в процессе составления карточек, тестов с заданиями, диагностик различного плана, дидактических игр, обучающих и воспитывающих программ и т.д.
Процессуальный супервизор. Посещая классные часы классных воспитателей, занятия педагогов он оценивает не личность их, а деятельность, процесс общения с детьми. При этом он не только инспектирует занятия, но раз в неделю сам дает классный час (урок), показывая педагогам образец работы. Работает в тесном контакте с методистом.
Советник классных воспитателей - специалист по вопросам помощи и поддержке, сопровождению классными воспитателями учеников определенного возраста. В совершенстве владеет профессией, прошел соответствующую психолого-педагогическую подготовку, имеет опыт работы в должности классного воспитателя. Объединяет вокруг себя классных воспитателей возрастной группы учеников (младшая, средняя, старшая школа).
Лечебный педагог – лечит учебные проблемы: ребенок медленно читает, не может организовать выполнение самостоятельной работы, не умеет работать со справочной литературой. Информацию ему предоставляет классный воспитатель или учитель-предметник по запросу ребенка.
Координатор по отсутствующим - занимается вопросами посещаемости в целом по школе. Ежедневно выявляет отсутствующих, связывается с ними или с их родителями по телефону, выясняя причину и, в случае явного прогула учеником уроков, организует работу по устранению причин дискомфорта присутствия и формированию положительной мотивации учения.
Советник-консультант по помощи и поддержке ребенка. Работает непосредственно с ребенком, проводя индивидуальные консультации по разрешению личностных проблем.
Психолог. Осуществляет общее руководство оказанием психологической помощи и поддержке ученикам, организует общешкольную работу, массовые диагностические исследования. Консультирует классных воспитателей.
Специалист по выбору пути. Оказывает услуги ученикам, помогая определить в профессиональных предпочтениях. При выборе увлечения, профессии в разговоре с учеником основной акцент делает не на то, ЧТО он выбирает, а на то, КАК происходит процесс выбора, какие приоритеты, ценности, положены учеником в его основу.
Агенство помощи (кризисный центр). Классный воспитатель обращается к его специалистам за помощью по поводу более специфической медицинской или психической поддержке ребенка.


3.3. Методы сотрудничества классного воспитателя с учителями.

«Совещания не могут быть истинно научными,
если они не будут чисто коллегиальными,
и если все голоса совещателей не будут равны»

Н.И.Пирогов ( Пирогов Н.И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий. /Антология педагогической мысли России первой половины XIXв. М.: Педагогика, 1987, С.452.)
5 ноября 1804 года вышел в свет Устав учебных заведений, подведомых университетам. Он предписывал учителям гимназии в первое воскресенье каждого месяца собираться к директору для педагогических советований.
Обратим внимание на название: «советования»: почти 200 лет назад это было не просто «вывеской».
Суть педагогических советований была четко прописана в п.49 Устава: «каждый сообщает собранию примечания, сделанные им в продолжение истекшего месяца о прилежании и успехах учеников, и мнения свои, каким бы образом сделать учение занимательнее, также и об удобнейшем усовершенствовании способа учения». Советования предполагалось проводить в форме взаимного сообщения мнений, и прениях о способах учения (И это не единичный документ. Постановление о Царскосельском лицее 1810 года также заявляет о то, что «профессора составляют конференцию»).
В дальнейшем школа постепенно отторгла сам смысл слова «советования», оставив коротко - «совет». Само по себе оно, конечно, неплохо. Но зачастую подменяется хлестким «собрания».
И еще Р.Штайнер для обозначения группового общения педагогов выбрал слово «со=вещания», а не педагогические собрания, превращающиеся, подчас, в совместную брань. В его трудах получила развитие идея необходимости создания команды преподавателей, названная им коллегией.
Сегодня школы с большим количеством учеников все чаще обращаются к этой форме работы учителей. В качестве ее обозначения прижился термин «педагогический консилиум». Впрочем, «как горшок не назови, лишь бы каша хороша уродилась». В нашем же случае – лишь бы допустить собрания/заседания в бюрократическом их смыслах.
Педагогический консилиум с нашей точки зрения являет собой именно педагогические советования, основанные на позиции диалогичного общения.
Их огромным положительным потенциалом является то, что все педагоги знают детей, о которых идет речь (что важно для школ с большим количеством учеников), все заинтересованы в решении вопроса.
Чаще всего педагогический консилиум (вводный, текущий, экстренный,
заключительный) проводится с участием педагогов, преподающих в одном классе. Ведущий – классный воспитатель, организующий процесс обсуждения и решения проблем.
Существует множество форм собраний-полилогов, подробно представленных в педагогической литературе (конференции, мозговые штурмы, дебаты, дискуссии и т.д).
Все они простраиваются разработчиками примерно по одинаковой схеме:
■ готовится помещение и решается вопрос о размещении участников;
■ опознается, определяется и характеризуется сама проблема (этот этап длиться не более 15 минут);
■ продумывается максимальное количество вариантов ее разрешения (Иногда за 1 час работы предлагается до 100-150 идей!);
■ взвешивается каждый вариант и отбираются наиболее рациональные идеи для дальнейшей проработки;
■ выбирается наиболее подходящий вариант;
■ наиболее ценные идеи распределяются по блокам (планирование, прогнозирование, оперативное управление и пр.)
■ разрабатываются альтернативные решения проблемы;
■ подыскиваются способы решения проблемы, оптимальные для существующих условий;
■ производится оценка возможного успеха.
В качестве примера приведем те, которые наиболее эффективно показали себя в нашей практической деятельности, сразу оговорив, что этими тремя примерами не исчерпывается все многообразие вариантов собраний-полилогов.
«Метод 635» является разновидностью брейнсторминга и предполагает фиксированное число участников. Поскольку процесс предполагает обмен листками с идеями, то мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы максимально облегчить эту процедуру, исключить суету в аудитории. Сама аудитория делится на две зоны: зону участников, продуцирующих идеи и зону аналитиков. Удобным представляется нам и такое решение: одного из коллег попросить выполнить роль почтальона. Стоит заранее позаботиться о подготовке необходимого количества листков бумаги, бланков, ручек, листов ватмана и фломастеров.
Ведущий консилиума заранее определяет процедуру взаимодействия участников, поясняет и проясняет необходимые нюансы.
Суть метода состоит в том, что шесть (6) участников выдвигают по три (3) идеи. Основные идеи, а их будет восемнадцать (3 идеи х 6 человек = 18 идей) по очереди поступают к другим участникам собрания-полилога, каждый из которых дополняет их еще тремя новыми, еще не упоминающимися предложениями. Эта процедура повторяется пять (5) раз.
В зависимости от количества учителей, эту работу можно простроить двояко. Если коллектив небольшой, то шесть участников передают свои бланки друг другу по кругу, выступая в роли «других участников». Если же педагогов много, то такое ухищрение не потребуется.
После составляется суммарный бланк идей. Таким образом, на этом этапе выполняется пункт №3 из приведенной выше схемы. В качестве фона на этом этапе не помешает легкая тихая инструментальная музыка (но не песни! - их текст может отвлекать от работы). После прохождения через руки всех шести участников бланки содержат 109 идей (при желании можно и больше!).
Затем в работу включаются аналитики.
Их задача, собрав все бланки идей, выполнить пункты №№ 4-9 из упомянутой схемы. Основным недостатком их работы становится обычно то, что они заранее не договариваются о распределении ролей в группе. А поскольку им предстоит решить много задач, то некоторое время уходит на организацию процесса.
Поэтому ведущему целесообразно, «запустив» работу первой группы, обратить свое внимание на вторую и помочь им заранее выработать алгоритм анализа и распределить обязанности. Это приведет к экономии времени и исключит неразбериху и возможные конфликты.
Естественно, что по окончании аналитической работы группы собираются вместе, и «спикер» от аналитиков, при поддержке сотрудников, оглашает результаты, иллюстрированные, по возможности, схемами, диаграммами, написанными от руки призывами и девизами, пиктограммами и т.п., что спонтанно родилось во время обсуждения.
Также хорошо показал себя на практике «метод синектики» У.Гордона. Его суть в соединении разнородного.
Дискуссию в этом случае начинают 5-7 синекторов – педагогов, определенных заранее и занимающих противоположные позиции относительно главного вопроса педагогического совета. Подготовка групп в этом случае себя оправдывает, поскольку учителям надо подобрать соответствующие доводы, подтвержденные статьями законов, цитатами, результатами кросс-культурного анализа и т.п. Они организуют позиционную дискуссию, в начале которой возможны краткие монологичные сообщения. Остальные педагоги, уяснив эти крайние точки зрения, всесторонне их оценивают, примыкают к той или иной стороне, аргументируя свой выбор.
Взвешенное решение может приниматься несколькими способами: и элементарным подсчетом количества «сторонников» или иной идеи, компромиссным решением, и, даже, закрытым голосованием. Последнее бывает разумным в том случае, когда становится понятным неискренность «внешнего» поведения человека, сделавшего против своей воли тот выбор, который, по его мнению, ожидают от него коллеги.
Мы не ставим своей целью прописать все моменты организации педагогических консилиумов. Это невозможно. Остановимся лишь на важных с нашей точки зрения ключевых моментах их организации и позволим себе дать некоторые рекомендации.
Если классный воспитатель ставит своей целью лишь монологичное информирование коллег, то будет гораздо удобнее эту информацию в сокращенном виде уместить на листе формата А4 и вывесить на всеобщее обозрение в учительской (или отксерить необходимое количество экземпляров и раздать их педагогам лично). Надо беречь время коллег!
Если все же Вы решили провести консилиум, то следует выбрать для него наименее загруженный занятиями день и удобное для всех время. Для этого в начале учебного года, после того, как расписание «устоится», будет утверждено, стоит узнать у всех учителей вверенного Вам класса - какое время и день недели будет для них предпочтительнее.
Наверно, детскими покажутся рассуждения о необходимости проветрить и подготовить помещение. Ведь зачастую переполненность учебного здания, занятия в две, а иногда и в три смены объективно не позволяют сделать для этого маломальски необходимый перерыв между последним уроком в учебной аудитории и началом консилиума
Может, у какого-нибудь класса нет последнего урока и в освободившейся кабинет можно перевести учебную группу из аудитории, предназначенной для проведения консилиума? Проветрить ее, привести в порядок и расставить мебель соответственно тематике и форме грядущей работы (парты напротив друг друга или в форме букв «V» или «U» – позиционная дискуссия; парты по кругу – коллективное обсуждение проблемы и т.д.)?
Единственное, о чем следует помнить в процессе расстановке мебели – о том, что ее стоит ставить так, чтобы участники видели стену с таблицами и прочими материалами, с записью высказанных идей и правил проведения собрания-полилога.
Отсутствие подобного перерыва приводит еще и к тому, что учителя не успевают перекусить после проведенных шести-восьми уроков, оставаясь голодными во время совещания. Некоторые вынуждены тайком, под партой откусывать кусочки булочки всухомятку. Согласимся, что это не располагает к обширным дебатам.
А почему нельзя двигаться во время конесилиума? Почему нельзя встать, подойти к заранее подготовленному около стены столу, на котором имеется чайник, пакетики с заваркой, сахар и булочки? Налить себе стакан чаю, вернуться обратно за парту или перекусить, стоя в уголке? Мы якобы проявим эти неуважение к коллегам… Вероятно, держать людей голодными – это крайнее проявление уважения к ним…
Необходимо заранее исключить недовольство учителей перспективой долгой работы.
В данном случае разумно руководствоваться бюрократическими предписаниями, поскольку, в силу традиций, они оказывают на нас неизгладимое впечатление.
Так, пункт 5.6. «Правил внутреннего распорядка», разработанных доцентом РИПКРО А.Вавиловым в 1993 году четко определяет, что «общие собрания, заседания педагогического коллектива, занятия внутри школьных объединений, совещания не должны продолжаться, как правило, более 2 часов, родительские собрания – полутора часов, собрания школьников – одного часа, занятия кружков, секций – от 45 минут до полутора часов»11.
Конкретное время и частоту проведения заседаний педсовета предусматривают пункт 5.10 «Правил внутреннего распорядка», созданных работниками профсоюза: «заседания педагогического совета проводятся один раз в четверть продолжительностью 1,5-2 часа, м/о – один раз в четверть».
Документы подтверждают, что заседания - не еженедельная повинность. Попробуем же подсчитать суммарную нагрузку заседаний, полагающихся в неделю на педагога согласно документам.
Педагогический совет – 2 часа/ четверть.
Методическое объединение - 2 часа/ четверть.
Общее собрание коллектива - 2 часа/ четверть.
Проведение родительских собраний, собраний школьников, занятий кружков и секций в расчет не берем, поскольку они оплачиваются педагогам отдельно.
Итого – 6 часов за четверть.
Учебный год для педагога составляет 10 месяцев, следовательно, 47 недель, включая каникулы. В среднем четверть длится 11,75 недели.
Несложный расчет приводит нас к тому, что согласно официальным документам всяческие заседания в среднем должны отнимать у педагога как минимум 0,51 часа в неделю.
Рассуждая таким образом, легко доказать в первую очередь самому себе, что регламент заседаний соблюдать необходимо не только для того, чтобы избежать дискомфорта коллектива в эмоциональной сфере, чтобы поддерживать его заинтересованность, потребность в «коллективном разуме», но и для элементарного выполнения государственных требований в части охраны труда.
В нашей практике хорошо зарекомендовала себя следующая «мелочь»: в объявлении о проведении совещания обязательно указывался регламент, что давало возможность коллегам спланировать свой рабочий день и личное время.
Естественно, что в любом учреждении образования могут возникать и возникают ситуации, требующие немедленного обсуждения и разрешения. В таком случае есть смысл в экстренных собраниях, против которых не будет возражать коллектив, понимающих всю серьезность положения.
Если же мы хотим поведать коллегам о чем-нибудь новом и интересном или старом, забытом, но не менее актуальном, то воспользуемся советом знаменитого педагога-игровика Сталя Анатольевича Шмакова.
На одной из лекций он поделился воспоминаниями о своем посещении в 70-х годах XX века одной из средних школ. Целью визита была рядовая проверка районо. Войдя в вестибюль школы, он увидел тумбочку, покрытую красным сукном, на которой стоял портрет В.И.Ленина, окруженный горшками с геранью. По бокам тумбочки располагались два пионера, замерших в почетном карауле - все как полагалось. Над всем же этим великолепием было вывешено красное полотнище, на котором большими буквами было написано: «Позор опоздунам!».
Не ради шутки приведен здесь этот эпизод. После него Сталь Анатольевич дал присутствующим классным воспитателям интересный совет.
Он предложил ввести в школе «лозунг недели». Это может быть призыв, афоризм, цитата из классического произведения, стихотворная строфа - что угодно. Этот лозунг, написанный на склеенных листах ватмана должен помещаться на самом видном для школьников месте: на таком месте, в которое бы упирался взгляд ученика 10-20 раз на дню. Таким образом, за неделю каждый ученик школы прочитает его минимум 70 раз и автоматически запомнит. Каждый класс является ответственным за лозунг недели по очереди.
Но ведь такой же принцип можно применить и к педагогическому коллективу. Любой педагог посещает учительскую минимум 5 раз в день. Ну, ладно, хотя бы 2 раза. Посмотрите, ведь в ней есть место, на которое обязательно упадет его взгляд! Почему бы не помещать туда не замечания и слова нотаций - нет, а цитаты недели. Это могут быть:
■ высказывания выдающихся педагогов, причем не лозунгоподобные, а помогающие задуматься;
■ практико-ориентированные советы-подсказочки;
■ интересные статистические данные;
■ правила бесконфликтного общения и эффективного взаимодействия, сформулированные в виде афоризма; и т.д.
Важно! Цитата недели не должна быть длинной. Лучше, если она состоит из такого количества слов, которые сразу можно охватить своим вниманием. Существует формула подобного количества единиц информации: 7 + 2 или 7- 2.
Итак, что мы выигрываем, отказавшись от монологов?
Консилиум-полилог, проведенный в любой форме, позволяет членам педагогического коллектива почувствовать себя включенными в процесс принятия решений, а это, несомненно, ослабляет их сопротивление новшествам.
В процессе полилога сопоставляются противоположные позиции, и возникает возможность увидеть разные грани проблемы. Если решение инициировано творческой группой, поддержано коллективом, то его значение возрастает, и оно становится групповой нормой.
При этом важно и действие основного принципа Роджера - «человек ответственен за свой выбор и может изменить себя»: участие всех членов педагогического коллектива в разрешении проблемы очень важно, т.к. это уменьшает конфликтность, и рождает у педагогов желание взаимодействовать.
Остановимся немного на содержании педагогических консилиумов. В большей части случаев речь на них идет об успеваемости учеников. Это ли должно быть основной темой для разговора?
На наш взгляд, разность ребят, их особенности, их субъективные учебные предпочтения и способы индивидуальной работы с ними - вот предмет педагогических советований.
Но жизнь вносит свои коррективы и, как показала практика, актуальным для консилиумов становится не только успеваемость детей, но и вопросы о том, как воспринимают друг друга учителя и их воспитанники, как организует учитель взаимодействие на занятии, что считают стороны современным уроком, чем они довольные, какие существуют взаимные претензии.
Многие авторы сегодня сходятся в следующем мнении: сегодня отношения преподавателей и учащихся строятся на равноправных позициях субъектов образовательного процесса, в основе учебного процесса лежит организация преподавателем активных форм работы детей на занятии.
Уже не как призыв, а как требование звучит отказ от репродуктивных форм обучения, записывания многочасовых лекций в старших классах. При этом акцент делается на использовании каждой рабочей минуты при обязательных моментах релаксации.
Многочисленные публикации наглядно демонстрируют всеобщую положительную направленность на декларацию подобного подхода. Тем не менее, опыт практической работы позволил нам убедиться, что этот подход зачастую коренным образом отличается от реальной педагогической деятельности.
Субъект-субъектные равноправные партнерские отношения?!! Исходить из потребностей сторон то при разработке планов и содержания занятий?!! Позиция многих педагогов: «Мы лучше знаем, что детям надо!» – кажется вечной и бесконечной.
Для создания объективной картины нами с к.с.н. Л.Г.Кураевой было проведено исследование, целью которого было изучить отношение учащихся и преподавателей по отношению к современному уроку. В общей сложности было обработано 317 анкет, причем вопросы в анкете для преподавателей и учащихся были аналогичными. Сразу заметим, что ребята очень серьезно подошли к данной работе и открыто заявили о своих наболевших проблемах.
Итак, первым шагом работы была организация опроса респондентов. Они отвечали на 10 вопросов разработанной нами анкеты (с целью экономии места, мы в большинстве случаев приводим только текст вопросов, опуская заготовленное пространство для ответов):

Уважаемые ученики и преподаватели!
С помощью данной анкеты вы имеете возможность заявить о собственных представлениях о современном уроке. Анкета анонимна, Вам не надо писать свои имя и фамилию, мы надеемся на Ваши искренние ответы. Вписывайте их или обводите кружком один ответ там, где указаны варианты ответов.
1. Как вы думаете, что должно отличать современный урок? Назовите несколько основных черт.
2. Как вы думаете, все ли черты из перечисленных вами, присутствуют на ваших занятиях? Пожалуйста, напишите два столбца характеристик: первый столбец – те черты современного урока, которые вы видите на занятиях, второй столбец – те, которых нет, но вы считаете, что они должны быть.
3. Что, по вашему мнению, должны или могут сделать ученики, преподаватели, администрация, чтобы качество занятий стало более высоким (заполните, пожалуйста, таблицу)? ученики преподаватели администрация
4. Пожалуйста, назовите учебные предметы, на которых вы больше всего (по сравнению с другими занятиями)
Пишите под диктовку преподавателя
Конспектируете литературу
Занимаетесь самостоятельно под руководством преподавателя
Рассуждаете на заданную тему
Спорите, решаете проблемы
5. По каким из предметов вы чувствуете большую нехватку литературы, учебников, методических пособий?
6. Часто ли вам приходится посещать нашу библиотеку?
- каждый день;
- раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в полугодие;
- только при подготовке к экзаменам;
- почти никогда.
7. Часто ли вы посещаете другие библиотеки города?
- раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в полугодие;
- только при подготовке к экзаменам;
- почти никогда.
8. Согласны ли вы с утверждениями:
Взаимоотношения преподавателей и учащихся можно назвать
отношениями сотрудничества.
- согласен; - скорее нет, чем да;
- скорее да, чем нет; - не согласен.
- сомневаюсь; Преподаватели иногда унижают человеческое достоинство учащихся.
- согласен;
- скорее да, чем нет;
- сомневаюсь;
- скорее нет, чем да;
- не согласен.
9. Назовите предметы, занятия на которых, по вашему мнению, отличаются самым высоким
качеством.
10. Каким должно быть занятие, чтобы лично вы назвали его хорошим, профессиональным?
В качестве эпиграфа к нашим последующим размышлениям, процитируем фразы из анкет учащихся, поскольку они выступают социальными заказчиками образования.
• Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и преподаватели и ученики пришли на него с желанием работать.
• Прежде всего, на занятии должны быть хорошие знания преподавателя и умение их преподносить.
• Современный урок - это спокойная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: "Слава Богу, окончилось!".
• На современном занятии преподавателю стоит поменьше говорить самому и побольше спрашивать, работать с учениками, понимая их.
Вторым шагом работы явился сравнительный анализ ответов преподавателей и учеников.
Мы получили следующую картину.
Образовательное учреждение, по их мнению, должно сегодня быть культурно-методическим центром, в котором проводятся нетрадиционные занятия, осуществляется связь с ВУЗами, при непременной материальной поддержке со стороны родителей.
Современный урок должен строиться на научном подходе, культуре общения, самостоятельной и исследовательской работе преподавателей и учеников, рыночных отношениях, эстетике интерьера (приведено нами в порядке приоритетов).
Преподаватели считают, что на занятиях целесообразно использовать проблемный метод, осуществлять наблюдения, организовывать опережающее обучение, осуществлять межпредметные связи, и всячески разнообразить уроки, используя ролевые игры.
По традиции, педагоги писали и о соответствии государственному стандарту, соблюдении единства требований, знании законов, организации предметниками внеаудиторной работы.
Отдали они дань и инновационным подходам, заявив о необходимости учить детей самостоятельной работе, создавать условия для их самореализации.
Для организации подобных занятий преподаватели нуждаются, по их словам, в помощи со стороны администрации в закупке ТСО, множительной техники, литературы. Они призывают начальство к системной организации пропаганды передового опыта, встреч с педагогами-новаторами, созданию реальных условий для повышения квалификации и профессионального роста, творческих командировок.
К учащимся педагоги предъявляют следующие требования. Им надо быть добросовестными, расширять кругозор, заниматься научно-исследовательской работой, читать литературу, заниматься самостоятельно в читальном зале, уметь учиться, посещать занятия, быть дисциплинированными, быть активными (приведено в порядке приоритетов).
При этом, говоря о себе, педагоги заявляют, что их отличают высокий интеллект, творческая дисциплина, что они на занятиях стремятся формировать у учащихся чувство уверенности, воспитанность, достоинство, свободу личности.
Сравним полученные данные с мнением учащихся.
Дети считают, что образовательное учреждение должно отличаться, прежде всего, наличием современных технических средств обучения. Но, что парадоксально, о необходимости использования ТСО на самом занятии заявили только 7,5% учеников.
На первое место в рейтинге черт современного занятия среди учащихся вышли такие его черты, как сотрудничество, свобода и демократизм. Их указали 30% респондентов. 20 ребят высказались за повышение качества предоставляемой им информации. 11% заявили о необходимости проведения уроков в форме дискуссий, предоставления им тестовых методик. Остальные весьма эмоционально просили организовывать наличие раздаточного материала, моментов отдыха, честную (!) работу педагога.
Остановимся на последнем, поскольку подобное заявление не могло нас не насторожить.
Ученики просят «сделать каждый урок открытым»», чтобы администрация могла увидеть, что же на самом деле происходит на занятиях, что скрывается за практически идеальным (см. выше) представлением преподавателей о современном занятии, за лишь декларируемыми педагогическими принципами.
Для создания объективной картины позволим себе процитировать анкетные высказывания учащихся.
Они дают нам советы: Общепрофессионального плана
■ Овладеть профессиональными навыками.
■ Быть подготовленными к уроку.
■ Повысить свою квалификацию.
■ Действительно стремиться начить, а не получать зарплату просто так и, продиктовав тему, скорее уйти.
■ Как можно обширнее давать материал, используя различные источники.
■ Побольше читать и слушать новую информацию и доводить ее до учеников.
■ Быть требовательными. Методического плана:
■ Не «зацикливаться» на старых методах, когда вокруг море интересных форм уроков.
■ Более подробно объявлять темы уроков.
■ Задавать домашние задания на дом за 2-3 недели.
■ На занятиях по физкультуре прибавить музыку, которая не отвлекала бы, а помогала.
■ Вести честное классное руководство.
■ Не оставлять после уроков на какие-нибудь репетиции.
■ Давать отдых рукам, а не строчить два урока подряд.
■ Выставлять оценку объективно и справедливо. Эмоционально-действенного плана:
■ Не орать.
■ Не огрызаться на учеников.
■ Оставлять свои проблемы дома.
■ Быть более терпимыми, сдержанными.
■ Не говорить то, чего не было на самом деле.
■ Не обсуждать учеников за спиной в учительской и вообще почаще улыбаться.
■ Прислушиваться к мнению учеников.
Как видим, наших учеников очень волнуют взаимоотношения с преподавателями. Это выражается в конкретных цифрах. 47% учеников говорят о том, что преподаватели их унижают, и лишь 15,4% не видят этого. Это страшные цифры, коллеги!
В отношении же собственной линии поведения ученики оказались неожиданно единодушными. Они считают, что должны чаще посещать занятия, и что им недостает активной работы на уроках - 70 % ответов.
Итак, мнение учащихся и преподавателей совпадает относительно повышения качество информации и необходимости ее прикладного характера.
Но учащиеся в 5 раз чаще, чем преподаватели говорят о необходимости сотрудничества на занятиях. В 6,5 раз чаще просят использовать ТСО, давать тесты и раздаточный материал. В 3 раза чаще нуждаются в дискуссиях, диспутах, свободном обсуждении материала.
Остановимся на последнем.
Результаты исследования убедительно показали, что активной самостоятельной работе, спорам и рассуждениям отводится в среднем 22% времени и то, лишь на пятой части дисциплин от всего перечня их в учебном плане. Многие же респонденты, к сожалению, вообще не могли ответить на вопрос о рассуждениях и спорах на занятиях.
А тем же заняты ученики и педагоги на остальных занятиях и в остальное время?
Одни пишут под диктовку, а другие, соответственно, диктуют. Преподаватели говорят, что на эту форму деятельности у них уходит 32,3 % занятия. 12,8% времени уходит на конспектирование. Остальное время - пассивное слушание. Опрос в традиционной форме занимает 18% времени.
Видно, что основную часть времени занимает по-прежнему диктовка. Является ли она чертой современного урока? Каждый для себя ответит на этот риторический вопрос.
Как было сказано, во многих анкетах, так или иначе, звучало обращение к свободам и правам ученика. Но изучение ответов и дополнительные беседы с учениками и учителями показали, что взывали они исключительно к предоставлению свобод нравственного и дисциплинарного плана. Свобода учения в подавляющем большинстве даже не подразумевалась ими. Вполне вероятно, что они даже и не задумывались над возможностью получать образование свободным путем, что подтверждается полным согласием в требовании учителей к ребятам и ребят к самим себе - «посещаемость!».
В педагогической же литературе свобода учеников в контексте выбора нюансов ( Более подробно об этом см.: Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: «Народное образование», 2002.)
обучения все чаще заявляется как неотъемлемая черта современного занятия .
Ситуация свободного выбора в практике современного образования обеспечивается его многочисленными вариациями на разных уровнях. На уровне города (района, области) -это выбор учебного заведения. На уровне учебного заведения - выбор профиля класса, факультативов, спецкурсов.
И, наконец, на уровне современного занятия, это выбор:
■ индивидуального образовательного маршрута;
■ заданий по степени сложности на тот или иной балл (в т.ч. и домашних заданий);
■ заданий различного характера: творческих или аналитических, устных или письменных, соответствующих тому или иному индивидуальному стилю учения (аудиальный, визуальный, кинестетический тип и др. классификации);
■«коллеги» - соученика или учителя для партнерской работы над заданием;
■ форм и способов учебной работы, в том числе темпа учения;
■ дидактических материалов, дополнительных источников информации;
■ форм отчетности (устный, письменный досрочный или отсроченный);
■ режима учебной работы (интенсивное, «работа порциями»- распределенное)
и т.п.
Повторим, что ни в одной анкете преподавателей мы не нашли, к сожалению, даже намека на то, что эти черты должны присутствовать на занятии.
А анкеты ребят - зеркало урока - естественно, не показали потребности в подобном методическом подходе. Откуда им знать, что так можно. Они же не методисты! Вот и высказывались ребята на эмоциональном уровне, призывая нас к взаимоуважению, к честной работе не по старинке, к вариативности обучения на доступном для них уровне -«разнообразия форм уроков».


В чем же состоят парадоксы современного урока?
На первый взгляд, никаких парадоксов нет. Наоборот: педагоги говорят о то, что ученикам надо быть активными и посещать занятия - ученики пишут себе наказы «Быть активнее, посещать занятия». Идиллия.
Но: педагоги о себе пишут исключительно в положительном ключе. По их мнению, они стремятся формировать у ребят воспитанность. Каким способом? А таким, от которого в анкетах учеников появляются строчки: «не орать!».
Парадокс: воспитываем способом «от противного»? Показываем образцы
неприемлемого поведения, объявляя в анкетах себя носителями «высокого интеллекта»? Унижая, стремимся «формировать у учащихся чувство уверенности»?
Педагоги предъявляют к ученикам требования расширять кругозор и т.п. И при этом урок ведут таким образом, что ученики просят их «побольше читать», «повысить свою квалификацию»?
Заявляя о таких чертах современного урока как наличие проблемных ситуаций, ролевых игр, основную часть времени учителя диктуют, диктуют и диктуют.
Учащиеся взывают к педагогам: используйте различные источники информации! Но сами посещают библиотеки крайне редко, в среднем 1 раз в два месяца. И в основном приходя за учебниками, а не за справочной дополнительной литературой, не говоря уж о художественных произведениях. И так далее.
Общая же картина такова: мы хорошие - они плохие. И мы будем еще лучше, если они приобретут… (выучат, расширят, организуют…). И вообще, сделайте так, чтобы нам было хорошо!
Как там у нас в пословице было - «в чужом глазу соломинку увидят, а в чужом - бревна не различат»?
Подобный анализ результатов исследования позволяет членам педагогического консилиума сделать третий шаг: увидеть ситуацию в своем классе, максимально приближенную к реальности. Обсудить индивидуальные способы учения для каждого конкретного ученика, в частности, выбрать для них наиболее приемлемые формы домашнего задания и форму его выполнения. Среди них могут быть:
■ подготовка к дебатам различной направленности;
■ критический анализ газетных/журнальных статей, телевизионных передач на определенную тему;
■ дайджест статей (передач);
■ сравнительный анализ текстов, н-р, сопоставление содержания параграфов из учебников разных лет выпуска (разных авторов);
■ создание и озвучивание (текст и музыка) видеофильма как констатирующего («мой город», «флора и фауна родного края»), так и проблемно-действенного характера (видезапись хода эксперимента с комментариями, подбор ситуаций с возможными вариантами их разрешения). При отсутствии видеокамеры - фотозарисовки;
■ составление задачника по физике, химии, математике на определенную тему (н-р, включающего задачи и примеры по теме «химия в быту», «физические явления в нашей жизни», «ежедневные математические расчеты»);
■ разработка аналогичного сборника упражнений по русскому языку, иностранным
языкам;
■ создание генеалогического древа семьи в любой форме (н-р, нарисовать/сделать из веточек, пластилина, глины дерево, приклеить/привязать фотографии/рисунки, дополнить это афоризмами, подписями, пожеланиями, воспоминаниями).
■ выпуск сборников рефератов, сочинений и т.п.
Как видно, подобный подход весьма отличается от общепринятой формы домашнего задания «от сих до сих» и предоставляет ученикам реальную возможность индивидуального свободного творчества. Не менее ценным является и то, что мы создаем условия для развития у учеников ряда ключевых компетентностей, признаваемых современной культурой: большого количества общих способностей (н-р, инициативности, мобильности), и, что важно, компетентности в области принятия решения.
Пойдем дальше.
Этот консилиум целесообразно провести в соответствии со следующей схемой.

Помещение оформляется с помощью диаграмм, на которых наглядно показаны результаты исследования. Оправданным будет и отдельный плакат с вопросами анкеты, ведь многие ее моменты уже могли стереться из памяти. При наличии же кодоскопа, не стоит тратить время на создание плакатов, достаточно воспроизвести данные на пленке или, что проще, распечатать на цветном принтере.
Для того, чтобы осуществилась обратная связь с аудиторией, на столах размещаются листочки с перечнем эмоциональных высказываний, например:
- Чушь!
- Это не про меня!
- Неужели, правда?!
- Да, у нас так бывает…
- С ними только так и надо!
- Неужели это про меня?!
- Все так и есть на самом деле.
И в начале работы преподавателям предлагается ставить галочки (палочки, звездочки) напротив высказывания, соответствующего их настроению, сразу, как только появится аналогичная мысль.
После основного доклада, в котором звучит сообщение о результатах исследования, эти листочки собираются для их дальнейшего анализа.
После небольшого перерыва, классный воспитатель организует работу: учителя получают задание разработать реальные работающие критерии современного занятия, учитывая результаты исследования, ситуацию, сложившуюся именно в этом классе. На выполнение задания отводится 15-20 минут.
По мере выступлений педагогов, классный воспитатель на доске выписывает предлагаемые ими критерии в порядке поступления. Дублирующиеся критерии помечаются, предположим, цифрами, указывающими на количество голосов, отданных в их пользу. На возникающие у педагогов вопросы стоит отвечать сразу, не откладывая это на «потом», чтобы не допустить неконструктивной критики и негативного настроя.
Заметим, что в данном случае решение консилиума исходит не от классного воспитателя, а от педагогов, что особенно ценно.
Четвертый шаг.
Разработанные и утвержденные решением педагогического консилиума критерии современного урока могут послужить основой анализа работы учеников, который периодически проводит классный воспитатель при посещении занятий.
Шаг пятый.
Следует полагать и то, что знание критериев естественным образом повлечет за собой стремление педагогов им соответствовать. А это будет способствовать все большему приближению наших занятий к потребностям учеников и преподавателей. Стиранию грани между «теоретически знаю как…» и «на практике делаю так…». Преодолению парадоксальных ситуаций. И наши занятия станут современными!

3.4. Новый взгляд на способы взаимодействия с родителями

«Власть общества
останавливается на пороге дома» И.В.Снеллман
Еще в поучения святого Иеронима мы можем познакомиться с идеей о том, что, родителей надо учить воспитывать своих детей. Эту мысль пытались донести до современников Я.Мудрый, М.Лютер, Я.А.Коменский, Ж.–Ж.Руссо, Екатерина II, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель и др. Это и не удивительно, если вспомнить такие элементы культуры как традиции домостроя, культа родителей. «Матерый» – называли россияне человека, так как он был воспитан матерью.

На фоне взаимного антагонизма школы и семьи, повсеместно наблюдающихся в России 19в., В.П.Недачин заявил о необходимости сотрудничать с родителями, после чего стали формироваться традиции обращения школы к семье, к родителям.
Попытку возродить культурные традиции России, связанные с влиянием родителей на образование ребенка делал и В.Г.Белинский. Причем одно из его высказываний является настолько актуальным для современной ситуации в стране, что мы не можем обойти его вниманием:
«Воспитание! Оно везде, куда ни посмотрите, и его нет нигде, куда ни посмотрите. Отчего же это? Да оттого, что на свете бездна родителей, но мало отцов и матерей» (Антология педагогической мысли России первой половины XIXв. (до реформ 60-х г.г.) /Сост. П.А. Лебедев. - М., Педагогика, 1987. С.286.).
Но активное системное обращение школы к семье явилось характерной чертой свободного воспитания лишь с начала XX века.
Так, свою школу Дж. Дьюи не видит без включенности родителей во все сферы внутришкольной жизни. Вслед за ним и в работах Штайнера мы находим мысли о том, что педагогам важно устанавливать прочные и дружественные связи с родителями. Участие родителей в школьной жизни было заявлено им среди основных принципов его школы, выгодно отличающих ее от других учебных заведений.
Работе с родителями много внимания уделял и К.Н.Вентцель, говоря, что школа должна быть продолжением семьи, а семья – продолжением школы.
Считая, что они должны взаимно дополнять друг друга и составлять одно гармоничное целое, он предложил создать родительские клубы, «Семейную школу», которая была бы основана ассоциацией родителей и представляла бы собой как бы большую семью.
Он предполагал свободных непринужденных встреч, бесед, которые впоследствии примут упорядоченную форму как эпизодических лекций, так и систематических курсов, постепенно превратясь в родительский университет.
Он также предлагал создать педагогическую библиотеку и читальни для родителей, музей рационального воспитания, подробное устройство которого изложил в журнале «Свободное воспитание», 1908-09гг, №2 С.1-10.
Своеобразие и суть педагогической системы свободного воспитания в свете взаимодействия с родителями емко и четко выразил А.Нилл. Приведем его обращение к родителям, так как оно актуально до сих пор: «родителю каждый раз стоит подумать, не продиктованы ли указания, которые он дает ребенку, его собственным стремлением к власти и потребностью удовлетворить это стремление, формируя кого-то другого по своему усмотрению. Каждый стремится к тому, чтобы ближние думали о нем хорошо. Ребенок будет естественно хотеть делать то, что может вызвать к нему хорошее отношение, если только какие-то силы не вытолкнут его в стихию асоциального поведения. Но стремление делать приятное другим возникает лишь на определенной стадии его развития. Попытка родителей и учителей ускорить наступление этой стадии наносит ребенку непоправимый вред».
Сторонником теории влияния культурного и социально окружения, в первую очередь семьи, на процесс становления личности был и Б.Бетельгейм., основавший школу при Чикагском университете. В его школе примерно четыре раза в год проводились индивидуальные встречи педагогов с родителями, длившиеся обычно по два часа. Беседе помогали результаты подробных наблюдений педагогов за занятиями и играми детей.
Принцип «принимаем в школу не ребенка, а семью» разделяли педагоги -последователи Я.Корчака (начальная школа имени Матиуша Первого, созданная уже в 1984г. в Голландии).
Сегодня в практике образования уже полноправен термин «воспитание родителей». Под ним понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.
Существует и трактовка термина «воспитание родителей» в широком смысле – как «семейное воспитание» в части усвоения и принятия знаний и навыков, связанных с воспитанием детей, законодательством о браке и семье, ведением домашнего хозяйства и медицинского обслуживания. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. В таком виде воспитание родителей составляет часть социальной политики современного общества (Хямялайнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: Пер. с фин.: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1993. -112 с.).
Но, далеко не секрет, что посещаемость родителями собраний в последнее время резко падает.
Почему так? Очень просто:
во-первых, кому приятно идти слушать при всех о своем ребенке плохое;
во-вторых, все родительские собрания похожи друг на друга, и не хочется тратить
драгоценное время, пытаясь воспринять то, о чем можно узнать и из записи в дневнике
(«сдайте Х руб», «ваш сын (дочь) на уроке Y вел себя»). Шаблон!
Мы предлагаем Вам задуматься над вопросом: как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?
На практике и в литературе сегодня можно встретить следующие формы передачи педагогических знаний родителям.
1. неофициальные:
• опыт и информацию передают друг другу друзья, соседи, родственники;
• приемы черпаются из художественной и популярной литературы, журналов, газет, кино-и видеофильмов;
2. официальные: детские консультации, центры матери и ребенка, центры планирования
семьи, семейные консультации организуют для родителей собеседования и помощь
специалистов по вопросам взаимоотношения в семье и воспитания детей, например:
• индивидуальные консультации: личное общение, телефон доверия и т.п.;
• пропагандистскую работу по специальным вопросам: инструктажи-рекомендации, выступления, лекции, курсы и семинары;
• экспериментально-исследовательскую работу: конференции, совещания, совершенствование методик (практическое применение различных форм работы и их развитие);
• повышение квалификации сотрудников, работающих в центрах консультативной помощи. К сожалению, роль неофициальных источников давлеет при выборе родителями своей позиции. И поэтому мы предлагаем разумно сочетать официальные действия с неформальным подходом к ним.
Так, реальным видится нам создание в школе:
1. родительского клуба, «семейной школы» как ассоциации родителей, причем ведущими формами работы предполагаются свободные непринужденные встречи=беседы, родительские дебаты, ничем не ограниченный обмен мнениями.
2. родительского университета, в рамках которого организуются как эпизодические лекции, так и систематические курсы.
3. консультационного пункта, в котором родители могут получить квалифицированную помощь и совет педагогов разного профиля и психологов в индивидуальном порядке;
4. педагогической библиотеки и читальни, обеспечивающими родителей художественной и популярной литературой, тематическими подборками из журналов и газет;
5. видеозала для демонстрации им художественных и научно-популярных фильмов по проблемам воспитания и обучения, способствующих пониманию родителями своих детей (предположим, что родителями, встречающие своих детей после уроков, могут увидеть фрагменты кинофильмов в своеобразном «зале ожидания»);
6. музея рационального воспитания, который также может разместиться в «зале ожидания». В его экспозицию мы рекомендуем включить не портреты великих педагогов, а стенды, например, «Из года в год» - с описанием интересных семейных традиций, «Полезные родительские советы», «Если ребенок…» – также основанные на советах педагогов и психологов, выполненных в виде кратких предложений по структуре «если…, то - …».
Родители будут нам признательны, если мы не станем их вынуждать стоять на улице
(особенно в плохую погоду), а предоставим возможность узнать что-то новое, полезное для
своего общения с ребенком, прочитав, например, такую памятку:
Памятка по уважительному отношению к собственному ребенку
• Мой ребенок – уникален. Такого никогда не было и не будет. Но он есть!
• Ребенок не "готовиться к жизни". Он уже живет – "здесь и теперь". Пусть живет – настоящей полной детской жизнью! (Когда еще ему это удастся?!).
• Ребенок – это уже человек, только еще не выросший. Это растущий человек. А я -выросший человек. Два человека способны понять друг друга.
• Ребенок, как и я, имеет право быть самим собой.
• Ребенок хочет быть независимым; уверенным в себе и в других; уметь самостоятельно разобраться во всем; иметь добрые взаимоотношения.
• Закон, запрещающий бить своих детей, принят в Голландии в1850г, во Франции – в 1888, в Финляндии – в 1890, в Норвегии – в 1935, в Швеции – в 1953, в Дании - в 1968 (по данным А.Маркуши). Давайте примем такой замечательный закон у нас в стране и начнем с собственной семьи!
• Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждающиеся в нашей помощи.
• Если родителю не к чему придраться, то он придирается к тону ребенка!
• Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком. Большое начинается с малого, и мы рекомендуем запомнить и дать себе обещание
применять на практике следующие микроправила, на первый взгляд, совершенно не важные:
• Не назначать встречу с родителями на тот вечер, когда по телевизору идет интересный фильм или футбольный матч.
• Не затягивать встречу искусственно, помнить, что люди приходят к вам после работы, а дома еще «куча» дел.
• Помнить, что вся документация ведется Вами только для личного конфиденциального пользования! И посвящать родителей в проблемы ребенка возможно только с его разрешения.
• Никогда не говорить на общих родительских собраниях о конкретных детях. Для этого есть индивидуальное консультирование и микрособрания по проблемам.
• Всегда сообщать родителям что-либо новое для них, то, что они могут применить на практике, то есть передавать им педагогические знания, не умаляющие значение этнопедагогики.
• Не забывать, что родители могут поделиться друг с другом свои опытом и создавать условия для этого обмена.
Мы предлагаем вам проследить процесс подготовки и проведения только одного родительского собрания. Его особенность в том, что куратор, проводя его, … молчит. Ну, или почти молчит.

Результат же его в том, что родители начинают сами делиться своим родительским опытом, перестают бояться ходить на собрания и сами предлагают свою помощь куратору.
Итак, подготовка к родительскому собранию.
Любое собрание должно иметь свою тему, не так ли? Тема должна быть злободневной, интересной, актуальной и т.п. Как ее определить? – по результатам анкет, тестов, высказываний ребят и родителей.
Например, собрание, о котором мы хотим вам рассказать, началось с банальных высказываний старшеклассников: «родители меня не понимают!». Бравада? А может, нет?! И мы предложили ребятам заполнить анкету, ответив на вопросы типа: «Как часто Ваши родители общаются с Вами? (По случаю; В выходной; 2 раза в неделю; регулярно). Что Вы делаете в свое свободное время? (Ничего; Смотрю телевизор; Играю, общаюсь с друзьями; Занимаюсь техническим творчеством; Читаю книги, посещаю кружок».
Вопросы, как видите, простые, касались они сферы общения старшеклассника, совместного посещения театров и музеев с родителями, потребностей старшеклассника, возможности родителей пойти им на уступки и т.п.
После того, как ребята ответили на вопросы (анонимно!), мы каждому из них вручили аналогичную анкету для того, чтобы их родители ответили практически на те же вопросы. Но! Попросили учеников «не помогать, не подсказывать» родителям, родителей - заполнить анкеты и передать их в неподписанных конвертах обратно. При этом мы несколько видоизменили текст вопросов, оставив ответы неизменными.
Так, приведенные выше вопросы начали звучать следующим образом:
«Как часто Вы общаетесь Вашим ребенком?
Как Вы думаете, что делает Ваш ребенок в свое свободное время?».
Через некоторое время анкеты вернулись к нам, и для нас наступил этап открытий и даже, в некоторых случаях, потрясений.
Вначале мы проанализировали ответы старшеклассников.
Приведем несколько интересных цифр. Проводят время в одиночестве 51% ребят, с мамой – 21%, с папой – 6 %. Это при условии, что ребята моего класса в подавляющем большинстве своем из полных благополучных семей! Но, мы отвлеклись…
Ребята считают, в 51% случаев родители снимают запреты, если дети их вынудят, 42% старшеклассников пытаются для этого родителям надоесть, а 12% - разжалобить. Не вдаваясь в подробности анализа всех показателей, посмотрим, что мы делали дальше.
Далее мы провели анализ ответов родителей.
И вот здесь-то, подсчитав результаты, и сравнив их с ответами детей, мы и поняли, что это материал для монолога Михаила Задорнова. Нет, не подумайте, не сами ответы, а степень непонимания и незнания друг друга самыми родными людьми на свете! Читая результаты подробного сравнительно анализа ответов родителей и детей мы испытали гамму переживаний: от отсутствия веры своим глазам – через желание вновь схватить калькулятор и все пересчитать – к чувству горечи и обиды за человечество, уже обсудившего тему «Отцы и дети» до видимого предела. Оказалось, что ее предел уходит в бесконечность, из чего нам явилась прекрасная тема для родительского собрания, не надуманная, а живая…
По результатам исследования, имеющего целью изучить систему взаимодействия "ребенок-родитель", были получены следующие данные.
Итак, 45% мам сказали, что они чаще других членов семьи общались со своими детьми. Но только 27% детей этот факт признало. То есть, мамы приукрашивали для себя ситуацию в 2 раза чаще.
Треть родителей не знали, что их дети воспринимали общение с ними по категории «по случаю»; для взрослых картина более чем благополучна - по их ответам почти 40% общались с детьми регулярно.

Оказалось, что детям личностное общение с родителями нужнее в 7 раз чаще, чем думали родители. В материальной же поддержке ребенок нуждался в 9 раз чаще, чем это замечали «предки».
Некоторые родители вообще не подозревали, что в гостях у детей никого не бывает. Мало родителей знали, что у ребят бывает только один товарищ. В основном думали, что у ребенка несколько небольших групп знакомых или постоянная компания. Так вот, дети в 6 раз чаще заявляли о своем одиночестве, чем это предполагали родители.
Следующие противоречия.
Дети в 2 раза чаще заявляли о том, что родители уступают им в покупке вещей, а родители - что в 2 раза чаще уступают детям в совместной игре. Так, о проведении совместных с детьми игр и поездок по интересным местам заявили 24% родителей и лишь 12% детей.
В 9 раз чаще, чем это признавали родители, дети считали, что они могут вынудить заставить родителей пойти им на уступки. Родители в 2 раза чаще говорили о том, что они уступают отпрыскам при своей формальной правоте.
Но это еще не цифры! Что значит – в 2 раза, даже в 9 раз… ерунда! А вот в 39 раз - это как?!
По результатам опроса, именно в 39 раз чаще, чем это предполагали родители, старшеклассники проводили время "ничегонеделанием" и чаще (в 1,5 раза – смешная цифра!) смотрели телевизор.
Нет, конечно, кое-что про детей родители знали. Это проведение ими свободного времени в кружках и за чтением, малая толика общения с отцами, бабушками и дедушками и факт полного отсутствия регулярного посещения музеев и театров.
Вывод: У родителей по поводу степени комфортности ребенка в семье и в общении со сверстниками имеется собственное мнение, основанное на ощущении мнимого благополучия. Сказывается стереотип: «Ребенок вырос. Ему с нами неинтересно».
Дети-то одиноки! Хотят побыть, поговорить, поиграть, погулять с родителями!
Таким образом, тема родилась, вернее, проявилась. Но как на эту тему говорить с родителями? И вот здесь мы подумали: нет, говорить-то и не надо. Пусть сами все увидят и задумаются.
А как?
Известно, что спокойнее всего человек чувствует себя в неформальной обстановке. Знаем об этом? Но всегда проводим собрание, рассаживая родителей за парты? Здесь не тот случай! Парты – «подковой». Положим на парты рекламные проспекты семинаров для родителей, детских консультаций, центров матери и ребенка, центров планирования семьи, семейных консультаций и т.п.
В центр «подковы» – тумбочку, на нее невысокий цветок. Вскипятим чайник, поставим на отдельно стоящий столик одноразовые стаканчики, пакетики с чаем, вазочки с печеньем и конфетками (сговоримся на этот счет с родительским комитетом).
Если родители будут стесняться подходить к «шведскому столу», подадим пример сами или подговорим особо активных.
Результаты сравнительного анализа анкет детей и родителей оформим в виде графика на большом листе ватмана или используем эпидеоскоп. Получившийся большой график повесим на доску, расположив ее «во главе» подковы. Рядок вывесим сравнительную таблицу ответов родителей и детей. Форма ее проста:

вопрос

ответ

Ответы детей

сравнение

Ответы родителей

Как часто вы общаетесь с ребенком?

По случаю

33%

> в 33 раза

0%

По выходным

0%

В 6 раз <

6%

2 раза в неделю

3%

> в 3 раза

0%

общение с ребенком


Информацию, касающуюся каждого ученика, заранее подготовим, использовав необходимые для этого данные из психолого-педагогических карт учащихся и классного журнала. Внимание! Только те сведения, которые можно довести до родителей! Но, отдадим эти листочки в конце собрания. Иначе родители уткнуться в них, прочтут, углубляться в свои мысли и прослушают все собрание, которое мы так любовно и тщательно готовили.
Пока родители собираются, включим видеозапись переменок, уроков, спортивных соревнований и музыкальных вечеров, в которых участвуют наши дети. Можно также заранее записать на видеомагнитофон передачу для родителей. Если же видеотехники нет, то, воспользовавшись обычный магнитофоном, воспроизведем фрагменты ответов, шум на переменке и т.п. В крайнем случае, включим приятную музыку, учитывая возрастную категорию родителей.
Но, уже пора начинать собрание.
Поздоровавшись с родителями и пригласив их воспользоваться «шведским столом», извиняемся перед ними, сообщая, что вынуждены срочно покинуть кабинет, так как вас неожиданно и срочно вызвал завуч, директор, инспектор по делам несовершеннолетних, -кто угодно!
Но при этом просим их вспомнить, что они и их дети заполняли анкету.
Так вот, сообщаете вы им, долгими вечерами напролет занимались вы ее обработкой, и как раз сегодня хотели познакомить их с интересными результатами, надо же, как не повезло: – вызвали к директору. Хоть вы объясняли ему, что будет собрание, но…, сами понимаете – начальство! Пожалуйста, пока меня не будет, – отдохните. Выпейте чаю и, заодно, рассмотрите вот эти графики – результаты сравнительного анализа анкет: Ваших и детей. Здесь все понятно! Я постараюсь побыстрее! – и с милой извиняющейся улыбкой выходите из кабинета.
Теперь ваша задача – отсутствовать минут 15-20.
Через 20 минут тихо заходим в класс и садимся где-нибудь в уголочке. Почему? Потому, что наше присутствие и не нужно больше. Мы свое дело сделали.
Мы создали условия для того, чтобы родители САМИ задумались над той ситуацией, которая сложилась между ними и детьми.
Пока нас не было, родители прекрасно успели разобраться в содержании и смысле всех точек и черточек на графике и всех цифр в таблице. Кроме того, в любом родительском коллективе всегда находится человек, способный начать разговор. Цифра же «в 39 раз» кого угодно поразит! И вот из отдельных, вначале шутливых или раздраженных реплик и мнений рождается серьезный разговор родителей, обмен мнениями, обмен опытом.
И, подчас, остановить многочисленные «А вот у нас…» и «А если вот так попробовать…» очень трудно. Да и надо ли?
Ни на одном собрании в жизни мы сами не говорили так мало, как на этом.

Ни одно собрание не дало нам таких наглядных и действенных результатов.
Прямой эффект: после него, в ближайшее воскресенье, по «данным разведки» в театр сходили 4 семьи, а 7 - в лес (погоды стояли!). Ребята рассказали, что с собрания родители домой вошли «озадаченные» какие-то. Многие родители начали сами приходить в школу -поговорить о своем чадушке, хотя раньше их приходилось приглашать.
Побочный эффект: в следующем году у нас не было проблем с выборами в родительский комитет, с помощью по ремонту класса, с дежурствами родителей на дискотеках. А на всех собраниях у нас аншлаг, да еще и традиционный чай с конфетами – родители сами заботятся.
Итак, перечислим основные виды встреч классных воспитателей с родителями.
Индивидуальная работа
На первый план сегодня выходит индивидуальная работа с семьей. Это разработка маршрута учения ребенка, обучение способам учения, работе со справочной литературой, мониторинг личностных достижений, ненавязчивая коррекция по необходимости и запросу со стороны ученика и его родителей.
Индивидуальные консультации родителей являются наиболее благоприятной формой для личностного общения. Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем именно одного единственного ребенка. Все внимание Вы сможете посвятить именно ему и его семье.
Но многие родители отторгают от себя даже возможность побеседовать с учителем в доверительном ключе, опасаясь, возможно, излишнего проникновения в личностно-эмоциональную сферу. И эти опасения естественны, с ними необходимо считаться.
Малые родительские группы.
Поставим их вторыми по значимости.
Малые родительские группы целесообразно приглашать для встречи, объединяя родителей детей, имеющих, например, сходные проблемы в учении по отдельным дисциплинам, или имеющие затруднения, предположим, в сфере общения.
Проговаривание проблемы, ее коллегиальное заинтересованное разрешение, обмен мнениям и опытом (даже негативным) снимает комплекс, показывая, что они не одиноки в своей проблеме, что многие родители благополучно прошли через это или также находятся в процессе ее разрешения.
В этом случае уместным будет приглашение на встречу специалиста по разрешению именно этой проблемы.
Хорошо зарекомендовало себя заранее вывешенное расписание лекций и консультаций педагогов и психологов по темам-проблемам. Они формируются на основе как традиционных родительских вопросов-проблем, так и индивидуальных тревог, о которых родители, желая соблюдать анонимность могут поведать педагогам через родительский почтовый ящик.
Общие родительские собрания.
Они незаменимы лишь в тех случаях, когда имеется информация, интересная всем. Традиционны такие собрания в начале учебного года, по окончании его, и тематические – в течение года.
Так, в начале года тьютор объявляет родителям о возможных образовательных маршрутах, новых возможностях выбора дисциплин, педагогах и особенностях их преподавания, каких-либо изменениях в режиме работы школы. Это традиционно.
Но, кроме того, дети за лето выросли, перешли в «следующий возраст», а родители могут не знать психологические особенности детей этого возраста. Поэтому есть смысл посвятить время и беседе о психологических особенностях и педагогических подходах, предупредить родителей о возможных осложнениях в поведении детей, рассказать и приоритетах и ценностях данного возраста.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.