На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Профессиональная деятельность классного руководителя - Административное сопровождение деятельности классных воспитателей
Профессиональная деятельность классного руководителя - Административное сопровождение деятельности классных воспитателей
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Профессиональная деятельность классного руководителя
Профессиональное кредо классного воспитателя
Документация классного
Сотрудничество классного с коллегами и родителями
Административное сопровождение деятельности классных воспитателей
Все страницы

 

4. Административное сопровождение деятельности классных воспитателей.

4.1. Парадоксы административного сопровождения.

Наши десятилетние наблюдения показывают, что независимо от региона и от статуса учебного заведения, администрация школ сталкивается с несколькими парадоксами.
Первый. Как только у классного воспитателя складываются добрые позитивные и деловые отношения с детьми, у него ухудшаются отношения с коллегами.
Их напряженность уменьшается лишь через некоторое время (порой через полгода-год), когда педагоги начинают извлекать для себя пользу от его присутствия в школе.
Многое при этом зависит от тактики администрации: акцентировать противостояние воспитателей и учителей, или же нацелить коллектив на командную сотворческую работу; сделать лидером педагога-предметника, а воспитателя - «мальчиком для битья», ответственного (читай - виноватого) за все про все, или же строить их отношения на взаимодействии партнеров.
Второй. Чем больше старается администрация нацелить классных воспитателей на изучение теоретических аспектов их деятельности, тем больше они делают упор на методической стороне своей работы.
При введении в штатное расписание должности «классный воспитатель», администрация организует и соответствующие занятия для подготовки (переподготовки) специалистов соответствующего профиля. Это естественно.
Но парадоксально то, что классные воспитатели, упорно задавая в кулуарах друг другу вопрос «Что делать-то мы должны?», практически полностью отвергают исключительно теоретические знания, настойчиво предлагаемые им в разнообразных педагогических чтениях, школах «пед.наук» и т.п. мероприятиях.
Установлено, что на первом этапе работы в должности классного воспитателя педагог берется только за готовые разработки. Когда же исчерпывается имеющийся ресурс и наступает период «топтания на месте», сценарных повторений, у многих воспитателей возникает стресс – что дальше? Как?
И только через это состояние катарсиса запускается процесс осознания необходимости фундаментальной теоретической подготовки. Это свидетельствует о готовности классных воспитателей к самостоятельной творческой работе.
Как следствие, они с большим энтузиазмом начинают «наверстывать упущенное», уже самостоятельно выступая с инициативой теоретической подготовки.
Посмотрим, что же происходит: теоретические знания накладываются на благодатную почву, подготовленную практической деятельностью. Практика – первична, потребность в специальных знаниях порождается проблемами, с которыми классные воспитатели столкнулись в своей повседневной деятельности. И желание разрешить проблему, найти вопрос на свой наболевший вопрос, становятся тем пусковым моментом, который обращает воспитателей к теоретической подготовке.
Выстраивается следующая логика: выработка индивидуального методического почерка – теоретическое осмысление профессиональной проблематики - становление философии учебного заведения.
Это необходимо учитывать администрации при разработке соответствующих планов работы.
Третий парадокс: чем лучше работает классный воспитатель, тем меньше его работа заметна окружающим и наоборот.
Поясним. Как видно из всего предыдущего материала, работа классного воспитателя глубоко личностна, индивидуальна по отношению к каждому ученику. Она затрагивает, зачастую, глубинные сферы его жизни. Возможно при работе такого плана устраивать публичные методические «фейерверки»?
Конечно, возможно все. Но вредно.

На первый план в работе классного воспитателя выходят индивидуальные консультации, беседы, микрогрупповая работа. И если ученики будут видеть (а от них, как Вы знаете, ничего не скроешь), что воспитатель работает «на публику», то ни к чему кроме равнодушия в лучшем случае или озлобленности с их стороны это не приведет.
И это, в свою очередь, приводит к появлению следующего, четвертого парадокса. Администрация, воспитанная в традициях «мероприятийной» педагогики, теоретически готова признать лучшего классного воспитателя – лучшим, но практически, по показателям, «спущенным сверху», сделать этого не может – вроде как не за что.
Невозможность объективно оценить качество и количество труда классного воспитателя– камень преткновения для администрации.
Кто лучше работает: воспитатель, который проводит еженедельно классные часы по типу «Хлеб – всему голова» или воспитатель, который, стараясь понять и помочь, работает с каждым ребенком отдельно, и, кроме этого с классом и микрогруппами в зависимости от степени заявленности проблемы, вместе, не считаясь со временем?
Итак, внешние проявления работы классного воспитателя (количество проведенных классных часов, экскурсий, родительских собраний и т.п.) не могут по ряду объективных причин быть предметом административного контроля и, тем более, критерием успешности их профессиональной деятельности.
Ведение классным воспитателем документации может быть косвенным показателем его отношения к работе (четкость, соответствие требованиям, своевременность). Но не более того. Человек, прекрасно работающий с бумагами, может оказаться совершенно не востребованным детьми, не иметь у них авторитета и т.д.
Кроме того, проверке со стороны администрации могут подвергаться личные дела учеников, классный журнал, план воспитательной работы, но никак не рабочая тетрадь куратора. Она является его личным документом и не подлежит проверке со стороны администрации.
А именно ведение тетради, как мы смогли убедиться выше при анализе ее содержания, наглядно и в полной мере свидетельствует о всем объеме профессиональной деятельности классного воспитателя.
Так мы сталкиваемся с пятым парадоксом: документ, при знакомстве с которым администрация получит полную информацию о качестве работы классного воспитателя существует, но проверить его нельзя. А документы, официально подлежащие проверке, не несут практически никакой информации о деятельности классного воспитателя.
Как разрешить его? - вспомнить, что административный контроль может носить и косвенный характер.
В частности, задавая классному воспитателю вопросы типа: с какими проблемами Вы столкнулись при разработке сценария? Каковы результаты предыдущего тестирования? и т.п., администратор не ставит под сомнение тот факт, классный воспитатель мог вообще не приступать к разработке этого сценария или не провести тестирование. Он интересуется не фактом действия, а его процессом, не «галочкой», а «многоточием»!
Реакция классного воспитателя и содержание ответа прямо укажут на степень его компетентности в данном вопросе.
Косвенный контроль может осуществляться и с помощью диалога, выступающего в качестве средства анализа профессиональной деятельности, и с помощью совместного планирования и последующей рефлексии проведенного мероприятия.
Но, главными показателями работы классного воспитателя являются сегодня НЕ УСПЕВАЕМОСТЬ учеников (успеваемость учеников – это проблема учителя-предметника), а СПОСОБНОСТЬ К РЕАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ученика, готовность и умение эту деятельность осуществлять, что выражается в качестве жизни ребят в атмосфере школы, степень ее комфортности, их эмоциональном и физическом благополучии, формировании положительной «Я-концепции».

Качественное же выполнение классными воспитателями своих обязанностей, коим числа не счесть (см. раздел 1), приводит к колоссальной перегрузке классных воспитателей, к их хронической усталости и нежелания далее работать в этой должности.
Возникает шестой парадокс: чем лучше работает классный воспитатель, тем в большей степени он не может этого делать в силу психической и физической усталости. Чтобы сохранить себя, он вынужден ограничивать свою учебную нагрузку. Следовательно, уменьшается заработная плата. Чем лучше работает - тем меньше получает денег.
Если же начать работать «спустя рукава» в должности воспитателя, то можно вести в качестве учителя-предметника большее количество часов, то есть, повысить заработную плату.
Мы не будет вдаваться в рассуждения о моральной стороне вопроса.
Мы подумаем о том, как администрация может помочь классному воспитателю и создать условия для полноценной его работы без ущерба для его физического и психического здоровья.
А для этого выясним: какие факторы влияют на возникновение усталости и опустошенности у классных воспитателей?
1. Менталитет «классной мамы»: гиперопека учеников при внушенной еще с института
уверенности в том, что они являются «мамой», «незаменимым взрослым», а школа -
«вторым домом» для каждого ребенка. Это, в свою очередь приводит к неумению быть для
детей заменимой, но значимой.
2. Неумение структурировать рабочее время.
3. Недостаток профессиональных знаний и литературы по проблемам воспитания, способам помощи и поддержки детей (в институтах по-прежнему делается акцент на подготовку не воспитателя, а предметника).
4. Боязнь признать свою собственную некомпетентность и обратиться с вопросом к узким специалистам: наши воспитатели готовы потратить бездну времени, «докапываясь» до ответа на вопрос в книгах, что само по себе, конечно, очень похвально, но в ситуации временного цейтнота нерентабельно.
5.Перенос личных проблем в профессиональное пространство.
И мы берем на себя смелость рекомендовать администраторам:
во-первых, предоставлять классным воспитателям методический день,
во-вторых, в числе прочих «обучающих» мероприятий для классных воспитателей
обязательно организовать серию встреч классных воспитателей с психологом, который
поможет им избавиться от излишней закомплексованности.
В частности, положительную динамику показали следующие решения:
Отныне мы БУДЕМ:
> оптимистами!!! (А что еще нам осталось?).
> ставить перед собой обозримые цели, допускающие достижение промежуточных результатов, которым мы сможем радоваться чаще.
> устраивать перерывы в работе до того, как наступит усталость.
> помнить о том, что устаем мы не от объема сделанной работы, а от осознания количества оставшейся невыполненной.
> делать только то, что сможем, а решение проблем, находящихся вне нашей компетентности постараемся делегировать специалистам/профессионалам.
> задавать себе вопрос: что я могу изменить? И если понимаем, что изменить что-либо просто не в состоянии - перестаем волноваться, так как смысла в этом нет.
> в единицу времени выполнять действительно реальное количество дел.
> постоянно задумываться: проблема, которую я решаю - это проблема или задача? И вообще, это моя проблема? Здесь оговорим: проблема ребенка однозначно является предметом профессиональной деятельности классного воспитателя.
(под термином «проблема» мы в повседневном общении понимаем нечто трудно выполнимое или же непреодолимое препятствие и, автоматически блокируем в себе желание мыслить планомерно и рационально.)
> внушать себе - «Я не мама это ребенку в истинном значении этого слова».
> понимать, что должны заботиться и о себе.
> в состоянии аффекта стараться переключаться. Например, в домашних условиях, погладим кошку, вкусно поедим, забросим все дела и посмотрим любимую передачу.
> обращаться к себе с вопросом «А чего это я на всех бросаюсь?» и отвечать на него письменно. Затем перечитывать, подчеркивать главное, а остальное зачеркивать. Процесс подчеркивания и зачеркивания будем проделывать несколько раз, до тех пор, пока на листочке не останется истинная причина усталости. Далее прописывать способ ее устранения, если к тому времени она не пройдет сама собой.
> подобное ликвидировать подобным: выплеснем усталость в каких-либо физических действиях - взобьем подушку, побьем посуду, переставим в квартире мебель или хотя бы вазочки.
> отключаться от всего, укладываясь спать.

4.2. Программа «школы классных воспитателей»

Целью организации администрацией «школы классных воспитателей» является предоставление педагогам возможности познакомиться и изучить разнообразные подходы к теории современного воспитания, научить их анализировать концепции и эссе, составить представление о принципах воспитания творческой личности, способной к самоопределению, самореализации, самоанализу, саморазвитию.
Структура предлагаемой программы достаточно мобильна для адаптации к имеющемуся объему времени, целям и задачам различных учебных заведений.
Содержание и уровень заданий отвечает современным требованиям к квалификации классного воспитателя, диктуемым социокультурной ситуацией в России и подходом к воспитанию с точки зрения педагогики Свободы.
Содержание программы многоконцептуально, находится в тесной взаимосвязи с психологией, педагогикой, социальной психологией, социальной педагогикой, культурологией, основами педагогического мастерства.
Основными формами работы являются как активные диалоговые формы преподавания - диспуты, дебаты, деловые игры, так и традиционные лекции и семинары.
К основным знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть педагог после изучения дисциплины относятся:
Требования к умениям и навыкам:
■ умение анализировать и оценивать основные проблемы в области воспитания;
■ самостоятельно формулировать способы поддерживающей деятельности и определять пути их реализации;
■ использовать полученные теоретические знания по основам воспитания в собственной практической деятельности;
■ самостоятельно анализировать и совершенствовать собственную деятельность.
Требования к знаниям:
Термин «задача» же вызывает ассоциации с логическим рядом «условие – решение – ответ), то есть настраивает нас на спокойный поиск выхода из затруднительной ситуации.

■ обладание научно-гуманистическим мировоззрением, культурой педагогического мышления для решения профессиональных задач;
■ наличие сформированных профессиональных интересов в области воспитания;
■ овладение пониманием основных проблем в области воспитания и способов их разрешения;
■ знание психолого-педагогических основ деятельности педагога в ходе воспитания творческой саморазвивающейся личности;
■ знание принципов педагогической поддержки как ведущей категории современного воспитания.
Итоговый контроль может быть организован в виде защиты творческого проекта (тематику его составит содержание заданий для самостоятельной работы).
Тема 1. Становление теории свободного воспитания в конце ХХв - начале ХХ1в.
Основные категории современного образования: воспитание, обучение, педагогическая поддержка.
Забота. Защита. Помощь. Поддержка. Педагогическое сопровождение. Сходство и различия данных понятий. Динамика взаимодействия с ребенком. Ключевые слова поддержки. Отличие педагогической поддержки от воспитания. Место педагогической поддержки в системе педагогической деятельности.
Понятие опережения в пед.поддержке. Значение опережающей пед.поддержки.
Тема 2. Инновационные подходы к проблемам воспитания.
Принципы работы воспитателя. Общечеловеческие принципы. Общепедагогические принципы. Поддерживающие принципы.
Субъект-субъектная парадигма воспитания. Понятия взаимодействия и взаимопонимания. Особенности взаимодействия воспитателя и учителя-предметника. Рефлексивный анализ как основа работы воспитателя. Индивидуализация воспитания. Выбор. Диалогическое общение. Договор. Творческое сотрудничество. Партнерство. Другодоминантность. Защита. Индивидуализм и индивидуальность.
Основные отличия позиций гуманного воспитания от авторитарного воспитания.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Составить таблицу "Основные отличия педагогики Свободы от авторитарной педагогики ".
2. Составить предполагаемые социальные портреты выпускников "авторитарной" школы и школы сторонницы идей педагогики Свободы. Проанализировать возможную успешность выпускников в современной ситуации с точки зрения конкурентоспособности, адаптивности, способности к разумному и реальному жизненному выбору.
Тема 3. Процессы самости и их роль в становлении личности.
Процессы самости. Самопознание. Культурное самоопределение. Самореализация. Самоанализ. Самосовершенствование. Саморазвитие. Взаимодополнение, взаимосвязь процессов самости, "спиральный" характер их протекания.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Расставить в соответствии с их динамикой термины: самоанализ, самопознание.
2. Самоопределение, саморегуляция, самоконтроль, самовыражение, самодеятельность, самореализация.
3. Составить таблицу "Основные процессы самости: цели, динамика, результаты".
4. Составить схему "Взаимодополнение, взаимосвязь процессов самости".
Тема 4. Современный классный воспитатель.
Динамика развития понятий: гувернер, классная дама, классный руководитель, классный воспитатель, освобожденный классный руководитель, куратор, тьютор.
Классный воспитатель как основной носитель поддерживающей деятельности. Классный воспитатель как организатор работы команды педагогов.
Способности и умения классного воспитателя: аналитико-рефлексивные, коммуникативные, организаторские. Профессиограмма классного воспитателя.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Разработать собственное определение термина "классный воспитатель".
2. Предложить собственный вариант профессиограммы классного воспитателя.
Тема 5. Структура поддерживающей деятельности.
Субъекты педагогической поддержки. О.С.Газман, А.И.Иванов о значении и роли участников педагогической поддержки.
Поддерживающая деятельность учителей-предметников, психолога, валеолога, медицинской сестры. Роль родителей в осуществлении системной поддержки.
Командный принцип педагогической поддержки.
Роль администрации образовательного учреждения в создании условий для эффективной педагогической поддержки.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Проанализировать реальную структуру взаимодействия участников воспитательного процесса на базе практики. Определить сильные и слабые стороны подобного взаимодействия.
2. Разработать примерную "идеальную" схему взаимодействия субъектов педагогической поддержки в условиях а) гимназии, б) средней школы, в) малокомплектной сельской школы, г) дошкольного образовательного учреждения, д) учреждения дополнительного образования.
3. Определить сферу административной деятельности по созданию условий для эффективной педагогической поддержки во вверенном учреждении образования.
Тема 6. Система педагогической поддержки за рубежом.
Системы "guidance", "pastoral care", "school-counselling", "tutoring", "personai and social education". Компенсирующая, превентивная, развивающая модели систем. Составляющие элементы систем: образовательный, рефлексивный, элемент благополучия.
Идеи школы Саммерхилл, Монтессори, Френе, Вальдорфа. Школа самоопределения: "не только учить по-другому, но и учить другому"./А.Н.Тубельский/. Школа взросления /И.Фрумин, Б.Эльконин/. Школа-парк /М.Балабан, О.Леонтьева/. Школа "Диалог культур" /В.С.Библер/. Школ Щетинина. Программа "Город как школа".
Тьютор, его функциональные обязанности. Специалист-консультант.

Понятие открытого информационного поля. Мониторинг в воспитании. Система учреждений, защищающих права ребенка. Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Провести сравнительный анализ:
■ воспитательных систем, направленных на понимание воспитания как целенаправленного управления развития становления ребенка /З.А.Малькова, Л.И.Новикова. В.М.Коротков, Е.В.Квятковский, И.М.Таланчук/;
■ воспитательных систем, направленных на понимание воспитания как взаимодействия детей и взрослых /О.С.Газман, Н.Б.Крылова, В.А.Петровский, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Прозументова, А.И.Тубельский/;
■ концепций воспитания в инновационных школах.
■ Оформить в виде таблицы. Сделать вывод.
2. инновационных и традиционных концепций воспитания. Сделать вывод.
Тема 7.Функциональные обязанности классного воспитателя.
Государственные документы, регламентирующие деятельность воспитателя. Конвенция ООН о правах ребенка. Закон РФ об образовании. Нормативные документы.
Традиционные обязанности классного руководителя.
Обязанности воспитателя, обусловленные направлениями поддерживающей деятельности.
Право образовательного учреждения на разработку функциональных обязанностей. Опыт гимназий Москвы, Ульяновска, Саратова.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Критически проанализировать существующие "Примерные положения" об освобожденном классном воспитателе, предложив собственное видение проблемы.
Тема 8. Направления работы классного воспитателя.
Тема 8.1. Психологическое направление поддерживающей деятельности.
Классный воспитатель как психолог для учеников своего класса.
Планирование диагностических исследований. Методика проведения диагностики личности и группы. Анализ результатов диагностики. Индивидуальные и групповые проекты развития.
Роль психолого-педагогических тренингов в повышении эффективности протекания процессов самости и решении личностных проблем школьников.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Разработать варианты содержания работы освобожденного классного воспитателя в психологическом направлении для учеников определенного класса а) на четверть; б) на полугодие; в) на год.
2. Разработать систему психолого-педагогических тренингов для групп детей с проблемами а) общения; б) самопринятия; в) выбора цели, средств, определения смысла деятельности.
3. Тема 8.2. Индивидуально-консультирующее направление поддержки.
Индивидуальное педагогическое консультирование как новый педагогический метод (повторение).
Методика проведения индивидуальной консультации. Роли классного воспитателя: эксперт, консультант, эксперт-консультант, рассказчик, режиссер, актер. Метод "горячий стул", "зеркало".
Этика педагогического консультирования. Эмпатия. Самосохранение.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Разработать примерные варианты содержания работы освобожденного классного воспитателя в индивидуально-консультирующем направлении для учеников определенного класса
2. а) на четверть; б) на полугодие; в) на год.
3. Разработать возможные сценарии проведения индивидуальной консультации для ребенка с проблемами а) общения; б) самопринятия; в) выбора цели, средств, определения смысла деятельности для учителя, играющего роли 1) эксперта; 2) консультанта; 3) эксперта-консультанта; 4) рассказчика; 5) режиссера; 6) актера.
4. Продемонстрировать на учебном семинаре сценарии, разработанные в соответствии с заданием №2 по схеме: а (1-2-3-4-5-6), б (1-2-3-4-5-6), в (1-2-3-4-5-6) и проанализировать их эффективность.
Тема 8.3. Координирующее направление поддерживающей деятельности.
Учение как предмет педагогической поддержки. Методика наблюдений за учеником и группой в процессе посещения уроков.
Координация действий команды педагогов на классе. Педагогический консилиум: вводный, текущий, экстренный, заключительный. Их значение и методика проведения.
Регулирование объема нагрузки учащихся. Методика составления графика проведения самостоятельных и контрольных работ.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Разработать варианты содержания работы освобожденного классного воспитателя в координирующем направлении для учеников определенного класса а) на четверть; б) на полугодие; в) на год.
2. Разработать сценарии проведения вводного, текущего, экстренного и заключительного педагогических консилиумов.
Тема 8.4. Социальное направление поддерживающей деятельности.
Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
Модели взаимодействия с родителями: Адлеровская модель, учебно-теоретическая, чувственной коммуникации, модель, основанная на трансакционном анализе, групповых консультаций. Сравнительная характеристика моделей.
Методика и методика проведения родительских собраний. Формы передачи педагогических знаний родителям.
Индивидуальная работа с родителями.
Работа в социуме. Проектирование образовательного пространства.
Проект "Город-как-школа". Взаимодействие с руководителями кружков, секций, творческих мастерских.
Детские подростковые организации.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Разработать варианты содержания работы освобожденного классного воспитателя в социальном направлении для учеников определенного класса а) на четверть; б) на полугодие; в) на год.
2. Разработать систему психолого-педагогических тренингов для групп детей с проблемами а) общения; б) самопринятия; в) выбора цели, средств, определения смысла деятельности.
Тема 8.5. Организационное направление поддерживающей деятельности.
"Педагогика мероприятий" как признак низкоэффективной, формально-бюрократической педагогики.
Идея и практика коллективной творческой деятельности.
Инновационное понимание смысла "классного часа". Активные формы проведения внеклассной работы: диспуты, дебаты, интеллектуальные аукционы, тренинги, моделирование ситуаций телевизионных программ, творческие шоу, балы. Методика подготовки, проведения, анализа.
Природа как фактор воспитания. Воспитательное значение походов, методика их организации.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Разработать варианты содержания работы освобожденного классного воспитателя в организационном направлении для учеников определенного класса а) на четверть; б) на полугодие; в) на год.
2. Разработать 2 разножанровых сценария: диспута, дебатов, интеллектуального шоу, творческого шоу, бала и т.п. Например, диспута и бала; дебатов и творческого шоу и т.д.
Тема 9. Сферы педагогической поддержки
Сфера "Здоровье". Физическое и психическое здоровье ребенка. Педагогическая поддержка в кризисных состояниях. Профилактика наркомании. Релаксационные мероприятия в школьном режиме.
Сфера "Общение". Понятие жизненных сценариев. Принятие другого в общении.
Сфера "Творчество". Педагогическая поддержка формирования мотивации достижения.
Сфера "Учение" (повторение материала).
Сфера "Досуг" (повторение материала).
Особенности работы воспитателя в каждой из сфер.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Составить подробные планы поддерживающей деятельности и конспекты одного внеклассного мероприятия по каждой из сфер.
Тема 10. Документация классного воспитателя.
Классические и инновационные приемы работы с традиционной документацией классного руководителя: личные дела учащихся, классный журнал, дневник учащегося. План воспитательной работы, его структура, приемы разработки и заполнения.
Инновационная документация. Индивидуально-психологические карты учащихся. Их структура. Приемы работы с психолого-педагогическими картами.
Рабочая тетрадь, ее структура. Тетрадь как план работы, записная книжка. Приемы работы с содержанием рабочей тетради: анализ, рефлексия проблемы, планирование.
Задания для самостоятельной работы педагогов.
1. Изучить структуру традиционных документов, способы ведения личных дел учащихся, классного журнала, дневников учащихся.
2. Проанализировать существующий план воспитательной работы классного руководителя, сравнив его с возможным планом работы освобожденного классного воспитателя.
3. Ввести во вверенном классе индивидуально-психологические карты учащихся, постоянно работая с ними впоследствии.
4. Вести рабочую тетрадь куратора. На семинаре продемонстрировать умение использовать тетрадь как источник данных для анализа, рефлексии проблемы, планирования дальнейшей работы, записную книжку.
4.3. Примерная тематика творческих работ и проектов классных воспитателей
1. Идея свободы, сотрудничества, развития в современном образовании.
2. Основные процессы самости: цели, динамика, результаты.
3. Отличие педагогической поддержки от воспитания.
4. Педагогическая поддержка в зарубежных школах.
5. Сравнительный анализ инновационных и традиционных концепций воспитания.
6. Сходство и различия понятий: Забота. Защита. Помощь. Поддержка. Педагогическое сопровождение. Их динамика.
7. Классный воспитатель как основной носитель поддерживающей деятельности.
8. Педагогическая поддержка самореализации. (Варианты: самоопределения, самоконтроля и других составляющих самости).
9. Взаимодополнение, взаимосвязь процессов самости, их "спиральный" характер..
10. Опыт становления функциональных обязанностей классного воспитателя.
11. Командный принцип педагогической поддержки.
12. Планирование работы классного воспитателя.
13. Методы работы классного воспитателя с документацией.
14. Наиболее эффективные модели взаимодействия с родителями.
15. Индивидуальная работа с родителями.
16. Методика проведения родительских собраний.
17. Психологическое направление поддерживающей деятельности (Варианты направлений: индивидуально-консультирующее, координирующее, социальное, организационное).
18. Педагогическая поддержка социально и педагогически запущенных детей.
19. Педагогическая поддержка становления умения разрешать конфликтные ситуации.
20. Приемы работы с содержанием рабочей тетради куратора.
21. Содержание, методы и приемы педагогической поддерживающей деятельности в сфере "Здоровье" (Варианты: "Досуг", "Учение", "Культура", "Творчество", "Общение").
4.4. Примерная система педагогических совещаний по теме «Педагогическая
поддержка как концептуальная и методическая основа педагогической деятельности».

Тематика школы педагог. наук

Тематика педагог.советов

Совещания при директоре

1 год, 1 полугодие

педагогические совещания
педагогические совещания2

3 год, 1 полугодие

Философия регионального проекта продуктивного индивидуализированного обучения

Региональная модель продуктивного

Разработка механизма действия региональной модели продуктивного индивидуализированного образования.

педагогические совещания3

Заключение

Как Вы могли убедиться, в данном методическом пособии не были затронуты такие традиционные для классного воспитателя вопросы как внеклассная работа, проведение классных часов, экскурсий и т.п. (мы относим их к организационному направлению деятельности классного воспитателя). Это было сделано нами с определенным умыслом.
Мы поставили своей целью в первую очередь рассмотреть вопросы основных подходов к взаимоотношениям субъектов образования, и показать, что все формы, все содержание работы классного воспитателя исходит исключительно из его отношения к РЕБЕНКУ КАК ЦЕНТРУ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Эта посылка формирует и педагогическое кредо классного воспитателя, и его отношение к составлению и работе с документацией, и его работу с коллегами и родителями. На ней зиждется и административное сопровождение поддерживающей деятельности.
Удачи всем!

Рекомендуемая литература
1. Александрова Е.А., Игнатьева Е.А., Паринова Г.К. Подбор классных воспитателей: уровневая шкала и оценочный лист готовности /«Директор школы», № 2, М., 2002. С.21-26.
2. Анохина Т.В. Тьютор – это помощь, поддержка, защита. //Директор школы , № 4, М., 1995.
3. Бурмистрова М.Н., Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие. – Саратов: ЗАО «Сигма-плюс», 2002, - 68с.
4. Газман О.С. Профессия – гуманист. // Директор школы , №1, М., 1993.;
5. Газман О.С., Иванов А.В. Памятка освобожденному классному руководителю (классному воспитателю). Классный руководитель, М., 1991. С.21.;
6. Газман О.С.. Иванов А.В. Содержание и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации. – М.: Инноватор, 1992. С.68.;
7. Коваленко Е. На взаимном интересе и доверии //Директор школы , №5, М., 1996.;
8. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. «Народное образование», М., 2002.
9. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. – с.300.
10. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001г. № 480/30 – 16.
11. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учеб-метод. пособие. М., 2001.; Юсфин С.М.,
12. Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя. Памятки, упражнения, опыт. Выпуск 3. Ульяновск, 1996.
13. Поляков С.Д. О новом воспитании. М., 1990.
14. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996.
15. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. /Школьные технологии, № 3, 1998.
16. Фролова Т.В. Индивидуальная поддержка школьников //Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. М., 1997. С.44.
17. Фролова Т.В. Человек, к которому могут обратиться дети. //Директор школы , №1, М., 1997, С.21.
Источник: Александрова Е.А. Логинова В.С. Психолого-педагогический практикум



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.