На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Культурно-исторические предпосылки возникновения социально-педагогической деятельности в Республике Беларусь
Культурно-исторические предпосылки возникновения социально-педагогической деятельности в Республике Беларусь
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Исторические предпосылки введения профессии педагог социальный в Республике Беларусь, направления и этапы развития социально-педагогической деятельности в современной Беларуси, в советский и постсоветский период.
2. Понятие о социально незащищенных группах населения.
3. Социальная защита детства как социальнопедагогическая проблема.
4. Причины введения должности «педагога социального» в Республике Беларусь, социальные условия и факторы, способствующие развитию профессии.


Как Вы думаете, по каким причинам появились профессии  "социальный педагог" и "педагог психолог"?




1. Исторические предпосылки введения профессии педагог социальный в РБ, направления и этапы развития социальнопедагогической деятельности в современной Беларуси, в советский и постсоветский период.


Литература по лекции 
У истоков развития отечественной социально-педагогической мысли стоял ряд известных просветителей и педагогов: Е. Полоцкая,
К. Туровский,
С. Будный,
С. Полоцкий,
Ф. Бохвиц,
Ф. Карпинский,
Ф.К. Богушевич,
Ф.А. Кудринский,
Якуб Колос,
Тетка,
П.Н. Лепешинский 
В настоящее время различные аспекты социальной педагогики разрабатывают известные ученые :
A. И. Левко,
И.И. Калачева, P.H. Кедярова,
B. Н. Кунгурова, В.Н. Клипинина, В.В. Мартынова, А.С. Никончук, А.П. Орлова и др.

 


Источники возникновения и развития профессиональной социальнопедагогической деятельности:
• религиозная,
• благотворительная,
• научная деятельность.


Исторические этапы создания социально-
педагогической деятельности
I этап - IX - XVI вв.
II этап - начало XVII в. до реформ 1861 г.
III этап - С 60-х гг. XIX в. - до начала XX в.
IV этап - С 1917 г. до начала 90-х гг. XX в.


3 этапа развития отечественной социальной педагогики во второй половине XX столетия (В.Г. Бочарова):
Первый этап - организационно-эмпирический (1960-е гг.). В этот период времени происходило накопление эмпирического опыта социальнопедагогической деятельности.
Второй этап возник на рубеже 1970-1980-х гг., в стране стала развиваться сеть разнообразных центров: физкультурно-оздоровительных, социокультурных, сельских школ-комплексов.
Третий этап относится к началу 1990-х гг., когда на основе экспериментальной работы, накопленного опыта созрели предпосылки для перехода к государственному уровню решения проблемы подготовки кадров социальнопедагогической работы и созданию системы социально-педагогических служб.

Противоречия
а) между быстрым ростом количества людей, занимающихся проблемами социальной педагогики, и качеством этой работы;
б) между требованиями к личностным и
профессиональным качествам социальных педагогов и социальных работников и их отбором и подготовленностью;
в) между знаниями выпускников и потребностями практической социальной работы.


2. Понятие о социально незащищенных группах населения.

 


Для современной Беларуси характерен высокий уровень социальной защиты населения, обеспечиваемой государствам.


В чем это выражается?
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются:
- в гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
- в гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
- в гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;
- в гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- в гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.


Перечень социально-незащищенных категорий населения, может быть определен по врачебным показаниям:
• участники ВОВ, вдовы участников войны, труженики тыла;
• воины-интернационалисты;
• неработающие инвалиды;
• инвалиды детства;
• онкологические и туберкулезные больные, состоящие на диспансерном учёте;
• неработающие пенсионеры;
• малоимущие;
• дети, в возрасте до 18 лет;
• беременные женщины


По возрастным ограничениям:
• молодежь
• дети и подростки
о дети, пострадавшие от стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п ., в том числе: дети, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС; о больные дети, в том числе: дети-инвалиды; о дети-сироты, в том числе: новорожденные дети- сироты;
о дети в неблагоприятных социальных условиях, в том числе: талантливые дети в кризисной ситуации, дети из многодетных и неполных семей (СОП).
• пожилые


По полу:
• социальная группа «женщины»
Следующим критерием выявления социальной группы является принадлежность к статусу
«социально уязвимая группа»:
• инвалиды
о «инвалиды Чернобыля»;
о инвалиды войны, в том числе: «инвалиды Афганистана»; о молодые инвалиды; о предприниматели-инвалиды; о неработающие инвалиды.
• пенсионеры;
• лица, освободившиеся из мест лишения свободы;
• больные;
• люди, пострадавшие от военных, национальных конфликтов, катастроф, бедствий и т.п., в том числе: люди, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС, беженцы и переселенцы; сироты.


Каким образом можно обеспечить благополучие уязвимых групп населения?


3. Социальная защита детства как социально-педагогическая проблема.


Детство - это период, включающий в себя время от рождения человека до появления возможности включения его во взрослую жизнь.
Дети - особо уязвимая категория населения, нуждающаяся в опеке, заботе, обучении и воспитании.
Изменения в системе социальной политики в
интересах детей:
ратификация Конвенции ООН о правах ребенка, повлекшая за собой необходимость модернизации действующей системы социальной защиты детства; регионализация социальной сферы; гуманизация образования.
Пак Вы понимаете термин “детство”? Объясните своими словами
Детство - системное качество личности, которое формируется на ранних ступенях жизненного развития (В.Г. Белинский, А.И. Герцен,
Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский,
Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель)


Детство - период подготовки к взрослой жизни посредством воспитания, передачи накопленного человеческого опыта, знаний (А.С. Макаренко,
Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский,
Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин)


Детство - самоценный период жизни человека, имеющим собственную субкультуру, свои способы отражения действительности, а ребенок стал пониматься как субъект собственной жизни (в т.ч. и своего образования), субъект культуры, способный к культурному саморазвитию и самоизменению, которому необходимо обеспечить условия для его социализации и культурной идентификации (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков,
Р.М. Чумичева, И.С. Якиманская)


Условия социальной защиты детей:
активизация и педагогизация образовательных учреждений;
социальное взаимодействие с семьей, с социальной микросредой как фактором личностного развития;
«открытость школы», компетентность и активность ее деятельности по формированию педагогически ориентированной
инфраструктуры микрорайона


Направления социально-педагогической
защиты семьи (Т.В. Лодкина):
• содержание образования как способ социализации личности ребенка;
• система воспитательной работы с привлечением семьи и семейного социального педагога;
• социально-педагогическая служба


Тенденции
• социализация педагогического процесса (она была, она есть и всегда будет),
• педагогизация современного социума


Субъекты социальной защиты
• социальные работники,
• социальные педагоги,
• общественные организации,
• благотворительные союзы,
• церковь,
• средства массовой информации,
• предприятия и учреждения,
• детские и юношеские организации,
• частные лица, занимающиеся
спонсорством\благотворительностью.


Специальные службы социальной работы:
система стационарных учреждений,
приютов,
детских домов,
интернатов,
учреждения дополнительного образования и развития детей,
специализированные центры психологомедикосоциального и педагогического сопровождения,
консультационные и реабилитационные службы и т.д.


Цель деятельности социального педагога по защите детства - содействие реализации конституционных прав и законных интересов
несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому,
духовному и нравственному развитию, самореализации и реабилитации.


Задачи по улучшению социально-правовой защиты детей:
освоение положений конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, процессуального права в части охраны детства; содействие процессу социализации ребенка через налаживание сотрудничества педагогов, общественности, родителей и активного привлечения к этому процессу работников социальных служб, правоохранительных органов и других учреждений и организаций;
осуществление непосредственного воспитательного воздействия, направленного на помощь ребенку в его самореализации, самоутверждении, обучения несовершеннолетних пользоваться своими правами; устранение препятствий в процессе социализации детей;
реализация психологического подхода, организационно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков в формировании личности несовершеннолетних.
1) Знать и внедрять политику, направленную на защиту детей во всех сферах их жизнедеятельности.
2) Законодательная база по защите прав детей предполагает в деятельности социального педагога использовать все реальные возможности.
3) Содействовать реализации прав детей, предусмотренных Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией и другими законами, нормативными правовыми актами Республики Беларусь.


Принципы социальной защиты:
1) Принцип гуманности
2) Принцип комплексности
3) Принцип адресности
4) Принцип обеспечения прав и свобод


Направления системы социальной защиты детства:
1) Социальная защита процесса формирования личности
2) Социальная защита среды личности
3) Защита прав ребенка
4) Целевая социальная защита


Компоненты социальной защиты как системы:
1) Социальное обеспечение: пособия, социальные выплаты, пенсия по утере кормильца, пособие на ребёнка-инвалида.
2) Дополнительные гарантии или льготы (социальное страхование).
3) Социальное обслуживание - деятельности социальных служб по оказанию помощи.


Принципы содержательной стороны социальной защиты детства:
1) Всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства.
2) Многообразие форм и видов социальной защиты детства.
3) Единство и дифференциация социальной защиты детства.
4) Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством социального стандарта, то есть прожиточного минимума.
5) Охрана права каждого ребенка на социальную защиту.


4. Причины введения должности «педагога социального» в Республике Беларусь, социальные условия и факторы, способствующие развитию профессии.


Условия и предпосылки официального введения профессии социального педагога
(1990-е гг.):
1) Государственные изменения.
2) Обострение социально-экономических и криминальных проблем общества.
3) Накопленный опыт успешной практической социально-педагогической деятельности.


Должность социального педагога учреждений образования была утверждена приказом № 106 Министерства образования
Республики Беларусь от 26 марта 1996 года.

Как себе вы представляете свою будущую профессию? Опишите:
• рабочий день
• рабочее место
• люди, с которыми работаете\ взаимодействуете?
• чем вы занимаетесь 8-ми часовой рабочий день?

 

Практическое занятие «Культурно-исторические предпосылки возникновения социально-педагогической деятельности в Республике Беларусь»

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы. Для ответа на них Вам необходимо будет воспользоваться дополнительной литературой и ресурсами сети интернет. Ответы могут быть представлены в виде:
● презентации
● устный доклад
● доклад + видео (например, Youtube)


Ответ на каждый вопрос можно готовить и индивидуально, и в группе (не более 2 человек)


Требования к подготовке теоретических ответов

Темы:
● Традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям у Восточных славян
● Исторические этапы создания социально-педагогической деятельности: первый этап – IХ – ХVI вв.
● Исторические этапы создания социально-педагогической деятельности: второй этап – начало XVII в. до реформ 1861 г.
● Исторические этапы создания социально-педагогической деятельности: третий этап – С 60-х гг. XIX в. – до начала ХХ в.
● Исторические этапы создания социально-педагогической деятельности: четвёртый этап – С 1917 г. до начала 90-х гг. ХХ в.
● Жизнь Е. Полоцкой и ее влияние на социально-педагогическую мысль
● Жизнь и социально-педагогические идеи К. Туровского.

2. ФОРУМ! С кем бы из исторических личностей, рассмотренных в данной теме, вы бы хотели встретиться в реальной жизни? Какие вопросы вы бы задали (не менее 5). Опубликуйте свои вопросы на форуме. Предположите, какие ответы вы получите на свои вопросы. Проанализируйте, вопросы известным личностям своих одногруппников.

Бэкман Е.В. Введение в профессию социального педагога и педагога-психолога Электронно-учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-030404 "Социальная и психологическая помощь". — Гродно: Учреждение образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы", 2022. — 1595 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.