За последние годы в массовой школе широко используется метод проектов как в обучении, так и в воспитательной деятельности. Он предполагает и групповую (командную), и индивидуальную формы организации учащихся, однако следует отметить: чтобы добиться положительных результатов в проектировании воспитательных дел, современный педагог должен уметь самостоятельно проектировать свою деятельность и учить этому детей, так как существует множество истин, и важно уметь вырабатывать свою истину.
Для обучения проектированию важна не только высокая квалификация учителя, но и творческий подход в реализации тех способов, которые помогают развитию самостоятельности, самоопределения, активности, коммуникативных, организаторских, интеллектуальных, аналитико-рефлексивных способностей и укрепления чувства ответственности у школьников. Для развития самостоятельности у детей важно использовать методы стимулирования: поощрение, предоставление дополнительных полномочий или поощрение в виде временного отстранения от дел, как санкция за правонарушение. Значительное место в воспитании самостоятельности занимают методы самодиагностики, самооценки, самоорганизации, самоопределения, самореализации, самоконтроля и самопрогнозирования. Проектировочная деятельность предполагает развитие интеллектуальных способностей. Для этого широко используются методы, известные, как «мозговой штурм», «День героя (гения, известного/великого писателя, поэта)», деловые игры, методы развития интуиции и психотренинги, направленные на развитие социального опыта, переосмысление собственной позиции и изменение установок. Дети, работая над проектом в команде, овладевают коммуникативными способностями, учатся слушать и слышать друг друга, вести дискуссию, отстаивать свою позицию, для этого необходимо создавать ситуации свободного выбора, проводить коммуникативные тренинги активного слушания, поддержки (указание на то хорошее, что есть в нем самом; внутренняя сила может стать источником самоуважения); упражнения на групповое сплочение («Слепое слушание»); разыгрывание и анализ проблемных ситуаций. К методам, направленным на развитие организаторских способностей, относятся широко используемые методы поручений, упражнений, игры, в воображаемых ситуациях, когда выполняются творческие действия и др. Для воспитания чувства ответственности необходимо чаще доверять детям, обращаться к ним с просьбой о помощи, чтобы они испытывали удовольствие от самостоятельно выполненного действия или деятельности, совместно обсуждать вопросы, направленные на поиск и принятие нравственного решения, предоставление школьнику права выбора способов решения данного ему поручения, поощрение за творческий подход в его выполнении. Для формирования аналитико-рефлексивных способностей педагог и его воспитанники должны уметь осмысливать свою деятельность, полученные результаты, процесс организации, для этого необходимо организовывать коллективный анализ деятельности, размышления, определение своей роли и отношения к организованным событиям, делам; брать интервью у исполнителей проекта, организовывать тестирование, анкетирование. Что можно проектировать с детьми в воспитательной деятельности? От правил жизнедеятельности в классе (правила поведения учащегося, кружки, праздники, спектакли для дошкольников или родителей, досуговые развлечения, классная газета и др.) до больших проектов, выходящих за рамки образовательного учреждения (походы, экскурсии, посещение выставок, музеев мемориалов и др.).
Объектами проектирования являются: ■ организационные структуры, внутри которых систематизируются и структурно оформляются воспитательные ситуации, действия, дела; кружки, клубы и т. д.; ■ воспитательный процесс, представляющий собой педагогическое целесообразное отношение детей и взрослых, направленное на реализацию целей воспитания и развития его субъектов в определенном микросоциуме; ■ воспитательное пространство как совокупность объектов и предметов педагогически ориентированной социальной реальности, способствующей формированию отношений; ■ воспитательные системы класса, школы, представляющие собой специально организованное условие жизнедеятельности детей и взрослых с целью их самоактуализации.
В воспитательной деятельности широкое применение получил надпредметный проект, который выполняется на стыках разных областей знаний, выходит за рамки школьных дисциплин. Он используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит досуговый характер в воспитательной деятельности. Особенностью использования метода проектов в воспитательной деятельности является следующая позиция учителя: «Не для детей, а вместе с детьми». Для обучения проектировочной деятельности в воспитании школьников в последние годы используются три группы методов: методы, дающие новые парадоксальные решения; пересмотр поставленных задач; творческие методы проектирования (по М. Б. Романовской). Рассмотрим каждую из этих групп. К первой группе методов (дающих новые парадоксальные решения) относятся «инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура». Например, метод инверсии (метод проектирования от противного, от лат. inversio — перестановка). Метод проектирования «от противного» рассматривается как абсурдная перестановка, позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения. Например, проект модели школы ХХ! в., где школьники создали множество условий для воспитания детей в виде центров, студий, клубов, залов, бассейнов, стадионов, игротек и т.д. Метод «мозговой атаки» в проектировании используется как генерирование идей в очень сжатые сроки. Главное назначение этого метода — чтобы каждый участник «атаки» быстро сформулировал свои идеи, всякая критика запрещается; процесс записывается на магнитофон, затем идеи анализируются, и остаются одна-две как основа проекта. Метод «мозговой осады» по своей структуре близок предыдущему методу. Его особенность состоит в том, что ученик, выдвинувший идею, доводит ее до логического конца. Все предложенные идеи и структура их реализации фиксируются, затем анализируются и разрабатываются наиболее интересные и нестандартные идеи. Метод «карикатуры» в проектировании используется как эскиз к существующей проблеме в воспитании детей. Образное представление данной ситуации приводит к нахождению нового неожиданного решения, когда дети рисуют карикатуры на ту ситуацию или проблему, возникшую в классе, а затем, рассматривая их, принимают решения о том, что нужно предпринять, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Например, когда разрабатывают правила поведения в школе. Ко второй группе методов, связанных с пересмотром постановки задач, относятся «наводящая задача-аналог», «изменение формулировки задач», «наводящие вопросы», «перечень недостатков» и «свободное выражение». Рассмотрим эту группу методов. Метод «наводящей задачи-аналога» основан на поиске чужих идей в научной и методической литературе. На практике тщательно анализируются их достоинства и недостатки. Этот метод позволяет решить проектную задачу, используя заимствование опыта, но чаще всего он используется при работе с младшими школьниками, когда проектировочные умения только формируются и учащиеся прибегают к помощи старших: родителей, братьев и сестер. Метод изменения формулировки задач расширяет границы поиска решения. Например, дано задание разработать проект кружка или концерта для дошкольников, предлагается лишь общая структура: обоснование необходимости создания кружка, правила приема и поведения и т. д., содержание деятельности, результат. Изменяются структурные формулировки, предлагаются нетрадиционные, порой абстрактные, условия, но этим достигаются неожиданные решения. Применение этого метода развивает образность, мобильность мышления воспитанников. Метод наводящих вопросов помогает упорядочить поиск вариантов при разработке содержания проекта. Например, что можно в данном проекте расширить, уменьшить, разъединить, объединить, дополнить, минимизировать и т. д. Так, при разработке проекта «Клуб знатоков» ставились следующие наводящие вопросы.
Для какого возраста учащихся будет организован клуб? ■ Смешанного типа или только для мальчиков (девочек)? ■ Сколько человек будет в клубе? ■ Какие направления в содержании деятельности клуба будут основными? ■ Какие формы работы будут приоритетными? и т.д.
Метод перечня недостатков заключается в составлении полного развернутого перечня недостатков в организации воспитательной работы класса. Этот перечень негативных характеристик дает ясную картину того, какие недостатки в деятельности учащихся подлежат изменению. Метод свободного выражения функции — это метод поиска «идеального» результата. Он особенно важен при проектировании модели, макета школы, своего района или улицы, на которой находится школа, конкретного предмета. Исходя из многофункциональности, поиск решения проблемы носит коллективный характер, где каждый учится выполнять свое задание, а вместе делают общий проект. Третью группу методов составляют творческие методы проектирования. К ним относятся методы аналогии, ассоциации, неологии, эвристического комбинирования, антропотехники. Рассмотрим их подробнее. Метод аналогии позволяет использовать уже существующие решения в других областях жизни человека. Аналогии становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение составляет суть данного метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до получения адекватного замысла. Метод ассоциации способствует формированию идей. Творческое воображение направлено к разным идеям социальной действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления школьников — одна из задач развития творческой личности, способной адекватно реагировать на социальную среду и извлекать оттуда продуктивные ассоциации. Метод неологии предполагает использование чужих идей, но при условии их перекомпоновки, изменения их структуры, содержания, оформления, иного представления, так как заимствование идеи без изменений — это плагиат. Метод эвристического комбинирования состоит в том, чтобы первоначальную идею проекта изменить, довести до абсурда и потом найти в этом рациональное зерно. Метод антропотехники заключается в создании новых технических объектов путем приспособления проектируемого объекта возможностями человека. Например, центры развития, досуга и другие должны быть расположены в школе с удобными часами работы, комфортными условиями для детей и взрослых, разнонаправленным содержанием деятельности, для разных возрастных категорий. Важно отметить, что при руководстве проектной деятельностью в воспитании нет одинакового рецепта, позволяющего сразу решить различные проблемы, поэтому консультирование в процессе работы над проектом требует от педагогов высокого профессионального мастерства. Способы работы над проектом позволяют вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, определить последовательность ее шагов. Педагогу необходимо контролировать лишь ключевые моменты выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя учащимся право принятия самостоятельного решения.
Проектная деятельность — это процесс, опережающий разработки целенаправленной воспитательной практики в различных условиях. Проектирование рассматривается нами как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. В процессе проектирования учащиеся: ■ обучаются рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблемы, формированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающие из этой проблемы; ■ обучаются целеполаганию и планированию содержательной деятельности; ■ обучаются поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; ■ анализируют, синтезируют, выдвигают гипотезы, детализируют и обобщают, т. е. овладевают исследовательской деятельностью; ■ обучаются применению знаний из разных областей наук; ■ выбирают подходящие технологии изготовления продукта проектирования в виде макетов (например, «макет школы XXI в.», макет своего района, спортивной площадки и др.); ■ подбирают различные формы презентации (сценарии, газеты, журналы, театрализации, видео, клубы, кружки и т. д.); ■ обучаются сотрудничеству в команде. Все объекты проектирования воспитательной деятельности тесно связаны между собой и внутренне целостны. Проектируя воспитательную реальность, следует помнить обо всех ее объектах, так как искажение или игнорирование одного из них приводит к нарушениям в функционировании других. Источник: Методика воспитательной работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. — 6-е изд., доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 384 с.
|