Сущностное понимание анализа и оценки воспитательного процесса позволяет создать большие возможности для решения проблемы включения классных руководителей, педагогов, учащихся и их родителей в различные формы совместной деятельности. Анализ и оценка каждого субъекта воспитательного процесса осуществляется с учетом уровня развития у них способности к самоуправлению, самоактуализации, самоопределению и созданию таких технологий и методик воспитания, которые обеспечивали бы достижение эффективных конечных результатов в воспитательном процессе.
Заместитель директора по воспитательной работе ежегодно должен на основе полученных результатов диагностики и мониторинга писать отчет о реализации воспитательной деятельности, рассматривать его в динамике с предыдущими годами. Такой системный подход позволит увидеть развитие каждого учащегося класса, отношение и качество воспитательной деятельности каждого классного руководителя, учителя-предметника, реализующего воспитательную функцию на уроках и во внеучебной деятельности, взаимодействие школы и родителей, качество проводимых воспитательных мероприятий. Важно учитывать возрастной подход в воспитании и совместное целенаправленное создание условий для развития учащихся с учетом их особенностей личности и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологическим особенностям классов, обусловленности их половозрастным составом. При оценке деятельности классного руководителя по всем направлениям воспитательной работы следует отметить два уровня критериев: результативность деятельности и удовлетворенность жизнедеятельностью учащихся класса.
Результативность деятельности отражает: ■ результаты успеваемости, развитие интеллектуальных и познавательных способностей; ■ меру повышения уровня воспитанности каждого учащегося класса (интересы, ценности, культура общения, трудовая активность и др.); ■ уровень духовно-нравственного становления и гражданской позиции каждого учащегося; ■ уровень сформированности самостоятельности, самооценки у каждого учащегося.
Удовлетворенность жизнедеятельностью позволяет оценить проектно-организаторскую функцию классного руководителя с позиции: «ни для детей, а вместе с детьми»: ■ вовлеченность учащихся в проектирование собственной траектории саморазвития и самодеятельности; ■ удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе; ■ ответственность и забота классного руководителя о здоровье и комфорте каждого учащегося в условиях школы; ■ уровень самоуправления в классе и развития классного коллектива.
Главный критерий оценки воспитательной деятельности классного руководителя — самооценка. Чем чаще он анализирует свою деятельность, тем выше уровень воспитанности учащихся и качественный уровень профессиональной воспитательной деятельности классного руководителя.
Анкета самоанализа классного руководителя
1. Соответствовали ли цели, задачи и содержание воспитательной деятельности в классе (сформулированные на основе диагностики) интересам, способностям и ценностным ориентирам учащихся? 2. Участвовали ли ребята из вашего класса в общешкольных мероприятиях? 3. Смогли ли вы вовлечь малоактивных, застенчивых или недисциплинированных, «трудных» учащихся в воспитательный процесс? 4. Каков уровень сформированности вашего классного коллектива? 5. Есть ли в вашем классе отверженные учащиеся? 6. Делали вы попытку исправить положение этих детей в классе? 7. Владеете ли вы технологией педагогической поддержки и социальнопедагогическим сопровождением каждого учащегося в классе? 8. Владеете ли вы проектно-организаторской функцией в воспитательной деятельности? 9. Чем, на ваш взгляд, различаются педагогическая помощь, педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение? 10. Для вас педагогическая диагностика каждого учащегося — обязательный компонент воспитательной деятельности или вынужденная необходимость? 11. Вы удовлетворены своей профессиональной деятельностью? 12. Комфортно ли вам в педагогическом коллективе? 13. Как вы оцениваете взаимодействие с родителями (по 10-балльной шкале)?
Оцените себя по реальному положению дел по 10-балльной шкале.
Если вы оценили себя и сумма баллов составляет 80— 100 баллов — у вас достаточно высокий уровень компетентности в воспитательной работе с учащимися; если 60 — 80 баллов — у вас есть возможность повысить качество воспитательной работы через самообразование, изучение опыта других педагогов, привнести в свою деятельность больше творчества; если 60 баллов и меньше — вам необходимо пересмотреть свое отношение к воспитательной работе с учащимися, повысить свою профессиональную компетентность через курсовую переподготовку, самообразование и другие формы. Источник: Методика воспитательной работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. — 6-е изд., доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 384 с.
|