Моделирование как метод научного познания используется не так широко, как это принято считать. По определению В. М. Сафроновой, моделирование используется в науке для прогнозирования событий реального мира, но, по мнению автора, действительность богаче и разнообразнее, чем модель, быстрее и динамичнее поддается изменениям по сравнению со скоростью создания модели, которая позволяет подняться на новую ступень в познании тех или иных сторон окружающей нас действительности с тем, чтобы отразить ее в новых моделях.
В педагогической литературе моделирование рассматривается как один из методов познания и преобразования мира, получивший особо широкое распространение с развитием науки, которое обусловило создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода. Моделирование в качестве уникальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности: социальной, образовательной, методической, организационной, маркетинговой и др. Модель есть аналог оригинала, заместитель исследуемого объекта. Модель — это система, схема исследования, которая служит средством получения информации о другой системе. Модели делятся на материальные и идеальные (мысленные). В модели постоянно идет поиск адекватного отражения реального мира, поэтому модель отражает последовательность познания: модель — прогноз — эксперимент — новая модель — то есть идет постоянный поиск адекватного отражения окружающей действительности. В какой степени педагогу необходимо использовать метод моделирования инноваций в профессиональной педагогической деятельности с детьми как технологии? В литературе инновация (новшество, нововведение) определяется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства, идеи или организации процесса в виде системы мероприятий, проектов, технологий в социально-воспитательной работе с обучающимися. Объектами инновации в социально-воспитательной работе с детьми могут быть следующие проблемы: как повысить мотивацию и активность детей в социально-воспитательной деятельности; как привлечь детей к проектированию мероприятий с их участием; как формировать духовно-нравственную и экологическую культуру, ускорить темпы формирования идентичности и культуру межнациональных отношений и др. Внедрение более продуманных методов использования интерактивных форм не только в образовательном процессе, но и в воспитании и социализации — это постоянные области разработки инновационных идей. В настоящий момент из числа средств развития процесса социализации и воспитания в первую очередь следует выделить переход от интуитивной разработки к научно обоснованному созданию педагогического проекта инновационной модели, к обоснованности каждого элемента и этапа, нацеленность на объективно диагностируемый конечный результат, а также внедрение его на практике. Главный вопрос педагогического моделирования инновационных технологий в социализации и воспитании заключается в следующем: как получить гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с уровнем профессионализма педагогов, наивысшим проявлением которого является его технологичность. Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к педагогическим технологиям моделирования. Во-первых, необходимость внедрить в процесс воспитания и социализации системно-деятельностный подход. Во-вторых, учитывать потребность обучающихся в реализации индивидуализации образовательного процесса и создание индивидуально-развивающих условий. В-третьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний и опыта. В-четвертых, мотивировать проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих социально-воспитательные результаты и снижающих негативные последствия работы педагогов в социализации и воспитании обучающихся. Технология педагогического моделирования в деятельности педагога с обучающимися предполагает формирование и развитие у них культуры самостоятельной работы, где моделирование является средством фиксации информации на начальном этапе обучения и воспитания в образовательном учреждении. В современном образовании педагоги стремятся к моделированию авторского педагогического опыта как средства, процесса, технологии работы, что является бесконечным поиском, так как в образовательном пространстве не бывает ничего вечного, поэтому знание педагогом метода моделирования как технологии позволит ему эффективнее прогнозировать процесс формирования и развития личности, ее социализацию, воспитание и обучение. Исходя из вышеизложенного, педагогам следует уяснить, что же такое моделирование. Моделирование способствует пониманию самых сложных систем. Модель как бы концентрирует в себе представления педагога о процессе предстоящей социально-воспитательной деятельности, предполагает получение определенного результата, представляет упрощенно систему предстоящей деятельности в сложном мире действительности, что, несомненно, требует научно-теоретического обоснования проблемы и последовательных шагов в достижении цели.
Несмотря на всю противоречивость данного метода, который может рассматриваться как метод познания или технология, важно отметить, что в том и другом случае моделирование имеет свое целе- полагание, поэтому в процессе разработки модели следует: ■ теоретико-методологически обосновать данную проблему в научных исследованиях и терминах; ■ отобразить состояние проблемы в настоящий момент; ■ выявить наиболее острые противоречия; ■ определить тенденции, факторы и компоненты развития социально-воспитательного процесса; ■ определить содержание деятельности педагогов, которое в совокупности может позитивно повлиять на нежелательное развитие; ■ активизировать деятельность всех структур (государственных, общественных, образовательных, социальных и др.) в поиске эффективных механизмов решения воспитательной или социальной проблемы; ■ определить условия оптимального ее решения; ■ оценить результаты инновации.
Моделирование как метод имеет свои принципы: ■ компромисс между ожидаемой точностью и сложностью модели; ■ баланс точностей; ■ достаточное разнообразие элементов модели; ■ наглядность модели; ■ блочное представление модели; ■ специализация моделей по направленности (социальной защиты, образовательные, воспитательные, экологической безопасности и др.).
Существуют следующие типы моделей: социальные, познавательные, эвристические, прогностические, модели желаемого состояния, организационные, управленческие, маркетинговые — и иные функционально-ориентированные типы моделей инновационного развития процесса. Важно при разработке моделей учитывать их сходство с оригиналом, при котором, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка всех параметров с ожидаемыми результатами, а с другой — модель должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию, корректировке в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.
Требования к создаваемым социально-воспитательным моделям: 1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности, обеспечивать достаточно широкий диапазон вносимых изменений, добавлений, что вместе с тем позволит в точности воспроизвести социально-воспитательный процесс. 2. Модель должна быть достаточно абстрактной, но не настолько, чтобы возникали сомнения в надежности практической полезности полученных на ней результатов. 3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения проблемы. 4. Модель должна ориентироваться на существующие возможности обучающихся и педагогов на данном уровне развития процесса. 5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социально-воспитательном процессе в пределах поставленных задач. 6. Модель должна строиться с использованием устоявшейся терминологии. 7. Модель должна предусматривать возможность проверки истинности, соответствия социально-воспитательного процесса современной стратегии образования. 8. Предполагаемый результат в модели должен соответствовать поставленной цели.
Оценка моделей определяется характеристикой свойств модели в зависимости от целей и задач процесса. Критериями могут быть: ■ новизна отражения, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение; ■ распространенность, уровень разработанности содержания социально-воспитательного процесса (начиная с выдвинутой идеи, построения схемы, разработки алгоритма деятельности, формализованности процесса системы социализации и воспитания и др.); ■ уровень творческого решения с помощью модели, степень выполнения ею гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций.
Таким образом, технология моделирования — это иерархизированная и упорядоченная система технологических процедур проектирования социально-воспитательного процесса, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата. Любая педагогическая технология, в том числе и моделирование, удовлетворяет ряду методологических требований (критериям технологичности). Это концептуальность (научные основания); системность (последовательность); управляемость (наличие обратной связи); воспроизводимость (наличие инвента); эффективность (достижение планируемых результатов). Итак, педагогическая технология моделирования социальновоспитательного процесса в профессиональной деятельности учителя должна иметь научную базу, опираться на определенную научную концепцию, научно обосновывать социально-воспитательные цели. У педагогической технологии моделирования должны быть все признаки системы: ломка процесса, взаимосвязь всех частей, целостность и результативность. Во многих научных исследованиях представлены структура и этапы построения модели.
Структура модели включает три основных компонента: ■ совокупность направлений развития социально-воспитательного процесса; ■ побудительные силы развития данного процесса с учетом изменения социальных условий; ■ факторы внешних воздействий на социализацию и воспитание обучающихся.
Для моделирования процесса инновационного развития в области социализации следует рассматривать моделирование как технологию. Рассматривая технологию моделирования как последовательность этапов, следует охарактеризовать содержание каждого этапа (рис. 6). Первый этап. Установочно-методологический, целевой и системно-функциональный, включающий пакет прогностического инструментария: целеполагающий, методологический (подходы, принципы, закономерности) — в зависимости от сложности проблемы. Второй этап. Отражает полноту интеллектуально-логических действий по классификации, анализу, синтезу, сравнению, обобщению собранного массива информации в интересах заданной социальной или воспитательной системы, что определено в компонентах, факторах, тенденциях, функциях, которые отражают инновационную новизну в моделируемой системе. Третий этап. Модельно-прогнозирующий, на котором осуществляется моделирование последовательных прогностических операций, в результате которых строится исходная базовая модель прогнозирования социально-воспитательного процесса. На основе проведенного всестороннего анализа определяются контуры организуемого процесса, что составляет сущность, структуру и содержание процесса. Ядро инновационной модели составляют: этапы, блоки, модули, направления, проекты и др. Механизмами реализации могут быть: пути, формы, интерактивные методы и технологии, средства, система мероприятий, проекты — одним словом, все, что направлено на реализацию инновационного содержания социальновоспитательной модели.
|
Рис. 6. Схема разработки технологии моделирования
Четвертый этап. Критериально-оценочный, который включает в себя логическую последовательность операций по анализу, оценке качества, надежности, достоверности (верификацию). Конкретно определяются критерии, показатели к каждому критерию и уровни, отражающие достигнутые результаты. Особое внимание уделяется предполагаемой динамике исследования процессов, явлений в социально-воспитательной деятельности. Пятый этап. Социально-управленческий, где определяются педагогические, организационно-методические, социальнопедагогические, методические, педагогические условия реализации моделируемого социально-воспитательного процесса, Шестой этап. Прогнозируется конечный результат в интересах изменения всех субъектов социально-воспитательного процесса с учетом поставленных целей.
Рис. 7. Модель проектирования инновационной технологии в социальновоспитательной деятельности
В технологической цепочке инновации в социализации и воспитании обучающихся важно определить центральное мероприятие (идею), которое принято считать первым. Проводится оно на первом этапе (этап разработки новой идеи инновации). Данное мероприятие должно быть направлено на зарождение мотивации у обучающихся, руководителей структурных подразделений и желание быть полезным для себя и других, участвовать, производить, представлять и др. Это помощь пожилым, ветеранам, участие в экологических акциях, волонтерском движении, других общественных делах.
Рис. 8. Траектория развития структурного подразделения при реализации инновационного проекта
Это может быть любое социально значимое дело, мероприятие (например: «День России», «Наши Олимпийские игры», «Город Мастеров» и т.д.). В результате последовательного решения задач выбора на каждом этапе всегда формируется цепочка инноваций. Проект социализации детей в образовательной организации представляет плановую или фактическую траекторию инновационного развития системы какого-либо структурного подразделения образовательной организации как подсистемы, которая реализует общую цель инновационного проекта образовательной организации, где каждое структурное подразделение может иметь свою фактическую траекторию развития. Такая совокупность инновационных цепочек, имеющих общую центральную идею, и составляет инновационную сеть (рис. 9). Формально сеть может состоять из одной цепи, однако мы вводим это понятие для описания более сложных случаев, когда объединяются, интегрируются классы, разные структурные подразделения образовательного учреждения в реализации процесса социализации и воспитания. Для каждой структурной единицы есть необходимость или возможность выбора одного мероприятия из множества, заданного для этого этапа. Инновационная сеть может иметь более или менее сложную структуру: различное число (направлений, мероприятий), различную мощность, множество вариантов достижения результатов. Представляется очевидным, что с ростом сложности сети растет число входящих в нее структурных подразделений и, соответственно, расширяются возможности для выбора траектории дальнейшего развития процесса социализации и воспитания обучающихся с учетом сложившихся условий. Можно полагать, что с ростом числа вариантов траекторий развития структурных подразделений образовательной организации увеличиваются возможности адаптации подразделений к изменениям внешних и внутренних условий функционирования. Обучающиеся, участвующие в таком масштабном проекте, осознают свою деятельность и разнообразную деятельность других возрастных категорий обучающихся. Рассмотрим подробнее рис. 9. Праздник «День птиц» — это центровое мероприятие для всех учащихся начальной ступени обучения. Каждый класс проводит мероприятия, объединенные одной общей темой «День птиц», но с учетом возрастных особенностей, опыта и знаний детей. Центровое мероприятие проходит в предметноразвивающей среде образовательного учреждения, которая связана с темой праздника: выставка детских рисунков «Птицы, которых мы любим», подборка детских книг о птицах, объемные изображения птиц, выполненные детьми совместно с родителями.
|
Занятие «Изображение птицы в народных промыслах» Инновационное пространство реализации технологии определяется как совокупность направлений деятельности, относящихся к инновационной сети, т. е. инновационная сеть осваивает определенный спектр деятельности, выбирая наиболее актуальные или оптимальные направления, которые позволят с наибольшей эффективностью воплотить цели и задачи центрального мероприятия. Этап реализации инновационных проектов в технологической цепочке связан с конкретной инновационной сетью и тем инновационным пространством, которое сеть осваивает. Количество инновационных проектов в рамках одного направления может варьироваться от 1 до 4, создавая в суммарном виде большое взаимосвязанное разветвленное проектное поле. Завершающим этапом реализации инновационного проекта является анализ фактической эффективности использованной технологии. Содержание этого этапа состоит не только в объективном оценивании достигнутых результатов, но и в произошедших изменениях в поведении обучающихся и в деятельности педагогов, возможной корректировке неэффективных этапов с целью повышения качества центрального мероприятия. Такой анализ должен способствовать повышению качества проектирования инновационных технологий в социально-воспитательной работе с обучающимися в образовательном учреждении.
Источник: Методика воспитательной работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. — 6-е изд., доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 384 с. |