Сущность и характеристика коллектива
Исследователи часто спорят о том, следует ли в современных условиях развития общества воспитывать коллективистов, как это было в традициях советской школы и педагогики, или лучше формировать индивидуалистов, на что ориентируется индивидуальный подход в обучении и воспитании, признание каждого ребенка как самоценной личности.
Признание за ребенком права проявлять себя как личность, реализовывать свои интересы и способности не умаляет значения коллектива в жизни ребенка, так как человек — существо социальное и быть одиноким для него неестественно. А если ребенок будет жить в обществе, то необходимо, чтобы он мог строить свои отношения с данным обществом. Первый опыт таких отношений он получает как раз в детском коллективе. Понятие «коллектив» происходит от латинского слова «collectivus», которое означает объединение. В системе наук о человеке существуют разнообразные определения коллектива. В одних случаях под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в других — высокую степень развития группы. В общем философском смысле коллектив — это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. В психологии коллектив — это контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике — организационные общности детей и взрослых. В Российской педагогической энциклопедии (М., 1993) дается следующее определение этого понятия: «Коллектив — это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения». Понятие «коллектив» формировалось постепенно. В литературе разных периодов встречаются такие словосочетания, как «ученический коллектив», «детский коллектив», «детская масса», «детская общность», «сообщество детей» и т.д. Остановимся на определении детского воспитательного коллектива. Детский воспитательный коллектив — это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективными отношениями (Л. П.Крившенко).
Детский воспитательный коллектив имеет ряд характерных черт, в числе которых: ■ постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив); ■ включение школьников в разнообразные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий; ■ формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива; ■ выработка правильного общественного мнения; ■ появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе; ■ мажорный стиль жизни: постоянная готовность воспитанника к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающие из представления о ценности всего коллектива; ■ организация действенной работы органов самоуправления .
Л. И.Уманский, А. Н. Лутошкин и И. А. Френкель выделяют следующие системообразующие признаки коллектива: ■ организационное единство — оптимальная организация членов классного коллектива, обеспечивающая высокий уровень их взаимодействия, способность к взаимозаменяемости и эффективность управления. Организационное единство проявляется в согласовании действий людей, характере взаимной зависимости, в субординации; ■ направленность групповой деятельности — показатель соответствия (или несоответствия) норм, ценностных ориентаций, целей коллектива целям и ориентациям более широких общностей (школьного коллектива, общества, человечества); ■ подготовленность к групповой деятельности — показатель своеобразной срабатываемости людей, степень «обученности» взаимодействию в результате опыта, имеющихся знаний о качествах, особенностях и возможностях друг друга. Подготовленность выражается в способности к интеграции вклада каждого члена коллектива в достижение общего результата; ■ психологическое единство коллектива — единство связей и отношений, обеспечивающее саморегулирование процесса развития коллектива. Психологическое единство включает в себя интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство.
Виды и структуры коллектива
По количеству и составу членов коллектива выделяют первичный и вторичный коллектив. Первичный коллектив — это группа детей, находящихся в непосредственном общении, деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Это класс, кружок и т.д. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы. Это коллективы школ, лагерей отдыха и т. д. Уже первичный коллектив имеет определенную структуру: актив класса, органы самоуправления, система временных и постоянных обязанностей и поручения. По социальному статусу выделяют формальные и неформальные коллективы. Формальные коллективы имеют юридически фиксированный статус, осуществляют социально заданную деятельность (коллектив образовательного учреждения, класса, учебной группы). Неформальные коллективы — это коллективы людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личных симпатий, взаимной пользы.
По длительности функционирования выделяют: постоянные — длительно существующие — коллективы (школьный класс); временные коллективы, существующие в течение определенного времени (коллектив летнего оздоровительного лагеря и т. д.); ситуативные коллективы, создающиеся для выполнения локальной задачи: объединения для организации мероприятия и т. д.
В современной школе существует многообразие коллективов, что дает возможность ребенку проявить свои способности, самореализоваться, осуществлять различные социальные роли. Социальная роль — это ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека: ученик, организатор, товарищ, лидер и т. д. Для более полного усвоения социального опыта, для успешной адаптации ребенка в обществе необходимо, чтобы он участвовал в жизнедеятельности разных коллективов (как формальных, так и построенных на основе интересов и дружеской привязанности) и выполнял в них разные социальные роли (мог попробовать себя в качестве организатора и исполнителя, лидера и подчиненного и т.д.). Наиболее стабильным элементом в коллективе школы является коллектив класса, который осуществляет разные виды деятельности, но основным из них является учебная деятельность. Ученический коллектив — это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях (И.П. Подласый). В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Формальная структура задается педагогами, а неформальная возникает стихийно (данную структуру образуют отношения эмоционально-психологического характера). При этом следует отметить, что ученический коллектив — это динамичная система, изменения которой обусловлены как изменением самого общества, социальной среды, особенностями руководства со стороны взрослых, так и внутренними противоречиями, возникающими между планируемыми и достигнутыми целями, между отдельными представителями коллектива и т.д.
Воспитательные функции коллектива
Для педагогов детский коллектив является целью деятельности, объектом внимания и инструментом организации и совершенствования процесса воспитания, который направлен на развитие входящих в коллектив учащихся. Для школьников коллектив — это объединение на основе общих интересов и потребностей, среда их жизнедеятельности, в которой ребенок самовыражается, самореализуется, самоутверждается. Воспитательная значимость коллектива обусловлена его воспитательными функциями. Выделяют три группы функций: ■ организационные функции (включение учащихся в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее); ■ воспитательные функции (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера); ■ стимулирующие функции (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании у учащихся, корректировка их поведения) .
Л. И. Новикова выделяет следующие функции коллектива. 1. Регулятивная функция коллектива. Она заключается в развитии педагогических требований к членам коллектива, содержанию и способам реализации деятельности. Здесь важны вера в возможности нравственного самосовершенствования ребенка, авансирование личности, доброжелательная оценка, ориентация на создание ситуации успеха. 2. Формирующая функция коллектива. Предполагает становление и развитие моральных норм, оценочных суждений, ценностных ориентаций (ситуации сопереживания, свобода выбора, творчества). 3. Корректирующая функция. Применяется по отношению к нарушителям установленных в коллективе нравственных норм.
Коллектив как сообщество сверстников, объединенных общими целями и интересами, дает возможность ребенку самореализоваться и самоутвердиться, найти опору и поддержку, почувствовать себя нужным, значимым именно для этого коллектива. Члены коллектива создают свои законы отношений, свою иерархию нравственных ценностей, систему одобрения и осуждения поступков, перспективы жизнедеятельности. В результате совместных усилий складывается образ жизни коллектива как практика поведения, как своеобразная атмосфера (эмоционально-нравственное состояние), которая должна быть благоприятной для каждого представителя коллектива. Ребенок, участвуя в деятельности разных коллективов, усваивает ценности и нормы, которые, переходя во внутренний мир личности, становятся основанием его поступков. В коллективе школьник приобретает определенный жизненный опыт, который является одним из источников дальнейшего развития личности. Коллектив и школьник, находящийся в нем, оказывают взаимное влияние друг на друга. Влияние личности на коллектив связано с индивидуально-психологическими особенностями школьника, его прошлым социальным опытом, а также с тем, насколько востребованы его определенные качества в данном коллективе. В связи с этим педагогу важно помочь каждому ребенку проявить свои способности, создать «ситуацию успеха». В свою очередь влияние коллектива на личность обусловлено многими факторами: степенью развития коллектива, характером взаимоотношений детей в коллективе, значимостью коллектива класса для каждой конкретной личности. Также имеют значение процессы идентификации ребенка с коллективом и обособления его в коллективе, диалектически связанные между собой. Если ребенок чувствует себя частью коллектива, и ценности коллектива соответствуют его собственным ценностям, то влияние коллектива на личность будет более действенным. Однако идентификация личности с коллективом не должна приводить к полному растворению в нем ребенка, к бездумному восприятию им нравственных норм коллектива и механическому усвоению его традиций. Процессы идентификации и обособления должны дополнять друг друга. Все это может быть правильно организовано и дать хороший результат на первых этапах формирования коллектива только при помощи взрослого, классного руководителя. Ученический коллектив может влиять на каждого ученика непосредственно или косвенно. Непосредственное влияние часто бывает связано с конкретной ситуацией и предоставляет ребенку выполнять ту или иную роль. Косвенное воспитательное влияние реализуется через создание в классе общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального благоприятного климата. Большую роль в воспитании личности играют отношения, которые складываются в коллективе со сверстниками. В процессе развития групповых отношений создаются условия, при которых процесс воспитания происходит более успешно. Включение школьников в разные виды социальных общностей (класс, кружок, коллектив друзей и т.д.) позволяет ребенку формировать разные социальные отношения, выполнять разные социальные роли.
Принципы организации жизнедеятельности детского коллектива. Каждый коллектив живет и развивается по определенным законам. А. С. Макаренко определил следующие законы и принципы организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания. 1. Закон параллельного действия — педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего представителя, а каждый человек ответственен перед своим коллективом. Один из важных факторов реализации данного закона — общественное мнение. 2. Закон развития коллектива — коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего. 3. Принцип перспективных линий — необходимо организовать перспективные линии. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и каждого его члена определенной целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, но вместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения, а истинным стимулом человеческой жизни является именно «завтрашняя радость». Коллектив должен видеть свои перспективы — представлять и понимать, планировать ближайшие дела и события (ближайшая перспектива), ориентироваться на те, которые бы хотелось видеть через полгода — год (средняя перспектива), прогнозировать отдаленные события, мечтать (дальняя перспектива). 4. Принцип педагогической целесообразности — отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен быть обусловлен целями и задачами воспитания. 5. Принцип активной целеустремленности — к достижению цели и перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии». 6. Принцип целостности процесса воспитания (человек не воспитывается по частям). 7. Принцип ответственной зависимости — в условиях групповой деятельности акты принятия на себя ответственности зависят от уровня развития группы и характера деятельности. Готовность принять на себя ответственность растет с переходом от незначительной деятельности к значимой. 8. Принцип насыщения и чередования — для оптимального развития коллектива необходимо достаточное количество совместных дел, а также определенная степень насыщенности (активности и интенсивности) коллективной деятельности. Для нормального развития коллектива нежелательны как периоды длительного бездействия, так и перенасыщенность даже самыми интересными формами работы.
Детский коллектив является довольно сложным педагогическим явлением, социальной средой, которая оказывает большое влияние на формирование личности. Ребенок, принимая участие в разнообразных видах деятельности, организуемой в коллективе, приобретает опыт общения и взаимодействия, который ему пригодится в жизни. Но следует учитывать, что влияние коллектива на личность может быть противоречивым. В классном коллективе некоторые дети будут занимать лидерские позиции, проявлять и совершенствовать свои организаторские способности, но могут быть и те, кто приспосабливается к условиям жизни в среде сверстников, не проявляя своей принципиальной позиции (если таковая имеется) при неверных, по их мнению, действиях коллектива. В этом случае нельзя говорить о высокой степени развития детского коллектива. Проявление конформистских позиций отдельными членами коллектива не позволяет ему развиваться и не обеспечивает нравственный и социальный рост коллектива в целом. Стадии развития коллектива. В школе учащиеся объединяются в различные группы, которые могут быть как сплоченными, так и несплоченными. Сплочение групп также происходит по разным основаниям: общие интересы и потребности детей, объединение вокруг авторитетного лидера, нормы поведения, принимаемые членами группы, и т. д. В результате могут возникнуть как просоциальные, так и асоциальные, или антисоциальные, группы. В педагогическом процессе большое внимание уделяется формированию сплоченного ученического коллектива, который принимает нормы современного общества и ориентируется на социально значимую деятельность. Формирование коллектива — это сложный и длительный процесс. Прежде чем группа детей станет сплоченным коллективом, она проходит определенные этапы развития.
По мнению Л. И.Уманского, уровень социально-психологической зрелости группы превращает ее в группу-коллектив. Он выделил определенные критерии развития группы, в числе которых: ■ групповая направленность. Это социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм; ■ способность группы к самоуправлению; ■ подготовленность группы к совместной деятельности.
На основе этих критериев Л. И.Уманский, А. В. Петровский и другие выделили следующие этапы развития группы: группа-конгломерат — объединение ранее незнакомых людей, оказавшихся вместе по разным причинам в одно время; их отношения носят внешний, ситуативный характер; уровень развития коллектива низкий (это группа детей в детском лагере, вновь созданный класс). Группа, как правило, получает название, цели деятельности, что является стартом развития, но не известно, будет ли развитие; группа-ассоциация — группа, члены которой принимают заданные цели и условия деятельности, устанавливают систему межличностных отношений. Это более высокий уровень организации деятельности по сравнению с предыдущей группой; группа-кооперация — группа, имеющая утвердившуюся организационную структуру, ее членов связывают преимущественно деловые отношения. Постепенно формируется отношение к делу; группа-автономия — достигается внутреннее единство в деятельности, отношениях. Класс или отряд осознают себя как общность («мы», «наш класс»), активно развиваются межличностные отношения. На данной стадии есть, однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу-корпорацию, где развит групповой эгоизм, что может привести к асоциальному пути развития, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным; коллектив — наряду с высоким уровнем внутригрупповой сплоченности есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, появляются все выше названные особенности. А. С. Макаренко предложил свою теорию развития коллектива на основе такого признака, как требование педагога к воспитанникам. На первой стадии развития коллектива деятельность воспитателя направляется на организацию коллектива, его становление на основе выдвижения личностно и социально значимых целей членов группы, а также ясных и категоричных требований-правил. Из наиболее сознательных детей формируется актив класса, который сразу принимает требования педагога. Также на данном этапе большое внимание уделяется формированию умения коллективно планировать различные виды деятельности коллектива с учетом интересов и возможностей детей. Деятельность педагога заключается в решении организационных задач. Показателями становления коллектива на данной стадии являются наличие целей и принятие их воспитанниками, коллективная деятельность, действующий актив. На второй стадии развития коллектива увеличивается численность актива. Около воспитателя создается ядро коллектива из воспитанников, которые не только поддерживают требования учителя, но и сами высказывают свои требования ко всем ребятам на общих собраниях. Так постепенно формируется общественное мнение. Влияние актива в жизни коллектива усиливается. Круг общения воспитанников увеличивается за счет других коллективов (детских и взрослых). Деятельность педагога направлена на обучение актива, воспитание положительных качеств личности, формирование общественного мнения, привлечение к работе пассивных представителей коллектива, закрепление положительных традиций. Данная стадия формирования коллектива будет закончена, если большинство членов коллектива принимают социально значимые цели и виды деятельности как свои, если развивается самоуправление, складывается отношение ответственной зависимости. На третьей стадии большинство членов группы принимают требования и ценности группы, сформировано общественное мнение, требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам, сформировано общественное мнение. Путь от категорического требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А. С. Макаренко считал основным путем в развитии детского коллектива. Задача педагога на данном этапе — создание условий для личностного развития и роста каждого ребенка.
А. Н.Лутошкин предложил следующую классификацию уровней развития коллектива. 1. «Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи. В такой группе людей тоже каждый песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что соединяло бы людей. Люди еще мало знают друг друга, не решаются или не хотят сделать шаг навстречу друг другу. Нет общих интересов и общих дел. Отсутствие авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. 2. «Мягкая глина». Известно, что глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, из него можно лепить различные изделия. Каким будет коллектив — зависит от лидера. В группе, находящейся на этом уровне развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие, у организаторов не все получается, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения могут быть как доброжелательными, так и конфликтными. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как его некому поддержать. 3. «Мерцающий маяк». В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно. Но маяк горит не постоянно, он периодически «выбрасывает» пучки света. Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых, вспышек. В группе есть на кого опереться. Актив, организаторы — авторитетные «смотрители маяка», которые не дают ему погаснуть. В этой группе много положительных моментов, но бывает трудно всем найти общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не у всех представителей коллектива хватает сил подчиняться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, активность осуществляется всплесками, да и то не у всех. 4. «Алый парус». Это символ устремленности вперед, дружбы, преданности своему делу. Коллектив действует по принципу: «Один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью и они бескорыстно эту помощь оказывают. Коллектив работает слаженно, гордится своими достижениями, переживает за неудачи своих товарищей, интересуется жизнью других коллективов и приходит на помощь. Хотя коллектив сплочен, бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено. 5. «Горящий факел». Это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, деловое сотрудничество, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Однако коллектив не должен светить только для себя, он должен помогать другим, освещая, подобно Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Развитие коллектива школьников связано с рядом противоречий: ■ между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своем развитии, или, наоборот, отстающими от его развития; ■ между перспективами коллектива и перспективами его членов; ■ между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных группах; ■ между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.
Данные противоречия могут привести к конфликтным ситуациям, которые в коллективах с разным уровнем развития решаются или самими воспитанниками (в достаточно развитом коллективе), или с помощью педагога (в коллективах с низким уровнем развития). На какой бы стадии развития ни находился коллектив, педагог должен идти к намеченной цели, обеспечивать движение коллектива вперед, помогать ему развиваться. Методика создания и развития коллектива младших школьников. Как уже отмечалось, коллектив не является изначально заданным объединением школьников. Он проходит определенные этапы развития от группы до организованного коллектива. На каждом из этапов роль педагога является разной, в зависимости от степени сплочения коллектива, выделения актива класса и т.д.
К условиям и педагогическим мерам работы с коллективом А.С.Макаренко относил: ■ наличие планов, дальнейших целей — «система перспективных линий»; ■ необходимая организационная структура коллектива и органы самоуправления; ■ наличие традиций в коллективе; ■ разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников; ■ игровое и эстетическое оформление всей жизни группы; ■ наличие единых для всех, в том числе и для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.
Большое значение при организации жизни коллектива А. С. Макаренко придавал выбору цели, которую он называл перспективой. Педагог различал три вида перспектив: близкую, среднюю и дальнюю. Близкая перспектива может определяться перед коллективом на любой стадии его развития (это, например, интересная совместная деятельность: поход в театр, музей, проведение соревнований и т. д.). При постановке близкой перспективы важно, чтобы она опиралась на личную заинтересованность каждого ребенка и воспринималась им как собственная завтрашняя радость, ожидание получить удовольствие от ее реализации. Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отсроченного по времени (например, подготовка спектакля, большого мероприятия и т.д.). Так как для реализации этой перспективы детям самим необходимо приложить определенные усилия, то ее следует выдвигать перед коллективом, в котором уже существует налаженная деятельность актива. При этом актив не должен все выполнять сам, а должен вести за собой других членов коллектива. Дальняя перспектива представляет отодвинутую во времени цель, которая наиболее социально значима и требует значительных усилий для ее достижения. Педагогу важно выстроить такую систему перспективных линий, чтобы на каждом этапе развития коллектива имелись определенные цели, которые были бы интересными детям и настраивали их на приложение определенных усилий к их достижению. На первых этапах развития коллектива возникают, а затем закрепляются и сплачивают коллектив различные традиции. Традиции — это сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время привычные способы общения и осуществления совместной деятельности (Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник). Традиции являются формой внешнего, поведенческого выражения групповых и коллективных норм. При формировании коллектива школьников следует учитывать возрастные особенности школьного класса. В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова выделили ряд особенностей организации коллектива в зависимости от возраста учащихся. Авторы отмечают, что для класса младших школьников характерны слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений в классе, неустойчивость дружеских групп. Однако у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству, к совместной деятельности, имеющей для них привлекательные формы (прежде всего это игровая деятельность), стремление к подражанию классам других возрастов. При общей ориентации в деятельности на классного руководителя у некоторых детей наблюдается конфликтность в отношениях с ним. В начальных классах коллектив особенно значим для ребенка, так как в нем происходит общественно ценная и субъективно важная для детей деятельность — учение. В ученическом коллективе ребенок может наиболее полно удовлетворить свою потребность — проявить себя как значимый член общества — ученик. Благодаря этому у ребенка могут возникнуть чувство эмоциональной защищенности, осознание своей значимости, нужности сверстникам и обществу в целом и ответственность перед коллективом. В условиях формирования коллектива младших школьников следует соблюдать дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся. Дифференцированный подход состоит в том, что, организуя воспитательный процесс, педагог должен учитывать наличие в классе разных групп детей, которые объединились на основе своих интересов, особенностей. Так, например, выделив группу младших школьников, увлекающихся изобразительной деятельностью, можно привлекать их к оформлению различных мероприятий, дел, проводимых в классе. Дифференцированный подход следует применять и при воспитании девочек, мальчиков (гендерный подход в воспитании был рассмотрен ранее, в разд. 3.7). Индивидуальный подход позволяет учитывать интересы, особенности характера, темперамента, психического развития каждого ученика, условия его воспитания в других социальных институтах (семье, общественных объединениях и т. д.), отношение к окружающим, к сверстникам и взрослым и т.д. На этой основе формируется система индивидуальной работы с учащимися. Процесс формирования коллектива довольно сложный и требует больших затрат времени и сил педагога. Его можно организовать с помощью директивного руководства, указаний, авторитарного стиля педагогического управления, а можно сделать этот процесс достаточно эффективным, но более демократичным, в том числе с помощью применения различных игровых технологий (на всех этапах развития коллектива и с разными возрастными категориями учащихся). На начальном этапе формирования коллектива младших школьников педагог ставит перед группой цели и задачи, определяет виды деятельности, режим и условия работы, так как класс еще не способен их определить. На последующих этапах классный руководитель усложняет задачи деятельности, поощряет взаимопомощь, уделяет большое внимание общению ребят, влияет на их межличностные отношения, формирует актив класса. На первых этапах становления коллектива школьников большое значение имеет ориентация каждого ребенка в сложившейся новой для него ситуации. Ребенок, попадая в новый коллектив, стремится определить, как отнесутся к нему его члены, с кем можно дружить и т. д. Поэтому можно провести игры, в которых ребенок смог бы рассказать о себе и получить информацию о членах своего коллектива, увидеть, с кем из них у него могут быть общие интересы, увлечения. На этой основе в дальнейшем будут складываться межличностные отношения, образуются приятельские и дружеские группы. В группе сверстников происходит непосредственное общение детей, поэтому важно научить ребят эффективному взаимодействию, формировать у них коммуникативные навыки, умение преодолевать коммуникативные барьеры. При этом следует учитывать, что есть вербальная и невербальная коммуникация. Нужно учить детей выражать свои мысли с помощью речи, а также уделить внимание средствам невербального общения (жестам, мимике, пантомимике и т. д.). Эффективное общение поможет избежать конфликтных ситуаций и грамотно разрешить возникшие конфликты, что является важным для налаживания отношений между членами коллектива, для развития самого коллектива. На определенном этапе становления коллектива младших школьников формируется актив класса. Здесь важное значение имеет выявление лидера (как формального, так и неформального). Лидер — принимаемая группой личность, наиболее полно отражающая и выражающая ее интересы, выявившаяся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующая собственные потенциальные возможности в деятельности и общении. (А.Л.Уманский и др.). Для выявления лидера можно также использовать систему игр, в которых решается целый спектр задач: отрабатываются навыки поведения в дискуссии, умения вести диалог, быть убедительными, доказывать свою точку зрения и т. д. При работе с детским коллективом учитель начальных классов применяет разнообразные методы и формы работы: тематические классные часы, подготовка и выпуск газет и журналов о жизнедеятельности классного коллектива, организация коллективных творческих дел, вечера, тренинги, различные игры, конференции, круглые столы и т.д. Чем разнообразнее будут виды деятельности коллектива, тем больше возможностей для самореализации будет у каждого школьника. Однако следует соблюдать меру, целесообразно использовать различные формы работы. Итак, на вопрос о том, является ли ученический коллектив значимым для ребенка в плане воспитания, разные исследователи отвечают по-разному. Однако, несомненно, ребенок является социальным существом и он должен уметь выстраивать взаимоотношения с обществом. Опыт такого взаимодействия ребенок приобретает в коллективе сверстников. Поэтому учителю начальных классов важно уделять внимание формированию детского коллектива. При этом следует учитывать, что каждый член коллектива — индивидуальность, со своими интересами, потребностями и т.д., и следует найти «золотую середину» в соотношении коллективизма и индивидуализма. Источник: Методика воспитательной работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. — 6-е изд., доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 384 с.
|