На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Организация психолого-педагогической профилактики в цифровом пространстве
Организация психолого-педагогической профилактики в цифровом пространстве
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Стремительный рост технологий дает возможность для проведения новых междисциплинарных исследований. Массовое внедрение цифровых технологий дало стимул к возникновению вычислительных социальных наук.

Вычислительные социальные науки анализируют цифровой след человека, оперируют большими данными, используют методы машинного обучения и компьютерного моделирования. Для научных исследований наличие цифрового следа, который неосознанно сохраняется в сети Интернет в большом объеме, является перспективным направлением, так как в дальнейшем может применяться для изучения и анализа поведения, персонализированных рекомендаций человека, а педагог-психолог может использовать эти данные в целях профилактики здорового образа жизни. Умные часы и смартфоны постоянно записывают много информации о том, где мы находимся, с какой скоростью передвигаемся, как часто бьется наше сердце, как долго мы моем руки; а различные социальные сети служат источником для наших контактов, предпочтений и интересов. Интересно, что информация из разных источников может быть связана воедино, особенно если мы везде заходим под одним контактом, переход по каждой ссылке фиксируется, сохраняется и образует большие данные. Это в свою очередь дает новый виток развитию научных исследований, теперь ученые все чаще будут оперировать выборками, включающими сотни тысяч человек.
Технологии машинного обучения воссоздают определенные характеристики человека по оставленным цифровым следам (социально-демографические признаки - пол, возраст, национальность, уровень дохода по коротким сообщениям в социальных сетях, фотографиям, размещенным в профиле и блогах). Изучая поведение пользователя в социальных сетях, можно предположить, какой у него темперамент, личностные особенности и уровень интеллекта. В настоящее время анализ цифрового следа (изучаются данные социальных сетей) помогает спрогнозировать депрессию за три месяца до официальной постановки диагноза, его правильность сравнима с применяемыми скрининговыми опросами.
В современном мире с использованием искусственного интеллекта реально создать индивидуальный профиль человека и далее, используя открытые онлайн-ресурсы, получить в довесок важную информацию о психическом здоровье. Искусственный интеллект может применяться для изучения таких данных, как: пол, возраст, этнос, резус-фактор, группа крови, рост, вес, индекс массы тела, наличие хронических заболеваний, влияющих на самочувствие человека. Все технологии, анализирующие параметры, влияющие на здоровье, могут быть использованы в профилактике здорового образа жизни как взрослых, так и детей.
В виртуальном пространстве эмоции распространяются очень быстро, онлайн-сервисы помогают исследовать коллективные реакции на различные события, как положительные, так и отрицательные, чтобы анализировать возможные последствия и стратегии предотвращения трагических ситуаций. На текущий момент ученые применяют количественные методы для предвидения проявления конкретных психических расстройств и симптоматики, таких как депрессия, паническое расстройство, склонность к суициду и тревожность.
Информационная безопасность в онлайн-среде связана с соблюдением элементарных правил работы в сети Интернет, гигиенических требований, установленных санитарными институтами в образовательных учреждениях. Они помогают с решением проблем бережного отношения к здоровью обучающихся [32, с. 43].

 

Профилактика девиантного поведения в онлайн-формате, с информированием и обменом сообщениями в родительских и ученических чатах, выделяется следующими условиями успешного взаимодействия:
- установление житейских положительных и доверительных взаимоотношений между учащимися в коллективе конкретного класса;
- появление у пользователей чатов умений по управлению собственным эмоциональным состоянием в различных жизненных ситуациях;
- формирование позитивной мотивации к совершенствованию культуры общения друг с другом.


Основные методы регулярной работы педагога-психолога по профилактике девиантного поведения с учетом дистанционного обучения включают в себя:
- актуализацию контентного наполнения сайта образовательной информацией профилактического характера;
- запись обучающих аудио- и видеолекций;
- создание видеоматериалов профилактического содержания;
- онлайн-общение с учащимися, родителями, педагогами посредством электронных сообщений или в режиме реального времени (видеозвонки, видеочаты);
- рассылку информации на электронную почту;
- проведение онлайн-консультаций;
- проведение онлайн-тестов [33, с. 203].


Новейшие подходы профилактики девиантного поведения подростков включают в себя также цифровые гейм-технологии.
Под гейм-технологией понимается использование методов проектирования обычной игры для неигровых областей жизни подростка.
Буквально пару лет назад геймификация была практически неизвестна широкому кругу лиц, тогда как сейчас она стала одним из наиболее инновационных методов профилактики девиантного поведения.
Наиболее популярным жанром компьютерных игр сейчас является шутер, суть которого всегда сводится к убийству персонажа противника. Благодаря продвинутой графической виртуальной картинке перестрелки смотрятся весьма реалистично, к тому же за большое число убитых соперников дают повышенные очки опыта, которые можно далее тратить на покупки амуниции и снаряжения. Вышеперечисленные факторы не могут не воспитывать в подростках агрессию, повышенную жестокость по отношению к «поразительно реалистичным живым персонажам» и далее порождать опьяняющее чувство безнаказанности. Однако при переводе игрового формата в мирное русло с наполнением его добрыми смыслами и позитивом можно также добиться положительного эффекта при работе с «трудными» подростками.


Вот лишь несколько интересных примеров положительного воздействия компьютерных игр на «трудных» подростков:
- Обучение через игру деловым навыкам.
В школе, так уж повелось, не учат реальным вещам, которые могут понадобиться взрослому человеку в жизни: создание карьерного пути, развитие навыков по зарабатыванию денег, уверенности в общении с оппонентами и пр. И получается, что «трудному» подростку тяжеловато выработать специфические деловые навыки, кроме как с помощью компьютерных игр.
- Гендерные коммуникации (навыки общения с противоположным полом).
Подростки, девочки и мальчики, зачастую стесняются общаться «живьем», но при этом проявляют друг к другу неподдельный интерес. В компьютерной игре общение противоположенных полов сознательно упрощается, и далее естественным путем «трудные» подростки переносят приобретенный опыт и наработанный формат общения на реальные встречи и жизненные ситуации.
- Обретение новых знаний.
Если компьютерная игра культурно-познавательная, то «трудный» подросток за счет нее сумеет расширить свой кругозор. Например, игра без русской озвучки и локализации может мотивировать «трудного» подростка на изучение английского языка и пр. (регулярное взаимодействие с игрой будет способствовать развитию и закреплению полученных знаний).
- Отвлечение от вредных привычек.
У «трудного» подростка, занятого игрой, не будет времени и желания употреблять наркотики, спиртные напитки и т.п. [34, с. 92].


Вопросы для самопроверки:


1. Перечислите цифровые технологии, которые можно использовать в психолого-педагогической профилактике.
2. Приведите примеры цифровых технологий, которые способствуют профилактике здорового образа жизни обучающихся.
3. Приведите примеры положительного воздействия компьютерных игр на «трудных» подростков.
4. Охарактеризуйте методы работы педагога-психолога по профилактике девиантного поведения в условиях дистанционного обучения.
5. Какова роль геймификации в психолого-педагогической профилактике? Приведите примеры.


Задания для самопроверки:


1. Подбор цифровых технологий по психолого-педагогической профилактике.
Форма работы: организованная на занятиях групповая дискуссия, анализ ситуаций фильма, анализ и подбор цифровых технологий.
Условия проведения занятия: студенты заранее смотрят фильм, анализируют трудные жизненные ситуации, показанные в фильме.


Содержание задания: студенты на занятии обсуждают трудные жизненные ситуации, анализируют их, подбирают цифровые технологии, которые можно использовать в рамках психологопедагогической профилактики.


Пример 1
Х/ф «Похороните меня за плинтусом» (реж. С. Снежкин, 2009).
Фильм о взаимоотношениях мальчика Саши Савельева, которому 8 лет, с бабушкой и актером-дедушкой. Бабушка проявляет излишнюю заботу, мальчик постоянно болеет и хочет встретиться с мамой. Любовь бабушки переходит в жестокое обращение с ребенком и тиранию.


Пример 2
Х/ф «Пацаны» (реж. Д. Асанова, 1983).
Фильм о девиантных подростках, которые состояли на учете в милиции и которых берет на поруки начальник летнего спортивно-трудового лагеря. Эта картина не просто рассказывает о неблагополучных подростках, но и раскрывает их личность, показывает отношение к жизни, родителям, женщине, взрослым.


Пример 3
Х/ф «Чучело» (реж. Ролан Быков, 1983).
Художественный фильм о взаимоотношениях подростков, дружбе, предательстве, травле, жестокости, прощении и доброте.


2. Разработка веб-страницы педагога-психолога на сайте образовательного учреждения.


Студенты заранее анализируют официальные сайты образовательных учреждений, просматривают страницы психологической службы, подбирают материалы, которые можно было бы разместить на сайте образовательного учреждения.
На занятии студенты делятся на малые группы, в них обсуждают найденные ранее материалы, разрабатывают план страницы педагога-психолога, подробно расписывают материалы по психолого-педагогической профилактике, рекомендации для обучающихся или воспитанников, их родителей, учителей.

Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Цифровые образовательные технологии в психологопедагогической деятельности: учебное пособие / Н.В. Иванушкина, О.В. Щипова. - Самара: Издательство Самарского университета, 2023. - 72 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.