На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Профилактика девиантного поведения подростков как социально-психологическая проблема
Профилактика девиантного поведения подростков как социально-психологическая проблема
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Касумова Г.З.
Научный руководитель: Гурова О.В., к.психол.н.

Введение


Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов развития человека. Это время формирования и становления личности ребенка. В этот период влияние социальной среды и ближайшего окружения имеет определяющее значение. Несмотря на относительную кратковременность периода, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в этот период все большее количество подростков подвержено девиантному или отклоняющемуся от социальных норм поведению (Менделевич, 2005).
Однако на сегодняшний день отсутствует единая точка зрения для установления понятия девиантного поведения. Существуют различные подходы к определению отклоняющегося поведения, которые отталкиваются от разного осознания общепринятых мер (Шемякина, 2011). В данном вопросе мы рассмотрим основные подходы к определению девиаций.


Основная часть

Биологический объяснения девиации подразумевают некие неблагоприятные физиологические или анатомические особенности детского организма, например, дети, имеющие врожденные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение. Психологический подход, так же, как и биологический, нередко применяется к анализу криминального подхода. Данная теория рассматривает девиации в связи с разрушением и самоуничтожением личности, состоянием психических дефектов, слабоумия и психопатии. Причиной этому может быть недостаточное формирование определенных функциональных систем мозга, которые обеспечивают развитие высших психических функций. И, наконец, социологический подход, который рассматривает девиацию как отклонение от общепринятых стереотипов поведения. Впервые социологическое объяснение нашло отражение в теории аномии, предложенной Эмилем Дюркгеймом. Он использовал данную теорию для исследования сущности, причин самоубийств. Аномия - это состояние общества, в котором часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно.
Таким образом, анализируя основные теории объяснения девиаций, мы можем сказать, что девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в определенный период времени (Гилинский, 2001).
Помимо анализа основных подходов к объяснению девиантного поведения, следует отметить основные условия и причины его возникновения. Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы: особенности социальной среды и медико-биологические факторы. Первая группа причин подразумевает, во-первых, учебно-воспитательные ошибки, характеризующиеся недостаточным вниманием педагогов, неумением установить контакт с подростком и т.д. Во-вторых, конфликтные, асоциальные семьи. Отсутсвие взаимопонимания, напряженность между родителями и частые ссоры негативно отражаются на воспитательном процессе ребенка. Еще одной характеристикой первой группы причин являются неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, достаточно высокий. Физиологической основой отклонений для второй группы причин служат отягощенная наследственность, патологии центральной нервной системы, особенности пубертатного периода. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы и ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании. При изучении патологии центральной нервной системы мы можем сказать, что биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей. И, наконец, особенности пубертатного периода подразумевает гормональную перестройку организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт и асоциальными поступками.
Таким образом, мы можем сказать, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера, например, алкоголизм, токсико- и наркомания, различные правонарушения и такие типично подростковые реакции, как побеги из дома, группирование со сверстниками.
Изучая формы профилактики девиантного поведения подростков, следует рассмотреть характеристики данного возраста (Ковальчук, 2010). Это период развития (от 9-11 до 14-15 лет), который называют отроческим, или подростковым. Для него характерны: доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально комфортных потребностей; решающая роль школы в удовлетворении познавательных и социальнопсихологических потребностей; возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды и т.д.
Проблема профилактики нарушений в поведении у несовершеннолетних является особо актуальной, в связи с тем, что именно в этом возрасте происходит формирование основных стратегий поведения, самореализации, утверждения себя как личности, саморегуляции, эмпирически нарабатывается багаж социальных знаний и навыков, которые переходят вместе с подростком во взрослую жизнь. Неадекватные социальным нормам стратегии могут с легкостью переходить в более тяжкие формы - от социально-неодобряемых в асоциальные и даже в антисоциальные (Гурова, 2020).
Рассматривая социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, мы понимаем, что они отрицательно влияют на психику людей, а особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Подростков все больше отличает отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, которые приводят к различным отклонениям в поведении, агрессивности, жестокости, росту алкоголизма, токсикомании, наркомании.
Любые проявления нарушений в поведении подростка могут представлять угрозу усугубления и закрепления, именно поэтому раннее выявление и предотвращение поведенческих отклонений у подростка - основное и значимое направление деятельности всех сотрудников, сопровождающих развитие и обучение несовершеннолетних (Гурова, 2018).
В общем понимании профилактика - это предупреждение возникновения какого-либо процесса или явления. Содержание профилактической работы с подростками заключается в выявлении группы несовершеннолетних, имеющих склонности к девиантному поведению и предупреждению проявлений его в различных формах. Профилактика - это система общих и специальных мероприятий, направленная на предупреждение заболеваний, предохранение от чего-либо (Шилова, 2014).
Проблема раннего выявления и профилактики различных форм девиантного поведения подростков является, безусловно, актуальной, так как именно молодое поколение определяет развитие общества. Согласно мнению большинства ученых, существуют три основные сферы жизнедеятельности, которые могут способствовать формированию девиантных форм поведения: семья, школа и сфера межличностных отношений. Как правило данные сферы оказывают различное влияние на формирование личности ребенка - каждый случай индивидуален и требует особого внимания и подхода. В целом, нельзя утверждать, что девиации детерминированы какой-то сферой влияния в большей или меньшей степени, необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому случаю и выявлять доминирующие факторы воздействия, а также «уязвимые места» формирующейся личности.
Профилактика девиантного поведения среди подростков является одной из актуальнейших задач, стоящих на современном этапе развития общества. Несмотря на множество мер, которые реализуются в рамках государственной политики по профилактике девиантного поведения, в настоящий момент данная проблематика остается достаточно сложной в связи с ростом уровня преступности, алкоголизма, наркомании, неблагополучия, среди данной возрастной категории.
Изучая труды ученых в области психологического знания, мы понимаем, что проблема профилактики девиантного поведения очень актуальна во всем мире. Раскрытие проблемы профилактики девиантного поведения подростков представлено в исследованиях: Е.А. Паршевой, С.Л. Алексеевой, И.Т. Пантелеевой, О.А. Вахрамеевой, О.О. Шемякиной, И.Г. Денисова, Л.С. Картушиной, Г.И. Макартычевой, М.А. Чуносова, И.И. Ярыгиной, О.В. Гуровой и др. Но несмотря на то, что проблема активно исследуется на протяжении многих лет, ситуация не меняется, а девиации не остаются в прошлом.
Психолого-педагогическая деятельность является ведущей в системе профилактики и коррекции отклонений в развитии детей и подростков и включает два основных аспекта: превенцию как предупреждение нарушений и интервенцию, подразумевающею коррекционную работу. Главным критерием качества психолого-педагогической помощи несовершеннолетним является ее своевременность, системность и комплексность.
По рекомендациям ВОЗ система превентивной деятельности включает первичную, вторичную и третичную профилактику, объединенной целью которой является помощь в осознании собственных действий (либо бездействия) самим человеком; развитие его психологических ресурсов; формирование просоциальных стратегий адаптации в обществе или изменения дезадаптивных на адаптивные (Ничишина, 2018).


Результаты


Особенно значимым направлением в профилактике девиантного поведения является психопрофилактическая работа. Психопрофилактическая работа может применяться на всех уровнях профилактики в разных направлениях и формах (Беличева, 2012; Змановская, 2004; Клейберг, 2001).
Первая форма - организация социальной среды, подразумевающая детерминацию девиаций преимущественным воздействием социальной среды и ближайшего окружения ребенка, включает формирование негативного отношения к отклоняющемуся поведению общества в целом.
Вторая форма - информирование, призванное трансформировать когнитивные стереотипы, формировать знания о конструктивных стратегиях совладания с проблемами.
Третья форма - активное обучение социально важным навыкам, которые особенно успешны в работе с подростковыми группами. Тренинги, нацеленные на обучение подростков ассертивным формам поведения, формирование коммуникативных навыков позволяют им противостоять отрицательному воздействию со стороны.
Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению через актуализацию творческой активности и просоциальных интересов.
Пятая форма - популяризация здорового образа жизни, предусматривающая валеологические знания, формирование личной ответственности за свое здоровье и стремление к занятиям спортом.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов и сильных сторон личности, позволяющая выразить себя, продемонстрировать свои достоинства в социально приемлемой форме, что формирует устойчивость к негативным внешним воздействиям.
Седьмая форма - минимизация негативных последствий. Данная деятельность реализуется при осуществлении третичной профилактики при стойком девиантном поведении и имеет целью снизить вероятность рецидивов и вреда личности и окружению.


Заключение


Подводя итог можно сказать, что профилактическая деятельность осуществляется через воздействие на общество в целом, через формирование общественного мнения, влияния на социальную среду и личность.
Профилактическая работа должна осуществляться на всех уровнях и носить межведомственный характер. Важна своевременность и оперативность при выявлении нарушений и причин девиантного поведения несовершеннолетних. Только системная и комплексная, вдумчивая и ответственная работа всех субъектов профилактики, включая коррекционно-развивающую деятельность психологов, позволит добиться значимых результатов.
Изучая актуальную на сегодняшний день тему проблемы профилактики девиантного поведения подростков, мы понимаем, что психологическая профилактика отклонения должна представлять собой комплексное явление, которое включает в себя мониторинг всех факторов риска, просветительскую деятельность с семьей подростка и ближайшим социальным окружением. Помимо этого, профилактика отклоняющегося поведения должна содержать активную психологическую деятельность, которая направлена на развитие личностных ресурсов подростков с применением таких методов работы, как - тренинг, лекция, групповые задания, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры.


Библиографический список
1. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников. СПб.: Питер, 2012. 336 с.
2. Гилинский Я.Н. Девиантность подростков: теория, методология,
эмпирическая реальность. СПб., 2001. 197 с.
3. Гурова О. В. Проблема несанкционированной графической активности в школах: специфика восприятия авторами // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 79-86.
4. Гурова О.В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 76-94. DOI: 10.17853/1994- 5639-2018-10-76-94
5. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2004. 288 с.
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Юрайт, 2001. 159 с.
7. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: пособие. М.: ВЛАДОС, 2010. 286 с.
8. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. 445 с.
9. Ничишина Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье. Минск: НИО, 2018. 248 с.
10. Шемякина О.О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков // Психология и право. 2011. № 4. С. 77-87.
11. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2014. 176 с.
Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.