Таратынова К.Н., г. Барнаул, АлтГПУ Научный руководитель: Гиенко Л.Н., канд. пед. наук., доцент Интерес к изучению данной темы нашел свое отражение в многочисленных работах таких авторов, как Л.Н. Гиенко, Е.В. Змановская, Р.В. Овчарова [1; 2; 3]. Е.В. Змановская определяет профилактику отклоняющегося поведения как систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом [2]. Условиями успешной профилактики отклоняющегося поведения являются комплексность профилактических воздействий, последовательность, поэтапность профилактических мероприятий, своевременность профилактики и дифференцированность [5].
Учёные выделяют следующие принципы профилактики отклоняющегося поведения: • адресность (контроль и учёт социально - демографических параметров: пол, возраст и пр.); • массовость; • позитивность; • предупреждение и сокращение случаев рецидива; • активизация личности; • направленность в будущее (рефлексия последствий, актуализация ценностей, планирование будущего с учетом преодоления отклонений в поведении).
К видам профилактики относят: первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика предполагает систему мер, направленных на предотвращение негативного воздействия разного рода факторов, которые оказывают влияние на формирование отклоняющегося поведения личности. Первичная профилактика решает проблемы в подростковой среде, так как именно подростки чаще всего склонны к формированию и проявлению девиантного поведения. Задача вторичной профилактики - выявление на ранних стадиях и реабилитация нервно-психических нарушений, работа с уже выявленной «группой риска». Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями в поведении личности. Третичная профилактика также направлена на предотвращение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Подробнее остановимся на первичной профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Первичная профилактика - это комплекс превентивных мероприятий, проводимых среди детей и подростков с целью предотвращения отклонений в поведении. Первичная профилактика направлена на устранение отрицательного воздействия биологических и социальнопсихологических факторов, способствующих возникновению девиаций; повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Данный вид профилактики проводится со здоровыми людьми, среди которых есть некоторое количество лиц, находящихся в группе риска. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-№120 от 24.06.1999 г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений социально-педагогической деятельности [5]. Одним из нормативных документов, имеющих непосредственное отношение к профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних в Алтайском крае является Стандарт первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде [4]. В основе данного стандарта лежит регламентация деятельности по осуществлению первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и реализации соответствующих профилактических программ. Реализация профилактических программ включает в себя совместную работу социальных педагогов, психологов, медицинских работников и широкого круга специалистов. Особая роль отводится специалисту - социальному педагогу, который проводит первичную профилактику употребления ПАВ в условиях современной образовательной организации. Во время проведения профилактической работы социальный педагог взаимодействует со всеми целевыми группами, а именно: с педагогами, родителями и учащимися.
Таблица 1 - Целевые группы
Целевая группа
|
Направление работы
|
Педагоги
|
Формирование у педагогов знаний и умений в создании в классе благоприятной для учащихся атмосферы, любви и уважения по отношению к своим ученикам
|
Родители
|
Усвоение родителями знаний и умений по созданию в семье благоприятной (не провоцирующей употребление психоактивных веществ) атмосферы
|
Учащиеся
|
Формирование негативного отношения к психоактиным веществам, повышение устойчивости обучающихся к употреблению ПАВ и ликвидация или ослабление факторов риска их употребления
|
Для того, чтобы определить есть ли в поведении учащегося отклонения, какого рода это отклонение, социальному педагогу нужно провести ряд диагностических мероприятий. Цель диагностики в условиях общеобразовательного учреждения состоит в том, чтобы выявить несовершеннолетних группы риска - то есть тех, кто с высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками и тех, у кого уже сформировалась зависимость от употребления ПАВ. В ходе анализа теоретических аспектов отклоняющегося поведения, его типов, видов и форм, нами был сформирован следующий диагностический инструментарий социального педагога для выявления склонности к различного рода зависимостям: 1. Методика диагностики склонности к различным зависимостям. Автор - Г.В. Лозовая. 2. Тест-опросник «Аддиктивная склонность», разработанный В.В. Юсуповым и В.А. Корзуниным. 3. Диагностика потребностей новых ощущений М. Цукерман. Применение ряда диагностик, посвященных одной тематике, даёт возможность получения более широкой и точной информацию об изучаемой проблеме. Всегда нужно помнить, что изучение должно быть комплексным, так как результаты одной пройденной методики не могут являться достоверными и не дают точной гарантии формирования склонности к той или иной зависимости. Профилактическая деятельность социального педагога в образовательной организации основана на межведомственном взаимодействии специалистов системы профилактики и направлена на уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди обучающихся и формирование навыков здорового образа жизни. Именно первичная профилактика является важнейшим и основным видом превентивных мероприятий по предотвращению отклонений в поведении людей. Характеристиками первичной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних являются своевременность, полнота воздействия и постоянность, непрерывность. Таким образом, для устранения отклонений в поведении несовершеннолетних осуществляется комплекс социально-педагогических мероприятий по первичной профилактики, которые реализуются конткретными специалистами в условиях современной школы.
Библиографический список 1. Гиенко, Л. Н. Социальная компетентность подростков группы риска / Л. Н. Гиенко // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68). - С. 102-103. 2. Змановская, Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения : Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2003. - 288 с. 3. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р. В. Овчарова. - Москва : Академия, 2003. - 448 с. 4. Стандарт первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. 5. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120 - ФЗ «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020. |