На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Деятельность методического объединения классных руководителей в образовательном учреждении
Деятельность методического объединения классных руководителей в образовательном учреждении
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Переходный период в развитии общества выявил следующий ряд закономерностей, которые определяют содержание современного воспитания:
■ создание стратегии развития воспитания детей в интересах личности и современного общества; 
■ развитие воспитательной практики, которая связана с постоянными изменениями в социальном развитии общества и осуществлением подготовки молодого поколения к участию в решении задач современного этапа жизни страны.


Современный процесс воспитания необходимо рассматривать с позиции многомерности, которая включает в себя три основных направления в развития личности:
■ социализацию как освоение социального опыта и знаний, делающих индивида способным жить и работать, творчески действовать в обществе;
■ раскрытие индивидуальности как существенной воспитательной проблемы: с одной стороны, как процесс развития индивида — творца собственной жизни, а с другой — процесс управления развитием воспитания в совместном поиске целей, ценностей и путей их достижения;
■ становление учащегося как личности — важнейший процесс вхождения его в жизнь общества.


Из вышесказанного следует, что управление развитием воспитания в образовательном учреждении должны функционально осуществлять методическое объединение классных руководителей.
Рассмотрим понятие «методическое объединение» подробнее.
Методическое объединение классных руководителей (МО КР) — это структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научнометодическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
В образовательном учреждении методическое объединение классных руководителей основывается на самодеятельности, активности и взаимопомощи, способствуют изучению теоретических основ воспитания, распространению передового методического опыта и организации системы совершенствования процесса самообразовательной деятельности. Возглавляет методическое объединение классных руководителей педагог, наиболее опытный, творческий, стремящийся к улучшению воспитательного процесса в образовательном учреждении, повышении компетентности классных руководителей в воспитании учащихся класса, повышении уровня воспитанности каждого учащегося образовательного учреждения.
Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель (председатель) методического объединения и классные руководители, педагоги, вожатые, воспитатели групп продленного дня — это команда. От согласованности их деятельности, сотрудничества и творчества зависит функционирование всей воспитательной системы образовательного учреждения.
Для содержательной, эффективной деятельности методического объединения необходимо знание нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность классных руководителей в образовательном учреждении.
Методическое объединение в своей деятельности подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе и руководствуется следующими нормативно-правовыми документами, в числе которых: Конституция и законы РФ, Указы и решения президента и правительства, Конвенция о правах ребенка, Распоряжения Управления образованием на всех уровнях, Устав школы, распоряжения, приказы и акты директора ОУ. Документ, регламентирующий деятельность методического объединения в школе, — «Положение о МО классных руководителей». Оно включает в себя: общие положения, задачи и направления деятельности МО КР, основные направления и формы работы, определяет регламент деятельности классных руководителей на каждой ступени образования, документацию, права методического объединения и контроль за деятельностью классных руководителей.
Данное объединение обязано выполнять ряд функций. К ним относятся:
аналитико-прогностическая функция — направлена на организацию и проведение мониторинга с целью выявления уровня воспитанности учащихся и состояния воспитания в образовательном учреждении; изучение воспитательного потенциала всех педагогов, работающих с детьми; изучение и анализ научно-методической литературы по проблемам организации и развития воспитания; моделирование и проектирование воспитательной системы образовательного учреждения;
организационно-координирующая функция — направлена на координацию деятельности классных руководителей по проектированию воспитательных систем класса вместе с детьми; разработку индивидуальных программ педагогической поддержки или сопровождения детей с проблемами в обучении и воспитании. Определяются направления деятельности творческих коллективов среди классных руководителей, организуется система повышения квалификации классных руководителей через структуры муниципальных, окружных, городских научно-методических центров и дополнительное профессиональное образование. В ряде образовательных учреждений методическое объединение выносит на рассмотрение администрацией школы вопросы по распределению классного руководства между педагогами образовательного учреждения их поощрения и аттестации;
информационная функция — своевременная, оперативная информация является залогом успешности воспитательной деятельности и состоит в ознакомлении, изучении нормативной, методической литературы, передового опыта и участия во внеурочной и внешкольной деятельности;
проектно-организаторская функция — «воспитание действием и в действии», «не для детей, а вместе с детьми» — направлена на создание воспитательной системы класса совместно с учащимися, на формирование самостоятельности, сотрудничества, самоактуализации и ответственности у всех субъектов воспитательного процесса;
методическая функция — направлена на оформление и распространение инновационного опыта классных руководителей через проведение конкурсов внутри школы «Самый классный классный», сайт ОУ, семинары, конференции, выставки, профессиональные журналы и др.; делегирование представителей образовательных учреждений для участия в методических объединениях классных руководителей муниципального, окружного или городского уровня.
Деятельность методического объединения классных руководителей в разных образовательных учреждениях при общей направленности на воспитание каждого учащегося имеет различия в методологических подходах и принципах. К подходам, которые являются актуальными в современных условиях, относятся:
системный подход — нацеливает деятельность методического объединения как компонента воспитательной системы на взаимосвязь и взаимоотношения с другими компонентами, на развитие воспитательного потенциала в ОУ;
антропологический подход — рассматривается с позиции всестороннего изучения интересов, способностей, ценностных ориентиров, целенаправленности, коммуникабельности, компетентности деятельности всех субъектов воспитательного процесса;
синергетический подход — в деятельности методического объединения предполагает упорядочивание и связь между элементами во всей системе воспитания, где процесс принимает форму самоуправляемого развития;
личностно ориентированный подход — рассматривается в деятельности методического объединения классных руководителей как умение педагога «найти, поддержать, развить в человеке человека и заложить в нем механизмы самореализации, самозащиты, самовоспитания, взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» у всех субъектов воспитательного процесса.


Определение подходов в организации воспитания, осуществляемого методическим объединением, на практике дополняют друг друга и позволяют сформулировать основные принципы методической деятельности.
1. Гуманистическая направленность воспитания — развитие личности, так как «воспитание, равно как и обучение, ведет за собой развитие» (Л. С. Выготский).
2. Направленность воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения, что особенно актуально для России сегодня. Человек становится человеком только тогда, когда в процессе освоения всего того, что называется культурой, делает акцент на ценностях.
3. Воспитание в деятельности — педагоги, занимающиеся воспитанием, должны знать все виды организации деятельности: игры, искусство, спорт, труд, природу, общественную жизнь.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в деятельности педагогов на разных ступенях организации воспитания. Если в начальной школе воспитание выступает больше как воздействие, то в основной школе — как взаимодействие, в работе со старшеклассниками — как диалог.
Цели деятельности методического объединения классных руководителей — повышение качества воспитания каждого учащегося в образовательном учреждении, изучение теоретических основ воспитания, распространение инновационного воспитательного опыта и организация системы повышения профессиональной компетентности классного руководителя в воспитательной деятельности.


Декомпозиция цели позволяет сформулировать следующие задачи деятельности методического объединения классных руководителей:
1) формирование системы развития воспитания в ОУ на основе учета нормативно-правовой базы и использования диагностических и мониторинговых исследований воспитывающей среды как условия развития жизнедеятельности учащихся и педагогов;
2) повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по социально-педагогическому сопровождению каждого учащегося в ОУ («ни один ребенок не должен быть обойден воспитанием»);
3) формирование мотивационной сферы и осознания педагогами необходимости воспитательной работы с каждым учащимся на основе личностно ориентированного подхода;
4) внедрение научно обоснованных технологий проектирования в воспитательную деятельность по духовно-нравственному, трудовому, гражданскому воспитанию и правовому просвещению учащихся с соблюдением здоровьесберегающих технологий;
5) обобщение, систематизация и распространение передового, инновационного опыта классных руководителей по воспитательной работе с учащимися на разных ступенях обучения;
6) управление системой повышения качества профессиональной компетентности педагогов в воспитании на всех ступенях образования через систему повышения профессиональной подготовки.


Содержанием деятельности методического объединения классных руководителей является следующее.
1. Планирование и организация работы методического объединения классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, вожатых:
■ анализ результатов воспитательной работы образовательного учреждения на всех ступенях обучения;
■ разработка и утверждение плана деятельности методического объединения и индивидуального самообразования всех участников объединения;
■ подбор и разработка методического сопровождения воспитательного процесса в помощь классным руководителям и другим специалистам в области воспитания;
■ определение и утверждение тематики работы творческих групп классных руководителей как исследователей;
■ разработка методик и инструментария для проведения мониторинга воспитательной работы по всем направлениям деятельности.
2. Создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности членов методического объединения:
■ оказание адресной методической помощи (групповые и индивидуальные консультации, наставничество, стажерская практика);
■ организация мониторинга по определению уровня воспитанности учащихся.
3. Осуществление анализа качества воспитания по всем направлениям:
■ состояние воспитания в процессе обучения;
■ создание дополнительного пространства для самореализации личности во внеурочное время;
■ научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
■ уровень сформированности воспитательной системы в классах и общеобразовательном учреждении;
■ направления организации социально-профилактической работы с учащимися.
4. Систематизация, обобщение и распространение передового педагогического опыта:
■ организация методических выставок на разных уровнях (школьном, муниципальном, окружном, городском, федеральном);
■ проектирование инновационных технологий воспитательной работы в виде методических рекомендаций, воспитательных систем, проектов, инновационных технологий, форм и способов воспитательной работы;
■ организация и проведение творческих отчетов, «мастерклассов», педагогических марафонов и др.;
■ организация, проведение или участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических чтениях разного уровня.


Рассмотрим механизмы повышения качества воспитательной работы в системе деятельности методического объединения.
1. Работа методического объединения организуется на основе целеполагания, учитывающего в первую очередь проблемы воспитания в данном образовательном учреждении на конкретной образовательной ступени:
■ интересы, потребности и ценностные ориентиры учащихся в организации их жизнетворчества;
■ интересы классных руководителей и других членов методического объединения в развитии их профессиональной компетентности, психологической комфортности, совместимости в условиях ОУ;
■ удовлетворенность родителей положением детей в классе и в школе в целом;
■ учет рекомендаций вышестоящих органов управления образованием.
2. Методических объединений в школе может быть несколько (если она имеет большое количество классов). В течение учебного года рекомендуется проводить не менее четырех заседаний (1 раз в четверть), которые протоколируются и в конце учебного года сдаются совместно с годовым отчетом о работе на хранение заместителю директора по воспитательной работе ОУ. На заседание МО выносятся 2 — 3 выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым разрабатываются методические рекомендации.
3. Выявляется лучший воспитательный опыт, он распространяется разными средствами.
Оформление и распространение инновационного опыта воспитательной деятельности методическим объединением. Сущность педагогического проектирования как условия разработки педагогических инновационных технологий — один самых сложных и интересных видов деятельности. Создатели инновационных технологий в воспитательном процессе должны понимать, что такое технология и каковы особенности педагогической технологии. Инновация в воспитании рассматривается как нововведение, направленное на изменение цели, содержания, технологий для повышения эффективности воспитательного процесса. Проектирование инновационной технологии в воспитании может осуществляться с целью устранения выявленной проблемы в содержании воспитания школьников, если уже накоплен интересный авторский или коллективный опыт, который необходимо описать, представить и распространить.


Рассмотрим технологическую цепочку (этапы) проектирования инновационных технологий в воспитательном процессе.
1. Обоснование предмета педагогического проектирования, который предстоит разработать или описать. Рождение основного замысла педагогической технологии в воспитании чаще всего связано с желанием перемен, изменений в отдельно взятом классном коллективе или отдельной личности.
Изучение действительности может носить разный характер: от теоретического (идеального, модельного) представления «как должно быть» и «как есть», или накопления эмпирического опыта отдельного субъекта, или целого коллектива.
Итак, начальный этап проектирования педагогической технологии зависит не только от желания изменить ситуацию в воспитании школьников, но и от осознания субъектом или коллективом того, что они включают в исследовательско-поисковую позицию по отношению к той или иной области проектирования.


2. Формулирование стратегической идеи предмета проектирования и ее конкретизация, исходя из материально-технических возможностей и кадровых ресурсов. Формирование идеального представления технологии начинается с педагогического конструирования объекта проектирования, т. е. формулирования стратегической идеи, которая будет воплощена в образе цели. Такой образ может быть воплощен в виде концепции, модели, системы жизнедеятельности, технологии и отражать изменение как образовательного процесса, так и самих разработчиков.


3. Изложение актуального состояния предмета проектирования в контексте его жизнедеятельности: с позиции его несовершенства (противоречий) и возможного позитивного изменения. На данном этапе проектирования формируется общее поле проблем. Важно выделить из массы актуальных проблем наиболее приоритетные, что позволит составить представление о границах, масштабе и структуре проектируемой воспитательной технологии.


4. Описание предмета проектирования в терминах и контексте определенных научно-теоретических положений и тенденций образовательной культуры.
Для ясного осознания предмета проектирования важно четко определить систему теоретического обоснования на языке профессиональных терминов, дать определение ключевым понятиям, составить круг категорий, понятий, определений, которыми будет описан тезаурус проекта. Важно определить, какие подходы и принципы станут основополагающими в реализации описываемой технологии, какие необходимо предусмотреть риски, трудности, которые могут возникнуть в организационном и содержательном процессе.


5. Ценностно-смысловой выбор концептуального подхода, на основании которого будет сформулирован замысел проектируемой технологии и способы ее реализации. Целостное описание ключевых понятий и обоснование подходов воспитательного процесса превращает педагогическое проектирование в способ изменения педагогической действительности на основании самоопределения и ценностно-смыслового пространства, т. е. какими мы представляем в результате организованной воспитательной деятельности образ учащихся, педагогов, воспитательного пространства образовательного учреждения или класса.


6. Целеполагание, включающее декомпозицию его на сложный ряд задач, теоретико-методологическую основу проектируемой технологии, идеальный образ (портрет) предмета проектирования. Проектирование цели носит предельно обобщенный и выраженный преимущественно в эмоциональной форме «образ будущего». Такой формой может быть тот идеал, который предполагается получить в результате осуществления проектируемой инновационной технологии в воспитании, проекта в соответствии с его целями.


Декомпозиция цели на ряд задач, которые должны быть конкретными, реальными и направленными на разрешение противоречий, вызвавших необходимость проектирования инновационной технологии с целью изменения ситуации в области воспитания. В их числе:
■ теоретическое моделирование способов и средств решения поставленной цели для получения оптимального результата данной технологии;
■ достижение определенного уровня развития компетентности и системы тех компетенций, которыми необходимо овладеть участникам проекта;
■ определение приоритетов в реализации данной технологии (повышение квалификации, изменение содержания воспитательной деятельности и др.);
■ детальная разработка этапов решения конкретных задач проектируемой технологии;
■ определение условий реализации проекта технологии с учетом противоречий и рисков.


Конкретизация задач предполагает прогностическое модельное представление, служит методологической основой для следующего этапа технологической цепи.


7. Структурирование направлений и содержания предполагаемой деятельности в определенной преобразовательной логике. Структурирование направлений и содержания проектируемой технологии воспитания рассматривается «как движение от внешнего к внутреннему», от видения целостной деятельности к проработке конкретных действий, деталей, как увязка разрозненных компонентов воспитательной деятельности.
Содержательный этап предполагает создание педагогической технологии, соответствующей диапазону ее возможного использования и функциональному назначению.


8. Технологический уровень инновационной технологии. Данный этап проектирования педагогической технологии в воспитании позволяет описать алгоритмические способы действий в заданном контексте. Вся проектная процедура разделена на отдельные этапы, при этом могут быть использованы самые разные жесткие, гибкие, схемы проектных действий и установление обратной связи.
Представим логику развертывания проекта на технологическом уровне на примере социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классного руководителя.
Шаг 1. Проведение анкетирования, направленного на получение достоверной информации об удовлетворенности жизнедеятельностью школы, учащихся, родителей и педагогов в социальнопедагогическом сопровождении.
Шаг 2. Обработка материалов, полученных в ходе анкетирования, выявление «болевых точек» и несовпадения взглядов на необходимость социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классного руководителя у разных категорий респондентов.
Шаг 3. Определение на основе полученных аналитических данных приоритетных направлений и содержания деятельности классного руководителя: повышение квалификации классных руководителей, пересмотрено содержание деятельности методического объединения классных руководителей, разработана технология проектирования воспитательной системы класса.
Шаг 4. Подготовка (творческой группой) концепции воспитательной системы школы и плана воспитательной работы, включающего основные направления реализации социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей.
Шаг 5. Представление и утверждение концепции воспитательной системы школы и плана воспитательной работы на заседании творческой группы, методического объединения, педагогического совета школы, определены роли и место всех участников в реализации проекта.
Шаг 6. Работа по каждому направлению проекта. Проектирование совместно с детьми воспитательных систем классов, выявление интересов, ценностных ориентиров, положения каждого учащегося в коллективе сверстников, уровень сформированности «самости», естественное «выращивание творческих» групп, помощь в самоопределении каждого учащегося.
Шаг 7. Обобщение результатов деятельности по социальнопедагогическому сопровождению каждого учащегося в виде организации мастер-классов, научно-методических статей, методических рекомендаций, конференций и др.


9. Критериальная оценка действий с постоянной обратной связью и коррекцией; отбор наиболее эффективных вариантов действий для получения предполагаемого результата педагогической технологии.
Проектирование педагогических технологий в воспитании требует оценки не только конечного результата, но и результатов промежуточных этапов. Формами промежуточного контроля могут быть: наблюдение, беседы, анкетирование, тесты, вопросники, графические изображения и др. Не менее значимыми являются такие формы, как семинары, круглые столы, мастер-классы, конференции, в ходе которых в режиме обсуждения, дискуссий осуществляется рефлексия по разным направлениям и этапам реализации технологии, вносятся предложения по коррекции и развитию проекта, вырабатывается дополнительная информация, что находит отражение в отчетах и на сайтах образовательного учреждения.


10. Анализ и экспертиза педагогической технологии как проектного продукта на основании заранее выработанных критериев. Для проведения анализа и экспертизы важно определить: кто и что подлежит экспертизе, какие действия должны быть произведены и по каким критериям будет проведена оценка проектных результатов. В научной и методической литературе описаны два варианта критериев. Первый вариант критериев и показателей включает в себя:
а) полноту реализации проектного замысла: нашли ли отражение исходные цели, принципы, требования к качеству, все ли задачи решены;
б) соответствие контексту проектирования. Данный критерий необходим, чтобы соотнести проектный результат с условиями среды, в которую он объективно вписывается;
в) соотнесение культурному аналогу, соответствие проекта тому типу, виду, категории, которые первоначально задумывались: модель, концепция, система, технология, программа, форма работы, творческое задание и т. п.;
г) степень новизны: соответствует ли данный проект внесению определенных преобразований в воспитательное пространство школы и его улучшение;
д) социальная (теоретическая, практическая) значимость. Этот критерий позволяет оценить возможность его использования или перенесения в другие условия;
е) гуманитарность. Этот критерий связан с потребностями, интересами, возможностями всех субъектов, попавших в сферу распространения данного воспитательного проекта;
ж) эстетичность. Данный критерий определяет уровень оформления доклада, текстового материала, конференции, театральной постановки, концепции, модели, системы, программы и др.


Второй вариант критериев предполагает выявление:
а) удовлетворенности субъектов участием в проекте по разработке или обобщению инновационной технологии. Выявляется на основе самооценки или внешних впечатлений «сторонних» наблюдателей;
б) степени освоения разработчиками процедуры проектирования. Это определяется качеством проекта в целом и наличием положительных эффектов на индивидуальном уровне;
в) наличия у участников потребности в дальнейшем развитии своего проектного опыта. Творческий опыт, приобретенный в процессе совместной деятельности в процессе проектирования педагогической технологии, оценивается как наиболее значимое проектное приобретение. Если подобные факты наблюдаются, то совместная проектная деятельность в области воспитания достигла своей педагогической цели.


Наряду с позитивными результатами разработчики инновационной воспитательной деятельности сталкиваются с рядом следующих проблем:
■ у педагогов создается иллюзия, что они занимаются проектной деятельностью, хотя зачастую опускают ряд этапов (диагностику, проблематизацию, стартовую готовность и др.), из-за чего нарушается технология (этапность) проектируемой деятельности;
■ зачастую качество проекта снижено из-за того, что разработчики исходят лишь из собственного практического опыта и не обращаются к специальной литературе или нормативным документам;
■ когда обычный план воспитательной работы выдается за проект, педагоги не различают планирование и проектирование.
Таким образом, проектирование инновационной воспитательной деятельности как технологии направлено на формирование и развитие всех личностных качеств учащихся и педагогов. Отсюда следует, что проектирование инновационных технологий глубоко пронизало всю систему образования и стала неотъемлемой частью не только воспитательной деятельности, но и профессиональной компетентности каждого учителя, классного руководителя и вожатого.
Критерии, показатели и уровни деятельности методического объединения. Анализ — это система действий, обеспечивающая повышение качества воспитательного процесса за счет того, что каждый участник данного процесса, оценив достигнутый уровень, определяет сам дальнейшую траекторию своего развития. Для анализа воспитательного процесса необходимо определить, что будет подвергнуто анализу: соотношение достигнутого результата с целевыми ориентирами воспитания или соотнесение полученного результата с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений.
Для более точного и наглядного анализа полученного результата следует соотносить полученный результат с поставленными целями и прошлыми достижениями в воспитательном процессе. Такое рассмотрение результатов в динамике позволит определить наиболее эффективные направления в воспитательной деятельности, увидеть проблемы по каждому классу в целом и отдельному учащемуся, педагогу, классному руководителю, а для этого каждый член методического объединения представляет анализ воспитательной работы с учащимися в конкретном классе. Для организации качественного анализа воспитательной деятельности заместителю директора по воспитательной работе, руководителю (председателю) методического объединения необходимо владеть технологией диагностики и мониторинга.
Рассматривая диагностику и мониторинг воспитательного процесса в образовательном учреждении, следует уяснить значение этих понятий.
Диагностика рассматривается как методы оценки индивидуальных особенностей личности, имеющих важное значение для выявления тех или иных видов деятельности и перспектив развития.
Мониторинг воспитания рассматривается как механизм, позволяющий выявить, насколько организуемый в школе процесс способствует позитивным изменениям личности учащегося, удовлетворены ли педагоги своей деятельностью в воспитании школьников или исполняют свою функцию формально. В процессе мониторинга важно выявить уровни сформированности детских коллективов, ученического самоуправления, положение детей в детских коллективах, ценностных ориентиров и др.
Важно овладеть понятиями «критерии», «показатели», «уровни». Рассмотрим их более подробно. Критерий — это признак, на основании которого производится оценка, суждения о чем-либо или о ком-либо, оценка какого-либо явления. Показатели — совокупность социально обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде. Уровень — это сформированность определенных норм, правил поведения, культуры речи, общения, взаимоотношений, образованность человека. Предварительная подготовка к качественному изучению воспитательного процесса всеми членами методического объединения предполагает соблюдение следующих условий. Необходимо:
■ продумать и создать систему проведения диагностики в режиме мониторинга с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения, а также систему хранения получаемой информации, рассчитанную на несколько лет;
■ провести отбор критериев, показателей, уровней и диагностических методик, позволяющих установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, содержанием и способами организации воспитательного процесса;
■ организовать диагностику результатов развития личности каждого учащегося, которая является главным содержанием деятельности по определению оценочного уровня всего воспитательного процесса. Диагностика изменений развития школьника должна носить систематический характер (в начале и конце учебного года), только на такой основе разрабатываются рекомендации и делаются выводы;
■ подобрать диагностические методики для определения наиболее эффективных способов, форм и средств организации воспитательного процесса, которые в наибольшей степени запомнились учащимся;
■ подобрать диагностический инструментарий, который не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки, проведения и обработки полученных результатов;
■ заботиться о максимальном включении классных руководителей, педагогов-предметников, социальных педагогов, психологов, вожатых в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени, расширению возможностей ознакомления учителей, учащихся и родителей с результатами проведенного исследования;
■ соблюдать педагогический такт, корректность и доброжелательность при проведении диагностики. Полученные результаты не должны стать средством административного давления на классных руководителей, педагогов, родителей и учащихся.


Соблюдение предложенных условий создает предпосылку четкого определения алгоритма: что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения. Весь процесс выстраивается в следующей технологической последовательности.
1. Определение целей и задач по определяемому объекту изучения (уровень воспитанности учащихся, положение детей в коллективе, уровень, сформированность коллективов, ценностные ориентиры, удовлетворенность жизнедеятельностью в классе, школе учащихся, педагогов, родителей и др.
2. Подбор критериев, показателей и уровней для определения результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении. Критерии подбираются в зависимости от изучаемого объекта. Это могут быть:
■ критерии оценки воспитательной системы в целом, например: наличие нормативно-правовой документации; инновационных технологий; стиль управления; взаимодействие с родителями, общественными организациями и др.;
■ критерии оценки деятельности классных руководителей, например: систематическое измерение уровня воспитанности учащихся класса (есть ли динамика); владение современными технологиями воспитания; проведение мастер-классов; открытых классных часов; есть ли авторитет среди учащихся, коллег и родителей; внутренняя удовлетворенность от воспитательной деятельности и ее результатов и др.;
■ критерии оценки результативности взаимодействия с родителями: наличие системы работы с родителями; осуществляется ли оперативная реакция школы на запросы родителей и учащихся и обратная — родителей на запросы школы; помощь родителей в социальной защите, сохранности здоровья детей и др.
Следует отметить, что показатели формулируются в соответствии с теми критериями, по которым вы хотели бы организовать изучение. Показатели должны быть конкретными и отражать ту цель, которую вы поставили на уровне процесса или результата. Например, показателями воспитанности учащегося могут быть: отношение школьника к окружающему миру, к окружающим его людям, к себе, ценностные ориентиры, коммуникативная культура, организационные умения.
Все вышеуказанное формируется в процессе усвоения норм, правил, идеалов данного общества, воспитывающей среды.
Для более полного изучения деятельности, воспитанности необходимо определять уровни: достаточный, средний и низкий или высокий, средний и низкий.
Низкий уровень характеризуется слабым проявлением положительного, неустойчивым опытом поведения, несформированностью мотивации, неразвитостью самоорганизации, организацией деятельности по указанию или образцу и др.
Средний уровень отличается устойчивым положительным поведением, наличием регуляции и саморегуляции, потребности в общении и взаимодействии, наличием определенных коммуникативных и организаторских навыков и др.
Для высокого уровня характерны наличие устойчивого положительного опыта, проявление активной общественной позиции, сформированность всех компонентов в их единстве, стремление к участию в практической деятельности, владение устойчивой культурой общения и взаимодействия.
3. Выбор методик для изучения. В современной методической литературе представлено большое количество методик, но необходимо учитывать их универсальность, удобство, экономичность и простоту в обработке. Это следующие методики: «Сфера интересов учащихся», «Способность к сотрудничеству», «Способность к рефлексии», «Я — лидер», «Мой выбор» и др.
4. Подготовка диагностического инструментария. Необходимо подобрать по каждому критерию и показателям диагностические методики в виде анкет, тестов, социометрических методик, вопросников, графических схем и др. По возможности создать программу компьютерной обработки полученных результатов, чтобы ускорить процесс изучения.
5. Обработка и интерпретация результатов изучения. Результаты обрабатываются по каждому учащемуся школы, по каждому классу, по всему коллективу педагогов, классным руководителям, родителям, проведенным мероприятиям, все зависит от тех целей и задач, которые ставились в начале исследования. Обработанные данные сводятся в таблицы, описываются и подтверждаются диаграммами для более наглядного представления и видения динамики развития воспитательного процесса.
Анализ деятельности методического объединения КР. Анализ, оценка и обсуждение результатов деятельности методического объединения по разработанным критериям, показателям и уровням позволяет создать большие возможности для решения проблемы включения классных руководителей, педагогов, учащихся и их родителей в различные формы совместной деятельности.
Только такая научно обоснованная воспитательная работа всех членов методического объединения позволит выйти на новый уровень организации воспитательного процесса; разработку нового и обобщение имеющегося опыта, распространение инновационных методик и технологий, что повысит качество воспитания каждого учащегося и воспитания в целом.

Источник: Методика воспитательной работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. — 6-е изд., доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 384 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.