На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Психология лидерства - Определение и типология лидеров
Психология лидерства - Определение и типология лидеров
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Психология лидерства
Типы, модели и формы поведения. Самооценка
Определение и типология лидеров
Все страницы

 

1.3. Определение и типология лидеров

Лидер (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) – индивид, пользующийся большим, признанным авторитетом и обладающий влиянием, которое проявляется как управляющие воздействия.
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Поиски качеств, присущих лидерам, продолжаются в течение многих веков. Вопросами о том, что отличает лидеров от обычных людей, задавались еще древние философы Платон (428-348 до н.э.) и Плутарх (46-127), тем самым отмечая, что лидерство происходит из индивидуальных особенностей человека.
В XIX в. к исследованию лидерства обратилось множество авторов, противопоставлявших лидера и толпу и пытавшихся найти этому объяснение. Одну из наиболее влиятельных теорий сформулировал Ф. Гальтон (1822-1911), считавший лидерство проявлением природного, наследственного таланта. С. Родс (1853-1902) в свою очередь считал, что лидера можно воспитать из одарённого человека через соответствующее обучение. Для практической поддержки своей теории С. Родс в 1902 г. учредил стипендию, позволяющую студентам, имеющим лидерские наклонности, обучаться в Оксфордском университете.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. многочисленные оценки ранее выдвинутых теорий привели к выводу о необходимости нового подхода к проблеме лидерства. В первую очередь, не находило объяснение то, что качества, в одних ситуациях делавшие людей лидерами, в других для лидерства не требовались. Новые теории отошли от индивидуальных качеств лидеров и сместились в сторону поведения, которое способствовало занятию лидирующего положения. Подобный подход оставался доминирующим в психологии лидерства следующие несколько десятилетий.
Р. Гандапас (1967) выделяет особые психологические качества лидера:
► значительная внутренняя свобода, независимость. Лидер позволяет себе изобретать собственные цели, а не принимать те, что навязывает общество;
► мотивация: прагматическая (связанная с собственными нуждами), миссионерская (формулирование своей миссии, сверхцели), невротическая (психологическая нестабильность, отклонение от общепринятых психологических норм);
► желание движения и перемен;
► умение контролировать и манипулировать своими эмоциями.
Первую попытку классификации лидерства предпринял М. Вебер. Его типология опиралась на понятие «авторитет». М. Вебер различал три вида лидерства:
1) традиционное лидерство – основано на вере в святость традиций, передаваемых по наследству;
2) рационально-легальное лидерство – устанавливается через всеобщие свободные выборы, опирается на учёт интересов выборщиков и лидера;
3) харизматическое лидерство – связано с верой в сверхъестественные, выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
► по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
► по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
► по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д.
Я. Морено (1889-1974) предложил следующую классификацию лидеров в группе:
► лидер по способности к руководству – характеризуется как спокойный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверия, самоотверженный, активный, надёжный;
► лидер по популярности – люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные, авторитетные;
► «чёрная овца» – человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.
Одной из наиболее современных и распространённых типологий лидеров является система профессора университета штата Огайо (США) Маргарет Дж. Херман (1965). Она классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа (от англ. image – образ), а в обыденной жизни под ним подразумевают визуальную привлекательность личности.
М. Херман выделяет 4 собирательных образов лидера на основе учёта четырех переменных: характера лидера, свойств его, способов взаимосвязи лидера и его сторонников, конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Лидер-знаменосец. Его отличают по собственному взгляду на реальность и знанию средств достижения поставленных целей. Лидер-знаменосец определяет характер происходящего и способы преобразований.
Лидер-служитель. Он достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев, лидерствует от их имени. Лидеры такого типа руководствуются тем, что ожидает и в чём нуждается их избиратель.
Лидер-торговец. Существенные черты его состоят в способности убеждать. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает в осуществление своих планов и проектов собственных приверженцев.
Лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.
В организациях различают:
Формальный лидер – руководитель, целенаправленно избранный или назначенный вышестоящими инстанциями. Он ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности,
Неформальный лидер – выдвигается группой стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, и на него не возложены никакие официальные обязанности.
Часты ситуации, когда формальный лидер, занимающий руководящую должность, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Если же руководитель не будет являться одновременно и неформальным лидером, то возможен конфликт между ним и неформальным лидером.

Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте общее и частное между понятиями «человек»,
«индивид», «личность».
2. Какие характерные черты подчеркивают индивидуальность человека?
3. Выделите основные компоненты психологической структуры личности, опираясь на известные теории.
4. Подберите сюжеты из фильмов, литературных произведений, иллюстрирующие проявления поведенческих паттернов и блоков поведенческих реакций (Д. Роттер) и обоснуйте свой выбор.
5. Смоделируйте позитивные и негативные последствия от завышенной и заниженной самооценки.
6. Приведите примеры и смоделируйте последствия на семь защитных механизмов (З. Фрейд).
7. Выберите реальный персонаж, который одновременно был или является воплощением качеств лидера и менеджера.

Темы докладов и рефератов
1. Эволюция взглядов в теории лидерства, основные этапы.
2. Теория «великих людей».
3. Бихевиористический и необихевиористический подход в теории структуры личности.
4. Психологическая структура личности в научных взглядах З. Фрейда.
5. Общее и частное во взглядах З. Фрейда и К. Юнга.
6. Научные взгляды российских ученых в теории лидерства.

Практикум


Тест «Тип поведенческой активности» (Л.И. Вассерман и Н.В. Гуменюк)


Тест предназначен для диагностики типов поведения человека, уровня его общей активности и вытекающих из этого особенностей личности.
Тест представлен в виде 61 вопроса. Каждый ответ имеет различную весовую нагрузку от 1 до 13 баллов. В зависимости от общей суммы набранных баллов испытуемый может быть отнесен к тому или иному типу поведенческой активности (прямо пропорционально количеству набранных баллов, начиная от минимального – тип А, до максимальных значений – тип Б).
Авторами – разработчиками теста выделены следующие 5 типов:
1. Выраженная поведенческая активность типа А. Гиперактивная, сверхэнергичная, нетерпеливая, импульсивная личность.
2. Тенденция к поведенческой активности типа А (условно – тип А1). Энергичная, стремящаяся к соревновательности, без амбициозности и агрессивности, с повышенной деловой активностью личность.
3. Промежуточный (переходный) тип личностной активности – тип АБ. Сбалансированная, с неявной склонностью к доминированию, уверенная, эмоционально-стабильная личность.
4. Тенденция к поведенческой активности типа Б (условно – Б1). Рациональная, осторожная, неторопливая, с умеренной активностью личность.
5. Выраженный поведенческий тип личностной активности – тип Б. Неуверенная, сомневающаяся, избегающая ответственности, пассивная личность.
Инструкция
Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите один вариант ответа, соответствующего вашему поведению.

Тест
1. Бывает ли Вам трудно выбрать время, чтобы сходить парикмахерскую?
1. никогда;
2. иногда;
3. почти всегда.
2. У Вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)?
1. меньше, чем работа большинства людей;
2. примерно такая же, как работа большинства людей;
3. больше, чем работа большинства людей.
3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:
1. делами, требующими решения;
2. обыденными делами;
3. делами, которые Вам скучны.
4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с такими событиями?
1. несколько раз в день;
2. несколько раз в неделю;
3. примерно раз в день;
4. раз в неделю;
5. раз в месяц или реже.
5. В случае если Вас что-то сильно гнетет, давит или люди слишком многого требуют от Вас, то Вы:
1. теряете аппетит и/или меньше едите;
2. едите чаще и/или больше обычного;
3. не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.
6. В случае если Вас что-то гнетет, давит или у Вас есть неотложные заботы, то Вы:
1. немедленно принимаете соответствующие меры;
2. тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.
7. Как быстро Вы обычно едите?
1. я обычно заканчиваю есть раньше других;
2. я ем немного быстрее других;
3. я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;
4. я ем медленнее, чем большинство людей.
8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что Вы едите чересчур быстро?
1. да, часто;
2. да, раз или два;
3. нет, мне никто никогда этого не говорил.
9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, например едите и работаете?
1. я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;
2. я делаю это только тогда, когда не хватает времени;
3. я делаю это редко или никогда не делаю.
10. Когда Вы слушаете кого-либо и этот человек слишком долго не может закончить мысль, Вы чувствуете желание поторопить его?
1. часто;
2. иногда;
3. почти никогда.
11. Как часто Вы действительно «заканчиваете» мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?
1. часто;
2. иногда;
3. почти никогда.
12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно?
1. раз в неделю или чаще;
2. несколько раз в месяц;
3. почти никогда;
4. никогда.
13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто Вы опаздываете?
1. иногда;
2. редко;
3. почти никогда;
4. я никогда не опаздываю.
14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?
1. часто;
2. иногда;
3. редко или никогда.
15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т.п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут. Вы:
1. спокойно подождете;
2. будете прохаживаться в ожидании;
3. обычно у Вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.
16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т.п., то Вы:
1. спокойно ждете своей очереди;
2. испытываете нетерпение, но не показываете этого;
3. чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;
4. решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени.
17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т.п.), то Вы:
1. напрягаете все силы для победы;
2. стараетесь выиграть, но не слишком усердно;
3. играете скорее для удовольствия, чем серьезно.
18. Представьте, что Вы и Ваши Друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревновании в этой работе?
1. предпочитаю избегать этого;
2. принимаю потому, что это неизбежно;
3. получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует.
19. Когда Вы были моложе, большинство людей считало, что Вы:
1. часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;
2. иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3. обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены);
4. Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
20. Чем, по Вашему мнению, Вы отличаетесь в настоящее время:
1. часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;
2. иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим;
3. обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены);
4. Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
21. По мнению Ваших родных или друзей, Вы:
1. часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;
2. иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3. обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены);
4. Вы всегда расслаблены и несклонны соревноваться.
22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу общую актив
ность?
1. недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее;
2. около среднего; всегда есть какое-то занятие;
3. сверхактивность, бьющая через край энергия.
23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относитесь к своей работе слишком серьезно?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно, нет.
24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы более энергичны, чем большинство людей?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно, нет.
25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за короткое время Вы способны выполнить большой объем работы?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно, нет.
26. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы легко сердитесь (раздражаетесь)?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно, нет.
27. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы живете мирной и спокойной жизнью?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно, нет.
28. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы большинство дел делаете в спешке?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно, нет.
29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и Вы очень стараетесь выиграть?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно, нет.
30. Какой характер был у вас, когда вы были моложе?
1. вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;
2. вспыльчивый, но поддающийся контролю;
3. вполне уравновешенный (не было проблем);
4. почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).
31. Каким Вы представляете свой характер сегодня?
1. вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;
2. вспыльчивый, но поддающийся контролю;
3. вполне уравновешенный;
4. почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).
32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при этом?
1. я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;
2. я чувствую легкую досаду;
3. я чувствую раздражение, потому что это мешает делу.
33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно Вас разозлили, Вы:
1. ответите резко;
2. ответите в спокойной форме;
3. попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить;
4. попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.
34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?
1. ежедневно или чаще;
2. еженедельно;
3. ежемесячно или реже;
35. Работа, которую Вы должны закончить к определенному сроку, как правило:
1. не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна;
2. вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей.
36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?
1. нет;
2. да, но только изредка;
3. да, весьма часто.
37. Качество работы, которую вы выполняете, к концу назначенного срока бывает:
1. лучше;
2. обычное;
3. хуже.
38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?
1. да;
2. да, но не так часто;
3. да, постоянно.
39. Были ли Вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в последующем году?
1. да;
2. нет, мне хотелось бы добиться большего;
3. конечно, нет, я делаю все для того, что бы меня повысили, иначе я буду очень расстроен.
40. Если бы Вы могли выбрать, то чтобы Вы предпочли:
1. прибавку к заработной плате без продвижения в должности;
2. продвижение в должности без существенного повышения заработной платы.
41. К концу отпуска Вы:
1. хотите продлить его еще на недельку – другую;
2. чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе;
3. Вам хочется, чтобы отпуск окончился и Вы могли вернуться к обычной работе.
42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали меньше дней отпуска, чем положено?
1. да;
2. нет;
3. нет, никогда.
43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе?
1. да, часто;
2. да, иногда;
3. нет, никогда.
44. В последние три года Вы получали какие-либо поощрения на работе?
1. нет, никогда;
2. иногда;
3. да, часто.
45. Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?
1. редко или никогда;
2. раз в неделю или реже;
3. почти постоянно.
46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?
1. на моей работе это невозможно;
2. весьма редко;
3. иногда (реже, чем раз в неделю).
47. Вы обычно остаетесь дома, если у Вас озноб или повышенная температура?
1. да;
2. нет.
48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то Вы:
1. некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам;
2. продолжаете работать также активно, несмотря на усталость.
49. Когда Вы работаете в коллективе, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить?
1. редко;
2. не чаще, чем от других;
3. чаще, чем от других.
50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?
1. никогда;
2. иногда;
3. часто.
51. Если кто-то поступает в отношении Вас нечестно, Вы:
1. прямо указываете ему на это;
2. находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств;
3. ничего не говорите об этом.
52. По сравнению с другими, выполняющими такую работу, Вы прилагаете:
1. гораздо больше усилий;
2. несколько больше усилий;
3. примерно столько же усилий;
4. немного меньше усилий;
5. гораздо меньше усилий.
53. По сравнению с другими, выполняющими такую работу, Вы чувствуете:
1. значительно большую ответственность;
2. несколько большую ответственность;
3. примерно такую же ответственность;
4. несколько меньшую ответственность;
5. значительно меньшую ответственность.
54. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете необходимость торопиться?
1. гораздо больше;
2. несколько больше;
3. столько же;
4. несколько меньше;
5. гораздо меньше.
55. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы:
1. значительно более аккуратны;
2. несколько более аккуратны;
3. примерно в такой же степени аккуратны;
4. несколько менее аккуратны;
5. значительно менее аккуратны.
56. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Ваше отношение к ней:
1. гораздо более серьезное;
2. несколько более серьезное;
3. мало отличается от других;
4. несколько менее серьезное;
5. значительно менее серьезное.
57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели:
1. больше часов;
2. примерно столько же;
3. меньше, чем раньше;
58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:
1. меньшей ответственности;
2. столько же ответственности;
3. большей ответственности.
59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа:
1. более престижна;
2. столь же престижна;
3. менее престижна.
60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?
1. изменений не было или были однажды;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять и более.
61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?
1. да;
2. нет.

Ключи:

Баллы

Баллы

1

13, 7, 1

32

13, 7, 1

2

13, 7, 1

33

1, 5, 9, 13

3

1, 7, 1

34

1, 7, 13

4

1, 4, 7, 10, 13

35

13, 1

5

1, 7, 13

36

13, 7, 1

6

1, 13

37

1, 7, 13

7

13, 9, 5, 1

38

13, 7, 1

8

1, 7, 13

39

13, 7, 1

9

1, 7, 13

40

13, 1

10

1, 7, 13

41

13, 7, 1

11

1, 7, 13

42

1, 7, 13

12

1, 5, 7, 9, 13

43

1, 7, 13

13

13, 9, 5, 1

44

13, 7, 1

14

1, 7, 13

45

13, 7, 1

15

13, 7, 1

46

13, 9, 5, 1

16

13, 9, 5, 1

47

13, 1

17

1, 7, 13

48

13, 1

18

13, 7, 1

49

13, 7, 1

19

1, 5, 9, 13

50

13, 7, 1

20

1, 5, 9, 13

51

1, 7, 13

21

1, 5, 9, 13

52

1, 4, 7, 10, 13

22

13, 7, 1

53

1, 4, 7, 10, 13

23

1, 5, 9, 13

54

1, 4, 7, 10, 13

24

13, 9, 5, 1

55

1, 4, 7, 10, 13

25

1, 5, 9, 13

56

1, 4, 7, 10, 13

26

1, 5, 9, 13

57

1, 7, 13

27

13, 9, 5, 1

58

13, 7, 1

28

1, 5, 9, 13

59

1, 7, 13

29

1, 5, 9, 13

60

13, 10, 7, 4, 1

30

1, 5, 9, 13

61

1, 13

31

1, 5, 9, 13

 

 

Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности – тип А;
168-335 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно – А1);
336-459 – диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности – тип АБ;
460-626 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно – Б1);
627 баллов и выше – диагностируется с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип личностной активности – тип Б.
Интерпретация результатов
1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью – тип А – характерны:
• преувеличенная потребность в деятельности – сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы;
• нехватка времени для отдыха и развлечений;
• постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели, нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»;
• неумение и нежелание выполнять каждодневную, обстоятельную и однообразную работу;
• неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;
• нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;
• энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;
• импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;
• соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;
• стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.
2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А1, характерны:
• повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени отдыха компенсируется расчетливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым принятием решения;
• энергичная, выразительная речь и мимика;
• эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты сделанной работы;
• чувствительность к похвале и критике;
• неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях;
• стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности;
• при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.
3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности АБ, характерно стремление:
§ сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены.
§ лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.
4. Для лиц, у которых диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б1, характерна рациональность.
Источник: Jenkins Activity Survey (JAS), опубликованного в 1974 г. С. Дженкинсом (C. David Jenkins). Русскоязычная адаптация выполнена в НИПНИ им. Бехтерева (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк).

Тест «Экспресс-диагностика уровня самооценки личности»
Инструкция
Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.
Опросник методики экспресс-диагностики самооценки
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Я чувствую свою ответственность по работе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я допускаю ошибки в своей жизни.
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я часто смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь и понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.
Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов.
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале:
Очень часто – 4 балла. Часто – 3 балла.
Иногда – 2 балла. Редко – 1 балл.
Никогда – 0 баллов.
А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки:
Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

1. Аккуратность

17. Легковерие

33. Педантичность

2. Беспечность

18. Медлительность

34. Радушие

3. Вдумчивость

19. Мечтательность

35. Развязность

4. Восприимчивость

20. Мнительность

36. Рассудительность

5. Вспыльчивость

21. Мстительность

37. Самокритичность

6. Гордость

22. Надежность

38. Сдержанность

7. Грубость

23. Настойчивость

39. Справедливость

8. Гуманность

24. Нежность

40. Сострадание

9. Доброта

25. Нерешительность

41. Стыдливость

10. Жизнерадостность

26. Несдержанность

42. Практичность

11. Заботливость

27. Обаяние

43. Трудолюбие

12. Завистливость

28. Обидчивость

44. Трусость

13.Застенчивость

29. Осторожность

45. Убежденность

14. Злопамятность

30. Отзывчивость

46. Увлеченность

15. Искренность

31. Подозрительность

47. Черствость

16. Капризность

32. Принципиальность

48. Эгоизм

Из двадцати отобранных свойств личности вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними – наименее желательные, отрицательные (20-й ранг – наиболее привлекательное качество, 19-й – менее и т.д., вплоть до 1-го ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

Протокол исследования

Номер ранга эталона d1

Свойства личности

Номер ранга субъекта d2

Разность рангов D

Квадрат разности рангов d2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Σ d2 =

Из отобранных вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у вас лично (20-й ранг – качество, присущее вам в наибольшей степени, 19-й – качество, характерное для вас несколько меньше, чем первое, и т.д.). Результат занесите в протокол исследования.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и
«Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 – d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 – d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внесите ее в формулу

r = l – 0,00075 x Σ d2,

где r – коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

Интерпретация результатов
Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от –1 до + 1.
Если полученный коэффициент составляет не менее –0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности, равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человека о своем «идеальном Я» и «Я реальном».
Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 – свидетельство наличия значимой положительной связи между «Я идеальным» и «Я реальным». Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при r от +0,39 до +0,89, как тенденцию к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от –0,38 до –1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между «Я идеальным» и «Я реальным» (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к –1, тем больше степень несоответствия.
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.
Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.
Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений.
Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.
В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов «реального Я» и «Я идеального». Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.
Отчет по результатам исследования особенностей самооценки
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.

Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

Уровни выраженности показателей самооценки

Проявления самооценки

в обыденном поведении

в общении в студенческой группе (трудовом коллективе)

в учебной (профессио- нальной) деятельности

От 4–1,0 до +0,85

Самооценка высокая Неадекватная

 

 

 

От +0,84 до +0,53

Самооценка высокая Адекватная

 

 

 

От +0,52 до –0,1

Самооценка средняя Адекватная

 

 

 

От –0,09 до –0,32

Самооценка низкая Адекватная

 

 

 

От –0,33 до –1,0

Самооценка низкая Неадекватная

 

 

 

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки

Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие – перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, – чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного , и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т.д.
Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.
Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности – уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.
Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

Библиографический список

1. Казаков Ю.Н., Золотарева Г.К. Общая психология. Раздел «Ведение в психологию» (Конспект лекций). Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС.
2. Лидер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907.
3. Ицхак Адизес. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. – М.: Альпина, 2008. – С. 259.
4. Стивен Р. Кови. Лидерство, основанное на принципах. – М.: Альпина, 2009. – С. 302.

Источник: Формирование лидерского потенциала : учебное пособие / Е.Ю. Плешакова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2017. – 105 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.