Психология лидерства
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Психология лидерства
Типы, модели и формы поведения. Самооценка
Определение и типология лидеров
Все страницы

1.1. Структура личности

В психологию слово «личность» пришло из общеупотребительной лексики. При этом в науке оно обрело несколько иной смысл. В широком обиходе слово «личность» часто используют для характеристики «лица» человека. Вероятно, отсюда и происхождение слова «личность» (лик, личина). Фраза «установить личность» в большей мере означает установление поверхностных характеристик человека: Ф. И. О., внешний вид, возраст, род занятий, семейное положение и т.п. Сюда можно отнести и те психологические характеристики, которые налицо: спокойный или раздражительный, молчаливый или разговорчивый и т.д.

Из этого очевидного противоречия между исходным смыслом слова и сложившимся в науке (личность – это внешнее или внутреннее) возникало и возникает много неясных моментов, неразберихи. На сегодняшний день некоторые ученые избегают пользоваться термином «личность» для обозначения каких бы то ни было психических явлений. Во многих работах встречается слово «личность» как синоним «индивида», т.е. подразумеваются именно индивидуальные свойства человека – основной источник его поведения.
В психологической науке категории «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» относятся к базовым категориям.
Понятие «человек» является самым широким. Это принятое классическое научно-обобщенное название особого вида живого существа – homo sapiens (лат. «человек разумный»).
Индивид – категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Индивид акцентирует в человеке биологическое начало, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду.
Личность – индивид, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Личность – результат формирования, развития и социализации индивида.
В психологии имеют место и другие, более узкие, трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективными и трудно доказуемыми.
Индивидуальность – категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой личности, индивида.
Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.
Совокупность личностных характеристик представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы (подсистемы), которые в совокупности своих связей образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой.
Термин «структура» (лат. structura – строение, взаиморасположение) обычно используется в тех случаях, когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость рассматриваемого психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Целостность такого объекта не нарушится даже при изменении состава элементов (конечно, в определенных границах). Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все выделенные элементы находятся в единстве, образуя саму личность.
Психологическая структура личности – это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

Психологическая структура и развитие личности в научных подходах

Поскольку понятие «личность» трактуется по-разному, отличаются и подходы к определению и классификации элементов структуры личности. В одних акцент делается в большей степени на внешние, наглядные характеристики поведения человека, связанные с его социальной активностью, в других – на «стержневые» особенности, поиск основного источника поведения человека.
Бихевиоризм и необихевиоризм. Сторонники поведенческой теории, предшествующей появлению бихевиоризма, не дали четкой формулировки психологической структуры личности, ибо они фактически отвергали необходимость изучения психических механизмов человека. По мнению ранних бихевиористов, следует отказаться от понятий «сознание», «психическое состояние», «разум», «содержание», как и от изучения понятия «душа». Эти понятия потеряли для научной психологии всякий познавательный смысл. «Психология должна полностью изгнать из употребления термин “сознание”», – говорил Д. Уотсон (1878-1958). Законы человеческого поведения следует изучать через такие его составляющие, как мышечные движения и секреция желез. Именно они составляют истинный предмет изучения психологии. Ощущение, восприятие, мышление, волю, эмоции, инстинкты и все поведенческие акты, будь то игра в бейсбол или подергивание колена, можно свести к этим составляющим. И делать это можно через анализ совокупностей пар «стимул–реакция» с последующим разложением их на более элементарные составляющие. Так, психология оказалась «бессознательной», без психики.
Стремясь усовершенствовать бихевиоризм, некоторые психологи утверждали, что наряду с факторами научения поведение человека обусловлено его реакцией на свои внутренние побуждения (потребности), цели и внешние воздействия. Такой позиции придерживался, например, Э. Холт (1873-1946). Предпринимались попытки увязать в рамках бихевиоризма эффективность научения с массой коры головного мозга. Так появился известный «закон действия массы» К. Лешли (1890-1958): «Поведение можно рассматривать как простую сумму условных рефлексов».
Э. Толмен (1886-1958) описание поведения личности осуществлял путем учета пяти независимых переменных: воздействия внешнего мира, побуждения индивида, наследственности, возраста, предшествующего обучения. В концепции автора формула бихевиоризма приобрела следующий вид:
S → O → R,
где S – стимулы; R – реакция;
О – ненаблюдаемые факторы («промежуточные переменные»). Между стимулом S и реакцией R имеют место множество ненаблюдаемых факторов («промежуточных переменных») – О, которые характеризуют внутренние процессы, возникающие в личности под влиянием внешних стимулов S. Измеряя переменные S и R, можно описывать внутренние (ненаблюдаемые) состояния личности.
Основываясь на позиции А. Бандуры (1925) как представителя социального бихевиорального направления, формулу бихевиоризма можно переписать в таком виде:
S → K → R,
где K – промежуточный механизм, включающий когнитивные процессы. Именно когнитивным процессам принадлежит решающая роль в развитии личности, реализуемой путем изучения чужого опыта (усвоения чужих моделей поведения). Наблюдая других, индивид дает когнитивную оценку их поведению и тем самым формирует собственную личность. Таким образом, в психологической структуре личности появляется возможность индивида оценивать, прогнозировать и контролировать поведение других людей. Эти и подобные средства поведения получили название умственных подкреплений. Важно, что в рамках своего подхода автор ввел понятие «эффективность личности».
Эффективность личности – совокупность чувств компетентности, самоуважения и самооценки, позволяющих преодолевать жизненные препятствия и модифицировать нежелательные схемы своего поведения.
Д. Роттер (1916-2014), другой сторонник социального научения (социального бихевиоризма), представлял поведение личности как результат ее субъективных переживаний, ожиданий внешних подкреплений. Последние появляются благодаря когнитивным процессам: индивид предполагает получение определенного подкрепления сознания и на основе этого корректирует свое поведение. Источник подкрепления может находиться как внутри индивида, так и вне его. В первом случае о человеке говорят, что у него есть внутренний локус контроля и он склонен рассматривать свое поведение как результат собственных усилий и способностей. Во втором случае говорят о внешнем локусе контроля, при котором индивид перекладывает ответственность за свое поведение на внешние обстоятельства.
Гештальт-психология. Целостность психологической структуры личности – центральный момент, которого придерживались представители данного направления. Ассоциативно: комбинация из нескольких музыкальных нот образует мелодию, отдельные ноты не слышны и не воспринимаются.
На примере константности восприятия гештальтисты доказывали, что восприятие есть нечто большее, чем то, что видят глаза. Воспринимаемый образ есть целостное мгновенное образование взаимосвязанных частей перцептивного поля, не поддающееся дальнейшему разложению на части. Это и есть гештальт. Мозг не накапливает отдельные элементы входных сигналов и не увязывает их с помощью приемов ассоциации.
Подобная картина наблюдается в процессах мышления, научения, памяти и др. Так, процесс научения представляется гештальт-психологами как реорганизация и реструктуризация содержимого психики, но не связь между стимулами и реакциями. Эти процессы могли происходить с участием внезапного осознания и постижения проблемы в целом (инсайта). Продуктивное мышление также осуществляется в терминах целостного осознания проблемы, направленного от общего к частному.
Классический психоанализ З. Фрейда (1856-1939) выражает психологическую структуру личности через сложное взаимодействие трех составляющих: ид («Оно»), эго («Я»), супер-эго («Сверх-Я»).
Ид («Оно») – наиболее объемная и влиятельная часть психики бессознательного, включающая биологические инстинкты. Инстинкты побуждают личность действовать вопреки реальности по принципу достижения удовольствия путем немедленного удовлетворения потребностей (в первую очередь, сексуальных и агрессивных) – это источник психической энергии (либидо), вызывающей напряженность психики индивида.
Супер-эго («Сверх-Я») – составляющая, содержащая в себе нравственные устои общества, социальные нормы поведения людей в данном обществе, которые играют роль ограничений, накладываемых на инстинктивные побуждения личности. «Сверх-Я» стремится полностью подавить влечения, исходящие от «Оно».
Эго («Я») – часть психики, в основном контролируемой сознанием. Она содержит информацию о реальном окружающем мире и его нормативных требованиях, но одновременно находится под постоянным воздействием бессознательных инстинктов. Составляющая «Я» сдерживает порывы «Оно» до тех пор, пока не будут найдены средства подавления напряжения, направляет и контролирует либидо. Взаимодействие «Оно» и «Я» напоминает лошадь и всадника: энергия движения, исходящая от лошади, позволяет всаднику двигаться, но при отсутствии управления со стороны всадника лошадь может сбросить его. Таким образом, «Я» представляет собой зону конфликта, поле непримиримого противоборства между «Оно» и
«Сверх-Я».
Для примирения этих двух сторон личности «Я» использует арсенал защитных механизмов:
► сублимацию – замену неприемлемых для данного момента инстинктивных влечений на социально приемлемые;
► проекцию – маскировку своих проблем через приписывание их другим людям с целью перекладывания всей вины на них;
► замещение – перевод агрессии с одного объекта на более приемлемый и безответный в данный момент;
► регрессию – уход от переживаний через поведение, характерное для ранних периодов жизни, казавшейся тогда менее тревожной и безопасной;
► рационализацию – выработку самооправдательных легенд, маскирующих истинные мотивы собственных поступков, постигших неудач;
► подавление – вытеснение или блокировку сознания от тревожных моментов;
► отрицание – отрицание появившейся угрозы жизнедеятельности;
► реактивную формацию – подмену фактора, вызывающего напряженность, на противоположный ему.
По мнению З. Фрейда, формирование личности происходит в течение шести первых лет жизни.
Неофрейдизм. Последователи психоаналитического подхода не внесли ничего принципиально нового в представления о психологической структуре личности. Так, К. Юнг (1875-1961) – основатель аналитической психологии – продолжал настаивать на врожденности структуры личности. Как и Фрейд, он считал наиболее влиятельной частью структуры личности сферу бессознательного. Правда, в качестве бессознательного у него фигурирует дополнительная составляющая «коллективное бессознательное». Оно проявляется в виде «архетипов» – генетически обусловленных следов влияния на поведение человека идей предшествующих поколений.
«Личное бессознательное» представлено К. Юнгом совокупностью ранее осознанных мыслей, чувств, переживаний и стремлений, но впоследствии вытесненных в сферу бессознательного. Проявляется эта составляющая в виде «комплексов» (например, комплекс власти, подчиняющий мысли и действия человека, или комплекс неполноценности и т.д.). Третий элемент структуры личности представлен индивидуальным сознанием (понятием «Я»), которое регулирует поведение и деятельность индивида, устанавливая разумное равновесие между двумя другими составляющими. Этот момент проявляется у индивида в виде интровертного (ориентированного на внешний мир) и экстравертного (ориентированного на свой внутренний мир) поведения. На основании этого К. Юнг «вылепил» людей, различающихся свойствами архетипов, а также степенью проявления у них свойств интровертности–экстравертности.
А. Адлер (1870-1937) не выделял в структуре личности каких-либо элементов, утверждая, что это невозможно, что структура целостна и ее функционирование подчинено врожденному социальному фактору – «чувству общности». Источник же формирования и развития личности – в стремлении к превосходству над другими людьми. Неудачи в реализации этого стремления вызывают у человека чувство собственной ущербности, которое он преодолевает через различного рода компенсации (от ухода в депрессию и болезнь до атрофированного развития какой-либо стороны своей личности).
А. Маслоу (1908-1970) ядром личности считал врожденную потребность в самоактуализации, развитии, реализации своего потенциала с опорой на собственные силы. По его мнению, личность – это тот внутренний мир, который формируется через самоактуализацию. Однако высший уровень развития личности может быть достигнут после удовлетворения потребностей более низкого уровня. В этой связи он ввел «пирамиду» потребностей, упорядоченных по значимости для жизнедеятельности человека (физиологические, безопасности, чувства общности, уважения, актуализации).
К. Роджерс (1902-1987) утверждал, что личность есть то, что человек о себе думает на основе сознательных оценок текущих событий в его жизни. Он также видел в самоактуализации ведущий мотив жизнедеятельности человека. В отличие от взгляда А. Маслоу на самоактуализацию как на факт достижения индивидом высшего уровня психического развития К. Роджерс рассматривает ее как процесс непрерывного пожизненного формирования индивидом самого себя. Для развития личности ребенка требуется «позитивное внимание» – достаточно полное удовлетворение потребностей в любви и ласке, без всяких на то условий.
Когнитивная психология. В представлении Дж. Келли (1905-1967) структура личности отождествляется с двумя типами личностных конструктов, обеспечивающих накопление знаний человека о себе и окружающем мире:
► базовые («ядерные») – для взаимодействия с другими людьми;
► периферические – для решения текущих задач более низкого уровня.
Каждый конструкт имеет дихотомическую форму (например, «добрый– злой», «общительный–замкнутый»). В целом система личностных конструктов имеет иерархическую структуру, функционирующую отчасти по врожденным, отчасти приобретенным планам обработки информации – так называемым «схемам». Развитие личности продолжается всю жизнь как путем накопления количества конструктов, так и совершенствованием «схем». Сочетание конструктов и «схем» определяет возможности индивида в познавательной, социальной и в любой иной сфере жизнедеятельности.
Диспозиционный подход. При этом подходе просматривается тенденция считать основным атрибутом личности темперамент (или его свойства), вплоть до полного отождествления этих понятий. Например, по Г. Айзенку (1916-1997), личность и ее темперамент полностью описываются свойствами «интроверсия»–«экстроверсия», «нейротизм» (как свойство эмоциональной неустойчивости), «психотизм» (как свойство необъективной оценки реальности). Сочетание этих двух измерений порождает четыре разных психологических типа.
Деятельностный подход. По вопросам психологической структуры личности до сих пор ведутся дискуссии среди сторонников этого подхода. Адекватную модель личности пытались построить на включении в это понятие огромного количества компонентов (свойств темперамента, черт характера, отдельных свойств психических процессов и др.). Однако оперировать такой моделью на практике было невозможно из-за проблемы, как говорят физики, «проклятья разномерности» структуры и взаимосвязности ее компонентов. В этой связи начались поиски теоретически обоснованных и приемлемых для практики структур личности.
К.К. Платонов (1906-1984) предложил «динамическую структуру личности», включающую в себя четыре уровня:
► социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества) – высший уровень;
► личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек) – третий уровень;
► индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память) – второй уровень;
► биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.) – низший уровень.
В структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало, элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало, формируемое условиями жизни человека как члена общества. А. Леонтьев (1903-1997) утверждал, что структуру личности человека не следует искать ни в каком наборе его отдельных психических особенностей (генетике, задатках, приобретенных знаниях, навыках и умениях). Устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность или, точнее, система его отношений к миру, реализуемая через иерархию различных деятельностей. По мере своего развития человек включается во все большее количество различных видов деятельности. Это обусловлено теми общественными отношениями, в которых оказывается человек в своей жизни. Одни из них становятся ведущими для данного человека, другие – подчиненными. Эта иерархия деятельностей, не зависящая от состояний организма человека, составляет ядро личности. За этим соотношением деятельностей стоят отношения мотивов (ведь мотивационная сфера личности всегда является многовершинной).
Итак, по мнению А. Леонтьева, к базовым (скелетным) параметрам структуры личности относятся:
► разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью различных деятельностей;
► степень иерархизированности связей с миром (конечно, деятельностных), т.е. их мотивационная «окраска»;
► общая структура связей индивида с миром, образуемая внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.
Развитие личности ребенка, согласно позиции А. Леонтьева, идет через связь с окружающим миром, через предметы, которые вначале открываются ему только в физических свойствах, а потом и в их функциональном значении, используемом в деятельности. Так, вначале ребенок видит и ощущает чашку, но затем он обнаруживает, что она предназначена для питья, т.е. для реализации конкретной деятельности. Подобные
переходы продолжаются от фазы предметно-практической деятельности до усвоения иерархии деятельностей на уровне отношений с обществом. При этом формируется и развивается система личностных смыслов (мотивов) деятельности. Это и есть процесс становления личности. Итак, личность создается объективными обстоятельствами через совокупность деятельностей, реализующих отношение человека к миру. При этом личность может развиваться исключительно в рамках созидания, но не потребления.
А. Петровский (1924-2006) также обозначает личностью то системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в котором отражается уровень общественных отношений, общественных связей. Свойства личности человека проявляются в содержании его деятельности, деловых и межличностных отношениях в конкретных условиях социальной жизни, т.е. реализуются через все, что составляет образ его жизни. Личность не обусловлена биологическими факторами.
Б. Ананьев, признавая ведущую роль социальных компонент в структуре личности, допускает участие в ней биологически обусловленных составляющих, некоторых психических процессов и опыта индивида (по К. Платонову).
Б. Братусь (1945) выделяет составляющие структуры личности человека по принципу преобладающего в нем способа отношения к самому себе, другому человеку и окружающим людям. На этом основании он предлагает рассматривать структуру личности в виде трехуровневой системы:
► эгоцентрический уровень, включающий самоценное отношение к себе, направленное на личные выгоды и удобства при потребительском отношении к другим по принципу «нужный для меня человек – ненужный»;
► группоцентрический уровень, выражающий отношение к другому человеку в зависимости от того, входит он в значимую для личности группу (семья, трудовой коллектив, нация) или нет;
► просоциальный уровень, допускающий равноправное, равноценное отношение к любому человеку как высшему существу природы.
А.Г. Ковалев (1913-2004) рассматривал личность как синтез:
► темперамента (структуры природных свойств);
► направленности (система потребностей, интересов, идеалов);
► способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
В.А. Ганзен (1927-1997) в структуру личности включил:
► темперамент (динамические особенности поведения человека);
► направленность (интересы и склонности);
► характер (отношение к тем или иным сторонам бытия);
► способности (готовность к выполнению той или иной деятельности).
С.Л. Рубинштейн (1889-1960) выделяет три компонента в структуре личности:
1. Направленность. Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?
► проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения.
2. Знания, умения, навыки. Что человек может?
► приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.
3. Индивидуально-типологические особенности. Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?
► проявляются в темпераменте, характере, способностях.
К. Леонгард (1904-1988) выделял акцентуации характера (демонстративный тип, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный). Таким образом, в его структуру личности входит два явления:
► темперамент;
► характер.
Обобщая вышеизложенные теории, можно заключить, что психологическая структура личности состоит из следующих компонентов.
Первый компонент – направленность личности, или отношение человека к действительности.
Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.
Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Одни из способностей доминируют.
Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное образование, где в единстве проявляется содержание и форма духовной жизни человека.
К свойствам характера относят моральные и волевые качества, в свою очередь, обеспечивающие стиль поведения.
Четвертый компонент – система управления – обозначают словом
«я». «Я» осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль, коррекцию действий и поступков.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.