На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Психология лидерства - Типы, модели и формы поведения. Самооценка
Психология лидерства - Типы, модели и формы поведения. Самооценка
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Психология лидерства
Типы, модели и формы поведения. Самооценка
Определение и типология лидеров
Все страницы

 

1.2. Типы, модели и формы поведения. Самооценка

Поведение – внешне проявляющаяся активность живых существ.
Поведение человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру.
Существует множество классификаций типов поведения. Поведение может соответствовать нормам морали, быть доброжелательным, целесообразным, спокойным или же агрессивным, аффективным и даже преступным. Бихевиоризм трактует поведение как совокупность реакций на стимулы внешней среды, тем самым недооценивает роль сознания, внутреннего мира человека в его регуляции. Исходя из такого подхода бихевиористами было выявлено 16 типов поведения:
1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет категоризации.
2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты, которые позволяют сохранить позитивное мнение человека о самом себе.
3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением успеха.
6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям.
7. Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах (подражание, внушение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
9. Уравновешивающее поведение – человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10. Освобождающее поведение – человек стремится «обезопасить себя» от реальных или кажущихся «негативных условий существования».
11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, устранение диссонанса между желаниями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
12. Экспрессивное поведение – в тех сферах, где человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения, при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели.
14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних условий.
15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
Различают поведение: социальное и индивидуальное; внутреннее и внешнее; врожденное и приобретенное; намеренное и ненамеренное, осознанное и неосознанное, правильное и ошибочное и т.д.
Социальное поведение – это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа. Социальное поведение – действия человека среди людей и относительно людей (Я и ты, Я и мы). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то, что значимо для окружающих.
Естественное поведение – индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям, «естественное» поведение индивида социально не регламентируется, поэтому оно может быть аморально. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение не поощряется и запрещается, поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.
Ритуальное поведение (церемонное) – индивидуально-неестественное поведение. Ритуал во всем многообразии форм – от этикета до церемонии – настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы.
Хотя все поведение человека – социально, в некотором контексте оказывается уместным говорить об индивидуальном поведении: такое поведение происходит в парадигме «Я и предметы».
В повседневной жизни важно различать:
Намеренное (преднамеренное) поведение – осуществляемое специально.
Непреднамеренное поведение – осуществляемое случайно.
Осознанное поведение – сознательно управляемое человеком.
Поведение неосознанное – не управляемое человеком (импульсивное). Свое неосознанное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют – к сожалению, часто также неосознанно. Неосознанное поведение широко распространено, и оно же – источник большинства человеческих проблем.
Врожденное поведение – поведение, которое запрограммированно генетически или выучено в первые часы после рождения (импринтинг).
Приобретенное поведение – поведение, сформированное в результате научения, обучения и воспитания.
Частью приобретенного поведения являются приобретенные программы – набор действий и реакций, которые были вложены в человека обществом в процессе его жизни. Это язык и лексика, понятия и нормы, все знания и навыки, которые в него вложили.
Другой частью приобретенного поведения является заученное поведение – поведенческая модель, возникшая на раннем этапе от родителей и других близких людей. Считается, что заученным поведением являются большинство из привычных эмоций.
Противоположностью заученного поведения является творческое поведение.
Творческое поведение – самостоятельно рожденное (найденное, сделанное) поведение.
Типы социального поведения
Избегание. Тип социального поведения человека, для которого характерно преимущественное избегание любых деловых отношений с другими людьми как в плане кооперации, так и в плане отстаивания своих интересов.
Компромисс. Тип социального поведения людей, для которого характерны уступки другим людям в обмен на аналогичное поведение. Отличие компромисса от сотрудничества в том, что при первом нельзя сказать, что участники взаимодействия работают на благо друг другу (но и во вред другому они не работают тоже).
Приспособление. Тип социального поведения человека, для которого характерно принесение в жертву собственных интересов ради интересов
другого человека. Приспособление может иметь разные причины, среди которых: склонность к самопожертвованию, тактический маневр, надежда на то, что доминирующий человек в последующем отплатит благодарностью. Соперничество. Тип социального поведения людей, для которого характерно стремление добиться удовлетворения своих интересов за счет
другого.
Сотрудничество. Тип социального поведения человека, для которого характерен приход участников ситуации к решению, полностью удовлетворяющему обе стороны, при котором участники начинают работать на благо друг другу.
Поведение личности включает, по мнению Д. Роттера, пять основных блоков поведенческих реакций или «техник существования»:
► Достижение (цели, успеха).
► Приспособление (выполнение норм поведения).
► Защита (отрицание, подавление желаний, обесценивание).
► Избегание (выход из поля напряжения: уход, отдых).
► Агрессия (ругань, физическое воздействие, ирония, интриги).
По отношению к человеку организация является внешней средой, которая формирует определенные раздражители (стимулы), на которые личность реагирует. Кроме того, личность имеет собственные цели, потребности, восприятие ситуации. Таким образом, поведение человека в виде поступков может быть:
► Результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивный модус).
► Проявлением внутреннего источника активности (активный модус).
Целью поступка человека могут быть:
► Сохранение привычного состояния (стабильность).
► Приобретение нового качества (развитие).
К тому же закончиться поступок может при достижении желаемого внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) или внешнего эффекта (согласие, понимание, результат).
Тогда в зависимости от побуждения (реактивный или активный модус), цели (стабильность или развитие), конечного эффекта (внутренний или внешний) можно различать следующие типы поведения личности:
Перцептивное поведение (реактивный модус, стабильность, внутренний эффект) – стремление справиться с информационной перегрузкой за счет упрощения и систематизации информации; достигается более ясное понимание, но возможна потеря значимой информации
Защитное поведение (реактивный модус, стабильность, внутренний эффект) – семь защитных механизмов по З. Фрейду: подавление желаний; отрицание; рационализация; инверсия; проекция; изоляция; регрессия. Этот тип поведения заключается в том, чтобы защититься от проблем, которые он пока не может решить и снять тревогу от угрожающих событий.
Индуктивное поведение (реактивный модус, стабильность, внешний эффект) – восприятие и оценка людьми самих себя на основе оценки значения собственных действий («моя работа имеет очень большое значение для организации, поэтому я очень важная персона»; «да без меня они в грязи утонут!»).
Привычное поведение (реактивный модус, стабильность, внешний эффект) – стремление воспроизвести поведение, которое ранее оправдало себя (позволило достичь результата, получило одобрение начальства и т.п.)
Утилитарное поведение (реактивный модус, развитие, внутренний эффект) – стремление человека решить задачу с максимальным достижением (с субъективным переживанием максимально возможного успеха). Ролевое поведение (реактивный модус, развитие, внутренний эффект) – поведение в соответствии с той ролью, которая присуща человеку в организации или группе. Человек осознает эту роль и поступает так, как положено, даже если это поведение не соответствует его личным устремлениям.
Сценарное поведение (реактивный модус, развитие, внешний эффект) – человек исполняет всю совокупность правил, соответствующих его положению в организации.
Моделирующее поведение (реактивный модус, развитие, внешний эффект) – использование вариантов поведения людей (подражание). Такое поведение является трудно контролируемым как со стороны самого человека, так и со стороны других людей.
Уравновешивающее поведение (активный модус, стабильность, внутренний эффект) – поведение выглядит как попытка примирить имеющиеся противоположные оценки, мнения, установки за счет изменения своих оценок и притязаний.
Освобождающее поведение (активный модус, стабильность, внутренний эффект) – попытка обезопасить себя от реальных или кажущихся плохих условий существования, сохранить стабильность своего эмоционального состояния (отказаться от непривлекательных целей, проявить уступчивость).
Атрибутивное поведение (активный модус, стабильность, внешний эффект) направлено на активное устранение противоречий между желаниями, мыслями и реальными действиями.
Экспрессивное поведение (активный модус, стабильность, внешний эффект) – основным регулятором поведения человека в организации или группе становится воспроизведение стабильно высокой самооценки. Высокая самооценка является результатом удовлетворения от хорошо сделанной работы.
Автономное поведение (активный модус, развитие, внутренний эффект) – готовность преодолевать любые барьеры на пути достижения цели, основанная на чувстве самостоятельности действий или даже иллюзии такой самостоятельности.
Утверждающее поведение (активный модус, развитие, внутренний эффект) предполагает восприятие своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных усилий.
Исследовательское поведение (активный модус, стабильность, внутренний эффект) – стремление к новизне социального и физического окружения, готовность смириться с информационной неопределенностью, привести внешнюю информацию к форме, с которой работал ранее.
Эмпатическое поведение (активный модус, стабильность, внутренний эффект) – стремление чувствовать и понимать эмоциональное состояние других людей, учитывать информацию, лежащую в основе межличностных отношений людей.
Поведение человека в организации может основываться на разуме (логические построения, казуальные отношения), а может быть результатом эмоций. Этот признак дополнительно включен в морфологический классификатор типов поведения (табл. 1.1).
Таблица 1.1

Признаки

Значения признаков

Модус

Реактивный

Активный

Цель

Стабильность

Развитие

Стабильность

Развитие

Эффект

внутр.

внешн.

внутр.

внешн.

внутр.

внешн.

внутр.

внешн.

Проявление разума

перцеп-

индук-

утилитарное

сценарное

уравно-

вешивающее

атрибу-

автономное

исследо-

вательское

тивное

тивное

тивное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление           эмоций

защитное

привычное

ролевое

мо-

делирующее

освобож-

дающее

экспрессивное

утверж-

эмпатическое

 

 

дающее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы поведения человека в организации

Очевидно, что восприятие и оценка своего опыта, а также процесс адаптации к условиям и требованиям организационного окружения во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде люди ведут себя по-разному. У человека как бы имеется две степени свободы в построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой – он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие основы поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации.
Первый тип: полностью принимаются ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Такой тип поведения можно охарактеризовать как поведение преданного и дисциплинированного члена организации.
Второй тип: человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Он делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить интересам организации, но соответствовать его собственным интересам. Например, такой человек с готовностью будет участвовать в забастовке, для того чтобы добиться повышения заработной платы.
Третий тип: человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выглядит оригиналом. Однако если организация может позволить себе отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным ее членам и дать им свободу в выборе форм поведения, они могут найти свое место в организации и приносить ей пользу.
Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации и люди, ведущие себя таким образом, не нужны организации. Однако в большинстве случаев «бунтари» порождают множество проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей большой ущерб.
Поведенческие модели
Поведенческая модель типа А – это совокупность поведенческих черт или стиля жизни, характеризующаяся крайней враждебностью, стремлением одержать победу во что бы то ни стало, крайней торопливостью, нетерпеливостью, чрезмерным беспокойством, крайней агрессивностью (иногда с трудом сдерживаемой), экспрессивностью речи и настороженностью, которая сопровождается напряжением всего организма. Люди с ярко выраженным типом А поведенческой модели противостоят временному прессингу и возложенной на них ответственности (Дженкинс, 1979). Тип А не являет собой практический результат стресса и реакцию на напряжение или дискомфорт. Скорее, это стиль решения проблем.
Противоположностью поведенческой модели типа А являются представители поведенческой модели типа Б. Они более расслаблены, склонны к сотрудничеству, не столь спонтанны в работе и выглядят более удовлетворенными повседневной жизнью и окружением.
Считается, что интенсивность и частота поведенческого типа А увеличивается по мере индустриализации, роста конкуренции и темпов жизни. Поведенческий тип А чаще встречается в городе, чем в сельской местности, более распространен среди менеджеров и работников торговли по сравнению с представителями технических профессий, у квалифицированных рабочих и творческой интеллигенции и у деловых женщин в отличие от домохозяек.
Помимо типов, моделей поведения, выделяют также формы поведения, представленные в табл. 1.2.
Таблица 1.2

Форма поведения

 

Характеристика

 

Акцент

Сенсорные подтипы

Доминантная

Полное погружение в текущие события. Прагматики, ставящие перед собой конкретные цели и умеющие их достигать; наблюдательны, остроумны, отличаются быстротой реакций, практической смекалкой;

Победитель – резкий, напористый, нетерпимый человек. Неуступчивый и прагматичный, он идет к цели, несмотря ни на что. Ему не хватает такта и дипломатичности. Имеет мало друзей

Лидер Политик Управляющий

 

склонны во всем стремиться к лидерству, соперничают за власть, признание, материальные ценности; настроены на победу любой ценой, хотя готовы к временным компромиссам ради ее достижения; быстро и точно анализируют
любую ситуацию

Эпикуреец проявляет дипломатичность и обходительность, если нужно; умеет нравиться людям, увлечь их за собой; не всегда учитывает интересы других, недостаточно самокритичен, не любит возражений

 

Творческая

Постоянная тяга к новому, любознательность, непрактичность, идеализм и мечтательность. Интерес превалирует над пользой

Фантазер импульсивен, часто одержим какой-либо новой идеей, которую горячо отстаивает. У него не всегда хватает терпения доводить начатое до конца, и это часто мешает в достижении жизненных целей.
Испытывает отвращение к однообразию, рутине, шаблонам и регламентам. Постоянно находится в оппозиции к существующим порядкам, не умеет идти на компромиссы в том, что для
него принципиально

Новатор Вдохновитель Наставник Аналитик Экспериментатор

Прогнозист стремится к самоусовершенствованию, никогда не останавливается на достигнутом. Обладает развитой интуицией и воображением. Изучает окружающий мир, пытаясь понять дальнейший ход событий.
Не идет избитыми путями.
Часто вызывает полярные оценки своей личности

Гармонизирующая

Умение сплотить людей, создать атмосферу непринужденности, искренности, доброжелательности; «болеют душой» за свой коллектив и, несмотря на стремление к душевному покою, могут стать

Миротворец добр и уступчив; хорошо разбирается в людях, но довольно снисходителен к их слабостям; мягкая, тактичная манера поведения; склонность к

Посредник Лирик Гуманист

 

активными защитниками обиженных; крайне щепетильны в вопросах соблюдения этических норм, высоко ценят гуманизм и справедливость

компромиссам ради сохранения хороших отношений, недостаток воли, настойчивости, инициативы

 

Романтик приветливый,

 

эмоциональный человек;

 

оказывает сильное влияние

 

на окружающих, поведение

 

не является продуманной

 

тактикой целеустремленного

 

и практичного человека;

 

естественный эмоциональ-

 

ный подъем с целью поднять

 

дух и настроение других или

 

увлечь какой-либо идеей; не

 

стремится к власти, редко

 

ставит перед собой конкрет-

 

ные цели практического ха-

 

рактера

Нормирующая

Консервативен по натуре, не любит перемен, неожиданностей, нестабильности в любом виде; умеет убеждать собеседника фактами и цифрами, приводить неоспоримые доказательства

Логик стремится к порядку во всем, систематизации, структуризации и категоризации; планирует свои дела; добросовестен, скрупулезен и педантичен; ко всему предпочитает готовиться заранее;
необходима спокойная, уединенная обстановка для раздумий и анализа; негибок в отношениях

Инспектор

Аналитик

Критик

 

Управляющий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессионал не склонен к компромиссам; не выносит конфликтов; может поступиться своими убеждениями или пойти на компромисс в отношениях; доделывает чужую работу, стремясь к качеству и порядку; в общении нуждается в определенной дистанции; кажется сухим или холодным человеком; ему трудно выразить свои чувства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В наиболее гармоничных отношениях находятся люди, у которых психологические формы личности дополняют друг друга, а именно:
1. Доминантная и нормирующая формы личности (при условии, что инициатива в делах будет принадлежать доминантному типу, а проработка деталей и доведение дела до конца будут осуществляться нормирующим).
2. Гармонизирующая форма личности хорошо понимает и дополняет творческую личность (при условии, что выбор идеи и инициатива в новом будут принадлежать творческой личности, а сглаживание острых углов и внедрение идеи в жизнь – гармонизирующей, а не наоборот).
В асимметричных отношениях находятся:
1. Доминантная и гармонизирующая личности. При этом доминантная личность (сразу или со временем) имеет склонность управлять гармонизирующей личностью авторитарными методами.
2. Творческая и нормирующая личности. В этом союзе творческая личность управляет нормирующей, в основном, демократическими методами.
Если эти правила не будут нарушаться, отношения могут складываться со средней степенью комфортности.
В конфликтных отношениях находятся:
1. Доминантная и творческая личности, так как обе не склонны к компромиссам, когда сталкиваются их главные ценности – идея и власть, либо расходятся основные жизненные интересы. Часто новые, смелые проекты творческой личности встречают противодействие со стороны прагматичной доминантной личности, следующей своим конкретным целям, не размениваясь на то, что ей кажется второстепенным в данный момент.
2. Гармонизирующая и нормирующая личности. У них разные идеалы и подходы к делу. Нормирующая личность подчиняет чувства и отношения интересам дела, руководствуясь сухой логикой фактов. А гармонизирующая – стремится выйти за рамки установленных правил ради каких-либо человеческих ценностей, ставя этику выше логики.
В тождественных отношениях между представителями одинаковых психологических форм личности совместимость выражена в разной степени. По степени комфортности эти отношения можно ранжировать следующим образом:
1. Наиболее совместимы два человека с гармонизирующими формами личности, так как легко идут на компромиссы ради хороших отношений.
2. Неплохая совместимость может быть у людей с нормирующими типами личности. Они в равной степени ориентированы больше на дело, чем на эмоции. Очень добросовестны во всем, что касается чувства долга, и стабильны в своих привязанностях. Но в некоторых случаях недостаток теплоты в отношениях приводит к взаимному охлаждению. Впрочем, они хорошо понимают друг друга.
3. Несколько хуже совместимость у творческих личностей. Здесь возможны: конкуренция идей, устремлений, взаимные претензии, неуступчивость, обиды, разногласия. Если они занимаются одним делом, сферы их деятельности желательно разделить.
4. В наименьшей степени совместимы доминантные личности. Их взаимные обиды и претензии более устойчивы и последовательны, чем у творческих личностей. Существует опасность постоянной конфронтации из-за конкуренции целей, идет борьба за влияние, власть, престиж и т.п. Их компромиссы временны, а установка на победу любой ценой велика, особенно у волевых типов.
Личность обладает способностью к самооценке. Без самооценки индивиду трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни.
Самооценка – представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное «примеривание» своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему конфликту, иногда доводящему человека до болезненного состояния.
Самооценка бывает высокой, средней и низкой.
Человек с низкой личностной самооценкой, как правило, менее успешен, излишне консервативен, так как боится перемен и не способен к адаптации в быстро меняющихся условиях реальности. Низкая самооценка может быть как адекватной, так и заниженной самооценкой.
Заниженная самооценка может возникнуть от разных факторов, включая генетические факторы, внешность или вес, психическое здоровье, социально-экономический статус, давление со стороны окружающих.
Человек с заниженной самооценкой может проявлять такие характеристики, как:
► чрезмерная самокритика и неудовлетворение;
► сверхчувствительность к критике со стороны окружающих;
► хроническая нерешительность и чрезмерная боязнь допустить ошибку;
► чувство вины, возникшее из-за неправильного восприятия прошлых ошибок;
► желание угодить и нежелание расстроить каждого и др.
Высокая самооценка – практически то же самое, что высокое чувство уверенности в себе. Обычно высокая самооценка сопровождает успешных людей – и отражая их реальные достижения, и помогая им в новых успехах. Завышенная самооценка – это переоценивание индивидом собственного потенциала. Такая самооценка может оказывать как положительное влияние, выраженное в уверенности в себе, так и отрицательное воздействие, выраженное в:
► повышенном эгоизме;
► «наплевательском» отношении к мнению окружающих и др.
Средняя самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
«Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки» (А.Г. Спиркин).
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих достижений индивида.
Функции самооценки:
► Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.
► Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
► Развития, так как может являться импульсом к достижениям.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.