Механизм внедрения ТРИЗ-РТВ-педагогики в образовательный процесс ДУ |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология |
Т.Н.Миронова В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования. В нашем дошкольном учреждении функционирует пять групп с общим количеством детей 95. Зная коллектив, его сильные и слабые стороны, мы пришли к выводу, что должны включиться в инновационную деятельность. И основания для этого были: проводя анализ речевого развития детей, мы столкнулись с тем, что речь дошкольников недостаточно развита. Стали выяснять, какие эффективные методики можно использовать, чтобы развить речь ребёнка, научить его не просто говорить, а связно излагать свои мысли, научить описывать, сочинять, рассказывать. Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, пришли к выводу, что применение технологии ТРИЗ позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей, потому что методы и приёмы технологии ТРИЗ и РТВ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Была приобретена и изучена научно-методическая, нормативно-правовая литература. Надо было так донести свои идеи до коллектива, чтобы педагоги не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить. Оценили инновационный потенциал педагогического коллектива с помощью тестирования педагогов, беседы с каждым сотрудником, разъяснениями преимуществ, которые даёт инновация детскому саду, конкретному члену педагогического коллектива. Чтобы понять реакцию человека на инновацию, учитывали, что одни люди легко и быстро принимают изменения, другим надо подумать, присмотреться. В ходе первоначальных обсуждений «нужна ли нам инновация» каждый педагог открыто и честно высказывал своё мнение, звучали конкретные предложения. В ходе дальнейшей работы изложили коллективу ясную, основанную на интересных идеях программу и план действий, чего мы достигнем и к каким результатам придём в ходе её реализации. Теперь точно знали, что программа выполнима коллективом. Начали с того, что подали в районный отдел образования заявку на открытие инновационной площадки, составили программу, определили этапы работы. Первый этап – организационный. Его цель: изучение теоретических основ и практического опыта работы по технологии ТРИЗ. Второй этап – этап внедрения технологии ТРИЗ в практику. Третий завершающий этап – анализ результатов работы. Теоретическая подготовка педагогов по ТРИЗ-технологии включила целевое обучение на курсах повышения квалификации в Витебском ИПК и АПО. После курсов прошли творческие отчёты педагогов для всего коллектива. Воспитатели изучили методическую литературу: С.И.Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», А.Строунинг «Методы активизации творческого мышления», Т.А.Сидорчук «Воображаем, размышляем, творим» и др. Прошла внутрисадовская учёба для всех педагогов: на протяжении года провели занятия семинара-практикума «Методы активизации творческого мышления». Прошло четыре занятия. Педагоги изучили основные методы ТРИЗ: мозговой штурм, морфологический анализ, синектика, метод фокальных объектов. Все эти методы способствуют развитию мышления, воображения и речи дошкольника. Для углубления теоретических знаний воспитателей провели семинары «Содержание работы по развитию речи в разных возрастных группах», «Формирование связной речи дошкольников». Провели консультации «Индивидуальный подход к развитию речи детей» и «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития». Для быстрейшего продвижения идей, методов, приёмов ТРИЗ-педагогики в практику работы воспитателей организована деятельность творческой группы педагогов, членами которой разрабатывались игры, творческие задания для детей, конспекты занятий, т.е. формировался банк информации в помощь воспитателям дошкольного учреждения. Педагогами изготовлены дидактические пособия для игр, системный оператор, кольца Луллия, морфологические дорожки. Наладили тесную связь с коллегами из других садов района, имеющих опыт работы по технологии ТРИЗ. Педагоги посещают новую форму обучения – мастер-класс воспитателя яслей-сада №3 г.Миоры по ТРИЗ-технологии, где перенимают опыт практической работы, консультируются, что положительно сказывается на их работе. Составили картотеку методической литературы по технологии ТРИЗ, сделали подборку игровых заданий, используемых в работе по развитию речи в каждой возрастной группе. Интересно прошла деловая игра «Справочное бюро» для воспитателей. Они показали знания методики развития речи и программных требований по данному разделу. Запомнился педагогам ТРИЗ-КВН. Его целью было практическое освоение идеи и концепции технологии ТРИЗ. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению личности, активизации творческих способностей воспитателей. Поддерживаем тесную связь с педагогами средней школы №1 г.Миоры в работе по преемственности. На базе нашего сада прошёл семинар на тему «Развитие связной речи в детском саду и школе». В работе семинара активное участие приняли воспитатели нашего детского сада и учителя начальных классов. Большую работу провели с родителями: родительские собрания, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, посещение занятий. В настоящее время инновационные идеи находят поддержку у родителей воспитанников: с их помощью приобретена литература, магнитный мольберт для занятий. Педагоги поверили, что достижение поставленных перед ними целей ведёт к получению значимого для них результата. В своей работе руководствовались: - системностью в работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений; - постоянным анализом успехов и достижений педагогов в работе; - созданием творческой атмосферы, установлением добрых, открытых отношений; - проведением открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывал собственную точку зрения, но решения принимались коллегиально. За два года внедрения образовательной технологии ТРИЗ можно отметить ряд положительных результатов: - произошло сплочение педагогического коллектива, педагоги заинтересованы в нововведениях, повышается их профессиональное мастерство; - дети на занятиях стали раскрепощённее, не бояться ответить неправильно; - обогащается словарный запас детей и развивается речь; - занятия способствуют расширению кругозора детей, обогащают их воображение, развивают логическое мышление, приобщают к простейшим исследованиям. Источник: "Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы" Витебск Редакционная коллегия: В.И.Жук, Н.А.Сердюкова, С.И.Тарарышко |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |